Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка
















Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

1. Теоретические основы цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

.1 Сущности и функции цены

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. Цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических понятий и взаимосвязь с этими категориями. В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

.учетно-измерительная;

.регулирующая (сбалансирования спроса и предложения);

.стимулирующая;

.перераспределительная.

1. Учетно-измерительная функция - отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов на производство товара (трудовых и материальных), во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Цена может существенно отклоняться от себестоимости. Особенностью рыночной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, топовым товарам, учет в имиджа в ценах на товары, услуги компаний.

2. Регулирующая функция или функция сбалансирования спроса и предложения - через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством, на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

В условиях рыночной экономики не только конечный товар, но и каждый производственный ресурс имеет свою цену. Цена ресурсов, как цена любого товара, реагирует на изменение спроса и предложения. Учитывая сложившиеся уровни цен на производственные ресурсы, производитель стремится максимально сократить затраты на производство товаров, работ и услуг (ресурсосбережение, технологический прогресс, появление новых видов материалов и т.п.).

3. Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную, операцию оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца - это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя - минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

4. Перераспределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

·Соотношение цен на различные виды продукции. К примеру, цены на ГСМ и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по экономике, а закупочные цены в сельском хозяйстве - более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей ГСМ и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольном перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен.

·Включение и (или) не включение в цену налогов (НДС - пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз - на отдельные товары - ювелирные изделия, табачные, винно-водочные).

·Установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике для промышленных потребителей и населения, подписка - физические и юридические лица, газ для бытовых нужд - городское и сельское население).

.2 Виды тарифов

Тариф - система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого острова Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Тарифная ставка (оклад, должностной оклад) - это размер денежной выплаты (оклад, должностной оклад) в составе заработной платы, который выплачивается работнику за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за установленное время без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Эта выплата фиксирована, обязательна к выплате и является минимальной гарантией оплаты труда работника, ниже которой он не может получить при условии выполнения должностных обязанностей. (Таб.1)

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации тарифная ставка (оклад) фиксируется в трудовом договоре работника вместе с другими обязательными условиями трудового договора, такими как трудовые обязанности и так далее.

Для удобства работы работодатель может разрабатывать схемы должностных окладов, тарифные сетки, штатные расписания, в которых указываются оклады и диапазоны окладов для групп должностей (профессий) и которые используются для установления конкретному работнику оклада при заключении с работником трудового договора, а также для расчёта и выплаты работнику заработной платы. Для разработки системы окладов в организации могут использоваться различные современные методики, такие как грейдинг.

Виды тарифов:

.Таможенный тариф

.Транспортный тариф

.Запретительный тариф

.Конвенционный тариф

.Тарифы связи

1. Таможенный тариф - инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями Правительства РФ, которые обязательно публикуются в Российской газете.

В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 08.12.2010 г. №1002. С 01.01.2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и ставки ввозных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утверждённые Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18.

В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:

а) Базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Иначе такие ставки называют минимальными;

б) Преференциальные - эти ставки, как видно из названия, представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Раньше преференциальные ставки обычно даровались метрополией своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами. В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые). В Российской Федерации в настоящий момент величина преференциальных ставок составляет 3/4 от базовых ставок;

в) Максимальные - по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств (т.е. государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима.) Иногда эти ставки называют еще генеральными или общими.

2. Транспортный тариф - цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта.

Существуют тарифы следующих видов транспорта:

·железнодорожного,

·автомобильного,

·речного,

·морского,

·воздушного,

·трубопроводного.

Железнодорожные тарифы - цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных работ.

В большинстве стран, в том числе в России, железнодорожные тарифы регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. Европейские железные дороги находятся в состоянии жесткой конкуренции с автомобильным и водным транспортом. Таможенные тарифы в РФ на перевозку пассажиров, багажа и почты жестко регламентируется государством.

Пассажирские перевозки убыточны в связи с относительно невысоким уровнем железнодорожных тарифов и большим количеством льгот на проезд различным категориям пассажиров. Уровень пассажирских тарифов сдерживается платежеспособным спросом населения. Убыточность пассажирских перевозок покрывается доходами от грузовых перевозок и бюджетными дотациями.

Автомобильные тарифы - цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг автомобильным транспортом.

Для автотранспорта и тарифов на его услуги характерно наименьшее по сравнению с другими видами транспорта регулирующее вмешательство государство в связи с развитой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции на рынке перевозок.

Речные тарифы - цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг речным транспортом.

Тарифы на речной транспорт регулируются органами местного самоуправления, в каждой области РФ индивидуально. При этом предельные тарифы на речной транспорт устанавливаются Федеральной службой по тарифам России (ФСТ).

Перед тем, как новые тарифы на речной транспорт подлежат утверждению, экспертные комиссии тщательно изучают экономическую ситуацию в регионах и другие важные моменты, и только после этого дают свои рекомендации по установлению тарифов на речной транспорт.

Тарифы на речной транспорт подразделяют на такие подвиды:

·тарифы на грузоперевозки;

·тарифы на пассажирские перевозки.

Тарифы на речной транспорт зависят от длины маршрута:

·внутригородские маршруты;

·пригородные маршруты;

·дальние маршруты.

Обычно гражданам доступны тарифы на речной транспорт в трех категориях:

·стоимость полного билета - тарифы на речной транспорт для взрослых пассажиров;

·стоимость детского билета;

·стоимость перевозки багажа.

Морские тарифы - цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг морским транспортом.

Предельные тарифы на морской транспорт, и на услуги в морском порту, утверждаются Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). Компании, предоставляющие услуги в морском порту, вправе устанавливать и высказывать свои пожелания насчет изменения тарифов на перевозки морским транспортом, впоследствии органы ФСТ России их должны утвердить.

Тарифы на морской транспорт, такие как перевозка пассажиров и грузов водным транспортом, устанавливают транспортные предприятия, которые предоставляют услуги в сфере морских перевозок. При этом учитывается комфортабельность во время поездки (для пассажирских перевозок), а также тот фактор, в какую страну перевозят груз (для грузоперевозок и пассажирских перевозок).

Тарифы на морской транспорт, в частности тарифы на перевозку, подразделяют на:

·тарифы на морской транспорт для пассажиров;

Морской транспорт считается относительно недорогим видом транспорта, поэтому тарифы на морской транспорт, особенно на грузоперевозки, невысокие.

Воздушные тарифы - цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и других услуг воздушным транспортом (авиатранспортом).

Авиакомпании России вправе самостоятельно рассчитывать стоимость своих предоставляемых услуг (Таб.2.). При этом они должны учитывать, что тарифы на авиатранспорт могут дифференцироваться в зависимости от комфортабельности во время перелета, а также от предлагаемого качества обслуживания пассажиров.

Утверждая тарифы на авиатранспорт, авиакомпания учитывает все своих расходы на предоставление услуг, налог на добавленную стоимость, стоимость дополнительных услуг для более комфортного перелета, а также страховой платеж в размере, который установлен законодательством РФ. Базовым тарифом на авиатранспорт считается тариф эконом-класса, который не содержит в себе никаких дополнительных услуг. Воздушные тарифы рекомендовано менять в сторону повышения не чаще одного раза в квартал, а в сторону понижения - по мере надобности, с учетом экономической ситуации на рынке авиауслуг.

Трубопроводный транспорт.

Россия обладает уникальной сетью трубопроводного транспорта. Протяженность магистральных трубопроводов в России наконец 2004 г. составляла 217 тыс. км, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктопроводы - 151 тыс. км, нефтепроводных - 46,7 тыс. км, нефтепродуктопроводных - 19,3 тыс. км.

По системе магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100% добываемого в России газа, 99% добываемой нефти, более 50% производимой продукции нефтеперерабатывающих предприятий.

На долю трубопроводного транспорта в начале третьего тысячелетия приходилось 55% всего грузооборота страны.

По протяженности магистральных трубопроводов, по их плотности (12 км на 1 тыс. кв. км) Россия в начале третьего тысячелетия занимала одно из ведущих мест в мире. Это - единственный вид транспорта в России, который по уровню развития близок к мировым стандартам.

Развитие системы трубопроводного транспорта имеет не только стратегический интерес для России, но является важным геополитическим фактором. Через систему трубопроводного транспорта Россия имеет возможность регулировать поставки газа и нефти на внутренний и внешний рынки.

Трубопроводный транспорт в перспективе может приносить государству огромные доходы. Значительные доходы может получать Россия в качестве платы за транзит по территории страны газа и нефти, добываемых в странах СНГ.

3. Запретительный тариф - цены услуг, установленные на достаточно высоком уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения) спроса на данный вид услуги.

4. Конвенционный тариф - вид таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами. Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного тарифа.

. Тарифы связи - цены за услуги, оказываемые потребителям предприятиями связи.

Тарифы связи в СССР, разновидность государственных плановых цен, по которым предприятия связи реализуют услуги различным потребителям по передаче писем, телеграмм, посылок, осуществлению междугородных телефонных разговоров и т.д. В процессе передачи сообщений, как правило, участвует несколько предприятий связи. Поэтому доходы, получаемые отдельными предприятиями связи по установленным тарифам (тарифные доходы), характеризуют в денежном выражении стоимость продукции всех предприятий, участвующих в передаче сообщений.

1.3 Льготы, субсидии, компенсации

Льгота - скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и др.

Виды льгот:

.налоговые льготы

.таможенные льготы

.транзитные льготы

.пенсионные льготы

.Налоговые льготы - преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели.

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

·личные и для юридических лиц;

·общеэкономические и социальные налоговые льготы;

·внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.

.Таможенные льготы - преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима. Предоставляются в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и сборов (тарифные льготы), применения упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.

По юридической природе Таможенные льготы делятся на:

·конвенционные, имеющие своей основой международный договор,

·односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.

.Транзитные льготы - это льготы, предоставляемые за дополнительную плату перевозчиком право грузоотправителю и / или грузополучателю прерывать перевозку в промежуточном пункте на пути следования, но оплачивать перевозку по сквозному тарифу. Транзитные льготы предоставляются массовым грузам, перевозимым железными дорогами и другими видами транспорта общего пользования.

В зависимости от способа транспортировки грузов, различают:

·Сухопутный транзит, в том числе:

üАвтомобильный транзит (грузовики, фуры, машины)

üЖелезнодорожный транзит (поезда)

üТрубопроводный транзит (газопроводы, нефтепроводы, водопроводы, ЛЭП)

·Воздушный транзит (самолёты)

·Морской транзит (танкеры, сухогрузы и т.д.)

Различают:

Прямой транзит - перевозки иностранных товаров под таможенным обеспечением, без помещения на таможенный склад;

Косвенный транзит - перевозки иностранных товаров, поступающих на таможенные склады, а затем - за границу.

.Пенсионные льготы - это освобождение от уплаты или скидка при уплате налогов и оплате услуг ЖКХ. Система социальных льгот появилась в советское время, когда для государственной экономики была характерна система социальных гарантий.

Список должностей для выхода на льготную пенсию с тех пор расширился, количество льготников составило более 50% населения страны. Пенсия льготная стала материальной поддержкой категорий граждан - ветеранов, инвалидов и других, тех, кто попал в тяжелое положение, кому система социальных льгот давала возможность выжить.

Субсидии - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

vсубсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;

vсубсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.

Основные свойства субсидии:

ØБезвозмездная, безвозвратная передача средств;

ØЦелевой характер;

ØСофинансирование.

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Компенсации (Таб.3) - денежная сумма, выплачиваемая в качестве возмещения понесённого ущерба, расходов и т.п. по решению суда либо в иных предусмотренных законом случаях.

цена доход железнодорожный льгота

2. Анализ роли цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций

.1 Роль цены в регулировании рынка

Роль учетно-измерительной функции цены.

Учетно-измерительная функция вытекает из сущности цены как денежного выражения рыночной стоимости. Цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребности в той или иной продукции, сколько затрачено труда, сырья, материалов на ее производство и какую прибыль получает предприниматель. То, что цена фиксирует и выявляет не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли, вытекает из механизма ценообразования, определяющего отклонение рыночной цены от затрат.

Цена переводит количество и качество товаров в материально-вещественной форме в адекватные показатели, измеренные в денежном выражении. Благодаря ей деньги обретают количественную определенность как платежное средство в акте купли-продажи. Кроме того, цена позволяет соизмерить ценность различных товаров, продукции, услуг - сравнивая цену, мы определяем более дешевый или дорогой товар.

Роль регулирующей функции цены или функции сбалансирования спроса и предложения.

Регулирующая функция цены осуществляет связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

Роль стимулирующей функции цены

Сущность стимулирующей функции заключается в том, что цена способна воздействовать и на производство, и на потребление как поощряюще, так и сдерживающе. На производителя цена оказывает стимулирующее влияние через величину заключенной в ней прибыли. Рыночная цена не зависит от желаний производителей или продавцов и определяется, как уже отмечалось, средними условиями производства и конъюнктурой рынка, поэтому, чем ниже индивидуальные затраты предпринимателя, тем больше прибыли он получит. Цена стимулирует производителей к снижению затрат, что достигается путем внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования, рациональным и полным использованием ресурсов, выбором наиболее эффективных и экономичных методов организации производства и управления. Кроме того, зная рентабельность того или иного товара, систему надбавок или скидок с цены, предприятие оценивает доходность их производства и реализации, следовательно, возникают экономические стимулы пересматривать ассортимент выпускаемых товаров, расширять выпуск тех, где выше прибыль на единицу, или тех, которые пользуются спросом.

Роль перераспределительной функции цены

Перераспределительная функция цены имела очень большое значение в плановой социалистической экономике и служила основным инструментом перераспределения прибыли и доходов: государство устанавливало уровень цен, определяло их соотношение между отраслями и сферами товарного обращения, искусственно занижало или завышало цены на отдельные виды товаров и продукции, решая свои идеологические задачи. Например, на детские и продовольственные товары цены были занижены, а на предметы роскоши (ювелирные изделия, мебель, автомобили) - завышены, тем самым изымалась прибыль у этих отраслей и дотировалось производство продовольствия. Государство с помощью цен регулировало накопления отставанию - перераспределение доходов из легкой промышленности в другие отрасли привело к серьезным проблемам и отставанию в развитии. Установление низких цен на энергоресурсы способствовало внедрению энергоемких видов производства во всех отраслях. Последствия такой экономической и технологической политики наша страна пожинает и в настоящее время, во многом кризисное состояние промышленности обусловлено заложенными ценовыми диспропорциями 60-70-х годов - в настоящее время, когда стоимость энергоресурсов приблизилась к мировым ценам, большинство предприятий оказались не в состоянии оплачивать их.

.2 Роль тарифов в регулировании рынка

Таможенные тарифы определяют:

·ставки пошлин, виды ставок и сам порядок их установления;

·характер и порядок применения сезонных и особых пошлин;

·методы вычисления таможенной стоимости и порядок применения;

·принципы определения страны происхождения товара;

·тарифные льготы и преференции.

Основными целями таможенного тарифа как инструмента государственного регулирования внутреннего рынка являются:

·рационализация структуры экспорта;

·поддержание оптимального соотношения между объемом экспорта и импорта, валютных доходов и расходов резидентов данной страны;

·создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления страны;

·защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия конъюнктуры мирового рынка;

·обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Роль транспортного тарифа

В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство занимает активную позицию. Ограничение монополий транспортных предприятий сбалансировано государственной поддержкой. Финансовая помощь государства выражается в виде инвестиций, суд, субсидий, дотаций, амортизационных, налоговых и др. льгот транспорта. Хотя транспортные компании стремятся к получению нормальной прибыли на вложенный капитал, принцип самоокупаемости не является определяющим. Нередко для поддержки конкуренции сохраняется убыточность железных дорог.

Роль запретительного тарифа

Пример транспортных запретительных тарифов - действовавшие в разные годы на железных дорогах бывшего СССР так называемые исключительные тарифы, повышенные по сравнению с общими до 1,5 раза. Повышенные исключительные тарифы устанавливались на перевозку отдельных грузов на определенных направлениях с целью создать стимулы к сокращению и устранению так называемых нерациональных перевозок и содействовать их рациональному распределению между видами транспорта.

Роль тарифов связи представляют собой систему ставок, на основе которых определяются соответствующие платежи. Преобладающий характер рынка (монопольный или конкурентный) определяет степень государственного участия в регулировании тарифов: от декретирования (прямого или косвенного) до свободного установления тарифов.

2.3 Роль льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

Роль налоговых льгот

Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

Налоговые льготы используются государством для:

Øстимулирования научно-технического прогресса,

Øфорсирования развития перспективных отраслей производства,

Øоблегчения предприятиям финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований,

Øдля социальной поддержки малоимущих слоев общества,

Øдля проведения определенной демографической политики.

Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.

Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством.

Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем вторая из них не может развиваться в ущерб первой. При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению заполняемости государственной казны.

Роль тарифных льгот

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются Законом «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуального характера. Конкретный перечень и размер льгот устанавливается Правительством РФ.

Под тарифной льготой (преференцией) понимается льгота (предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке) в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде:

возврата ранее уплаченной пошлины;

освобождения от уплаты пошлины;

снижения ставки пошлины;

установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Роль транзитных льгот

Транзитные льготы обычно предоставляется по различным массовым грузам (древесина, зерно, металлопродукция и др.) железными дорогами и другими видами транспорта общего пользования для переработки груза в пути следования - распиловки древесины, помола зерна и т.п. или промежуточного хранения. Одновременно грузоотправитель (грузополучатель) имеет право забрать из промежуточного пункта соответствующее количество ранее переработанного в нем груза. Транзитная льгота может также предоставляться грузоотправителю при распродаже крупнопартийного груза мелкими партиями в пути следования (например, при продаже скоропортящихся продовольственных товаров мелкооптовым покупателям в пути следования железнодорожного состава).

Роль пенсионных льгот

Для российских пенсионеров наиболее важной социальной доплатой служит федеральная социальная доплата к пенсии. Федеральная социальная доплата к пенсии была введена с 1 января 2010 года и позволяет доводить до величины прожиточного минимума по региону общую сумму выплат, получаемых пенсионером. Для получения доплаты пенсионер имеет право обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного Фонда РФ.

Периодичность пересмотра величины федеральной социальной доплаты к пенсии зависит от изменения показателя прожиточного минимума пенсионера в регионе и (или) по всей России. Срок выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии соответствует сроку, на который установлена пенсия.

Для получения налоговых вычетов, пенсионер может обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или к работодателю (если пенсионер продолжает работать) с заявлением и документами, подтверждающими понесенные расходы. При обращении пенсионера за вычетами в налоговую инспекцию, пенсионер получает налоговый вычет, зачисляемый на счет в банке. В случае обращения работающего пенсионера к работодателю, работодатель уменьшает размер налога, отчисляемого с заработной платы пенсионера.

Роль субсидий

Основная роль субсидий - поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находящихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.

Различают прямое и косвенное субсидирование.

Прямые государственные субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики:

льготное налогообложение,

предоставление кредитов на льготных условиях,

проведение политики ускоренной амортизации,

предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты,

страхование депозитов и др.

Между тем в правилах Всемирной торговой организации субсидиями считаются:

Øфинансовое содействие, оказанное правительством или другим государственным органом, в пределах своей территории;

Øлюбая форма поддержки доходов и цен, если таким образом предоставляется льгота.

Роль компенсаций

Внешнеторговая компенсация - вид компенсации, состоящей в том, что страна, увеличивающая пошлины на ввоз определенных товаров, должна снизить пошлины на ввоз других товаров для возмещения убытков экспортеров.

Компенсация за обесцененные деньги - денежная компенсация потерь реальной стоимости вкладов, которые понесли вкладчики вследствие инфляции.

Компенсационные выплаты - выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, нанесенный ущерб.

Список литературы

1.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2009 г. №805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты».

2.Указ Президента РФ от 17.03.1994 №551 «О размере компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

.Ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

.Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».

.Таможенный Кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 №5221-1;

.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия, 2004.

.Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенном деле, 2006.

.Пепеляев С.Г. Налоговое право, 2005.

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь, 1998 - 479 с.

Похожие работы на - Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!