Местные представительные органы государственной власти

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Местные представительные органы государственной власти

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Понятие, система и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь

.1 Понятие и признаки местного самоуправления

.2 Система и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь

ГЛАВА 2. Местные представительные органы государственной власти, полномочия, формы работы и акты

.1 Местные Советы депутатов и их полномочия

.2 Формы работы и акты местных представительных органов государственной власти

ГЛАВА 3 Органы территориального общественного самоуправления, местные собрания и местный референдум

.1 Органы территориального общественного самоуправления

.2 Местные собрания

.3 Местный референдум

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает большое количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций.

Местное управление и самоуправление - это один из важнейших элементов правового демократического государства и гражданского общества, который является гарантом стабильности и прогресса.

Актуальность темы заключается в том, что в большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования органов местного самоуправления в Республики и реализации ими своих полномочий.

Предметом исследования являются закономерности функционирования органов местного самоуправления, а также их взаимодействие между собой и с другими государственными органами.

Главная цель - на основе анализа теоретических источников выделить и изучить систему местного самоуправления в Республике Беларусь.

Задачи:

. Изучить понятие, систему и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь;

. Рассмотреть местные представительные органы государственной власти, их систему, принципы деятельности, полномочия, формы работы и акты; местное самоуправление депутат референдум

. Исследовать органы территориального общественного самоуправления, их роль в осуществлении власти гражданами Республики Беларусь.

При написании работы были использованы следующие методы:

метод описания;

метод анализа материала;

метод синтеза информации.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. Понятие, система и признаки местного самоуправления в

Республике Беларусь

1.1Понятие и признаки местного самоуправления

Местное управление и самоуправление является одним из важнейших элементов правового демократического государства и гражданского общества. Как свидетельствует практика развитых государств, органы публичной власти на местах призваны решать широкий круг повседневных, насущных вопросов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности населения соответствующей территории.

Органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются разделом 5 Конституции Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010., иными законодательными актами. По Конституции местное управление и самоуправление не входит в систему разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Современная юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве Республики Беларусь. Универсальное определение данного правового института содержится в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 года. В ней отмечается, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». Хартия обязывает государства, подписавшие ее, чтобы принцип местного самоуправления был признан в их законодательстве, а по возможности - и в Конституции страны [4, п.1 ст. 3].

Таким образом, в качестве основных признаков, характеризующих местное самоуправление, выступают:

выборность органов, его осуществляющих, непосредственно народом;

обладание определенной самостоятельностью, т.е. собственной компетенцией;

осуществление своей деятельности по поручению государства, т.е. самостоятельность самоуправления основана не на собственном праве, а на законе, акте центральной власти и даже на Конституции [11, c. 438].

Местное самоуправление в Республике Беларусь определено как форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств [5, ст. 1].

К существенным признакам местного самоуправления можно отнести следующие:

Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Население административно-территориальных образований, осуществляя самоуправление, самостоятельно решает те или иные вопросы местного значения на свои финансовые и другие средства и под свою ответственность;

Местное самоуправление - это деятельность, которая осуществляется населением либо непосредственно, либо через органы местного самоуправления. Основными формами непосредственного участия населения являются местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, сельские сходы. Что же касается органов местного самоуправления, то они автономны;

Местное самоуправление - это деятельность, которая осуществляется, исходя из интересов населения, с учетом его исторических и местных традиций;

Органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения с целью регулирования вопросов местного значения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории [14, c. 384].

.2 Система и принципы местного самоуправления в Республике Беларусь

Согласно ст. 117 Конституции, местное самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах [10, ст. 117].

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц; сельсовета, поселка, города, района, области.

Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления [3, c. 114].

Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные в городах, городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В нашей республике установлены три территориальных уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Классификация Советов по уровням позволяет в законодательстве более четко определять полномочия Советов, имеющие различное назначение [9, c. 219].

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы; к базовому - городские (городов областного подчинения), районные Советы; к областному - областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

В соответствии с Конституцией и Законом о местном управлении и самоуправлении местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений [5, ст. 3].

Таким образом, местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ним задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением [1, c. 144].


ГЛАВА 2. Местные представительные органы государственной власти,

полномочия, формы работы и акты

2.1 Местные Советы депутатов и их полномочия

Местные Советы депутатов избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [10, ст. 66].

Советы депутатов подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Деятельность Советов депутатов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Советы депутатов самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом о местном управлении и самоуправлении и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В областном (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах депутатов создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов депутатов организует председатель соответствующего Совета [12, c. 242].

В состав президиума Совета депутатов входят председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета.

Председатель Совета депутатов избирается из числа депутатов на сессии соответствующего Совета депутатов путем тайного голосования и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

Председатель сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов одновременно по должности является председателем соответствующего исполнительного комитета [5, ст. 21].

Советы депутатов в целях эффективного осуществления своих полномочий, защиты общих интересов и оказания взаимопомощи в решении вопросов местного значения, иного содействия осуществлению функций местного самоуправления вправе создавать объединения в форме ассоциаций Советов. Ассоциации Советов, Минский городской Совет могут создавать Национальную ассоциацию местных Советов депутатов.

Государственная регистрация ассоциаций осуществляется в порядке, установленном законодательными актами для ассоциаций некоммерческих организаций [11, c.446].

Ассоциации являются юридическими лицами, имущество которых формируется за счет взносов их членов и иных источников в соответствии с законодательством. Финансирование деятельности ассоциаций осуществляется за счет принадлежащих им денежных средств и иного имущества, в том числе полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной помощи, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Советы депутатов в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы [3, c.116].

Основные полномочия органов местного самоуправления и управления закреплены в Конституции и Законе Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. Органы местного самоуправления обладают широкими правами и обязанностями в сфере экономических, социальных отношений, бюджета, финансов, охраны общественного порядка.

К важнейшим полномочиям органов местного самоуправления относится:

Утверждение программы экономического и социального развития;

В области бюджета и финансов местные Советы депутатов утверждают и исполняют бюджеты, утверждают отчеты об их исполнении, устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы;

Местные Советы депутатов определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения коммунальной собственностью;

Местные Советы депутатов осуществляют управление учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения и другими находящимися в их ведении учреждениями и организациями;

Распоряжаются природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием;

Решают вопросы административно-территориального устройства;

Содействуют развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;

Участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Утверждают регламент и структуру Совета;

Принимают решения о самороспуске;

Осуществляют международное сотрудничество;

Местные Советы депутатов обладают и иными полномочиями[5, ст. 17].

.2 Формы работы и акты местных представительных органов

государственной власти

Сессия занимает главное место среди организационно-правовых форм работы Совета депутатов. В соответствии с Законом, сессия является основной формой деятельности этого органа и созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В сессии наиболее полно проявляется его качество как представительного органа власти. Здесь происходит окончательное согласование позиций депутатов, реализуется наиболее важная часть компетенции Советах [15, c. 323].

Сессия - это общее собрание депутатов, на котором решаются все вопросы, отнесенные законодательством к компетенции данного Совета. Сессия наряду с общими заседаниями Совета состоит также из заседаний его президиума, постоянных и иных комиссий, проводимых в период между заседаниями Совета депутатов.

Первая сессия вновь избранного Совета депутатов созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50% депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов. Заседание вновь избранного Совета до избрания председателя ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие - член данной комиссии, исполняющий обязанности ее председателя [3, c.118].

Сессии Совета депутатов созываются и проводятся в соответствии с регламентом Совета председателем Совета, а в случае его отсутствия или по его поручению - его заместителем. Сессия Совета может быть созвана:

Президиумом Совета;

По инициативе не менее 1/3 от числа избранных депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, а также избирателей, проживающих на данной территории, в количестве не менее 10% их списочного состава;

По требованию Президента Республики Беларусь либо вышестоящего Совета в случае нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан [5, ст. 12].

Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует не менее 2/3 от числа избранных депутатов.

Предложения по вопросам для рассмотрения на сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты Совета, председатель исполнительного комитета, глава местной администрации, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, граждане.

В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в местных Советах областного и базового уровня создаются президиумы. В состав президиума Совета депутатов входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета. К ведению президиума были отнесены вопросы организации работы Совета - подготовка и созыв сессии, координация деятельности депутатских комиссий и групп, организация контроля за выполнением решений Совета, содействие депутатам в осуществлении их полномочий [9, c. 221] .

Основной формой деятельности президиума Совета депутатов является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета, а в его отсутствие - заместитель председателя Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава тайным или открытым голосованием, в том числе поименным. Заседание президиума является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от его состава [3, c. 117].

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться [3, c. 118].

Постоянные комиссии избираются из числа депутатов на сессиях Совета. Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета депутатов. Постоянные комиссии Совета возглавляют председатели постоянных комиссий.

В заседаниях постоянной комиссии Совета могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, входящие в состав других постоянных комиссий данного Совета, приглашенные председателем комиссии эксперты и иные специалисты, а также депутаты других Советов при принятии решения, затрагивающего интересы граждан, проживающих на территории административно-территориальной единицы, в состав Совета которой избраны эти депутаты [5, ст. 16].

Постоянные комиссии по вопросам, относящимся к их ведению, принимают решения в порядке, установленном регламентом Совета.

Рекомендации, содержащиеся в решениях постоянных комиссий Совета депутатов подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, иными организациями. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается постоянным комиссиям в месячных срок.

Местные Советы депутатов на основании действующего законодательства принимают решения, которые имеют обязательную силу на соответствующей территории. В свою очередь председатель местного Совета депутатов издает распоряжения, а постоянные комиссии местного Совета депутатов принимают решения [3, c. 116].

В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. отмечается, что «решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории [6, ст. 2].

Решения местного Совета депутатов, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами депутатов, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами [9, c. 223].

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов населением в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

Инициировать принятие решений Совета по вопросам местного значения, вправе и граждане путем внесения проектов этих решений, которые подлежат обязательному рассмотрению на сессии Совета с участием представителей граждан, а результаты рассмотрения - опубликованию в местных средствах массовой информации.

В Конституции и Законе «О местном самоуправлении и управлении в Республике Беларусь» предусмотрен порядок отмены этих решений. Так, решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, вправе отменить вышестоящие представительные органы. Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом [13, с. 401].

Решения местных Советов депутатов, исполнительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом следует иметь в виду, что акты органов местного управления и самоуправления, носящие нормативный характер, могут быть проверены на предмет соответствия их Конституции, актам, обладающим более высокой юридической силой, Конституционным Судом. В общий суд, хозяйственный суд граждане, субъекты хозяйствования могут обжаловать лишь акты, имеющие правоприменительный характер, ограничивающие и нарушающие права, свобода и законные интересы граждан.

ГЛАВА 3. Органы территориального общественного самоуправления,

местные собрания и местный референдум

3.1 Органы территориального общественного самоуправления

Важным элементом системы самоуправления являются органы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление - деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел) в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления (единолично либо в формах советов, комитетов и других формах) [11, c. 474].

На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления [5, ст. 25].

Основной целью территориального общественного самоуправления являются развитие и осуществление на соответствующей части административно-территориальной единицы инициатив граждан по вопросам местного значения [13, c. 414].

К основным задачам территориального общественного самоуправления относятся:

Содействие и реализация прав, свобод и законных интересов;

Оказание помощи исполнительными и распорядительными органам, Советам в работе с гражданами;

Изучение, анализ и учет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

Привлечение граждан к решению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий;

Участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся в такой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);

Содействие в организации досуга граждан;

Участие в организации работы с неблагополучными семьями;

Содействие благотворительности;

Содействие возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, развитию художественного и технического творчества;

Содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений;

Содействие в осуществлении нормотворческой инициативы граждан по вопросам местного значения;

В прежние годы декларировалась тесная связь местных органов государственной власти и управления с формированиями по месту жительства. При этом роль этих органов виделась не в самостоятельном решении управленческих задач, а в оказании помощи государственным органам. Эти общественные институты рассматривались в качестве форм организационно массовой работы Советов и функционировали под непосредственным руководством исполнительных комитетов. В соответствии с Положением 1981 г. «О собраниях граждан по месту жительства, общественных сельских, уличных, квартальных и домовых комитетах в БССР» исполкомы созывали собрания граждан. Такое право для самих жителей не оговаривалось. Они могли лишь обратиться в исполком с ходатайством об их проведении. Вместе с тем считалось, что формы общественной самодеятельности являются самостоятельными институтами демократии [13, c. 415].

Орган территориального общественного самоуправления может являться коллегиальным либо единоличным. Коллегиальный орган может создаваться без образования юридического лица либо в виде юридического лица. Коллегиальный орган, созданный в виде юридического лица, является некоммерческой организацией [11, c. 475].

Порядок создания, деятельности и прекращения деятельности коллегиального органа территориального общественного самоуправления, созданного в виде юридического лица, определяется законодательством о юридическом лице соответствующей организационно-правовой формы.

Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления без образования юридического лица создается и действует в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь самоуправлении в Республике Беларусь» и положением об органе территориального общественного самоуправления; утверждаемым местным собранием на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня.

Единоличный орган территориального общественного самоуправления (староста, старейшина) создается и действует в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и положением об органе территориального общественного самоуправления, утверждаемым соответствующим Советом на основе примерного положения, утверждаемого Советом областного уровня. Учет единоличных органов территориального общественного самоуправления осуществляется соответствующими исполнительными и распорядительными органами первичного уровня [5, ст. 27].

Орган территориального общественного самоуправления подотчетен местному собранию и соответствующему Совету.

Членами коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут являться граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающие на части административно-территориальной единицы, на которой создается этот орган территориального общественного самоуправления.

Кандидаты в члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления могут выдвигаться гражданами, а также городскими (городов с районным делением, городов районного подчинения), поселковыми, сельскими Советами, исполнительными и распорядительными органами первичного уровня.

Члены коллегиального органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием на местном собрании. Форма голосования определяется местным собранием. Срок полномочий членов органа территориального общественного самоуправления не может превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы [11, c. 476].

В состав коллегиального органа территориального общественного самоуправления входят председатель, заместитель председателя и другие его члены.

Управление коллегиальным органом территориального общественного самоуправления осуществляет председатель органа территориального общественного самоуправления, а в его отсутствие - заместитель председателя, избираемые и освобождаемые от обязанностей на заседании коллегиального органа территориального общественного самоуправления из числа его членов п5о согласованию с соответствующим Советом депутатов.

Председатель подотчетен по всем вопросам своей деятельности органу территориального общественного самоуправления, местному собранию и соответствующему Совету депутатов. Он осуществляет руководство деятельностью органа территориального общественного самоуправления, обеспечивает выполнение этим органом решений местного собрания, несет ответственность за деятельность органа территориального общественного самоуправления [5, ст. 29].

Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления регистрируется соответствующим исполкомом, который принимает решение в течение 10 дней после предоставления туда соответствующих документов.

Заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Они правомочны, если в них принимают участие не менее 2/3 его членов.

Граждане имеют право свободного доступа на заседания коллегиального органа территориального общественного самоуправления, участия в его работе с правом совещательного голоса.

Решения коллегиального органа территориального общественного самоуправления принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании его членов. Они распространяются только на граждан, постоянно проживающих на части административно-территориальной единицы, на которой создан орган территориального общественного самоуправления, и исполняются гражданами на добровольной основе [13, c. 415].

Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления может быть упразднен по решению:

местного собрания;

Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства.

.2 Местные собрания

Местное собрание граждан по месту жительства является одним из важнейших институтов прямой демократии. Местное собрание - это совместное присутствие групп граждан, собравшихся для обсуждения и решения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения, базовая форма прямого участия населения в решении государственных и общественных дел [5, ст. 33].

Порядок инициирования, созыва, проведения местных собраний, а также их компетенция определяются законами «О республиканских и местных собраниях» и «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Местные собрания созываются по мере необходимости местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10% граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

Для подготовки собрания по предложению инициатора его созыва может создаваться инициативная группа либо образовываться организационный комитет.

Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в местном собрании, а также председателя организационного комитета или инициативной группы устанавливаются инициатором собрания [7, ст. 11].

Решение о созыве местного собрания, нормах представительства и порядке избрания уполномоченных для участия в местном собрании оформляется протоколом заседания организационного комитета или инициативной группы и доводится до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории, не позднее чем за 15 дней до проведения местного собрания с указанием времени, места его проведения и вопросов, выносимых для обсуждения.

Местное собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25% граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на данной территории, или не менее 2/3 уполномоченных.

С правом совещательного голоса в местном собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

Участники местного собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать и упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь [7, ст. 13].

Местное собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории. Исходя из этого, можно сделать вывод, что местные собрания могут принимать только рекомендательные решения.

Решения местного собрания, в том числе собрания уполномоченных, принимаются большинством голосов его участников и оформляются протоколом [13, c. 416].

.3 Местный референдум

Для решения вопросов, имеющих важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенных к компетенции соответствующих Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, могут проводиться местные референдумы [10, ст. 73] .

Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории [10, ст. 75].

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 процентами граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории [8, ст. 126].

Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве:

в области и городе Минске - не менее 50 человек;

в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек;

в поселке, сельсовете - не менее 10 человек.

Документы о проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и распорядительным органом на заключение в соответствующий областной, Минский городской орган юстиции, которые проверяют соответствие вопроса, выносимого на референдум, требованиям законодательства и соблюдение порядка образования инициативной группы [13, c. 419].

Вопрос, предлагаемый на местный референдум, с учетом заключения соответствующего областного, Минского городского органа юстиции и состав инициативной группы регистрируются соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

В течение 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдается свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения.

В регистрации инициативной группы по проведению местного референдума отказывается в случае нарушения требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован в месячный срок в районный, городской суд.

Если исполнительным и распорядительным органом установлено, что собрано необходимое количество достоверных подписей, инициативная группа по проведению местного референдума составляет заключительный акт и представляет его в соответствующий исполнительный и распорядительный орган, который передает его в местный Совет депутатов.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум [8, ст. 127].

Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня принятия решения о назначении референдума.

Решение местного Совета депутатов о назначении референдума публикуется в печати и обнародуется в других средствах массовой информации.

Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа [13, c. 419].

Подготовка и проведение референдума на территории области, города, района, района в городе, поселка, сельсовета осуществляются соответствующими комиссиями по референдуму, образованными в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что в Республике, не было проведено не одного местного референдума.

Заключение

Конституция Республики Беларусь рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти, признает и гарантирует его. Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Местные органы власти играют важную роль в развитии отдельных регионов и страны в целом. Перспективы развития местного сообщества во многом определяются эффективностью организации системы местного самоуправления.

Основной задачей местного самоуправления является обеспечение жизнедеятельности и улучшение благосостояния жителей местного сообщества. Эффективная система местного хозяйства предоставляет гражданам устойчивые возможности для заботы о себе и своей семье. Кроме того, активность и вовлеченность местного сообщества развивает гражданское самосознание и пробуждает у населения интерес к проблемам местного самоуправления.

Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система местного самоуправления далека от требований эффективного развития территорий. Местные органы не наделены достаточными полномочиями и не располагают соответствующей материальной базой для решения социально-экономических проблем, также не создан рациональный механизм сочетания местного и республиканского управления, местного управления и самоуправления. В стране нет четкой системы и специальных органов, которые могли бы регулировать и направлять этот процесс.

Путем реформирования целесообразно выработать такой механизм, который бы обеспечивал достаточную координацию и согласованность в их действиях, единство решения и исполнения. Необходимо наряду с наделением местных органов дополнительными полномочиями установить действенный порядок их эффективной реализации. Помимо мировой практики следовало бы взять на вооружение и опыт отечественный, накопленный, в частности, в советский период.

При этом необходимо исходить из того, что реформирование местного самоуправления, перераспределение функций по уровням властных структур - объективная необходимость.


Список использованных источников

Богдан, Е. Е. Организационно-правовые аспекты деятельности местных Советов депутатов базового территориального уровня в Республике Беларусь / Е. Е. Богдан // Проблемы управления. - 2006. №4. С. 142-147.

Бодак, А. Повышение эффективности местного управления и самоуправления / А. Бодак // Юстыцыя Беларусi. - 2007. №6. С. 41-46.

Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студентов юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. - Минск: БГУ, 2006, - 125 с.

Европейская Хартия местного самоуправления // Народный депутат. 1993. №11.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. №108-3 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 06. 01. 2010 №2/1660.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. №361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 12.01.2000 №2/830.

Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. №411-3 «О республиканских и местных собраниях» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 14.07.2000 г. №2/856.

Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. №370-3 с изменениями и дополнениями от 06.10.2006 г. №166-3 // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь №2/1263.

Кивель, В. Н. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / В. Н. Кивель. - Минск: Акад. управления при През. Респ. Беларусь, 2007. - 263 с.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2010. - 48 с.

Курак, А. И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учеб. пособие. 2-е изд., обновл. и доп. / А. И. Курак. - Минск: Тесей, 2011. - 550 с.

Местное самоуправление в Беларуси / В. Н. Кивель [и др.]; под науч. ред. И. П. Сидорчук. - Минск: Тонпик, 2007. - 416 с.

Основы государственного управления: учеб. пособие / под ред. Н. Б. Антоновой и С. Н. Князева. - Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - 480 с.

Сидорчук В. К. Организация местного самоуправления. - Мн: Амалфея, 2002. - 358 с.

Похожие работы на - Местные представительные органы государственной власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!