Государственная политика занятости населения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,34 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика занятости населения

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости населения

Глава 2. Государственная политика занятости населения в Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Государственная политика в сфере содействия занятости населения является одной из ключевых составляющих социальной политик государства, во многом характеризующей уровень заботы государства о населении.

Особенно данный вопрос актуален для государств с переходной экономикой, к которым в данном случае может быть отнесена и Российская Федерация.

В связи с изложенным представляется актуальной тема настоящей контрольная работы, целью которой является проведение анализа государственной политики в сфере поддержки занятости населения государства.

Для достижения указанной цели в рамках настоящей работы будут решены следующие задачи:

анализ теоретических аспектов государственной политики в сфере содействия занятости;

характеристика реализуемой в Российской Федерации государственной политики в сфере занятости населения.

Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости населения

Государственная политика занятости представляет собой совокупность действий органов государственной власти по снижению уровня безработицы среди населения.

Можно выделить два вида политики занятости государства:

активную (направлена на сокращение безработицы среди населения страны);

пассивную (направлена на организацию материальной поддержки безработных).

При этом необходимо учитывать, что как бы ни старалось государство трудоустроить всех своих безработных граждан, всегда будет в той или иной мере сохраняться безработица.

Подобная ситуация вынуждает людей самостоятельно искать новые источники дохода.

Среди возможных вариантов получения новых доходов можно выделить:

торговля на валютной бирже Форекс;

создание собственного бизнеса;

работа на себя.

Активная государственная политика занятости населения включает в себя правовые, организационные и экономические мероприятия правительства, реализуемые с целью снижения безработицы в стране.

К правовым мерам можно отнести различные законодательные акты, предусматривающие:

уменьшение пенсионного возраста и создание возможности досрочного выхода на пенсию;

регулирование продолжительности отпуска, рабочего дня, трудовой недели;

установление условий безопасности труда работников и работы на вредных производствах;

установление основных правил оплаты труда работников - минимальная зарплата, двойная оплата за работу в праздничные и выходные дни или предоставление отгула.

К организационным мероприятиям активной политики занятости относятся:

создание системы профессионального образования;

создание новых рабочих мест;

организация обучения, подготовки и повышения профессиональной квалификации безработных;

организация активного поиска и подбора соответствующей работы для безработных граждан.

К экономическим мерам активной политики занятости населения относятся меры, направленные на стимулирование предпринимателей к созданию новых рабочих мест для безработных:

стимулирование предпринимателей;

кредитование предпринимателей;

субсидирование предпринимателей;

предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Пассивная политика занятости предусматривает комплекс мер правительства по сглаживанию отрицательных последствий безработицы.

К подобным мерам относятся:

выплата пособий гражданам по безработице;

доплаты безработным на иждивенцев;

организации выдачи малоимущим гражданам недорогих товаров народного потребления первой необходимости;

организация общественного питания безработных в специальных столовых и иных организациях.

Государственная политика в сфере содействия занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов на рынке труда, но и на их реализацию в рамках мер, разработанных для регулирования местных рынков труда.

Сопоставимые по регионам страны тенденции функционирования рынка труда влияют на эффект при едином государственном подходе к решению проблем в сфере занятости, особенно в расчете на перспективу.

Для каждого отдельного региона в соответствии с особенностями рынка вообще, и рынка труда в особенности, разработаны специализированные подходы к мерам регулирования рынка, определен их приоритет:

) для Центрального, Волго-Вятского и Уральского регионов:

развитие профессиональной переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников;

создание новых рабочих мест;

поддержание и оказание помощи в реализации процессов самозанятости;

стимулирование миграции населения; диверсификация источников средств финансирования субъектов программ занятости;

) для Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов:

оценка прогноза занятости в базовых отраслях экономики регионов; поддержка диверсификации производства на основе более полной реализации потенциала регионов;

содействие традиционным видам занятости коренного населения региона;

расширение перечня профессий и специальностей при реализации мер по подготовке и переподготовке кадров;

образовательное и экономическое содействие развитию самозанятости и малому бизнесу;

) для Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского регионов:

развитие агропромышленного профиля подготовки и переподготовки работников региона;

обеспечение развитию самозанятости населения;

активное стимулирование усиления агропромышленной специализации субъектов;

создание новых рабочих мест, в первую очередь, в сфере услуг.

Государственная политика в сфере регулирования занятости населения в различных странах выработала специфические подходы к решению данной проблемы.

Например, в Германии был принят закон о содействии занятости населения, предусматривающий оказание помощи во временной занятости пожилым людям и инвалидам.

В частности, по закону организации, нанимающей работников старше 50 лет, предоставляются различные займы и субсидии, направляемые в дальнейшем на доплаты нанятым работникам.

Схожий подход применяется и по отношению к молодежи.

В США государство полностью освобождает от налогообложения те финансовые средства, которые направляются фирмой на обучение и подготовку молодежи.

Кроме того, организации, где проводится подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования.

Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки, целью которой является решение проблем переориентации безработных. Услугами данной ассоциации могут пользоваться предприниматели, заключившие с ней соглашение.

В Дании для граждан, не имеющих работу более полугода, формируются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.

При реализации государственной политики занятости населения все большее значение приобретают различные конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ).

Формируются различные конвенции в области занятости населения, труда и его оплаты на основе применения современных правил и подходов в данной сфере.

Международная организация труда была создана в 1919 г. с целью содействия общественному развитию, повышения благосостояния граждан, улучшения условий их труда и защиты прав человека на основе установления и соблюдения эволюционным путем социального мира между различными слоями общества.

Для реализации перечисленных целей Международная организация труда решает следующие задачи:

1.формирует согласованную политику и проекты, направленные на решение социально-трудовых проблем;

2.формирует и принимает международные трудовые нормы, правила и рекомендации в виде конвенций для реализации государствами принятой политики;

.содействует странам-участницам в решении проблем занятости и снижения безработицы;

.содействует защите права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.;

.поддерживает ведение борьбы с бедностью, за улучшение условий жизни трудящихся, развитие социального обеспечения трудящихся;

.формирует проекты в сфере улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

.поддерживает организации трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений;

.формирует комплекс мероприятий по защите наиболее уязвимых групп трудящихся - женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Деятельность Международной организации труда ведется как на макро-, так и на микроэкономическом уровне.

Мероприятия макроэкономического характера реализуются в области минимальной заработной платы, уровня жизни работников, инфляционных процессов.

Мероприятия микроэкономического характера затрагивают область переобучения, создания системы непрерывного образования трудящихся и др.

Результатом работы Международной организации труда являются конвенции и рекомендации, которые применяют органы государственной власти разных стран, которые заботятся о собственном статусе и авторитете.

Конвенция Международной организации труда представляет собой международное соглашение, которое необходимо ратифицировать и соблюдать всеми государствами, присоединившимися к конвенции.

Рекомендация Международной организации труда являются целевой моделью для каждого государства в формировании политики, разработке национального законодательства, а также конкретных практических мероприятий в сфере социально-трудовых отношений.

Предложениями, разработанными Международной организацией труда, могут пользоваться как органы государственной власти, так и представители некоммерческих организаций, объединяющих трудящихся и предпринимателей.

В настоящее время Международная организация труда превратилась фактически в международного координатора работ по организации труда, этой организацией ведутся различные работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды.

При этом, необходимо отметить, что в вопросах установления заработной платы трудящихся Международная организация труда не ставит своей основной задачей унификацию подходов по данному направлению. Главным по данному направлению является установление гарантий оплаты труда различных работников, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, а также внедрение принципа, согласно которому за равный труд полагается равное вознаграждение.

Глава 2. Государственная политика занятости населения в Российской Федерации

По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами в Российской Федерации улучшаются с каждым годом.

В частности, средний показатель уровня безработицы за первое полугодие 2013 года составил, по данным Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн. чел.).

Следует отметить, что речь в данном случае идет о так называемой зарегистрированной безработице, для учета которой рассматриваются только те лица, которые признаны безработными службой занятости.

В соответствии с данными Росстата, уровень безработицы в Российской Федерации составляет на конец 2013 года 5,2% (3,9 млн. чел.).

Подобная разница между данными Роструда и Росстата объясняется тем, что Росстат использует методологию Международной организации труда, согласно которой безработными признаются лица, которые занимаются поиском работы, используя при этом различные способы (обращение к знакомым, в частные агентства по подбору персонала, изучение вакансий в специализированных средствах массовой информации и Интернете и т. д.).

Вместе с тем, на портале вакансий Superjob.ru в настоящий момент зарегистрировано более 9 млн. резюме соискателей вакансий (11,9% от численности экономически активного населения), и еще более 120 тыс. резюме добавляются ежедневно.

Конституция Российской Ф <#"justify">Заключение

По результатам проведения настоящей контрольной работы определены основные теоретические аспекты проведения государственной политики в сфере занятости населения, рассмотрены отдельные примеры из зарубежного опыта реализации политики занятости населения.

Кроме того, проведен анализ мероприятий в сфере содействия занятости населения, реализуемых в настоящее время Правительством Российской Федерации.

Отдельно следует выделить принятие комплексной государственной программы «Содействие занятости населения» до 2020 года, координатором которой является Министерство труда и социальной защиты.

занятость население безработица труд

Список литературы

1.Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации <http://base.garant.ru/10164333/>»

.А.А. Ткаченко. Занятость и экономика: политика государства в переходный период. Москва, ИНФОГРАФ, 2000. С. 275

.Трунин С.Н. Экономика труда. М.: 2009. - 496 с.

.Мы работы не боимся: о тенденциях государственной политики в сфере занятости. URL: http://www.garant.ru/article/486416/ (дата обращения: 20.11.2013)

.Токсанбаева М.С. Политика занятости и дефицит кадров // Россия и современный мир <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=675050>. 2010. № 1 <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=675050&selid=13526587>. С. 197-204.

Похожие работы на - Государственная политика занятости населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!