Анализ рынка сельскохозяйственной продукции и стратегического управления в СХПК 'Нива' Красночетайского района ЧР

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,43 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ рынка сельскохозяйственной продукции и стратегического управления в СХПК 'Нива' Красночетайского района ЧР

Содержание

Введение

. Теоретические основы маркетинговой стратегии и управления маркетингом на предприятии АПК

.1 Понятие и виды маркетинга

.2 Государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции

.3 Сущность и виды маркетинговой стратегии

. Анализ рынка сельскохозяйственной продукции и стратегического управления в СХПК «Нива» Красночетайского района ЧР

.1 Характеристика природных и экономических условий деятельности предприятия

.2 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия

.3 Организация управления предприятием

.4 Маркетинговый анализ производства и сбыта продукции

.4.1 Анализ рынка сбыта продукции

.4.2 Анализ товарной стратегии

.4.3 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия

. Основные мероприятия по совершенствованию управления маркетингом в СХПК «Нива» Красночетайского района ЧР

.1 Основные мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности сбыта сельскохозяйственной продукции

.2 Сбалансированная ценовая стратегия как залог повышения эффективности сельскохозяйственного производства

.3 Организация службы маркетинга на предприятии

.4 Управление рисками в деятельности предприятия

.5 Охрана окружающей среды

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Необходимым условием достижения самоокупаемости и самофинансирования предприятия в условиях рынка является ориентация производства на потребителей и конкурентов, гибкое приспособление к изменяющейся рыночной конъюнктуре.

Каждому предприятию, перед тем как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам оно будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость предприятия. Поэтому необходимо проводить анализ рынков сбыта.

Система сбыта с.-х. продукции является составной частью системы маркетинга АПК. Сбыт аграрных продуктов представляет собой систему отношений по формированию и направлению потока товаров и услуг, способствующих продвижению продуктов от производителя к потребителю. Росту эффективности в сельском хозяйстве в сфере сбыта аграрных продуктов могут содействовать государственные мероприятия по регулированию с.-х. рынков.

Стремительное развитие товарных и иных рынков в России послужило мощным толчком к развитию маркетинговой деятельности. Формированию маркетинговой стратегии отводится основное место в комплексе маркетинговых мероприятий. От ее выбора зависит успешность предприятия на рынке.

Существующие рыночные отношения между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями требуют применения маркетинговых приемов и в сельском хозяйстве. Вместе с тем руководство сельскохозяйственных предприятий не обладают достаточным опытом для реализации, сбалансированной маркетинговой программы, что служит одной из основных причин и малоэффективного функционирования всего сельского хозяйства. Все это и определило выбор темы работы, ее актуальность и практическую значимость.

Целью дипломной работы является разработка предложений по выбору маркетинговой стратегии в СХПК «Нива» Красночетайского района Чувашской Республики на основе анализа рынка сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с этой целью в ходе разработки дипломной работы необходимо решить следующие задачи:

-изучить теоретические основы по анализу рынка сельскохозяйственной продукции и маркетинговой стратегии;

-на примере исследуемого предприятия провести маркетинговый анализ производства и сбыта продукции;

-выявить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятия;

-разработать комплекс мероприятий по совершенствованию управления маркетингом на предприятии.

Красночетайского района Чувашской Республики.

Большинство способов расчёта аналитических показателей, применяемые в дипломной работе использованы из области математики и статистики. Используются разнообразные средние, относительные величины, группировки, динамические ряды, а также метод элиминирования, корреляционный метод, аналитические таблицы, графический и метод конструктивных расчётов.

Приём сравнений. Суть его заключается в сравнении отчётных данных о результатах производственно-финансовой деятельности предприятий, отраслей производства и подразделений с соответствующими показателями за годы предыдущего периода. Данный метод применяется для установления общих тенденций и закономерностей в динамике, как факторных, так и результативных показателей.

Средние относительные числа. Их следует считать производными метода сравнений, применяемых как при оценке динамики факторных, так и результативных показателей.

Элиминирование - является основным для установления количественной меры влияния отдельных взятых факторов на соответствующие результативные показатели. Его применение характерно для функциональной связи между факторными и результативными показателями. Суть данного метода заключается в расчленении анализируемой экономической категории (процесса) на составные элементы. В зависимости от их роли в формировании данной экономической категории (процесса) они делятся на факторные и результативные показатели.

Наиболее распространенный способ элиминирования - цепные подстановки. Каждый фактор поочередно рассматривается как переменный, считая остальные постоянными. Одним из приемов элиминирования является прием исчисления разницы.

Метод конструктивных расчетов. Его применение характерно при экономическом обосновании соответствующих мероприятий, направленных на реализацию резервов, выявленных в ходе анализа.

Корелляционный метод характерен для анализа таких экономических категорий, в формировании которых между факторными и результативными показателями имеет место неполная связь. В рамках данного метода применяются уравнения парной и множественной корреляций.

Графический метод исследований представляет собой изображение соотношения чисел, содержащихся в аналитических таблицах, в виде геометрических фигур или условных художественных фигур.

1. Теоретические основы маркетинговой стратегии и управления маркетингом на предприятии АПК

.1 Понятие и виды маркетинга

В основе термина маркетинг лежит слово market, что означает рынок. Поэтому маркетинг - это концепция управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающая ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей конкретных потребителей. Маркетинг - система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

Маркетинг - это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей.

Виды маркетинга

Стратегический маркетинг представляет собой постоянный анализ потребностей рынка, что предшествует разработке эффективных товаров предназначенных для конкретных покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающих их от товаров конкурентов. Этапы стратегического маркетинга: анализ потребностей для определения; анализ конкурентоспособности; анализ привлекательности рынка; сегментация рынка; выбор стратегии рынка.

Операционный маркетинг - это активный процесс получения заданного объема продаж, путем использования практических средств, относящихся к понятию . Эти четыре элемента в совокупности составляют комплекс маркетинга, который разрабатывается для конкретной рыночной ситуации. При этом говорят про комплекс маркетинговых средств (marketing mix - т. н. маркетинговая смесь). Таким образом, умение правильно смешивать элементы маркетинга для решения практических задач является основой маркетинга.

Комплекс маркетинга (4Р). Рассмотрим каждый элемент отдельно:

Продукт (Product). Товарная политика фирмы включает в себя определение потребительских характеристик товара и его позиционирование на рынке, разработку ассортимента и способов маркетинговой поддержки на разных этапах жизненного цикла.

Цена (Price). Ценовая политика является составляющей конкурентоспособности товара, конечная цель которой - определить ценовую стратегию, конкурентную цену товара. Методика определения оптимального уровня цен учитывает спрос на продукцию и чувствительность покупателей к изменению цены; издержки производства и реализации продукции; цены конкурентов. Соответственно с целями ценообразования, маркетинговая служба должна выбрать из нескольких ценовых стратегий самую эффективную: стратегию единых или дифференцированных цен; стратегию высоких или низких цен; стратегию стабильных или нестабильных цен; стратегию льготных или дискриминационных цен, а также разнообразные скидки и надбавки.

Продвижение товаров на рынке (Promotion). Продвижение товаров на рынке осуществляется с помощью рекламы, паблисити (информации), персональной продажи и стимулирования сбыта через покупателей, продавцов, посредников. Стимулирование сбыта, как эффективный вид продвижения товаров, включает мероприятия по отношению к покупателям, продавцов и посредников: разнообразные льготы и формы поощрения (скидки, конкурсы, лотереи, кредит, подарки). На продвижение товаров направлена также реклама, цель которой - способствование реализации маркетинговых целей, к которым относят: увеличение объема продаж; увеличение части рынка; выведение на рынок новых товаров; формирование позитивного имиджа фирмы и т. д.

Доставка продукта потребителям (Place). Имеется в виду сбытовая политика, которая предусматривает выбор метода сбыта. Сбыт может быть прямым (непосредственно самим предприятием) или сбыт через торговых посредников, которыми могут быть оптовые и розничные продавцы, дилеры, дистрибьюторы, агенты, брокеры и т. д.

Основная цель операционного маркетинга - генерация доходов от продаж, т.е. использование наиболее эффективных методов продаж и минимальных издержек. При этом цель достижения определенного объема продаж трансформируется в производственную программу и программу сбыта для отдельных продаж. Активность операционного маркетинга - решающий фактор в деятельности фирм, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена. Любой товар, обладающий даже превосходным качеством, должен иметь приемлемую для рынка цену, быть доступным для покупателей в сбытовой сети. Он должен быть приспособлен к привычкам целевых потребителей, отвечать их ожиданиям и иметь коммуникационную поддержку, способствующую его продвижению. Для выполнения всех этих пунктов и необходим операционный маркетинг.

.2 Государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции

Сельскохозяйственный рынок - это система экономических отношений между субъектами рынка в сфере обращения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, факторов сельскохозяйственного производства.

Сегодня во всех развитых странах государственное регулирование АПК - важнейшая составная часть рыночного механизма экономики.

Необходимость такого регулирования связана с неустранимыми особенностями АПК, прежде всего сельского хозяйства, не позволяющими в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее приспосабливается к меняющимся рыночным условиям.[41, 312]

Необходимость государственного регулирования в условиях рынка объясняется рядом обстоятельств.

. По мере развития производительных сил усиливается взаимосвязь между всеми отраслями производства, в том числе между сельскохозяйственным и перерабатывающим. С ростом концентрации производства начинают преобладать несколько производителей продукции, что ограничивает развитие конкуренции. Экономика, где рынок является единственным регулятором, не в состоянии избавиться от кризисов. В конечном счете, кризисы становятся столь сильными и разрушительными, что или экономическая система должна реформироваться в направлении резкого усиления государственного регулирования, или экономика, основанная, на частной собственности потерпит крах.

. При удовлетворении потребностей рост производства (в частности продуктов питания) приводит к снижению цен, а, следовательно, к разорению производителей. Это вынуждает государство содействовать стабилизации цен.

. Рынок как саморегулирующаяся система содержит мощные стимулы саморазвития и один из них - конкуренция. Однако рынок обеспечивает связь спроса и предложения, производства и потребления в условиях свободной конкуренции. Создание и сохранение конкурентной сферы в экономике, противодействие монополистическим тенденциям - одна из главных причин вмешательства государства в экономические процессы

. Предпринимательской задачей является создание рынка. Для того чтобы спрос и предложение находились в необходимом равновесии (не было избытка и недостатка товарных масс), должна быть выделена координирующая деятельность. Экономические реформы в любом государстве являются объектом государственного регулирования, т.е. происходят при контролирующей и координирующей роли государства.

. Рыночные регуляторы слабо влияют на решение макроэкономических задач, что также требует вмешательства государства.

. Без вмешательства государства в формирование издержек производства у производителей не будут учтены потери, наносимые окружающей среде.

Таким образом, под государственным регулированием рыночных отношений понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение этих отраслей. [10, 162]

В настоящее время происходит модификация форм и методов государственного регулирования аграрной экономики, как по субъектам, так и по уровню государственного регулирования. Эти тенденции характерны не только для стран, недавно ставших на путь рыночных реформ, но и для стран с развитой рыночной экономикой. [30, 249]

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

Рынок зерна. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

.3 Сущность и виды маркетинговой стратегии

Стратегическая ориентация маркетинга возникла и быстро распространилась, начиная с 60-х годов 20-ого столетия, когда появился термин «маркетинг - микс», переводимый как смешанный, а правильнее комплексный маркетинг.

Маркетинг-микс - это комбинированное и координированное использование различных инструментов маркетинга, которое нацелено на выработку и реализацию гибкой, динамичной маркетинговой стратегии.

Традиционно выделяют четыре основных проблемно - функциональных блока маркетинга-микс, формирующих маркетинговую стратегию. Это комплексы целей организации, взаимосвязанных проблем, определяющих политику в отношении товара, цен, коммуникаций и сбыта.[25, 149]

Стратегия - это долговременный курс товарной политики перспективы, предусматривающий решение принципиальных задач.

Стратегия маркетинга - это составная часть всего стратегического управления предприятием. Это план его деловой активности. Основная задача заключается в поддержании и развитии процесса производства, интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, в повышении ассортимента и качества производимых товаров, в освоении новых рынков, увеличении сбыта и в конечном счете, в повышении эффективности деятельности. [20, 305]

Маркетинговая стратегия - элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Она базируется на результатах анализа существенных условий окружающей среды, а также сильных и слабых сторон собственной деятельности.

Сущность маркетинговой стратегии заключается в рациональном логическом построении направлений маркетинговой деятельности, следуя которым предприятие сможет достигнуть своих намеченных маркетинговых целей. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. [10, 553]

Первым и важнейшим принципом любой маркетинговой стратегии является движение в направлении от покупателя к фирме, а не наоборот. При этом последняя стоит перед выбором между двумя базисными стратегиями. Первая из них - стратегия цены. Выбор этой стратегии зависит от вида товара и услуг и, следовательно, от позиции покупателя. Если для клиента при принятии решения об использовании товара или услуги цена имеет ведущее значение, то нужно попытаться сбыть такое количество своей продукции, чтобы посредством снижения затрат обеспечить поле для соответствующей ценовой политики.

Вторая базисная стратегия именуется преференциальной (льготной) стратегией. Она основана на использовании всего спектра маркетингового инструментария для обеспечения стабильной долговременной льготной позиции потребителя. Эта стратегия отрыва конкурентов путем однозначного профилирования всего спектра предложения или отдельных инструментов маркетинга. Сюда относится улучшение качества услуг. Преференциальная стратегия предполагает смешанный маркетинг, который ставит фирму в положение, выгодно отличающее ее от конкурентов. [12, 297]

При всем многообразии стратегий Майкл Портер сгруппировал их в три класса: дифференциации, концентрации и стратегии лидирующих позиций по издержкам.

Стратегия дифференциации. Организация стремится к достижению превосходства над конкурентами в важных для потребителя областях, охватывающих обширную часть рынка. Компания старается завоевать лидирующие позиции в уровне услуг, качестве продукции, ее оформлении, технологиях. Впрочем, первенствовать во всех этих областях "сразу вряд ли можно. Чаще всего компания культивирует те сильные стороны, которые дадут ей преимущество над конкурентами в одной или более областях. Так, компания, стремящаяся к лидерству по показателям качества, должна производить или закупать лучшие комплектующие, тщательно их подбирать, проверять и т.д.

Стратегия концентрации. Внимание фирмы фокусируется на одном или нескольких узких сегментах рынка. Фирма прекрасно осведомлена о нуждах потребителей и в своей деятельности следует стратегии лидирующих позиций по издержкам или стратегии дифференциации. М. Портер считает, что компании, придерживающиеся одной и той же стратегии, направленной на один и тот же целевой рынок или сегмент, составляют стратегическую группу. Тому ее члену, которому удастся оптимально реализовать стратегию, гарантирована высокая прибыль. Так, компания с самыми низкими издержками первенствует среди тех, кто придерживается аналогичной стратегии. Компании, не выработавшие четкой стратегии, так называемые "середняки', чаще всего проигрывают в конкуренции. Они, как правило, не могут выделиться среди других компаний отрасли ни низкими ценами, ни осознанием нужд потребителей, ни лучшим обслуживанием какого-либо сегмента рынка. "Середняки" стараются преуспеть на всех стратегических направлениях, но поскольку каждое из них требует особых и часто не согласующихся друг с другом способов организации компании, они неизбежно терпят крушение.

Стратегия лидирующих позиций по издержкам. Предприятие стремится к приемлемым минимальным расходам на производство и распределение продукции, чтобы установить более низкие (в сравнении с конкурентами) цены и расширить свою долю рынка. Компании, следующие этой стратегии, должны уделять основное внимание в первую очередь разработке новой продукции, закупкам комплектующих, производству и распределению. Маркетинговые навыки необходимы им в меньшей степени. Целесообразно ориентироваться на достижение самых низких издержек в сравнении не с компаниями-конкурентами в своей стратегической группе, а с теми, кто придерживается стратегий дифференциации или концентрации. [19, 171]

В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности предприятий:

стратегия завоевания или расширения доли рынка;

стратегия инноваций;

стратегия дифференцирования продукции;

стратегия снижения издержек производства;

стратегия выжидания;

стратегия индивидуализации потребителя.

Реализация рыночной стратегии предполагает выбор средств и методов достижения поставленных целей: выбор целевых рынков, методов и времени выхода на них, определение перспективной эффективности производства и сбыта путем разработки программ маркетинга.

Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения предполагает завоевание доли рынка или его сегмента путем выпуска и внедрения на рынок новой продукции, формирования новых потребностей у потребителей, проникновения в новые сферы.

Стратегия инновации предполагает создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению. К таким изделиям относятся, прежде всего, принципиально новые продукты, ориентированные на ранее не известные потребности, появление новых потребностей - это результат их формирования: когда главный упор в разработке изделия делается на ранее неизвестную часть потребностей.

Стратегия инновационной имитации предполагает копирование новшеств, разработанных конкурентами, и, прежде всего, принципиально новых идей, заложенных в новой продукции. Такую стратегию проводят фирмы, обладающие значительными ресурсами и производственными мощностями, необходимыми для массового выпуска скопированного изделия и сбыта его на тех рынках, которые еще не захвачены пионерной компанией.

Стратегия дифференцирования продукции предполагает модификацию и усовершенствование традиционных изделий, выпускаемой фирмой за счет новых технических принципов, внесение в изделие таких модификаций, которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования. Это достигается путем внедрения более производительных технологий - автоматизированных линий, при помощи дизайна, совершенствования форм обслуживания потребителей, лучшей организации дилерской сети. Эффективность дифференциации продукции непосредственно связана с относительно не высокими затратами. Но уникальность продукта может обеспечить большой объем продаж.

Стратегия снижения издержек производства направлена на повышение конкурентоспособности изделия, то есть ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам. Ради увеличения контролируемой доли рынка фирмы идут на значительные первоначальные капиталовложения в передовую технологию и оборудование, демпинговые цены и невероятные потери в первые годы выхода продукции на рынок.

Стратегия выжидания используется, когда тенденция конъюнктуры и потребительского спроса не определены. Тогда крупная фирма предпочитает воздержаться от внедрения продукта на рынок и изучить действия конкурентов. При возникновении устойчивого спроса крупная фирма, располагающая необходимыми ресурсами, в короткие сроки развивает массовое производство и сбыт и подавляет фирму-новатора. Такая практика широко распространена у крупных машиностроительных компаний.

Стратегия индивидуализации потребителя особо широко применяется производителями оборудования производственного назначения, ориентированного на индивидуальные заказы покупателей, а также на разработанные ими проекты или спецификации. В этом случае поставщик выступает в роли исполнителя заказа и при выполнении сложных и уникальных и уникальных проектов даже финансируется заказчиком. [11, 20]

2. Анализ рынка сельскохозяйственной продукции и стратегического управления в СХПК «Нива» Красночетайского района ЧР

.1 Характеристика природных и экономических условий деятельности предприятия

Территория землепользования СХПК «Нива» Красночетайского района ЧР расположена в северо-западной части района. Граничит с Ядринским районом и другими хозяйствами района.

Почвы района дерново-подзолистые, характеризуются невысоким содержанием гумуса. Естественное плодородие этих почв не высокое, но по своим свойствам они приурочены под посев всех районированных культур. Для получения высоких урожаев необходимо соблюдать агротехнику, чаще вносить органические и минеральные удобрения.

Климат района умеренно-континентальный, с холодной продолжительной зимой и теплым летом. Среднегодовая температура воздуха 3,0-3,6 °С. Среднемесячная температура января - 22,2-22,9 °С, июля 18,3-19,1 °С. Продолжительность периода со среднесуточной температурой выше 10 °С длится с начала мая до середины сентября в течение 135-140 суток. Количество осадков за год 490-550 мм. Осадки теплого периода составляют 70% годовой суммы. Среднемесячное значение относительной влажности не превышает 65%, в ноябре-декабре до 85%, самые сухие месяцы - май, июнь.

Из неблагоприятных явлений погоды:

засухи - повторяются 1 раз в 3-4 года;

грозы и шквалистые ветры;

туманы и метели - 23-25 дней в году;

высокие паводки;

максимальная глубина промерзания почв 160 см.

Административно-хозяйственный центр хозяйства - деревня Мочеи - расположена в 10 км от районного центра, 45 км от железной дороги и 100 км от столицы республики г. Чебоксары.

Транспортная связь с районным центром и столицей республики осуществляется по асфальтированной дороге. Перевозка сельскохозяйственной и другой продукции с полей до производственного центра хозяйства и обратно производится в основном по грунтовым и частично дорогам с твердым покрытием.

СХПК «Нива» является хозяйством зерново-животноводческого направления. В соответствии с производственным направлением хозяйства ведущими культурами являются зерновые и кормовые культуры.

Организация управления сельскохозяйственным производством в настоящее время территориальная, на перспективу предусматривается сохранение территориального принципа управления производством.

Общая земельная площадь хозяйства составляет 1620 га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 1572 га. Из них: пашня - 1190 га, сенокосы - 279 га, пастбища - 82 га, многолетние насаждения - 20 га. Лесные массивы занимают 12 га, пруды и водоемы - 37 га.

Среднесписочная численность работников составляет 120 человек, из них женщины - 50 человек.

Растениеводство основано на выращивании следующих культур: пшеница озимая, рожь озимая, пшеница яровая, овес, ячмень, вика, кормовые корнеплоды, кукуруза на силос, однолетние травы, многолетние травы.

В деревне Карк - Сирма сосредоточена ферма КРС: основное стадо молочного скота и животные на выращивании, в деревне Мочеи - животные на откорме, в деревне Торханы - нетели. Развито пчеловодство.

Состав предприятия, размер его землепользования и наличие сельскохозяйственной техники представлены в таблице 1.

Таблица 1. Общая характеристика СХПК «Нива»

По данным, приведенным в таблице, изменения наблюдаются в среднегодовой численности работников кооператива, которая имеет тенденцию к уменьшению. Таким образом, с 2006 года к 2010 году численность снизилась на 33%. Это может быть связано также со снижением численности трудоспособных членов населенных пунктов входящих в кооператив, при этом снижение составило 10%.

Общая земельная площадь кооператива и его структура за пять лет не изменились, что говорит о том, что дана структура земельных площадей, удовлетворяет потребностям кооператива.

В основном наличие сельскохозяйственной техники в кооперативе не изменилось. За это период кооператив приобрел два зерновых комбайна.

Оценка размера сельскохозяйственного производства СХПК «НИВА» и характеристика изменений по годам представлена в таблице 2.

Таблица 2. Размеры сельскохозяйственного производства СХПК «Нива»

Показатель2006 год2007 год2008 год2009 год2010 год2010г. в % к 2006г.Стоимость валовой продукции по себестоимости, тыс. руб.897010442135391609420387227Валовой доход, тыс. руб. 43587260102121085812726292Произведено, ц: зерна957382371409919959491051 молока56435786646168487031125 прироста ж.м. КРС619529638592684111Товарная продукция, тыс. руб.45497260102121085812726280Площадь с.-х. угодий, га15711571157115711571100 в т.ч. пашни11901190119011901190100Среднегодовая стоимость основных средств производства, тыс. руб.205332053323061,52615633784165Среднегодовая численность работников с.-х. производства, чел.979693646466Среднегодовое поголовье животных, гол.: крупного рогатого скота51654955339942582 в т.ч. коров160160170170170106 молодняка186389383229255137Энергетические мощности, л.с.59686085603860386038101

Представленные в таблице данные говорят о том, что основная часть показателей размеров сельскохозяйственного производства кооператива имеют тенденцию к росту. Исключение составляют снижение численности работников сельскохозяйственного производства на 44%, снижение среднегодового поголовья КРС на 18 %. Также из-за климатических условий происходит резкое сокращение производства зерна по сравнению с 2009 годом на 75%, а с 2006 годом на 49%. Несмотря на такое снижение, валовой доход, имеет тенденцию к росту, это связано с тем, что производство животноводческой продукции возросло.

Таблица 3.1. Структура товарной продукции СХПК «Нива»

Наименование отрасли2006 год2007 год2008 годВыручка от реализации, тыс. рубУдельный вес в %Выручка от реализации, тыс. рубУдельный вес в %Выручка от реализации, тыс. рубУдельный вес в %К общей выручкеК выручке от данной отраслиК общей выручкеК выручке от данной отраслиК общей выручкеК выручке от данной отрасли1.Раст-во - всего94017,6100120916,3100304829,4100в т.ч. зерновые и зернобобовые81815,387,0109514,790,6291328,195,6Прочие1222,313,01141,59,41351,34,42.Жив-во - всего417778,0100605181,5100716469,1100в т.ч. скотоводство - итого392773,494,0572277,194,6691766,796,6из них: молоко210339,350,3324543,753,6441842,661,7мясо.182434,143,7247733,440,9249924,134,9Коневодство1352,53,2911,21,5820,81,1Пчеловодство260,50,6240,30,4210,20,3Прочие891,72,12142,93,51441,42В целом по с.-х. производству511795,6Х726097,8Х1021298,5Х3. Продукция прочих видов деятельности2354,4Х1662,2Х1581,5ХВсего5352100Х7426100Х10370100Х

Таблица 3.2

Наименование отрасли2009 год2010 годВыручка от реализации, тыс. рубУдельный вес в %Выручка от реализации, тыс. рубУдельный вес в %К общей выручкеК выручке от данной отраслиК общей выручкеК выручке от данной отрасли1.Раст-во - всего284425,7100132410,2100в т.ч. зерновые и зернобобовые273424,796,111128,684,0Прочие11013,92121,616,02.Жив-во - всего801472,51001140287,7100в т.ч. скотоводство - итого366533,245,71119686,0998,2из них: молоко399936,249,9688652,9560,4мясо.1391,31,7431033,1437,8Коневодство150,10,2---Пчеловодство610,60,8---Прочие1501,41,92061,61,8В целом по с.-х. производству1085898,2Х1272697,9Х3. Продукция прочих видов деятельности1951,8Х2792,1ХВсего11053100Х13005100Х

Изучив динамику структуры товарной продукции СХПК «Нива», выяснилось, что наибольший удельный вес занимает отрасль животноводства. За последние годы наблюдается рост этой отрасли. Отрасль животноводства связана в основном с производством молока, она так же имеет тенденцию к росту. Так в 2007 году производство молока возросло на 4,4%, в 2010 на 13,6% Доля растениеводства в 2007 году уменьшилась на 1,3% а в 2010 на 7,4%, а в 2008 и 2009 году наблюдается ее увеличение на 11,8% и 8,1% соответственно. Растениеводство основано на производстве зерновых и зернобобовых культур.

Также при анализе экономических условий деятельности кооператива необходимо изучить товарность основных видов сельскохозяйственной продукции (таблица 4).

Таблица 4. Товарность основных видов с.-х. продуктов СХПК «Нива»

Наименование2006 год2007 год2008 год2009 год2010 годВаловое производство, цРеализовано, цТоварность, %Валовое производство, цРеализовано, цТоварность, %Валовое производство, цРеализовано, цТоварность, %Валовое производство, цРеализовано, цТоварность, %Валовое производство, цРеализовано, цТоварность, %1.Продукция растениеводстваЗерновы и зернобобовые9573260527,28707284232,61510559203921524953344,34910238948,72.Продукция животноводстваСкот и птица - всего, живая масса (прирост)61944972,552965212363854285592695117684785114,8в т.ч. крс61941767,452963512063852182592695117684785114,8молоко5643409472,65786449477,764615933926848576284,17031618788,0Продукция пчеловодства221002,51,6642,72,59344100---

В СХПК «НИВА» наблюдается увеличение товарности зернобобовых и зерновых культур на конец периода на 21,5 процентных единиц. До 2008 года товарность молока увеличивается, затем в 2009 году наблюдается снижение на 7,9%. Увеличение товарности сельскохозяйственной продукции связано с тем, что в хозяйстве большое внимание уделяется качеству продуктов питания (т.е. молока), продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур. Составляются оптимальные суточные рационы для коров, которые дают большую отдачу.

Коэффициент специализации в 2007 году был равен 0,4 (100/248), в 2008 - 0,37 (100/270), а в 2009 0,75 (100/132).В 2008 году коэффициент специализации показывает средний уровень специализации, а в 2009 году наблюдается углубленная специализация.

.2 Анализ финансовых результатов и финансового состояния предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т.д.).

Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, которую непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основными задачами анализа реализации продукции и финансовых результатов деятельности являются: систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; определение влияния как объективных, так субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", ф.5-ф "Краткий отчет о финансовых результатах", ф.З "Движение капитала", ф.7-АПК "Реализация продукции", ф.16-АПК "Баланс продукции", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Таблица 5. Анализ динамики финансовых результатов деятельности СХПК «Нива»

ПоказателиСумма, тыс. руб.Отклонение 2007 к 2006 (+/-)Отклонение 2008 к 2007 (+/-)Отклонение 2009 к 2008 (+/-)Отклонение 2010 к 2009 (+/-)2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг53537426103701105313005207329446831952Себестоимость проданных товаров, продукции работ и услуг460660019059100561098113953058997925Валовая прибыль746142513119972024679-114-3141027Прибыль (убыток) от продаж746142513119972024679-114-3141027Прочие доходы574882238638085458308150414221650Прочие расходы11061021202622603577-8510052341317Прибыль (убыток) до налогооблажения214128616712545390510723858741360Чистая прибыль (убыток) отчетного периода214128616712545390510723858741360Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг139140107118100100100100100Себестоимость проданных товаров, продукции работ и услуг13015111110986,080,887,491,084,4Валовая прибыль191927620313,919,212,69,015,6Прибыль(убыток) от продаж191927620313,919,212,69,015,6Прочие доходы15427116014310,711,923,034,542,0Прочие расходы9219811215820,713,719,520,427,5Прибыль(убыток) до налогооблажения6011301521534,017,316,123,030,0Чистая прибыль (убыток) отчетного периода6011301521534,017,316,123,030,0

Финансовое состояние предприятия (ФСП) - это экономическая категория, отражающая финансовые отношения субъекта рынка и его способность финансировать свою деятельность по состоянию на определенную дату. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, потребность в финансовых ресурсах и, как следствие, - финансовое состояние предприятия.

Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии и наоборот.

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, - ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчеты о прибылях и убытках (форма № 2), движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные первично го и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Бухгалтерский баланс содержит информацию, на основании которой можно установить средства, имеющиеся в распоряжении предприятия, источники формирования, направления и эффективность их использования, состояние расчетов с юридическими и физическими лицами, платежеспособность предприятия и т.д.

Таблица 6

Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности СХПК " Нива"

ПоказателиЗначение показателей, тыс. руб.2006 г.2007г.2008 г.2009 г.2010 г.Выручка от реализации53527426103701105313005в т.ч в растениеводстве9401209304828441324в животноводстве417760517164801411402Себестоимость продукции4606600190591005610981в т.ч в растениеводстве792945218422651434в животноводстве37575032672977579331Прибыль от реализации746142513119972024Чистая прибыль (убыток)2141286167125453905Собственный капитал82058955104341254215767Чистые активы10545131191043412541215767Собственные оборотные средства343038084801221-577

Анализ абсолютных показателей финансово-хозяйственной деятельности показал, что в течение 5 лет сумма выручки возрастает. Особенно это заметно в отрасли животноводства. Отсюда видно, что и чистая прибыль в 2010 году значительно выше, чем в 2006-2009 годы.

Таблица 7. Финансовое состояние СХПК "Нива"

ПоказателиЗначения показателейНорматив2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Показатели ликвидности (платежеспособности)Коэффициент абсолютной ликвидности0,2-0,250,0050,0220,020,0020,008Коэффициент текущей ликвидности287,59,512,412,17Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности124,726,5813,0711,4113,34Показатели финансовой устойчивостиКоэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,10,590,580,060,13-0,05Коэффициент соотношения заемных и собственных средств0,70,280,460,680,650,77Показатели финансовой независимостиКоэффициент финансовой автономии0,5-0,60,780,680,590,610,57Коэффициент финансовой зависимости min0,220,320,410,390,43Показатели деловой активностиОборачиваемость чистых активов-0,5080,5660,9940,0880,825Оборачиваемость оборотных фондов-1,5601,95021,6049,052-22,539Оборачиваемость запасов-Оборачиваемость кредиторской задолженности-4,64,586,5511,0811,48Оборачиваемость дебиторской задолженности-23,0255,0140,0727,9828,99

Таблица 8. Относительные показатели экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности СХПК "Нива"

ПоказателиЗначения показателей2006 г.2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.Общая рентабельность4,0017,3216,1123,0330,03Рентабельность собственного капитала2,6114,3616,0120,2924,77Рентабельность чистых активов2,039,8016,012,0324,77Рентабельность продаж13,9419,1912,649,0215,56

Оценивая относительные показатели экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности кооператива, отметим, что общая рентабельность на 2010 год возросла в 7,5 раза.

Таблица 9. Анализ структуры и состава имущества СХПК «Нива»

Похожие работы на - Анализ рынка сельскохозяйственной продукции и стратегического управления в СХПК 'Нива' Красночетайского района ЧР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!