Развитие малого бизнеса в Казахстане

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие малого бизнеса в Казахстане

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие малого бизнеса и особенности его становления в Казахстане

.1 Понятие, виды и формы предпринимательской деятельности

.2 Проблемы становления казахстанского малого предпринимательства и опыт содружества в их разрешении

Глава 2. Современное положение и перспективы развития малого бизнеса в Республике Казахстан

.1 Состояние малого бизнеса в Казахстане

.2 Казахстанская модель развития малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие малое предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемую от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятие "предпринимательство" практически было исключено из экономической лексики, а термин "предпринимательство" воспринимался негативно.  

Рыночная экономика по сути своей есть предпринимательская. Намеченные в Казахстане реформы призваны, в конечном счете, решить извечную социальную проблему - улучшить жизнь людей. Для этого необходимо перевести экономику в режим функционирования на потребителя. Мировой опыт показывает, что этой цели наиболее соответствует предпринимательский тип экономических отношений. Он предполагает смелую инициативу, полную самостоятельность и ответственность, включая поиск потребности и оценку рыночной конъюнктуры, выработку тактики конкурентной борьбы и вопросов инвестирования.

Развитие предпринимательства настолько актуально для совершенствования управления на любом уровне, что оно должно найти главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Оно должно искать ответ на вопрос; как отразятся на деловой активности геополитические изменения? Без "стратегического видения" будущего и настоящего деловым людям не обойтись.

Вопросы предпринимательства имеют не только локальное значение, они волнуют весь деловой мир. В современную "эру активных действий" добьются успеха те корпорации, которые будут соблюдать следующие условия: во-первых, как смогут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности в организации; во-вторых, императив современного предпринимательства - эффективное распоряжение временем, ускоряющимся потоком нововведений, идей и экспериментов - надо быть быстрым, чтобы не отстать; в-третьих, созревают условия использования гибких форм организации, режимов работы, различных комбинаций ресурсов и усилий работников; в-четвертых, совместный труд должен приносить удовлетворение всем его участникам.

Эти условия развития предпринимательства представляют определенную ценность для стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономике. Это в полной мере относится к Казахстану.

Реальная картина в области развития малого предпринимательства в Казахстане показывает, что данный сектор еще не занял ключевые позиции в развитии экономики страны. С момента зарождения малого и среднего бизнеса в Казахстане существенной территориально-отраслевой структурной перестройки в рассматриваемом секторе экономики не произошло. Несмотря на заметный рост количества действующих и зарегистрированных предприятий, а также численности занятых на них, малый бизнес еще не стал играть значительной роли в решении ни экономических, ни социальных задач.

Развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных стратегических направлений социально - экономической политики, проводимой Правительством в Республике Казахстан. За годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял заметное место в обществе, так как он выполняет ряд важных социальных функций, в число которых входят решение проблем занятости, смягчение социальной напряженности и демократизация рыночных отношений.

Достигнута главная стратегическая цель - возможность заниматься предпринимательством стало реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Актуальность этого вопроса в том, что малый и средний бизнес способен активизировать экономику на всех уровнях; обеспечивать насыщение рынка товарами и услугами собственного производства, способствовать поступлениям в бюджет, развивать конкуренцию среди товаропроизводителей и услуг; создавать дополнительные рабочие места.

Именно это и явилось основанием для выбора данной темы. Объектом исследования в работе является формирование рыночных отношений в национальной экономике.

Цель исследования - дать оценку сложившегося состояния малой предпринимательской деятельности на основе анализа развития предпринимательства в РК с учетом зарубежного опыта, выявить проблемы, препятствующие его развитию и предложить пути их решения.

Глава 1. Понятие малого бизнеса и особенности его становления в Казахстане


1.1 Понятие, виды и формы предпринимательской деятельности


Предпринимательство - инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая с риском, за счет собственных, заемных и других средств и имущества в целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. В современных условиях предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска, стимулируемых конкурентной борьбой. Выстоять сможет такое предприятие, которое обеспечивает высокое качество и постоянное обновление своей продукции. Главное содержание предпринимательства в сфере производства заключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выполненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготовления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара. Отличительной особенностью предпринимательской деятельности от других некоммерческих структур является получение прибыли как разницы между доходами и затратами. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель организовывает выпуск новой продукции, налаживает эффективные коммерческие связи, пускает в оборот свой и чужой капитал, извлекая из этого прибыль для себя. Таким образом, предприниматель является активным агентом на рынке, формирующим и развивающим производство, устанавливающим рыночные связи. Предпринимателями могут стать только деловые люди, ищущие что-то новое, имеющие инновационный тип мышления. Им не обязательно лично заниматься всеми проблемами предприятия, они могут делегировать другим лицам выполнение отдельных задач. Предпринимательство можно рассматривать как процесс, состоящий из четырех четко выраженных стадий:

• поиск и оценка новой идеи;

• составление бизнес-плана;

• поиск необходимых ресурсов;

• управление созданным предприятием.

Согласно Гражданского кодекса Республики Казахстан предприниматель - юридическое или гражданское лицо, которое вправе по собственной инициативе принимать все решения и осуществлять любые действия по использованию имеющегося на законных основаниях в его распоряжении имущества, если они не противоречат действующему законодательству и обеспечиваются установленной имущественной или иной ответственностью.

Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве времени, найти свою хозяйственную нишу. Действующий предприниматель изменяет технологию производства, ассортимент продукции, так как сфера деятельности им уже выбрана, а рынок уже освоен. Начинающий же выбирает сферу деятельности, ищет свой рынок. Ему необходимо принять во внимание внешние факторы. Следует учесть, что существуют запрещенные сферы деятельности и чисто экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль, так называемые входные барьеры. Например, высокий уровень первоначальных капиталовложений, длительный срок окупаемости вложенных средств и т.д. Необходимо оценить возможность предприятия, затем проанализировать предпринимательский проект: принесет ли он желаемую прибыль.

Выбирая сферу предпринимательской деятельности, надо продумать, что предприятие может производить, исходя из своих ресурсов, технических возможностей, накопленного опыта, организационных способностей предпринимателя. Необходимо представлять примерный минимум первоначальных вложений средств. Затраты возвращаются после реализации продукции поэтому следует определить минимум средств, требующихся для производственного цикла. Обладание каким-то уникальным ресурсом - сырьем, идеей, разработками, производственным и организационным опытом - гарантирует успех. Изучение рынка товара начинается с анализа и прогнозирования спроса. Краткосрочные прогнозы сделать гораздо труднее, чем долгосрочные, лучше всего составлять ряд прогнозов по одному и тому же вопросу и предусматривать различные программы практических действий. Нельзя пренебрегать отрицательными прогнозами. Надо иметь возможность выбора и маневра. Рассчитывая спрос, лучше быть осторожным консерватором, чем безудержным оптимистом. Оценка спроса должна сопровождаться и оценкой предложения товара. В этом помогут справочные и рекламные издания, статистика, "контактный анализ". Очень важна трезвая оценка своей конкурентоспособности: во-первых, не стоит обольщать себя тем, что конкуренты будут повержены, как только ваша продукция выйдет на рынок; во-вторых, не складывать заранее оружие, признавая свое дело проигранным; в-третьих, необходимо сравнивать свою продукцию с продукцией конкурентов на основании технических и экономических показателей; в-четвертых, следует уяснить, может ли ваше предприятие производить товар с меньшими затратами, чем ведущие конкуренты. В результате проведенного анализа вы получите предварительный ответ на вопрос: стоит ли заниматься производством данного товара и выносить его на выбранный рынок. Определив целевой сегмент рынка, предприниматель выбирает позицию для своего товара: определяет положение товара по отношению к другим товарам того же рынка. От этого зависит вся рыночная стратегия предпринимателя. Рыночная стратегия предприятия определяется исходя из выбираемого товара и рынка, для которого он предназначен, и включает в себя цели предприятия и основные пути их реализации. Одним из инструментов построения рыночной стратегии является матрица "продукт-рынок", с помощью которой легче увязывать разрабатываемую стратегию с возможностями предприятия, с особенностями производства и сбыта, с процессом сегментации потребительского рынка.

Предпринимательству свойственны общие черты любой экономической деятельности. В то же время оно характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем.

Рисунок 1 Общая схема предпринимательства

Предприниматель призван удовлетворить запросы определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар (Т) и получая за это денежную выручку (Дт). Конечный продукт предпринимательской деятельности реализуемый потребителю в виде товара, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и, что способен продать ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует для своего осуществления, наличие ряда факторов предпринимательской деятельности. Это все то, что использует предприниматель в своей деятельности, т.е. средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, используемых для производства, транспортирования, продажи товаров. Частично предприниматель может обладать сам такими факторами. Если же он их не имеет, то приобретает факторы (Ф) у их обладателей, собственников за денежную сумму (Дф) и с их помощью производит, получает, достает и продает потребителю товар (Т).

В простейшем случае, когда факторы сами и есть нужные потребителю товары, предприниматель приобретает их и продает потребителю. В подобной ситуации он становится торговым посредником между владельцем товаров и их потребителем.

Схема предпринимательства может быть представлена в виде логической формулы

Дф - Ф - Т - Дт

Предприниматель приобретает за деньги (Дф) средства предпринимательской деятельности (Ф), затем преобразует их в товары (Т) и реализует их получая в результате деньги (Дт).

Вырученные, полученные в итоге деньги (Дт) должны быть больше денег (Дф) затраченных на факторы, с тем, чтобы иметь прибыль.

Предпринимательская деятельность организуется таким образом, чтобы все действия осуществлялись за определенное время, для этого, предпринимательству необходим высокий уровень организации. Продолжительность операции оказывает значительное влияние на ее эффективность, прибыльность. Обычно чем короче период сделки, тем выше ее эффект для предпринимателя. С одной стороны, снижаются затраты, а с другой увеличивается оборачиваемость денежных средств и поэтому меньше денег связывается в обращении, таким образом время - фактор предпринимательства.

Предпринимательская деятельность представляет совокупность последовательно и параллельно, одновременно проводимых операций.

Поскольку любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство - обмен - распределение - потребление), в зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными фазами воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:

·        производственное

·        коммерческое

·        финансовое

·        посредническое

·        страховое

Производственное предпринимательство - это деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. При этом функция производства является для предпринимателя основной.

Результатом производственно - предпринимательской акции является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров и получение за них денежной выручки.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителя, покупателю. В таком предпринимательстве фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Определяющую роль в коммерческом предпринимательстве играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Это сделки по купле-продаже. В нем нет необходимости в обеспечении производственными ресурсами, связанными с выпусков продукции. Коммерческой сделке должен предшествовать анализ рынка, в результате которого прогнозируются объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или представляемые ему в кредит. Прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с получением их процентов, прибавочного капитала.

Как в прочих видах коммерческой деятельности, финансово-кредитной сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей.

Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход и прибыль.

          Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, жизни за определенную дату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачиваемая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то основная часть взносов образует предпринимательский доход.

При всем разнообразии видов и способов осуществления предпринимательства любой предпринимательской операции свойственно наличие определенных процедур, выполняемых в некоторой последовательности: для предпринимательства характерны также типичные товарно-денежные отношения между участниками осуществления операции.

Предпринимательство можно в зависимости от количества участников-собственников подразделить на следующие формы: индивидуальное и коллективное. Эти формы предпринимательства, в свою очередь, осуществляются в рамках определенной организационно-правовой формы предприятия, регулируемой Гражданским кодексом Республики Казахстан. Организационная форма предпринимательской деятельности представляет собой определенную систему норм, включающую внутренние отношения между партнерами по предприятию и отношения с государственными органами и другими предприятиями. Правильный выбор организационно-правовой формы предпринимательства зависит от многих факторов: наличия собственного капитала, либо возможностей по его привлечению, характера и масштабов предпринимательской деятельности, сроков реализации предпринимательского проекта, личного опыта и организаторских способностей предпринимателя, условий рынка и многих существенных особенностей начинающегося бизнеса, а также от достоинств тех или иных форм предприятий.

Рассмотрим их более подробно. Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству.

Обычно индивидуум, обладающий достаточными для реализации проекта ресурсами и склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность, предпочитает форму индивидуального предпринимательства, став единоличным хозяином фирмы. Данная форма предпринимательства имеет преимущества, которые заключаются в минимальной регламентированности и зависимости, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. Следует отметить, что в целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе, использует в большинстве случаев ручной труд и универсальные малопродуктивные средства производства, в недостаточной степени использует достижения научно-технического прогресса.

Однако желание иметь большой объем финансовых ресурсов, а вместе с тем высокая личная материальная ответственность и большой риск ведут к тому, что для реализации масштабных проектов более предпочтительными формами являются формы коллективного предпринимательства, в основе которого заложен признак "количество собственников". При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей (совместная собственность). К ним можно отнести товарищества, акционерные общества, кооперативы.

Товарищества создаются при участии двух или более партнеров. Преимуществами товарищества являются возможность привлечения дополнительного капитала и осуществления специализации внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной формы: каждый участник несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада; действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями. Участники товарищества подразделяются на две группы - полные товарищи и коммандитные товарищи. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть - ограниченной ответственностью.

Общества создаются по соглашению не менее двух граждан, либо юридических лиц путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, а несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом. Общества, привлекающие необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций, называются акционерными. Участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Кооперативы - это предприятия, созданные группой лиц  для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности на основе имущественных паевых взносов.

В свою очередь, вышеперечисленные формы предпринимательства можно классифицировать на малые, средние и крупные.

Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы создаются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Наряду с этим у малого бизнеса имеются преимущества: гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; мобильность в выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений; более экономичное использование ресурсов; снижение расходов, связанных с содержанием управленческих структур; повышенная скорость оборота капитала.

Малый бизнес позволяет: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями; ускорить внедрение несложных научно-технических достижений; полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения промышленных, строительных и прочих услугах, расширяя номенклатуру и качество услуг; наладить выпуск продукт малыми сериями.

Разумеется, экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены наличием, прежде всего, крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Крупные предприятия имеют больше возможностей на предпринимательский успех по сравнению с малыми, поскольку имеют ряд преимуществ. К ним можно отнести следующие: большая концентрация капитала; возможность использования новейшего дорогостоящего высокопроизводительного оборудования; проведения широкомасштабного маркетингового исследования; повышения уровня квалификации персонала; увеличения загрузки оборудования; использование внутренней специализации и кооперирования. Здесь предпринимательство поставлено на научную основу, развернута широкомасштабная работа в этом направлении.

1.2 Проблемы становления казахстанского малого предпринимательства и опыт содружества в их разрешении


Хотя с начала развития малого бизнеса в бывшем СССР прошло свыше 15 лет (1987 г. - Закон о кооперации), сегодняшний уровень предпринимательства в Казахстане трудно назвать утвердившимся, поскольку происходит только становление как самого сектора экономики, так и механизма его поддержки государством. Это объясняется не только тяжелой внутриэкономической ситуацией в РК. Как известно, глубокому системному кризису подверглись все бывшие союзные республики. На сегодня, по оценкам казахстанских специалистов, в Республике достигнута стабилизация в основных секторах экономики: рост объемов промышленной продукции за 1 квартал 1998 г. составил 4 %, уровень инфляции - 3,6 % , рост реальных доходов на душу населения - 2 %.

Причина скорее в том, что ранее изданные Законы "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Каз.ССР" (1990 г.), "О защите и поддержке частного предпринимательства" (1992 г.) и др. начали подкрепляться и контролироваться лишь последние два года, в частности, Указы Президента РК " О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности" (июнь 1996 г.), "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства" (июнь 1997 г.) и совсем недавние Указы Президента РК "Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса" (апрель 1998 г.), "О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности" (апрель 1998 г.). О жизненной важности этих документов для развития малого бизнеса говорить не приходится. Если сравнить с Россией, то в этом направлении она опережает РК как минимум на два года (Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" был принят в 1995 г.). Проводимые ежегодно Всероссийский съезд представителей малых предприятий, съезд Российской ассоциации развития малого предпринимательства (РАРМП), семинары и форумы по проблемам становления российского предпринимательства также свидетельствуют о большой, серьезной работе общественных организаций России по поддержке и лоббированию интересов предпринимателей во властных структурах.

Аналогичным событием в республике Казахстан явился 6-ой Форум предпринимателей РК, прошедший в апреле 1998 г. Анализ состояния малого бизнеса в Республике, выявление основных проблем, тормозящих его развития, привели к выводу, что "несмотря на солидную законодательную базу, четко действующий механизм функционирования предпринимательства пока не сложился".

Если в России замедление темпов роста числа малых предприятий началось в 1995 г., когда прирост составил 4-5 % в год, то в Казахстане эта тенденция особенно четко проявилась в последние два года. Согласно данным за первый квартал 1998 г., в феврале количество зарегистрированных МП уменьшилось, по сравнению с январем, со 122,5 до 113,5 тыс. единиц (на 7,3 %), количество действующих - с 52,5 до 48,5 тыс. единиц (на 7,6 %), число занятых в секторе малого предпринимательства сократилось на 17 тыс. человек. Среди прочих причин эксперты выделяют повышение стоимости патента и окончание срока действия большинства старых патентов. Все же основные проблемы малого бизнеса в РК - не новы и являются уже традиционными для всего СНГ.

Например, проблема финансирования малого и среднего бизнеса. Поскольку данный сектор характеризуется низкой долей собственного капитала и высокой долей заемного, роль банков и государства в обеспечении финансовой поддержки малому предпринимательству возрастает. Причем, следует заметить, что поддержка эта должна носить стимулирующий характер производственно-инновационной направленности малого бизнеса. Это связано с тем, что, по данным 1996 г., в России в отраслях, занятых торговлей и посредническими услугами в сфере торговли, было сосредоточено 44,8 % малых предприятий, в промышленности и строительстве 14,7 % и 16,6 % соответственно, в сфере науки и научном обслуживании - 5,6 % малых предприятий. Подобная картина наблюдается и по Казахстану. Наибольший удельный вес в отраслевом объеме произведенной продукции имеет торговля - 52,4 %, производство промышленной продукции - 12,1 %, строительство - 12,3 %, транспорт - 1,6 %, доля туризма, общественного питания и прочих услуг - 15 % .

Для стимулирования перелива капитала в производство и обеспечения привлекательности сферы необходимо применить такую политику налогообложения, по опыту ведущих западных стран, когда для МП, занимающихся производством, налог на прибыль понижают до 20-30 %, а для коммерческих посредников - повышают. Дифференциальность ставок по банковским кредитам также будет способствовать развитию отечественного производства, защите внутреннего рынка, инвестированию проектов по приоритетным направлениям отрасли.

Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:

* упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей - 3150 тенге);

* упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;

* введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;

* сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;

* установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;

* проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

* введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

* по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;

* постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня - 10 % от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.

Тем не менее, проблема нахождения источников финансирования остается наиболее острой для представителей малого и среднего бизнеса. 72% экспертов из среды МБ считают существующую систему выделения кредитов не способствующей развитию производства.

Хотя в течение 1997 г. все ставки процентов по кредитам в РК имели тенденцию к понижению (официальная ставка рефинансирования Нацбанка РК понизилась с 35 % до 18,5 % годовых), финансовую ситуацию предприниматели (свыше 70 %) оценивают все еще отрицательно. С одной стороны, снижение резервных требований для банков второго уровня с 15 % до 10 % и отмена с октября 1997 г. платы за соблюдение банками минимальных резервных требований позволили создать предпосылки для высвобождения дополнительных финансовых ресурсов и активизации кредитования экономики банками второго уровня. С другой стороны, нет экономической заинтересованности в инвестировании малого бизнеса. Эта деятельность по-прежнему остается наиболее рисковой, т.к. нет должного страхового обеспечения малого и среднего предпринимательства. Не случайно удельный вес краткосрочных кредитов сегодня свыше 90 %.

Кроме того, качество работы отечественных банков оставляет желать лучшего. Если в развитых странах эти структуры предлагают своим клиентам от 300 до 500 видов различных услуг, то наш набор услуг ограничивается 20. Поэтому в прошедшие годы в Казахстане был принят ряд мер по совершенствованию деятельности банков, в частности, сокращение недееспособных, так: в 1994 г. 33 банка лишены лицензий на совершение банковских операций, в 1995 г. - 54, в 1996 г. - 29 . О недостаточной развитости банковской сети в РК свидетельствует показатель ее плотности : если в США на один филиал приходится 2214 чел., в Японии - 1780 чел., в Германии - 100 чел., в Бельгии - 717 чел. и т.д., то в Казахстане эта цифра достигает 15952 чел.

Поэтому для финансовой поддержки предпринимательского сектора необходимо:

* дальнейшее развитие сети межрегиональных банков (в том числе специализированных по поддержке МБ) ;

* обеспечение гарантий коммерческим банкам по займам на поддержку производства;

* создание условий для самоорганизации кредитных ассоциаций малого предпринимательства и других форм привлечения временно свободных средств самих МП;

* координация действий государственных, общественных и донорских организаций;

* использование других форм внебюджетной мобилизации кредитных ресурсов (например, облигационных займов);

* концентрация усилий региональных фондов поддержки малого бизнеса на залогово-гарантийном обеспечении эффективных проектов;

* развитие нетрадиционных видов финансовых услуг (лизинг, факторинг, венчурное финансирование, франчайзинг и т.д.).

Как показывает анализ, проблема на только в низкой заинтересованности (маржи) банков второго уровня, но и в недостаточной работе регионов в этом направлении. Так, из 19 областей республики Казахстан за прошедший период не предоставили на рассмотрение ни один проект; высока возвращаемость проектов на доработку: в г. Алматы сняты с рассмотрения Фондом развития малого предпринимательства по разным причинам 40 % проектов.

По имеющимся данным, 70 % предпринимателей в областях ничего не знают о региональных программах поддержки малого предпринимательства. В большинстве случаев работа акиматов носит формальный характер, а данные мониторинга областей расходятся с данными статистики. Поэтому на данный момент вопросы психологического, социального, маркетингового, залогового и технологического сопровождения в регионах приобретают первостепенное значение и влияют на общую индустриальную политику государства.

Относительно совершенствования системы налогообложения малого и среднего бизнеса всегда существовало много споров. В развитых странах (США, Германии, Японии, Великобритании), как известно, применяются пониженные ставки налога на прибыль и добавленную стоимость для малых предприятий, и их размер дифференцируется в зависимости от объема годового дохода.

Система налоговых льгот в разных государствах неодинакова, поэтому использование того или иного передового опыта должно осуществляться осторожно, с учетом специфики экономики, менталитета нации и т.д. Казахстан имеет печальный опыт применения низких ставок налогов, когда в первые два года малые предприятия полностью освобождались от уплаты налогов, а в последующие два года - на 50 %. Кроме того, что эта политика отрицательно повлияла на поступления средств в казну, также произошла консервация малых предприятий, искусственное сдерживание объемов расширения деятельности из-за боязни потерять налоговые льготы. Подобные негативные факты и сегодня имеют место, поэтому целесообразно было бы либо пересмотреть рамки размерного критерия малых предприятий, либо ввести в закон новое понятие "среднее предприятие" с его размерными критериями и соответствующими льготами. Это не только стимулировало бы развитие предпринимательства в Республике, но и предотвратило бы противоречия в статистическом учете малых предприятий. В настоящий же момент (1 квартал 1998 г.) доля МП в налоговых поступлениях в госбюджет РК очень незначительна - 7 % от общей суммы; наблюдается сознательное сокрытие доходов (формально среднемесячная зарплата в МП составляет 60 % от среднемесячной зарплаты по республике). Среди предприятий торговли, ремонта автомобилей, изделий домашнего пользования доля неактивных предприятий, т.е. не работающих через банковский счет, составляет 17 %, следовательно, объем производства, не учтенный в государственной отчетности, составляет миллиарды тенге.

В связи с этим, для повышения стимулирующей функции системы налогообложения необходимо:

* снижение ставки НДС, предельного уровня общей суммы налогов;

* полное освобождение от налогообложения средств, используемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

* применение налоговых льгот для МП, производящих регионально значимую продукцию;

* разработка системы дополнительных льгот или преференций для предприятий и банковских структур, инвестирующих малый бизнес;

* систематизация множества налоговых изъятий и неналоговых платежей с малых предприятий в разные фонды;

* публичная отчетность об использовании налогов на всех уровнях;

* обеспечение налогоплательщиков информацией о новых нормативных документах по налогообложению;

* упрощение порядка уплаты и сближение сроков уплаты по разным налогам.

Другой проблемой является социальная незащищенность отечественного предпринимателя. По некоторым оценкам, до 60 % представителей малого и среднего бизнеса РК вынуждены были давать взятки работникам прокуратуры, налоговикам, таможенникам, всевозможным контролерам. К сожалению, при помощи взяток разрешаются проблемы доступа к дешевым ресурсам и получения индивидуальных льгот, а также избежания части легальных платежей и нелегальных сборов. Бюрократизм превратился в настоящий инструмент прямого вымогательства, поэтому в последних региональных программах развития малого предпринимательства в РК предусматриваются специальные мероприятия по ликвидации бюрократических вмешательств со стороны органов государственного управления, проводятся опросы предпринимателей с целью выявления незаконных поборов, семинары по обсуждению основных проблем малого бизнеса.

По мнению российских экспертов, 9/10 представителей МП сталкивается с нарушением деловых обязательств. Кроме внешних объективных обстоятельств, здесь сыграли свою роль и некомпетентность руководителей, которая исходит из неразвитой рыночной инфраструктуры. Современное движение по созданию научных парков, региональных технополисов, бизнес инкубаторов и т.д. в странах Содружества носит скорее стихийный, неорганизованный характер. Так, по Республике Казахстан лишь в трех областях имеются бизнес инкубаторы, в остальных - проводятся работы по их созданию. В развитой рыночной экономике должны участвовать несколько десятков рыночных структур (банки, биржи, брокерские конторы, консалтинговые центры и т.д.), составляющие единый механизм комплексного обслуживания предпринимательства, и их организацией должны заниматься в первую очередь региональное и местные органы управления согласованно с представителями бизнеса и различных общественных фондов поддержки МиСБ.

Действующие в РК Казахстанский центр поддержки и развития производства, Центр деловых связей программы TASIS, Информационный центр по политике малого и среднего бизнеса предоставляют желающим консалтинговые услуги, информационное обеспечение. В Департаменте по подготовке бизнес-планов, созданном в 1996 г., оказывается помощь высококвалифицированных специалистов (в том числе и из Западной Европы) по подготовке качественных бизнес-планов, даются рекомендации по финансовым вопросам, предоставляется информация по последним исследованиям рынка и т.д.

Таким образом, работа по реализации программы поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан осуществляется.

Глава 2. Современное положение и перспективы развития малого бизнеса в Республике Казахстан


2.1 Состояние малого бизнеса в Казахстане


Предпринимательство на сегодняшний день уже прошло определенные этапы развития, сопровождавшиеся как успехами, так и неудачами. В течение 13-летнего периода существования независимого Казахстана и в соответствии со Стратегией развития Казахстана до 2030 года, государственная поддержка малого предпринимательства была признана приоритетной сферой экономической политики Республики и особенно в части создания соответствующей законодательной базы.

Значительным шагом в этом направлении стало принятие первых программных нормативно-правовых документов в 1992-1994 годы, которые регламентировали первоначальную основу и предпосылки для устойчивого становления предпринимательского класса, формирования позитивного общественного мнения к предпринимательской деятельности.

Основной импульс развитию малого предпринимательства придало принятие Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства", который обеспечил дальнейшее усиление государственной поддержки малого бизнеса и обусловил принятие других нормативных правовых актов в этой области.

С начала 90 годов, времени зарождения отечественного малого бизнеса, периодически изменялись организационно-правовые формы, критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, система учета и отчетности, нормативно-законодательная база. Проведенные исследования показывают, что основными тенденциями развития малого предпринимательства в Казахстане являются:

-        устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых;

-        концентрация малых предприятий в промышленно развитых регионах;

-        сосредоточение субъектов малого предпринимательства преимущественно в сфере торговли и услуг;

-        существование на протяжении ряда последних лет проблем в области налогообложения, кредитования, взаимодействия с государственными органами, которые до настоящего времени не нашли положительного решения.

Для субъектов малого предпринимательства в целях создания благоприятных условий в Республике Казахстан проделана следующая работа:

-  упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регионального сбора уменьшен в 4 раза (5 расчетных показателей - 4595 тенге);

-        упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства;

-        введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;

-        сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, оказываемых ими;

-        установлено участие субъектов малого предпринимательства в объемах до 10 % от общего объема поставок для государственных нужд по определенным видам продукции;

-        проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

-        введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

-        по проблеме финансирования малого предпринимательства создан Фонд развития малого предпринимательства, который прошел организационный период и начал кредитовать проекты;

-        постановлением Нацбанка РК установлен размер обязательного кредитования малого бизнеса банками второго уровня - 10% от их кредитного портфеля. При этом технический порядок кредитования разрабатывается банками самостоятельно на базе общей экономической политики.

Однако, несмотря на законодательную поддержку со стороны Президента и правительства, малый бизнес опять же сталкивался с повсеместным нарушением этих законов. Зачастую законы носили чисто декларативный характер, так как в них отсутствует детальный механизм исполнения заложенных мероприятий. Нормативно-правовые акты не реализовывались в полном объеме и не могли обеспечить реальной конкурентной среды в экономике. Неисполнение законов, их произвольное толкование, всяческое вмешательство в дела малых предприятий, приостановка их деятельности, проверки по разным поводам со стороны многочисленных инспектирующих органов и другие бюрократические барьеры задерживали развитие малого и среднего бизнеса.

Опыт зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением. Главная задача этой политики заключается в создании для малого и среднего бизнеса условий благоприятствования, которые предполагают стабильность экономической политики государства, развитие рыночной инфраструктуры, идеологический фон стимулирования предпринимательской инициативы и т.д. В развитых странах со смешанной экономикой отработаны и действуют эффективные системы государственных мер по правовому, финансовому, материально - техническому, информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства.

Исходя из зарубежного опыта, поддержка и развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане является приоритетной сферой государственной экономической политики с 1995 года, однако результативность этой политики остается под вопросом.

Анализ показывает, что на современном этапе для дальнейшего успешного развития малого бизнеса необходима разработка Стратегии развития малого бизнеса в Казахстане на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В данной Стратегии должно быть предусмотрено использование принципиально новых форм и методов реализации содержащихся в ней положений. При этом особое внимание целесообразно обратить на прогрессивное изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения его доли в отраслях материального производства, и, прежде всего, в обрабатывающей промышленности.

Прежде всего, необходимо выработать принципиально новые подходы к организации государственной поддержки на национальном и региональном уровнях. Перспективы развития малого предпринимательства должны быть определены, исходя из его значения для создания в республике эффективной рыночной экономики и выполнения ряда важных социальных функций, в число которых входят: формирование среднего класса населения, смягчение социальной напряженности, а также демократизация рыночных отношений.

Стратегическая цель развития малого предпринимательства заключается в наращивании объемов производства в реальном секторе экономики, особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, а также увеличении занятости трудоспособного населения республики.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

-  развитие инновационных и наукоемких венчурных производств;

-        развитие рыночной и производственной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование субъектов малого предпринимательства;

-        создание сети бизнес-инкубаторов, бизнес-центров и технопарковых структур;

-        налаживание взаимовыгодных кооперированных связей с крупными и средними предприятиями на принципах франчайзинга;

Указанные задачи необходимо решать в параллельно-последовательном режиме.

На развитие малого бизнеса в промышленном производстве и сельском хозяйстве решающее влияние будут оказывать складывающиеся структурные пропорции. В связи с этим более благоприятное развитие сектора малого бизнеса напрямую зависит от интенсивного роста объемов производства в обрабатывающей промышленности.

2.2 Казахстанская модель развития малого предпринимательства


Основа становления и развития предпринимательства в Казахстане заложена в Государственных программах поддержки и развития предпринимательства. Впервые эти вопросы нашли свое отражение в законе Республики Казахстан "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР", принятом в декабре 1990 года.

В июле 1992 г. был принят Закон "О защите и поддержке частного предпринимательства", в котором отмечается, что частное предпринимательство - это деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная либо на собственности самого гражданина и осуществляемая его имени, за свой риск и под его имущественную ответственность (индивидуальное предпринимательство), либо на коллективной собственности, осуществляемая от его имени, за риск под имущественную ответственность юридического лица (коллективное предпринимательство).

К частному предпринимательству не относится деятельность юридических лиц, контрольный пакет акций или большая доля паевого участия в которых принадлежит государству.

Собственность частных предпринимателей неприкосновенна и охраняется законом. Приостановление деятельности и принудительная ликвидация хозяйственного субъекта, являющегося частным предпринимателем, может иметь место только по решению суда.

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство), либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя. Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. Субъектов малого предпринимательства не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства.

По мнению таких авторов, как, Петренко и Исмуратов малый бизнес характеризуется независимым управлением, единоличным владением, собственным капиталом, локальным районом операций, малыми размерами. При определении малого предпринимательства выделяют качественные и количественные признаки (критерии). К качественным признакам относят:

-  Личное руководство бизнесом со стороны владельца;

-        Собственные ресурсы (капитал предпринимателя)

-        Прямой личный контакт бизнесмена с сотрудниками и клиентами.

Количественные признаки - это количество занятых и величина прибыли.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин малое предприятие определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть практически любые.

Наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

·   численность персонала;

·   размер уставного капитала;

·   величина активов;

·   объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Так, в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

·   количество занятых работников до 50 человек;

·   годовой оборот менее 4 млн. экю;

·   сумма баланса менее 2 млн. экю.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как "весьма малые", до 99 человек - как "малые", от 100 до 499 - как "средние" и свыше 500 человек - как крупные.

В свою очередь, субъектами малого предпринимательства в Республике Казахстан являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканском бюджете, на 2004 год он определен в размере 919 тенге). Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по контракту и договорам подряда, по совместительству, работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта. В случае превышения субъектом малого предпринимательства этих ограничений, он лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан.

Субъекты малого предпринимательства могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Однако, коммерческие организации, осуществляющие банковскую деятельность и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента), работающие в сфере игорного и шоу-бизнеса, а также организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не могут быть признаны субъектами малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства не могут также заниматься и некоторыми другими видами деятельности, для которых предусмотрены специальные организационно-правовые формы, в которых не могут существовать субъекты малого предпринимательства

Остановимся подробнее на такой форме предпринимательства, как крестьянское хозяйство. По "Закону о крестьянском хозяйстве" крестьянским хозяйством признаётся семейно - трудовое объединение лиц в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с её переработкой и сбытом.

Крестьянское хозяйство создаётся на добровольных началах и считается созданным с момента государственной регистрации. В зависимости от состава членов - совладельцев крестьянские хозяйства подразделяются на

1.       крестьянские хозяйства, где хозяйство ведёт отдельный гражданин в порядке индивидуальной деятельности;

2.       односемейные крестьянские хозяйства (где трудятся члены одной семьи)

3. многосемейные крестьянские хозяйства.

Существующий в Казахстане сектор малого и среднего предпринимательства представляет неоднородную массу и в реальности выглядит следующим образом. Если по организационно-правовой структуре предприниматели разделяются на юридические лица (малые и средние предприятия) и физические лица (индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства), то с точки зрения условий, мотивации и целей их можно разделить на следующие группы:

Первая группа - это "микро" предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме физического лица, в своем большинстве это индивидуальные предприниматели и семейные или крестьянские хозяйства. Занимаются традиционными видами деятельности: мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, ремесленничество, розничная торговля. Проведенное обследование индивидуальных предпринимателей показало, что 90% выпущенной ими продукции приходится на производство продуктов питания, 3,5% - на производство текстильной и швейной продукции и 3,1% - на производство древесины и деревянных изделий.

Отличительными особенностями индивидуальных предпринимателей является то, что они не склонны к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы, заинтересованы в стабильности и не охотно идут на изменения, у них свой определенный круг потребителей. Гарантией существования такого типа предпринимателей выступают местные природные ресурсы, покупательная способность местного населения, предпочтения потребителей, традиционная специализация. Данный вид предпринимательства будет существовать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер. В то же время следует признать, что, несмотря на постоянное наращивание этой категорией предпринимателей производства сельскохозяйственной продукции, эта категория предпринимателей не способна обеспечить стране продовольственное благополучие, так как производство ведется здесь практически вручную и по самым примитивным технологиям. Специфика производства личных подсобных хозяйств состоит в том, что их поведение не определяется только рыночными условиями. У значительного числа личных подсобных хозяйств затраты труда и средств на ведение подсобного хозяйства больше, чем рыночная стоимость производимых продуктов.

Вторая группа - это "малые" предприниматели, осуществляющие свою деятельность в основном в форме юридического лица, их основная масса - это уже малые предприятия, занимающиеся одновременно разными видами деятельности (торговлей, производством различной продукции и др.). В условиях возрастающей конкуренции они вынуждены акцентировать свое внимание на диверсификации производства, заинтересованы в новшествах, использовании новых инструментов ведения бизнеса, совершенствовании маркетинговых технологий, но при этом они вкладывают капитал только в апробированный бизнес.

Третья группа - это "средние" предприниматели, осуществляющие свою деятельность в форме юридического лица, в большинстве своем это уже средние предприятия, у руководителей которых, как правило, высокие профессиональные навыки в сфере бизнеса. Это предприниматели новаторы, находящиеся в постоянном поиске инноваций и готовые рисковать. Они стремятся увеличить свои доходы за счет улучшения применяемых технологий и создания новых высокотехнологических производств.

Кроме того, существует категория предпринимателей "псевдо малого" бизнеса, имеющих место во всех вышеперечисленных группах. Мотивация деятельности предпринимателей "псевдо малого" бизнеса заключается в переводе активов на счета подставных "фирм однодневок" или существовании исключительно из соображений минимизации налогов замаскированной материнской компании.

Также следует отметить, что все группы предпринимателей в большой степени подвержены переходу в "теневой бизнес", что объясняется в основном несовершенством налоговой системы. Например, на предприятиях малого бизнеса распространено ведение двойной бухгалтерии, занижение численности работающих, что вызвано стремлением руководителей предприятий к уменьшению налогооблагаемой базы, для чего работники "выводятся за штат" и не попадают в данные официальной отчетности, а оплата труда производится за счет средств теневой экономики.

Более того, анализ результатов исследований и данных органов государственной статистики свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые правительством меры, наиболее привлекательными для малого бизнеса сферами остаются торговля и услуги, а промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь в большинстве случаев являются уделом крупного бизнеса. Так, например, в промышленности доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции составляет около 3% в общем объеме производства, в то время, как в розничной торговле удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме составляет 75%.

В региональном аспекте наблюдается концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно развитых и густонаселенных районах. К их числу относятся г. Алматы, где функционирует 29,8% от общего количества малых предприятий, Южно-Казахстанская - 9,9%, Карагандинская - 7,5% и Восточно-Казахстанская - 7,0% области. Развитие малого бизнеса в указанных регионах обусловлено наличием сравнительно высоких доходов населения, а также наличием относительно развитой производственной и рыночной инфраструктуры по поддержке малого бизнеса.

По данным официальной статистики в Казахстане доля действующих субъектов малого предпринимательства в общем, количестве субъектов рынка составляет 87%, а в некоторых отраслях значительно больше. Например, в сфере торговли доля предприятий малого предпринимательства от общего количества субъектов рынка действующих в отрасли составляет 98,7%, в сельском хозяйстве, охоте и лесоводстве - 98,4%, в рыбоводстве и рыболовстве - 92,4%, в строительстве - 90,1%, гостиницы и рестораны - 98,2%, в транспорте и связи - 98,2% (см. таблицу 2).

Таблица 2. Структура малого предпринимательства по состоянию на 2003год.


Количество действующих СМП, единиц

Удельный вес количества действующих СМП в общем количестве субъектов рынка, %

Сельское хозяйство, охота и лесоводство

105 151

98,4

Рыболовство, рыбоводство

512

92,4

Промышленность

12 596

82,8

Строительство

8 768

90,1

Торговля, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования

111 824

98,7

Гостиницы и рестораны

6 278

98,2

Транспорт и связь

19 837

94,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям

10 988

60,0

947

9,4

Здравоохранение, социальные услуги

3 056

44,0

Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

16 532

68,3

ВСЕГО

296 521

87,0

Однако, Казахстан, за последние годы, достигнув высоких темпов экономического роста, сравнимых с темпами стран быстроразвивающейся экономики, пока не выработал основу своего устойчивого развития.

В Казахстане, несмотря на высокие показатели количества субъектов малого предпринимательства, удельный вес занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых составляет всего 14%, а доля малого предпринимательства в ВНП 16-17% (см. таблицу 3).

Таблица 3. Сравнительные показатели темпов роста ВВП и доли малого и среднего предпринимательства

Страна

Темпы роста ВВП в 1999-2000гг., %

Доля МСП



В общей численности занятых, %

В ВВП, %

Южная Корея

10,8

78,5

47

Китай

11,0

75,0

60

Тайвань

10,0

78,0

70

Казахстан

10,1

13,8

16-17


На сегодняшний день также количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, осуществляющих свою деятельность в форме физического лица, составляет более 2/3 от общего количества действующих субъектов малого предпринимательства в стране. Однако их рост не способствует повышению экономической эффективности сектора малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств от реализации продукции и оказания услуг свидетельствует о невысокой производительности их труда (см. таблицу 4).

Таблица 4. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства

Наименование

Количество действующих, тыс. ед.

Численность занятых, тыс. чел.

Доход от реализации товаров и оказания услуг, млрд. тенге

Малые предприятия

84,0

451,9

261,0

Индивидуальные предприниматели

122,7

151,2

43,3

Крестьянские хозяйства

103,8

338,1



Наблюдается тенденция снижения количества вновь создающихся малых предприятий на фоне увеличения числа малых предприятий, прекративших деятельность. При этом из всего количества зарегистрированных предприятий малого бизнеса только 38% являются активно действующими, т.е. осуществляющими экономическую деятельность (см. таблицу 5).

Таблица 5. Количество субъектов малого предпринимательства на 2003г.

Действующие

Бездействующие

Всего

В том числе

Всего

В том числе


Новые - еще не начали деятельность

Активные

Во временном простое


В процессе ликвидации

"Призраки" (нет сведений)

83 987

20 694

41 788

21 505

26 519

25 659


На 1.03.2003 года в Костанайской области зарегистрировано 6083 малых предприятий (без учета крестьянских хозяйств), из них 47,5% - активные, 19,7 % - временно не работают, 11% - новые предприятия, еще не осуществляющие экономическую деятельность. Общее количество зарегистрированных малых предприятий продолжает возрастать.

Экономическое развитие области, характеризующееся устойчивым экономическим ростом, увеличением инвестиций в основной капитал, укреплением финансового потенциала области оказало благоприятное воздействие на деятельность малых предприятий, занимающихся производством промышленной и сельскохозяйственной продукции. В 2002 году промышленной деятельностью было занято 224 малых предприятия (при 214 в 2001 г.), из них 89% приходится на обрабатывающую промышленность, 11% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В разрезе видов деятельности обрабатывающей промышленности основная часть предприятий (97 или 43% от общего количества предприятий) занимается производством пищевых продуктов, наименьшее количество предприятий (2 или 1%) - производством кожи, изделий из кожи и обуви. В 2002 г. малыми промышленными предприятиями произведено продукции в действующих ценах на 3199 млн. тенге, что на 27% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом удельный вес обрабатывающей промышленности в общем объеме производства малых предприятий уменьшился с 93,2% в 2001 г. до 92,1% в 2002 г., что было обусловлено уменьшением объемов производства предприятий машиностроения.

Большая часть зарегистрированных предприятий - субъектов малого бизнеса выбирают основным видом деятельности торговлю; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования. Торговая деятельность наиболее доступна для малых предприятий, так как не требует больщих капиталовложений, оборотных средств и позволяет осуществить быстрый оборот денежных средств. За 4 квартал 2002 года статистическую отчетность представили 980 малых предприятий этой категории, из них 90% субъекты малого бизнеса.

В последнее время отмечается тенденция роста числа зарегистрированных предприятий малого бизнеса занимающихся строительством. По сравнению с 1.03.2002г. количество их возросло на 13,4%. Также увеличилось количество зарегистрированных малых промышленных предприятий, в частности в обрабатывающей промышленности по сравнению с 1.03.2002 года на 5,4% и 5,6% соответственно.

По расчетным данным Агентства РК по статистике, численность занятых на предприятиях малого бизнеса в области по состоянию на 1.03.2003года составила 24,5 тыс. человек, что на 8,9 процентных пункта выше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.

В области из общего количества малых предприятий 43,8% имеют численность занятых менее 6 человек, 22,8% - от 6 до 10, 16,4% - от 11 до 20, 6,0% - от 21 до 30, 30,0% - от 31 до 40 и 8,0% - от 41 до 50 человек.

Доход от реализации продукции (товаров и услуг) субъектов малого бизнеса области за январь - февраль 2002 г. составил 5525,5 млн. тенге, что на 12,6% выше уровня соответствующего периода прошлого года.

Совершенствуется политика государственной поддержки предприятий сферы малого бизнеса, утверждена и действует программа развития и поддержки малого предпринимательства в РК.

Таким образом, следует отметить тенденцию роста деловой активности субъектов малых предприятий и занятых в них работников, что в свою очередь ведет к сокращению уровня безработицы, благоприятно влияет на экономическое и социальное положение населения.

Развитие предпринимательства принимает все более серьезное значение в реализации планов по развитию экономики. Одним из наиболее важных элементов в этой связи представляется развитие малого предпринимательства, которое в настоящее время занимает заметное место в экономике области.

Заключение


Экономическая реформа, проводимая в Казахстане, открыла новые перспективы для развития предпринимательства. Социально-экономическое значение предпринимательства возрастает в силу того, что оно придает рыночной экономике гибкость, способствует привлечению финансовых и производственных ресурсов населения; несет в себе антимонопольный потенциал; создает предпосылки для прорыва по ряду направлений научно-технического прогресса; во многом решает проблемы занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. По роду деятельности - производственное, коммерческое, финансовое, посредническое и страховое. По размеру хозяйствующих субъектов - малое, среднее и крупное. По характеру собственности - частное, совместное. По организационной форме - индивидуальное и коллективное (товарищества, акционерные общества). Своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Словом, предпринимательство набирает силу, охватывая все новые сферы экономики и социальные слои. Его успешное развитие может происходить при наличии таких необходимых условий, как частная собственность, свобода экономической деятельности. Динамика и экономические результаты предпринимательства в стране во многом определяются соответствующими предпосылками: правовой базой, формированием институциональной предпринимательской среды, уровнем государственной поддержки предпринимательских структур и др.

В республике интенсивно создаются все предпосылки развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства. Законодательные основы предпринимательской деятельности в Республике Казахстан начали создаваться в 90-е годы. Приняты и действуют законы, законодательные и другие нормативно - правовые акты, направленные на регулирование вопросов становления и развития этого вида бизнеса.

Они охватывают многие вопросы развития предпринимательства, такие как: свобода хозяйственной деятельности, защита и поддержка частного предпринимательства; развитие хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий, индивидуального предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, социальных экономических зон; лицензирование, государственная регистрация юридических лиц; государственная поддержка малого предпринимательства, защита прав граждан и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и другие. Динамично развивается инфраструктура рынка - биржи, банки, страховые компании, аудиторские, консалтинговые фирмы и другие. И все-таки нельзя считать, что полностью устранены существующие барьеры на пути развития отечественного предпринимательства.

Государственная поддержка осуществляется путем установления льготного налогообложения, предоставления кредитов на льготных условиях, создания льготных условий во внешнеэкономической деятельности, государственного информационного обеспечения, финансирования мероприятий по развитию частного предпринимательства из фонда поддержки малого и среднего бизнеса.

Проблемы, препятствующие динамичному развитию малого среднего предпринимательства в Казахстане, остаются в основном неизменными на протяжении ряда лет: нехватка кредитных ресурсов, высокие процентные ставки, противоречия в нормативно - правовых актах, слабое взаимодействие с государственными органами и т.д. Малый и средний бизнес по-прежнему сильно подвержен различным внешним и внутренним факторам, испытывает жесткую конкуренцию со стороны импортеров.

Повсеместное оживление производства, либерализация внешнеэкономической деятельности, предстоящее вступление Казахстана в ВТО - повысили требования к качеству выпускаемой продукции и уровню цен. предпринимательский бизнес казахстан экономический

Существенно повышают шансы на успех и предостерегают от неверного шага расчеты экономической эффективности предполагаемого проекта, то есть соотношение затрат и доходов, полученных в результате осуществления этих затрат. Эти расчеты включают в себя несколько сводных таблиц, из которых выводятся различные показатели, влияющие на содержание принимаемых решений. Это показатели прибыли, представленные к налогообложению в определенный год, величина чистой прибыли, рентабельность предприятия, сроки окупаемости инвестиции, коэффициенты финансовой устойчивости предприятия. Смысл составления расчетов и таблиц в выборе оптимального варианта, осуществления предпринимательской деятельности

Проведенный анализ свидетельствует, что, несмотря на достигнутые успехи - сектор малого и среднего предпринимательства не использует весь существующий потенциал и не играет отведенной ему роли в решении экономических и социальных задач. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении ряда последних лет структура малого и среднего бизнеса практически остается неизменной.

Безусловно, необходимо дальнейшее продолжение работы по максимальному решению указанных проблем. Вместе с тем, на новом этапе необходимо акцентировать внимание на качественном совершенствовании сформированного малого и среднего бизнеса и системы его государственной поддержки, ориентации малого и среднего предпринимательства на производственную сферу.

Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

1.       Гражданский кодекс Республики Казахстан

2.       Закон Республики Казахстан "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"

.         Закон "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Казахской ССР"

.         Закон РК "О хозяйственных товариществах и акционерных обществах", 1991г.

.         Закон РК "О защите и поддержке частного предпринимательства", 1992г.

.         Закон "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР".

.         Постановление Кабинета Министров РК "Об утверждении Плана заданий и мероприятий по реализации государственной поддержки и развития предпринимательства в республике на 1994-1996 гг."

.         Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы

.         Указ Президента Республики Казахстан "О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства".

.         Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 апреля 1997 года №665 "О создании фонда развития малого предпринимательства".

Научная литература

11.     Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики, №4, 2002г.

12.     Общая экономическая теория (политэкономия). Москва, 1995г.

.         Жалелева Р.З. Потребительские рынки Казахстана и обеспечение их сбалансированности. Алматы, 2002 г.

.         Кантарбаева А. Теория предпринимательства и эволюционная экономика. // Вопросы экономики № 11, 1997г.

.         Отчет о человеческом развитии. Казахстан 2002. Алматы, 2003г.

.         Иорданская Э.Н. Малые и средние предприятия в развитых странах. //Мировая экономика и международные отношения, №9, 1993г.

.         Региональный статистический ежегодник Казахстана - 2001. Алматы, 2001г.

.         Статистический ежегодник Казахстана. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002г.

.         Аналитические записки. Статистический сборник, г. Костанай, 2003г.

.         Региональная политика. Алматы: Институт экономики, 1995

.         Концепция индустриальной политики Республики Казахстан на период до 2010. // http://www.apmdp.nursat.kz

.         Кенжегузин М.Б. Экономика Казахстана на пути преобразований. Алматы, ИЭ МОН РК, 2001г.

.         Гамарник Г.И. Управление экономикой Казахстана. Алматы, 2002г.

.         Доклад о программе действий Правительства Республики Казахстан// Транзитная экономика, № 1, 1998г.

.         Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации - Алматы: Институт экономики МОН - АН РК, 1998г.

.         Шевченко В. Совет держали предприниматели. Казахстанская правда, 6 июня 2002 г.

.         Дабаев А. Законы страны и развитие предпринимательства// Финансы Казахстана, 2000г., № 5-6.

.         Кубаев Е., Кырбасов Е., Бордоусов О. Состояния и направления развития малого бизнеса и предпринимательства в Казахстане. Экономика и статистика. № 4, 2000 г.

29.     М. Шахметов "Развитие предпринимательства в РК: проблемы и перспективы"//Аль-Пари, 2003 г.

Похожие работы на - Развитие малого бизнеса в Казахстане

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!