Налоговые преступления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговые преступления














Налоговые преступления

налоговый преступность отечественный правовой

Введение

Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой.

Основной причиной налоговой преступности все же является нравственно-психологическое состояние отечественных налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к существующей налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Следует отметить, что негативное отношение российских предпринимателей к налоговой системе в немалой степени объясняется недостаточным уровнем их правовой культуры. Отсутствие должного правового воспитания в первую очередь определяется тем, что российская налоговая система в более или менее цивилизованном виде сформировалась лишь в начале 90-х г., тогда как в большинстве зарубежных стран институт налогообложения существует сотни лет. В этих странах лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, осуждаются государством и обществом. Опрос же представителей различных категорий российских граждан показал, что 60% опрошенных не считают себя налогоплательщиками.

Определяющим фактором в нравственно - психологическом аспекте, безусловно, является корыстная мотивация.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления наказаний за налоговые преступления.

Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

В условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических прав человека правовая ответственность основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без налоговых нарушений, налоговых преступлений. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций. Задачами курсовой работы является:

  1. Рассмотреть, что представляют собой налоговые преступления в целом;
  2. Определить соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах;

Определить виды и правила назначения уголовных наказаний за налоговые преступления;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

1.Понятие налогового преступления

Налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом предусмотрено наказание.

Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиально новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы.

В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодический характер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами. Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинального изменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический.

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует.

Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%.

Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.

В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий "налоговое преступление" и "налоговое правонарушение".

Любое преступление представляет собой правонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связи с этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Это относится и к налоговым преступлениям.

Обратимся к понятию налогового правонарушения. Оно определятся в Налоговом кодексе следующим образом: "Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность".

Существенным отличием налогового преступления является его общественная опасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение.

Имеется отличие и в форме реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговое правонарушение - "налоговую санкцию" (ст. 114 Налогового кодекса).

Важной особенностью налогового преступления является то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностных лиц при наличии к тому оснований (п. 4 ст. 108). Что касается вины организации, то она определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

За нарушение законодательства о налогах и сборах устанавливается не только уголовная ответственность, но и налоговая ответственность предусмотренная Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), а также административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения (предусмотренная КоАП РФ главой 15). Поэтому вполне естественно возникает вопрос о соотношении указанных разновидностей нарушений законодательства о налогах и сборах между собой.

Налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. В соответствии со ст 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, можно сказать, то налоговые и административные правонарушения, как и преступления, также представляют собой виновно совершаемые противоправные деяния (действия или бездействия), за которые законом устанавливается ответственность. При этом, данные правонарушения также совершаются в противоречие с нормами законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых правонарушений предусмотрены в ст. 116, 129.1, 132, 135.1 НК РФ. Виды административных правонарушений, совершаемых в сфере налогообложения предусмотрены ст. 15.3 - 15.11 КоАП РФ; кроме того, предусматривается ответственность за ряд правонарушений, совершаемых в смежных с налогообложением областях, в частности, связанных с выпуском и продажей подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП РФ), с нарушениями при банкротстве (ст.14.12, 14.13 КоАП РФ), с нарушением сроков уплаты таможенных платежей (ст.16.22 КоАП РФ), и других случаях (осуществление кассовых операций, нарушение применения контрольно-кассовой техники и т.д.)

Соответственно, уголовная ответственность предусматривается в УК РФ, налоговая ответственность в НК РФ и административная - в КоАП РФ. Традиционным критерием для отграничения преступления от иных правонарушений называется его большая, по сравнению с любым другим правонарушением, общественная опасность деяния. Общественная опасность налогового и административного правонарушения менее значительна. Но к сожалению, данный критерий на является достаточным, он не объясняет соотношения налоговых преступлений с налоговыми право нарушениями организаций.

Таким образом, отдельные нормы НК РФ и КоАП РФ устанавливают ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогоплательщиком (налоговым агентом, иным обязанным лицом или их представителем) обязанностей, непосредственно не связанных с уплатой (перечислением) налога (сбора) в бюджет. Следовательно, налоговая и административная ответственность наступает в таких случаях независимо от того, привели ли соответствующие нарушения к неуплате (неперечислению) налога или нет.

Важной особенностью налогового преступления является также то, что ответственность за его совершение может быть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушения ответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст. 107 НК РФ). При этом организации могут нести ответственность и за те деяния, которые признаются преступлениями применительно к должностным лицам такой организации (т.е. к деяниям, которые не являются менее опасными по сравнению с преступлениями). Согласно ст.108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения, связанного с неуплатой налога или неисполнением обязанности налогового агента (в частности, предусмотренного ст. 119, 120, 122 или 123 НК РФ), не освобождает должностных лиц организации при наличии соответствующих оснований (а именно - признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 194, 199 - 199-2 УК РФ) от уголовной ответственности. В данном случае речь идет о привлечении к ответственности разных субъектов, а потому нельзя говорить о повторном привлечении к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.

КоАП РФ также предусматривает возможность привлечения к административной ответственности юридических лиц. В то же время, субъектами правонарушения в сфере налогообложения являются только должностные лица организации (лица, выполняющие управленческие функции), Т.к. в противном случае такие правонарушения было бы невозможно отграничить от налоговых правонарушений. Организации могут быть субъектами административных правонарушений, косвенно затрагивающих сферу налогообложения, например, предусмотренных статьей 15.12 и 16.22 КоАП РФ.

Предусмотренная законодательством о налогах и сборах ответственность за деяние, совершенное физическим лицом (в соответствии с п.3 cт. l08 НК РФ), наступает если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Хотя это прямо не закреплено в КоАП РФ, фактически таким же правилом следует руководствоваться и при привлечении физических лиц к административной ответственности.

Из этого следует, что иные правонарушения физических лиц являются менее опасными видами нарушений законодательства о налогах и сборах, нежели налоговые преступления.

Соотношение налоговой ответственности физических лиц с их уголовной ответственностью вызывает немало спорых вопросов:

а) в некоторых случаях санкции за налоговые правонарушения могут превосходить санкции за преступления, предусмотренные конкурирующими с НК РФ нормами (например, ст. 119 и 122 НК РФ в совокупности относительно ст. 198 УК РФ; ст. 125 НК РФ относительно ч.1 ст. 312 УК РФ);

в) не соответствует принципу соотношения между уголовной и налоговой физических лиц регулирование в НК РФ давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (установленный п.1 ст.113 НК РФ срок давности в три года превышает установленный ч.1 ст. 78 УК РФ срок давности при совершении преступлений небольшой тяжести, к которым, в частности, относятся деяния, предусмотренные ч.1 ст.194, ч.1 ст. 198, ч.1 ст.199-1 УК РФ).

Физическое лицо, совершившее преступление (например, ст. 198 НК РФ), может быть освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, т.е. не связанным с отсутствием состава преступления или невиновностью лица (например, в соответствии со ст.78, 84, 90 УК РФ). Поскольку данное деяние все равно считается преступлением, то согласно указанию п.3 ст.108 УК РФ такое лицо не должно привлекаться к ответственности.

Таким образом, мы видим, в чем сходство и различие налоговых преступлений и иных видов нарушений законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации.

2. Виды уголовных наказаний за налоговые преступления

На основании Уголовного кодекса РФ (УК РФ) ст. 43: уголовное наказание - это мера государственного принуждения, заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод лица, назначаемая и применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как самим осужденным, так и другими лицами. От мер ответственности (взысканий, санкций, наказаний), предусмотренных другими отраслями права (в частности, от мер налоговой и административной ответственности), уголовное наказание отличается, в первую очередь, более высокой степенью карательного воздействия (более серьезными лишениями и правоограничениями). Уголовные наказания гораздо чаще связаны с воздействием собственно на личность виновного. Налоговые санкции носят исключительно имущественный (денежный) характер (штрафы). Административные наказания за правонарушения, связанные со сферой налогообложения, также чаще всего заключаются в штрафах (за правонарушение, предусмотренное СТ. 15.12 КоАП РФ, установлена также конфискация предметов или орудий правонарушений, а за правонарушения, связанные с банкротством, - дисквалификация).

Виды уголовных наказаний предусмотрены в ст. 44 УК РФ. При этом уголовные наказания могут назначаться в качестве основных или в качестве дополнительных (последние назначаются не самостоятельно, а только вместе с основным наказанием). В качестве дополнительных наказаний за налоговые преступления могут назначаться штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Дополнительные наказания могут предусматриваться в норме Особенной части УК РФ как обязательные (они могут не назначаться в таком случае только при наличии исключительных обстоятельств в соответствии со ст. 64 УК РФ) и как не обязательные (применяются по усмотрению суда). За налоговые преступления могут быть назначены следующие наказания: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.

Штраф в соответствии со ст. 46 УК РФ - денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ, в размере, выраженном в рублях, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Штраф предусмотрен в качестве основного наказания за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 198, ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199.1, ст. 199.2, 170, 173, ч. 1-3 ст. 183, ч. 1 и 2 ст. 171.1, ч. 3 ст. 325, ч. 1 и 2 ст. 327.1, ст. 196, 197 УК РФ (т. е. практически за все налоговые преступления). Назначение данного вида наказания в качестве основного за преступление, предусмотренное ст. 195 УК РФ, также не исключается, в случае, если в соответствии со ст. 64 УК РФ суд сочтет возможным в силу исключительных обстоятельств назначить наказание более мягкое, чем предусмотрено за совершенное преступление. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться только в случаях, прямо указанных в нормах Особенной части УК РФ (если в качестве основного наказания суд назначит другой вид наказания). Штраф в качестве дополнительного наказания предусмотрен за преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 171.1, ч. 1 и 2 ст. 195, ст. 173, 196 и 197 УК РФ (в качестве обязательного - в ч. 1 ст. 171.1 и в ч. 1 ст. 195 УК РФ).

Штраф представляет собой единовременное размерное взыскание. При этом уголовный штраф в отличие от налоговых санкций (а в отдельных случаях - и от административных штрафов) исчисляется не в процентном отношении от суммы неуплаченных (неперечисленных) налогов, полученных доходов, причиненного ущерба и иных подобных показателей. Он может быть установлен в двух единицах:

в рублях (в твердой сумме); штраф устанавливается в размере от 2,5 тысяч (данный минимальный критерий используется, если в норме Особенной части УК РФ минимальный размер штрафа прямо не указан) до 1 миллиона рублей (однако в размере свыше 500 тысяч рублей штраф может устанавливаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления). Для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, штраф назначается в размере от 1 до 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 88 УК РФ).

в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период. Штраф устанавливается в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (свыше трех лет -- только за тяжкие или особо тяжкие преступления), а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, -- за период от двух недель до шести месяцев (ч. 2 ст. 46, ч. 2 ст. 88 УК РФ). Во внимание принимается заработная плата или иной доход осужденного, имевшиеся у него на момент вынесения приговора суда (п. 3 ПП ВС от 11.06.99 № 40), в т. ч. средний за несколько последних месяцев; под заработной платой понимается вознаграждение, получаемое осужденным от работы по трудовому договору (в т. ч. по совместительству); под иным доходом понимается экономическая выгода лица (в денежной, натуральной или иной форме), определяемая в соответствии с главой 23 НК РФ, в т. ч. доходы от занятия предпринимательской или иной самостоятельной деятельностью. При этом при исчислении штрафа используется либо заработная плата, либо иной доход, но не в совокупности.

В приговоре суд должен указать размер штрафа как в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период, так и в исчисленной судом твердой денежной сумме (п. 15 ПП ВС от 04.07.97 № 8; БВС. 2000, № 10, С. 19).

Применительно к отдельным видам налоговых преступлений УК РФ устанавливает следующие размеры штрафов:

до 80 тыс. руб. или до 6-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ст. 170, ч. 1 ст. 171.1 (в качестве дополнительного наказания), ст. 173 (в качестве дополнительного наказания), ч. 1 ст. 183, ч. 2 ст. 195 (в качестве дополнительного наказания), ст. 197 (в качестве дополнительного наказания) УК РФ;

до 120 тыс. руб. или до 12-месячного дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 183 УК РФ;

до 200 тыс. руб. пли до 18-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1 (в качестве основного наказания), ст. 173 (в качестве основного наказания), ч. 3 ст. 183, ч. 1 ст. 195 (в качестве дополнительного наказания), ч. 3 ст. 325 УК РФ;

до 300 тыс. руб. или до 24-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171-1 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст. 194, ст. 197 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч, 1 ст.327.1 УК РФ;

до 500 тыс. руб. или до 36-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 199, ст. 199-2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;

до 500 тыс. руб. или до 60-месячного дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;

до 1 млн. руб. или до 60-месячного дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171.1 УК РФ (в качестве дополнительного наказания).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) - состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью в течение определенного срока. В ст. 47 УК РФ речь идет о запрете занимать должности только на государственной службе, в органах местного самоуправления; применительно к должностям в других организациях, речь может идти только о лишении права заниматься определенной деятельностью (п. 16 ППВС от 04.07.97 № 8). В приговор е должны быть указаны определенные должности (круг должностей), которые запрещается занимать лицу (непосредственно наименования должностей либо какие-либо специальные критерии, например, должности, связанные с распоряжением денежными или материальными ценностями, с осуществлением бухгалтерского или иного учета, с допуском к охраняемой законом тайной и т. п.). Что касается лишения права заниматься определенной деятельностью, то речь может идти о любой профессиональной деятельности; при этом, в приговоре должно быть указано наименование соответствующей профессии (например, бухгалтерской). Речь может идти также и об иной деятельности, но очевидно связанной с необходимостью получения на ее осуществление специального разрешения (например, осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, арбитражного управляющего, аудитора и т. п.).

Лишение права является срочным видом наказания. В качестве основного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 1 до 5 лет (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 3 года). В качестве дополнительного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (именно 3 года предусмотрены в качестве максимального срока лишения права как дополнительного наказания во всех перечисленных налоговых преступлениях).

Обязательные работы в соответствии со ст. 49 УК РФ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работы могут назначаться в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (среди налоговых преступлений они предусмотрены только в ст. 170 и в ч. 1 ст. 194 УК РФ в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ). Данный вид наказания не может назначаться лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 49 УК РФ (речь идет о нетрудоспособных лицах, а также о лицах, которых с учетом специфики их службы невозможно привлечь к дополнительной работе). Обязательные работы представляют собой срочное наказание (исчисляются в часах) и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 180 часов), а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - на срок от 40 до 160 часов.

Исправительные работы предусмотрены ст. 50 УК РФ. При данном виде наказания, осужденный направляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе. Однако при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства от 5% до 20%.

Данный вид наказания применяется лишь к лицам, не имеющим основного места работы. В нормах Уголовного кодекса, касающихся налоговых преступлений, данный вид наказания прямо не предусмотрен. Исправительные работы могут применяться вместо лишения свободы в порядке ст. 64 УК РФ. Срок, на который может быть назначено такое наказание может быть от 2 месяцев до 2 лет.

Ограничение свободы на основании ст. 53 УК РФ заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этого муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в таких мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы, учебы без согласия специализированного государственного органа (уголовно-исполнительной инспекции). При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы может назначаться в качестве основного вида наказания в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (в частности, при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 195 УК РФ), а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Ограничение свободы исчисляется в годах и месяцах и назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений, на срок от 1 до 3 лет (по ч. 2 ст. 195 УК РФ - до 2 лет, по ч. 1 ст. 195 УК РФ - до 3 лет).

Лишение свободы на определенный срок на основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму. Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказанием за налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание не предусмотрено только за занижение размеров платежей за землю - ст. 170 УК РФ). В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено в качестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потому согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При осуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).

Лишение свободы назначается только в качестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любым лицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним, осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляет собой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56 УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальный срок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - 10 лет. Вместе с тем, УК РФ обычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговых преступлений:

до 1 года - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;

до 2 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;

до 3 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УК РФ;

до 4 лет - за преступление, предусмотренное ст. 173 УК РФ;

до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;

до б лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;

до 10 лет - за преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.

Правила назначения лицам, осужденным к лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.

При совершении тяжких преступлений в качестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено за совершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания за большинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы; могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматривает так называемую «специальную конфискацию» как средство восстановления нарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовным наказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доход государства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовному делу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). В частности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары и продукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1 УК РФ).

При назначении наказания за налоговые преступления применяются все общие правила назначения наказания, установленные УК РФ, в т. ч. учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст. 61 и 63 УК РФ), возможность назначения наказания 64 УК РФ), особые правила назначения наказания при деятельном раскаянии (ст. 62 УК РФ), не оконченном преступлении (ст. 66 УК РФ), рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. 69-71 УК РФ). К налоговым преступлениям на общих основаниях могут применяться все разновидности освобождения и смягчения наказания: освобождение от наказания в виде штрафа или лишения права с учетом срока содержания по стражей (ч. 5 ст. 72 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК РФ), замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (за исключением тяжких преступлений - ст. 80-1 УК РФ), освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или в связи с иной тяжелой болезнью (ст. 81 УК РФ), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК РФ), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83, 94 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (за исключением тяжких преступлений - ч. 1 ст. 92 УК РФ) или с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

После вступления в отношении лица, совершившего налоговое преступление, обвинительного приговора суда, которым этому лицу назначено уголовное наказание, у лица возникает судимость, т.е. особое правовое положение, наличие которого связывается с определенными правоограничениями, установленными как в уголовном законе, так и других федеральных законах.

Судимость прекращается путем ее снятия (актом амнистии, актом помилования или специальным судебным решением) либо погашения ее по истечении сроков, предусмотренных ст. ст. 86 и 95 УК РФ.

Заключение

Уклонение от подачи деклараций о доходах приобретает яркий характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц.

Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует не столь эффективная пока деятельность налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания.

Имеют место безответственность, равнодушие, а также равнодушное отношение к преступникам, что в большой степени способствует росту и развитию преступлений в сфере налогообложения.

Мнения по вопросу уголовных наказаний в сфере налогообложения резко различаются. Одни считают, что уголовное наказание за уклонение от налогов должно быть отменено или остаться только в виде высоких штрафов без лишения свободы, равно как и за незаконное предпринимательство, преднамеренное банкротство, незаконное получение кредита.

Их оппоненты неоднократно выступали за ужесточение санкций по налоговым преступлениям. К примеру, за введение более жестких наказаний в налоговой сфере выступало МВД. Силовиков заставил пойти на этот шаг анализ судебный практики, который показал резкий рост количества преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

«У такой позиции был свой резон, - отметил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, - Но связи с кризисом (сложившимся в стране), подобные правонарушения можно ограничить наказаниями в виде штрафов, деньги от которых пойдут в государственную казну. Более того, надо дать возможность провинившемуся предпринимателю исправить свои ошибки на месте».

В период кризиса мнения законодательных органов сходились в том, что необходимо всё же предоставлять компаниям налоговые кредиты и различные отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков. Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногда вызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то, что строгость санкций за налоговые преступления в России и других государствах вполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет ряд особенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениями в хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.

По моему мнению, нельзя полностью исключать уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства, поскольку утрачивается воспитательная функция уголовного закона.

Хочется также отметить, что применяемые к лицу, совершившему преступление, наказания и иные меры уголовно - правового воздействия должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, а также обстоятельствам его совершения.

Новое уголовное законодательство последовательно проводит принципы демократизации и гуманизации.

Целью принятого Налогового кодекса было обеспечить планомерное пополнение бюджета. Однако, стоит заметить, что делать это все же стоит в рамках существующего законодательства, а не путем изобретения новых положений и применения сомнительных методов со стороны уполномоченных государственных органов.

Похожие работы на - Налоговые преступления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!