Государство как носитель государственной власти
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Теория государства и права
на тему: Государство как носитель
государственной власти
год
Оглавление
Введение
Глава 1. Основы деятельности системы органов
государственной власти субъектов РФ
.1 Общие принципы и основания деятельности органов
государственной власти в Российской Федерации
Глава 2. Органы законодательной власти в субъектах
Российской Федерации
Глава 3. Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
.1 Высшее должностное лицо
.2 Система органов исполнительной власти
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В корреспонденции со ст. 3 Конституции Российской Федерации, единственным
источником власти в Российской Федерации возникает ее народ многонациональности
(абз. 1), исполняющий свою власть непосредственно, а также через органы власти
государства и органы местного самоуправления (абз.2).
Таким образом, органы власти государства - один из способов реализации
народом Российской Федерации своего права Конституции на власть, которое
гарантируется системой права Российской Федерации, а также ее субъектов,
ответственностью органов власти государства и государственных должностных лиц.
В размахе всей страны народная власть исполняется через органы Федерации
власти государства. Однако, поскольку наше государство является федеративным, в
ее административных единицах территории - субъектах Российской Федерации -
также функционируют органы власти государства.
Российская Федерация - государство с уникальной структурой
государственности. В ее составе в настоящее время насчитывается 89 субъектов,
из них 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города значения Федерации, 1
автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 народов,
исторически соединившихся на земле России в многонациональный народ Российской
Федерации. Субъекты Российской Федерации отличаются между собой по
территориальной величине, численности и плотности населения, его составу
национализации. Однако, как следует из Конституции, эти и иные специфики не
воздействуют на конституционный статус права субъектов Российской Федерации.
Конституция укрепила реорганизацию России в подлинное государство Федерации,
провозгласив субъективное равноправие как между собой, так и во
взаимоотношениях с властью Федерации.
Основой для основания и действия органов власти государства субъектов
Российской Федерации служит ст. 11 Конституции, где сказано, что власть
государства в субъектах Российской Федерации исполняют формируемые ими органы
власти государства (абз. 2). Органы Федерации власти государства, исполняющие
свою деятельность на территории федеративного субъекта (прокуратура,
федеральные суды и др.) не входят в организацию органов власти государства
федеративных субъектов, хоть и взаимодействуют с ней.
При определении организации органов власти государства федеративные
субъекты руководствуются Конституцией Российской Федерации и законом Федерации
от 06.10.2009 № 184-ФЗ «Об общих принципах системы законодательных
(представительных) и органов исполнения власти государства субъектов Российской
Федерации».
Цель курсовой работы - проанализировать органы власти государства
субъектов РФ.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть общие принципы и основы деятельности органов власти
государства в Российской Федерации.
2. Проанализировать деятельность органов власти законодательства в
субъектах Российской Федерации.
. Определить компетенции высшего должностного лица.
. Обосновать специфики организации органов власти исполнения.
Объект курсовой работы - первостепенные характеристики основ Конституции
органов власти государственности субъектов РФ.
Предмет курсовой работы - организация органов власти.
Теоретической базой данной работы послужили работы таких авторов, как:
Резепов И.Ш., Чиркин В.Е., Колпаков Р.В., Колюшин Е.И. и других.
Глава 1. Основы деятельности системы
органов государственной власти субъектов РФ
1.1. Общие принципы и
основания деятельности органов государственной власти в Российской Федерации
В
корреспонденции с Конституцией
<#"707880.files/image001.gif">
Рис.
1 - Организация органов исполнительной власти
Органы Федерации власти исполнения могут формировать свои органы
территориальности (правления, отделы и т.д.), функционирующие на территории
субъектов Федерации, но не входящие в организацию их органов исполнения.
Кроме того, в отдельных органах Федерации власти исполнения существуют
межтерриториальные органы, деятельностью которых могут заключаться несколько
федеративных субъектов (например, железные дороги, военные округа и т. п.).
Рис.
2 - Классификация органов исполнительной власти Российской Федерации
Основание органов власти исполнения федеративных субъектов
реализовывается ими независимо в порядке, предусмотренном ст. 73, 77, 78
Конституции, а также актами федеративных субъектов.
Московская городская администрация имеет специализированный (двойной)
статус: она возникает органом исполнения власти государства и в то же время
органом исполнения городского самоуправления.
По организационным формам права на степени Федерации отличаются:
Правительство Российской Федерации; министерства Федерации; комитеты
государства Российской Федерации; комиссии Федерации России; службы Федерации
России; агентства России; надзоры Федерации России; прочие органы Федерации
власти исполнение: Главное управление особых программ Президента,
Государственная комиссия технологий при Президенте, правление делами
Президента. Организационными формами права органов власти исполнения федеральных
субъектов могут быть: правительства (советы министров, мэрии, администрации);
министерства; комитеты; департаменты; главные правления, правления, отделы и
прочие органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы власти исполнения
подразделяются на:
органы общей компетенции, исполняющие руководство на территории
подведомства всеми или подавляющим большинством управленческих отраслей и
диапазонов деятельности (президентуры, правительства, главы администраций,
губернаторы федеральных субъектов);
органы компетенции отрасли, на которые поручено руководство некоторыми
отраслями правления или диапазонами деятельности (министерство, подразделение
структуры администрации);
органы межотраслевой компетенции, которые ведают особыми вопросами правления,
обладающими межотраслевым значением (комитет государственности, комиссия
Федерации и подобные органы федеральных субъектов). Из их числа временами
выделяют органы особой и смешанной компетенции, т.е. совмещающие качества
органов отраслевой и межотраслевой компетенции (надзоры Федерации, агентства и
др.).
По налаженности разрешения подведомственных вопросов отличаются:
органы коллегиальности правления, разрешающие главные вопросы на
основании коллегиальности, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав
(Правительство, комитет Государства, комиссия Федерации и др.);
единоначальные органы, в которых главные вопросы разрешаются их
руководителями (министерства, большинство администраций федеративных
субъектов).
Коллегиальность разрешает более квалифицированно разрешать сложные
вопросы с учетом воззрения многих специалистов. Единоначалие снабжает
оперативность руководства и увеличение персональной ответственности
руководителей за итоги работы органа власти исполнения. В ряде случаев
обобщение этих начал может проявляться в том, что коллегии воздействуют в
органах единоначалия.
Для подготовки и разбора предложений по вопросам, располагающим важным
значением, прежде всего межотраслевого характера, Президентом, Правительством,
министерствами и ведомствами формируются координационные и консультативные
органы. Их статус права определен Указом Президента от 28 сентября 2010 г
Заключение
Систему своих органов государственной власти субъекты РФ устанавливают
самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ (глава 1
Конституции рф) и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые
устанавливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
Общие принципы организации представительных и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом от 6
октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Осуществляя право на формирование своих органов государственной власти,
субъекты РФ обязаны руководствоваться принципами Конституции РФ. Среди них
положения: о единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); о единстве
исполнительной власти в Российской Федерации и ее субъектов (ч. 2 ст. 77); о
разделении властей и самостоятельности органов разных ветвей власти (ст. 10); о
республиканской форме правления в Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); о светском
характере государства (ст. 14); о том, что судебная власть РФ устанавливается
Конституцией и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118).
Большинство субъектов Российской Федерации в той или иной мере
воспроизводят у себя федеральную модель взаимодействия законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти. В первую
очередь это касается взаимодействия представительного органа государственной
власти (парламента) субъекта Российской Федерации с высшим должностным лицом
(главой) субъекта Российской Федерации.
Взаимодействие парламента и главы субъекта Российской Федерации.
Ориентация субъектов РФ на федеральную модель разделения властей проявляется,
прежде всего, в лидирующей роли главы субъекта РФ (президента, губернатора,
главы администрации, председателя правительства, председателя государственного
совета, мэра и др.) в системе государственных органов субъекта, что явно
прослеживается в сравнении с другими органами государственной власти
(парламентом, правительством, судами) субъекта. Многие субъекты Федерации
воспроизводят в своем законодательстве федеральную концепцию президентской
власти “президент - арбитр нации”. Это, разумеется, конституционное право
субъектов РФ. Способы реализации данного конституционного права субъектами РФ
согласуются с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении
от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава
(Основного закона) Алтайского края, согласно которой “поскольку федеративное
устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной
власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ), органы государственной власти в субъектах
Российской Федерации формируются на тех же принципах, что и федеральные”.
Однако из смысла изложенного не вытекает, что субъекты РФ при формировании
собственных органов государственной власти, взаимоотношений законодательных и
исполнительных органов должны слепо копировать федеральную схему. Модели
организации государственной власти на основе принципа разделения властей в
субъектах РФ могут быть разнообразными. Различия могут быть в полномочиях
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти, в формах их взаимодействия между собой, что обусловлено правовой
природой федерализма. При этом обязательным условием является соблюдение
требований Конституции РФ, уважение основ конституционного строя и общих
принципов, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации”. Различие федеральной и региональной
схем построения системы органов государственной власти заключается в том, что
глава субъекта Федерации (высшее должностное лицо, руководитель высшего
исполнительного органа) в отличие от федерального Президента возглавляет высший
орган исполнительной власти субъекта РФ. В некоторых субъектах действует
институт выборного или назначаемого заместителя главы субъекта
(вице-президента, вице-губернатора и др.), который на федеральном уровне
отсутствует. Этими особенностями обусловлены различия в федеральной и
региональной схемах взаимодействия главы субъекта Федерации и парламента.
законодательный
должностное лицо исполнительная власть
Список использованных источников и
литературы
Нормативные правовые акты
.Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ, Астрель, 2009.
.Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.,
2006.
.Теория государства и права / Под ред. А.В. Малько. М., 2007.
.Теория государства и права / Под ред. Б.А. Венгерова М.,
2008.
.Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О.
Лучина. М., 2010.
Учебная методическая литература
.Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. - М.:
Городец, 2011. - 18 с.
.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:
Учебник. - М.: Норма, 2010. - 56 с.
.Иванов А.Г. Организационно-правовые проблемы взаимоотношений
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления // Вестник Российского университета дружбы народов.
Серия: Социология. - 2012. - № 2. - С. 105-113.
.Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. -
М.: Омега-Л, 2010. - 337 с.
.Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. -
М.: Проспект, 2010. - 81 с
.Колпаков Р.В. Конституционное право России: Базовый курс. -
М.: Приор-издат, 2011. - 114 с.
.Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. -
М.: Городец, 2011. - 118 с.
.Малько А.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Афанасьева О.В.
Конституционное право России в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2011. - 38 с.
.Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и
наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского
государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 55 - 59.
.Некрасов С.И. Конституционное право РФ: Конспект лекций. -
М.: Юрайт-Издат, 2010. - 339 с.
.Резепов И.Ш. Конституционное право России: Краткий курс. -
М.: Окей-книга, 2011. С. 34 - 76.
.Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.:
Норма, 2011. - 32 с.
.Якушева А.В. Правовая природа взаимодействия органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации // Вестник Самарского государственного университета. -
2012. - № 10-3. - С. 187-192.