Виды информации в маркетинге
В процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий менеджерам требуется разнообразная информация. Обычно информацию в маркетинге подразделяют на 2 вида: первичный и вторичный.
Первичная информация - это данные, получаемые в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы полевых исследований.
Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Источники вторичной информации делятся на внутренние (документация фирмы: бюджеты, отчеты, счета, запасы, предыдущие исследования и др.) и внешние[3].
1.3 Роль информации в маркетинге
Маркетинговое исследование - это сбор, отображение и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности. Рассмотрим более внимательно слово «информация».
Информация представляет собой определенный семантический ресурс, включающий в себя ранее неизвестные сведения и обладающий способностью их передачи.
Маркетинговая информация - это систематизированный набор количественных и качественных характеристик в отношении определенного рыночного параметра или группы параметров, описывающих рыночную ситуацию.
В основе маркетингового исследования лежит информация, т.е. получение необходимых знаний и сведений о рынке и рыночной деятельности. Маркетинговая информация относится к категории управленческих функций, необходимых для осуществления маркетинга. Отсутствие или неполнота информации о рыночных процессах и явлениях может стать непреодолимым препятствием для достижения коммерческого успеха.
Информационный процесс в маркетинге охватывает деятельность по сбору, обработке, сводке и хранению рыночных данных. Создание и использование информационного банка подчинено задачам маркетингового управления и имеет целью обеспечить знание рыночных процессов для принятия оптимальных решений.
Маркетинг сам стимулирует информационные потребности. Наличие информации - средство уменьшения неопределенности, свойственной стохастическим процессам рынка. По словам отца кибернетики Н.Винера: «Управление фирмой есть процесс преобразования информации в действия». Информация представляет собой орудие конкурентной борьбы, обеспечивающее стратегически важное преимущество над конкурентами.
Маркетинговая информация позволяет предприятию:
снизить финансовый риск и опасность для образа фирмы;
получить конкурентные преимущества;
следить за маркетинговой средой;
координировать стратегию;
оценивать эффективность деятельности;
подкреплять интуицию менеджеров[1].
Маркетинговая информация базируется на четырех основных принципах:
. Актуальность информации. Обеспечивается представлением информации в нужный момент времени (когда это необходимо) для конкретного маркетингового исследования и получения соответствующих выводов.
. Адекватность информации. Обеспечивается соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью.
. Релевантность информации. Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами маркетингового исследования.
. Полнота информации. Обеспечивается планированием исследования, выявлением сущности изучаемого явления или процесса, структурированием исследования, выявлением и моделированием внутренних и внешних связей.
. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Маркетинговая стратегия предприятия
Необходимо охарактеризовать маркетинговые стратегии хорошо известной компании.
Что же такое маркетинговая стратегия предприятия?
Маркетинговая стратегия предприятия определяет, на каких рынках работать компании, с какими сегментами, потребителями, какую продукцию необходимо производить, какие ценности заложить в бренд, какой тип ценообразования выбрать, какие каналы сбыта и канала товародвижения лучше использовать, как организовать коммуникации и продвижение.
Почему маркетинговая стратегия должна быть написана?
Формально написанный документ позволяет прочитать и одинаково понимать его всем сотрудникам компании, которые должны быть знакомы с маркетинговой стратегией, в том числе это важно для вновь приходящих в организацию сотрудников. Формально написанный документ позволяет акционерам и топ - менеджерам контролировать маркетинговую деятельность, сравнивая запланированное и сделанное.
Кому и зачем нужна маркетинговая стратегия компании?
Акционеры, принимая решения о том, какой продукт производить, бренды с какими ценностными характеристиками создавать, оценивая прибыльность и перспективы бизнеса, должны обладать адекватной и достоверной информацией, которая опирается на глубокие знания рынка, потребителей, конкурентов.
Топ - менеджеры должны принимать участие в разработке маркетинговой стратегии, так как это основа бизнеса, это то, что в итоге определяет характер деятельности всей компании. Маркетинговая стратегия позволяет топ - менеджеру не только контролировать деятельность службы маркетинга, но и организовать деятельность функциональных подразделений таким образом, чтобы они способствовали реализации стратегии, внося свой вклад в повышение эффективности бизнеса, увеличивая удовлетворённость и лояльность потребителей, повышая показатели доходности.
Руководители подразделений должны знать маркетинговую стратегию компании, чтобы организовывать деятельность своих служб и отделов сообразуясь с маркетинговой стратегией компании.
Рядовые сотрудники службы маркетинга должны знать, понимать и руководствоваться в своей профессиональной деятельности маркетинговой стратегией предприятия.
Сотрудники других подразделений, и это в первую очередь касается тех, кто осуществляет внешние коммуникации, должны знать основы маркетинговой стратегии компании, с тем чтобы, общаясь с потребителями, партнёрами, контрагентами, укреплять корпоративный имидж и доносить ключевые ценности брендов.
Маркетинговая стратегия может быть:
1. Краткосрочная - разрабатывается на срок не более года и предполагает разработку «бизнес-планов» и сопряженных с ними бюджетов.
. Среднесрочная - разрабатывается на срок не более 2-5 лет.
. Долгосрочная - разрабатывается на 5-7 лет [4].
3 составляющие маркетинговой стратегии Apple, которые сделали ее успешной:
. Качество - важнейшая часть маркетинговой стратегии.
. Последовательное продвижение бренда.
. Apple стремилась удовлетворить существующих клиентов.
Нет никаких сомнений в том, что Apple является одной из самых успешных компаний нашего времени. Помимо миллионов поклонников, у Apple есть большое количество подражателей. Вдохновленные продуктами Apple, они с каждым годом пробуют создавать все больше продуктов.
После возвращения Стива Джобса в компанию, Apple была преисполнена желанием создать лучший сервис по обслуживанию клиентов в мире и вернуть себе лидирующие позиции на рынке. Большое внимание руководство уделило и маркетинговой стратегии, грамотная реализация которой позволила компании достичь невиданных ранее высот. Никто в подробностях не знает ее полного содержания, но постараемся разобраться в трех ее составляющих, которые помогли Apple стать действительно успешной компанией:
1. Качество - важнейшая часть маркетинговой стратегии
Без должного уровня качества ни одна компания не может рассчитывать на долгосрочный и основательный успех. Вне зависимости от размера бюджетов и оригинальности маркетинговых компаний, все в конечном счете зависит от качества продвигаемого продукта.пришлось пойти на сложности, чтобы последовательно обойти конкурентов. Например, магазины Apple Store - довольно дорогие и очень долго разрабатывавшиеся. Но полезный эффект перекрыл все издержки. Впервые, потребители получили возможность не только посмотреть на товар, но и пощупать его, испытать его в действии. Учитывая, насколько дружелюбными к пользователю были созданы эти продукты, покупатели сразу же получали позитивный опыт эксплуатации - хотя они еще не приобрели продукт.
Все это было бы невозможным без тщательного внимания Apple к качеству своих продуктов.
. Последовательное продвижение бренда
Вне зависимости от того, где именно вы покупаете продукцию Apple, она всегда имеет неизменно высокий уровень качества. Это прекрасная стратегия продвижения бренда и завоевания лояльности у клиентов. В Купертино создали прекрасные по дизайну и интерьеру магазины и нет никаких сомнений в том, что вы всегда найдете там большое число людей. Apple удалось создать ощущение у потребителей, что они покупают премиальный продукт, олицетворяющий качество и статус. Они даже упакованы красиво - вы только открываете коробку, но уже чувствуете радость и эстетическое удовольствие от покупки.
В результате, сформировалась большая группа потребителей, которые верны только продуктам и сервисам компании из Купертино.
. Apple стремилась удовлетворить существующих клиентов
Основой для создания лояльности является удолветворенность потребителей. Это обязательное условие для того, чтобы клиенты постоянно пользовались продуктами и услугами той или иной компании. Каждый подкованный маркетолог знает, что постоянные клиенты - основная мощь бренда и фундамент успешного бизнеса. Поэтому, прежде чем искать новых клиентов, необходимо убедиться в том, что уже существующие потребители удовлетворены.
Когда покупатели готовы за несколько дней до начала продаж нового продукта занимать очередь и ночевать в палатках перед проливным дождем, это говорит о том, что компания достигла уровня рок - звезды. Создавая настоящих фанатов, а не просто довольных клиентов, компания гарантирует себе устойчивое положение на долгие годы. На сегодняшнем конкурентном рынке это важно. Рассматривают стратегии Apple:
. Не продавать продукт. Люди приобретают то, что есть у других людей.
. Не становиться первооткрывателями. Совершенствовать существующие продукты
. Превратить покупателей в помощников по продвижению продукта
. Запоминающийся месседж
. Опережайте события
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении маркетинга можно выделить, что его основной целью является обеспечение социального и финансового эффекта. В основе первостепенного - социального эффекта - является удовлетворение нужд и потребностей человека, обеспечение рабочих мест, достижение более высокого уровня жизни. Получение финансового эффекта связано непосредственно с маркетинговыми исследованиями, а именно с изучением емкости рынка с целью обеспечения сбыта продукции, и как следствие - получение прибыли.
От того какая проблема стоит перед организацией зависит выбор вида исследований. Процесс проведения маркетинговых исследований состоит из 5 основных этапов:
- выявление проблем и формулирование целей;
отбор источников, сбор и анализ вторичной информации;
планирование и организация сбора первичной информации;
систематизация и анализ собранной информации;
представление результатов.
Важнейшим из них, на мой взгляд, является выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований. Так как при не правильном установлении этих двух ключевых элементов приведет в конечном результате к искажению результатов исследования.
В контрольной работе была раскрыта основная цель, даны определения всем требуемым терминам. В ходе работы выполнены основные задачи.
информация качество бренд маркетинговый
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голубков Е. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2006.-28 С.
. Котлер Ф. Основы маркетинга /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. - 304 С.
. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с фр.: СПб.: Наука, 2005. - 3-10 С.
. Романов А.Н. и др. Маркетинг: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 15-38 С.
. Современный маркетинг. Под ред. Хруцкого В.М. , М.: ЮНИТИ, 2008. - 496 С.