Характеристика контроля деятельности социального учреждения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    330,49 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика контроля деятельности социального учреждения

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра социологии и социальной работы










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Организация, управление и администрирование в социальной работе

на тему: Характеристика контроля деятельности социального учреждения

Исполнитель Истомина И. Н.

Руководитель Карпикова И. С.



Иркутск, 2012 г.

Оглавление


Введение

. Теоретическая основа контроля в организации

.1 Понятие и функции контроля

.2 Виды и мера сочетания внутреннего и внешнего контроля

.3 Основные этапы организации внутреннего и внешнего контроля

. Анализ осуществления контроля на примере отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

.1 Положение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

.2 Анализ деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального развития, опеки о попечительства Иркутской области

.3 Практические рекомендации по усовершенствованию системы контроля деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Работа любого предприятия всегда направлена на достижение конкретных целей. Но для этого, чтобы не сбиться с намеченного курса, необходим постоянный контроль над тем, как реализуются поставленные цели.

Контроль любого предприятия представляет собой одну из важных функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом.

Одной из важнейших характеристик взаимоотношений между персоналом и организацией является наличие контроля. Роль как внутреннего, так и внешнего контроля трудно переоценить. Он необходим для проверки выполненных задач и достигнутых целей организации. При его помощи обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления компанией. Контроль также направлен на обнаружение и исправление непреднамеренных ошибок и намеренных нарушений, например, нецелевое использование ресурсов.

Системы контроля в той или иной форме существуют в каждом учреждении. Чем больше организация и чем сложнее ее организационная структура, тем шире требования к системам контроля и актуальнее задача повышения их качества.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что проблема осуществления контроля в социальной сфере является особенно важной, что подтверждается высокой общественной значимостью социальной работы. С помощью эффективно сформированной системы контроля деятельности, возрастает возможность обеспечения населения всеми гарантированными формами социальной защиты. Цель данной курсовой работы - это изучение теоретического материала по теме работы, рассмотрение системы осуществления контроля Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан для выявления путей повышения ее эффективности.

Задачи курсовой работы:

1.      Обобщить теоретический материал о системе применения контроля в учреждении;

.        Рассмотреть организационную структуру и систему осуществления контроля Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;

.        Проанализировать деятельность отдела организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;

.        Выявить существующие проблемы в деятельности учреждения и дать практические рекомендации по их решению.

1.     
Теоретическая основа контроля в организации

 

.1 Понятие и функции контроля


Управление основывается на четкой системе контроля, без которого оно имеет фиктивно-демонстративный характер.

Контроль - одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Под контролем понимается система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, реализуемая со следующими целями:

1.      Оценка обоснованности и эффективности принятых управленческих решений.

2.      Оценка результатов реализации этих решений.

.        Выявление отклонений в функционировании объекта:

-       от принятых решений;

-       от установленных правил и норм.

.        Разработка мер по преодолению выявленных отклонений.

5.      Разработка мер по корректировке управленческих процессов с целью профилактики деструктивных отклонений.

6.      Устранение препятствий для оптимального функционирования объекта.

Таким образом, контроль является процессом, обеспечивающим достижение системой поставленных целей путём сравнения фактического состояния системы с желаемым.

Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности. Исчезает неопределённость: никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий.

Появляется возможность предотвращения кризисов: никакая организация функционирования объекта не страхует от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.

Выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей, постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. В управлении контроль можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента. Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей. В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений. В системе управления контроль выполняет следующие основные функции:

1.      Проверочная - установление целесообразности, обоснованности, законности решений; проверка их выполнения, соблюдения технических, экологических и правовых норм и нормативов; выявление нарушений и ошибок;

.        Информационная - сбор, обработка и передача информации по состоянию контролируемого объекта;

.        Диагностическая - изучение и оценка реального положения дел в организации и ее окружении, выявление основных тенденций его изменения, угроз и возможностей, скрытых резервов;

.        Прогностическая - создает основу предположений о будущем состоянии объекта и возможных отклонениях от заданных параметров;

.        Коммуникационная - обеспечивает установление и поддержание обратной связи;

.        Ориентирующая - подсказывает, на что необходимо обратить первоочередное внимание;

.        Стимулирующая - по итогам контроля производится оценка персонала, его поощрение или наказание;

.        Корректирующая - на основе полученных результатов состояние и поведение объекта изменяются таким образом, чтобы обеспечивались необходимые значения его характеристик или устойчивость функционирования при отклонении от них;

.        Защитная - способствует сохранению ресурсов организации.

Современный контроль направлен не на исправление, а на предотвращение ошибок, что значительно эффективнее и дешевле. Поэтому он представляет собой неотъемлемый элемент процесса деятельности на всех его стадиях.

социальный опека обслуживание контроль

1.2 Виды и мера сочетания внутреннего и внешнего контроля


Выделяют следующие основные виды контроля:

1.      По типу:

-       традиционный контроль - фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов;

-       опережающий контроль - отслеживает разрыв между реальным состоянием организации и ее целями; по итогам принимаются меры, направленные на достижение, а не исправление прошлых ошибок;

-       предпринимательский контроль осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, факторами, влияющими на них; в результате корректируются сами цели.

1.      По видам: (финансовый, маркетинговый, контроль качества, производственный и др.).

.        По объектам.

.        По субъектам, которые осуществляют процесс контроля.

.        По интенсивности (нормальный или усиленный).

.        По месту осуществления (летучий и стационарный).

.        По целям (фильтрующий контроль призван отделить годное от негодного, а корректирующий - исправить положение дел).

.        По методам:

-       документальный происходит на основе сверок и проверок документов;

-       оценочный контроль базируется на экспертизе, анализе, сопоставлении с эталоном.

.        По стадиям осуществления:

-       предварительный;

-       текущий;

-       итоговый.

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами. Контроль является эффективным, если имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Также контроль делится на внутренний и внешний.

В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролерами.

Идея вешнего контроля основывается на том, что люди, по крайней мере, формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними наблюдает руководитель или его представитель. Психологи считают, что на это имеется несколько причин:

1.      По результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с ней поощрения, наказания, продвижения по службе.

.        Контроль может означать также, что в данной сфере деятельности руководство придает большое значение, и поэтому за нее стоит держаться и проявить хотя бы показное усердие, чтобы выделиться на фоне остальных.

.        Поскольку итоги контроля обычно широко освещаются в коллективе, многие стараются работать лучше для того, чтобы прославиться. Иными словами, дополнительное усердие проявляется здесь по причине честолюбия.

Поэтому систему контроля необходимо конструировать так, чтобы предотвратить поведение, ориентированное на него.

Во-первых, должна быть предусмотрена так называемая «защита от хитреца», то есть от того, кто, ничего не делая, пытается создать видимость активной и добросовестной работы, показать руководству то, что оно желает видеть.

Чем выше ступень бюрократизации управления организацией, тем чаще подобное поведение сотрудников имеет место, и они больше времени тратят на обман, чем на выполнение собственных обязанностей. Особенно часто это бывает, если отсутствуют четко определенные нормативы работы и ее результат не проходит рыночную оценку потребителем.

Во-вторых, цели в условиях внешнего контроля должны быть достаточно трудными, не дающими исполнителям «засыпать на ходу». Считается, что в наибольшей степени они стимулируют тогда, когда у исполнителя имеется 50% уверенности в их достижении. В-третьих, по итогам внешнего контроля обязательно должно следовать поощрение, а если необходимо, наказание. При постоянно усложняющейся деятельности организации традиционная система внешнего контроля требует огромных затрат и становится экономически и технически непосильной даже для крупных фирм. Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где возможно, практики внутреннего контроля, или самоконтроля.

Главная задача последнего состоит в том, чтобы обнаружить проблему и найти пути решения, а не поймать кого-то за руку и наказать. В этих условиях исполнители готовы принимать активное участие в формулировке целей своей деятельности и самостоятельно контролировать их реализацию.

Условиями внедрения самоконтроля являются:

-       преобладание групповых форм работы и принятия решений;

-       здоровый морально-психологический климат;

-       демократические формы руководства.

Поскольку это встречается далеко не везде, на практике внутренний и внешний контроль применяются в определенном соотношении, зависящем:

-       от стиля руководства организацией (при авторитарном преобладает внешний контроль; при демократическом,);

-       от возможности получить надежную оценку результатов и спросить с работников персонально за порученное дело (если такая возможность имеется, предпочтительнее внешний контроль, в противном случае - внутренний);

-       от характера подчиненных (для недобросовестных, неаккуратных людей больше подходит внешний контроль, для добросовестных и педантичных - внутренний);

-       от микроклимата в коллективе (при благоприятном лучше внутренний контроль, при неблагоприятном - внешний, позволяющий волевым путем сглаживать или предотвращать возможные конфликты);

-       от принятой системы вознаграждения (в условиях преобладания его индивидуальных форм на первом месте находится внешний контроль)

1.3 Основные этапы организации внутреннего и внешнего контроля

Процесс контроля состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяются параметры функционирования и развития системы, которые необходимо контролировать, и источники информации о них. Параметры имеют вид стандартов и нормативов, отражающих заложенные в планы задачи.

Речь может идти о нормативах расходования ресурсов на единицу продукции или объем работ, показателях эффективности, сроках работ.

К нормативам предъявляются такие требования, как научная обоснованность, гибкость (способность изменяться в соответствии с новыми условиями), выполнимость в нормальной ситуации (слишком высокие нормативы пугают, слишком низкие - расхолаживают), адекватность отражения реальных процессов.

Соответствие этим требованиям позволяет нормативам служить критериями оценки подразделений и отдельных лиц. Кроме того, в хозяйственной практике нормативы используются для распределения работы между исполнителями, внешних сопоставлений, определения кандидатур на выдвижение.

Не все, что нужно контролировать, удается выразить в количественных показателях, например морально-психологический климат в коллективе, что усложняет процесс контроля. Но в ряде случаев его можно осуществит и без показателей, ориентируясь на различные реакции людей.

На втором этапе процесса контроля создается модель управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных и конечных результатов, являющиеся наиболее подходящими местами для наблюдений - так называемые точки контроля.

Этот этап процесса контроля заключается в получении информации о состоянии и результатах функционирования объекта. Она позволяет принимать обоснованные решения о том, как действовать дальше. Источниками информации служат целевые наблюдения, текущие статистические данные, оперативные сообщения, бухгалтерская отчетность, опросы общественного мнения, итоговые отчеты, специальные аналитические обзоры и другие.

Получение информации - самый трудоемкий и дорогостоящий элемент контроля. На его долю приходится основная часть затрат, величина которых зачастую и предопределяет, стоит заниматься контролем или нет. Ведь его задача состоит, прежде всего, в поиске путей сокращения расходов, а не в их увеличении. Информация, предназначенная для нужд контроля, должна быть своевременной и точной, позволять принимать обоснованные решения о том, как действовать в данной ситуации.

Третий этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности организации: модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства и управления. (см. Рис.1)

Рис.1. Процесс контроля реализации решений

На практике существуют два варианта корректирующих действий. Первый заключается в устранении причин, порождающих отклонения, их ликвидации или нейтрализации; второй - в изменении стандартов, модификации целей, пересмотре планов, перераспределении заданий.

Если дела в организации идут неплохо и поставленные цели в основном достигаются, лучше не вносить в ее деятельность лишних изменений, поскольку отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и могут не влиять на конечные результаты. Система контроля должна срабатывать только при серьезных нарушениях.

2. Анализ осуществления контроля на примере отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

 

.1 Положение Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области


Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по управлению в области социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание населения, опеке и попечительству, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности на территории Иркутской области.

Министерство наделено статусом органа опеки и попечительства.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, а также Положением «О Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области».

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления), организациями, общественными объединениями (далее - организации), гражданами.

Министерство обладает правами юридического лица, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, имеет бюджетную смету, лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием для реализации соответствующих задач и функций, предусмотренных Положением, иные печати, штампы и бланки.

Задачами министерства являются:

1)      выработка и реализация областной государственной политики в области социального развития, опеки и попечительства;

)        нормативно-правовое регулирование в области социального развития, опеки и попечительства;

)        социальная защита отдельных категорий граждан;

4)      социальное обслуживание населения;

5)      укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

)        оказание содействия отдельным категориям граждан в реализации права на жилище;

)        осуществление деятельности по опеке и попечительству;

)        осуществление деятельности в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в установлении над ними патронажа по состоянию здоровья, и иных лиц.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции:

)        с учетом экономических, демографических и других особенностей Иркутской области развивает современные формы и виды социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), и других категорий граждан;

)        внедряет новые социальные технологии при организации социальной защиты и социального обслуживания отдельных категорий граждан;

)        в пределах своей компетенции осуществляет мониторинг и подготовку предложений к прогнозам социально-экономического развития Иркутской области на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

)        обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации областной государственной политики, прогнозирует ее развитие;

)        разрабатывает и реализует в установленном порядке долгосрочные целевые программы Иркутской области, утверждает и реализует ведомственные целевые программы Иркутской области в области социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание населения, опеки и попечительства;

)        обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации областной государственной политики, прогнозирует ее развитие;

)        осуществляет подготовку методических рекомендаций по вопросам социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание населения, опеки и попечительства, в том числе осуществляет подготовку методических рекомендаций и информирование органов местного самоуправления по порядку установления пенсии за выслугу лет;

8)      на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области, законов Иркутской области, иных правовых актов министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты, регулирующие:

-       порядок учета и исчисления размера среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка;

-       порядок бесплатного социального обслуживания областными государственными учреждениями социального обслуживания;

-       порядок организации работы по предоставлению жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Иркутской области;

)        назначает, производит перерасчет, выплачивает ежемесячные доплаты к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячные доплаты к трудовой пенсии, пенсии за выслугу лет отдельным категориям граждан в соответствии с законами Иркутской области;

)        осуществляет контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

)        определяет и доводит до сведения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации денежные эквиваленты мер социальной поддержки по каждому конкретному пенсионеру;

12)    проводит обследование условий жизни:

-       ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей;

-       ребенка в случаях, установленных законодательством, и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса об его устройстве;

-       совершеннолетних недееспособных граждан, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнение опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выполняет возложенные на него функции непосредственно через его подразделения. Министерство обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.

Тип организационной структуры Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области линейно-функциональный (см. приложение 1). Суть данного типа структуры заключается в том, что при наличии функциональных подразделений сохраняется принцип единоначалия, это значит, что все линейные и функциональные звенья подчиняются единому руководству. В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении министра.

Министерство возглавляет министр Иркутской области, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке.

Министр Иркутской области:

1)      представляет министерство в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями;

)        осуществляет руководство и организует деятельность министерства;

)        назначает и освобождает от должности государственных гражданских служащих Иркутской области в министерстве и работников, замещающих в министерстве должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Иркутской области (далее - сотрудники министерства);

)        решает вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы Иркутской области в министерстве, в соответствии с законодательством;

)        утверждает положения о структурных подразделениях, предусмотренных в утвержденной структуре министерства, должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников министерства;

)        утверждает штатное расписание министерства и территориальных подразделений министерства в пределах установленных предельной штатной численности и фонда оплаты труда;

)        распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает их должностные регламенты;

)        проводит личный прием граждан в министерстве;

)        осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство для решения возложенных задач и реализации функций в установленном порядке вправе запрашивать и получать от органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимую информацию.

Министр Иркутской области несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на министерство. При осуществлении эффективной системы контроля над деятельностью подразделений, возможно отслеживание рабочей деятельности, которое поможет гарантировать, что она ведется в запланированном порядке. А также, появится возможность своевременной корректировки любых выявленных отклонений от нормы.

2.2 Анализ деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан в Министерстве социального развития, опеки о попечительства Иркутской области


Управление организации социального обслуживания граждан (далее - управление), является структурным подразделением Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области (далее - Министерство) и подчиняется заместителю министра, курирующему вопросы организации социального обслуживания, министру.

При решении вопросов в своей работе управление взаимодействует со структурными подразделениями Правительства Иркутской области, управлениями, отделами министерства, органами местного самоуправления, территориальными подразделениями министерства и областными государственными учреждениями социального обслуживания, общественными организациями.

Целями деятельности управления являются:

-       организация нестационарного и полустационарного социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

-       оказание адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Задачами являются:

-       организация и координация деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания;

-       работа по формированию оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения нестационарной, полустационарной и стационарной форм;

-       совершенствование нестационарного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, расширение спектра и улучшение качества предоставляемых социальных услуг;

-       оказание адресной социальной поддержки отдельным категориям граждан путем реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка населения Иркутской области»;

-       оказание государственной социальной помощи и предоставление иных выплат гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Функции управления:

-       участие в реализации мероприятий областной государственной политики с учетом экономических, демографических и других особенностей Иркутской области, в том числе по развитию современных форм и видов социального обслуживания;

-       подготовка методических рекомендаций по вопросам организации социального обслуживания.

-       координация работы областных государственных учреждений социального обслуживания по получению лицензии на медицинскую деятельность;

-       проведение проверок работы областных государственных учреждений социального обслуживания по направлениям деятельности управления, осуществление внешнего контроля качества социальных услуг, предоставляемых в учреждениях;

-       осуществление контроля за соблюдением социальных гарантий, установленных законодательством РФ, предоставляемых детям областными государственными учреждениями социального обслуживания семьи и детей;

-       организация работы управлений министерства и областных государственных нестационарных учреждений социального обслуживания по предоставлению адресной материальной помощи и государственной социальной помощи отдельным категориям населения, контроль за организацией их работы, проведение проверок по данному направлению работы;

-       организация и проведение семинаров, конференций, совещаний и других мероприятий по вопросам социального обслуживания населения;

-       работа с письмами, жалобами, заявлениями граждан, в пределах компетенции управления, разработка предложений по устранению выявленных недостатков;

-       подготовка отчетов о работе управления.

Управление имеет право получать от структурных подразделений Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, органов исполнительной власти, информацию, необходимую для выполнения своих функций.

По заданию министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, его заместителя, курирующего деятельность управления, управление представляет необходимые аналитические, статистические, информационные материалы по направлениям своей деятельности.

Начальник управления руководит работой управления, обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач:

-       осуществляет подбор и расстановку кадров, применении мер поощрения и дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством;

-       организует контроль за своевременным и качественным исполнением возложенных на управление функций, планов работы, поручений министра, его заместителей;

-       координирует работу управления с соответствующими органами законодательной и исполнительной власти, отделами, управлениями, комитетами Правительства Иркутской области в пределах компетенции;

-       дает работникам управления обязательные для них указания по вопросам, отнесенным к компетенции управления в пределах их должностных обязанностей, и требует отчета об их исполнении;

-       проводит производственные совещания с работниками управления.

Начальник управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на управление, за соблюдением действующего законодательства, приказов, инструкций и указаний министра, разглашение государственной тайны, состояние трудовой и исполнительной дисциплины.

Организация социального обслуживания населения в 2011 году.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации и осуществляется ими за счет собственных средств в соответствии с:

1) Федеральными законами:

-       Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

-       Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»

-       Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

-       Федеральный закон 26 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

) Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года № 68-оз «О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области».

В рамках полномочий, установленных законодательством, министерством осуществляется организация социального обслуживания населения области, ведется работа по формированию оптимальной сети социальных учреждений, расширению спектра и повышению доступности и качества социальных услуг. Порядок и условия социального обслуживания в Иркутской области определены Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года № 68-оз «О порядке и условиях социального обслуживания граждан государственными учреждениями социального обслуживания Иркутской области», а также национальными и региональными стандартами социального обслуживания. Стандартами установлен минимальный объем социальных услуг, который гарантирован государством и не может быть снижен.

Социальное обслуживание граждан в Иркутской области осуществляется в виде предоставления следующих основных видов социальных услуг: социального обслуживания в стационарных учреждениях, социального обслуживания на дому, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставления временного приюта, срочного социального обслуживания и реабилитационных услуг.

Сеть учреждений социального обслуживания в Иркутской области по состоянию на 1 января 2012 года состоит из 86 областных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе 58 стационарных и 26 нестационарных учреждений. Кроме того, действуют 2 учреждения, предоставляющие образовательные услуги. (см. Приложение 2).

Получателями социальных услуг являются граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-инвалиды, малоимущие граждане, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица без определенного места жительства, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Для повышения профессиональной компетенции специалистов областных государственных учреждений социального обслуживания в течение 2011 года министерством организованы и проведены следующие мероприятия:

-       в марте 2011 года - в целях эффективной организации работы областных государственных учреждений социального обслуживания по контролю качества предоставления социальных услуг - семинар «Организация работы по контролю качества предоставления социальных услуг учреждениями»;

-       28 марта 2011 года - на базе областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей» для сотрудников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей проведен семинар по теме «Создание благоприятной среды для успешной реабилитации воспитанников»;

-       14 апреля 2011 года - семинар на тему: «Организация работы по контролю качества предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»;

-       19 мая 2011 года - на базе областных государственных учреждений социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ангарска» и «Комплексный центр социального обслуживания «Веста» для специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - семинар «Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, на разных стадиях семейного неблагополучия. Опыт работы областных государственных учреждений социального обслуживания г. Ангарска»,

-       6 октября 2011 года - в целях обеспечения условий для профессиональной самореализации молодых специалистов областных государственных учреждений социального обслуживания, выявления и распространения опыта работы победителей конкурса по профилактике употребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя среди несовершеннолетних для внедрения в деятельность учреждений проведен конкурс профессионального мастерства среди молодых специалистов областных государственных учреждений социального обслуживания «Профилактика употребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя среди несовершеннолетних»,

-       14-16 ноября 2011 года - на базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Усть-Илимска» для специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - семинар - практикум «Применение инновационных технологий в организации социального партнерства в работе с кризисной семьей»,

-       29 ноября 2011 года - на базе областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Иркутский детский дом-интернат № 2 для умственно отсталых детей» для сотрудников областных государственных учреждений социального обслуживания детей проведен семинар по теме «Вариативность подходов профилактики синдрома профессионального выгорания у педагогических работников в системе учреждений социального обслуживания»;

-       6 декабря 2001 года - круглый стол по теме «Особенности работы государственных учреждений социального обслуживания Иркутской области с семьями и несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации» с участием государственного учреждения «Центр социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда»,

-       в течение ноября 2011 года во всех специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проведены методические совещания по специфике работы с детьми - жертвами насилия, а также по алгоритму выявления фактов жестокого обращения с несовершеннолетними.

-       в декабре 2011 года - селекторное совещание с медицинскими работниками стационарных учреждений с участием ведущих врачей Иркутского областного центра СПИД.

Осуществление ведомственного контроля за организацией работы областных государственных учреждений социального обслуживания.

В течение 2011 года управлением организации социального обслуживания граждан министерства проведено 43 плановые и внеплановых ведомственные проверки, из них:

) 23 проверки 16 областных государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей;

) 20 проверок управлений министерства.

2.3 Практические рекомендации по усовершенствованию системы контроля деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан


В результате анализа деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий граждан был выявлен ряд недостатков, который мешает успешному функционированию и развитию организации:

.        Специалисты имеют большую нагрузку в выполнении работы с документацией, особенно в отчетный период;

.        Вследствие, у работников уменьшаются возможности предоставлять требуемые отчеты и документы в установленный срок, соответственно, из-за этого управляющим сложнее осуществлять текущий контроль за деятельностью как отдельного работника, так и отдела;

.        Нерациональное распределение обязанностей. Работник, имеющий слишком высокую нагрузку может задерживать работу всего коллектива;

.        Несвоевременное поступление документации на высшие уровни управления или, наоборот, на уровни конкретного учреждения из-за не систематизированной работы компьютерной техники. Например, многие учреждения просто не могут позволить себе иметь и интернет, и факс, и другие средства связи.

.        Наличие чрезмерного количества канцелярской работы. Огромное количество бумажной документации, все это существенно замедляет процесс работы и, соответственно, сокращает возможности организации эффективного контроля.

.        Еще одна немаловажная причина, это сложность получения объективных показателей результата труда и из-за этого, сложность в соотношении намеченных планов и фактических.

Для решения этих проблем необходимо предпринять следующие действия:

.        Необходимо строгое делегирование полномочий, как среди тех, кто осуществляет контроль, так и среди тех, кого, по большей части, контролируют.

.        Компьютеризация и содействие организациям в развитии и получении оргтехники, которая в дальнейшем гораздо ускорит процесс обмена информацией, особенно с отдаленными районами.

.        Перенос документации на электронные носители

.        Для более совершенной системы контроля также необходимо развитие корпоративной культуры, для более сплоченной работы как в коллективе, так и между отделами.

В целом отдел осуществляет довольно эффективную деятельность, это можно увидеть, глядя на итоги работы управления организации социального обслуживания граждан за 2011 год в соответствии с поставленными задачами. В результате применения предложенных рекомендаций по решению проблем, произойдут изменения в организационной структуре, в развитии отдела и на других уровнях, что приведет к более эффективному осуществлению контроля и, соответственно, повышению эффективности деятельности учреждения и улучшению показателей работы.

Заключение


Контроль является неотъемлемой частью процесса управления. Однако это понятие зачастую приобретает различные коннотации. Системы контроля имеют как позитивные, так и негативные стороны. Нередко отношение к контролю оказывается негативным, поскольку он ассоциируется с распоряжениями и приказами, ограничениями поведения и даже эксплуатацией подчиненных. Однако, контроль - это не только характеристика формальной организации: он также является формой межличностного влияния. Это широкое понятие, которое относится как к сфере индивидуального поведения, так и к деятельности учреждения. Большинство людей признают необходимость контроля, а в некоторых ситуациях даже настаивают на его использовании.

Основными составляющими системы контроля в рамках Министерства и рассматриваемого отдела должны быть: планирование желаемых результатов, установление стандартов исполнения, наблюдение, сравнение текущих результатов с запланированными, проведение корректировочных мероприятий. Ни одно из этих мероприятий не должно упускаться.

Системы управленческого контроля зачастую ассоциируются с учетными системами. Причины этого вполне понятны, однако учетные системы склонны к работе в негативном ключе и выявлению, главным образом, недостатков. При работе с социальным учреждением следует обращать внимание на поведенческие факторы, а также на то, чтобы используемые финансовые или учетные системы в сочетании с другими формами контроля были направлены на мотивацию и повышение эффективности работы сотрудников. Для этого следует учитывать личностные, социальные и организационные факторы, определяющие модели поведения людей.

Эффективная система контроля, должна быть более прозрачной, гибкой, быстро реагировать на отклонения. Необходимо стимулировать отношение сотрудничества и приверженность к целям учреждения, привлекать сотрудников к участию в работе системы контроля, чтобы эта система не воспринималась как «угроза» и не возникало сопротивления. Эффективное функционирование системы контроля зависит от мотивации персонала, деятельности групп и неформальных организаций, структуры учреждения, стиля лидерства и метода управления.

Список использованной литературы


1.      О Министерстве социального развития, опеки о попечительства Иркутской области : Постановление от 18 сентября 2009 г. № 261/40−пп.

.        Отчет деятельности отдела по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

.        Положение об отделе по организации социального обслуживания населения и социальной поддержки отдельных категорий, министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

.        Бурцев В.В Внутренний контроль: осповные понятия и организация проведения // Менеджмент в России и за ребежом. 2002. N4. С.38-50.

5.      Веснин В. Р. Менеджмент : Учеб. / В. Р. Веснин. - 3−е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - 512 с.

.        Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах : Учеб. пособие / В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2004. -176с.

7.      Виды управленческого контроля [электронный ресурс] // <#"707465.files/image002.gif">

Приложение 2. Сеть учреждений социального обслуживания Иркутской области


Приложение 3


ИТОГИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ЗА 2011 год В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ЗАДАЧАМИ

Перед управлением организации социального обслуживания граждан министерства были поставлены следующие основные задачи на 2011 год, которые были достигнуты следующим образом:

) задача «Реализация Поручения Президента Российской Федерации о разработке дополнительных мер социальной поддержки граждан пожилого возраст» реализована путем разработки долгосрочной целевой программы Иркутской области «Старшее поколение» на 2011 -2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 1 марта 2011 года № 54-пп.

) задача «Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» выполнена следующим образом:

Согласно постановлению Правительства Иркутской области от 29 ноября 2010 года № 306-пп «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации областных государственных учреждений, утверждения уставов областных государственных учреждений и внесения в них изменений и Перечня казенных учреждений, создаваемых путем изменения типа областных государственных бюджетных учреждений» утвержден перечень 36 казенных учреждений социального обслуживания подведомственных министерству, которые начали функционировать в новом правовом статусе с 1 января 2011 года. Кроме того, распоряжением Правительства Иркутской области от 28 ноября 2011 года № 397-рп «О переименовании областных государственных учреждений социального обслуживания» (далее - распоряжение Правительства) в статус бюджетных переведено 46 учреждений социального обслуживания, правовой статус которых не изменился с 1 января 2011 года.

Таким образом, в настоящее время сеть учреждений социального обслуживания подведомственных министерству состоит из:

3 - автономных учреждений;

35 - казенных учреждений;

46 - бюджетных учреждений (одно бюджетное учреждение создано распоряжением Правительства Иркутской области от 4 октября 2011 года № 338-рп «О создании областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов п. Усть-Ордынский»),

1 учреждение - находится в стадии реорганизации,

1 учреждение - вносятся изменения в нормативные правовые акты по изменению правового положения на казенное.

Помимо этого в целях дальнейшей реализации Федерального закона, а также в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 года № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» распоряжением министерства от 28 апреля 2011 года № 259-рм утвержден отраслевой реестр государственных услуг (работ) Иркутской области.

) задача «Увеличение мест в психоневрологических интернатах Иркутской области» в 2011 году не реализована, исполнение перенесено на 2012 год. Так, в 2012 году запланирована реорганизация ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Бильчир» путем переименования в «Психоневрологический интернат с. Бильчир» и ОГБУСО «Тулунский дом-интернат для престарелых и инвалидов» путем переименования в «Тулунский психоневрологический интернат». Данные мероприятия позволят создать около 180 мест для граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями, нуждающихся в постоянном постороннем уходе.

) задача «Оптимизация сети областных государственных учреждений социального обслуживания» реализована следующим образом:

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 28.11.2011г. № 390-рп «О реорганизации и переименовании государственного областного учреждения социального обслуживания «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» реорганизовано ГОУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» путем присоединения к нему ОГУСО ««Зиминский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 29.11.2011г. № 407-рп «О реорганизации областного государственного учреждения социального обслуживания «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» реорганизовано ОГУСО «Саянский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в форме присоединения к нему ОГУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с. Алтарик».

В соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 04.10.2011г. № 338-рп создано областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов п. Усть-Ордынский».

Кроме этого, проведены мероприятия по сокращению 382 мест в стационарных отделениях специализированных учреждений (отделений) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что позволило организовать деятельность отделений помощи семье и детям в 33 подведомственных министерству учреждениях.

Похожие работы на - Характеристика контроля деятельности социального учреждения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!