Анализ оптового оборота предприятия ОАО 'Красноярский хлеб'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ оптового оборота предприятия ОАО 'Красноярский хлеб'

Содержание

 

Введение

. Теоретические аспекты изучения оптового оборота

.1 Понятие, состав, виды оптового оборота и их классификация

.2 Методика анализа оптового оборота предприятия

. Анализ оптового оборота предприятия ОАО «Красноярский хлеб»

.1 Краткая организационно-экономическая ОАО «Красноярский хлеб»

.2 Анализ динамики и структуры оптового оборота предприятия ОАО «Красноярский хлеб»

.3 Оценка влияния факторов на динамику оптового оборота

. Разработка рекомендаций по увеличению оптового оборота предприятия

Заключение

Библиографический список

 


Введение


Оптовая торговля является одним из важнейших элементов инфраструктуры рынка и сферы обращения. В условиях рынка наличие эффективного оптового звена, сотрудничающего с товаропроизводителями, оказывающего услуги розничной торговле по хранению, разукрупнению, доставке партий товаров обеспечивает наличие в торговой сети необходимого ассортимента товаров. Развитая система оптовой торговли является важным условием функционирования товарных рынков и потребительского рынка в целом. С целью регулирования оптовой торговли, предусматривается реформирование и совершенствование организационных структур, а также системы управления отраслью; расширение, реконструкция и техническое перевооружение сети складов и хранилищ; создание условий функционирования оптовых организаций и предприятий.

Как результат деятельности торговой организации он показывает, насколько правильно организована продажа товаров, эффективно использован торговый потенциал, наличие экономических предпосылок для получения необходимого объема дохода, развития ресурсного потенциала, степень удовлетворения платежеспособного спроса покупателей конкретного сегмента рынка. От объема оптового товарооборота зависят платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, уровень благосостояния торговых работников, возможности для дальнейшего развития, повышения имиджа, конкурентоспособности торговой организации. В этой связи свое значение приобретает анализ товарооборота предприятия сферы обращения. Материалы для проведения глубокого анализа с выявлением причин изменений в объеме и структуре товарооборота являются основой для планирования и прогнозирования на предстоящий период. Экономический анализ оптового товарооборота и его показателей в условиях рыночной конкуренции приобретает особую актуальность, так как от его обеспеченности зависят конкурентные позиции оптовых организаций на рынке.

Целью написания курсовой работы служит изучение оптового оборота организации.

Цель определяет задачи, необходимые для достижения поставленной цели:

- изучить понятие, состав, виды оптового оборота и их классификация;

раскрыть основные методики анализа оптового оборота предприятия;

дать краткую организационно-экономическую характеристику исследуемого коммерческого предприятия;

проанализировать динамику и структуру оптового оборота исследуемого предприятия;

оценить влияние факторов на динамику оптового оборота исследуемого предприятия;

разработать рекомендации по увеличению оптового оборота предприятия.

Объектом исследования служит торгово-производственное предприятие ОАО «Красноярский хлеб».

Предметом исследования в курсовой работе является оптовый товарооборот ОАО «Красноярский хлеб».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы 40 страниц. Курсовая работа иллюстрирована 3 рисунками; 13 таблицами. Библиографический список включает в себя 16 источников.

1. Теоретические аспекты изучения оптового оборота


1.1 Понятие, состав, виды оптового оборота и их классификация


Одним из важнейших показателей, характеризующим развитие внутренней торговли, является товарооборот, подразделяющийся на оптовый и розничный. Оптовый товарооборот означает начальное движение товаров от производителя к потребителю и через его посредство товары водятся в среду обращения, а розничный - заключительное звено движения товаров, выражая их перемещение из сферы обращения в сферу потребления.

Оптовый и розничный товарооборот взаимосвязаны. Рост оптового товарооборота обуславливается систематическим возрастанием розничного товарооборота.

Оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров торговыми организациями другим организациям для последующей реализации или для производственного потребления в качестве сырья и материалов либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный оптовый товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров розничным субъектам, поставку внерыночным потребителям на экспорт. Внутрисистемный - отпуск товаров одной оптовой организации - другой. [11, с.23]

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой товарооборота.

Оптовый товарооборот представляет собой реализацию товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли и общественного питания для последующей продажи населению, промышленным и другим предприятиям и учреждениям - для производственных целей и внерыночного потребления.

Основная цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. В процессе анализа необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и определить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий и других поставщиков, наличие у них товарных ресурсов, объем и структуру предполагаемого поступления товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

Наибольшую практическую значимость имеет классификация товарооборота по формам товародвижения. Традиционно в оптовой торговле выделяли складской и транзитный товарооборот, который подразделялся на транзитный с участием в расчетах и без участия в расчетах. В настоящее время в связи с изменением сущности и классификации видов деятельности оптовой организации выделяют складской и транзитный товарооборот, который представляет собой оптовую поставку товаров покупателям без завоза на склад оптовой организации, организованную и выполненную с привлечением средств оптовой организации. Поставка товаров транзитом без участия в расчетах в настоящее время рассматривается как посредническая деятельность и учитывается в составе товарооборота оптовой организации, но не включается в оптовый товарооборот.

С классификацией оптового товарооборота тесно связано понятие «звенности товародвижения». Необходимость изучения ее также является одной из особенностей анализа оптового товарооборота. Звенность товародвижения характеризует количество звеньев, которые проходит товар на пути перемещения в торговую сеть. Она является результатом установленных хозяйственных связей и схем товародвижения. Наличие излишних звеньев в товаропроводящей сети увеличивает стоимость товара, срок доставки, нередко ухудшает качество и увеличивает потери товаров.

Для оптовых организаций, особенно реализующих продукцию производственно-технического назначения, характерна сезонность работы. Поэтому большое значение имеет исследование товарооборота по периодам года. При этом следует рассчитать удельный вес каждого месяца и квартала в годовом товарообороте на основе данных за 2-3 года и построить сезонную волну. График сезонной волны строится путем графического отображения линий тренда товарооборота за несколько лет одновременно. Впоследствии это дает возможность диверсифицировать деятельность в периоды, когда реализация минимальна, точнее рассчитать потребность в товарных запасах и соответственно в оборотных средствах, необходимых для финансирования. В случае выявления сезонной волны следует рассчитать индекс сезонности товарооборота каждого периода.

Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах.

Таким образом, под оптовым товарооборотом понимается стоимость продажи товаров несобственного производства и без видоизменения юридическим лицам, их обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям с целью дальнейшей перепродажи или профессионального использования.

В объем оптового товарооборота включается стоимость товаров, реализованных со складов оптовых организаций, включая магазины-склады:

для дальнейшей перепродажи или профессионального использования на внутреннем рынке и на экспорт;

юридическим лицам для питания и обслуживания ими контингента детских и лечебных учреждений, а также судам речного флота и авиации для организации обслуживания и питания пассажиров;

производственным предприятиям для профилактического питания рабочих и служащих, занятых в цехах и на работах с вредными условиями;

исправительно-трудовым учреждениям по безналичному расчету;

по бартеру и товарообменным операциям, в том числе в обмен на предоставленные работы и услуги.

В условиях рыночной экономики планирование товарооборота оптовой организации должно быть направлено на максимальное обеспечение бесперебойного снабжения организаций, обслуживаемых оптовым звеном. Главной задачей планирования товарооборота оптовой организации является определение потребности в товарах номенклатуры организации и источников их поступления. [8, с.26]

Таким образом, товарооборот как экономическая категория характеризует собой результат экономических отношений, складывающихся между субъектами хозяйствования по поводу обмена денежных средств на товары и услуги. Как показатель деятельности торговых организаций представляет собой объем продажи товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Таким образом, одной из основных отраслей сферы обращения является оптовая торговля. Она накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания, промышленности, других отраслей национальной экономики. На оптовых предприятиях сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях формирования и развития рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию розничной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия, призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную доставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

1.2 Методика анализа оптового оборота предприятия


При анализе торговой деятельности оптового предприятия используют данные планов его экономического и социального развития, бизнес-планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов и других источников информации. Многие статистические отчеты в оптовой торговле составляют с использованием натуральных измерителей, что позволяет углубить результаты исследования. Промышленные предприятия нередко представляют оптовым предприятиям отчеты о произведенной продукции (в ассортименте), движении и остатках товаров на их складах, данные которых также используются при анализе оптового товарооборота. С внедрением в управление экономикой оптовых предприятий современных информационных технологий, компьютеров появились новые машинные источники информации. К ним, в частности, относятся данные, которые содержатся в памяти персональных компьютеров, на электронных носителях информации, в виде разнообразных машинограмм, в Интернете и т.п. [9, с.125]

Основными задачами анализа оптового товарооборота являются:

-    оценка выполнения плана и динамики товарооборота оптовой организации по общему объему и видам;

-       изучение роли и позиции оптовой организации на рынке в районе ее деятельности;

-       оценка равномерности развития оптового товарооборота по периодам года;

-       анализ соблюдения схем и звенности продвижения товаров в розничную торговую сеть;

-       изучение динамики и изменений в структуре оптового товарооборота;

-       расчет и оценка влияния факторов на изменение оптового товарооборота;

-       выявление упущенных возможностей и определение резервов роста оптового товарооборота;

-       разработка комплекса мероприятий по увеличению и оптимизации оптовой реализации товаров с указанием кoнкрeтныx исполнителей.

Основными источниками информации для проведения анализа товарооборота оптовой организации являются:

) «Бухгалтерский баланс» - форма 1 и «Отчет о прибылях и убытках» (прил. к бухгалтерскому балансу форма 2).

) Отчеты о товарообороте и запасах товаров, отчет о продаже и запасах товаров форма.

) Результаты экономического анализа оптового товарооборота зоны обслуживания по сопоставимому кругу реализуемых товаров.

) Прочие материалы: заявки на товары; данные о поставке товаров оптовым покупателям и о поступлении товаров в оптовые организации; информация о покупательском спросе населения; материалы, характеризующие материально-технический потенциал оптовой организации.

Методика анализа товарооборота оптовой организации имеет некоторые особенности. В частности, в условиях рыночной экономики особое значение имеет изучение и оценка товарооборота оптовой организации во взаимосвязи с розничным товарооборотом обслуживаемых организаций. Положительная динамика оптового товарооборота должна отражаться и в тенденциях развития розничного товарооборота. Поэтому при анализе товарооборота оптовой организации необходимо сравнивать темпы его роста с темпами роста розничного товарооборота в обслуживаемых торговых организациях и определить долю участия оптовой организации в развитии розничного товарооборота. [1, с.52]

Ряд особенностей имеется и в методике анализа структуры товарооборота оптовой организации. Анализ может проводиться по следующим признакам:

по видам деятельности (товарооборот оптовой, розничной торговли, общественного питания, торгового посредничества, прочих видов деятельности);

по товарным группам;

по формам товародвижения (складской, транзитный, посреднический);

по группам оптовых покупателей (розничные торговые организации и предприятия, производственные организации и предприятия, иные оптовые организации и предприятия, индивидуальные предприниматели);

по формам и организации коммерческих связей (поставка по выделенным квотам, сверх квот);

по территориальному признаку (местные покупатели, покупатели из других областей и регионов, экспорт);

по формам оплаты (предоплата, немедленная оплата, последующая оплата, в кредит).

При необходимости следует провести более глубокий анализ по каждому направлению. Анализ структуры товарооборота в разрезе перечисленных признаков позволяет более подробно представить покупателей, условия реализации товаров и соответственно, выработать решения по дальнейшему наращиванию объемов деятельности и улучшению финансовых результатов работы организации.

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

Проводя анализ оптового товарооборота, определяют степень выполнения плана по общему объему оптовой реализации товаров, изучают ее динамику, состав, ассортимент и структуру, выполнение договоров поставки товаров отдельным покупателям.

По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом с участием и без участия в расчетах. Состав оптового товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов оптовой реализации товаров в общем объеме товарооборота). Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские и транзитные услуги, степени специализации промышленного производства и предприятии розничной торговли, условий их снабжения и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической базы оптовой торговли, т.е. от наличия складских помещений, а главное, от величины прибыльности проводимых оптовых операций. Наиболее экономичной является транзитная реализация товаров, особенно без участия оптового предприятия в расчетах. Транзит обеспечивает оптовым предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам сложного ассортимента, которые требуют подсортировки, преобразования производственного ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады "оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров в торговую сеть и другим покупателям. В условиях формирования рыночной экономики при выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое предприятие обязательно учитывает получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому покупателю в отдельности (в разрезе партий товаров и товарных групп). При анализе состава оптового товарооборота определяют доли вида оборота и его динамику в периоде (табл.1.1)

Таблица 1.1 - Пример анализа состава оптового оборота организации

Формы

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение по

Темп изменения, %

Продажи

сумма, тыс. руб.

уд. вес. %

сумма, тыс. руб.

уд. вес. %

сумме, тыс. руб.

уд. вес, %


А

1

2

3

4

5

6

7

Оптовый оборот всего, в том числе

166071

100

201448

100

35377,0

100

121,3

1. складской оборот

158962

95,7

191568

95,1

32606

-0,6

120,5

2. транзитный оборот всего, в том числе

7109

4,5

9880

5,2

2771

0,7

139,0

- с участием в расчетах

6458

90,8

8956

90,6

2498

-0,2

138,7

- без участия в расчетах

651

10,1

924

10,3

273

0,2

141,9


Оптовое предприятие обеспечило высокие темпы роста складской реализации товаров при увеличении темпов транзитной продажи товаров, так при их реализации со складов значительно выше уровень доходности и рентабельности. В результате доля складской реализации товаров возросла в динамике.

Анализ оптового товарооборота должен проводиться в динамике за ряд лет, особенно если отсутствует плановая информация.

Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания - для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики. К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и др.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждений. Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для производства определенной продукции (например, отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования их в качестве вспомогательных материалов (нитки - для пошива одежды).

2. Анализ оптового оборота предприятия ОАО «Красноярский хлеб»

 

.1 Краткая организационно-экономическая ОАО «Красноярский хлеб»


ОАО «Красноярский хлеб» имеет свидетельство серия 24 №004281765 от 07.05.2004г. выдано Межрайонной ИФМС №23 по Красноярскому краю.

ОАО «Красноярский хлеб» является крупным предприятием, основной вид деятельности которого - закупка и реализация крупным и мелким оптом хлебобулочных изделий.

Данное предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом и имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, расчетный счет.

Место нахождение ОАО «Красноярский хлеб»: 660122, город Красноярск, улица Красноярский рабочий, 26/2. Данное помещение снимается в аренду у общества с ограниченной ответственностью «Красноярская фабрика «Енисей». Площадь производственного помещения составляет 620 кв.м. квадратных метра.

Каждая организация имеет нормативно-правовую и законодательную базу деятельности, что применительно и к рассматриваемому предприятию ОАО «Красноярский хлеб».

ОАО «Красноярский хлеб» занимается производством широкого ассортимента хлебобулочных изделий. Основная деятельность предприятия, связана с оптовой продажей хлеба и обслуживанием покупателей, отбором, расчётом за товары и так далее.

Ассортимент супермаркета разделяется на следующие группы:

1.   группа «Хлеб»;

2.      группа «Хлебобулочные изделия»;

.        группа «Баранки, сушки»;

.        группа «Пряники, печенье»;

.        группа «Диетические мучные изделия»;

.        группа «Пирожные»;

.        группа «Пирожки и пироги»;

.        группа «Торты»

Далее дадим организационную характеристику ОАО «Красноярский хлеб» (табл.2.1)

Таблица 2.1 - Организационная характеристика ОАО «Красноярский хлеб»

Наименование предприятия

ОАО «Красноярский хлеб»

Юридический адрес

660122, город Красноярск, улица Красноярский рабочий, 26/2

Дата регистрации

07.05.2004г

Организационно-правовая форма

ОАО

Основные поставщики

Красноярский дрожжевой завод, Завод пищевых добавок «НИТА», ОАО «Сибирская Губерния»

Основные конкуренты

Частные пекарни и кондитерские цеха города

Основные покупатели (потребители услуг)

Юридические лица

Площадь

620 кв.м.

Форма обслуживания

Оператор, торговый представитель

Режим работы

ПН-ВС с 9-00 -18-00


Отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулируются законодательством РФ о труде. Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и результатами хозяйственной деятельности предприятия. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, и меры социальной защиты работников.

Организационная структура управления ОАО «Красноярский хлеб» представлена на рисунке 2.1.

Предприятие торговли, как объект управления в системе менеджмента имеет линейную организационную структуру, т.е. горизонтальное разделение труда.

На основании должностных инструкций рассмотрим полномочия и обязанности отдельных работников.

Аппарат управления исследуемого предприятия имеет следующую структуру: во главе предприятия стоит генеральный директор, который занимается решением вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Все работники подчиняются генеральному директору, занимающийся заключением эффективных связей, осуществляет контроль над соблюдением правил торговли, работает с персоналом и т. д.

К ним относятся:

Главный бухгалтер - занимается обработкой товарных и кассовых отчетов в установленные сроки, контролирует соблюдение лимита денежных средств в кассе магазина, обрабатывает документы по результатам инвентаризации товарно-материальных ценностей, составляет график проведения инвентаризации, составляет квартальные и годовые отчеты.

В подчинении у главного бухгалтера находится бухгалтер, который ведет расчет с поставщиками, с персоналом по заработной плате и т.д. обеспечивает строгое соблюдение кассовой дисциплины и надлежащий порядок хранения денег. Ведет кассовую книгу и отчет с приложением всех расходных и приходных документов.

Большая часть работников магазина, приходится на торгово-оперативный персонал, так как их деятельность связана непосредственно с обслуживанием покупателей и влияет на их выбор, также эффективность работы этой категории работников будет влиять на конечный финансовый результат деятельности предприятия.















Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ОАО «Красноярский хлеб»

Вспомогательный персонал осуществляет операции, связанные с содержанием производства.

Структура управления ОАО «Красноярский хлеб» носит линейно-функциональный характер, так как наблюдается присутствие линейных и функциональных связей. Достоинства линейно-функциональной структуры предприятия заключается в следующем: уменьшает потребность в специалистах широкого профиля; единство и четкость распоряжений; оперативность в принятии управленческих решений.

Цель является ориентиром, планируемым результатом деятельности организации, которая представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества системных единиц. Задача руководителя - превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить разнородные системные единицы работать на один результат наиболее эффективным образом.

На основе проведенной характеристики предприятия ОАО «Красноярский хлеб» можно сделать следующие выводы:

-  миссией предприятия является обеспечить сегмент хлебобулочными изделиями;

-       генеральной целью организации является оптимальное функционирование всех звеньев предприятия;

-       основной финансово-экономической целью предприятия является получение максимальной прибыли;

-       управленческая цель организации состоит в рациональной организации производственного и торгового процесса на предприятии;

-       социальная цель предприятия заключается в увеличении заинтересованности работников в повышении эффективности своего труда;

- хозяйственная цель организации заключается в укреплении материально-технической базы и обеспечении постоянной здоровой деятельности предприятия;

-  маркетинговая цель организации включает в себя улучшение имиджа предприятия и отношения потребителей и стремлении к привлечению новой клиентуры.

Целью любого предприятия является достижение максимальных результатов деятельности при оптимальном экономическом потенциале предприятия, относительном сокращении издержек обращения и высокой культуре обслуживания. На основании полученных на предприятии данных, проведем комплексный экономический анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярский хлеб» (табл. 2.2)

Таблица 2.2 - Анализ основных показателей деятельности ОАО «Красноярский хлеб» за 2011-2012 гг.

Показатели

Ед. изм.

2011

2012

Отклонение (+;-)

Отчетный год в % к прошлому году

А

Б

1

2

3

4

1.Выручка от продажи

тыс. руб.

166071

201448

35377

121,3

2. Торгово-производственная площадь

м2

620

620

0

100,0

3. Выручка на 1 м2 торговой площади

тыс. руб./м2

267,9

324,9

57,1

121,3

4. Среднесписочная численность работников, всего

чел.

19

21

2

110,5

- в т.ч. работников торгово-оперативного персонала

чел.

8

9

1

112,5

5. Производительность труда одного среднесписочного работника, всего

тыс. руб./чел

8740,6

9592,8

852,2

109,7

- производительность труда одного работника торгово-оперативного персонала

тыс. руб./чел

20758,9

22383,1

1624,2

107,8

6. Фонд заработной платы






- сумма

тыс. руб.

3485

4368

883

125,3

- уровень

%

2,1

2,2

0,1

103,3

7. Среднегодовая заработная плата одного работника

тыс. руб.

183,4

208,0

24,6

113,4

8. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

114611

133411

18800

116,4

9. Валовая прибыль






- сумма

тыс.руб.

51460

68037

16577

132,2

- уровень

%

31,0

33,8

2,8

109,0

10. Издержки обращения






-сумма

тыс.руб.

38671

54051

15380

139,8

- уровень

%

23,3

26,8

3,5

115,2

11. Прибыль (убыток) от продаж






- сумма

тыс. руб.

12789

13986

1197

109,4

- рентабельность продаж

%

7,7

6,9

-0,8

90,2

12. Проценты к получению

тыс. руб.

---

---

---

---

13. Проценты к уплате

тыс. руб.

---

---

---

---

14. Доходы от участия в других организациях

тыс. руб.

---

---

---

---

15. Прочие доходы

тыс.руб.

436

255

-181

58,5

16. Прочие расходы

тыс. руб.

887

9852

8965

1110,7

17. Прибыль (убыток) до налогообложения


---

---

---

---

- сумма

тыс. руб.

12338

4389

-7949

35,6

- рентабельность предприятия

%

7,4

2,2

-5,3

29,3

тыс. руб.

969

499

-470

51,5

19. Отложенные налоговые обязательства

тыс. руб.

--

---

---

---

20. Текущий налог на прибыль

тыс. руб.

2082

3692

1610

177,3

21. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

тыс. руб.

9287

198

-9089

2,1

- рентабельность конечной деятельности

%

5,6

0,1

-5,5

1,8


На основании проделанных расчетов, основанных на бухгалтерской отчетности можно сделать следующие выводы об эффективности хозяйствования ОАО «Красноярский хлеб»:

Оборот оптовой торговли предприятия ОАО «Красноярский хлеб» в отчетном году составил 201448 тыс. руб., что на 21,3% в относительной форме или на 35377 тыс. руб. в абсолютном выражении больше оборота прошлого года. Рост продаж вызван расширением ассортимента, повышением качества обслуживания, ценовым фактором.

Площадь составила 620 м2 во всех периодах анализа. При этом оборот оптовой торговли, приходящийся на 1м2 торговой площади, в динамике вырос с 147,16 до 178,5 тыс. руб. / м2, то есть на 31,34 тыс. руб. / м2 в денежной форме или на 21,3% в относительном выражении.

Численность работников предприятия в 2012 году составила 21 человек, что на 3 человека больше, чем в 2011 году, увеличение численности было обусловлено ростом обслуживающего персонала в отчетном году на 1 человека и 2 человека в административном персонале.

Производительность труда персонала предприятия выросла на 852 тыс. руб. / чел. в абсолютной форме или на 10 % в относительном выражении и составила 9593 тыс. руб. / чел. в 2012 году. Производительность труда обслуживающего персонала в отчетном году составила 2238 тыс. руб. / чел., что на 1624 тыс. руб. / чел. выше прошлого года, что говорит об эффективном использовании трудовых ресурсов предприятия. В ОАО «Красноярский хлеб» сформирован фонд оплаты труда в размере 4368 тыс. руб., что на 25,34% в относительной форме или на 883 тыс. руб. в абсолютном выражении превышает прошлогоднюю величину. При этом в динамике повышается уровень фонда оплаты труда по отношению к обороту розничной торговли на 0,07%, в результате чего он составил 2,17%. Динамика данного показателя свидетельствует обо относительном перерасходе средств, направленных на оплату труда в организации. В динамике наблюдается рост среднемесячной заработной платы на 1,6 тыс. руб. в денежной форме или на 18,18% в относительной форме, в результате она составила 10,4 тыс. руб. в 2011 году. При росте производительности труда на 14,37% такой рост заработной платы работников, а именно на 18,18% является нецелесообразным.

Валовая прибыль в отчетном году выросла на 32,21% в относительной форме по сравнению с прошлым годом или на 16577 тыс. руб. в денежной форме и составила 68037 тыс. руб. в 2010 году. Уровень валовой прибыли увеличился на 2,79% и составил 33,77% в 2010 году. Данная динамика связана с ростом уровня торговой надбавки.

Негативно оценивается развитие издержек обращения предприятия. За отчетный период их величина растет быстрее, чем оборот розничной торговли, а именно на 39,77%. В денежном выражении прирост издержек обращения составил 15380 тыс. руб., в результате чего они составили 54051 тыс. руб. в 2010 году. Данная ситуация обусловила увеличение уровня издержек обращения в 2010 году на 3,55% до 26,83% в общем обороте предприятия. Рост уровня затрат является негативным моментом и свидетельствует о перерасходе денежных средств, имеющихся у организации.

В результате отмеченных изменений прибыль от продаж у ОАО «Красноярский хлеб» выросла на 9,36% в относительной форме или на 1197 тыс. руб. в абсолютном выражении и составила 13986 тыс. руб. в 2011 году. Данная динамика свидетельствует о снижении эффективности основного вида деятельности предприятия, а именно розничной продажи товаров для оснащения предприятий общественного питания.

За исследуемый период прочие расходы ОАО «Красноярский хлеб» были сформированы в сумме 9852 тыс. руб., что на 8965 тыс. руб. в денежной форме больше, чем в прошлом году. Столь значительный рост был связан с возмещением ущерба ЖКХ при проведении ремонтных работ собственными силами, которые повлекли прорыв трубопровода при выполнении земельных работ. При этом наблюдается незначительная величина прочих доходов, а именно 255 тыс. руб. в 2011 году, в условиях их снижения на 181 тыс. руб. в денежной форме по сравнению с прошлым годом или на 41,51% в относительной форме. Это привело к сокращению прибыли до налогообложения на 64,43% в относительном выражении или на 7949 тыс. руб. в денежной форме, в результате чего она составила 4389 тыс. руб. в 2012 году. Рентабельность предприятия уменьшилась с 7,43% в прошлом году до 2,18% в отчетном году, то есть на 5,25%, что свидетельствует о снижении эффективности работы предприятия. После уплаты налога на прибыль в размере 2082 тыс. руб. в прошлом году и 3692 тыс. руб. в отчетном году, предприятие получило чистую прибыль. Она составила в отчетном году лишь 198 тыс. руб., что ниже чистой прибыли, полученной в прошлом году на 9089 тыс. руб. в денежной форме. Такая ситуация не позволяет фирме формировать фонды для дальнейшего развития, пополнять собственные оборотные средства и так далее.

Рентабельность конечной деятельности предприятия в динамике снизилась на 5,49% до 0,1% в 2012 году. Уменьшение рентабельности конечной деятельности предприятия свидетельствует о снижении эффективности работы супермаркета.

Таким образом, тип развития организации можно оценить, как экстенсивный, что оценивается негативно, так как обуславливает высокий относительный перерасход используемых ресурсов и затрат по их содержанию.

2.2 Анализ динамики и структуры оптового оборота предприятия ОАО «Красноярский хлеб»


Анализ оптового товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товарной продукции спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж.

Оптовый оборот исследуемой организации формируют различные ассортиментные группы товаров для оснащения предприятий общественного питания.

Анализ динамики оптового товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» за исследуемый период представлен в таблице 2.3


Таблица 2.3 - Анализ динамики оптового товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» предприятия за 2010-2012 гг.

Годы

Товарооборот в действующих ценах

Индексы цен

Товарооборот в сопоставимых ценах (к базисному году)

Прирост товарооборота по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах

Прирост товарооборота по сравнению с предшествующим годом в сопоставимых ценах

Темпы роста (снижения) в сопоставимых ценах, %










цепные

базисные




цепные

базисные










А

1

2

3

4

5

6

7

8

2010

153689

1

1

153689

100

100

100

100

2011

166071

1,01

1,012

155533

101,2

101,2

1,09

1,09

2012

201448

1,015

1,02

156763

102,0

100,8

1,23

1,24


В ходе анализа динамики оптового товарооборота ** был выявлен рост товарооборота за анализируемый период в действующих ценах от 166071 тыс.руб. в базисном году до 201448 тыс. руб. в отчетном году. Анализируя оборот в сопоставимом виде, так же следует отметить его плавное развитие в течение всего анализируемого периода.

В связи с этим можно сделать вывод, что увеличение оптового товарооборота положительно характеризует деятельность торгового предприятия ОАО «Красноярский хлеб». Стоит отметить, что наибольший прирост оптового товарооборота приходится на 2011 год.

Как было указано выше, предприятие может расширять сеть сбыта через различные формы оборотов о чем свидетельствуют данные таблицы 2.4, как участвуя в расчетах, так и не участвуя в них.

Если в прошлом году предприятие 72,6% товара реализовало через собственные склады и только 27,4% составил транзитный оборот через посредников.

Таблица 2.4 - Анализ динамики оптового оборота коммерческого предприятия по формам продаж за анализируемый период

Формы продажи

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение по

Темп изменения, %


сумма, тыс. руб.

уд. вес. %

сумма, тыс. руб.

уд. вес. %

сумме, тыс. руб.

уд. весу, %


А

1

2

3

4

5

6

7

Оптовый оборот всего, в том числе

166071

100

201448

100

35377,0

100

121,3

1. складской оборот

158962

95,7

191568

95,1

32606

-0,6

120,5

2. транзитный оборот всего, в том числе

7109

4,5

9880

5,2

2771

0,7

139,0

- с участием в расчетах

6458

90,8

8956

90,6

2498

-0,2

138,7

- без участия в расчетах

651

10,1

924

10,3

273

0,2

141,9


То в отчетном году транзитный оборот увеличился как по абсолютному показателю, так и увеличилась его доля в обороте.

При этом транзитный оборот осуществляется, как с участием предприятия в расчетах, так и без его участия.

Далее следует провести анализ товарооборота в ассортиментном разрезе (табл.2.5)

Таблица 2.5 - Анализ оптового оборота ОАО «Красноярский хлеб» предприятия в ассортиментном разрезе за анализируемый период

Товарные группы

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-) по

Темп изменения, %


сумма, тыс. руб.

уд. вес., %

сумма, тыс. руб.

уд. вес., %

сумме, тыс. руб.

уд. весу, %


А

1

2

3

4

5

6

7

Хлеб

59986

36

79742

40

19756

3

132,9

Хлебобулочные изделия

19865

12

25564

13

5699

1

128,7

Баранки, сушки

21190

13

23699

12

2509

-1

111,8

Пряники, печенье

10985

7

12001

6

1016

-1

109,2

Диетические мучные изделия

21215

13

26786

13

5571

1

126,3

Пирожные

8978

5

9150

5

172

-1

101,9

Пирожки и пироги

4889

3

4584

2

-305

-1

93,8

Торты

18963

11

19922

10

959

-2

105,1

Итого

166071

100

201448

100





Как следует из таблицы 2.5 самая продаваемая группа «Хлеб» - 36%, прирост к 2012 году составил 32,9%, далее с одинаковым удельным весом в оптовом обороте группы «Баранки» и «Диетические изделия», различные добавки и сиропы - средний прирост составляет 16% в динамике.

Далее рассчитаем коэффициента структурных сдвигов в оптовом обороте ОАО «Красноярский хлеб».

Таблица 2.6 - Расчет коэффициента структурных сдвигов в оптовом обороте ОАО «Красноярский хлеб» в 2011-2012 гг.

Товарные группы

Структура товарооборота

()2



предшествующий год отчетный год




А

1

2

3

4

Хлеб

36

40

3

12,0

Хлебобулочные изделия

12

13

1

0,5

Баранки, сушки

13

12

-1

1,0

Пряники, печенье

7

6

-1

0,4

Диетические мучные изделия

13

13

1

0,3

Пирожные

5

5

-1

0,7

Пирожки и пироги

3

2

-1

0,4

Торты

11

10

-2

2,3

Всего

100

100


17,8


Получаем:

                                                                       (2)

В данном случае коэффициент структурных сдвигов в оптовом обороте составляет 2,22%. Это значит, что структура товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» по товарным группам в 2012 году отклоняется от 2011 года в среднем на 2,22%.

Равномерное осуществление реализации продукции в значительной мере зависит от организации предпринимательской деятельности, обеспеченности организации товарами, запасами, требуемыми для нормальной работы в ассортименте, эффективности использования имеющихся ресурсов планирования.

Анализ ритмичности работы организации проводится по данным оперативного учета реализации товаров в сравнении с отчетным аналогичным периодом.

Под ритмичностью работы предприятия понимается равномерный объем оборота оптовой торговли продукции в соответствии с графиком (прошлым периодом) в объеме и ассортименте, предусмотренных планом (прошлого опыта). Показателем оценки ритмичности является коэффициент вариации, который определяется как отношение среднеквадратического отклонения от заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому обороту розничной торговли

                                                                               (3)

где  - квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

п - число суммируемых заданий;

хпр - среднедекадный товарооборот в прошлом периоде.

Рассчитаем данный коэффициент для анализируемого ОАО «Красноярский хлеб» (табл.2.7)

Таблица 2.7 - Расчет равномерности развития оптового оборота ОАО «Красноярский хлеб» по квартально в 2011-2012 гг

Кварталы

2011

2012

Темп роста в % к прошлому году

, %, %


А

1

2

3

4

5

1

35083

41569

118,5

2,8

7,9

2

39456

42587

107,9

13,4

178,6

3

48963

52639

107,5

13,8

190,2

4

42569

64653

151,9

-30,6

935,0

166071

201448

121,3

х

1311,8


Кр = √ 1311,8/4/121,3= 0,15 или 15%.

Отклонения в товарообороте по кварталам в среднем составляет 15%.

Сезонность реализации товаров является характерной чертой для торговой организации. Неоднородность динамики товарооборота в течение года обусловлена влиянием сезонов года, которые провоцируют покупателей на увеличение (уменьшение) спроса продукции. В таблице 2.8 произведём расчет индекса сезонности в ОАО «Красноярский хлеб».

Таблица 2. 8 - Расчетные данные для определения индексов сезонности оптового оборота ОАО «Красноярский хлеб» по кварталам 2010-2012 гг.

Кварталы

Товарооборот



Yc, %


2010

2011

2012



А

1

2

3

4

6

1

34526

35083

41569

37059

0,85

2

39125

39456

42587

40389

0,93

3

46521

48963

52639

49374

1,14

4

33517

42569

64653

46913

1,08

Итого год

153689

166071

201448

173736


В среднем за год

38422,25

41517,75

50362

43434



Таким образом, индекс сезонности товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» по кварталам в среднем близок или более единицы.

В наибольшей степени фактор сезонности оказывает влияние на товарооборот ОАО «Красноярский хлеб» в 1 и 2 квартале года. Данное положение можно обосновать специфическими климатическими условиями проживания населения на территории Красноярского края в целом, которые формируют спрос населения в большей степени в летнее время. На летнее время индекс сезонности увеличился и составил 1,14. В зимние месяцы первого квартала индекс сезонности ниже 1.

В целом можно отметить, что динамика ОАО «Красноярский хлеб» положительна, как в течении года, так и поквартально. Товарооборот развивается относительно равномерно в течение года, имеет место незначительное сезонное влияние.

Далее необходимо провести анализ факторов, которые в течение года оказывали влияние на изменение величины товарооборота.

2.3 Оценка влияния факторов на динамику оптового оборота


Выполнение плана по товарообороту и динамика основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия зависят от влияния таких факторов как:

а) от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования;

б) от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;

в) от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли.

В таблице 2.9 рассмотрим анализ влияния на изменение оптового товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» изменения цен и физического объема продаж в анализируемом периоде.

Таблица 2.9 - Анализ влияния на изменение оптового товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» изменения цен и физического объема продаж в 2011-2012 гг.

Годы

Товарооборот

Индекс цен

Абсолютное изменение

Темп изменения, %


в действующих. ценах

в сопоставимых ценах


всего

в т.ч. числе

в действующих ценах

в сопоставимых ценах






за счет








цен

физиче-ского объема про-даж



А

1

2

3

4

5

6

7

8

Прошлый

166071

155533

1,012






Отчетный

201448

169392

1,02

35377

32056

3321

121,3

108,9


За счет изменения цен товарооборот увеличился на 32056 тыс. руб., на 3321 тыс. руб. товарооборот увеличился за счет увеличения объема продаж. Общее увеличение товарооборота составило 35377 тыс. руб.

Таблица 2.10 - Анализ влияния трудовых ресурсов на динамику физического объема товарооборота ОАО «Красноярский хлеб»

Наименование трудовых факторов

Прошлый год

Фактически за отчетный год

Повлияли на динамику физического объема товарооборота*



в действующих ценах

в сопоставимых ценах

Методика расчета

Размер влияния

Товарооборот, тыс. руб.

166071

201448

169392

201448-166071

35377

Численность работников всего, чел.

19

21

21

(21-19)*8741

17481

В т.ч. работников торгово-оперативного персонала, чел.

8

9

9

1*20759

20759

Производительность труда, тыс. руб./чел

8741

9593

8066

(9593-8741)*21

17896

Производительность труда работников торгово-оперативного персонала*, тыс. руб./чел.

20759

22383

18821

(22383-20759)*9

14618


В таблице 2.10 видно, какое влияние оказали трудовые ресурсы ОАО «Красноярский хлеб» , так изменение численности персонала дало прирост товарообороту +17841 тыс.руб., изменение производительности труда также повлияло положительно +17896 тыс.руб.

Показатели

Прошлый год

Первый пересчет

Второй пересчет

Третий пересчет

Отчетный год

Влияние на товарооборот







расчет

размер влияния

А

1

2

3

4

5

6

7

1. Запасы на начало

31305

34804

34804

34804

34804

68157-67807

3499

2. Поступление

682824

682824

950012

950012

95247

94876-68157

26718

3.Прочее выбытие

1246

1246

1246

2465

2465

95001-94876

1246

4. Запасы на конец

34804

34804

34804

34804

78151

90666-95001

-43347

5. Товарооборот в ценах закупки

67807

68157

94876

95001

90666

90666-67807

22858


Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают завышенные товарные запасы на начало изучаемого периода и рост поступления товаров, а отрицательное - увеличение прочего выбытия и завышенные запасы на конец периода.

Таким образом, проведенный анализ товарооборота ОАО «Красноярский хлеб» позволил выявить, что за год товарооборот увеличился на 35377 тыс. руб. На данное изменение оказали влияние различные факторы. Но основными факторами при этом остаются изменение цены и рост объема продаж, которые в свою очередь были достигнуты за счет изменения всех прочих факторов.

Далее рассмотрим пути увеличения оптового оборота предприятия ОАО «Красноярский хлеб».

 


3. Разработка рекомендаций по увеличению оптового оборота предприятия


Как известно, существует ряд факторов, влияющих на динамику и величину товарооборота на оптовом торговом предприятии. Все эти факторы можно разделить на две группы.

Первая группа − это внешние факторы, на которые предприятие влиять не может или влияет в незначительной степени.

К таким факторам, в частности, относится влияние со стороны крупных производителей и поставщиков, диктующих свои условия, как в отношении цен, так и по ассортименту и условиям поставки. Такое поведение, выбранное производителем, обусловлено выбранной маркетинговой стратегией, основанной на применяемой технологии и стратегических задачах, стоящих перед производителем.

Вторым внешним фактором можно назвать конкурентов − оптовые и производственные предприятия, имеющих общую с ОАО «Красноярский хлеб» зону обслуживания и аналогичный продукт. Влиять на конкурентов можно только при условии значительного превосходства, как по оборотам, так и предоставляя наилучшие качество товара и условия продажи, по наиболее выгодным ценам.

Ко второй категории относятся внутренние факторы, то есть те, на которые администрация любого предприятия может и должна активно влиять, для того, чтобы добиться наибольшей эффективности.

Во главе этого списка, конечно, нужно поставить ценовую политику, а именно три основных пункта, влияющих на ценовую политику.

а) уровень цен закупки товаров у поставщиков. Как говорилось ранее, крупные торговые объединения могут добиться значительной оптовой скидки, и получить ряд льгот по условиям и срокам поставки товара, это при прочих равных условиях ведет к снижению розничных цен, и используются как элемент формирования валового дохода.

Уровень цен закупки обычно колеблется в определенном диапазоне и устанавливается производителем.

б) уровень цен реализации товаров. Обычно торговые предприятия устанавливают цены дифференцированно по отдельным товарным группам, исходя из состояния спроса, уровня издержек обращения и ряда других.

в) объем реализации товара также является одним из основных компонентов влияющих на ценовую политику, так как дает возможность получить ощутимые скидки.

Остановимся коротко на остальных некоторых других внутренних факторах − таких как, вопросы кадровой работы с персоналом, его подбор, обучение, мотивация к продвижению по служебной лестнице, решаются по-разному.

Требования, предъявляемые современными технологиями продаж в сфере оптовой торговли, невыполнимы без знаний логистики, науки о перемещении материальных ценностей, с целью оптимизации транспортных расходов и эффективного использования складских помещений.

На примере ОАО «Красноярский хлеб» можно рекомендовать оптимизацию оптового оборота, управляя запасами. Как было уже отмечено, индекс сезонности оборота в некоторой степени зависит от сезона года. Так, ОАО «Красноярский хлеб» прирост торговли происходит в третьем квартале, то есть летом, так как как правило в это время начинают функционировать летние площадки и увеличение сбыта хлебобулочных изделий для летних кафе. Однако, необходимо помнить, что производитель (поставщик) осуществляет поставку товаров также в зависимости от сезона, когда происходит сбор урожая пшеницы, особенно если это отдаленные поставщики. Таким образом, пополнять запасы следует в 1 и 2 квартале, которые реализуются торговой надбавкой гораздо выше, чем это было бы если закуп производился равномерно. Так можно рассчитать экономический эффект и рентабельность продаж ОАО «Красноярский хлеб» (табл. 3.1)

Таблица 3.1 - Планирование оборота и запасов ОАО «Красноярский хлеб»

Показатели

2012

План 2013

Всего

Размер влияния



1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал



1. Запасы на начало

302256

296055

376655

452055

387280

338100

+85024

2. Поступление

195247

125600

132000

33225

28820

319645

+124398

3. выбытие

201448

45000

56600

98000

78000

277600

+76152

4. Запасы на конец

296055

376655

452055

387280

338100

380145

42045


Таким образом, планируя запасы таким образом, ОАО «Красноярский хлеб» получит прирост в обороте + 76152, уменьшив запасы на конец годы -42045 тыс.руб. Уменьшая запасы к концу года, ОАО «Красноярский хлеб» сэкономит на складском хранении, избежит скопления сырья (муки, зерна и т.д.). Недостатком подобного планирования может служить нехватка складской площади при создании запаса нового товары, увеличения на это время складских расходов, а также подтверждён внешнему влиянию в условиях инфляции.

Один из основных факторов повышения эффективности работы и роста товарооборота − это ассортимент товаров. Ассортимент способен активно влиять на уровень продаж. Широкий ассортимент может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара на складе, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к «замораживанию» денег.

Большинство предприятий ведут свою маркетинговую деятельность без всяких планов, мотивируя тем, что рынок меняется слишком быстро, поэтому от планов нет никакой пользы - в конце концов, все планы будут пылиться на полке.

Но постепенно на практике приходит осознание необходимости планирования деятельности службы маркетинга. Планирование побуждает руководство постоянно думать о будущем, заставляет предприятие четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Аргумент о бессмысленности планирования в условиях постоянных изменений не выдерживает критики. Как раз наоборот - тщательное планирование помогает предприятию предвидеть изменение среды и оперативно реагировать на них, а также быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам.

Чтобы составить план мероприятий по маркетингу, нужно сделать анализ сложившейся ситуации. Для этого, в частности, можно использовать метод прогнозирования на основе сезонных колебаний. Затем составить тактический годовой план маркетинга на следующий год на основе графиков спада и подъема товарооборота, составленный на основе прогноза индексов сезонности.

Успех или неудача оптового торгово-производственного предприятия во многом определяется степенью приверженности к нему покупателей. В связи с этим любое торговое предприятие необходимо рассматривать не только с функциональной, но и с рыночно-психологической точки зрения. Прежде всего, формирование имиджа фирмы. Наличие привлекательного имиджа помогает покупателями воспринимать фирму как нечто отличное от других, увидеть в ней преимущества, отсутствующие у конкурентов, выбрать ее в качестве постоянного места для совершения покупки.

Заключение


В системе мер, направленных на повышение эффективности работы предприятия и укрепление его финансового состояния, важное место занимают вопросы рационального управления оборотом предприятия.

Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем: товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия; по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

Изучение теоретических аспектов оптового оборота предприятия привели к выводу, что оптовый товарооборот представляет собой продажу товаров торговыми организациями другим организациям для последующей реализации или для производственного потребления в качестве сырья и материалов либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

В зависимости от организации товародвижения различают:

складской - продажа товаров со складов оптовых организаций;

транзитный - организованная оптовой организацией поставка товаров от производителей в розничную сеть минуя склады оптовых баз, который в свою очередь подразделяется на транзитный оптовый товарооборот с участием в расчетах и без участия в расчетах (организуемый).

Анализ оптового оборота в курсовой работе проводился на примере предприятия ОАО «Красноярский хлеб». Проведенный анализ позволил выявить, что у предприятия при росте товарооборота снизилась сумма прибыли. На такую динамику изменения показателей оказало влияние.

Величина, уровень оптового оборота в конечном итоге, являются взаимосвязанными показателями и зависят от многих факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия: это широта и обновляемость ассортимента, структура и динамика товарооборота ОАО «Красноярский хлеб», а также изучение различный факторов влияния.

Эффективность управления товарооборотом торговых предприятий, следовательно, зависит, прежде всего, от умения управлять ими, улучшать организацию торговли, повышать уровень коммерческой и финансовой работы. Особое внимание должно уделяться изучению причин выявленных отклонений по отдельным видам товарных запасов, ассортиментных групп и разработке мер по их оптимизации.

Таким образом, преследуя основную цель анализа торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация резервов развития товарооборота, улучшение обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения, были разработаны рекомендации по увеличению оборота ОАО «Красноярский хлеб».

оптовый оборот товар оптимизация

Библиографический список


1.     Авдеев В.В. Реализация товаров в оптовой торговле./ В.В. Авдеев // Налоги (газета), 2009. - №34. - 6 с.

2.      Валевич Р.П., Давыдов Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 2010. - 287 с.

3.      Варламова Е.Н. Организации оптовой торговли: содержание деятельности и особенности бухгалтерского учета./ Е.Н. Варламова // Аудиторские ведомости, 2010. - №8. - 32-34 с.

4.      Мудрик Д.Г. Финансовый анализ предприятия: грани управленческих решений. - М.: Аудит и налогообложение, 2010. - 442 с.

5.      Наговицина Л.П. Как управлять товарными запасами. - М.: Экономика, 2011. - 279 с.

6.      Русак Н.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования: Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 2010. - 543 с.

7.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Экоперспектива, 2011. - 489 с.

8.      Семенихин В.В. Товары и их реализация: отражение в учетной политике./ В.В. Семенихин // Аудиторские ведомости, 2010. - №3. - 11-13 с.

9.      Семенихин В.В. Аналитический учет товаров./ В.В. Семенихин // Новое в бухгалтерском учете и отчетности, 2010. - №11. -8-10 с.

10.    Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 289 с.

11.    Суворова С.П. Аудит цикла продаж торговых организаций: основы внутренней стандартизации. / С.П. Суворова // Аудиторские ведомости, 2011. №3. - 32-33 с.

12.    Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина. - М.: Экономика, 2010. - 320 с.

13.    Экономика предприятия / Под ред. Н.А Сафронова. - М.: Юрист, 2011. - 478 с.

14.    Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. - 350 с.

15.    Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: Мысль, 2010. - 270 с.

16.    Экономический анализ деятельности предприятий и объединений / Под ред. С.Б. Барнгольца, Г.М. Тация. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 228 с.

Похожие работы на - Анализ оптового оборота предприятия ОАО 'Красноярский хлеб'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!