Административно-правовой статус общественных объединений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,88 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административно-правовой статус общественных объединений

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

Юридический институт

Кафедра государственного и международного права





Курсовая работа

Административно-правовой статус общественных объединений












Москва 2012

Содержание

Введение

. Административно-правовые основы правового положения общественных объединений в Российской Федерации

.1 Развитие административно-правовых основ правового положения общественных объединений

.2 Понятие и виды общественных объединений

.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

. Общественные объединения как субъекты административного права

.1 Общая характеристика общественных объединений как субъектов административного права

.2 Права и обязанности общественных объединений как субъектов административного права

.3 Публичный контроль деятельности общественных объединений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Социально-экономические изменения, происшедшие в Российской Федерации за последние годы, поставили перед юридической наукой проблему поиска новых административных методов воздействия на общественные отношения со стороны исполнительной власти, а также проблему совершенствования форм, ее взаимодействия с институтами гражданского общества.

Недостаточная социальная активность общественных объединений, является наиболее значимой проблемой для жизнедеятельности нашего общества. Данное обстоятельство обусловлено тем, что общественные объединения являются важной составной частью правового государства, выступают связующим элементом между государством и личностью. Однако, как показывает практика, это далеко не всегда так.

Между тем, именно общественные объединения являются одним из наиболее активных участников социально-экономических преобразований. В связи с этим проводимые политические и правовые реформы в нашей стране должны опираться на современную теоретическую концепцию их административно-правового положения. Исследование административно-правового статуса общественных объединений позволит раскрыть их подлинную роль как эффективного элемента в механизме доступа граждан к институтам государственной власти, а также преодолеть противоречия, возникающие при взаимодействии исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества. Кроме того, административно-правовой статус общественных объединений нуждается в адекватном и научно обоснованном нормативном определении.

Практика последних лет наглядно показала, что успешное функционирование общественных объединений возможно лишь на основе совершенствования их административно-правового статуса.

Правоотношения общественных объединений в сфере действия норм административного права представляют собой значительную группу. Нормы административного права регулируют разнообразные отношения с участием общественных объединений и для того, чтобы практика этих отношений складывалась в соответствии с законом, необходима определенность, которая достигается путем совершенствования нормативной правовой регламентации административно-правового статуса общественных объединений.

Актуальность, сложность и многоплановость этих и некоторых других проблем, явилась определяющим фактором в выборе темы настоящей курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются в административно-правовой сфере с участием общественных объединений.

Предметом курсовой работы является совокупность административно-правовых норм, регламентирующих механизм реализации правового положения отдельных видов общественных объединений в Российской Федерации.

Целью курсовой работы является развитие теоретических положений, определяющих основы административно-правового статуса общественных объединений, а также разработка предложений по совершенствованию правового механизма реализации административно-правового статуса общественных объединений.

Указанная цель требует постановки и решения следующих задач:

. Исследовать административно-правовые основы правового положения общественных объединений в Российской Федерации:

рассмотреть процесс развития административно-правовых основ правового положения общественных объединений;

проанализировать понятие и виды общественных объединений;

исследовать порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений.

. Изучить общественные объединения как субъекты административного права:

сформулировать общую характеристику общественных объединений как субъектов административного права;

рассмотреть права и обязанности общественных объединений как субъектов административного права;

исследовать основы публичного контроля деятельности общественных объединений.

1. Административно-правовые основы правового положения общественных объединений в Российской Федерации

.1 Развитие административно-правовых основ правового положения общественных объединений

Исследование и развитие административного законодательства, регламентирующего административно-правовое положение общественных объединений, имеет важное значение для формирования в нашей стране правовых механизмов, касающихся становления полноценных институтов гражданского общества. Кроме того, изучение истории развития законодательства об общественных объединениях позволяет сформировать новое видение гражданского общества, а также может способствовать развитию адекватных административно-правовых механизмов, касающихся взаимоотношения отдельно взятой личности и государства.

Помимо вышеизложенного, исследование истории законодательства об общественных объединениях помогает систематизировать теоретический и эмпирический материал, касающийся функционирования в нашей стране общественных объединений.

В XVIII-XIX вв. происходило становление законодательства об общественных формированиях, однако, законодательные акты этого периода приоритетное внимание уделяли не порядку образования общественных формирований, а организации контроля (надзора) за ними. Одним из первых законодательных актов, определявших административно-правовое положение общественных формирований был Устав благочиния (1782 г.). Данный нормативный акт давал гражданам возможность самим создавать общественные объединения.

В юридической литературе конца XIX - начала XX вв., для обозначения категории "общественное объединение" использовалась различная терминология (общество, ассоциация, частное общество и др.). Социально-экономические преобразования конца XIX в. повлекли за собой активизацию деятельности общественных формирований, однако нормативно-правовая база их деятельности в тот период практически отсутствовала. Для создания общественных объединений необходимо было получить разрешения МВД и Минфина. Общественные объединения, которые были созданы и функционировали без их разрешения, признавались незаконными.

Компетенция МВД в деле регулирования административно-правового положения общественных объединений была определена актом МВД от 26 апреля 1905 г., в этот период был также издан манифест "О свободе союзов".

Следом за манифестом началось активное создание политических партий, профсоюзов и других общественных формирований. 4 марта 1906 г. принимаются временные правила "Об обществах и союзах". Знаковым нормативным правовым актом в механизме административно-правового регулирования деятельности общественных объединений явилось постановление "О собраниях и союзах".

В советский период законодательство об общественных объединениях также активно развивалось. В 20-е гг. XX в. был принят Декрет ВЦИК от 3 августа 1922 г. "О порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций", 9 мая 1924 г. принимается постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и распространяющих свою деятельность на территории всего Союза ССР, и надзоре за ними", 6 февраля 1928 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР утверждается положение "Об обществах и союзах, не преследующих извлечение прибыли".

В 30-е годы XX в. законодательство об общественных объединениях также продолжало развиваться. Так, 10 июля 1932 г. ВЦИК и СНК РСФСР принял постановление "Об утверждении положения о добровольных обществах и союзах". Данный акт в отличие от всех предыдущих, достаточно комплексно определил административно-правовое положение общественных объединений. Названный нормативный правовой акт определял:

порядок организации обществ и союзов;

режим контроля государства за деятельностью добровольных обществ и их союзов;

порядок ликвидации деятельности общественных объединений.

Концепция упомянутого документа послужила основой для последующего развития административного законодательства об общественных объединениях. Следует отметить, что постановление 1932 г. было отменно лишь в 1992 г.

Современное состояние нормативно-правового регулирования деятельности общественных объединений в Российской Федерации характеризуется чрезвычайной пестротой и обширностью. Деятельность общественных объединений регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Это Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общественных объединениях", а также: Федеральный закон №95-ФЗ от 11июля 2001 г. "О политических партиях", Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" и многие другие.

.2 Понятие и виды общественных объединений

Исследование научной литературы, посвященной административно-правовому положению общественных объединений, позволило сделать вывод о том, что в юридической литературе нет единства мнений относительно понятия и признаков общественного объединения. Анализ научной литературы позволяет констатировать, что содержание, которое вкладывается в определение общественного объединения, весьма различно. Подобное положение, во многом объясняется особенностями авторского подхода, а также целями, задачами и методологией научного исследования феномена "общественное объединение".

Таким образом, особую ценность приобретает нормативное определение понятия "общественное объединение".

Так, понятие общественного объединения содержится в Федеральном законе "Об общественных объединениях", согласно которому под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Анализ Федерального закона "Об общественных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что законодатель дает позитивное определение общественному объединению, осуществляет детализацию позитивного определения посредством перечисления отдельных видов общественных объединений, причем данный закон не определяет исчерпывающий перечень видов общественных объединений. Кроме того, закон "Об общественных объединениях" указывает на определенный вид общественных объединений, на которые его действие не распространяется.

Раскрывая содержание определения общественного объединения, сформулированного в законе, и анализируя его конструктивные составляющие, можно сделать вывод о том, что указанная дефиниция позволяет идентифицировать общественные объединения среди других субъектов административного права:

характеристика общественных объединений как коллективных сообществ, созданных для достижения единых целей объединившихся в них лиц, отличает общественные объединения от иных формирований граждан;

социально-полезный характер деятельности, определенный в уставе общественного объединения, позволяет отграничить общественное объединение от противоправных (криминальных) сообществ;

признак объединения физических и юридических лиц на равных, позволяет отграничивать общественные объединения от образований, члены которых изначально выполняют разные функции и не могут ими обмениваться;

формальная основа деятельности общественных объединений отличает их от неформальных объединений, неустойчивых социальных групп, образуемых по интересам.

Опираясь на законодательную базу, общественные объединения и организации в отличие от государственных институтов, не имеют властных полномочий, не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения, а также диктовать свою волю. Общественные объединения отличаются в своей деятельности и от политических партий, так как не ставят своей целью овладеть государственной властью и в этом смысле изначально не являются политическими организациями, хотя их деятельность и может приобретать политический характер в предусмотренном законом порядке, а также в соответствии с уставом, учредительными документами общественного объединения или организации.

Таким образом, общественные объединения в России создаются для привлечения граждан к реализации государственной политики, выдвижения гражданских инициатив, направленных на осуществление конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и самих общественных объединений, их деятельности в сфере развития гражданского общества и правового демократического социального государства в Российской Федерации.

Общественные объединения, в соответствии с их уставами, учредительными документами, можно условно, разделить на:

общественно-политические,

общественно-гражданские,

религиозные и другие.

В большинстве случаев каждое из обозначенных направлений, в свою очередь, подразделяется на различные по профилю и интересам организации. Например, внутри общественно-гражданского направления формируются ветеранские, молодежные, детские, женские, культурно-просветительские, образовательные, благотворительные, правозащитные, профессиональные, творческие объединения. Согласно учредительным документам, в соответствии со своей организационной структурой, все указанные объединения разноплановы по сферам деятельности, охватывают разные комплексы общественных интересов.

Общественные объединения различны и по своим характеристикам, в том числе:

по территориальному статусу: муниципальные, общегородские, региональные, межрегиональные, федеральные, международные;

по характеру и направленности деятельности: общества, ассоциации, центры, организации культуры, образования, просвещения, общественно-политические, профессионально-культурные и др.;

по принадлежности к социальным группам: молодежные, ветеранские, женские;

по политическим и идеологическим установкам.

Основанием для классификации, могут быть и другие критерии: по масштабам деятельности, методам и способам действия, степени организации, по классовому, национальному или демографическому признакам. Но, общественные объединения, независимо от организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равенства права, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны при определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах общедоступной.

1.3 Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений

Согласно общему порядку, общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц, в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде или общем собрании. С момента принятия перечисленных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права (за исключением прав юридического лица) и принимает на себя обязанности в соответствии с действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения, как юридического лица, возникает с момента его государственной регистрации.

Исследование законодательства об общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время достаточно последовательно определены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений, а также достаточно четко определена процедура государственной регистрации общественных объединений. Однако, как показывает анализ информационных материалов Минюста России, ряд общественных объединений нарушают предписания законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

Нарушения, как правило, выражаются в том, что они не информируют орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения. С учетом сложившейся судебной практики, а также рекомендаций Минюста России, при невыполнении общественными объединениями вышеназванного требования, управлениями юстиции по субъектам Российской Федерации готовятся соответствующие иски о ликвидации данных общественных объединений.

В настоящее время, по-прежнему, остается актуальной проблема использования рядом общественных объединений государственной символики на печатях, бланках, удостоверениях своих объединений и т.п.

В этой связи было бы вполне целесообразно усовершенствовать предписания ст. 17.10 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за незаконные действия по отношению к государственным символам России. Данную статью КоАП РФ, необходимо дополнить предписанием о том, что субъектом ответственности за незаконные действия по отношению к государственным символам России может являться общественное объединение.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда или общего собрания.

События последних лет наглядно продемонстрировали необходимость создания административно-правового механизма для более жесткого и оперативного пресечения любых форм экстремистской деятельности со стороны общественных объединений. Конституция России, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности", КоАП Российской Федерации и ряд иных нормативных правовых актов направлены на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности, однако, как показывает практика, реализация ст. 20.3 КоАП Российской Федерации затруднена тем, что диспозиция данной статьи носит неопределенный характер. В этой связи было бы вполне целесообразно, если бы Верховный Суд Российской Федерации дал официальное разъяснение по порядку применения закона о противодействии экстремисткой деятельности и соответствующих статей КоАП Российской Федерации .

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению съезда (конференции), а также по решению суда в случае грубого нарушения общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, а также неоднократного и грубого нарушения Конституции и законодательства Российской Федерации. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность.

2. Общественные объединения как субъекты административного права

.1 Общая характеристика общественных объединений как субъектов административного права

Исследование теоретических и практических вопросов, связанных с функционированием общественных объединений как субъектов административного права, позволяет заключить, что общественные объединения - это один из видов негосударственных организаций. Поэтому для наилучшего уяснения понятия общественного объединения необходимо, прежде всего, определить понятие негосударственной организации. На основе анализа признаков негосударственной организации под последней предлагается понимать группу людей, выступающую персонифицированно от своего имени, выполняющую собственные - корпоративные задачи и функции, не обладающую государственно-властными полномочиями, действующую без вмешательства государства и им не финансируемую.

Общественное объединение среди субъектов административного права отличается рядом признаков, основные из которых и вошли в понятие данного вида негосударственных организаций. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе физических лиц, юридических лиц - общественных объединений, выступающее от своего имени для реализации общих целей, указанных в его уставе, и не обладающее государственно-властными полномочиями.

Данное определение в отличие от приводимых в юридической литературе определений позволяет учесть такие важные признаки общественных объединений как:

) возможность создания их не только физическими лицами, но и наряду с ними юридическими лицами;

) выступление только от своего имени;

) отсутствие, как правило, государственно-властных полномочий.

В процессе своей деятельности общественные объединения могут вступать в общественные отношения, урегулированные нормами не только административного, но и иных отраслей права. Особенностью административно-правового статуса общественного объединения как комплекса его полномочий является то, что эти полномочия закреплены нормами административного права и осуществляются в сферах административно-правового регулирования во взаимоотношениях с органами исполнительной власти и другими органами государства.

Административно-правовой статус общественных объединений - категория комплексная, включающая в себя ряд элементов, выделяющихся по признаку этапности деятельности общественных объединений.

Одним из элементов административно-правового статуса общественных объединений являются нормы административного права, регулирующие порядок их создания и, в том числе, государственной регистрации.

Прохождение государственной регистрации для большинства общественных объединений - это право, а не обязанность. Например, обязательна государственная регистрация, для политических общественных объединений (ч. 2 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях"). А в ч. 4 ст. 3 Закона сказано: "Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица".

Таким образом, федеральным законодательством закреплены два способа образования общественных объединений: явочный способ и явочно-регистрационный.

Вообще же нормы, составляющие административно-правовой статус общественных объединений, содержатся в большом количестве нормативных актов в связи с этим целесообразно произвести подразделение данных нормативных актов на группы, а именно:

) нормативные акты, распространяющие свое действие на все общественные объединения (Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях" и др.);

) нормативные акты, регулирующие деятельность отдельных видов общественных объединений (например, Федеральные законы "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.);

) нормативные акты, затрагивающие вопросы деятельности отдельных видов общественных объединений, при этом регулирующие либо общественные отношения в определенной отрасли управления (например, закон РФ "Об образовании", Основы законодательства РФ о культуре), либо правовой статус определенной группы лиц (Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ" и др.).

Как общественные объединения, так и государственные органы, их должностные лица обязаны соблюдать данные нормы.

За нарушения норм права, допускаемые общественными объединениями, к ним могут быть применены органами государственной власти по результатам контрольной, надзорной и контрольно-надзорной деятельности меры государственного принуждения. Так органы юстиции вправе применить к общественным объединениям письменное предупреждение, а суды - приостановить их деятельность или ликвидировать. В виду чего можно сделать вывод о том, что письменное предупреждение и приостановление деятельности общественного объединения - это меры административного принуждения, а именно меры административного пресечения, применяемые к общественным объединениям как субъектам административного права.

2.2 Права и обязанности общественных объединений как субъектов административного права

Содержание административно-правового статуса, составляют их права и обязанности которые в своей совокупности выражают наиболее важные и существенные связи общественного объединения с органами исполнительной власти.

В связи с этим, административно-правовой статус общественных объединений составляет базу для развития иных прав и обязанностей данного субъекта административного права.

В структурном плане административно-правовой статус общественных объединений определяется: правами, обязанностями, гарантиями реализации прав и исполнения обязанностей, а также юридической ответственностью.

Правовые возможности общественного объединения в сфере исполнительной власти многочисленны и разнообразны. Установленные административным законодательством в соответствии с конституционными основами, права и обязанности этого субъекта закрепляют их отношения и связи с органами исполнительной власти, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность.

Они могут складываться в связи с:

реализацией принадлежащих общественному объединению по закону прав;

выполнением возложенных на общественное объединение обязанностей в сфере государственного управления;

нарушением органами управления (должностными лицами) прав и интересов общественного объединения;

нарушением общественным объединением своих правовых обязанностей в сфере государственного управления.

Представляется, что классификация субъективных прав и обязанностей общественных объединений в сфере государственного управления может быть следующей:

а) общие права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления;

б) специальные права и обязанности общественного объединения в сфере государственного управления, в частности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

К группе общих прав и обязанностей общественного объединения в сфере государственного управления в соответствии с действующим законодательством относится то, что общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

принимать участие в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством;

проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

учреждать средства массовой информации и вести издательскую деятельность;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участи его в выборах) и др. (статья 27 Закона).

В своей деятельности общественное объединение обязано:

соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности и указывать действительное место нахождения постоянно действующего руководящего органа, его название и данные о руководителях объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц;

представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, решения руководящих органов и должностных лиц объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставленных в налоговые органы;

допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественное объединение, в ознакомлении с деятельностью объединения (статья 29 Закона).

Если говорить о гарантиях реализации общественным объединением своей правоспособности, то они могут быть классифицированы на: общие (идеологические, социальные, политические, экономические и др.), специальные (правовые) и организационные гарантии.

Исследуя общие гарантии административно-правового положения общественных объединений, приходим к выводу о том, что их основой являются конституционные предписания относительно того, что Российская Федерация является социальным государством. В Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие и др.

В современных условиях для полноценной реализации предоставленных общественным объединениям прав, особое место принадлежит экономическим гарантиям. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. И хотя эта норма прямо не указывает на необходимость защиты собственности общественных объединений, но она распространяется и на нее. Право собственности общественных объединений закреплено в целом ряде федеральных законов: "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Существенную роль в формировании имущества общественных объединений играют доходы, поступающие от предпринимательской деятельности. Однако действующим законодательством определяются некоторые особенности осуществления предпринимательской деятельности общественными объединениями, в частности определяется ее уставной характер, а также устанавливается порядок распределения доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Проблеме возможности осуществления общественными объединениями предпринимательской деятельности в литературе уделено достаточно большое внимание и в основном через призму того, что осуществлять соответствующую деятельность общественные объединения не вправе, поскольку это противоречит правовой сущности данных организаций.

Данную ситуацию весьма емко но в тоже время содержательно описала Комиссарова Е.Г.: "На первый взгляд в теории некоммерческих юридических лиц особых "головоломных проблем", как говорил К.П. Победоносцев, нет. Да и ничего особо теоретического в самом подинституте как бы не существует. Все кажется в этой части ясным: на одной стороне - некоммерческие юридические лица с их специальной правоспособностью, на другой - законное право этих субъектов на предпринимательскую деятельность, которая в доктрине предусмотрительно называется не основной, или побочной. Данное положение выглядит логичным и понятным: раз не достает у некоммерческих юридических лиц ресурсов для основной деятельности, то пусть зарабатывают. Именно это и отражено в существующем сегодня законодательном концепте, который, однако, предполагается откорректировать в силу обнаружившихся на практике противоречий и нестыковок".

В свою очередь, считаю, что следует согласиться с Г.Е. Авиловым и Е.А. Сухановым, считающими, что "классические подходы к существу юридического лица предопределяют и необходимость сохранения четкого законодательного разделения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Ведение предпринимательской деятельности под маской некоммерческой организации также заведомо искажает и назначение соответствующей организационно-правовой формы".

Законом устанавливается государственная поддержка некоторых видов общественных объединений, которая может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений, предоставления грантов, государственных заказов и т.п.

2.3 Публичный контроль деятельности общественных объединений

Государство практически никогда не упускало из поля своего воздействия общественные объединения. В различные исторические периоды сфера такого воздействия была различна. Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют различные органы государственной власти. У каждого органа государственной власти имеется своя компетенция в исследуемой сфере государственного управления. Контроль (надзор) относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни и является одним из способов обеспечения правопорядка.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Полномочия органов прокуратуры в сфере осуществления надзора за деятельностью общественных объединений закреплены не только в законодательстве об общественных объединениях, но и в Законе РФ "О прокуратуре".

Так, Закон "О прокуратуре" предоставляет органам прокуратуры широкие полномочия, которые реализуются ими в различных сферах государственного управления, в том числе и в ходе осуществления органами прокуратуры надзора за деятельностью общественных объединений. Прокурор вправе приносить протест на противоречащий закону правовой акт, выносить представление об устранении нарушений закона, принимать решение о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, а также выносить предостережение о недопустимости нарушений закона. Закон об общественных объединениях наделяет органы прокуратуры дополнительными полномочиями по осуществлению надзора за их деятельностью. Прокуратура наряду с органами юстиции может направлять заявления в суд о приостановлении деятельности общественных объединений. В этом случае приостанавливаются права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, такому общественному объединению запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие массовые мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, а также штрафов.

Основным субъектом контроля за деятельностью общественных объединений, является Минюст России. Данный вывод следует из анализа законодательства об общественных объединениях, а также из анализа положения о Минюсте России. Несмотря на те изменения, которые произошли в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, контрольная функция по-прежнему является важнейшей составной частью работы Министерства юстиции Российской Федерации. Контроль со стороны органов Минюста России за деятельностью общественных объединений начинается уже в процессе регистрации общественных объединений. Кроме того, контроль за деятельностью общественных объединений осуществляется в процессе посещения представителями Минюста проводимых общественными объединениями массовых мероприятий. Одной из эффективных форм контроля за деятельностью общественных объединений является обязанность общественных объединений ежегодно информировать орган, принимающий решение о регистрации общественных объединений, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Кроме органов Минюста России, контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют финансовые органы, органы, осуществляющие экологический, пожарный и санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и др.

Заключение

В современный период обновления российского общества особую значимость приобретает законодательное обеспечение и дальнейшее развитие институтов гражданского общества. Важнейшим его элементом являются различные формы политической самоорганизации, в том числе функционирование общественных объединений, через которых выявляются и удовлетворяются потребности и интересы граждан.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность (ст. 13), гарантируется право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, а также деятельность общественных объединений.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации права граждан на объединение имеет важное политическое и юридическое значение. Термин "объединение" в Конституции упоминается множество раз, что свидетельствует о возрастающем значении личности в Российской Федерации. Право на объединение охватывает различные сообщества физических лиц, целью которых является реализация самых разных интересов.

Многие авторы полагают, что право на объединение не ограничивается только правом на создание общественных объединений, оно тесно связано с другими конституционными правами граждан и деятельностью некоммерческих объединений граждан.

В связи с этим уместно обратиться к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об акцизах" от 24 октября 1996 г. ". В этом постановлении отмечается, что граждане и созданные ими объединения могут обратиться с жалобой на нарушение прав самого объединения в случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, что акционерные общества, товарищества и общества с ограниченной ответственностью является объединениями (юридическими лицами), созданными гражданами для предпринимательской деятельности, т. е. совместной реализацией конституционного права.

В развитие положений Конституции 14 апреля 1995 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон «Об общественных объединениях», который регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общественных объединений. общественный объединение административный власть

В целях развития общественной инициативы были приняты следующие федеральные законы: "О политических партиях" от 11 июля 2001 г.; "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г.; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. и др.

В соответствии с законодательством не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставленные им налоговые и иные льготы, а также оказывает финансовую помощь.

В действующем законодательстве сформулировано достаточно полное определение общественного объединения. Под которым понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Данное определение позволяет определить сущность и предназначение общественного объединения. В то же время в научной литературе существуют различные подходы к данному определению.

Важное значение имеет законодательное закрепление принципов создания и деятельности общественных объединений. Их соблюдение гарантирует гражданам полную реализацию принадлежащих им прав.

В Федеральном законе "Об общественных объединениях" закрепляются различные организационно-правовые формы общественных объединений. При этом дана полная характеристика каждой форме. Все это позволяет гражданам добровольно выбрать любую из этих форм и объединится для достижения намеченных целей.

Требует дальнейшего совершенствования нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность общественных объединений. Федеральный закон "Об общественных объединениях" допускает деятельность создаваемых гражданами общественных организаций и приобретением прав юридического лица, а также без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. По нашему мнению такое положение создает трудности в работе, как для самих общественных объединений, так и для контролирующих органов. Поэтому необходимо это противоречие устранить, поскольку осуществление ими предоставленных прав требует наличия статуса юридического лица.

В законодательстве недостаточно решены вопросы ответственности общественных объединений. По нашему мнению следует разработать концепцию их публично-правовой ответственности, имея в виду:

установление ответственности самих общественных объединений как юридических лиц;

установление конкретной ответственности руководителей общественных органов и членов общественных объединений;

установление механизмов социальной ответственности общественных объединений.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301, Российская газета, №238-239, 08.12.1994.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.10.2012). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Российская газета", №256, 31.12.2001, "Парламентская газета", №2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1.

. Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. №3.

. Федеральный закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1997. №39. Ст. 4465

. Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. №21. Ст. 1930.

. Федеральный закон № 95-ФЗ от 11июля 2001 г. "О политических партиях" // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. №29. Ст. 2950

. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 23.12.2010)// Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33.

. Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ "О ветеранах" (ред. от 16.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, №3.

. Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012) // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, №47.

. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 20.07.2012)// Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, №48.

. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 29.04.2008)// Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30.

. Федеральный закон от 28.06.1995 №98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (ред. от 01.07.2011)// Собрание законодательства РФ, 03.07.1995, №27.

. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" (ред. от 10.07.2012) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3.

. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №3612-1) (ред. от 08.05.2010) // Российская газета, №248, 17.11.1992.

Учебно-методическая литература:

. Братановский С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях": 2-е издание исправленное и дополненное // С.Н. Братановский, Е.А. Злобина. - М.: Волтер Кловер, 2006.

. Гутников О.В. Право собственности некоммерческих организаций // Право собственности: актуальные проблемы.- М.: Норма, 2008.

. Иванова М.И. Законодательство об общественных объединениях: текущее состояние и проблемы // Известия Саратовского университета. Серия Экономика. Управление. Право. 2009.

. Иванова М.И. Особенности правового статуса общественных объединений // Политико-правовые приоритеты социально-экономического развития России: материалы международной научно-практической конференции. Саратов, изд-во "Научная книга", 2009.

. Оськина И.Ю., Лупу А.А. Гражданин и правоохранительные органы // М.: Дело и Сервис (Серия "Популярная юридическая библиотека"), 2011.

Периодические издания:

1. Семина О.В. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика - 2007. - №2.

. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. - 2008. - №6.

. Оськина И., Лупу А. От имени народа, но против народа // ЭЖ-юрист №40, 2012.

. Оськина И.В защиту защитников // Домашний адвокат №2, 2011. С.8.

. Иванова М.И. Конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - №2.

. Ивакин А.А. Характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право. - 2006. - №12.

. Биктагиров Р.Т. Правовые основы участия политических партий и других общественных объединений в избирательном процессе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2008. - №4.

. Барамидзе С.М. Правовой статус политических партий в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. - 2010. - №9

. Авилов Г.Е., Суханов Е.А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. №1.

Похожие работы на - Административно-правовой статус общественных объединений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!