Анализ применения инструментов маркетинга в антикризисном управлении на примере Волгоградского филиала ОАО 'Ростелеком'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    721,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ применения инструментов маркетинга в антикризисном управлении на примере Волгоградского филиала ОАО 'Ростелеком'

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российской экономики при переходе к рыночным отношениям выдвинуло задачу формирования антикризисного управления. Важность ее использования обусловлена кризисным состоянием производства продукции во всех отраслях народного хозяйства: около половины промышленных предприятий в стране неплатежеспособны, не имеют оборотных средств для обеспечения производственного процесса, а основные средства устарели морально и изношены более чем на 75%.

Сущность антикризисного управления предприятием состоит в способности руководства к анализу и регулированию механизма планирования и распределения прибыли.

Кризисные ситуации - характерный атрибут современной деловой жизни. Для кризиса характерно: угроза цели компании; внезапность; острый дефицит времени для адекватного реагирования и принятия ответных мер. Маркетинговыми причинами кризиса могут быть упущения руководства фирмы в любом из направлений маркетинга: выборе целевого рынка, позиционировании товара, прогнозе сбыта, маркетинговой информации, ценовой и товарной политики, оценке внутренних возможностей фирмы, выборе концепции маркетинга и его целей, качестве проведения маркетинговых исследований.

Задача маркетинга - выяснить причины кризисного процесса и предложить радикальные меры либо по его приостановке, либо, если фирма «вошла в кризис», способствовать деятельности антикризисных управляющих по проведению маркетинговых мероприятий, обеспечивающих выход фирмы из кризиса.

Сущность антикризисного управления предприятием состоит в способности руководства к анализу и регулированию механизма планирования и распределения прибыли.

Во избежание существенных финансовых потерь, в период кризиса необходимо применять специфичный маркетинг, суть которого состоит в оперативном изменении маркетинговой политики фирмы и всех составляющих маркетинга (ассортимент товара, цена, каналы распределения и методы стимулирования сбыта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

Во времена стабильного рынка маркетинговая политика любой компании практически не видоизменяется и не вносит каких-либо значительных корректировок в деятельность уже налаженного производства. Однако с приходом кризиса все кардинальным образом меняется и на смену обычной маркетинговой деятельности приходит антикризисный маркетинг. При этом если в стабильной экономике необходим маркетинг, позволяющий победить в неценовой борьбе, то в кризисных экономических ситуациях чаще всего не обойтись без маркетинга, позволяющего одержать победу именно в ценовой конкуренции. Маркетинг является центральным блоком при проведении различных процедур антикризисного управления в качестве оценки перспективности рынка и предприятия. Наиболее ярким примером могут служить фиктивные банкротства целого ряда предприятий, решение о признании которых банкротами было принято на основе ложной оценки рынка сбыта предприятия. Именно заниженная оценка рыночной стоимости предприятий, основанная на некачественном (или сфальсифицированном) анализе определенного сегмента рынка, как правило, является важнейшей составной частью реализации данной схемы реструктуризации.

Кризисы возникают как в процессе функционирования предприятия, так и при управлении развитием организации. Они угрожают жизнестойкости. Причины развития кризиса могут быть различными: объективные, субъективные, природные, связанные с уровнем научных знаний, несовершенством управления, противоречием интересов и потребности рынка.

Применение маркетинга помогает предприятию выяснить свои возможности на рынке и выйти из кризисной ситуации с наименьшими затратами и потерями.

Антикризисный маркетинг направлен, прежде всего, на то, чтобы дать четкий ответ на вопрос о будущем предприятия, его способности функционировать в нормальном режиме, а также определить стратегию, которая отныне станет основой деятельности компании. [40, 31]

Объектом исследования являются инструменты маркетинга.

Предметом исследования является использование инструментов маркетинга в антикризисном управлении.

Целью данной дипломной работы является исследования антикризисного управления и роли маркетинга в нем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

         Изучить сущность маркетинга в деятельности организации.

         Рассмотреть маркетинговую стратегию антикризисного управления.

         Рассмотреть роль маркетинговых коммуникаций в системе антикризисного управления.

На основании полученных теоретических знаний произвести анализ Волгоградского филиала ОАО «Ростелеком», маркетинговые стратегии и управление предприятием в кризисных условиях.

Глава 1. Теоретические аспекты инструментов маркетинга в антикризисном управлении

1.1    Понятие, сущность и содержание кризиса

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом строе, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применимо только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Понятие «кризис» теснейшим образом связано и с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на процесс антикризисного управления любого предприятия. Исключите из риска вероятность неблагоприятного исхода, и пропадет острота риска, станут неожиданными не только кризисные, но и вполне обычные ошибки.

Если есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации. Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнес-процессов под воздействием макроэкономических факторов. Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социально-экономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие. Глубокие кризисы могут дестабилизировать части или всю социально-экономическую систему. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также делится на кратковременные и затяжные. Фактор времени чрезвычайно важен в кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

Кризисы не обязательно разрушительны, они могут иметь и положительные последствия, они могут вызываться управляемыми и неуправляемыми факторами, природой развития социально-экономической системы. Кризисы могут возникать и в процессах функционирования. Это противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и условиями их использования (климат, помещение, производственный процесс, совместимость и пр.) Таким образом, кризис - это максимальное обострение противоречий в организации, угрожающее ее стабильной жизнедеятельности (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Виды кризисов

Причины

Характер

Последствия

Объективные, субъективные

Легкий, глубокий

Обновление, разрушение

Внешние, внутренние

Кратковременный, затяжной

Оздоровление

Случайные, закономерные

Локальный, общий

Долгосрочные, краткосрочные изменения

Искусственные, естественные

Скрытый, явный

Преобразование, сохранение

Противоречия интересов

Частичный, системный

Обострение

Несовершенство управления

 - Природный

Количественные, качественные

Уровень знаний

 - Социальный

Необратимые, обратимые

Потребности развития

 - Экономический


Природные изменения

Управляемый, неуправляемый


Усложнение деятельности

 - Общественный


Уплотнение времени

 - Экологический



 - Организационный



 - Технологический



 - Экономический



Классификационные критерии кризиса могут оцениваться и как его черты, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда, поэтому важно видеть предпосылки возникновения кризисов и определять вредоносные последствия кризисов.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Также в управлении социально-экономической системой должен функционировать так называемый мониторинг антикризисного развития. Но для такого предсказания необходимы четкий набор признаков и показателей кризисного развития, методология их расчета и использования в анализе. Предсказание кризисов возможно путем анализа факторов и процесса развития кризиса. Для распознавания кризисов необходимо использовать всю систему показателей оценки состояния социально-экономической системы. Поэтому необходима разработка новых, синтетических показателей для того, чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их практического использования. С методологией распознавания кризиса теснейшим образом связана организация этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, взаимодействие в системе управления, статус рекомендаций или решений. Диагностирование и прогнозирование кризисов должно быть поставлено на профессиональную основу. Выход из кризиса зависит от способов анализа существенных противоречий и наличия специалистов в области антикризисного управления. В существование социально-экономической системы заложена деятельность людей. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, без них не возможно развитие. Часто человеческий фактор - это предпосылка и источник кризиса. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения влияют на неотвратимость кризисов и их положительное значение. В процессе развития системы повышается роль человека в стабильном ее развитии, которое означает не устранение кризиса, а предвидение и уверенное и своевременное, и по возможности, безболезненное его разрешение. Таким образом, антикризисное развитие - это не бескризисный процесс, а преодоление кризисов как источника результативного для интересов человека развития.

Первопричиной, т. е. возможностью возникновения экономический кризисов, является разрыв между производством и потреблением. В рамках натурального хозяйства между производством и управлением существовала прямая связь. Предпосылки для экономических кризисов возникли и увеличивались с развитием товарно-денежных отношений. Разделение труда, развитие специализации и кооперации увеличивало разрыв между производством и потреблением. Но при простом товарном производстве вероятность кризисов не могла превратиться в необходимость. Товары тогда продавались в основном на местных рынках, затруднения с их реализацией носили локальный характер и не могли вызывать нарушения процесса реализации во всем обществе. С развитием товарного производства и кредитно-денежных и рыночных отношений усилился разрыв между производством и потреблением. В условиях свободной конкуренции экономические кризисы стали объективной закономерностью. В докапиталистических способах производства было недопроизводство материальных благ. При капитализме впервые возникло перепроизводство. Сущность экономического кризиса проявляется в излишнем производстве товаров по сравнению с совокупным спросом, в нарушении процесса воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм.

1.2    Сущность и инструменты антикризисного маркетинга

Маркетинг согласно его широкому пониманию - это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Концепция маркетинга

Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов.

Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Часто говорят, что главная задача маркетинга - найти потребность и удовлетворить ее.

Желание - это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Иногда оно называется конкретизированной потребностью. Например, общая потребность в еде трансформируется в более частную потребность во фруктах, которая, в свою очередь, выливается в конкретизированную потребность, желание, купить яблоки. Причем в разных регионах и странах общие потребности трансформируются в самые разнообразные желания, определяемые культурными, историческими, географическими и др. факторами. Ту же потребность в еде жители разных стран удовлетворяют путем потребления различных продуктов питания. Потребители, проживающие в одной стране и испытывающие одну и ту же потребность, могут ее удовлетворять путем приобретения различных товаров.

Спрос - желание, конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью. При заданных ресурсных возможностях люди удовлетворяют свои потребности и желания путем приобретения товаров, которые приносят им наибольшую пользу и удовлетворение.

Продукт - все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт - это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, организации, виды деятельности, идеи). (В литературе по маркетингу английский термин «product» зачастую переводится как «товар». Имеется в виду, что продукт, изготовленный производителем, при поступлении на рынок становится товаром.

Обмен - акт получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен. Обмен - только один из многих способов, с помощью которых люди получают желаемый продукт. Другими способами являются охота, огородничество. Обмен является одним из базовых понятий маркетинга. Для осуществления обмена необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: сторон должно быть как минимум две; каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны; каждая сторона должна хотеть совершить обмен с другой стороной; каждая сторона должна быть свободной в выборе - вступать в обмен или нет; каждая сторона должна быть в состоянии осуществлять коммуникации и доставку своего продукта. Соблюдение этих условий делает обмен возможным, а состоится он или нет - зависит от того, пришли ли стороны к соглашению и готовы ли они заключить сделку.

Сделка - торговая операция между двумя сторонами, включающая, по крайней мере, два субъекта интереса и соглашение об условиях, сроках и месте ее реализации. Существуют два вида сделок: денежная сделка, когда товары обмениваются за деньги, и бартерная сделка. Сделка предполагает выполнение следующих условий: наличие, по крайней мере, двух товаров, представляющих интерес для взаимного обмена; согласованных условий, времени и места ее совершения.

Рынок в маркетинговом понимании - это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою социальную значимость, приобретают признание у потребителей. В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое месторасположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются современные средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями. (В маркетинге также под рынком понимается совокупность потребителей определенного продукта; говорят - рынок металла, зерна и т. п. На основе этого принципа часто проводят сегментацию рынка.)

Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:

.        Тщательный учет при принятии решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры.

.        Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.

.        Информирование потенциальных потребителей о продуктах организации и воздействие на потребителей с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.

Маркетинг в сегодняшнем смысле - больше, чем чистая техника продажи. Понятие «маркетинг» сформировалось в начале двадцатого века в Америке и в 50-е годы 20-го столетия пришло в западноевропейский регион.

Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду, последующему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1929-1933 годах. В это время шел активный поиск средств антикризисного регулирования, как на государственном уровне, так и на уровне отдельных фирм и компаний.

Резкое изменение отношения к маркетингу произошло, когда окончательно прояснилась степень социальной ответственности экономики, создавшей обществу множество проблем (уменьшение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, длительная безработица, переоценка ценностей и пр.). В результате, общественный аспект был напрямую интегрирован в коммерческий маркетинг.

Термин «маркетинг» в данном контексте можно перевести как «рыночная функция». В начале, маркетинговая деятельность была локализована в сфере реализации уже созданных благ (сбыт, реклама). Как система взглядов и инструмент практической деятельности маркетинг начал рассматриваться в начале 60-х годов текущего столетия, когда в промышленности развитых стран рынок продавца (спрос выше предложения) сменился на рынок покупателя (спрос ниже предложения). Именно в этот период до 95% новых товаров, разработанных как товары высокого уровня качества, не находили покупателей. Вот тогда и возник маркетинг как наука, направленная на решение практических проблем предпринимательства.

Известный немецкий ученый Раффее предложил поделить маркетинговую среду организации на 2 среды. Первая (І) из них представлена рынками приобретения и сбыта, с которыми организация находится в прямых отношениях обмена. Вторая среда (ІІ) соотносится с естественной и общественной средами. Естественная среда - вода, воздух, земля и сопутствующие производству и потреблению вредные вещества.

В общественной среде действуют государственные, культурные, политические учреждения, социальные нормы, общественность. Обе среды для организации маркетинга имеют огромное значение. Они могут оказывать значительное влияние на производительность труда и доходы организации. Покупатели, будучи частью среды I, способны нанести организации вред тем, что обратятся к другому поставщику и приобретут там желаемый продукт - с возможно лучшим качеством. Они также могут напрямую обратиться в организацию и настаивать через рекламации и протест на улучшении предложения по продукту. Среда II - общественная среда - действует на организацию, как правило, иным путем. Это, в частности, гражданские инициативы, которыми пытаются предотвратить определенные намерения отдельных людей и общин, а также, наоборот, способствовать их возникновению. Правовые предписания и общественные нормы также ограничивают деятельность организаций. Для целей маркетинга необходимо учитывать обе среды. Это означает принятие существующей ситуации на рынке и приспособление предложения к рыночным условиям. Оказывать влияние означает желать изменения рыночных условий. Первый вид поведения называется адаптивным маркетингом, второй структурно-изменяющим. Постепенно рамки маркетинга расширялись, охватывая все стороны хозяйственной деятельности экономических объектов (планирование, организация и управление производством, финансы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Параллельно этому происходило формирование инструментария для более активного воздействия на рыночные процессы. В 70-е годы 20 века маркетинг широко распространился в промышленности. В 80-е годы двадцатого столетия захватил сферу услуг, а также рыночные сегменты, обслуживание которых коммерческие организации считают невыгодными.

Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности.

В основе маркетинга лежат следующие понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Если говорить упрощенно, то потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки, т.е. маркетинг, направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.

В 1948 году Институт Гамильтона в словаре экономических терминов дал следующее определение маркетинга:

«Маркетинг - это вид экономической деятельности, состоящей в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю».

До этого маркетингом считалась предпринимательская деятельность в сфере сбыта или система взглядов на продажу.

В настоящее время имеются самые различные определения маркетинга. С одной стороны, он рассматривается как концепция предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, в основу которой положено удовлетворение потребительского спроса. По определению Американской ассоциацией маркетинга:

«Маркетинг - это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций». На практике под маркетингом обычно понимается конкретная рыночная деятельность.

Согласно П. Друкеру: «Маркетинг настолько всеобъемлющ, что его просто нельзя рассматривать как отдельную функцию. Это - весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, с точки зрения потребителя».

Таким образом, общий вывод следующий: маркетинг представляет собой вид деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей с помощью обмена на рынке, это работа с рынком.

Современная маркетинговая теория представлена разнообразными концепциями - в самом широком смысле этого слова. Это:

·        понятийные концепции маркетинга (как философии бизнеса, как науки, как управленческой концепции);

·        концепции маркетинга в зависимости от состояния спроса;

·        прикладные концепции маркетинга в зависимости от сферы его уровне потенциал персонала является функцией потенциалов квалификации применения (промышленный, торговый, банковский маркетинг и т.п.)

·        уровень потенциала персонала - функция потенциалов квалификации, собственно маркетингового управления и др.

Управление маркетингом - это процесс и концепция. Процесс рассматривается как функция управления наряду с такими конкретными функциями, как управление персоналом, финансовое управление и т.д. Вместе с тем маркетинг может выглядеть и в виде концепции, основополагающих принципов и мер (методов) по их реализации в сфере функционирования предприятия.

Современная концепция управления маркетингом предполагает следующие процедурные действия: оценку, проверку, диагноз и прогноз (рисунок 1.2). Современное содержание маркетинга дополняется достаточно широким спектром деятельности по диагностике рынка, измерения его параметров, подтверждения диагноза и его верификации. Логичным завершением механизма управления маркетингом является прогноз функционирования маркетинговой подсистемы на основе оценки, проверки и диагностических действий.

Рис. 1.2. Процедуры управления маркетингом

Маркетинг позволяет принять решение о выгодном вложении капитала, правильном расширении действующего и создании нового производства; о системе организации сбыта продукции, о стратегии рекламы и т.д.

Таким образом, маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия. Сюда входит: изучение потребителя; исследование мотивов его поведения на рынке; анализ собственного рынка предприятия; исследование продукта; анализ форм и каналов сбыта продукции; анализ объема товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; исследование рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение «ниши» рынка, области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих сравнительных преимуществ для увеличения товарооборота.

Исходя из такой функциональной дифференциации маркетинговой подсистемы и строится управление маркетингом по основным блокам или функциональным направлениям (рисунок 1.3).

Рис. 1.3. Основные блоки управления маркетингом

Анализ различных управленческих концепций маркетинга на протяжении всей, почти вековой, истории их формирования в теории и практике позволяет выделить основные этапы эволюции маркетингового управления:

·        «донаучный», интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария;

·        этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта;

·        этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом.

«Донаучный», интуитивный, этап формирования маркетингового инструментария завершился к началу ХХ века, когда маркетинг уже обрел «статус» прикладной теории и самостоятельной учебной дисциплины.

Исходный импульс в развитии маркетинга как прикладной науки и управленческой концепции был дан в период промышленной революции в США. Там произошла историческая трансформация предпринимательской интуиции и опыта в философию бизнеса, в учебную дисциплину, в концепцию управления и, в конечном счете, - в прикладную науку:

·        в Иллинойском и Мичиганском университетах в начале 20 века состоялись первые лекции по маркетингу. Это дало старт развитию нового учебного предмета, ставшего с тех пор неотъемлемой частью экономического образования;

·        в крупнейших компаниях страны в 1911 году были созданы первые отделы маркетинга и рекламы, что являлось, по сути, соответствующей реакцией практического менеджмента на возросшую роль маркетинга;

·        в 20-е годы двадцатого столетия в США была организована национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, что, в свою очередь, стало важным событием в научно-методическом становлении маркетинга.

По мере развития наук (психологии, социологии, антропологии, экономики, математики и др.), прямо или косвенно сопряженных с маркетингом и менеджментом, ученые и предприниматели узнавали все больше не только о разнородных факторах среды субъекта в условиях конкуренции, но и о возможностях наиболее результативного управления ими в своих интересах. С середины 50-х годов ХХ века в Европе и США в условиях усиления конкурентной борьбы маркетинг, значительно расширил свое влияние и позиции в теории и практике менеджмента. Изменения структуры менеджмента на протяжении первой половины ХХ века существенным образом повлияли на формирование управленческих концепций маркетинга.

И. Ансофф в своей известной книге «Новая корпоративная стратегия» писал, что в менеджменте зачастую доминирование маркетинга над производством снижало эффективность последнего. «В качестве компенсации появилась «общая маркетинговая концепция», которая позволила сбалансировать конфликтующие требования маркетинга и производства... Во второй половине ХХ века средства достижения успеха изменились, а вслед за ними модифицировались и приоритеты менеджмента». Принципиально важным в этой цитате И. Ансоффа является акцент, сделанный автором на фразе «общая маркетинговая концепция».

Практическая сторона эволюции менеджмента объективно сказалась и на последующих этапах развития управленческих концепций маркетинга. Многообразные управленческие концепции маркетинга можно условно разделить на два типа:

·        Концепции управления маркетингом

·        Концепции маркетингового управления субъектом.

Основным признаком подобной классификации управленческих концепций маркетинга является «масштаб» маркетингового управления, в соответствии с которым:

·        концепции управления маркетингом на практике реализуются в «масштабе» управленческой функции и соответствующего отдела в структуре менеджмента субъекта;

·        концепции маркетингового управления субъектом реализуются в «масштабе» всей системы менеджмента субъекта.

Антикризисное управление - это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.

Возможность антикризисного менеджмента связано с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисного управления определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития.

Сущность антикризисного менеджмента определяют следующие характеристики:

·        кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

·        кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

·        к кризисам можно и необходимо готовиться;

·        кризисы можно смягчать;

·        управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;

·        кризисами можно управлять;

·        управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия

В зависимости от разновидности кризиса будет различаться и механизм управления им. Но система антикризисного управления должна соответствовать следующим характеристикам:

·        гибкость и адаптивность, присущие матричным системам управления;

·        склонность к усилению неформального управления;

·        диверсификация управления;

·        децентрализация управления;

·        повышение интеграции.

Существует широкий спектр инструментов маркетинга, каждый из которых тесно взаимосвязан с другими: маркетинговые исследования, товарная политика, каналы сбыта, цена, реклама, сервисное обслуживание. В целом, инструменты маркетинга формируют систему маркетинга предприятия, от эффективности которой во многом и зависит успех деятельности фирмы. Инструменты маркетинга направлены на обеспечение прочных связей между клиентом и предприятием. Они поддаются контролю со стороны организации. Основные инструменты группируются по функциям: продуктовая политика; коммуникационная политика; ценовая политика и сбытовая политика.

Маркетинг располагает довольно широким набором инструментов, формирующим систему маркетинга компании. Однако среди этого множества выделяют основные инструменты, которые обеспечивают образование прочной связи между компанией и ее клиентами, и образуют комплекс мероприятий, направленных на оказание влияния на участников рынка. Эти инструменты маркетинга определяют товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику компании и носят название «Концепция 4Р».

Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix) - маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:

·        product - товар или услуга, ассортимент, качество, свойства товара, дизайн и эргономика;

·        price - цена, наценки, скидки;

·        promotion - продвижение, реклама, пиар, стимулирования сбыта;

·        place - месторасположения торговой точки, каналы распределения, персонал продавца

Одним из родоначальников дисциплины маркетинг и Теории 4P по праву считается Теодор Левитт, написавший в 1960 году в журнале статью под названием «Маркетинговая близорукость». В ней говорилось о положенном начале «маркетингового сумасшествия». Левитт писал о том, что крупные производственные предприятия зачастую слишком сконцентрированы на своем товаре и своем рынке, игнорируя происходящее за его пределами.

В различных ситуациях и отраслях встречаются следующие расширения:

·        Package - упаковка

·        Purchase - покупка (процесс принятия решения о конкретной покупке и опыт после)

·        Personnel - персонал

·        Process - процесс, опыт покупателя (например, визит в гипермаркет, требующий много времени) Однако Теория 4P отражает в основном интересы продавцов, а в существующей рыночной ситуации необходимо также ориентироваться на потребителя, поэтому наряду с классическим комплексом маркетинга существует множество концепций, в которых основные инструменты маркетинга дополнены новыми компонентами - упаковкой, продажами через торговых представителей, персоналом, рекламой в сети Интернет и т.д.

Согласно опросу маркетологов, проведенному в 2010 году, самыми эффективными признаны такие основные инструменты маркетинга, как конкурентная разведка, опросы потребителей, сегментация потребителей, реклама в СМИ, дисконтные программы и т.д. Мало используются, поэтому не дают эффекта бенчмаркинг, коммуникации через блоги и социальные сети, аутсорсинг.

То есть, основные инструменты маркетинга имеют своей сердцевиной товарную политику, в ходе которой на рынок выводятся новые товары, проводится работа с ассортиментом, а товары, жизненный цикл которых завершен, снимаются с производства. Сюда же можно отнести и послепродажный сервис, и гарантии качества товара, и правила обслуживания. Ценовая политика имеет дело с такими инструментами маркетинга, как расчет цены, рассрочки, скидки, кредиты. Сбытовая политика вооружена такими маркетинговыми инструментами, как проведение маркетинговых исследований, освоение новых рынков сбыта, продажи. Коммуникационная политика обеспечивается с помощью рекламы и PR.

Задача маркетолога - подобрать самый эффективный комплекс, в который войдут основные инструменты маркетинга, способные обеспечить выполнение маркетингового плана компании с наименьшими затратами.

Рассмотрим каждый из инструментов подробнее.

Продукт - это решение, предлагаемое фирмой своему потребителю как средство удовлетворения его потребностей (или носитель ценности для потребителя). Т.е. все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления, с целью удовлетворения определенных потребностей потенциальных клиентов (рис.1.4).

Управление продуктом (продукт-менеджмент) - организационная функция компании, занимающейся планированием продукта(-ов) или маркетингом продукта на всех стадиях жизненного цикла продукта. «Управление продуктом» также является и обобщающим термином, описывающим огромное количество разнообразных действий по выводу продукта на рынок.

С точки зрения практической перспективы, продукт-менеджмент является профессиональной областью, которая включает в себя две профессиональные дисциплины: планирование продукта и маркетинг продукта. И все потому, что функциональные возможности продукта созданы для пользователя через продуктовое планирование усилий и что ценность продукта представлена покупателю через маркетинг действия.

Маркетинговая стратегия компании определяется, исходя из типа товара и цели товарного маркетинга, соответствующего каждому из типов (таблица 1.2)

Классификация потребительских товаров представлена на рисунке 1.4.

Рис. 1.4. Классификация потребительских товаров

Маркетинг продукта:

         позиционирование продукта и outbound messaging

         внешнее продвижение продукта через СМИ, покупателей и партнеров;

         вывод на рынок новых продуктов;

Таблица 1.2 Цели товарного маркетинга соответствуют типам товаров.

Тип товара

Действия компании

Товары повседневного спроса

Представить товар в различных торговых точках

Товары предварительного выбора

Представить широкий ассортимент товара

Товары особого спроса

Объявить о своем местонахождении

Товары пассивного спроса

Проведение интенсивных рекламных компаний и организация личных продаж


В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество - это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара - категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Качество играет немаловажную роль в маркетинговой политике. Покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя.

Цена товара - Каждая цена обусловливает различную величину спроса, характеризующего реакцию потребителя на рыночное предложение.

Методы ценообразования, ориентированные на ценность, а также методы, ориентированные на спрос имеют на потребительском рынке большое значение (таблица 1.3).

Таблица 1.3 Стратегии корректировки цен

Основной метод ценообразования

Что влияет на выбор покупателя?

определение цены, исходя из мнения потребителя

привычные цены

Стратегии корректировки цен

- ценовые скидки, - дискриминационное ценообразование, - ценообразование по психологическому принципу, - стимулирующее ценообразование, - ценообразование по географическому принципу.


Оценка соотношения цены и ценности представляет собой сложную задачу, так как на восприятие ценности товара потребителем влияет целый ряд факторов. Например, такие факторы, как репутация производителя, доверие потребителей повышают ценность товара, снижая при этом чувствительность к цене, а наличие воспринимаемых альтернативных товаров, высокие затраты на переключение, наоборот, повышают чувствительность потребителей к цене (рисунок 1.5).

Рис. 1.5 Определение уровня цены

Большое значение на потребительском рынке приобретают методы тестирования цены, например «лестница цен», когда испытуемым демонстрируются цены в восходящем или нисходящем порядке и предлагается ответить на вопрос «Приобретете ли Вы данный товар по данной цене?».

Упаковка товара - инструмент передачи информации о товаре целевой аудитории, с помощью которого производитель общается с потребителем. Прежде всего, упаковка играет важную роль как идентификатор товарного бренда, потому что она придает товару необходимый цвет и форму тогда, когда сам товар этого зачастую сделать не в состоянии. Создание уникальной упаковки дает производителю возможность выделить товар из ряда аналогичных, сделать его узнаваемым и запоминаемым.

Упаковка может не только "оформить" тот или иной бренд, но и придать ему дополнительные черты, дополнительную ценность, поскольку форма продукта и его упаковка имеют очень большое маркетинговое значение. Форма упаковки может стать своего рода торговой маркой компании. Мнение о продукте может сформироваться благодаря упаковке не только во время покупки и открытия продукта, но и во время использования - удобно ли пользоваться товаром или нет.

Продвижение. Сбыт на потребительском рынке зависит от покупательских предпочтений, поэтому, выбирая стратегию управления сбытом, необходимо это учитывать.

При планировании своего сбыта на последующий период времени фирме необходимо:

Шаг 1: Составить представление об общем спросе на рынке

Шаг 2: Оценить влияние различных факторов на спрос

Отдельные факторы, от которых зависит объем сбыта фирмы, не подвластны изменению, другие - реально изменить. Факторы, влияющие на цену и спрос товаров и услуг, представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 Факторы, влияющие на цену и спрос товаров и услуг

Факторы

подвластные изменению

неподвластные изменению со стороны фирмы

исходные

дополнительные


цена товара, качество товара, упаковка, сервисное обслуживание, местоположение, фирменный ассортимент

реклама, деятельность продавцов и рекламных агентов

величина налогов, экономические кризисы, погода


Место реализации товара. При выборе места реализации нужно провести анализ и узнать, сколько человек проживает в данном районе, их платежные способности и их потребности. Распишем несколько важных правил для успешного торгового места:

зона, охватывающая основной потенциал покупателей, то есть рассмотреть все возможные подходы или подъезды к будущему магазину. Если к нему тяжело добраться, то и продажи будут ниже.

конкуренты. Просчитать и продумать чем магазин будете завлекать покупателей.

Внешний вид торговой точки так же должен располагать к себе потенциальных покупателей.

Еще один важный процесс - это подбор обслуживающего персонала. Продавец - это посредник между компанией и покупателем. Он должен быть приветливым, аккуратным, опрятным и способным решать конфликтные ситуации с наименьшими потерями.

В связи с возрастающей конкуренцией и ориентацией на максимизацию прибыли проблемы у рядовых хозяйствующих субъектов возникают все чаще.

По мере развития управленческой мысли наряду с появлением различных методик по предотвращению кризисных явлений, борьбе с ними, специалисты пришли к выводу о том, что одним из наиболее эффективных инструментов антикризисного управления является маркетинг. И все чаще исследователи выделяют технологии антикризисного маркетинга как отдельную область управленческого - антикризисного - знания и отводят его изучению все большее место.

В общем и целом антикризисный маркетинг помогает менеджеру оценить перспективность рынка и направлений деятельности организации, найти пути выхода из кризисной ситуации с наименьшими потерями. Меры, принимаемые в рамках программы антикризисного маркетинга, зависят от конкретной ситуации, размера организации, специфики ее деятельности и возможностей. Согласно утверждению Ф. Котлера, именно маркетологи помогают компании выжить за счет поиска новых ниш, перестройки продуктовой политики, поиска новых резервов и новых точек приложения усилий/

Управленцами должна быть разработана антикризисная маркетинговая стратегия. Для этого решается важнейшая задача маркетинга - выявить как внешние, так и внутренние причины кризисной ситуации и предложить меры по ее преодолению. Антикризисный маркетинг предполагает наличие в компании четко выстроенной системы сбора информации и мониторинга, чтобы было время минимизировать негатив и обратить его себе на пользу. Именно маркетинговый подход к решению основных проблем компании в период кризиса поможет ей не только смягчить удар, но и продолжить активную коммерческую деятельность. К сожалению, немногие компании в России осознают важность формирования антикризисной маркетинговой стратегии: до 98% крупных коммерческих предприятий не имеют антикризисных планов, а около 80% не имеют вообще стратегии развития своей компании [50, 1].

Обычно в период обострения кризисных явлений с целью сократить негативное влияние кризиса на репутацию компании и в рамках антикризисной маркетинговой политики руководство предпринимает меры по активизации деятельности PR-отдела. Но для того, чтобы меры в конечном итоге оказались эффективными, грамотному руководителю необходимо иметь представление о динамике кризисных явлений, вовремя принять соответствующую программу действий и сохранить имидж компании.

Руководителям, осуществляющим антикризисную политику, для разработки соответствующей маркетинговой стратегии важно учитывать значимость стадий развития кризиса и уметь оценить их потенциальное влияние на деятельность компании. Стадия «зарождения кризиса» или «стадия стратегического планирования» являются наиболее важными для PR-отдела, и главная задача на этих стадиях - предугадать возможные угрозы, определить слабые стороны фирмы, а также составить перечень превентивных мероприятий.

Подчеркнув актуальность антикризисной маркетинговой политики и сделав серьезный акцент на возрастающей роли PR в борьбе с кризисными явлениями, нельзя не остановиться на рассмотрении некоторых особых подходов и инструментов антикризисного маркетинга.

К ним относится так называемый «партизанский маркетинг», который представляет собой комплекс маркетинговых мероприятий, выходящие за рамки общепринятых способов продвижения товаров и услуг - всевозможные акции провокационного, а иногда и скандального характера, которые позволяют максимально эффектно представить товар потенциальному клиенту[51, 1]. Целью таких мероприятий является создание у потребителей иных, чем обычно, мотивов для совершения покупки, что и является одним из основных преимуществ партизанского маркетинга. В отличие от прямой рекламы ничего не навязывается покупателю открыто и поэтому не вызывает сопротивление, следовательно, позволяет воздействовать более эффективно. «Партизаны» не используют рациональные аргументы, они заставляют потребителя испытать сильные эмоции, и под их влиянием спонтанно совершить покупку.

В период кризисных явлений, когда компания не располагает большим количеством финансовых ресурсов для усиления или даже поддержания рекламы, но при этом в ней работают неординарные профессионалы - маркетологи, генерирующие замечательные рекламные идеи, партизанский маркетинг как инструмент антикризисного управления находится на пике своей актуальности. Сегодня - в условиях высокой конкуренции и нестабильной экономической ситуации - «партизанские» методы используют многие крупные компаниями: IBM, Microsoft, Volvo, Adobe, American Express, Procter&Gamble и др.[52, 6]

Второй инструмент, активно внедряющийся в управление организацией и служащий отличным рычагом для борьбы с кризисными явлениями в компаниях, имеет музыкальное название. Это - «джаз-маркетинг»[53, 32].

В основе данного подхода лежит идеология, основанная на сравнении взаимодействия компании и ее потребителей с общением музыканта и его публики. Музыка является источником воздействия на зрителей и вызывает обратную связь в виде определенных чувств и эмоций. В мире бизнеса, как и в мире музыки, очень важно не бояться творить, удивлять людей различными способами, общаться с публикой - клиентурой, быть с ней единым целым. По мнению сторонников джаз-маркетинга, в этом и есть настоящее искусство бизнеса, т.е. предполагается особый, специфический стиль руководства организацией плюс определенный стиль борьбы лидера коллектива с кризисными явлениями. В кризисный период деятельность компании должна быть максимально ориентирована на эксцентричность, неординарность в маркетинге и в целом ведении бизнеса, на поиск нового (но об этических рамках все же забывать не стоит).

Некий скрытый механизм взаимодействия между компанией и потребителем и есть маркетинг, как считают разработчики новых подходов. Как говорят маркетологи: будущее нельзя предсказать, его можно придумать. Это еще раз подчеркивает необходимость своевременной разработки антикризисной маркетинговой политики.

Безусловно, те организации, в которых ранее активно использовались традиционные методы и инструменты антикризисного маркетинга, а также накопились нематериальные маркетинговые активы - большое число лояльных потребителей, хорошая репутация, известная торговая марка, профессионализм маркетологов - имеют большие возможности преодоления кризисных явлений. Осваивая дополнительно новые области применения антикризисных технологий и рационально, без полагания на «авось», но с верой с необходимость перемен руководство компанией снижает неопределенность и риски бизнеса.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ФИЛИАЛА ОАО «РОСТЕЛЕКОМ»

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Ростелеком»

ОАО «Ростелеком» - национальная телекоммуникационная компания России - является крупнейшей российской телекоммуникационной компанией.

Основными видами деятельности в соответствии с Уставом и полученными лицензиями являются:

предоставление услуг междугородней и международной электрической связи в соответствии с полученными лицензиями;

передача информации внутризоновым сетям связи;

сдача в аренду (линий передач, линейных, групповых и сетевых трактов, каналов и средств звукового и телевизионного вещания, каналов передач данных);

осуществление другой деятельности на основе лицензий, полученных в установленном порядке предусмотренных законодательством РФ.

Общество обязано вести бухгалтерский, налоговый и статистический учеты представлять соответствующую отчетность в порядке, установленном федеральным законом «Об акционерных обществах» и иными правовыми актами Российской Федерации.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского, налогового и статистического учета в Обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой отчетности, в том числе финансовой в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет единоличный исполнительный орган Общества (Генеральный директор) в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах», иными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Общества.

Акционерное общество открытого типа междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» учреждено в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями.

В своем нынешнем виде компания существует с апреля 2011 года, когда к национальному оператору дальней связи ОАО «Ростелеком» присоединились межрегиональные компании связи ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Дагсвязьинформ».

Объединенная компания продолжила свою деятельность под брендом «Ростелеком» («Российские телекоммуникации»), который по данным исследовательского холдинга «РОМИР», является одним из самых сильных национальных брендов, и входит в Top-10 по уровню доверия населения России.

«Ростелеком» стал обладателем комплекса государственных лицензий, позволяющих оказывать широкий спектр телекоммуникационных услуг во всех регионах Российской Федерации. Компания располагает самой большой магистральной сетью связи суммарной протяженностью около 500 тыс. км и уникальной инфраструктурой доступа к 35 млн. российских домохозяйств.

Сегодня различными услугами компании сегодня пользуются более 100 млн. жителей России, из которых около 1,5 млн. - абоненты Волгограда и Волгоградской области.

«Ростелеком» является не только традиционным лидером рынка услуг местной и дальней телефонной связи, но и безусловным лидером российского рынка Интернет-услуг. Суммарная емкость клиентских подключений "Ростелекома" превышает 1 Тб/с, что кратно больше аналогичного показателя любой другой российской компании.

«Ростелеком» является основным поставщиком телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти всех уровней, государственных учреждений и организаций. Так по итогам прошедших открытых аукционов и тендеров «Ростелеком» заключил с государственным заказчиками контракты на оказание в 2011 году услуг на сумму более 6,4 млрд. руб.

Уникальная инфраструктура компании - защищенные каналы связи и центры обработки данных - а также опыт по реализации крупных национальных проектов позволяют ей успешно решать эту задачу, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках государственно-частного партнерства по созданию «электронного правительства» «Ростелеком» выступает в роли долгосрочного инвестора.

Компания стремится активно расширять сотрудничество с субъектами Российской Федерации по организации перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Сегодня уже более 70 субъектов РФ начали работу по созданию региональной инфраструктуры «электронного правительства» совместно с «Ростелекомом».

«Ростелеком» активно развивает международное сотрудничество. Компания имеет прямые международные выходы на сети более чем 150 операторов связи в 70 странах, участвует в 25 международных кабельных системах и взаимодействует с 600 международными и национальными операторами фиксированной и мобильной связи.

Высокое качество и надежность услуг компании «Ростелеком» подтверждены сертификатами соответствия Системы «Связь-Качество» и Системы качества «ИНТЕРЭКОМС».

Основным акционером ОАО «Ростелеком» является государство, которое через ОАО «Связьинвест», Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк контролирует 53,2% обыкновенных акций компании.

2.2 Ликвидность и платежеспособность предприятия

Ликвидность и платежеспособность предприятия могут оцениваться с помощью ряда показателей. Балансовые пропорции:

•        наиболее ликвидные активы (денежные средства и ценные краткосрочные рыночные бумаги) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их;

•        быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых приходится на данный период) или превышать их;

•        медленно реализуемые активы (запасы готовой продукции, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их;

•        труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.

Выполнение первых трёх неравенств в системе влечёт выполнение и четвёртого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трёх групп по активу и пассиву. Четвёртое неравенство носит «балансирующий» характер, и в то же время оно имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости, т.е. наличие у предприятия собственных оборотных средств.

В случае, когда одно или несколько неравенств системы имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платёжной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Как правило, оценка уровня платежеспособности и ее анализ необходимы для:

·        регулярного прогнозирования финансового положения и устойчивости;

·        контроля за своевременным исполнением обязательств компании;

·        повышения доверия партнеров и инвесторов к проведению совместной деятельности;

·        полного возврата кредитов и оценки эффективности их использования.

Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

А1 = наиболее ликвидные активы - суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения.

А2 = быстро реализуемые активы - активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы.

А3 = медленно реализуемые активы - наименее ликвидные активы - это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу.

П1 = наиболее срочные обязательства - кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).

П2 = краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ.

П3 = долгосрочные пассивы - долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы - статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы».

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность представлены в таблице 2.1. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения на 2011 год - в таблице 2.2.

Таблица 2.1 Коэффициенты, характеризующие платежеспособность

Наименование показателя

Способ расчета

Норма

Пояснения

Общий показатель ликвидности

L1 = ≥ 1Осуществляется оценка изменения финансовой ситуации на предприятии



Коэффициент абсолютной ликвидности

L2 =

≥ 0,2

Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может реально погасить в ближайшее время за счет денежных средств



Таблица 2.2 Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения на 2011 год.

Активы по степени ликвидности

На конец отчетного периода, тыс. руб.

Прирост с начала года, %

Пассивы по сроку погашения

На конец отчетного периода тыс. руб.

Прирост c начала года, %

Излишек/ недостаток платеж средств тыс.руб., (гр.2- гр.6)

1

2

3

5

6

7

8

А1. Высоколиквидные активы (ден. средства + краткосрочные фин. вложения)

10345237

-27,8

П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.)

9732161

+23,9

-613076

А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность)

8455246

+38,5

П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. кредиты и займы)

6580814

-18,4

+1874432

А3. Медленнореализуемые активы (долгосроч. деб. задол. + прочие оборот. активы - РБП - НДС к зачету)

418347

-30,3

П3. Долгосрочные обязательства

6172519

-2,1

-5754172

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

38555074

+27

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал - РБП - НДС к зачету)

45288410

+18,5

-6733336



Показатель общей ликвидности = 0,98; коэффициент абсолютной ликвидности = 0,63.

Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, не выполняются все, кроме одного. У организации недостаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (больше всего на 6%). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочных кредитов и займов). В данном случае, это соотношение выполняется (быстрореализуемые активы превышают среднесрочные обязательства на 22%).

На основании проведенного анализа ОАО "Ростелеком" можно сделать заключение о ликвидности бухгалтерского баланса. Однако:

. слишком высокое значение коэффициента абсолютной ликвидности говорит о неоправданно высоких объемах свободных денежных средств, которые можно было бы использовать для развития бизнеса.

. Баланс не является абсолютно ликвидным из-за повышенного уровня долгосрочных пассивов и не достаточной суммы медленно реализуемых активов для их покрытия.

Таким образом, финансовое состояние ОАО "Ростелеком" является устойчивым, имеет высокий уровень платежеспособности, но заметны тенденции к его уменьшению в динамике, это сопровождается значительным колебанием коэффициентов.

.3 Анализ внешней и внутренней маркетинговой среды

антикризисный маркетинг ликвидность абонентский

Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.

Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Представление об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

Для того чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе:

·        Ценообразование;

·        Продвижение;

·        Маркетинговая информация (разведка);

·        Сервис;

·        Распределение;

·        Торговые марки и позиционирование;

·        Инжиниринг и разработка новых продуктов: чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы.

Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.

Ресурсы компании: определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

·        Оперативная деятельность;

·        Производство;

·        Обработка заказов (сделки);

·        Персонал;

·        Исследования и разработки;

·        Дистрибьюторы;

·        Сбыт;

·        Послепродажное обслуживание;

·        Обслуживание покупателей;

·        Менеджмент.

Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа.

Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

законодательные, регулирующие, политические силы. Действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании;

общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая;

технологические силы. Технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию;

экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги;

конкуренция. Природа и масштаб конкурентной угрозы.

Особого внимания заслуживают следующие моменты:

·        интенсивность конкуренции;

·        угроза появления новых конкурентов;

·        потребности покупателей на рынке;

·        рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков.

Основными конкурентами, как для замещения услуг местной телефонной связи, так и внутризоновой, являются сотовые операторы. Услугами мобильной связи пользуются 9 из 10 жителей Волгоградской области.

Большинство (51%) респондентов комплексного маркетингового исследования предпочитают использовать для междугородных звонков домашний телефон, в каждом третьем случае (32%) для совершения звонка пользователи склонны звонить в другие города по мобильному телефону.

На рисунке 2.1 представлен рынок сотовой связи Волгоградской области в долях, распределенных между Волгоградским филиалом ОАО «Ростелеком» и его основными конкурентами. На рисунке 2.2 анализ рынка местной телефонной связи Волгоградской области, распределенного между Волгоградским филиалом ОАО «Ростелеком» и его основными конкурентами.

Рис.2.1. Анализ рынка сотовой связи Волгоградской области

Рис.2.2. Анализ рынка местной телефонной связи Волгоградской области

В случае с малыми городами и поселками городского типа данный показатель достигает величины 46%; мобильная связь на этих территориях замещает фиксированную, уровень распространения которой не так велик, как в областном центре и крупных городах.

А.А.Томпсон и А.Дж.Стрикленд-младший, авторы учебного пособия «Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа» предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

• выдающаяся компетентность;

• адекватные финансовые ресурсы;

• высокая квалификация;

• хорошая репутация у покупателей;

• известный лидер рынка;

• изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;

• возможность получения экономии от роста объема производства;

• защищенность от сильного конкурентного давления;

• подходящая технология;

• преимущества в области издержек;

• преимущества в области конкуренции;

• наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

• проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

• нет ясных стратегических направлений;

• ухудшающаяся конкурентная позиция;

• устаревшее оборудование;

• низкая прибыльность;

• недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

• отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

• плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

• мучение с внутренними производственными проблемами;

• уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

• отставание в области исследований и разработок;

• очень узкая производственная линия;

• слабое представление о рынке;

• конкурентные недостатки;

• ниже среднего маркетинговые способности;

• неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

• выход на новые рынки или сегменты рынка;

• расширение производственной линии;

• увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

• добавление сопутствующих продуктов;

• вертикальная интеграция;

• возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

• самодовольство среди конкурирующих фирм;

• ускорение роста рынка.

Угрозы:

• возможность появления новых конкурентов;

• рост продаж замещающего продукта;

• замедление роста рынка;

• неблагоприятная политика правительства;

• возрастающее конкурентное давление;

• рецессия и затухание делового цикла;

• возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

• изменение потребностей и вкуса покупателей;

• неблагоприятные демографические изменения.

ОАО «Ростелеком» старается занимать все коммуникационные ниши, потому что менеджмент считает, что большой компании не следует останавливаться на каком-то одном направлении, она должна иметь возможность маневра.

Анализ окружающей среды, в которой функционирует предприятие или планируется его деятельность и исследование двух тесно связанных областей (внешней и внутренней) приводит к ключевым решениям, которые могут определить успех предприятия.

Переменные, значительно влияющие на осуществление миссии организации можно определить на основе SWOT-анализа.

Матрица SWOT-анализа Волгоградского филиала ОАО «Ростелеком» приведена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Матрица SWOT-анализа Волгоградского филиала ОАО «Ростелеком»

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

Преимущества

Мировая тенденция к увеличению потребности в услугах связи; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; благоприятная макроэкономическая ситуация;

Уникальная по масштабам и уровню технического развития магистральная сеть, обеспечивающая высокое качество и надежность услуг связи; Сильное финансовое положение, обеспечивающее гибкость Компании в конкурентной среде; Эффективное использование экономических ресурсов, позволяющих поддерживать высокий уровень рентабельности; Наличие полного объема технологических ресурсов, необходимого для предоставления телекоммуникационных услуг на все территории РФ

Угрозы

Недостатки

Сложность в составлении финансовой отчетности; рост продаж замещающего продукта; замедление роста рынка; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкуса покупателей

Компания имеет мощную и разветвленную магистральную сеть связи, которую сложно и дорого обслуживать, а также следить за качеством ее работы; недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;


2.4 Анализ натуральных показателей деятельности Волгоградского филиала ОАО «Ростелеком»

Пренебрегать натуральными показателями, ограничиваясь только стоимостными, не стоит. Мною произведен анализ количества абонентов и продолжительности местных телефонных соединений за период 2009-2011гг.

Динамика сжижения абонентской базы постепенно увеличивается. Это закономерная тенденция, характерная и для других регионов России, и, в первую очередь, это связано с активным развитием сотовой связи. Основными пользователями домашних телефонов преимущественно являются физические абоненты пенсионного и предпенсионного возраста, а также коммерческие и бюджетные организации.

Динамика отсева абонентов и продолжительности местных телефонных соединений за период 2009-2011 гг. представлена в таблицах 2.4 и 2.5.

Таблица 2.4 Динамика отсева абонентов за период 2009-2011 гг.

Период

Количество абонентов, подключенных к сети, ед.


Всего

в том числе выбравших тарифные планы



с повременной системой оплаты

с абонентской системой оплаты

с комбинированной системой оплаты





всего

в т.ч. фактически превысивших базовый объем соединений

2009

всего

540 602

381 227

90 114

69 261

27 813

2010

всего

530 995

378 659

84 689

67 647

23 366

% изменения 2010 к 2009

-1,78%

-0,67%

-6,02%

-2,33%

-15,99%

2011

всего

499 989

359 965

76 449

63 575

19 677

% изменения 2011 к 2010

-5,84%

-4,94%

-9,73%

-6,02%

-15,79%



Таблица 2.5 Динамика продолжительности местных телефонных соединений за период 2009-2011 гг.

Период

Продолжительность местных телефонных соединений, мин. за месяц


Всего

в том числе по видам тарифных планов



с повременной системой оплаты

с абонентской системой оплаты

с комбинированной системой оплаты





всего

в т.ч. фактически превысивших базовый объем соединений

2009

всего

170 489 053

80 498 240

66 692 674

23 298 139

7 442 278

2010

всего

150 353 505

71 143 215

58 914 446

20 295 844

5 908 373

% изменения 2010 к 2009

-11,81%

-11,62%

-11,66%

-12,89%

-20,61%

2011

всего

130 286 552

61 588 581

51 051 406

17 646 565

4 740 623

% изменения 2011 к 2010

-13,35%

-13,43%

-13,35%

-13,05%

-19,76%


В целом, на среднесрочную перспективу важнейшим направлением развития отрасли связи является формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологии.

Доходы компании не в последнюю очередь зависят от количества минут телефонных соединений. Как видно на рисунке 2.3 трафик имеет сезонные колебания. Данные колебания связаны с периодом массовых отпусков.

В тоже время, динамика отсева абонентов сезонности колебания не имеет (рисунок 2.4).

Рис. 2.3. Динамика продолжительности местных телефонных соединений

Рис. 2.4. Динамика количества абонентов филиала

Поэтому очень важно именно в весенне-летний период стимулировать активность абонентов акциями, бонусами и пакетными предложениям. В то время как в осенне-зимний период объем стимулирующих мероприятий снижать.

Причины отсева могут быть различными. Анализ причин отсева на рисунке 2.5

Рис. 2.5. Анализ причин отсева абонентской базы по итогам маркетингового исследования в 2011 году.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УДЕРЖАНИЮ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ И ДАЛЬНЕЙШЕМУ НЕДОПУЩЕНИЮ КРИЗИСА

В результате проделанной работы можно порекомендовать выбрать подходящую политику удержания абонентской базы и поддержания ликвидности.

С одной стороны, имеются серьезные аргументы в пользу накопления достаточно больших запасов сырья и материалов, лояльности по отношению к покупателям, проявляющуюся в предоставлении им льготного кредитования, аккумулирования на счетах предприятия свободных денежных средств. Обладание крупными запасами активов (политика поддержания высокой ликвидности) имеет определенные преимущества - например, страхование от остановки производства в случае несвоевременной поставки сырья. Однако такая политика вряд ли разумна, поскольку сопряжена с прямыми и косвенными потерями: сырье на складе портится, разворовывается, устаревает; растут потери по сомнительным долгам; деньги, лежащие без движения, не приносят доходов и т.п. Иными словами, неоправданно большая величина оборотных средств сопровождается снижением эффективности и прибыльности работы предприятия.

С другой стороны, можно выбрать диаметрально противоположную политику (политика поддержания низкой ликвидности), суть которой в предельной минимизации уровня оборотных средств. Например, наладив ритмичную поставку сырья, до минимума сократить запасы на складе или, установив жесткие требования по оплате продукции, сократить величину средней дебиторской задолженности и т.п. Теоретически это верно, однако на практике удается далеко не всегда. Возможные сбои в поставке сырья и материалов могут привести к остановкам производственного процесса, слишком высокие требования по оплате продукции чреваты потерей клиентов, отсутствие резерва денежных средств осложняет отношения с кредиторами, т.е. и в этом случае (при реализации) возможны прямые и косвенные финансовые потери.

Для того чтобы любая организация стала прибыльным бизнесом, на сегодняшний день нужно соблюсти множество условий. И главные из них - отличный сервис, простая и удобная схема бухгалтерского учета, пресечение злоупотреблений персонала и жесткий контроль за каждым участком производства. Это те «четыре кита», на которых строится успех. Практика показывает, что выполнить все перечисленные задачи можно только с помощью надежной системы автоматизации - это тот самый «пятый элемент», без которого эффективный бизнес в сфере индустрии услуг невозможен в принципе.

В последние годы программы сокращения издержек реализуются компаниями всех отраслей и масштабов. Направленность проектов сокращения затрат весьма разнообразна - в частности, это внедрение новых, более экономичных, технологий и оборудования, применение более современных организационных концепций, также оптимизация организационной структуры компании. Сокращение затрат: ключевой подход к определению эффекта от внедрения проекта.

Экономический эффект любого проекта, в том числе проекта сокращения затрат, заключается в дополнительно получаемой прибыли. Ключевой подход к расчету эффекта любого проекта (в том числе сокращения затрат) заключается в определении того, насколько больше компания будет получать и на сколько больше будет платить в связи с осуществлением проекта.

С точки зрения специфики описания доходов и затрат можно выделить три основных типа проектов:

• Сокращение затрат с помощью аутсорсинга

• Расширение производства (выпуск нового вида продукции, расширение производственных мощностей с целью наращивания объемов реализации; вложения с целью роста объемов и (или) цен реализации)

• Сокращение затрат в совокупности с реализацией ресурса на сторону.

Варианты решений, направленные на выполнение Волгоградским филиалом плана доходов:

Удовлетворение существующего потенциального спроса на местную телефонную сеть через предоставление «последней мили» по радиодоступу. Также предоставление как временного решения доступа к услугам местной телефонной связи по новым технологиям технологии EV-DO, xPON, SIP абонентам заключивших договор в рамках инвестиционных проектов, организация технической возможности у которых требует определенных временных и финансовых затрат. Реализация данного предложения позволит получать доход с первого дня заключения договора вне зависимости от времени окончания строительства.

Согласно Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005г. №310 (п.86), заявление об изменении системы оплаты (тарифного плана) местных телефонных соединений подается абонентом-гражданином, а также абонентом-юридическим лицом, не позднее, чем за 10 дней до окончания календарного месяца. При условии соблюдения указанного срока подачи заявления оператор связи переводит абонента на выбранную систему оплаты с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления. В случае несоблюдения указанного срока подачи заявления перевод на выбранную систему оплаты осуществляется с 1-го числа второго месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Предлагаю пренебречь данным правилом и в случае если абонент после 20 числа месяца изъявил желание сменить тарифный план на более дорогой не отказывать ему и в этом и производить замену вплоть до первого числа месяца. Реализация данного предложения позволит получать доход уже со следующего месяца. Юридические риски в данном случае исключены

Таблица 3.1 План мероприятий по обеспечению удержания абонентской базы и выполнения плана по натуральным показателям оказания услуг связи

№ п/п

Мероприятия

Сроки (периодичность)

Ожидаемый результат


ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ



1

Анализ отсева абонентов по выявлению причин отказа от ОТА и ШПД.

Ежемесячно.

Уменьшение отсева по ОТА и ШПД. Сохранение абонентской базы.

2

Активное информирование жителей о положительных сторонах перехода на «абонентскую» систему оплаты.

Постоянно.

Увеличение плана по доходам.

3

Обеспечение проведения маркетинговых и PR-мероприятий по увеличению объемов авансовых платежей

Постоянно.

Увеличение плана по доходам

4

Активное информирование новых абонентов при заключении договора о преимуществе авансовых платежей.

Постоянно.

Увеличение плана по доходам

6

Проведение операторами разъяснительной работы с абонентами, отказывающимися от пользования услуг

Постоянно.

Сохранение абонентской базы


ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ



7

Подготовка и проведение мероприятий по заключению договоров с потенциальными абонентами и подключению существующих абонентов к проводимым Акциям

Постоянно.

Увеличение и сохранение абонентской базы филиала.

8

Разработка предложений совместно с техническим узлом по созданию тех.возможности и решения вопросов использования инвестиционных средств

При возникновении вопроса.

Увеличение абонентской базы филиала.


Похожие работы на - Анализ применения инструментов маркетинга в антикризисном управлении на примере Волгоградского филиала ОАО 'Ростелеком'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!