Контроль маркетинговой деятельности на предприятии
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Новосибирский
государственный университет экономики и управления «НИНХ»
Институт
заочного обучения
Кафедра
сервиса и организации коммерческой деятельности
Специальность:
Торговое дело, маркетинг в торговле
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Учебная
дисциплина:
Организация,
технология и проектирование предприятий
Тема:
Контроль
маркетинговой деятельности на предприятии
Студентка
группы МКП12:
Шемякина
К.В.
Проверил:
к.э.н., доцент
Архипов А.Е.
Новосибирск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава
1. Теоретические основы контроля маркетинговой деятельности на предприятии
.1
Сущность, цели и задачи маркетинговой деятельности
.2
Значение маркетинговой деятельности на предприятии
Глава
2. Анализ контроля маркетинговой деятельности на примере новосибирской
интернет-компании ООО «Космос-веб»
.1
Краткая характеристика ООО «Космос-веб»
.2
Анализ среды маркетинга ООО «Космос-веб»
.3
Анализ маркетинговой деятельности ООО «Космос-веб»
Глава
3. Разработка предложений по повышению эффективности контроля маркетинговой
деятельности ООО «Космос-веб»
.1
Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности в ООО
«Космос-веб»
.2
Оценка эффективности предложенных мер
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
В условиях жесткой конкуренции современного
рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любой компании, потому что он
позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой,
частью которой она является.
Маркетинговая деятельность предприятия должна
быть направлена на долговременное существование фирмы, на ее устойчивость,
прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка,
повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг, товаров.
Конечной целью функционирования маркетинговых
служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности
предприятия законам существования и развития рынка. Деятельность любого
предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются
исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс
выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам.
Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при
помощи системы маркетингового контроля.
Составляя план маркетинга, трудно предусмотреть
все непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть в процессе работы.
Поэтому контроль за выполнением намеченного плана маркетинговой деятельности
должен стать обязательным аспектом работы фирмы.
Контроль маркетинговой деятельности - это оценка
результатов выполнения маркетингового плана и принятие необходимых мер для его
корректирования, поскольку, если упустить время, когда уточнения и изменения
можно внести в план безболезненно для компании, последствия могут быть непредсказуемыми.
Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление
всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а
также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы
имеющиеся проблемы не переросли в кризис
Однако процедуры контроля, существующие во
многих компаниях, явно несовершенны. Некоторые фирмы недостаточно четко
устанавливают цели и определяют системы оценки результатов деятельности. Многие
не имеют отчетливого представления о прибыльности проводимых сделок, не
анализируют свои затраты на складирование товара и содержание каналов
распределения. Все это говорит о необходимости изучения такой проблемы как
контроль маркетинговой деятельности на предприятии.
В настоящее время в мире происходят постоянные
изменения стратегий и методов, поэтому проблематика данного исследования
по-прежнему несет актуальный характер и представляет научный и практический
интерес.
В современных условиях наличие контроля
маркетинговой деятельности на предприятии является обязательным условием не
только эффективной деятельности и развития, но и, зачастую, необходимым
условием выживания фирмы.
Научная значимость данной работы состоит в
оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по
исследуемой проблематике.
Объектом исследования
курсовой работы является Новосибирская интернет-компания ООО «Космос-веб».
Предметом исследования
является контроль маркетинговой деятельности ООО «Космос-веб», осуществляющая
услуги в сфере интернет-технологий.
Цель
данной работы состоит в исследовании контроля маркетинговой деятельности на
предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
· рассмотреть теоретические основы маркетинговой
деятельности на предприятии;
· изучить среду маркетинга предприятия
ООО «Космос-веб»;
· провести анализ маркетинговой
деятельности на предприятии;
· предложить рекомендации по повышению
эффективности контроля маркетинговой деятельности предприятия.
Основными теоретическими и методологическими
источниками при написании данной работы послужили труды следующих зарубежных и
отечественных авторов: Г.Л. Багиева, А. Гэнри, Ф. Котлера, А.А. Раздорожного,
Н.И. Новицкого, В.П. Грузинова и др. Также в работе была использована
информация компании ООО «Космос-веб».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОНТРОЛЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
.1 Сущность, цели и задачи
маркетинговой деятельности
Маркетинг - это система организации и управления
производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью
формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
В термин «маркетинг» специалисты вкладывают
двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления
в условиях рыночных отношений. [5]
В качестве функции управления маркетинг имеет не
меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством,
научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.
В качестве концепции управления (философии
бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как
«демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за
нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет
оптимально удовлетворить потребности потребителя. [1]
Поскольку маркетинг - это способ убедить массы
сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и
стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом,
предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными
покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие
способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей - людей, которые
могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика.
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об
этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так
хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить
последнему и продавать себя сами. [2]
Маркетинг - явление сложное, многоплановое и
динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении
дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику
маркетинга.
Термин “маркетинг” возник в США на рубеже 20
века, а как ведущая функция управления, маркетинг стал рассматриваться с 50-ых
годов.
В настоящее время выдвинуто уже около 2005
определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону
маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.
Ф. Котлер предлагает следующее определение:
маркетинг - это социальный и управленческий процесс, направленный на
удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения
и обмена товарами. Ключевые понятия данного определения - нужды, потребности и
спрос; продукт; издержки и удовлетворение; обмен, трансакции и взаимоотношения.
[5]
Общественный институт маркетинга Великобритании
определяет маркетинг как «процесс управления, направленный на определение, предвидение
и удовлетворение требований потребителя и получении прибыли». Аналогичные
американские организации определяют маркетинг примерно в тех же категориях.
Из сущности маркетинга вытекают основные
принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами
маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных
авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:
. Тщательный учет потребностей, состояния и
динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.
. Создание условий для максимального
приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем
исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы).
. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью
всех доступных средств, прежде всего рекламы. [3]
Маркетинговая деятельность представляет собой
комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:
• Анализ внешней (по отношению к предприятию)
среды, в которую входят рынки, источники снабжения и многое другое. Анализ
позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или создающие
препятствие этому. В результате анализа формируется банк данных для принятия
обоснованных маркетинговых решений.
• Анализ потребителей, как актуальных
(действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых
еще требуется убедить стать актуальными). Данный анализ заключается в
исследовании демографических, экономических, географических и иных
характеристик людей, имеющих право принимать решение о покупке, а также их
потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения как
нашего, так и конкурирующего товаров.
• Изучение существующих и планирование будущих
товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и\или модернизации
старых, включая ассортимент их и параметрические ряды, упаковку и т.д.
Устаревшие, не дающие заданной прибыли товары, снимаются с производства и
экспорта.
• Планирование товародвижения и сбыта, включая
создание, если это необходимо, соответствующих сбытовых сетей со складами и
магазинами, а так же агентских сетей.
• Обеспечение формирование спроса и
стимулирования сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи,
престижных некоммерческих мероприятий («паблик рилейшнз») и разного рода
экономических стимулов, направленных на покупателей, агентов и непосредственных
продавцов.
• Удовлетворение технических и социальных норм
страны, импортирующей товары предприятия, что означает обязанность обеспечить
должные уровни безопасности использования товара и защиты окружающей среды;
соответствие морально-этическим правилам; должный уровень потребительских
свойств товара.
• Управление маркетинговой деятельностью
(маркетингом) как системой, т.е. планирование, выполнение и контроль
маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы
предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений. [7]
Для осуществления вышеперечисленных мероприятий,
необходимо учитывать большую роль тех, от кого, в сущности, и зависит
эффективность проведения маркетинговой стратегии, а именно субъектов
маркетинга, которые включают производителей и организации обслуживания, оптовые
и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных
потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение
маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными
способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны
обязательно кем-то выполняться. [8]
Процесс маркетинга начинается с изучения
покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара
покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Рынок, на котором действуют субъекты маркетинга,
можно разделить на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную
продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные
производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и
продавцам и покупателям товара.
Однако прежде чем устанавливать контакты с
интересующими партнерами, необходимо установить:
• заинтересована ли в этом другая сторона;
• имеются ли технические средства связи
(телефон, телефакс) и лицо, ответственное за связь.
Связь и деловое общение с действительными и
потенциальными партнерами - важнейшая часть маркетинга. [2]
Очевидно, что тип маркетинга определяет и способ
управления им. Управление маркетингом, по определению Ф. Котлера - это анализ,
планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий,
рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с
целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких,
как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. [5]
1.2 Значение маркетинговой
деятельности на предприятии
Необходимыми условиями достижения
самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка являются
ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к
изменяющейся рыночной конъюнктуре.
Каждому предприятию перед тем, как планировать
объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую
продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. Для
этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и
потенциальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать
производство по конкурентной цене, доступность необходимых материальных
ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят
конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как
следствие, финансовая устойчивость предприятия. [6]
Другими словами, деятельность любого предприятия
начинается с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
· изучение платежеспособного спроса на продукцию,
рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего
объема и ассортимента;
· анализ факторов, формирующих
эластичность спроса на продукцию, и оценка степени невостребованной продукции;
· оценка конкурентоспособности
продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
· разработка стратегии, тактики,
методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
· оценка эффективности производства и
сбыта продукции. [4]
Маркетинговый анализ невозможно
провести, не обладая исходной
<#"707324.files/image001.gif">
Организационная структура ООО «Космос-Веб»
2.2 Анализ среды маркетинга ООО «Космос-веб»
Анализ внутренней среды предприятия
Новосибирская интернет-компания ООО «Космос-веб»
предоставляет полный спектр услуг по созданию сайтов. Таковыми для создания
"уникального, удобного, функционального сайта", в частности,
являются:
· консультации;
· составление технического задания;
· разработка логотипов и фирменного
стиля;
· веб-дизайн сайта;
· система управления сайтом;
· разработка Web-ориентированного ПО;
· редизайн (графическое
переоформление);
· продвижение сайта и реклама в
Интернет;
· поддержка сайта;
· размещение (хостинг);
· помощь в регистрации доменных имен;
· создание сайта с помощью
конструктора.
Дополнительные услуги:
· создание рекламных блоков (баннеров);
· разработка анимированных
презентаций, мультимедийных дисков, flash графики и т.п.;
· разработка анимированных мультимедиа
открыток.
Стоимость проекта зависит от его сложности,
состава сервисов и прочих факторов и определяется в каждом конкретном случае
согласно калькуляции.
Специалисты Цеха алгоритмов и программ
Информационного расчетного центра ООО «Космос-веб» разработают и создадут
web-сайты различной степени сложности, в том числе содержащие web-приложения,
по индивидуальному заказу. [10]
Сайт-визитка -
услуга, обеспечивающая доступ к конструктору сайтов с целью создания персональной
WEB-страницы.
При оказании услуги "Сайт-визитка"
предоставляемое дисковое пространство в объеме свыше 3-х Мбайт оплачивается в
соответствии с позициями "Хранение информации".
ООО «Космос-веб» предоставляет своим клиентам:
· шаблоны сайтов, разработанные специалистами
предприятия;
· адрес в сети Интернет - домен
третьего уровня, который клиент сам выбирает при регистрации. Если же у клиента
есть свой домен второго уровня, Он в любой момент можете начать его
использовать;
· программное обеспечение для создания
и поддержки сайта, которое не требуется устанавливать на компьютере;
· необходимые инструкции и
консультации по работе с конструктором сайтов;
· круглосуточный доступ к сайту из
любой точки сети Интернет для его редактирования.
Тарифы - один из самых весомых показателей
конкурентоспособности для белорусских потребителей. Поскольку информация о
тарифах является открытой, то потребители очень резко могут отреагировать на их
изменение и отдать предпочтение компании с более низкими тарифами на услуги.
На официальном сайте компании ООО
«Космос-веб» <http://www.cosmos-web.ru>
представлены действующие тарифы на все виды услуг, в том числе и на услуги web-программирования.
Приведем в таблице 1 действующие
тарифы (от 01.03.2012г.) на услуги web-программирования.
Таблица
1
Тарифы на услуги web-программирования
с
01.03.2012г.
|
Номер
позиции
|
Наименование
услуги
|
Период
оплаты
|
Тариф,
рублей
|
1
|
Регистрация
абонента (включает предоставление FTR-доступа,
выделение доменного имени 3-го (4-го) уровня или открытие виртуального
сервера с поддержкой доменного имени пользователя, предоставление доступа к
услуге "Сайт-визитка")
|
Единовр.
|
5400
|
2
|
Хранение
информации
|
|
|
2.1
|
до
3 -м Мбайт (Поддерживаемые технологии - РНР )
|
В
месяц
|
1920
|
свыше
3-х до 10-ти Мбайт (Поддерживаемые технологии - РНР, 1 база данных MySQL)
|
В
месяц
|
4480
|
2.3
|
свыше
10-ти до 50-ти Мбайт (Поддерживаемые технологии- PHP
CGI, 3 базы
данных MySQL)
|
В
месяц
|
20480
|
2.4
|
свыше
50-ти Мбайт, за каждый последующий Мбайт
|
В
месяц
|
140
|
3
|
Верстка
HTML
-
страниц
|
|
|
3.1
|
Верстка
WWW-страницы
без графических элементов, за каждый полный и неполный Кбайт
|
Единовр.
|
1340
|
3.2
|