Составление и реализация плана внешнего управления предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    122,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Составление и реализация плана внешнего управления предприятия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Экономический факультет

Кафедра Антикризисного управления налогов и налогообложения





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ



Работу выполнила: А.А. Трамциз

Нормоконтролер: преподаватель М. П. Глумова




Краснодар 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты применения внешнего управления в РФ

1.1 Экономическая сущность и место внешнего управления в антикризисном управлении предприятием

1.2 Нормативное регулирование процедуры банкротства - внешнее управление

1.3 Структура и принципы разработки плана внешнего управления

2. Анализ финансово-экономического состояния ООО «Добрострой»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Финансовый анализ деятельности предприятия

2.3 Анализ платежеспособности

2.4 Анализ финансовой устойчивости

2.5 Анализ возможности безубыточной деятельности должника

3. План выхода из кризиса при внешнем управлении

3.1 Предложения по внесению изменений в Закон о несостоятельности в части проведения экспертизы планов внешнего управления

3.2 Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия   

3.3 Экономический меры направленные на повышение уровня платежеспоспособности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В отношении проведения внешнего управления существуют различные мнения. Практики сходятся к мнению, что внешнее управление является формальной процедурой, которая в основном применяется в целях подготовки к конкурсному производству (включая решение вопросов между кредиторами) установления прав собственности и подготовки имущества должника к продаже. Другие авторы считают, что российское законодательство о банкротстве ориентировано на проведение процедуры внешнего управления. В любом случае, внешнее управление остается наиболее применимой реабилитационной процедурой.

Цель данной дипломной работы - разработать план внешнего управления ООО «ДОБРОСТРОЙ», находящегося в стадии банкротства, который позволит восстановить его платежеспособность. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

Определение экономической сущности и места внешнего управления в системе банкротства РФ.

Рассмотреть структуру разработки плана внешнего управления.

Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность ООО «ДОБРОСТРОЙ».

Выявить причины неплатежеспособности исследуемого предприятия.

Разработать рекомендации по внесению изменений в законодательство в части защиты интересов кредиторов.

Разработать план внешнего управления на основе экономических инструментов восстановления платежеспособности.

Объектом исследования является ООО «ДОБРОСТРОЙ».

Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в результате несостоятельности.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Исследование проводилось с применением общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза. В рамках дипломной работы при проведении исследований использовались такие методы анализа как: анализ актива и пассива, сравнительный анализ, трендовый анализ. Были использованы Законы Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, статистические данные, характеризующие состояние дел, рассматриваемых арбитражными судами РФ о банкротстве предприятий. В работе использовались данные бухгалтерской и статистической отчетности 2009-2012 гг., а также внутренние документы, регулирующие деятельность исследуемого предприятия.

Во введении обоснована актуальность темы дипломного исследования, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, дана краткая характеристика работы, ее научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты применения внешнего управления в РФ» определена сущность внешнего управления как процедуры, направленной на выход предприятия из банкротства, рассмотрена вся организация процедуры несостоятельности в России, рассмотрен регламент внешнего управления в соответствии с законодательством о банкротстве, рассмотрен и проанализирован порядок составления плана внешнего управления.

Во второй главе «Анализ финансово-экономического состояния ООО «ДОБРОСТРОЙ» рассчитаны и проанализированы все основные показатели деятельности предприятия, определены главные проблемы, из-за которых предприятие попало в категорию несостоятельных.

В третьей главе «План выхода из кризиса при внешнем управлении» предложено внесение изменения в законодательство в области защиты объектов социального значения, которые закреплены за предприятиями, попавшими в категорию несостоятельности, предложен план восстановления платежеспособности путем взыскания дебиторской задолженности и продажи непрофильных активов.

В заключении изложены основные результаты работы.

Методической базой исследования послужили работы российских ученых В.Н. Алферова, А.В. Валуйского, В.В. Витрянского, П.О. Вострикова, В.В. Григорьева, О.В. Вишневской, С.А. Карелиной, В.Г. Когденко, Г.В. Савицкой, Г.К. Таля, А.В. Суворова, Л.Л. Шамшурина, Г.Б.Юна. При проведении анализа хозяйственной деятельности была использована программа «ФинЭкАнализ» - «Автоматизированная система комплексного финансово-экономического и управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия», которая используется многими арбитражными управляющими для проведения финансово-экономического анализа предприятий-банкротов.

Работа проиллюстрирована рисунками, таблицами, схемами, графиками. Список использованных источников включает 35 наименований.

1. Теоретические аспекты применения внешнего управления в РФ

.1 Экономическая сущность и место внешнего управления в антикризисном управлении предприятием

В Российской Федерации внешнее управление рассматривается только в рамках процедуры банкротства предприятия - юридического лица, и предполагает восстановление платежеспособности должника с помощью привлечения внешнего управляющего, прошедшего профессиональную подготовку и обладающего необходимыми знаниями в области экономики и управления, не имеющего судимостей по умышленным преступлениям, состоящим в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих под контролем собрания (комитета) кредиторов этого предприятия и Арбитражного суда. Регламентируется положениями Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (Закон).

Понятие несостоятельности в ст. 2 Закона отождествлено с понятием банкротство и определяется как «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей» [1,с. 4].

Признаки несостоятельности (банкротства):

неспособность должника рассчитаться с кредиторами по всем долгам;

неспособность уплатить налоги, сборы, иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды - обязательные платежи;

несостоятельным предприятие-должник станет только после того, как арбитражный суд признает его неплатежеспособность и установит наличие признаков, которые являются достаточными основаниями для введения в отношении него процедур арбитражного управления.

Закон разделяет особенности признаков банкротства граждан и юридических лиц (ст. 3 Закона).

Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В соответствии с п.2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Процесс антикризисного управления включает четыре основные арбитражные процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление внешнее управление и конкурсное производство. На рис. 1.1 представлен весь процесс процедуры банкротства предприятия в Российской Федерации в соответствии с 127-ФЗ от 26.10.2002 года, причем независимо частное это предприятие или государственное, муниципальное унитарное предприятие.

Рисунок 1.1 - Процедура банкротства предприятия (разработан автором)

На этапе наблюдения временный управляющий, назначаемый арбитражным судом, в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (Закон) обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности. Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться для принятия арбитражным судом решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Анализ финансового состояния на этапе наблюдения производится с целью определения достаточности имущества, принадлежащего должнику для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.

На этапе финансового оздоровления Законом прямо предусмотрена разработка и реализация должником плана финансового оздоровления. Назначаемый арбитражным судом административный управляющий выполняет в данном случае лишь контролирующую функцию. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан (ст. 83 Закона):

По сути меры по оздоровлению предприятия, которые предусматривает план финансового оздоровления, ничем не отличаются от обычных управленческих действий грамотного руководства организации на нормально работающем платежеспособном предприятии:

оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и оценку недвижимости;

привлечение инвестиций (например, эмиссия ценных бумаг);

поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта;

закрытие нерентабельных производств;

сдача в аренду неиспользуемых зданий, помещений и земельных участков;

продажа излишних основных средств, в том числе оборудования, непроизводственных основных фондов, объектов незавершенного строительства;

снижение себестоимости продукции и услуг;

повышение качества продукции и услуг;

совершенствование системы управления предприятием;

переподготовка персонала.

Кроме данных мер, свойственных «здоровым» предприятиям, план финансового оздоровления может включать действия по оздоровлению несостоятельного предприятия:

реорганизация предприятия (слияние, выделение, присоединение) при условии заключения мирового соглашения;

акционирование предприятия;

продажа неэффективных пакетов акций других предприятий и долей в уставных капиталах других предприятий;

перепрофилирование предприятия;

оптимизация численности персонала в соответствии с реальной производственной программой;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителем должника или третьими лицами;

увеличение уставного капитала за счет взносов участников и третьих лиц.

На этапе внешнего управления арбитражному управляющему предписана разработка плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого - план финансового оздоровления. Утверждение этого плана имеет важные правовые последствия для арбитражного управляющего и дальнейшей судьбы предприятия. Если план утверждается собранием кредиторов, то это означает, что внешний управляющий остается в должности и ему предоставляется возможность реализовать этот план. Если план не утверждается, то это может повлечь замену арбитражного управляющего.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику с целью восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешнее управление не является универсальной процедурой. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» внешнее управление не применяется:

. к кредитным организациям;

. к гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям;

. к ликвидируемому должнику;

. к отсутствующему должнику;

. при добровольном объявлении должника о своем банкротстве.

Эти ограничения на применение процедуры внешнее управление обусловлены ее целью и особенностями проведения: восстанавливать платежеспособность необходимо на тех предприятиях-должниках, где имеется возможность это сделать.

Конкурсное производство является последним этапом производства по делу о банкротстве должника. Его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона). Однако этот этап может завершиться не только соразмерным удовлетворением требований кредиторов и ликвидацией юридического лица - должника, но и переходом к процедуре, которая призвана сохранить должника как юридическое лицо, как субъекта предпринимательской деятельности и одновременно способствовать удовлетворению всех требований кредиторов. Эта процедура - внешнее управление - является одним из предшествующих конкурсному производству этапов производства по делу о банкротстве. По ходу конкурсного производства кредиторы и должник вправе также заключить мировое соглашение согласно ст. 150 Закона, что прекратит производство по делу о банкротстве. Но неисполнение мирового соглашения и, как следствие, его расторжение, возвратит стороны к стадии конкурсного производства.

Кроме того, если конкурсный управляющий в процессе конкурсного производства обнаруживает условия, позволяющие восстановить платежеспособность предприятия, то по решению собрания кредиторов арбитражный суд может вынести решение о введении процедуры внешнее управление, при условии что ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление ранее не вводились на предприятии-должнике.

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в следующих случаях:

по окончании наблюдения, если не имеется основания для восстановления платежеспособности должника;

по результатам финансового оздоровления, когда и суд, и административный управляющий, и кредиторы не видят иного пути удовлетворения требований кредиторов и налицо все названные в Законе признаки банкротства (п. 6 ст. 88 Закона);

по окончании внешнего управления, если платежеспособность должника не восстановлена, все требования, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены, имеются обстоятельства, препятствующие заключению мирового соглашения (п. 6, 7 ст. 119 Закона);

после расторжения мирового соглашения или отмены определения об утверждении мирового соглашения, заключенного на стадии конкурсного производства.

Внешнее управление представляет собой наиболее интересную процедуру банкротства по широкому кругу тех задач, которые предполагается решить. Порядок введения внешнего управления также определен Законом. Внешнее управление вводится на предприятиях в случаях, если оно обусловлено решением собрания кредиторов; если по итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; если имеются достаточные основания полагать, что решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принято в ущерб большинству кредиторов и имеется реальная возможность восстановлении платежеспособности должника; если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, например, в случае получения должником крупного заказа на выполняемую им продукцию.

Внешнее управление может вводиться вопреки мнению кредиторов на градообразующих при наличии двух условий: ходатайстве федерального или местного органа управления и поручительстве одного из этих органов управления. Ходатайство о введении внешнего управления должно содержать обоснование необходимости и целесообразности этой процедуры, а также предложение о кандидатуре внешнего управляющего и его письменное согласие.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управления вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Законом.

В зарубежных странах в настоящее время существуют различные модели правового регулирования процедуры банкротства, некоторые из которых больше отвечают интересам кредиторов, а некоторые - интересам должников. По французскому законодательству, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое. Рассмотрением дел о несостоятельности занимаются в основном коммерческие суды.

Возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор. Во Франции и в Англии, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато по инициативе суда.

Производство по делу о несостоятельности начинается в том случае, когда должник оказывается не в состоянии платить долги. Так законодательство о банкротстве США и Франции направлено на оздоровление финансового состояния должника путем принудительного заключения мирового соглашения между должником и кредиторами [17]. В законодательстве Германии под неплатежеспособностью понимается «длительное отсутствие денежных средств, при котором денежные обязательства должника не могут быть исполнены в срок, по крайней мере, в значительной части, не оговаривая при этом конкретных сроков неисполнения денежных обязательств». Таким образом, даже в типично германском законодательстве критерий определения признаков несостоятельности (банкротства) следует признать более лояльным по отношению к должнику, чем соответствующий критерий по российскому законодательству.

Дело о несостоятельности в ФРГ может быть открыто в отношении любого лица, независимо от осуществления им предпринимательской деятельности, оказавшегося неспособным платить долги. Как уже говорилось, для возбуждения судом производства по делу о несостоятельности в ФРГ необходим лишь факт неплатежей, без определения минимальной суммы задолженности. Дела данной категории рассматривают все гражданские суды [19].

Реструктуризация предприятия проводится путем изменения его организационной и производственной структуры с целью приспособления к изменяющимся рыночным условиям, концентрации усилий предприятия на развитии тех сфер деятельности, которые приносят предприятию основную часть прибыли.

При рассмотрении дела о несостоятельности в суде и при установлении факта неплатежеспособности должника существует два варианта развития событий - заключение мировой сделки между должником и кредиторами относительно выплаты долгов или процедура конкурсного производства.

Дела о признании несостоятельными в Англии и США рассматривают специальные суды. Заявление ходатайства в суд должником и кредиторами допускается лишь при превышении задолженности установленного размера. В Англии суд может сам возбудить дело о признании несостоятельным, если нарушены интересы общественные или того требуют интересы кредиторов, или компания, по мнению суда, неизбежно станет неплатежеспособной.

В Англии, в случае установления факта неплатежеспособности должника-юридического лица могут применяться реорганизационные процедуры, такие как добровольное урегулирование долгов, администрирование доходов компании, управление доходами компании. Другим вариантом является ликвидация должника. К физическим лицам применяется процедура добровольного урегулирования долгов или конкурсное производство.

Процедура администрирования доходов компании схожа с внешним управлением. Назначаемый собранием кредиторов администратор осуществляет контроль за деятельностью компании и ее доходами.

В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего;

ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему [18].

Как видно из анализа мирового опыта, ведущие мировые державы в вопросах банкротств становятся на защиту либо кредиторов, либо должников с возможностью восстановления их платежеспособности, но все восстановительные меры по выводу предприятия из состояния неплатежеспособности применяются во внесудебном порядке, если договориться не удалось, вводится судебная процедура, направленная на ликвидацию должника. В отличие от западных стран Российским законодательством предусмотрена судебная процедура восстановления платежеспособности - внешнее управление, но как и в Европе выбор восстановительных процедур на практике не становится предпочтительным.

.2 Нормативное регулирование процедуры банкротства - внешнее управление

В отношении проведения внешнего управления существуют различные мнения. Практики сходятся к мнению, что внешнее управление является формальной процедурой, которая в основном применяется в целях подготовки к конкурсному производству (включая решение вопросов между кредиторами) установления прав собственности и подготовки имущества должника к продаже. Другие авторы [13] считают, что российское законодательство о банкротстве ориентировано на проведение процедуры внешнего управления. В любом случае, внешнее управление остается наиболее применимой реабилитационной процедурой.

Вместе с тем, вынесение арбитражным судом определения о введении данной процедуры, а тем более ее успешное завершение является редкостью для российской практики, что подтверждается статистикой Высшего Арбитражного Суда РФ. По статистическим данным ВАС РФ с 1993 по 2011 годы внешнее управление вводилось арбитражными судами на 24145 предприятиях-должниках, что составляет 4,26% от общего количества поданных заявлений о банкротстве. При этом восстановлена платежеспособность только 213 должников (в среднем 23 в год), что составляет 2,3% от всех введенных процедур внешнего управления и 0,08 % от завершенных дел о банкротстве за все указанные годы.

Результаты статистики за последние 7 лет действия Закона о банкротстве [1] (представлены на рис. 1.2) также позволяют сделать вывод о неэффективности проведения процедуры внешнего управления. На протяжении 7 лет (2005 - 2011 гг.) процедура внешнего управления проводилась в отношении 827 должников.

В среднем в год принималось арбитражными судами порядка 24 определений о прекращении процедуры в связи с восстановлением платежеспособности, то есть процедура внешнего управления была эффективна лишь в 2,95% случаев.

Рисунок 1.2 - Статистика рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности [34]

Несмотря на сложившуюся неоднозначную практику, необходимо отметить ведущую роль и практическую значимость реабилитационных процедур, поскольку их регулирование и применение призвано в большей степени сохранить добросовестного должника, испытывающего временные трудности, не ущемляя при этом прав и интересов кредиторов [11].

На эффективность применения реабилитационных процедур банкротства в России влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам необходимо отнести мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 годов, что наглядно демонстрирует имеющаяся статистика дел о банкротстве. Если в 2006-2008 годах процедура внешнего управления завершалась восстановлением платежеспособности соответственно в 31,41,40 случаях, то в посткризисный период 2009-2011 только в 11,14,13 случаях.

За период 2009-2011 годы при росте количества введенных процедур внешнего управления (на 30% больше, чем в предкризисные годы) наблюдается сокращение количества восстановления платежеспособности на предприятиях-должниках более чем в три раза.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов с целью восстановления платежеспособности должника. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен на шесть месяцев, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока внешнего управления или осуществление утвержденного плана внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника. Причем совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

В то же время для различных категорий должников Законом предусмотрены особенности проведения процедуры внешнего управления, в том числе по срокам ее проведения. Так, для градообразующих предприятий срок внешнего управления может быть продлен по ходатайству органа местного самоуправления до 2,5 года, а под поручительство органа местного самоуправления или органа исполнительной власти - до 10 лет (при условии начала расчетов с кредиторами не позднее чем через один год после продления).

Для сельскохозяйственных организаций срок внешнего управления устанавливается с учетом окончания сельскохозяйственного года и может быть продлен до 21 месяца, а в случае стихийных бедствий и крайне неблагоприятных условий - до 33 месяцев.

Правовой режим внешнего управления предусматривает меры по ограничению полномочий:

органов управления должника;

кредиторов.

Меры по ограничению полномочий органов управления должника включают:

Отстранение руководителя должника от должности и передачу его полномочий внешнему управляющему.

Прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества должника-унитарного предприятия (их полномочия переходят к внешнему управляющему, за исключением органов управления, предусмотренных Законом, а также полномочий, переходящих к комитету или собранию кредиторов).

Отстранение руководителя от должности не равнозначно увольнению; необходимость отстранения от должности не препятствует возможности перевода его на другую работу в рамках предприятия.

Прекращение полномочий коллегиальных органов управления должника не означает прекращения его деятельности. Такие органы как совет директоров или наблюдательный, могут функционировать и принимать решения, однако ряд решений не может быть реализован, пока предприятие находится на стадии реализации процедуры внешнего управления.

Отмену ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов.

Введение моратория на удовлетворение требований по денежным обязательствам.

Благодаря введению моратория на удовлетворение требований кредиторов (приостановление возможности принудительного взыскания с предприятия задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил до введения процедуры внешнее управление), должник освобождается от необходимости расходовать имеющиеся у него денежные средства на удовлетворение требований кредиторов в течение достаточно продолжительного периода, равного сроку проведения внешнего управления. Это, несомненно, является серьезной экономической льготой, разумное использование которой может позволить должнику улучшить свое финансовое состояние и восстановить платежеспособность [6, с. 76]. По экономической сущности мораторий на удовлетворение требований кредиторов является одним из необходимых условий финансового оздоровления должника.

Действующий в настоящее время Закон о несостоятельности обеспечивает более четкую регламентацию условий моратория. В ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002 года установлено начисление процентов по ставке рефинансирования Банка России (по состоянию на 27.05.2009 г. равной 12% согласно Указанию ЦБ РФ от 13.05.2009 г. № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»). «При соответствующей договоренности с кредиторами этот процент может быть снижен и срок начисления сокращен на сумму требований кредиторов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам с одновременным прекращением начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций, а также подлежащих уплате процентов за неисполнение ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей. Этот порядок способствует стабилизации финансового состояния должника и обеспечивает необходимую компенсацию кредиторам потерь от введения моратория» [31, с. 78]. По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется, во-первых, на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, во-вторых, на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника, при условии, что срок исполнения таких обязательств наступил до введения внешнего управления.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования по денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, а также на требования о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника, срок исполнения которых наступил уже после введения внешнего управления. Также мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработанной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также вреда, причиненного жизни и здоровью.

В ст. 109 Закона о несостоятельности специально предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления:

Перепрофилирование производства.

Закрытие нерентабельных производств.

Взыскание дебиторской задолженности.

Продажа части имущества должника.

Уступка права требования должника.

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия или иными лицами.

Продажа предприятия должника.

Увеличение уставного капитала должника за счет участников и третьих лиц.

Похожие работы на - Составление и реализация плана внешнего управления предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!