Выставочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    915,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выставочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций

Введение

Создание современной выставочной индустрии, которая является одним из стратегических инструментов повышения конкурентоспособности России и ее регионов в XXI веке, является сегодня насущной задачей. Развитие выставочно-ярмарочной деятельности приобретает в настоящее время исключительно актуальное значение.

Сегодня многие российские компании все чаще обращают свой взор на выставочно-ярмарочные мероприятия как на способ продвижения результата своей деятельности. Еще большая часть из них задумываются об участии в таком мероприятии, но не знают - с чего начать, что выбрать и для чего это необходимо. Для разрешения подобных задач, прежде всего, следует разобраться, что из себя представляют выставочные мероприятия, какими они бывают и какие возможности каждое из них предоставляет [19, с. 214].

Выставка - это многофункциональное мероприятие, которое характеризуется: большим вкладом в развитие региональной экономики; установлением новых торгово-промышленных связей; открытием новых рынков сбыта и развитием экспорта; возможностью оценки конкурентоспособности продукции и обмена опытом [8, с. 34].

Выставка сегодня - это не только активный проводящий канал товаров и услуг на рынок, но и один из основных видов продвижения новых технологий, научно-технических достижений. Выставочно-ярмарочное мероприятие включает в себя еще и проведение конференций, конгрессов, конкурсов и т.д., что расширяет информационное поле и эффект от участия в них.

Выставочное мероприятие является существенным звеном полноценной рекламной кампании. Участие в отраслевых выставках сегодня является непременной составляющей успешной деятельности фирмы, в особенности для предприятий сферы туризма, одной из самых активно развивающихся отраслей экономики.

Выставки возникли как средство публичной демонстрации тех, или иных достижений человечества, в области материальной и духовной культуры.

Разработка событийного мероприятия, в частности, выставки, требует не только практических навыков, но и теоретических знаний. Все это делает тему данного исследования актуальной, тем более, что в современном маркетинге она недостаточно изучена.

Предмет исследования - событийное мероприятие - выставка.

Объект исследования - косметическая компания «Dr. Spiller Biocosmetic».

Цель исследования - проанализировать разработку презентации для выставочного стенда на примере косметической компании «Dr. Spiller Biocosmetic».

Поставленная цель предусматривала решение следующих задач6

исследовать понятие и сущность выставки;

изучить историю развития выставочно-ярмарочной деятельности в России;

охарактеризовать выставочное мероприятие в системе маркетинга предприятия;

проанализировать выставочную деятельность предприятия на примере косметической компании «Dr. Spiller Biocosmetic»;

разработать презентацию выставочного стенда;

обосновать концепцию выставочного стенда;

определить роль рекламной продукции на выставке;

охарактеризовать процесс сопровождения презентации на выставке.

В работе использованы учебные пособия по событийному маркетингу, рекламной деятельности, выставочной работе.

Работа состоит из введения, трех глав. Заключения. Списка использованных источников, приложений и презентации.

1. Выставочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций

.1 Выставка: понятие и сущность

Понятие выставки в своем развитии далеко шагнуло за рамки его давнего определения как демонстрация продукции определенной категории для специалистов и широкого круга посетителей. Процесс эволюции выставочного бизнеса повлек за собой развитие и совершенствование терминологии, в результате чего появился ряд новых понятий, определений и трактовок, связанных с организацией, проведением и участием в выставках.

Под выставкой понимается организационное мероприятие по продвижению продукта с заранее обусловленным количеством участников, сроком и местом проведения.

В объединенной Европе принято отличать понятие «выставка» от понятия «ярмарка» не только качественным составом посетителей, но также масштабами и локализацией события.

Конгрессные мероприятия - съезд, собрание, является неотъемлемой частью деловой программы выставки. Имеет сложную структуру мероприятий, обширную географию участников, широкий общественный резонанс.

Форум - массовое собрание, съезд. По структуре и технологии подготовки сходен с конгрессными мероприятиями (например, Международный форум в рамках промышленной ярмарки в Ганновере, который охватывает более 100 мероприятий) [19, с. 284].

Конференция - большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп. Имеет более практический, научный характер, более однородна по структуре и проблематике. Один из традиционных типов деловых мероприятий на выставке.

Семинар - групповое занятие по специальной подготовке для повышения квалификации. Имеет практический, методический характер, число участников более ограничено. Распространенный тип Делового мероприятия на выставке.

Симпозиум - совещание, конференция по специальному научному вопросу. Предметом симпозиума может стать узкоспециальный аспект двусторонних отношений, экономического сотрудничества и др. Предполагает профессиональную аудиторию.

Круглый стол - обсуждение, дискуссия по актуальной теме, проблеме, событию. Принцип организации - равноправие участников.

В рамках выставки организуются также профессиональные «цеховые» мероприятия, которые проводят в виде совещаний, заседаний профессионального клуба, объединения, союза и специальные показы и демонстрации.

Совещание - заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса, как правило, отраслевого характера. Участники совещаний получают наглядный демонстрациейный материал в виде экспонатуры выставки, а участники выставки - профессиональную (и часто влиятельную) аудиторию.

Заседание профессионального клуба, объединения, союза - заседание специализированной аудитории по поводу обсуждения вопросов, касающихся деятельности заседающих организаций. Такое мероприятие является важным инструментом привлечения целевой аудитории на выставку, поскольку здесь можно услышать квалифицированную информацию, узнать мнения специалистов в той или иной области, состояние и перспективы развития.

Специальные показы и демонстрации - используются для демонстрации комплексных технологических и иных процессов, новинок в различных отраслях.

В рамках выставки можно посетить образовательные мероприятия, что для представителей российских предприятий крайне необходимо, поскольку большинство из них пока не владеют всем комплексом маркетинговых средств и инструментами маркетинговой политики, не знают основ поведения на выставке и взаимодействие с посетителем. В первую очередь это связано с тем, что они не обладают сегодня персоналом, имеющим специальное образование; этой области и владеющим научными основами маркетинга.

Классификация выставок по формам участия.

Под очным участием подразумевают непосредственное прямое участие предприятия в выставке с арендой стенда для работы на не собственного или ангажированного персонала.

Заочное участие предполагает публикацию информации о предприятии в каталоге выставки и / или рекламный блок о производимых товарах/ услугах.

Большая степень интерактивности достигается на Internet-выставках, которые, являясь Internet-ресурсом, изначально нацелены не только на демонстрацию, но и на обмен информацией между различными участниками процессов коммуникации.

В связи с совершенно иным способом формирования и уровнем затрат (по сравнению с реальными выставками), виртуальные выставки располагают условно бесконечным пространством, а также не имеют объективных причин по ограничению во времени.

Наиболее часто объектами виртуальных выставок являются компании, а не определенная продукция или отрасль, как на обычных выставках, информация о которых оформляется в виде Intemet-стенда. Часто рекламный стенд создается с помощью специальных флештехнологий, которые позволяют внести динамику и сделать презентацию компании более интересной.

Таким образом, виртуальные выставки в настоящее время играют хоть и второстепенную по сравнению с обычными выставками роль, но, тем не менее, являются важным и неотъемлемым элементом выставочно-ярмарочной деятельности. На настоящий момент в сети существует порядка десяти тысяч сайтов, так или иначе связанных с выставочной деятельностью.

В настоящее время практически все крупные компании, занимающиеся выставочной деятельностью, имеют свою страницу или сайт в Internet.

Сайт «Все выставки», посвященный выставкам и всему, что с ними связано, достаточно популярен, имеет большое количество посетителей. Очень большой объем информации удобно классифицирован и размещен.

В России также предпринимаются меры по упорядочению типологии выставочно-ярмарочных мероприятий. В марте 2001 г. Комиссией правительства Российской Федерации одобрена «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности», в которой дана классификация выставочно-ярмарочных мероприятий по географическому составу экспонентов, по отраслевому и территориальному признакам, а также по значимости мероприятия. Эта классификация обобщила общепринятые в мировой практике типологии выставок и может служить ориентиром при определении полного наименования выставки, а также при принятии решения об участии предприятия в том или ином выставочном мероприятии.

выставочный ярмарочный рекламный стенд

1.2 История развития выставочно-ярмарочной деятельности в России

Выставочно-ярмарочная деятельность в России не всегда была популярна. Еще недавно выставки в России не рассматривались как прибыльный бизнес для страны и выставочных организаций и эффективный инструмент маркетинга для предприятий, и уж тем более не считались хорошим способом выхода предприятий на внешний рынок.

Однако переход к рыночным отношениям ставит перед российским обществом множество сложных задач, среди которых приоритетное место занимает развитие торговли. Именно торговля стала в первые годы реформ благоприятным полигоном для формирования и развития рыночных отношений как самая «рыночная» отрасль народного хозяйства. В силу этого становление рыночных отношений в торговле ассоциируется в первую очередь с развитием инфрастуктуры товарного рынка, направленным на удовлетворение различных потребностей общества. Именно этот фактор стал движущей силой развития ВЯД в России, а тяга отечественных предприятий к торговле как способу быстро получить прибыль усилила это движение.

История торговли на Руси уходит своими корнями в глубь веков. Уже в IX веке торговля стала важной сферой хозяйственной деятельности русов. Рынок - торг, торжище, торговище - занимал центральное место в русском городе. Так, в Древнем Киеве насчитывалось 40 церквей и 8 рынков. Продажа и оптовая закупка товаров на оптовых ярмарках с целью их перепродажи и получения дохода является традиционной и одной из старейших форм оптовой торговли. Торговые ярмарки становятся могущественным орудием сближения стран и народов и ведут к установлению новых торгово-хозяйственных связей, развитию внешнеэкономической деятельности [9, с. 55].

Ярмарки - места периодических съездов торговцев и привоза товара, главным образом для оптового торга, были известны в Европе с X века и именовались тогда ямархат (jamarchat).

Получается, что на Руси выставки начали зарождаться на столетие раньше, что должно было стать предпосылкой опережения в развитии этого вида деятельности европейских стран, но такого не произошло по ряду обстоятельств.

Наиболее древней ярмаркой на Руси, известной с середины XIII века, считается Арская (возле Казани). Но в те времена купцы, направлявшиеся на Арскую ярмарку, подвергались нападениям со стороны татар. Чтобы прекратить грабежи караванов, царь Василий III запретил поездки на эту ярмарку. В 1524 году под Нижним Новгородом у городка Васильсурска, что ниже его по течению Волги, великий князь Василий Иоанович учредил официальное торжище. Таким образом, в России была основана крупнейшая ярмарка, насчитывающая ныне почти пять веков истории. Позднее, в 1641 году, по указу царя Михаила Федоровича ярмарка была переведена ближе к Нижнему Новгороду под стены монастыря св. Макария, находившегося в 90 км от города. Долгое время ярмарка так и называлась - Макарьевская. Среди участников ярмарочной торговли были богатые русские купцы, торговцы из Китая, Индии, Бухары, Ташкента, которые предлагали для продажи меха, шелка, жемчуг, золото, чай, льняные и хлопчатобумажные ткани, изделия из кожи, овчинно-меховые, бакалейные, рыбные и другие товары.

После пожара Гостиного двора в 1816 году практически все торговые строения были уничтожены. В 1817 году решением правительства Макарьевская ярмарка перешла во вновь отстроенный каменный гостиный двор в г. Нижний. Она расположилась на «стрелке» - слиянии двух крупнейших российских рек - Оки и Волги. Это было идеальное место для торжища.

Император Александр I, признавая огромное государственное значение ярмарок, решил отложить перестройку Зимнего дворца, а ассигнованные на это полтора миллиарда рублей отпустить на ярмарку. Развернулось грандиозное строительство: на территории 720 десятин вырос целый город. Генеральный план был разработан еще в 1804 году архитектором А. Захаровым. Этот план послужил основой для создания архитектурного ансамбля ярмарки А.А. Бетанкуром и О. Монферраном.

Всего за четыре года на «стрелке» Оки и Волги вырос ярмарочный город. Планировочно он делился на три части. Первая включала в себя Главный дом, сооруженный в стиле классицизма, и боковые административные корпуса: они образовывали центральную парадную площадь. Вторая часть - основная: 48 торговых корпусов были сгруппированы в 12 рядов. Посередине их разделял полукилометровый бульвар - «главная улица» ярмарки. Один ее конец заканчивался эффектным портиком Главного дома, другой - Спасским (Староярмарочным) собором. Его здание и четыре корпуса Китайских рядов образовывали Соборную площадь, и все вместе они составляли третью часть ярмарочного ансамбля [13, с. 187].

С 1822 года Нижегородская ярмарка начала работать. Она преобразовала г. Нижний в крупный торговый, промышленный и культурный центр. В XIX веке ярмарка приобрела значение «уставщицы всей российской торговли». Здесь Запад встречался с Востоком. Ежегодные обороты ярмарки к концу века достигли почти полумиллиарда рублей. Ярмарка, крупнейшая в Европе, и внешне представляла собой европейский «город»: широкие улицы с электрическим освещением, восемь площадей, фонтаны и скверы, большое количество магазинов, маклерские конторы, девять банков, гости ницы, театры и рестораны… А по берегам обеих рек - бесконечные пристани с бесчисленными судами. Ярмарочное «население» доходило до 400 тысяч человек. Ярмарка чутко реагировала на изменения общероссийского и мирового рынка.

К началу XX века ярмарочный торг в России постепенно приходил в упадок, однако этот процесс не затронул Нижегородскую ярмарку. Она несколько раз в течение века меняла приоритеты: здесь устанавливались мировые цены на главнейшую продукцию (хлеб, железо, другие товары). Громким званием торговой столицы государства и метким прозвищем «карман России» Нижний Новгород обязан именно ярмарке.

Второе место по товарообороту после Нижегородской занимала Ирбитская ярмарка. Город Ирбит (бывшей Пермской губернии) был важным местом мены европейской России с Сибирью и Азией. Российские купцы скупали в Ирбите товар и большими партиями отправляли его на Нижегородскую ярмарку, откуда он расходился во все концы страны, а частично и за границу. Следует отметить, что торговля в Ирбите обеспечивала безопасность в случае набегов и волнений. Ирбитская ярмарка была утверждена царским указом и пользовалась предоставленными льготами, что способствовало ее развитию. С этой же целью таможне, находившейся в то время в Верхотурье, было разрешено пропускать товары, не взимая пошлины. На время проведения ярмарки с 1 февраля по 1 марта из Верхотурья приезжал воевода для сбора пошлины и наблюдения за правильностью торговли.

К середине XVII века в условиях зарождения мануфактурного производства торговые связи, преодолевая границы областных рынков, приобретают всероссийский характер. Формируется единый рынок, который охватывает все слои населения. Однако заметнее всего наблюдается рост торговой активности купечества, особенно в сфере межобластных связей. Активное развитие отечественной торговли обусловило поворот российского правительства к политике меркантилизма, суть которой сводилась к следующему: «Много продавать и мало покупать».

С началом Первой мировой войны в России ярмарочная деятельность сократилась, а во время гражданской войны (1918-1920 гг.) ярмарки не проводились. В этот период в области товарно-денежных отношений были проведены следующие мероприятия:

запрещена частная торговля;

введена государственная монополия на подавляющую часть товаров промышленного производства, а также хлебная монополия;

введена карточная система снабжения населения;

введена продразверстка как продолжение хлебной монополии;

организовано общественное питание под рабочим контролем.

Послеоктябрьский период в России характеризовался волюнтаристическим навязыванием экономике антирыночных тенденций.

С переходом к нэпу к 1927 году оптовых ярмарок насчитывалось более семи тысяч. Новая экономическая политика означала свободу торговли, свободу частной предпринимательской инициативы при сохранении политического контроля со стороны государства в лице правящей партии. В этот период были разрешены частная торговля, проведение оптовых ярмарок, но они были поставлены в определенные рамки. Государство в первые годы нэпа проигрывало борьбу с частным торговым сектором на рынке, поэтому обязало частных торговцев хранить денежные средства в банке, платить по кредитам самые высокие проценты и не получать долгосрочных ссуд. На начальном этапе нэпа доминирующее положение в оптовой торговле занимали ярмарки как традиционная российская форма торговли и биржи. С декабря 1921 года в Москве начала действовать Центральная товарная биржа, а к 1923 году насчитывалось уже около 70 бирж, которые охватили 90% оптового товарооборота. Однако ведущую роль в биржевой торговле, в оптовом товарообороте играли государственные структуры, на которые приходилось 80% биржевых продаж. В конечном итоге государству удалось сохранить преобладающие позиции в оптовой торговле, вследствие чего к 1930 г. прекратили свое существование ярмарки, а затем был взят курс на ликвидацию товарных бирж [19, с. 177].

Значительные позитивные изменения в организации и управлении торговли произошли в послевоенный период, в 50-е годы. Впервые за годы советской власти встал вопрос о воздействии торговли на производство через предоставление заказов на поставку товаров поставщикам. В период с 1953 по 1958 годы проводились мероприятия по расширению МТБ отрасли, по организации изучения спроса населения, повышению культуры торгового обслуживания.

Ярмарки по оптовой продаже товаров народного потребления возродились в торговой практике СССР в конце 50-х годов, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению торговли» (от 8 августа 1960 года). Ярмаркам предшествовали работа по предоставлению заявок на потребность в товарах, прикрепление оптовых покупателей к поставщикам, предоставление заказов на товары. Ярмарки проводились отдельно по товарам легкой промышленности (согласно Временному положению о проведении ярмарок от 31 декабря 1974 года) и по товарам культурно-бытового назначения, хозяйственным товарам, галантереи, парфюмерии и ювелирным изделиям (Положение о проведении ярмарок от 29 декабря 1978 года) [9, с. 59].

Пройдя долгий путь развития, ярмарки уже проводились не только чтобы лишь продать товар, а с перечнем целей:

закупки товаров оптовыми и розничными предприятиями государственной и кооперативной торговли у производственных организаций и предприятий;

заключения договоров на поставку товаров как распределяемых, так и не распределяемых в плановом порядке;

совершенствования прямых длительных хозяйственных связей между изготовителями и предприятиями оптовой и розничной торговли;

согласования мероприятий, направленных на изучение и формирование спроса, рекламу новых товаров.

Эти цели ознаменовывают переход ярмарок в качественно новую фазу развития, более цивилизованную и организованную. Так, ярмарки стали классифицировать, были выделены признаки классификации.

По территориальному признаку оптовые ярмарки делились на четыре вида:

межреспубликанские;

республиканские;

межобластные;

областные.

По ассортиментному признаку они подразделялись еще на два вида:

специализированные;

универсальные.

В зависимости от характера торговых операций проводились ярмарки по закупке у промышленных предприятий товаров, подлежащих плановой поставке в предстоящем году, и ярмарки по оптовой продаже излишков товаров. Положением «О поставках товаров народного потребления» 1981, 1988 годов была значительно повышена ответственность поставщиков и покупателей за соблюдение договорных обязательств.

До рыночных отношений ярмарки имели положительное значение: позволяли оперативно заключать годовые и длительные договорные отношения между поставщиками и покупателями товаров по образцам, каталогам, усиливали влияние на промышленность в части выпуска новых товаров, повышения их качества, расширения ассортимента производимых товаров, возрождали дух конкуренции между производителями одинаковых товаров. Организацией их проведения занимались Министерство торговли СССР и Центросоюз СССР. Порядок их проведения строго регламентировался, продажа товаров осуществлялась в соответствии с выделенными фондами, по твердым розничным ценам, согласно плану прикрепления покупателей к поставщикам.

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что в стране исторически существовали предпосылки развития выставочно-ярмарочной деятельности. Причем формирование рынка торговли как генерирующего фактора развития ВД началось на столетие раньше, чем в Европе, что должно было обусловить лидерство России в ВД. Однако такого не произошло из-за периодического вмешательства государства в этот процесс, регулирование которого должно осуществляться рыночными механизмами, и это доказано практикой.

Безусловно, несмотря на все препятствия, исторически сложившиеся на пути развития ВЯД, выставочная индустрия в России заметно шагнула вперед, превратившись в одно из перспективных направлений развития экономики страны.

1.3 Выставочное мероприятие в системе маркетинга предприятия

В развитом мире выставочно-ярмарочные мероприятия рассматривают как платформу предпринимательской деятельности. Выставки обеспечивают идеальную среду для стимулирования и расцвета предпринимательства. По словам ведущего выставочного центра в Великобритании (г. Бирмингем) NEC Group, многие мелкие и начинающие компании, участвующие в выставках, обеспечивают заказы, устанавливают контакты и расширяют охват ранка. Для многих экспонентов это единственная или основная форма маркетинговой деятельности за год, приносящая им около 80 тысяч международных клиентов [19, с. 211].

Для того, чтобы достичь подобных результатов, недостаточно лишь принять участие в выставке, для успеха, прежде всего, требуется правильно спланировать участие в выставке, необходимо понять роль выставок среди инструментов маркетинга, так как в первую очередь предприятие преследует именно маркетинговые цели.

Одним из важнейших понятий маркетинга при изучении выставочной деятельности является маркетинговый комплекс, который представляет собой набор поддающихся контролю маркетинговых инструментов (так называемых 4 «Р»: товар (product), цена (price), методы распределения (place) и продвижения (promotion) товара), совокупность которых компания использует для получения желаемой реакции целевого рынка.

Говоря о маркетинге, необходимо выделить присущие ему функции. Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов поставки товаров на рынок, проведением рекламы и стимулированием продаж, а также с управлением и контролем. Каждая из этих функций сама по себе важна, но только в тесной взаимосвязи они позволяют успешно проводить маркетинговую политику компании. В конечном итоге, функции маркетинга можно разделить на четыре вида.

Аналитические. Сюда можно отнести изучение рынка и потребителей.

Производственные. Это организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.

Распределительные. Под данным понятием подразумевается организация каналов сбыта, систем транспортировки, проведение товарно-ценовой политике, разработка мероприятий по стимулированию продаж, рекламной политике и продвижению товара.

Управленческие. К последнему виду относятся планирование (на различных уровнях), а также контроль и информационное обеспечение маркетинга.

Поскольку участие в выставках является одним из методов продвижения продукции предприятия на рынок, а само продвижение, в свою очередь, относится к распределительной функции маркетинга, то остановимся подробнее на раскрытии термина «продвижение».

В условиях современного рынка разработка хорошего продукта» проведение грамотной ценовой политики и построение широкой системы сбыта может оказаться недостаточно для успеха. Необходима тщательно продуманная и последовательная стратегия и тактика продвижения товара на рынок, состоящая из четырех основных форм воздействия на потенциальных покупателей:

личные продажи;

пропаганда (связи с общественностью);

стимулирование сбыта;

реклама.

К стимулированию сбыта относятся использование специальных цен, сезонных распродаж, предоставление бесплатных образцов и т.д. а также участие в выставках, значение которых в последнее время постоянно растет. Выставочная деятельность в настоящее время представляет собой бизнес, где, как и в любом бизнесе, существуют спрос и предложение. К продавцам услуг относятся выставочные центры, занимающиеся организацией выставок, а к покупателям - предприятия и фирмы, желающие представить свой товар на выставке для достижения поставленных целей.

Крупные и средние компании рассматривают участие в выставке как неотъемлемую часть своей маркетинговой политики. На выставках присутствуют все те компании, для кого развитие собственного бизнеса происходит на основе использования полного спектра маркетинговых инструментов, предназначенных для продвижения своей продукции на рынке.

Участие предприятия в выставках должно служить всем компонентам комплекса маркетинга. Современная выставка - это не только эффективное средство сбыта. Она связана со всеми инструментами маркетинга, поэтому участие в выставке служит достижению разнообразных предпринимательских целей - позволяет осуществлять одновременно коммуникативную, ценообразовательную, сбытовую и товарную политику предприятия.

Выставка обладает способностью со всей полнотой представить предприятие и его продукцию, одновременно предоставляя возможность личного контакта с клиентами и изучения конкурентов. Выставки позволяют увидеть множество необходимых отправных точек для осуществления предпринимательской политики, ориентированной на сбыт. Именно здесь становятся очевидными процессы, происходящие на рынке, виды и диапазон изменений, а также направление и темп будущего развития.

Выставки обладают своими особыми коммуникационными возможностями, которые недоступны иным средствам коммуникации. К примеру, выставка дает возможность не только реально и осязаемо представить товар, но и показать его в действии. С профессиональным техническим представлением здесь непосредственно и неразрывно связывается лично полученная информация, возможность диалога. Без этого не обойтись на этапе принятия решений о приобретении современной сложной продукции ввиду большого числа предложений, их разнообразия, технической сложности и широких возможностей применения. Значимость обмена опытом и переговоров возрастает - личные контакты и доверительные отношения между деловыми партнерами сегодня являются наиболее весомым фактором для принятия решений. Вот почему для множества видов продукции выставку не заменят даже доведенные до совершенства информационные технологии [21, с. 177].

Близость к покупателю как стратегический фактор успеха становится ключевой позицией в конкуренции как на международном, так и на внутреннем рынках. Непосредственное восприятие потребителем нового вида товара или его прототипа на выставке можно очень быстро проверить. Реакция потребителей становится бесценным материалом для изучения и определения направлений развития производства. Наряду с этим выставка дает хорошие возможности для поддержания контактов с постоянными клиентами.

Выставка представляет собой модель того или иного рынка со всей полнотой его связей и возможностей. Она является наилучшим способом встретить в одном месте и в одно время потребителя продукции, инвестора и делового партнера.

Безусловно, многие цели маркетинга могут быть достигнуты и иными способами, но только выставка дает возможность контакта со столь многими компетентными специалистами за короткий отрезок времени. Поэтому здесь можно достичь наименьшей стоимости контакта с клиентом, а значит и контракта. По расчетам экономистов, совершение обычной сделки по продажам требует затраты, в четыре раза превышающие средние расходы на сделку, которая заключается при помощи выставки.

Выставка - самая сложная форма маркетинга, включающая в себя почти все современные механизмы торговли и инструменты маркетинга - хорошо спланированное участие в выставке должно все это учитывать и гармонично сочетать. Каждая конкретная выставка имеет свои характеристики и особенности (место и сроки проведения, характеристики числа участников, посетителей, статус, рейтинги и т.д.). Затраты на участие в выставке будут обоснованы только при ее соответствии предпринимательской стратегии предприятия.

Чтобы полно представить себе значение выставок в системе маркетинга, необходимо подробно изучить роль выставок в качестве различных инструментов маркетинга в соответствии с их принадлежностью к различным элементам маркетингового комплекса.

Выставки среди инструментов коммуникации. На выставочных мероприятиях происходит активный обмен информацией - коммуникация. При этом сначала экспонент (через стенд, рекламу, экспонаты, персонал) выступает как источник информации, а посетитель - в роли получателя информации, но потом так же активно вступает в процесс информационного обмена. Коммуникация - центральная функция выставки.

Среди инструментов коммуникативной политики предприятия находятся связь с общественностью, реклама, promotion (промоушн), личные продажи, стимулирования продаж, изучение рынка, единый фирменный стиль.

Выставки среди инструментов ценообразования. К наиболее существенным элементам ценообразования относятся: цена, кредит, скидка, платеж и сервис. Важным фактором, влияющим на эти инструменты, является объективная информация о покупательской структуре, о возможных объемах производства, о местоположении покупателей и расстояниях для доставки товара. Такую информацию предприятие получает, в частности, на переговорах с клиентами, а на выставке подобные контакты особенно интенсивны. Таким образом, выставки дают информацию для корректировки существующей системы цен.

Следует учесть и факторы, которые не могут быть прямо определены в ходе выставки, но косвенные оценки могут делаться после изучения на выставке продукции конкурентов и их действий по продвижению этой продукции. Следующие затраты и условия должно быть определены или скорректированы дополнительно:

затраты на упаковку, перевозку и страхование;

затраты на обслуживание клиентов и сервис и уже имеющиеся ценовые калькуляции;

условия оплаты;

условия доставки;

условия возврата.

Соображения по поводу оценки платежеспособности потенциального клиента строятся таким же образом. Инструменты ценообразования должны быть настроены так, чтобы цели предприятия были достигнуты, а доходы - гарантированы.

Тем самым в отношении цен и коммерческих условий выставки помогают экспоненту выявить свои преимущества перед конкурентами или же скорректировать свою линию поведения для осуществления наступательной политики.

Выставки среди инструментов распределения (сбыта). К этим инструментам относятся: организация и пути сбыта, хранения, транспортировки. Анализ инструментов распределения должен показать, до какой степени положительным может быть признано участие в выставке.

По итогам переговоров с клиентами на выставке нужно проанализировать, возникла ли потребность в расширении или в других изменениях имеющихся способов организации сбыта. Необходимо также понять, требуются ли качественные или количественные изменения в уже налаженных путях сбыта.

Помимо этого, привлечение к работе на выставке дилеров или агентов собственной системы сбыта, транспортировки или хранения может помочь предприятию выяснить, насколько они способствуют адаптации к условиям конкуренции.

Выставки среди инструментов товарной политики. К инструментам товарной политики относятся качество товара, формирование ассортимента, торговая марка, внешнее оформление продукции.

Для предприятия важен вопрос о том, насколько полно должен быть представлен ассортимент его продукции на выставке. Для ответа необходима информация о степени насыщенности рынка и о специфике рыночного сегмента, которому соответствуют подготовленные экспозиции товары. Для того чтобы на выставке лучше представить предприятие новым видом продукции, этот товар должен обладать современным дизайном, который способствует стимулированию сбыта. Это также касается и упаковки.

На выставке экспонент должен выяснить, воспринимается ли его продукция как качественный фирменный товар.

В ходе выставки объективной оценкой испытываются отдельные составляющие инструментов товарной политики, а значит и сам товар, ассортимент, а также имиджевые характеристики. Это дает предприятию новые импульсы в осуществлении товарной и ассортиментной политики, способствует его своевременному приспособлению к рыночным условиям.

Экспоненты являются непосредственными участниками выставки и подразделяются на:

прямых участников;

дополнительно представленных фирм.

Согласно Правилам ФКМ и СВЯ прямые участники - это фирмы, арендующие стенды для работы на их собственного или ангажированного персонала. Компании, которые представлены на коллективном стенде, тоже считаются прямыми участниками, если на стенде работает их собственный или ангажированный персонал или представлены их собственные товары и услуги.

Сервисные фирмы, административные органы, ассоциации, которые присутствуют на выставке для общего обслуживания, не считаются участниками. Однако если представляемые ими сервисные услуги соответствуют теме выставочного мероприятия и они оплатили стенд, они считаются участниками.

Всех участников ВД можно разделить на следующие группы:

предприятия, представляющие звенья единого технологического процесса (переработчики, упаковщики, инсталляторы);

предприятия, представляющие инфраструктуру рынка;

предприятия торговой оптово-розничной сети;

профессиональные и общественные объединения, гильдии, клубы, союзы;

государственные органы.

Различают следующие виды посетителей:

предприятия определенной отрасли;

физические лица;

представители деловых кругов, государственной власти, политические деятели.

Перед принятием решения об участии в выставке целесообразно провести анализ ситуации на предприятии и четко определить собственную исходную позицию. При этом имеет смысл рассмотреть цели как исходный пункт концепции участия в выставке. Цели, стоящие перед выставкой, последовательно выводятся из отдельных целей маркетингового комплекса. Огромное значение выставок выражаемся в их мультифункциональности, т.е. в том, что на выставке может осуществляться целый «пакет» целей маркетинга, а не какая-то отдельно взятая, и предприятие, участвуя в одной выставке, может достичь сразу нескольких целей, соответствующих разным элементам маркетингового комплекса.

Дальновидные и опытные компании, прежде чем принять решение об участии в выставке, всегда проводят исследования. Осмысление целей участия в выставке всегда находится в прямой зависимости от того, в какой именно выставке есть возможность или желание участвовать.

К целям участия в выставке следует отнести стремление экспонента осуществить самокритичный анализ хода развития своего предприятия, оценить его позицию на рынке, изучить политику конкурентов и привнести в свою деятельность рациональные идеи в поведении конкурентов, которые представлены на той же выставке.

Учитывая, что конечной целью участия в любой выставке является продажа, действия по реализации этой цели должны быть систематизированы по составу, иерархии и скоординированы, включая средства их достижения. Эти цели могут быть систематизированы по целям подготовки и по целям осуществления и поддержания продаж.

Подчеркнем, что ориентация на достижение указанных целей может начинаться задолго до участия в выставке, а продажи или их поддержание может осуществляться после ее завершения, что не исключает возможности прямых ярмарочных сделок.

Для достижения целей продаж в ходе выставочной деятельности необходимо конкретизировать средства и способы их достижения, что также облегчает контроль результатов. Для этого устанавливаются следующие параметры:

содержание цели на выставке: простое ознакомление потребителя или непосредственное заключение торговой сделки;

желаемые масштабы реализации поставленной задачи (например, увеличение контактов с новыми посетителями на 25% в сравнении с уровнем, достигнутым в ходе предыдущей выставки);

возможная продолжительность (период) для заключения сделки, например, в течение последующих шести месяцев.

Для наглядности представим в таблице 1 цели продаж, способы их осуществления и критерии выполнения.

Оппоненты участия в выставках приводят довод, что выставки имеют лишь второстепенную функцию заказа, служат только для подготовки продаж и сводятся лишь к коммуникации. Но есть большая разница между участием в выставке и первым ознакомительным визитом сотрудника отдела сбыта к потенциальному клиенту. И в том, и в другом случае эти первые контакты, как правило, не приводят к немедленному заказу. Но на выставке осуществляется целый пакет целей маркетинга.

Еще одним существенным моментом участия в выставке является объем финансовых средств, имеющийся в распоряжении предприятия для участия в выставке и осуществления затрат, связанных с этим мероприятием, а также для дополнительных расходов на персонал [22, с. 121].

Предприятия зачастую отказываются от участия в выставке, видя только предстоящие затраты и не умея измерить результативность участия с учетом мультифункциональности выставки. Поэтому предприятие должно оценить свою готовность осуществить перераспределение затрат на маркетинг для участия в выставке, которое с позиций стратегических целей признано необходимым.

Таблица 1.1 - Цели продаж

Цели

Способы осуществления

Критерии выполнения

Подготовка продажи

Поиски контактов с новыми клиентами

Количество осуществленных контактов


Контакты с целью стимулирования экспорта

Количество контактов с зарубежными посетителями


Наблюдение за конкурентами

Объем собранной информации о характере и поведении конкурентов


Проверка степени принятия новых товаров и улучшений посетителями выставки

Данные о степени принятия их посетителями


Поиск новых каналов сбыта товаров

Оценка найденных каналов сбыта в количественном и качественном отношении


Поиск представителей

Количество и качество осуществленных контактов


Пропаганда-реклама экспонатов

Степень принятия посетителями, уровень популярности экспонатов, необходимость дополнительной информации и т.д.

Осуществление заказов

Пропаганда имиджа предприятия

Проверка степени благорасположения (good will) посетителей к предприятию


Получение заказов

Количество и объем заказов, количество заказов, получение которых ожидается непосредственно


Сотрудничество на условиях роялти

Количество сделок на условиях роялти

Сохранение уровня продаж

Анализ контактов со старыми клиентами

Количество и значение старых клиентов


Реадаптация к покупательским привычкам потребителей

Проверка качества и вида предоставляемых услуг


Освобождение от элементов, мешающих росту конкурентоспособности товаров

Определение позиции товаров на рынке


Определение важнейших целей выставки оказывает влияние на всю организационную работу по подготовке к ней, затем - на участие и в завершении - на контроль реализации этих целей.

Расположенный ниже список целей участия предприятия в выставке показывает возможность их взаимопроникновения. Так, к примеру, коммуникативные цели могут быть поставлены на службу инструментам товарной политики.

К первостепенным целям участия в выставке относятся:

получение ориентиров ситуации внутри отрасли;

проверка конкурентоспособности продукции (услуг);

ознакомление с новыми рынками (открытие рыночных ниш);

получение сведений о возможностях экспорта;

изменение тенденций развития производства товаров (услуг);

обмен опытом;

начинания в сфере кооперации;

участие в специализированных мероприятиях;

изучение возможностей заинтересовать новые рынки в предприятии / продукции;

соединение участия в выставке с дополнительными мерами получения информации (мероприятия, семинары, посещение предприятий);

знакомство с конкурентами, в том числе анализ, кто из них на какой выставке и какую продукцию представляет;

увеличение сбыта.

Распределение целей участия в выставке по элементам маркетингового комплекса. Коммуникативные цели:

налаживание личных контактов;

знакомство с новыми группами покупателей;

возрастание степени известности предприятия;

увеличение воздействия рекламы предприятия на клиентуру и общественность;

пополнение картотеки покупателей;

налаживание работы с прессой;

дискуссия с покупателями об их пожеланиях и требованиях;

поддержание уже существующих деловых отношений;

сбор новой рыночной информации;

повышение квалификации для исследовательской работы и сбыта путем обмена опытом.

Ценообразовательные цели:

исследование дополнительных расходов на сервис;

исследование цены товара.

Цели распределения:

налаживание сети сбыта;

оценка исключения посредников;

поиски постоянных представителей.

Цели товарной политики:

проверка восприятия ассортимента на рынке;

представление прототипов;

проверка нового позиционирования товара на рынке;

представление новых качеств товара;

расширение ассортимента.

Нужно отметить, что определенные цели ставят перед собой не только участники выставки, но и посетители-специалисты. И эти цели важно знать участнику выставки, так как они представляют для него исходный пункт его стратегического планирования. Ведь цели экспонента определяются с ориентацией на потребителя.

Примерный перечень целей посетителя:

обзор рынка, полученный также при сравнении родственных областей специализации;

оценка конъюнктуры и перспектив;

сравнение цен и условий ценообразования;

поиски определенных видов продукции;

знакомство с новыми товарами и возможностями их применения;

получение представления о тенденциях;

ориентировка в технических функциях и специфике определенных товаров;

получение информации о способах решения насущных проблем;

посещение конференций и спецпоказов;

индивидуальное повышение квалификации;

побуждение к созданию собственного товара и ассортимента;

расширение или налаживание деловых контактов;

осуществление заказов, заключение договоров;

поиски контактов со сходными фирмами;

оценка возможностей участия в качестве экспонента.

Важно помнить: участие в выставке или ее посещение рассматривается всегда в комбинации с другими маркетинговыми мероприятиями: почтовой рассылкой приглашений, рекламой в местной прессе, проведением презентаций и т.д.

Учитывая многообразие выставочно-ярмарочных мероприятий, для предприятий-участников важно правильно выбрать подходящее конкретно для их целей и задач выставочного мероприятия, правильно подготовиться к нему и квалифицированно принять участие в выставке.

2. Выставочная деятельность предприятия (на примере косметиче ской компании «Dr. Spiller Biocosmetic»)

.1 Общая характеристика компании

Фирма «Доктор Шпиллер» («Доктор Шпиллер Биокосметик») основана в 1960 году австрийским ботаником, доктором фармакологии Хёрстом Шпиллером. Центральный офис расположен в Баварии, в Зигсдорфе. Специализация фирмы профессиональная натуральная косметика для лица и тела. За эти годы предприятие проделало колоссальную работу по разработке продуктов профессиональной косметики и программ для профессионалов косметологического рынка.

Лаборатория предложила несколько ноу хау в структуре профессиональных косметических эмульсий. Пилинги и натуральная косметика, созданная на основе таких эмульсий, особенно ценна в антивозрастном уходе.

Усилия экспортного отдела направлены на продвижение профессиональной косметики на мировом рынке. Фирма имеет представительства более, чем в 50 - ти странах мира, участвует во всех крупных мировых выставках. Серия натуральной профессиональной косметики для лица «Шелковая линия» получила в 2009 престижный приз немецкого журнала «Бьюти Форум» за первое место среди продуктов немецкого рынка профессиональной косметики в номинации «антивозрастной уход».

В 2010 году фирма «Доктор Шпиллер» предложила новую серию мужской косметики для лица. Серия включает в себя 15 продуктов, содержащих разнообразные растительные ингредиенты и активные пептиды. Мужская косметика становится все более популярной. Особенно велик спрос на профессиональную косметику для мужчин, поскольку она в наибольшей степени подходит для чувствительной мужской кожи, склонной к воспалению после бритья.

ООО «Геба» - профессиональная косметика, в Санкт Петербурге с 2000 года представляет на Российском рынке продукцию немецкой фирмы «Доктор Шпиллер», производящей натуральную косметику для эстетического рынка и домашнего ухода. Российское представительство стремится поддерживать и развивать традиции «Dr. Spiller Biocosmetic», предоставляя своим клиентам возможность работать с профессиональной косметикой на гребне современных технологий.

Наша фирма делает всё возможное для того, чтобы передать нашим клиентам и коллегам респектабельный, жизнеутверждающий стиль «Dr. Spiller Biocosmetic».

На страницах этого сайта мы приветствуем всех, кто заинтересован в использовании профессиональной натуральной косметики. Мы надеемся, что вы поддержите нас в нашем стремлении сделать эту интереснейшую торговую марку популярной на Российском рынке.

Компания «Геба» является официальным представителем марки Dr. Spiller Biocosmetic с 2000 года. Центральный офис расположен в Санкт-Петербурге.

Представительство в г. Краснодаре находится по адресу: ул. Ставропольская, д. 183/3, оф 113. тел.: +7 (861) 227-18-74. У компании есть официальный сайт и Интернет - магазин по адресу: #"707109.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - «Мужская линия» косметики «Доктор Шпиллер»

Таким образом, представленная линейка косметических средств говорит не только о большом выборе, но и о качестве, поскольку особенностью главной компании является именно то, что косметика создана на основе последних наработок в области косметологии.

2.2    Анализ выставочной деятельности компании

Компания регулярно участвует и в международных выставках и в региональных. Так, например, в 2012 году «Доктор Шпиллер» участвовал в выставке Beauty Show Krasnodar.

Выставка Beauty Show Krasnodar (ранее «Весенний шарм») - одна из крупнейших профессиональных площадок в сегменте индустрии красоты на юге России - представляет разнообразную продукцию и технологии, широко применяемые в работе салонов красоты, фитнес-клубов, СПА-центров, парикмахерских.

Для специалистов индустрии красоты выставка открывает множество уникальных возможностей для самореализации и профессионального совершенствования. Beauty Show Krasnodar объединяет целую серию авторских мастер-классов, обучающих семинаров для специалистов. В режиме реального времени здесь работают мастера самого высокого уровня и самого разного профиля (в таблице 2.2).

Таблица 2.1 - Статистика выставки Beauty Show Krasnodar 2012 года

Количество участников:

130

Общая площадь экспозиции (нетто):

2 518 м2

Количество посетителей:

5 464

Посетители (специалисты):

74%


В прошлом году в выставке приняли участие 130 компаний, а её посетителями стали более 5 000 человек (из них 74% специалистов) (рис 2.2).

Рисунок 2.2 - Выставка Beauty Show Krasnodar в 2012 году

Тематические разделы выставки:

профессиональные косметические линии;

декоративная косметика;

профессиональное оборудование и аксессуары;

гигиенические средства;

ногтевой сервис;

парфюмерия;

салоны красоты и СПА-центры;

мебель и дизайн для салонов красоты;

пирсинг, татуаж;

эстетическая косметология;

Оптика, аксессуары.

Список участников Beauty Show Краснодар - 2012: 1-Й ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАГАЗИН, ABALICO, ABB, ALL SEASON, ANGELO HAIR, ART COIFFURE, AСТРУМ ФАРМ, BEAUTIFUL LADY, BEAUTY DAY ЖУРНАЛ, BELLI CAPELLI, B-FLEXY, CABINES RUSSIA ЖУРНАЛ, CARAMEL, CNC / BIODROGA, COIFFURE, DMS PTOFESSIONAL, ELENA COSMETICS, ERA MINERALS, ETALON JENAVI, FANTASY STUDIO МАРИНЫ ЩЕГЛОВОЙ, FNC / ШКОЛА НОГТЕВОГО ДИЗАЙНА ЕКАТЕРИНЫ МИРОШНИЧЕНКО, F-СТУДИО, GLOBAL BEAUTY, HAIRLIFE.RU, HAND & NAIL HARMONY, ICG TEHNOLODGI, ILLYSSIA, JEANS, LEBEL ALL YOUR OWN, LISAP, LKER, MADE IN ITALY, MASTER TISH / ФЕНИКС, METZGER / MIZUKA, MOSER SHOP, MY STYLE, NANO KERATIN SISTEMS, NIRVEL, P. SHINE - ЯПОНСКИЙ ЭКО МАНИКЮР, PROTEST ЖУРНАЛ, R.O.C.S., RIVAGE, SEASON OF BEAUTY ЖУРНАЛ, SOTHYS, SPA TEHNOLODGI, SPA-JOURNAL.RU, SPA-MEDIA ИД, SUN RIVER, UNIDENT, US MEDICA, VERONA, VITAMIN ЖУРНАЛ, АКАДЕМИЯ НАУЧНОЙ КРАСОТЫ Г. КРАСНОДАР, АЛЛЕРГАН, АЛЬПИКА, АНТИС, АНТУРАЖ, АПРЕЛЬ, БЕРЗУЛ ИП и многие - многие другие.

Анализ конкурентов на выставке показал, что многими участниками, которые работают в индустрии красоты использовались похожие методы презентации: работа с посетителями, показ действия косметических средство на желающих. Многие участники раздавали рекламные флайеры, используя промоушн.

На наш взгляд, по сравнению с другими участниками, которые представляли различные косметические линии, «Доктор Шпиллер» выглядел более респектабельно и серьезно. Связано это. Конечно, в первую очередь с тем что задействованы были немалые материальные средства для участия в выставке и, бесспорно, большой опыт в подобных мероприятиях, также положительно сказался на участии в выставке (рис 2.3).

Рисунок 2.3 - Подготовка экспозиции к выставке «Доктор Шпиллер»

Учебный центр «Радонеж» в рамках выставки устраивал занятия для всех желающих.

Расписание мастер классов:

16 - 18 мая ул. Зиповская, 5, ВЦ «Краснодар ЭКСПО», павильон №1, место №1114;

среда, 16 мая 11.00 - 12.00 Биолифтинг - тонкослойная моделирующая маска на основе алоэ вера и акации катеху. (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

12.30 - 13.30 Антивозрастная peel off маска Витамин С - натуральный экстракт ацеролы (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

14.00 - 15.00 Плацентарные препараты для инъекционной и безинъекционной мезотерапии «Curacen» и «Curacen Essence» (Япония), атравматические наноиглы для мезотерапии («JBP», Япония), мезороллеры (Alex Beauty Concept, Германия). Показ ведет Новикова Алена Викторовна, врач дерматолог, косметолог;

15.30 - 16.00 Линия «Гидромарин» - традиционные японские ингредиенты: коллаген тридакны, натуральный жемчуг, экстракт коралла горгонии (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

Четверг, 17 мая 11.00 - 12.00 - Антивозрастная peel off маска Витамин С - натуральный экстракт ацеролы (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия).
Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

12.30 - 13.30 Массаж «Новая Энергия». (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Трофимова Мария Вячеславовна, генеральный директор компании «Геба», Санкт-Петербург;

14.00 - 15.00 Плацентарные препараты для инъекционной и безинъекционной мезотерапии «Curacen» и «Curacen Essence» (Япония), атравматические наноиглы для мезотерапии («JBP», Япония) мезороллеры (Alex Beauty Concept, Германия). Показ ведет Новикова Алена Викторовна, врач дерматолог, косметолог;

15.30 - 16.30 Celltresor - натуральная косметика последнего поколения на аюрведических экстрактах (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия).
Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

Пятница, 18 мая 11.00 - 12.00 Шелковый комплекс - лучшая антиэйдж линия Германии 2008-го года. Экстракт шелковой нити японского шелкопряда (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог;

12.30 - 13.30 Антивозрастная peel off маска Витамин С - натуральный экстракт ацеролы (Dr. Spiller Biocosmetic, Германия). Показ ведет Мурашко Владлена Валерьевна, врач дерматолог, косметолог.

Представители торговой марки проводили работу с представителями компаний из Москвы и регионов России. На выставке была проведена работа по продвижению косметики Dr. Spiller в регионе.

В сентябре 2011 года компания приняла участие в выставке «Невские Берега». Выставка «Невские Берега 2011», 23-26 февраля 2011 года. Конгресс по Косметологии и Эстетической медицине, Гарден-Сити.

Рисунок 2.4 - Экспозиция «Доктор Шпиллер» на выставке «Невские Берега 2011»

Кроме того, в последние годы компания приняла участие в таких крупных выставках, как:

Выставка «Intercharm Professional 2010», 19-23 октября 2010 года, Москва, Крокус-Экспо;

«ntercharm 2010» проходившей с 19 по 23 октября в Москве;

Выставка «Невские Берега 2010», 9-12 сентября 2010, Санкт-Петербурге, СКК.

3. Разработка презентации выставочного стенда

3.1 Концепция выставочного стенда

Организация и проведение выставки - ответственное мероприятие, так как на выставке предприятие выступает на всеобщее обозрении перед конкурентами и клиентами.

Участие в выставке обусловлено для рассматриваемой компании необходимостью продвижения товара на рынке в южном регионе, а также для увеличения продаж косметической продукции.

Основная цель выставочного менеджмента - максимально безупречно спланировать и организовать весь процесс участия в выставке, который состоит из следующих элементов:

процесс принятия решения об участии в выставке;

процесс выбора конкретной выставки;

планирование организации и подготовки участия в выставке;

непосредственная подготовка участия в выставке;

подготовка персонала для работы на стенде;

непосредственная координация работы на выставке;

анализ результатов участия в выставке.

В идеальном случае к организации внешнего облика стенда следует привлекать специалистов-дизайнеров и психологов, на которых, к сожалению, экономит подавляющее большинство наших экспонентов, а еще лучше - профессиональные фирмы, способные взяться за полную организацию экспозиции и работы стенда, которых у нас пока еще очень мало (Рисунок 6).

Размер стенда зависит от бюджета, поставленных задач, имеющегося пространства на выставке. Размеры экспозиции имеют прямое отношение к результатам всей выставки. Например, главная цель предприятия - заполучить как можно больше заказчиков, а их число пропорционально величине стенда.

Обычно сама экспозиция занимает около 30%. На стенде 3x3 метра (9-10 кв. м) она займет примерно 3 кв. м и только 7 кв. м оставит для персонала и посетителей.

В среднем сотрудник обслуживает шесть клиентов в час на 30-часовой выставке, легко подсчитать, что за всю выставку будет налажено 360 контактов.

Рисунок 3.5 - Макет выставочного стенда «Доктор Шпиллер»

Современные технологии сейчас позволяют разрабатывать выставочные стенды удивительных конструкций, модификаций. В последнее время популярностью пользуются стенды биоморфной конструкции и плазменные панели.

Затрачивая средства на экспозицию, необходимо рассмотреть такой вариант, как использование современного многофункционального стенда, который позволит выглядеть предприятию в выигрышном свете, а также использовать его в дальнейшем, тем более, если стенд малогабаритный. Нужно подсчитать затраты, которые возникнут, если предприятие в следующий раз будет заказывать выставочный стенд, но по более низкой стоимости.

Рекомендуется создать для выставки компании сквозной стенд.

Сквозной стенд представляет собой открытое с двух параллельных сторон место. Устанавливается между основными проходами на выставке. Дозволяет эффективно организовать полезное для экспонента пространство, разместить большие по размерам экспонаты. Кроме того, узкой стенд способен обеспечить большую «пропускаемость» через себя посетителей (они, скорее всего, вновь подойдут к стенду, но уже по обратному маршруту). Наряду с несомненными плюсами сквозной стенд - достаточно дорогое удовольствие и позволить его себе могут далеко не все фирмы.

Первое требование к содержанию стенда - наличие стратегической идеи, которую стремится донести экспонент до аудитории. В идеале экспонаты, представленные на стенде, должны «работать» в одном направлении [19, с. 123].

Исходя из сказанного, следует учесть несколько моментов. Во-первых, любой текст необходимо подавать крупным шрифтом, контрастирующим с цветом стенда. Во-вторых, выигрышно смотрятся картинки, фотографии, нарисованная карта или иной иллюстративный материал. В-третьих, целесообразно представить на стенде хотя бы некоторые элементы фирменного стиля: товарный знак, логотип, слоган. Чем больше ярких деталей, позволяющих отличить вашу фирму от конкурентов, - тем лучше.

Кроме того, фирме есть смысл заранее подумать над тем, как упростить для посетителя поиск именно ее стенда. Подойдет все: раздача листовок и флайеров у входа на выставку, яркого цвета стрелки, прикрепленные на стенах и помогающие отыскать искомое место, характерные символы, приковывающие внимание посетителей именно к этому месту (скажем, больших размеров надувной шар с фирменной символикой, мерно раскачивающийся над стендом). Эти приемы привлечения внимания к стенду особенно помогают в условиях проведения масштабных выставок, когда перед фирмой стоит задача - дифференцировать себя от множества конкурентов. Возникший эмоциональный интерес к стенду - это первый шаг на пути дальнейшего развития взаимовыгодных отношений между экспонентом и потребителем. Важно только соблюсти меру в проявлении своей фантазии, не доводить ее до абсурда.

Интересным решением, на наш взгляд, стало бы такое предложение по креативу рекламы, как «живые манекены», т.е. можно подобрать красивых юных девушек и украсить их в греческие туники, которые бы символизировали женскую красоту. Они могли бы раздавать флайеры и пробники косметики, тем самым завлекая в стенду посетителей.

Так, вряд ли фирме уместно привлекать к себе интерес посредством включения громкой музыки. Звучащая постоянно или с перерывами, она рискует вызвать дискомфорт соседей по выставке, отвлекает их от решения деловых вопросов, ведения переговоров. То же самое относится и к конкурсам, розыгрышам призов.

3.2 Рекламная продукция на выставке

Презентационные материалы и предметы, имеющиеся в рacпoряжении фирмы, могут быть достаточно разнообразными. К их числу следует отнести рекламную печатную продукцию и сувениры.

Рекламная печатная продукция, представленная на выставке, может быть условно разделена на две группы.

Вторая группа рекламной продукции относится к разряду элитарной. Она включает в себя красочно оформленные каталоги, рассказывающие об истории, сегодняшнем дне фирмы. Если еще несколько лет назад на рекламу такого рода у нас обращалось незначительное внимание, то за последнее время ситуация изменилась. Этот подход соответствует правилам, принятым в зарубежном выставочном бизнесе, где престиж фирмы играет приоритетную роль для привлечения новых клиентов.

Подготовкой печатной рекламной продукцией занимаются художники, фотографы, дизайнеры и полиграфисты, которых фирма привлекает к сотрудничеству по договорам. Координирование действий в данном случае осуществляет руководитель отдела по связям с общественностью или рекламы.

Проанализируем, например, как строится работа над буклетом наиболее распространенным видом рекламной печатной продукции Буклетом называется издание рекламно - информационного содержания, представляющий собой один лист обычно форматом сфальцованный в два сгиба, или имеющий больший объем. Он может быть представлен в черно-белом исполнении, но чаще всего в цветном и поэтому требует как содержательной, так и иллюстративной разработки, хорошего уровня полиграфического исполнения Издание выглядит интереснее, если помимо текста в нем представлены фотографии, графики, рисунки и другие элементы, способствующие эмоциональному сближению с теми, кто берет в руки буклет.

Предметом показа в буклете, как правило, является сама фирма: деятельность, выраженная в экономических, финансовых, социальных направлениях, сотрудники, ассортимент и качество выпускаемых товаров и т.д. Привлекательность подобного рекламного средства таким образом, слагается из многих параметров: доступности содержания, качества фотоиллюстраций, грамотного соотнесения текстового и иллюстративного материала. Данные требования значимы потому, что буклет попадает в поле внимания не только специалистов, но и массовой аудитории, которая далеко не всегда обладает пр0фессиональными знаниями в той или иной сфере.

Чем более «теплым» по содержанию окажется буклет, тем лучше. Это достигается посредством обращения «от имени руководителя фирмы», подбора фотоиллюстраций. На последнее следует обратить особое внимание. Часто доводится видеть буклеты со случайными снимками, попросту выхваченными из жизни. В данном случае лица нередко оказываются мелкими, стертыми, на первое место выходят второстепенные повторяющиеся детали. Притчей во языцах оказывается лицо руководителя фирмы: при рассмотрении этого снимка не покидает ощущение, что он взят либо из семейного альбома, либо предназначался для вклеивания в паспорт. Чтобы погрешности лиц не были заметны и чтобы фотографии в целом не были статичны. Необходимо пригласить профессионального фотографа, который сделает постановочные снимки. В свою очередь, дизайнер может поработать над сочетанием цветов буклета, соотнесением шрифтов и их размеров (кеглей), а текстовик обратит внимание на необходимость разжевывания той или иной информации. Хорошо, если всеми этими профессиональными качествами обладает PR-специалист. Если нет - не грех заранее, до начала выставки, позаботиться о создании и обновлении буклета. Еще один пример печатной рекламной продукции - брошюра. Раздача брошюры деловому партнеру считается своеобразным знаком доверия к нему в надежде на дальнейшее сотрудничество. По сравнению с буклетом этот рекламный продукт сложнее в содержательном отношении, требует более изобретательного дизайна, более емок при изготовлении и печати. Прежде всего, потому, что объем рекламной брошюры составляет от 8 до 12 страниц [17, с. 322].

Приведенное мнение зарубежного специалиста, разумеется, не стоит воспринимать как панацею на все случаи жизни. Те же таблицы могут сопровождать большую часть текста - в зависимости от цели, которая преследуется при создании брошюры. Важно лишь с самого начала продумать последовательность изложения информации, взаимодействие отдельных частей текста.

Отдельные, как правило, солидные фирмы на выставках представляют каталоги - печатные сборники, где представлена расширенная информация о предоставляемых товарах и услугах.

Главное требование к представленному перечню - наличие единой модели изложения материала. Содержание каталога выглядит неряшливым, если в одном случае руководитель организации упомянут, а в другом - нет, если предпочтительные характеристики деятельности фирм и предприятий не соответствуют друг другу, если информация и фотоиллюстрации представлены, исходя из личных представлений редактора о значимости той или иной организации.

При составлении каталога уместно ответить на несколько вопросов:

с какой целью он выпускается?

всеобъемлющим ли выглядит список фирм, представленных в каталоге?

насколько понятной и убедительной выглядит изложенная информация?

соответствуют ли публикуемой информации выбранная форма каталога и его внешний вид?

рекламная печатная продукция может раздаваться не только на стендах, но и во время презентации фирмы, проводимой на выставке. В этом случае она соединяет всех желающих (участников выставки, журналистов и т.д.), формируя их о новинке и демонстрируя ее достоинства. Очевидно, что в этом случае буклеты, брошюры, каталоги фирмы, раздаваемые участникам презентации, помогают составить более подробное представление о производителе [6, с. 109].

К презентационным сувенирам мы вправе отнести предметы, имеющие прикладное значение. Они, в свою очередь, также делятся на повседневные и те, которые вручаются по более ответственным или торжественным поводам.

К первой группе сувениров можно причислить ручки, карандаши, календари, полиэтиленовые пакеты, кружки с фирменной символикой.

В нашем случае, когда речь идет о косметических продуктах, уместно сделать пробники, которые будут недорого стоить и раздавать их заинтересованным лицам, проводить мастер - классы, которые будут доступны широкому кругу потребителей, в частности женщинам.

Основное предназначение повседневных подарков - закрепить в сознании окружающих хорошее впечатление о фирме. Скромные сувениры вручают и случайным посетителям выставки, которые далеко не всегда становятся потенциальными потребителями продукции или услуг фирмы, но просто заглянули на стенд, задали какие-либо вопросы. Такова традиция, которая сопровождает сегодня практически каждую выставку [3, с. 44].

О каких бы презентационных материалах или сувенирах мы не говорили, их главное предназначение - способствовать узнаванию фирмы, приданию ей большего доверия в общественном мнении. В преддверии выставки руководство фирмы само определяет - в привлечении внимания какого социального сегмента рынка оно заинтересовано и активизирует информационно-рекламное воздействие на него.

3.3 Сопровождение презентации на выставке

Главное требование, которое выдвигается к стендистам, - быть профессионально компетентными людьми, способными максимально полно ответить на вопросы посетителей, быть предупредительными к ним. Компетентность не в последнюю очередь выражается в способности стендистов быстро реагировать на реплики собеседников, помнить основные характеристики продукции и возможности ее использования.

К сожалению, на данные правила обращают внимание далеко не все фирмы. За последние годы, правда, уровень компетентности стендистов стал выше - во многом результат возросшей конкуренции между фирмами. Сегодня с посетителями выставки общаются уже не клерки, а ведущие специалисты организаций и предприятий, чей уровень подготовки не вызывает сомнений. Вместе с тем этика отношений между двумя сторонами выдерживается далеко не всегда. Во время осмотра выставки, особенно во второй половине дня, когда число посетителей спадает, порой приходится видеть такую картину: либо персонал стенда совсем отсутствует либо он всецело увлечен своими делами, пассивно реагируя на происходящее вокруг.

Взаимодействие экспонента и потенциальных потребителей прочий фирмы, пришедших на выставку, чаще всего осуществляется посредством устной коммуникации. Применительно к выставке мы имеем с публичной сферой, где упрочивается, развивается, модифицируется общественное мнение. Следовательно, задача обеих сторон, участвующих в коммуникационном процессе (преимущественно умного содержания):

во-первых, развивать сам диалог, а

во-вторых, освоить его применительно к взаимным интересам, основанным на совместной экономической выгоде. Если одна сторона равнодушно реагирует на другую, то диалог не состоится.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что в развитии диалога заинтересован в первую очередь экспонент, нежели посетитель, поскольку именно первый стремится получить финансовую выгоду от второго. Задача экспонента состоит, таким образом, в предвосхищении запросов потенциального потребителя [8, с. 244].

Под потенциальным потребителем мы понимаем организацию или человека, выступающего от ее имени и намеревающегося использовать выставку в первую очередь как деловое мероприятие. Это не исключает общения с «зеваками» или «любопытствующими», не имеющими четких намерений, но рассматривающими выставку в качестве развлекательного события. К ним также стоит проявить внимание, ответить на вопросы и, возможно, подарить небольшой сувенир.

Следует отметить несколько стадий взаимодействия экспонента и потребителя. На первом этапе экспонент устанавливает контакты: обменивается с другой стороной приветственными репликами, предает поближе познакомиться с деловым предложением, а по возможности обсудить его. Второй этап характеризуется передачей необходимой информации, включая финансово-экономические показатели предлагаемых товаров или услуг, их преимущества перед конкурентами и т.д. Третий этап включает в себя изложение конкретного сложения с учетом потребностей потенциального потребителя. В соответствии с этим обсуждению подлежит уже то, что составляет предмет взаимного интереса. И, наконец, четвертый этап предваряет непосредственно заключение сделки: обсуждаются условия договора. Заключаются и подписываются согласительные документы.

Исходя из этого, важным видится соблюдение стендистом этих норм общения.

«На стенде, - отмечает И.А. Гольман, - вообще невозможно работать в одиночку. В качестве рекомендации предлагают ставить стендистов на стенде длиной 2 м, еще одного - на каждые следующие 3 м и еще одного - на каждые 12 кв. м общей площади. Несложно подсчитать, что для «пенала» 3x6 м достаточно двух сонников. Для «угла» той же площади, чтобы использовать всевозможные общения, понадобится четыре стендиста» [2, с. 43].

При этом стендисты не должны дублировать работу друг друга, в крупных фирмах, участвующих в выставках, выполнение тех или иных задач делегируется разным людям. Кто-то является «узким» специалистом, зная технические характеристики предлагаемых изделий. Другие, обладая коммуникабельными свойствами, работают непосредственно с посетителями: предлагают проспекты, буклеты, оговаривают систему скидок, ведут журнал учета и т.д.

Третьи могут осуществлять техническую работу, следить за чистотой стенда. В малых, небольших по численности фирмах все эти обязанности выполняют один-два человека, что требует повышенной организованности и самодисциплины.

Рекомендации для улучшения взаимодействия фирмы с потребителями в ходе работы выставки за несколько дней до открытия выставки желательно направить приглашения клиентам фирмы, информирующие об ее участии в выставке. Даже если никто из них не воспользуется предложением посетить ваш стенд, данная форма взаимодействия позволит лишний раз напомнить о себе

При общении с посетителями выставки необходимо не только рассказывать о своей продукции или услугах, но обязательно поинтересоваться, какая фирма проявляет интерес к продукции. Если в разговоре не удается убедить слушателя в значимости аргументации, то никакая рекламная продукция не поможет, это подтверждается большим объемом рекламной макулатуры, которую можно найти в урнах на выходе с выставки.

Вот почему стендисту важно сформировать в своем сознании установку искреннего отношения к речи собеседника.

Рассмотрим каковы будут затраты за участи в выставке, представим расходы в виде таблицы 3.3.

Таблица 3.3 - Затраты на участие в выставке, руб.

Наименование расходов

Сумма, руб.

1.

Рекламный проспект 20 руб./шт. * 500 шт.

10000

2.

Аренда выставочного помещения и оборудования (входит освещение и связь)

25000

3.

Транспортно-складские расходы

5000

4.

Расходы по заработной плате

8000

5.

Оформительские расходы

5000

6.

Плата за участие

5000

7.

Плата за услуги консультантов

3000

8.

Непредвиденные расходы

4000


Итого:

65000


Таким образом, затраты (условные) составили 65 000 рублей. Такая крупная компания, которая является представительством от немецкого холдинга может себе позволить участие в крупной выставке, тем самым, заявив о себе не только для сотрудничества в городе, но и во всем южном регионе, это допустимая сумма, но для небольших, особенно развивающихся компаний, это сумма очень крупная.

Для расчета эффекта от проведенного мероприятия, необходимо привести некоторые данные по прибыли представительства компании «Доктор Шпиллер» в городе Краснодаре.

Таблица 3.4 - Прибыль представительства компании «Доктор Шпиллер» в городе Краснодаре за 2007-2011 год

параметр

2007

2008

2009

2010

2011 месяцы до выставки

2011 месяцы после выставки

Прибыль от продажи продукции (тыс. руб.)

410,2

410,7

530,9

550,8

550,3

695,0

Динамика к прошлому году (%)

15,9

1,4

16,4

2,4

1,3

12,8


Для расчета экономической эффективности мероприятия используем следующую формулу:


где Р - экономическая эффективность проекта, р.;

Т - среднедневной оборот в период до выставки, р.;

- прирост среднедневного товарооборота в период выставки и послевыставочный период, р.;

- число дней учета товарооборота в период выставки и послевыставочный период, дней;

Н - торговая наценка на товар, %;

И - расходы на участие в выставке, р.

Среднедневной оборот в период до выставки составлял 550 тысяч рублей, во время выставки - 2150 тыс. рублей, в течение последующих трех месяцев - 695 тыс. рублей.

Таким образом, экономическая эффективность данного проекта по формуле составит:

Для более комплексной оценки экономической эффективности акции используем комплексный коэффициент окупаемости инвестиций (КОИ) в выставочную компанию.

Рисунок 3.6 - Величина среднедневного товарооборота до, в период и после проведения выставки

Таким образом, можно заметить, что экономический эффект от выставки значительный.

Выставки являются достаточно эффективным и выгодным (в соотношении доходов и расходов) способом повышения конкурентоспособности продукции.

По итогам расчёта экономического эффекта, очевидно, что основные цели по повышению конкурентоспособности продукции и, как следствие, объёмов продаж, выполнены. По истечению 3 месяцев с момента организации выставки можно сделать следующие выводы:

Для оценки экономической эффективности необходимо учитывать послевыставочный период (в данном случае 3 месяца), иначе выставка будет оценена как убыточная.

Если же выбор оказался правильным и коммерческое предложение предприятия соответствовало требованиям посетителей, практика показывает, что для достижения ощутимых и жизнеспособных результатов необходимо принимать участие в конкретной ярмарке или выставке, по крайней мере, в течение трех лет подряд.

Заключение

В курсовой работе нами проведено исследование такого вида событийного мероприятия, как выставка, рассмотрено понятие, сущность и виды. Кроме того, изучена история становления выставочной деятельности в России.

Во второй главе нами проанализирована выставочная работа одной компании, которая работает на краснодарском косметическом рынке. В третьей главе нами предложены мероприятия по совершенствованию выставочной работы.

Таким образом, сделаем основные выводы по работе.

Выставки - это уникальный инструмент продвижения товаров и услуг, единственное место, где собираются вместе производители (продавцы), покупатели и конкуренты. Цель выставки - показать товары и услуги своей компании или страны, прорекламировать свою компанию, заключить договора.

Классификация выставок может быть различной. Но в основном выставки делиться по целям проведения, по частоте проведения, по составу участников, по способу и срокам поведения и по характеру предложения экспоната. Выставочный бизнес динамичен. Много проводится международных туристических выставок, так или иначе связанных с туризмом, постоянно расширяется география и круг участников выставок, тематическая направленность, цель которых ознакомление с ассортиментом и заключение контрактов.

Участие выставочных мероприятий для деятельности предприятий сферы красоты имеет большое значение. Так как выставка является стартовой площадкой встречи всех групп индустрии красоты. На ней можно не только представить свой товар, что является хорошей рекламой для участников, но и так, же проанализировать предложения и политику фирм-конкурентов, изучить передовой опыт организации туризма и его рекламы и много другое.

Значение выставок для экспонента определяется, прежде всего, возможностью: непосредственной коммуникации с потенциальными потребителями и покупателями, поставщиками и субподрядчиками, которые заинтересованы в получении информации и налаживании связей; отслеживать рыночные тенденции и оценить позицию своего предприятия на рынке; «дать знать о себе»; обменяться информацией со специалистами; почерпнуть рациональные идеи в поведении конкурентов и изучить их политику; проанализировать отклики посетителей о качестве, ценах товаров его фирмы и товаров (услуг) его основных конкурентов; провести широкомасштабные рекламные мероприятия по продвижению товаров экспонента с использованием самых разнообразных средств и многие другие.

Выставка несет выгоду не только предприятию-экспоненту, но и потребителям. Одним из основных преимуществ выставок является сосредоточение образцов огромного количества товаров, производимых в разных странах.

Для того чтобы выставка стала всеми благами, как для организации, так и для потребителя, она должна быть тщательно спланирована и подготовлена.

Участие на выставки можно разделить на несколько этапов: принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях, определение целей участия в выставке, выбор конкретной выставки, подготовительно-организационный период, работа в ходе функционирования выставки, анализ итогов участия фирмы в выставке.

Считать выставочный бюджет надо после определения целей и что ожидается получить в конечном итоге от выставки. Расчет выставочного бюджета включает в себя расходы на аренду, рекламу, оплата персоналу, командировочные расходы, затраты, связанные с работой в послевыставочной период и прочие расходы связанные с участием в выставки.

Реклама на выставках является одним из самых действенных «маркетинговых активов» предприятия и зачастую намного опережает другие элементы комплекса продвижения товаров - рекламу в СМИ, почтовые рассылки и пр. Поэтому очень важно правильно подойти к планированию и проведению рекламных мероприятий на выставках, чтобы сделать участие в выставке максимально эффективным средством маркетинговых коммуникаций.

Итак, подводя итоги, можно отметить, что все компании участники выставки решают, прежде всего, рекламно-имиджевые задачи - им важно, чтобы все их увидели и заметили. Во-вторых, выставка - это возможность увеличения агентской базы, привлечения новых клиентов и выход в регионы. И, наконец, выставка - это то место, где зарождаются партнерские отношения, происходят серьезные деловые встречи и подписываются крупные договоры. Поэтому, чаще всего в современных условиях активного развития российского туристического и выставочного бизнеса.

В России ежегодно проводится немалое количество туристских выставок и ярмарок регионального, национального и международного значения. Необходимость правильной оценки их значимости для отдельных предприятий и как отражения развития отрасли, региона, направления обуславливает практическое значение исследования выставочных мероприятий как средства рекламы в туристическом бизнесе. Но для многих Российских руководителей выставки все еще остаются выставками достижений, тогда как в действительности они должны быть выставками товаров и конкурентных преимуществ, рекламой. Достаточно на высоком уровне маркетинговая безграмотность менеджеров, ориентированных на производство, а не на потребителя. Для того чтобы выставка стала всеми благами, как для организации, так и для потребителя, она должна быть тщательно спланирована и подготовлена.

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ «О рекламе» №38-ФЗ Принят Государственной Думой 13 марта 2006 г.

2.      Александрова Н. и др. Выставочный менеджмент / Под ред. Филоненко Н.М. - М.: РИА «ПРОЭКСПО», 2001.

.        Архипов ВА. Выставочная деятельность как самостоятельная отрасль экономики // Экспомир. - 2001. - №3.

.        Аредондо Л. Искусство деловой презентации / Пер. с англ. - Челябинск: «Урал LTD», 1998. - 513 с.

.        Беленов О.Н. Маркетинговые технологии в управлении предприятием / Под. Ред. В.Н. Эйтингона. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2009. - 88 с.

.        Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности: Уч. пособие. - М., 2012.

.        Вастленко С. Эффектная и эффективная презентация. - М.: Дашклв и Ко. - 2008.

.        Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 514 с.

.        Джей Э. Эффективная презентация / Пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - Мн.: Амалфея, 1996. - 208 с.

.        Джулер А. Джером, Дрюниани Бонни Л. Креативные стратегии в рекламе. - СПб: Питер, 2011. - 384 с.

.        Катернюк А.В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 320 с.

.        Коддлер И. Успешная презентация. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. - 64 с.

.        Критсотакис Я.Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. - М.: Ось-89, 1997. - 224 с.

.        Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: Едиториал УРСС, 2011. - 280 с.

.        Музыкант В.Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями. - М.: Эксмо, 2008. - 832 с.

.        Мухин Ю.Ю., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Примерный расчет размера стенД3 // Экспомир. - 2002. - №1. - с. 12.

.        Назаренко Л.Ф. Выставка как инструмент маркетинга - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. - 120 с.

.        Назимко А.Е. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. - М.: Вершина, 2007. - 224 с.

.        Основы выставочно - ярморочной деятельности: уч. пособие. / Под ред. Л.Е. Стровского. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 288 с.

.        Петелин В.Г. Менеджер предприятия по рекламе и выставкам: Учеб. Пособие. - М.: Ось-89, 2001. - 208 с.

.        Пономарева А.М. Рекламная деятельность: организация, планирование, оценка эффективности. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», - 2010. - 240 с.

.        Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.:ПИТЕР, 2010. - 656 с.

.        Рябых Д. Событийный маркетинг // Продвижение продовольствия. - 2011. - №9.

.        Софронов В. Первые всемирные промышленные выставки конца XIX - начала XX вв. // Наука и жизнь. - 1998. - №3.

.        Шматов М.Е. Роль маркетинга и рекламы в развитии выставочного бизнеса в России // Экспомир. - 2001. - №3.

Похожие работы на - Выставочные мероприятия в системе маркетинговых коммуникаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!