Анализ эффективности организации логистики на предприятии ООО 'ТКФ 'Кама-Тракс'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    820,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности организации логистики на предприятии ООО 'ТКФ 'Кама-Тракс'

Содержание

Введение

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Сущность логистики, ее ключевые задачи

.2 Логистические системы

.3 Принципы функционирования логистической системы

. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

.1 Краткая характеристика ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

.2 Анализ действующей организационной структуры логистической службы ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии

. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

.1 Выявление проблем в организации логистической системы и разработка проекта мероприятий по ее совершенствованию

.2 Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы предприятия

Заключение

Литература

Приложения

Введение


Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства, важнейшим фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его непосредственном участии формируются региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта - ускорение оборота материальных ценностей, доставки готовой продукции, перевозки людей. Ибо это прямо затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей.

Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Особое место среди различных видов транспорта занимает автомобильный. Он более мобилен по своей природе и менее зависит от внешних факторов. В большинстве стран, в том числе и в России, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения.

В настоящее время назрела необходимость использования логистического подхода к организации грузоперевозок и оказанию транспортных услуг. Объективная потребность логистической организации работы на АТП может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, интегрированный инструментарий логистики, синтезирующий методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения до мест применения (использования). Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между различными участниками транспортного процесса, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем.

Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли. Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.

Целью работы является исследование экономических основ функционирования производственной логистической системы.

В работе предпринята попытка применить логистический подход в организации транспортных операций к конкретному автотранспортному предприятию.

Объектом управления, по отношению к которому необходимо разработать комплекс предполагаемых мероприятий, является автотранспортное предприятие ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС». Это предприятие занимается оказанием транспортных услуг и является одним из элементов транспортной и логистической системы РФ.

Основными задачами работы являются:

) раскрыть сущность логистики, также рассмотреть логистические системы и принцип их функционирования;

) проанализировать эффективность организации логистики на предприятии ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»;

) выявить проблемы в организации логистической системы и разработать проект мероприятий по ее совершенствованию.

Важность исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики только высокоорганизованные предприятия с качественным управлением могут добиться эффективной работы. Разрабатываемые предложения должны быть направлены на совершенствование транспортного процесса, повышение эффективности использования подвижного состава, сокращение его простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.

В конечном счете реализация данных предложений способна обеспечить положительный эффект непосредственно на автотранспортном предприятии, улучшить основные показатели его работы и принести дополнительную прибыль.

Материалами для исследования явились документы первичного бухгалтерского учета и периодической отчетности ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС», справочно-нормативные записи по использованию автомобильного транспорта и результаты наблюдений автора за организацией деятельности логистической службы на предприятии.

Кроме того были использованы учебные пособия по логистике, научные труды и материалы научно-практической конференции, доклады В.С. Лукинского, Г.А. Кононова, Н.Г. Плетнева, Е.Б. Смирнова и др.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, а также содержит приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Сущность логистики, ее ключевые задачи


Термин «логистика» ассоциируется с наукой, учебной дисциплиной и специфической практической деятельностью. Само явление «логистика» встречается очень давно во многих областях человеческой жизни, но только относительно недавно она выделилась в самостоятельное научное и практическое направление.

Традиционными видами деятельности, в которых применяется логистика, являются: грузоперевозки, материально-техническое снабжение, управление запасами, складское хозяйство. Всплеск интереса к логистике пришел из развитых капиталистических стран, которые, добившись технологических вершин производства, ищут другие пути снижения издержек. Популярность логистики привлекла к себе многие отрасли экономики. Сегодня стали появляться новые направления: логистика в искусстве, медицине, спорте и т. д. Подобные словосочетания кажутся иногда несовместимыми и лженаучными, но судить об этом на современном этапе развития теоретических знаний о логистике трудно.

Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику достигается в основном за счет:

-   резкого снижения себестоимости товара;

-       повышения надежности и качества поставок.

Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название "логистическая система". Взаимодействие отдельных звеньев этой цепи осуществляется на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

Методы логистики объединяют организацию и управление различными фазами, стадиями и аспектами экономической деятельности.

Логистика - это система наук управления продвижением материалопотока, т.е. управление материалами и управление распределением. Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

-   нужный товар;

-       необходимого качества;

-       в необходимом количестве доставлен;

-       в нужное время;

-       в нужное место;

-       с минимальными затратами.

Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, в ряде случаев вообще отказаться от их использования, существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Выделяют пять основных функциональных областей логистики:

Закупочная логистика - решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

Производственная логистика - решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

Распределительная логистика - решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

Транспортная логистика - решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:

1.  Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)

2.      Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)

.        Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при любых перевозках.

Информационная логистика - рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками. Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.

1.2 Логистические системы


Подход к объектам обеспечения товародвижения как к системам выражает одну из главных особенностей логистики - и науки, и сферы практической деятельности. Системное исследование - закономерная необходимость научно-технического прогресса, позволяющая объединить и использовать самые прогрессивные и эффективные методы, которыми располагает наука. При изучении любых систем мы сталкиваемся с проблемой выявления принципов их построения, функционирования, а так же взаимодействия систем с окружающей средой.

Система, как таковая, представляет собой созданную с определенной целью природой или человеком самодостаточную структуру, состоящую из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, которая существует относительно самостоятельно и устойчиво, постоянно развивается и совершенствуется в зависимости от взаимодействия с окружающей средой.

Если естественная система перестает удовлетворять цели, «поставленной природой», она погибает, а взамен возникают новые, более сильные и жизнеспособные системы. То же можно сказать и об искусственных системах, созданных человеком в целях совершенствования самого себя и общества.

Любая система имеет границу, которая отделяет ее от внешнего мира. Понятие окружающей среды также требует пристального рассмотрения, так как в ряде случаев граница между системой и окружающей средой далеко не очевидна. Для данной системы окружающая среда есть совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Конечное подразделение на систему и окружающую среду зависит от целей индивидуума, рассматривающего данную совокупность объектов на предмет использования их в своих интересах. Множество систем имеет четко выраженные границы, но есть системы и с нечеткими границами. Например, производственно-экономические системы. Их границы в производственном, финансовом, информационном, социальном аспектах могут иметь в пространстве и во времени значительные различия.

Для того, чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных условиях, она должна обладать совокупностью таких свойств, как автономность, целостность, определенный качественный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром.

Автономность системы непосредственно связана и взаимообусловлена ее целостностью, которая присуща всем устойчивым системам. Целостность есть внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. ЕЕ основой является тесная взаимосвязь отдельных частей.

В сочетании с целостностью следует упомянуть такую категорию как «эмерджентность». Эмерджентными являются свойства системы, которые не присущи составляющим ее элементам, рассматриваемым отдельно, вне системы. Например, в экономике это способность государства осуществлять крупные научно-технические программы, непосильные для отдельных хозяйственных звеньев, как бы много их не было.

Новые возможности могут появиться как из внешней, так и внутренней среды фирмы. Внешняя среда и те ее характеристики, которые требуют особого внимания как источники новых возможностей, могут быть разделены на такие основные области, как экономическая, политическая, техническая, идеологическая, психологическая и социологическая.

Изменение экономических условий означает, что потребители продукции фирмы, ее конкуренты или ресурсные факторы (труд, материалы, капитал, информация) изменили характер поведения. Может измениться спрос потребителей на продукцию, услуги фирмы, возможны конкурентные изменения, изменения цен и качества продукции.

В сфере политической законодательство может как накладывать ограничения, так и предоставлять новые возможности для предпринимательской деятельности.

Техника проявляет результаты своего развития в большинстве новых продуктов, материалов, оборудования, концепций, методов и систем. Инновации могут воздействовать на среду, в которой находится фирма, а также открыть новые пути к повышению эффективности ее деятельности.

Психологическая среда также немаловажна для фирмы, так как с ней постоянно вступают во взаимоотношения потребители. Поставщики, акционеры, страховые агенты.

Совокупность систем многообразна. Любая система занимает конкретную ступень. Чем выше ступень, тем сложнее и сильнее система. Самостоятельность систем на каждом уровне подтверждается наличием отдельной научной дисциплины, для которой структура данного уровня является основополагающей системой. Для логистики же важно взаимодействие всех перечисленных структур как таковых.

Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляется планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции.

Логистическая система характеризуется следующими свойствами:

способность взаимодействия с окружающей средой;

наличие органа управления;

управляемость системы;

целенаправленное поведение;

вариантность поведения;

использование информационных коммуникаций как в самой системе. Так и между системами и средой;

наличие контуров обратных связей в каналах информации системы.

В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, коммерческое предприятие и так далее.

Уровень охвата объектов логистическими системами может варьироваться от регионального до межрегионального, от отдельной фирмы до народного хозяйства страны. Организационная структура логистических систем обусловлена видом отрасли и принятой концепцией управления, размерами предприятий и масштабами их деятельности.

По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы, а также мезологистические системы, в которых интегрируются в одну систему несколько фирм одной отрасли или фирмы, образующие международные системы.

1.3 Принципы функционирования логистической системы

логистический служба информационный

Логистическая система - это экономическая система, обладающая высокими адаптивными свойствами в процессе выполнения комплекса логистических функций и операций. Она формируется из нескольких подсистем, широко интегрированных между собой и с внешней средой.

Субъектами логистической системы могут быть промышленные или торговые предприятия, территориально-производственный комплекс, совокупность производственных и инфраструктурных элементов, а также связей на различных уровнях (локальном, региональном, государственном).

Целью создания логистической системы является обеспечение доставки продукции (товаров, услуг, информации и т. д.) в заданное место в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистическая система представляет собой целостную совокупность разнообразных элементов, объединенных в подсистемы и субсистемы, которые тесно взаимодействуют между собой.

Все подсистемы логистической системы делятся на две категории:

) Функциональные подсистемы (производственная, транспортная, складская);

) Обеспечивающие подсистемы (информационная, правовая, кадровая).

Процесс функционирования логистических систем основывается на логистических принципах. К основным принципам относятся:

− Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти самое лучшее решение из всех возможных. С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальная траектория, оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

− Принцип целостности. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, то есть во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных структурных функциональных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Таким образом, целостность - это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.

− Принцип системности. Это принцип предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды.

Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

− Принцип иерархии. Иерархия - это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему уровню. Иерархия есть тип структурных отношений в сложных многоуровневых логистических системах, характеризуемых упорядоченностью и организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали. Иерархические отношения имеют место во многих логистических системах, для которых характерна как структурная, так и функциональная дифференциация, то есть способность к реализации определенного круга логистических функций. Причем на более высоких уровнях осуществляются функции интеграции и согласования (координации).

Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы; на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом. Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой. Это связано с тем, что иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим уровням. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

− Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.

Синергическая связь - связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, то есть усиливающаяся связь элементов системы.

Синергия представляет собой:

. Эффект взаимного усиления связей одной системы с другой на уровне материального потока. В логистике материальные потоки представляют собой взаимосвязанную особым образом совокупность логистических операций, процессов, звеньев и предметов, начиная с добычи, переработки и заканчивая потреблением (перераспределением) материальных ресурсов, готовой продукции для достижения общих целей логистической системы.

. Совместный (корпоративный) эффект взаимодействия элементов в системе.

Синергический эффект - эффект совмещения действий. Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки.

− Принцип формализации. Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

− Принцип динамичности. Логистические системы не должны быть застывшими организационно-экономическими образованиями. Они должны отражать сущность охватываемых ими процессов. Эта сущность заключается в прогрессивной динамике, которая выражается в развитии, стремлении к совершенствованию. Динамичность как форма движения объединяет дискретность производственных и снабженческо-сбытовых операций, предметы и средства труда, а также цели и задачи, определенные на очередном этапе развития.

− Принцип гибкости. Руководствуясь этим принципом, логистические системы и цепи должны строиться таким образом, чтобы всегда имелась возможность взаимозаменяемости структурных элементов. Соблюдение этого принципа помогает системе быстро адаптироваться к изменению внутренних или внешних условий. С этим принципом тесно связан следующий принцип.

− Принцип инициативности. Построение логистических систем по этому принципу предполагает проявление образующимися структурами способности предупредительной реакции на вероятные события, а также возможности создавать и регулировать субъективные условия, положительно влияющие на процессы хозяйственной деятельности.

− Принцип целесообразности. Он ориентирует на привлечение лишь того потенциала, который играет положительную роль в достижении поставленных целей. Таким образом проявляется избирательность в выборе организационных, технических и технологических структурных составляющих, характеризующаяся стремлением к минимизации затрат или времени перемещения в условиях многовариантности решений конкретных задач.

Рассмотрев основные принципы функционирования логистической системы, можно сделать следующий вывод: реализация этих принципов ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

 

2.1 Краткая характеристика ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»


Общество с ограниченной ответственностью «КАМА-ТРАКС» является крупнейшей транспортно-экспедиционной компанией, осуществляющей перевозку грузов автомобильным, железнодорожным, морским и смешанными видами транспорта по территории России, стран СНГ и всему миру.

В 1992 году началась история компании. Основная задача была ориентирована на обеспечение автомобильным транспортом ОАО «КАМАЗ» при импортно-экспортных отправках. На сегодняшний день Объем перевозок компании составляет 600 тысяч тонн в год.

Перевозки выполняются как собственным подвижным парком (60 автомашин), так и транспортными средствами наших постоянных партнеров (более 1000 автомашин).

ООО «Холдинговая компания «КАМА-ТРАКС» является членом «Международного союза экспедиторов» («FIATA»), членом «Ассоциации Российских Экспедиторов» («АРЭ»), членом Торгово-промышленной палаты г.Набережные Челны и региона «ЗАКАМЬЕ» Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Услуги компании востребованы более чем 350 клиентами. Основные партнеры на рынке грузоперевозок:

-   ОАО «КАМАЗ»,

-       «CUMMINS Incorporated»,

-       ОАО «Павловский автобус» (ОАО «ПАЗ»),

-       ООО «Комбайновый завод «РОСТСЕЛЬМАШ»,

-       ООО «Курганский автобусный завод» (ООО «КАВЗ»),

-       ОАО «ГАЗ»,

-       ОАО «Нижнекамскшина»,

-       ОАО «Нижнекамскнефтехим»,

-       ООО «Торговый дом «Кама»,

-       ООО «Сименс ФДО Аутомотив» («Siemens VDO»),

-       ОАО «Альметьевский Насосный Завод» («АЛНАС»),

-       АОР «НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат» («КБК»),

-       Корпорация «РАССТАЛ»,

-       ГУП РТ «ПО ЕЛАЗ»,

-       ОАО «СМП-Нефтегаз»,

-       ОАО «ЧНФ «АЛСУ» и др.

ООО "Холдинговая компания "КАМА-ТРАКС" организует выполнение грузовых перевозок всеми видами транспорта в любых направлениях.

Компания оказывает услуги по организации контейнерных перевозок, перевозок таможенных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, мелких партий грузов, грузов, требующих соблюдение температурного хранения, складирование грузов, их страхование, охрану и сопровождение.

ООО «Холдинговая компания «КАМА-ТРАКС» выполняет до 7-8 тысяч грузоперевозок в год в междугородном сообщении, а также организовывает доставки грузов из любых точек мира для российских и иностранных заказчиков.

Для осуществления автомобильных перевозок используются тентованные и цельнометаллические автомобили с грузовым пространством от 82 до 120 м2, оборудованный АДР комплектами автотранспорт для перевозки опасных грузов, рефрижераторы и изотермы, малотоннажные автомобили и специализированный подвижной состав для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

В Транспортно-экспедиционном предприятии ООО «КАМА-ТРАКС» условия хранения подвижного состава можно охарактеризовать как открытое хранение без подогрева. В состав вспомогательных площадей предприятия входят: офисные помещения, площадки и склады для хранения грузов, гаражи, санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, управления.

Упрощенно организационная структура представлена в Приложении А (рис. А.1). Руководство предприятием осуществляет директор, которому подчиняются начальники всех отделов и главный бухгалтер. Руководителем предприятия с момента его основания является Штейнберг Леонид Данилович. Он распоряжается всеми средствами предприятия, осуществляет подбор и расстановку кадров, контролирует деятельность подразделений, несет ответственность за выполнение плана и соблюдение финансовой дисциплины.

Транспортный отдел - это непосредственно весь подвижной состав предприятия, водители и обслуживающий и ремонтный персонал. В мастерских имеются зоны технического обслуживания и ремонта, где выполняется соответствующий комплекс работ, таких как ежедневное обслуживание и ТО-1 на специально оборудованных линиях технического обслуживания. В зоне ремонта располагается разборочно-сборочный цех, в котором осуществляются ТО-2 и текущие ремонты.

Бухгалтерия осуществляет учет материальных и денежных средств, расчеты за перевозки и другие услуги, расчеты с рабочими, учет всей деятельности предприятия в денежном выражении, контроль над законностью и целесообразностью хозяйственных операций, составляет бухгалтерские отчетности. Предприятие имеет главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, одного экономиста и бухгалтера-кассира для выдачи заработной платы, а также несколько бухгалтеров для оформления и учета подотчетных сумм, движения материальных и денежных ценностей и другого имущества.

Правовой отдел возглавляется заместителем директора по юридическим вопросам, в его состав также входят юрисконсульт по дебиторам и специалист по договорам.

2.2 Анализ действующей организационной структуры логистической службы ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»


Логистическая служба является элементом системы управления предприятием.

Основными задачами логистической службы предприятия являются:

1.    Ведение базы данных по участникам транспортной деятельности;

2.      Контроль транспортной деятельности;

.        Организация контроля работы подвижного состава на линии;

.        Планирование и организация транспортной деятельности;

.        Определение вида и количества транспортных средств для обеспечения заданной потребности в перевозках;

.        Построение оптимальной транспортно-технологической схемы по различным критериям (стоимость, время, качество доставки, интегральный критерий и т.д.);

.        Моделирование транспортных сетей;

.        Диспетчерское управление транспортировкой грузов;

.        Документационное оформление доставки грузов;

.        Заключение договоров транспортно-экспедиционного обслуживания с клиентами и перевозчиками;

.        Ведение сопроводительной документации по договорам перевозки грузов различными видами транспорта.

Планирование перевозок грузов является одной из главных задач в работе логистической службы транспортного предприятия.

План перевозок грузов в первую очередь разрабатывается по предприятиям и организациям, утвержденным для обслуживания руководством «КАМА-ТРАКС». Наиболее крупными партнерами ООО «ХК «КАМА-ТРАКС» являются ОАО «КАМАЗ», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Нижнекамскнефтехим». ОАО «Нижнекамскнефтехим» в среднем ежемесячно отгружает автотранспортом около 30000 тонн готовой продукции, это около 1500 автомобилей. При наличии провозных возможностей в план включаются другие предприятия и организации Набережных Челнов и Республики Татарстан. Исходными данными для составления плана перевозок грузов являются заявки предприятий и организаций.

Разработанный план перевозок грузов на планируемый период сопоставляют с провозными способностями автомобильного парка. При этом обеспечивается выполнение объема перевозок в установленные сроки.

Объем транспортных работ определяется на основании данных о количестве поступающих и отправляемых грузов с учетом их номенклатуры. Перевозки основных материалов - готовой продукции полистирол и полипропилен- составляют 70-95% общего грузооборота.

Логистическая служба ООО «ХК «КАМА-ТРАКС» может быть представлена в виде организационной схемы, представленной в Приложении Б (рис. Б.1).

Отдел международных перевозок существует в компании с момента ее образования (с 1992 года). Специалисты отдела международных перевозок оперативно предоставляют данные о местонахождении грузов, обеспечивая надежное отслеживание грузопотоков, используя систему GPS.

Мультимодальные перевозки - это перевозки, при которой используется несколько видов транспорта, а компания-перевозчик организует ее целиком. Такие перевозки чаще всего осуществляются тогда, когда требуется доставить товар из какой-либо отдаленной страны или с другого континента. Мультимодальные перевозки требуют максимальной слаженности действий всех участников ее процесса.

Уже 14 лет ООО "Холдинговая компания "КАМА-ТРАКС" осуществляет мультмодальные и комбинированные перевозки из любой точки мира с использованием автомобильного, морского, авиационного и железнодорожного транспорта.

В большинстве случаев доставка грузов производится по схеме «от двери до двери». То есть, компания полностью берет на себя весь процесс перевозки: от погрузки товара на складе поставщика в любой стране до отгрузки товара на складе покупателя. На стадии планирования перевозки служба логистики разрабатывает оптимальную схему мультимодальной перевозки.

Приоритетными направлениями грузовых автомобильных перевозок являются Европейская территория России, Сибирь, Урал, страны СНГ. Поэтому работа службы логистики в области российских перевозок осуществляется менеджерами в зависимости от направления движения транспорта, в зависимости от места загрузки-разгрузки автомобиля.

Работа отдела российских перевозок осуществляется по следующим направлениям: Сибирский федеральный округ; Уральский федеральный округ; Центральный федеральный округ; Южный федеральный округ; Приволжский федеральный округ.

2.3 Оценка эффективности деятельности службы логистики и ее влияние на механизм осуществления логистических процессов на предприятии


На предприятиях, имеющих большое количество подвижного состава, существуют проблемы с планированием перевозок. Для обеспечения рентабельной работы автомобилей необходимо учитывать множество факторов, таких как:

-   организация обслуживания и ремонта автотранспорта для поддержания его высокого уровня надежности;

-       особенности перевозок, определяемые транспортными (вид, количество груза, расстояние перевозки, условия погрузки-разгрузки), дорожными (состояние дорожного покрытия), климатическими (температура воздуха, продолжительность летнего и зимнего периодов) условиями;

-       организация работы материально-технического снабжения с целью обеспечения необходимым количеством топлива, смазочных материалов, запчастей и агрегатов, шин и т. д.;

-       организация маршрутов перевозок, позволяющих максимально полно использовать транспортные средства и рабочее время;

-       обеспечение транспортного предприятия необходимым количеством работников: специалистов, руководителей, водителей, ремонтных рабочих.

Так, в компании «КАМА-ТРАКС» эксплуатируется около 60 единиц транспорта, используются путевые листы типовой междуведомственной формы. Информация в путевые листы вручную заносится следующими работниками:

) диспетчером - данные о водителе (фамилия, его табельный номер); данные об автомобиле (марка машины, его государственный номер); время выезда из гаража, время возврата в гараж; требуемое количество горючего на выполнение задания; наименование и адрес заказчика; остаток горючего при выезде и при въезде в гараж (данные подтверждаются подписью механика); показание спидометра при выезде и возврате в гараж;

) водителем - время (ч, мин) и показания спидометра при прибытии к заказчику и выбытии от него, маршрут движения. Также в путевом листе водитель указывает часы работы по совместительству, поскольку за совмещение обязанностей ему производится доплата. Например, в графе «Особые отметки» делается запись о совмещении обязанности грузчика или экспедитора;

) заправщиком делаются отметки о полученных литрах горючего на пути следования.

Разрешение на выпуск из гаража автомобиля, находящегося в исправном состоянии, сдача автомобиля шоферу и приемка автомобиля от шофера заверяются подписью механика или заменяющего его лица.

Поскольку заполнение путевых листов на предприятии осуществляется вручную, это приводит к следующим ошибкам. Так, в путевых листах не всегда указывается точный маршрут автомобиля. Например, в графе «Маршрут движения» делаются такие записи, как «езда по городу», «езда по точкам», без уточнения мест остановки автомобиля. Согласно инструкции по заполнению и обработке путевого листа для грузового автомобиля неопределенные маршруты указывать запрещается. Так как точно определить маршрут по такому путевому листу невозможно, то нельзя быть уверенным, что указанный пробег в путевом листе соответствует действительности. Поскольку в данной организации транспорт изношен на 70-80%, то спидометры часто оказываются вышедшими из строя. Также в путевых листах часто допускаются неоговоренные подчистки, исправления, что недопустимо, поскольку путевой лист - это документ строгой отчетности. Водители, заполняя путевой лист, торопятся, и почерк при этом бывает неразборчив.

После того как оформленный путевой лист примет диспетчер, его отдают в отдел автоматизированной системы управления предприятием, где всю информацию вручную переносят в базу данных для ее накопления и дальнейшей систематизации. Это увеличивает возможность возникновения ошибок.

Полученная таким образом информация не может показать четкую картину эксплуатации подвижного состава. В то же время на рынке представлен ряд программных продуктов, решающих задачи учета и специфики автоматизации деятельности автотранспортных хозяйств. Предлагаются готовые отраслевые решения, ориентированные на различные категории пользователей. Данные программы позволяют организовать учет заявок и формировать разнарядку на работу автомобилей.

Применение программ помогает минимизировать производственные сбои, обусловленные нестыковкой информации, касающейся разных областей работы транспорта. Однако применение таких программ связано со значительными доработками, поскольку предприятия стремятся к высокой степени интеграции учета работы транспорта с бухгалтерским учетом, а это требует дополнительного времени и квалифицированных специалистов.

Работа диспетчеров, отвечающая за технологический процесс выполнения заказа, рассматривается как один из частных элементов в логистической системе, которая является комплексным объектом. Проблема в работе диспетчеров на крупном предприятии заключается в организации информационных потоков, связанных с планированием и координацией транспортной деятельности. Обработка информационных потоков очень ответственная задача, поскольку малейший сбой в организации транспортного процесса может повлечь за собой невыполнение заказа.

Для решения данной проблемы, диспетчеру необходимо оптимально регулировать работу транспорта. Он обязан своевременно собирать и отслеживать оперативную информацию о постоянно меняющейся обстановке на транспортном предприятии, иными словами диспетчерская служба постоянно держит руку на пульсе предприятия.

От деятельности диспетчера зависит ритмичная работа предприятия, выполнение работ в соответствии с производственными программами, календарными графиками и сменно-суточными заданиями. Он производит регулярный оперативный контроль за движением транспорта, принимает меры по предупреждению и устранению нарушений по выполнению заявок, привлекает к ликвидации этих нарушений вспомогательные и другие службы предприятия. В его функции входят подведение итогов работы подвижного состава, что в дальнейшем применяется в оценке экономической эффективности, уровня сервиса и качества предоставленных транспортных услуг.

Одним из параметров качества транспортного обслуживания потребителей относят время от получения заказа на перевозку до доставки, надежность и возможность доставки по требованию. Для достижения указанных задач диспетчерские службы должны координировать перевозочные операции и отслеживать техническое состояние транспорта на конкретный промежуток времени.

Информационное обеспечение в транспортной логистике играет одну из ключевых ролей, а планирование и координация транспортной деятельности невозможны без взаимодействия транспортных и информационных потоков. В ходе транспортировки с учетом ужесточения конкурентной борьбы перевозчики заботятся не только о снижении цен на тарифы, но и обеспечении важной информацией заказчика. Так информацию можно разделить на три основных вида: опережающая, сопровождающая, поясняющая транспортно-материальный поток. Опережающий информационный поток является одним из важных элементов в работе диспетчеров, поскольку он содержит предварительное сообщение о предстоящем перемещении груза. Сопровождение информации осуществляется одновременно с транспортным потоком. В этом случае информация позволяет быстро и правильно идентифицировать грузы, и направлять их по назначению. Отставание информационного потока от транспортного, обычно, допускается только для пояснения и оценки последнего. Только при наличии всех перечисленных информационных потоков можно получить возможность эффективного управления, контроля движения транспортно-материального потока.

На рассматриваемом предприятии, имеющем около 500 единиц подвижного состава, четкое диспетчерское руководство работы автотранспорта пока является невозможным, поскольку отсутствуют опережающий и сопровождающий информационные потоки. Причиной данной проблемы является отсутствие связи между диспетчером и водителем, что не допустимо, поскольку информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия. Так диспетчер, имея точную "информацию о местоположении автомобиля и его состоянии имеет возможность попутно загрузить автомобиль. Рассматриваемая проблема не позволяет логистической системе обеспечить удовлетворение спроса потребителей на доставку нужной продукции в обусловленный срок и требуемое место, что не дает контролировать определенную длительность цикла логистического обслуживания.

Работа логистической службы может быть автоматизирована, однако на большинстве крупных предприятий данная проблема остается нерешенной. Диспетчер обязан заполнять диспетчерские журналы вручную, а это усложняет и замедляет управление и контроль эксплуатации подвижного состава. Например, диспетчер на рассматриваемом крупном транспортном предприятии координирует движение подвижного состава на основании поступающей разнарядки от руководства. Для обеспечения контроля работы транспорта он заполняет следующие журналы:

1.  Журналы учета движения путевых листов;

2.      Журнал учета выхода автомобилей в работу;

.        Табель автомобильного парка;

.        Табель использования рабочего времени;

.        Журнал учета переработанных часов за месяц;

.        Журнал учета машин в ремонте

Надо учитывать то, что диспетчер в данном случае может только контролировать доставку груза, а также отражать в журналах техническое состояние автомобиля до и после выполнения заказа. Он отмечает в журналах дату и время отъезда, приезда автомобиля, остаток горючего при возврате машины в гараж, показание спидометра, количество перевезенного груза. Однако на сегодняшний день такая работа не отвечает требованиям транспортного обслуживания. Так оператор - диспетчер предприятия может разрабатывать несколько вариантов плана доставки, определять транспортные фирмы, которые могут быть привлечены для осуществления доставки по разработанным схемам. Заказчику сообщаются условия выполнения доставки, каким образом и за какое время заказ будет выполнен. Только после решения данных вопросов между заказчиком и фирмой заключается Договор на доставку. Проведение указанных работ поможет повысить эффективность доставки груза.

Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных - за счет уменьшения бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Например, на сегодняшний день программы позволяют организовать учет заявок на транспортные средства и формировать разнарядку на работу автомобилей.

Обычно наибольшие затруднения при учете работы транспорта возникают при формировании отчетности по горючему и путевым листам. Особенно трудно бывает составить отчеты в том случае, если путевые листы были сданы диспетчеру несвоевременно или в них обнаружены ошибки, которые приходится исправлять «задним числом». В таких случаях применяемые программы могут значительно облегчить работу диспетчера, т.к. в них автоматически поддерживается актуальность введенной информации, и формируются наиболее важные отчеты: реестр путевых листов; карточка работы автомобиля; основные технико-эксплуатационные показатели; свод о расходе горючего по маркам топлива; ведомость прихода-расхода горючего.

Диспетчеризация является одним из звеньев в логистической цепи, поэтому не эффективная работа диспетчера отрицательно сказывается на организации всего транспортного процесса.

Данные проблемы уже давно решаются за рубежом с помощью информационно- компьютерных технологий. Существуют различные системы слежения, диспетчеризации транспорта на базе спутниковых систем. Некоторые из них уже применяются в нашей стране.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ООО «ТКФ «КАМА-ТРАКС»

 

3.1 Выявление проблем в организации логистической системы и разработка проекта мероприятий по ее совершенствованию


В условиях высококонкурентного рынка, предприятия, предлагающие услуги грузоперевозок, (или управляющие собственными транспортными отделами), постоянно сталкиваются с целым рядом проблем. Основными из них являются:

1)  Высокая сила конкуренции на рынке грузоперевозок - большое количество игроков: от небольших экспедиторских до крупных национальных логистических компаний;

2)      Изношенность транспортных средств (подвижного состава) и трудностей, связанных с их ремонтов и обновлением;

)        Высокая трудоемкость процесса планирования маршрутов (и не важно, междугородние это перевозки или внутригородские), особенно при осуществлении доставки большого количества разнородных грузов;

)        Необходимость организации системы постоянного мониторинга местонахождения и состояния транспортных средств (подвижного состава, транспортных контейнеров);

)        Сложности в планировании загрузки и, как результат, недогруз и вынужденные простои транспортных средств (подвижного состава).

Цена ошибки при решении данных вопросов очень велика - это и излишний пробег (как следствие, дополнительный износ и амортизация транспортных средств, перерасход ГСМ, переплаты персоналу), и снижение рентабельности рейсов (недогруз - «перевоз воздуха», простои в ожидании попутного груза).

Ещё хуже положение с маршрутом движения транспортных средств. Они практически выполняются стихийно и спонтанно. Ни о каком выборе и обосновании маршрутов движения речи не ведётся.

При внедрении логистического управления на предприятии возникают трудности, связанные с сопротивлением как рядовых сотрудников функциональных подразделений, так и их руководителей. Развитие логистики на предприятии требует серьезного подхода к мотивации персонала. Мотивация является необходимым условием успешного формирования и развития логистической службы. Большинство людей не любят изменений, так как для их осуществления требуются большие усилия, отказ от старых и привычных приемов; овладение новой квалификацией, изучение новых способов действий, отработка незнакомых ранее процедур, формирование новых отношений. Сотрудники функциональных подразделений сопротивляются изменениям, которые лишают их чувства собственной безопасности, например, когда они не ориентируются в направленности изменений; вынуждены принимать риск на себя; опасаются оказаться в результате изменений ненужными; считают, что не справятся с новыми обязанностями; не способны и (или) не желают обучаться новым навыкам и новому поведению.

Руководители функциональных подразделений оказывают сопротивление, когда изменения ставят под угрозу их позиции и власть, т.е. в тех случаях, когда уменьшается их доля в доходах предприятия; уменьшается их влияние на принятие решений; сокращаются возможности их контроля над ресурсами предприятия; наносится ущерб их репутации.

К другим проблемам организации логистического управления на предприятии относятся: отсутствие специалистов по логистике с необходимым опытом работы, авторитетом, непонимание высшим руководством целей и потенциала логистического управления.

При традиционном варианте управления материальными потоками (МП) на предприятии отсутствует системность управления. Так, связи между логистическими операциями (ЛО), соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение ЛО в единую общую для предприятия функцию управления МП, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения - логистической службы, которая будет реализовывать следующие основные задачи.

К основные задачам логистической службы относятся:

. Развитие, формирование, реорганизация ЛС.

. Разработка и реализация логистической стратегии предприятия.

. Внутренняя и внешняя логистическая интеграция: а) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, организация их совместной работы; б) координация деятельности в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.

. Управление МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.

. Логистический реинжиниринг.

В принципе, для построения организационной структуры логистического управления на предприятии можно использовать одну из типовых структур управления: линейную, функциональную, матричную, дивизиональную и др. В действительности, существуют самые разнообразные варианты организации службы логистики на предприятии, зависящие от масштабов и специфики деятельности конкретных компаний (ассортимент продукции, техническая сложность, уровень затрат на функциональные области логистики и др.), от степени достигнутой на предприятии внутренней логистической интеграции, от рыночной среды. Они различаются уровнем внутренней интеграции на предприятии, степенью централизации логистического управления, организационной структурой самой службы логистики, распределением и характером полномочий между ней и другими подразделениями и др.

По аналогии с историческими этапами развития логистики по уровню охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий, эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.

На первой стадии основная функции логистики - доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в организационные подсистемы.

На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство ЛО, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.

На третьей стадии происходит полное объединение всех ЛО на предприятии. В набор логистических задач включаются построение логистической системы (ЛС), участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.

Одним из подходов к организации работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистических задач предприятия или ЛЦ.

Любая ЛС функционирует в условиях постоянных изменений как внешней среды (рынки, экономические условия, конкуренты, технологии и т.д.), так и внутри ЛС (сотрудники, цели деятельности, продукты, планы, процессы, затраты, заказчики, поставщики и т.д.). Изменения - это нормальная часть бизнеса, и если организация не будет на них адекватно реагировать, то неизбежно отстанет от более динамичных конкурентов. Неслучайно к трем важным качествам логистики относят отсутствие «жира» («тощая» логистика), интегрированность и динамизм. К сожалению, переход к новому способу организации работы зачастую сложен и может проходить в несколько этапов:

) Отрицание сотрудниками необходимости перемен как таковых.

) Защита. Сотрудники оправдывают существующие подходы к решению проблем и критикуют предлагаемые новые.

) Начало перехода от старых способов к новым.

) Адаптация. Использование новых способов и признание их выгодности.

) Полная реализация предложенных усовершенствований и уверенность в их эффективности.

Одна из важных характеристик изменений - темпы их осуществления. Различают два основных подхода к управлению изменениями.

. Непрерывное совершенствование, представляет собой поток относительно небольших изменений, которые предприятие может принять без крупных для себя потрясений. При этом существенно снижается риск, так как от неудачных нововведений легко отказаться и вернуться к прежнему варианту.

. Реинжиниринг бизнес-процессов - фундаментальное изменение мышления и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, позволяющее добиться значительного улучшения важных показателей деятельности: затрат, качества, уровня обслуживания и скорости реагирования. Идея реинжиниринга состоит в том, что организация не ищет возможностей для совершенствования текущих операции, а начинает создавать новый процесс с самого начала.

3.2 Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы предприятия


Для автоматизации управления логистическими процессами на АТП, связывающими работников и отделы предприятия между собой, а также с заказчиками, поставщиками материальных ресурсов, поставщиками информации, ремонтными мастерскими и т.д. необходим программный комплекс.

Альтернативой расширению штата является автоматизация процесса - связь компьютеров в единую сеть, чтобы все функции транспортного подразделения выполнялись в программе, являющейся частью единой информационной системы компании. Каждое автоматизированное рабочее место обеспечивает доступ к определенному интерфейсу в соответствии с функционалом сотрудника. Через данный интерфейс сотруднику поступают задания, которые он должен выполнить в заранее оговоренные регламентами сроки. Например, менеджеру, отвечающему за планирование маршрутов, поступают задания на перевозку до 17.00, до 18.00 он должен произвести планирование, а затем до 12.00 следующего дня ввести в систему результаты выполнения путевых листов, выполненных накануне. Аналогичным образом контролируется работа каждого технологического участка, а на экране у руководителей в режиме on-line меняются цифры, проценты, соотношения, позволяющие детально оценить производительность того или иного участка.

Специализированное программное обеспечение для нужд транспортной логистики придется выбирать и интегрировать в используемую систему отдельно. Модули управления транспортом, которые предлагаются в комплексных системах автоматизации, обеспечивают целостность информации при достаточной степени детализации, но, как правило, не обладают достаточной функциональностью и удобством, а разрабатывать самостоятельно программы данного класса - это даже хуже, чем изобретать велосипед. Рассмотрим имеющиеся варианты и возможные проблемы.

. Геоинформационные приложения. Программы автоматизированного формирования маршрутов доставки (геоинформационные приложения представляют собой растровую или векторную карту, совмещенную с определенным алгоритмом оптимизации работы транспортных средств. Критерии оптимальности - минимум пробега, максимум использования ресурсов транспортного средства по вместимости и грузоподъемности. При грамотной настройке и использовании программа способна значительно снизить транспортные расходы за счет менее трудозатратного, более быстрого и экономичного планирования, уменьшения расхода ГСМ, снижения амортизации и т. п. Эффективность данных программ особенно ярко проявляется на предприятиях с большим оборотом, специализирующихся на товарах повседневного спроса, у которых ежедневно более 1000 доставок.

Геоинформационное приложение - это тонкий инструмент, который должен быть тщательно настроен опытным планировщиком. Только что купленная программа при попытке использовать ее «как есть» не принесет ничего, кроме вреда. Основные улицы города должны быть тщательно проработаны с точки зрения средней скорости движения по ним, а те улицы, на которых ведутся ремонтные работы, заблокированы. Должны быть проверены и стандартизированы справочники адресов, товара, автомобилей, водителей, экспедиторов. Работать с приложением должен настоящий профессионал, который точно знает, например, какова средняя скорость езды по городу, если на дворе зима, на дороге гололед, а за рулем Петров Иван Иванович. Если учесть все вышеперечисленные условия и факторы, уже нельзя будет сказать, что «планировщик за $300 в месяц планирует лучше». Это будет действительно так только в одном случае - если именно этот планировщик является единственным оператором геоинформационной системы.

. Системы GPS-мониторинга. Системы, работающие на основе GPS-технологий и обеспечивающие возможность отслеживания местонахождения транспортного средства в режиме реального времени, представляют собой программно-аппаратные комплексы с серверной частью в офисе компании (или офисе компании-поставщике услуг), рабочим местом диспетчера и мобильными терминалами в каждом автомобиле. Используются в сочетании с диспетчером. Только с ее помощью становится возможным оперативно оценить дорожно-транспортную ситуацию, понять, что выполнение доставки под угрозой, отменить маршрутную точку либо послать на перехват еще одну машину. Отслеживание происходит в режиме реального времени на экране компьютера. Кроме визуального контроля, GPS в случае установки соответствующего оборудования позволяет регистрировать в автоматическом режиме практически любое событие, происходящее с автомобилем, и формировать статистические выкладки: маршруты движения; пробег; средняя скорость движения; расход топлива и заправки; обороты двигателя; учет времени работы и времени простоев; остановки и стоянки; количество поездок; отдаление от базы (расстояние); погрузка/разгрузка.

В оперативном режиме данные функции помогают обеспечить защиту от угона и сохранность грузов. По результатам рабочего дня (или отчетного периода) формируются аналитические отчеты. Сравнение путевых листов и отчетов системы позволяет выявлять и пресекать ряд фактов злоупотребления служебным автотранспортом. Например, слив топлива, холостой пробег, преждевременное ТО, левые рейсы, накручивание моточасов. Существенный минус системы - достаточно высокая цена. Для транспортного парка в 10 автомашин стоимость полного комплекта составляет порядка $11 000. Необходимо оснастить соответствующим оборудованием, как сам автомобиль, так и рабочее место диспетчера. Существует также ряд технических проблем, некритичных, но неприятных. Основной является вероятность отличия данных в программе от показаний штатных автомобильных приборов (например, одометра). Причинами различий в показаниях могут стать:

) погрешность, которую имеет каждый прибор автомобиля. Разброс погрешности в зависимости от производителя составляет от 0,5 до 5%;

) временная потеря сигнала спутника. При потере сигнала спутника и последующего его нахождения система автоматически выстраивает маршрут между двумя точками;

) особенности настройки обмена данными со спутником. GPS определяет положение объекта не в определенной точке, а в пределах коридора длиной в 15 м. Внутри данного коридора автомобиль движется по неизвестной программе траектории, соответственно возникает расхождение в показаниях.

Практика показывает, что базовые настройки вполне позволяют достичь поставленных перед системой задач. Так, например, слив топлива гарантированно не уложится в допустимую погрешность и со 100-процентной вероятностью будет зафиксирован системой. По разным данным, эффект от использования систем спутникового GPS-мониторинга варьируется в пределах от 10 до 30% экономии затрат.

Транспортный процесс каждого предприятия достаточно уникален. Несмотря на то, что стандартизированные программы как раз и призваны загнать процесс в формальные рамки, без определенной адаптации программный продукт использовать в работе не удастся. Внедрение комплексной системы - процесс долгий, сложный, и транспортные проблемы, связанные с ее внедрением, отнюдь не самые болезненные. Поэтому долгие месяцы (а то и годы) транспортникам приходится мириться с неудобным интерфейсом, недоработками и ошибками. И только когда все исправлено и доработано, наступает этап интеграции системы со сторонним программным обеспечением, отвечающим за планирование и мониторинг, так как базовый функционал систем таких модулей не содержит. Наилучший вариант - параллельная автоматизация транспортных функций на базе менее мощного программного продукта, который может быть доработан собственными силами. Накопленный опыт без сомнения будет полезен, когда у программистов, наконец, дойдут руки до доработки транспортного модуля внедряемой ERP-системы.

В настоящее время на рынке существует ряд информационно-компьютерных систем поддержки производства услуги по доставке груза заказчику. Остановимся на одной из них - ИРС (информационно-расчетной системы) «Перевозки» (www.belfrost.by).

Система построена по технологии "Клиент-сервер" с использованием средств, отвечающих современным технологиям и требованиям разработки программных продуктов. Использует СУБД Oracle8i , что обеспечивает многопользовательскую работу системы в реальном масштабе времени и в совокупности с эффективным аппаратом администрирования базы данных, гарантирует целостность, сохранность и достоверность информации, эффективное разграничение прав пользователей с защитой от несанкционированного доступа.

Система состоит из 5-и основных разделов: справочная информация; документы; журналы; учёт; отчёты (Приложение В).

В справочниках сосредоточена вся информация по сотрудникам, подвижному составу предприятия, юридическим лицам (таблица В.1). В справочнике сотрудников имеется возможность вести кадровый учёт на предприятии (приём на работу, увольнение, отпуска).

В разделе документы сосредоточена информация по всем документам, требующимся для проведения рейса: путевые листы, CMR-накладные, Carnets, разрешения, приказы по предприятию, договора, заказы на перевозки.

Путевые листы - форма, где регистрируются только показатели на конец рейса, всё остальное рассчитывается автоматически (таблица В.2). Это одна из важнейших форм, так как информация из путевых листов используется во многих формах, и участвует во многих расчётах системы.

Такие документы как CMR, Carnets, разрешения, приказы используются только для их учёта и получения полной информации по рейсу, а вот заказы - ещё одна важная форма. Здесь регистрируются заказы, и с учётом указанной ставки в конечном итоге формируется прибыль по рейсу, за определённые периоды и в целом по предприятию.

Раздел журналы наиболее полно отражает информацию по ходу рейсов, а так же по отдельным его моментам (таблица В.3).

Система позволяет вести учёт движения топлива внутри предприятия, при этом есть возможность распечатки накладной. Данные по движению топлива используются при формировании перерасхода топлива по сотруднику, а так же расчёт баков на начало рейса.

В разделе отчёты главной формой является “Авансовый отчёт” (таблица В.4). Для его формирования достаточно ввести отрезки маршрутов по странам с указанием его даты и веса груза, расходы по квитанциям, авансы, обмены валют и система автоматически рассчитает: расход топлива по норме; переведёт все расходы в расчётную валюту с учётом обменов валют; средневзвешенную стоимость топлива по рейсу; сальдо по топливу; прибыль по рейсу; экономический эффект от заправок по странам с учётом установленных норм и стоимости топлива в различных странах.

Так же формируется ряд бумажных отчётов для бухгалтерии.

Недостатком является то, что система не интегрируется на данный момент с программными продуктами фирмы “1С”.

В настоящее время применение информационных технологий сдерживается рядом причин, к числу которых можно отнести не только значительные затраты, но и высокие требования к профессиональному уровню сотрудников организаций, неравномерное развитие информационных технологий на территории РФ, высокую стоимость пользовательских лицензионных продуктов, приводящую к применению услуг пиратских рынков, а следственно, нарушению законодательства.

Решение этих проблем позволит эффективнее осуществлять планирование, прогнозирование, информационный обмен и другие задачи логистических систем.

. Система Euteltracs. Спутниковая система связи и контроля движения автомобильного транспорта Euteltracs обеспечивает высоконадежную и удобную двустороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями в любой точке европейского континента в любое время суток, а также постоянное наблюдение за их движением по карте автодорог на экране компьютера.

Диспетчер имеет возможность в любое время связываться с водителями машин, которые могут находиться в любой точке Европы. На каждое сообщение поступает подтверждение о получении и прочтении, причем сообщение обязательно сопровождается указанием местоположения машины. Каждый час координаты всех машин определяются автоматически (с точностью до 100 м). Если возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация, водитель сможет подать сигнал тревоги. Вместе с сигналом поступит информация о том, где сейчас находится машина.

Система Евтелтракс является единственной спутниковой системой, разработанной специально для наземного транспорта, что позволило разработчикам учесть всю специфику автоперевозок. В результате система имеет ряд очень ценных для автоперевозчиков характеристик. Высочайшая надежность доставки сообщений в сложных условиях движения автомашины. Автоматическое определение местоположения всех автомашин. Автоматическое получение и хранение информации даже в отсутствие диспетчера. Система Евтелтракс получила широкое распространение в мире. В настоящее время число машин с Евтелтраксом превысило 200 000 и ежемесячно увеличивается в среднем на 3000.

Можно уделять много внимания разработке собственного программного обеспечения для решения логистических задач. Но в большинстве случаев более эффективным оказывается использование уже существующего, разработанного специалистами, общего и специального программного обеспечения, позволяющего не только решить логистические задачи, но и корректно вписать их в контекст корпоративного управления.

Для этого логисты должны знать возможности существующего программного обеспечения, перспективы его развития, характер его продвижения на отечественный рынок; уметь выбрать необходимое программное обеспечение с учетом решаемых задач, располагаемых финансовых, временных и интеллектуальных ресурсов; уметь применять выбранное программное обеспечение, критически оценивать полученные результаты и эффективность функционирования, как программного обеспечения, так и самого пользователя при работе с ним. На помощь специалистам в подобных ситуациях и направлена данная работа.

Заключение


В процессе выполнения курсовой работы «Экономические основы функционирования производственной логистической системы», в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии функционирования производственной логистической системы; на основе анализа производственной деятельности исследуемого предприятия, были разработаны предложения по повышению эффективности управления логистическими системами ООО «КАМА-ТРАКС».

По данной работе можно сделать ряд выводов:

. В последнее время специалисты по логистике являются наиболее востребованными в секторе экономики, примерно 80% заявок на подбор квалифицированного производственного персонала приходится именно на них. Становится все более очевидным, что конкурентное преимущество исходит из способности к комбинированию сети связанных организаций, которую в настоящее время называют логистической системой. Это фундаментальный сдвиг от традиционно поддерживаемого взгляда на бизнес с точки зрения отдельной фирмы. Становится все более очевидным, что рынки становятся все более изменчивыми и, следовательно, менее предсказуемыми и, следовательно, потребность в адаптивном реагировании возросла.

. Рассмотрев основные принципы функционирования логистической системы, можно сделать следующий вывод: реализация этих принципов ведет к уменьшению объемов всех видов запасов, снижению неравномерности материальных потоков, а, следовательно, к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции. Помимо этого повышается сбалансированность в управлении хозяйственной деятельностью. Ритмичность функционирования структур и подразделений, входящих в логистическую систему, приобретает устойчивый характер.

. На рассматриваемом предприятии, имеющем около 500 единиц подвижного состава, четкое диспетчерское руководство работы автотранспорта пока является невозможным, поскольку отсутствуют опережающий и сопровождающий информационные потоки. Причиной данной проблемы является отсутствие четкой связи между диспетчером и водителем, что не допустимо, поскольку информация является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

. Для автоматизации управления логистическими процессами на ООО «КАМА-ТРАКС», связывающими работников и отделы предприятия между собой, а также с заказчиками, поставщиками материальных ресурсов, поставщиками информации, ремонтными мастерскими и т.д. необходим программный комплекс.

. Для того чтобы разработать собственное программное обеспечение для решения логистических задач, необходимы логисты которые должны знать возможности существующего программного обеспечения, перспективы его развития, характер его продвижения на отечественный рынок; уметь выбрать необходимое программное обеспечение с учетом решаемых задач, располагаемых финансовых, временных и интеллектуальных ресурсов; уметь применять выбранное программное обеспечение, критически оценивать полученные результаты и эффективность функционирования, как программного обеспечения, так и самого пользователя при работе с ним.

На помощь специалистам в подобных ситуациях и направлена данная работа.

Литература


1.Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009.

. Внешнеторговые транспортные операции и логистика: Учеб. пособие / Д.С. Николаев и др. М.: "Анкил", 2009.

. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.

. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М. ИД "Дашков и К°, 2009.

. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. М.: Центр экономики и маркетинга,2010.

. Залманова М.Е. и др. Производственно-коммерческая логистика: Учебное пособие по курсу "Логистика" для студентов спец.0608 / М.Е. Залманова, О.А. Новиков А.И. Семененко. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2010.

. Зубков Г.С. и др. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2002.

. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана,2009.

. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2010.

. Линдерç М.Р., Фирон X.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полигон,2009.

. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2010.

. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. М.: Брандес, 2006.

. Нагловский С.Н. Логистика. Ретроспектива. Прогнозирование. Управление. Эффективность. Надежность. Ростов н/Д., 2008.

. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2010.

. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2009.

. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротин и В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2009.

. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та экономики и финансов,2002.

. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра - М, 2009.

. Ройников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 2010.

. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб: Политехника,2008.

. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: Инфра-М, 2009.

. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учебник. М.: Транспорт, 2010.

. Чудаков А.Д. Логистика: Учебник. М: Изд-во РДЛ, 2009.

Приложение А

Рис. А.1. Организационная структура управления ООО «ХК «КАМА-ТРАКС»

Приложение Б

Рис.Б.1. Структура службы логистики ООО «ХК «КАМА-ТРАКС»

Приложение В

Таблица В.1

ИРС (информационно-расчетной системы) «Перевозки»


Таблица В.2

ИРС (информационно-расчетной системы) «Перевозки»


Таблица В.3

ИРС (информационно-расчетной системы) «Перевозки»


Таблица В.4

ИРС (информационно-расчетной системы) «Перевозки»

Похожие работы на - Анализ эффективности организации логистики на предприятии ООО 'ТКФ 'Кама-Тракс'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!