Разработка эмиссионной политики предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка эмиссионной политики предприятия
















Разработка эмиссионной политики предприятия

1. Теория и теоретические аспекты эмиссионной политики предприятия

1.1 Сущность и необходимость проведения эмиссионной политики


Эмиссионная политика корпорации включает широкий спектр организационно - технических, информационных, консультационных и иных процедур, входящих в сферу деятельности финансового директора.

Данная политика реализуется только в выпуске акций как основного источника формирования уставного (акционерного) капитала корпорации на фондовом рынке. Эмиссия корпоративных облигаций относится к управлению заемными средствами.

С позиции финансового права эмиссия ценных бумаг представляет собой последовательность действий эмитента по выпуску и размещению эмиссионных ценных бумаг. Стандартная процедура эмиссии включает следующие этапы:

. Принятие эмитентом решения о выпуске акций.

. Регистрацию выпуска акций.

. Для документарной формы выпуска - изготовление сертификатов акций.

. Размещение акций. Эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел регистрацию, размещению не подлежат.

. Регистрацию отчета об итогах выпуска акций.

При регистрации проспекта эмиссии процедуру выпуска дополняют:

• подготовкой проспекта эмиссии;

• регистрацией проспекта эмиссии;

• раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;

• раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска, осуществляют после регистрации данного отчета.

Размещают акции путем:

• распределения среди учредителей акционерного общества при его образовании;

• распределения среди акционеров общества;

• подписки;

• конвертации.

При учреждении акционерного общества учредителям оплачивают их акции по цене не ниже номинальной. Оплату дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, осуществляют по цене, устанавливаемой Советом директоров (Наблюдательным советом) общества, но не ниже их номинальной стоимости. Цена размещения дополнительных акций акционерам общества при осуществлении ими преимущественного права их приобретения может быть ниже цены размещения для других лиц, но не более чем на 10%.

Открытое акционерное общество (ОАО) может проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг (префакций и корпоративных облигаций), конвертируемых в обыкновенные акции, путем открытой и закрытой подписки.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) не вправе осуществлять размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, посредством открытой подписки или другим способом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций данной категории (типа). Акционеры общества, которые голосовали против или не принимали участия в голосовании по вопросу о размещении путем закрытой подписки акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, имеют преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых путем закрытой подписки, в количестве, пропорциональном числу при надлежащих им акций этой категории (типа).

Список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляют на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения. Эмитент вправе начать размещение выпускаемых им акций только после регистрации их выпуска. В соответствии с Законом КР «О рынке ценных бумаг» от 24 июля 2009 года №251 установлены следующие ограничения на фондовом рынке:

·   запрещено рекламировать и (или) предлагать неограниченному кругу лиц ценные бумаги эмитентов, не раскрывающие информацию о них в объеме и порядке, определенных законодательством КР;

·        условия заключаемых с инвесторами договоров, которые ограничивают их права по сравнению с правами, предусмотренными законодательством КР, являются недействительными;

·        нарушения указанных положений профессиональными участниками являются основанием для аннулирования или приостановления действия их лицензий на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке и (или) наложения штрафа;

·        совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об их выпуске запрещено;

·        лица, подписавшие проспект эмиссии ценных бумаг, несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом инвестору вследствие содержащейся в проспекте недостоверной информации, вводящий в заблуждение инвестора.

Важное значение для развития рынка ценных бумаг имеет Закон КР «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции» от 15 апреля 1994 г. №1487-XII, в котором регламентированы взаимоотношениями между участниками финансового рынка, направленные на создание в Кыргызстане нормальной конкурентной среды. В частности, этим законом запрещены действия финансовой организации, доминирующей на рынке финансовых услуг (фондовом, кредитном, страховом, лизинговом и иных рынках), которые препятствуют доступу на данный рынок другим финансовым организациям или негативно влияют на общие условия пре доставления финансовых услуг.

1.2 Этапы эмиссионной политики


Разработка эффективной эмиссионной политики включает ряд этапов.

Первый этап. Изучение возможностей эффективного размещения вновь эмитируемых акций (если акционерное общество нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) предпринимается на основе предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры рынка ценных бумаг (биржевого и внебиржевого) включает констатацию спроса и предложения, динамики уровня цен, объема продаж новых пакетов акций и ряда других показателей. Результатом подобного анализа является определение уровня чувствительности (реакции) фондового рынка на появление новой эмиссии акций и на возможности их реализации инвесторам. Оценка инвестиционной привлекательности собственных акций проводится с позиции учета перспектив развития отрасли, к которой относится эмитент, конкурентоспособности выпускаемой им продукции (оказываемых услуг), а также величины показателей финансовой устойчивости и ликвидности баланса по сравнению с параметрами аналогичных компаний-эмитентов. В процессе такой оценки устанавливают возможную степень инвестиционной привлекательности акций данной корпорации по сравнению с акциями других эмитентов.

В условиях фондового рынка Кыргызстана при неразработанности методов оценки курсов эмиссионных ценных бумаг наиболее предпочтителен фундаментальный анализ инвестиционной ситуации. Он предполагает выполнение трех условий:

• изучение и анализ общей экономической ситуации;

• анализ отдельных сегментов фондового рынка;

• изучение финансового состояния отдельных акционерных компаний.

В ходе анализа проводят сравнение значений этих показателей с теми данными, которые имеются по аналогичным акционерным компаниям, а также с их значениями за предыдущие периоды. Корпорация может привлекать капитал тремя основными способами: эмиссией акций; посредством получения кредитов и займов в различных формах; использовать собственные доходы.

Для определения общего размера мобилизованного корпорацией капитала используют показатель капитализации. Численно он равен сумме акционерного капитала и долгосрочных обязательств.

Акционерный капитал включает: номинальную стоимость обыкновенных и привилегированных акций; эмиссионный доход; стоимость акций, приобретенных корпорацией; резервный капитал и нераспределенную прибыль, направленную на увеличение акционерного капитала.

Отношение одного из элементов показателя капитализации (стоимости выпущенных в обращение обыкновенных и привилегированных акций, облигаций) к общей его величине позволяет установить коэффициенты капитализации. Они характеризуют уровень привлечения корпорацией тех или иных собственных и заемных источников финансовых ресурсов.

Корпорация, привлекающая капитал только через выпуск акций, имеет упрощенную структуру капитала (консервативную или умеренную). Те акционерные компании, которые значительную часть своих пассивов формируют за счет долгосрочных заемных средств, обладают агрессивной структурой капитала и обычно в ходе финансового анализа получают пониженный кредитный рейтинг. Уровень долгосрочной задолженности, превышающий 30-35% всех пассивов, обычно расценивают как рискованный.

Результаты фундаментального анализа оформляют в виде исследовательского отчета. Многие аналитики корпораций в первом разделе данных отчетов приводят основные показатели, характеризующие их деятельность, ключевые выводы, сделанные в ходе изучения, а также рекомендации относительно целесообразности купли-продажи эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых этими акционерными компаниями.

Второй этап - определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью собственного капитала, полученного из внешних источников, цели эмиссии должны быть достаточно обоснованными с позиций будущего развития компании-эмитента и возможностей значительного повышения курсовой стоимости его ценных бумаг. Главными целями, которыми руководствуются эмитенты, прибегал к данному источнику формирования собственного капитала, являются:

• реальное инвестирование, связанное с отраслевой и рациональной диверсификацией производственно-коммерческой деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств и т.д.);

• необходимость значительного улучшения структуры капитала за счет повышения доли собственных средств в его общем объеме. Обеспечение на этой основе роста коэффициента финансовой независимости и снижение за счет данного фактора цены привлечения заемного капитала;

• предполагаемое поглощение других компаний с целью получения синергетического эффекта.

Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими пре имуществами, которые возникают при успешном объединении фирм (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании общего производственного и финансового потенциалов слившихся компаний, при взаимодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возможностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов;

• иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собственного капитала.

Третий этап - определение объема эмиссии. При установлении объема эмиссии целесообразно исходить из ранее рассчитанной потребности в собственных финансовых ресурсах за счет внешних источников финансирования. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).

Четвертый этап - установление номинала, видов и количества эмитируемых акций. Количество и номинальная стоимость приобретаемых (размещаемых) акционерным обществом акций фиксируется в его уставе. В этом документе могут быть определены количество и номинал акций, которые корпорация вправе разместить в дополнение к ранее эмитированным акциям (объявленные акции). По рядок и условия размещения объявленных акций также устанавливают в уставе. Изменение номинальной стоимости и количества акций, находящихся в обращении, допускается при увеличении (уменьшении) уставного капитала. Такое решение вправе принять общее собрание акционеров.

Пятый этап - оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. Подобную оценку осуществляют по двум параметрам:

• по прогнозному уровню дивидендов исходя из выбранного типа дивидендной политики;

• по расходам по выпуску и размещению акций (в среднегодовом исчислении).

Расчетную стоимость привлекаемого акционерного капитала сравнивают с его фактической средневзвешенной стоимостью (WАСС) и средним уровнем процентной ставки на рынке ссудного капитала. Только после этого принимают окончательное решение об эмиссии акций.

Шестой этап - изучение форм гарантированного размещения ценных бумаг (underwriting - «андеррайтинг»). Открытое размещение акций, как правило, производят с помощью финансового посредника (дилера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. Андеррайтеры предоставляют компании-эмитенту следующий набор услуг:

• выбор способа эмиссии ценных бумаг;

• установление цен на новые ценные бумаги;

• продажа новых ценных бумаг и др.

В роли дилеров выступают коммерческие и инвестиционные банки, инвестиционные фонды и компании. Обычно андеррайтер выкупает для себя ценные бумаги эмитента по цене, которая ниже цены предложения, и тем самым принимает на себя риск по их реализации. Поскольку действия андеррайтеров сопряжены со значительным риском, то они предпочитают объединять усилия и образуют группу андеррайтеров, называемую синдикатом для диверсификации риска и облегчения реализации эмиссии.

Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, компания-эмитент:

• определяет состав финансовых посредников (андеррайтеров);

• согласовывает с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

• обеспечивает регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются договором о выпуске и размещении ценных бумаг. В нем указывают: вид андеррайтинга (твердое соглашение, максимум и минимум усилий по размещению ценных бумаг); размер вознаграждения посредника (спрэд) и прочие условия.

Следовательно, эмиссионная политика корпорации направлена на быстрое и максимально выгодное привлечение дополнительного акционерного капитала для целей ее развития и укрепления позиций на товарном и финансовом рынках.

Основной целью эмиссионной политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающейся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Таким образом, разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы.

Следует подчеркнуть, что в условиях Кыргызстана привлечение дополнительного капитала за счет новой эмиссии акций - длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому к данному источнику привлечения финансовых ресурсов прибегают только крупные акционерные компании, располагающие достаточными денежными ресурсами и имеющие широкую известность на фондовом рынке (например, компании топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, связи, некоторых других отраслей хозяйства). Для большинства акционерных обществ Кыргызстана реального сектора экономики единственной возможностью выхода на фондовый рынок является доведение текущего финансового положения до соответствия требованиям, предъявляемым рынком, что позволит организовать обращение собственных эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В современных условиях уставный капитал многих акционерных обществ во много раз ниже стоимости их чистых активов, что отдаляет перспективу выхода их ценных бумаг на фондовый рынок. Вследствие значительной недооцененности акций многие потенциальные эмитенты не рискуют выходить на рынок с новыми пакетами финансовых инструментов, что способно привести к не пропорциональному уменьшению доли действующих акционеров, лишив их контрольного пакета акций. Кроме того, потенциальные инвесторы часто не имеют объективной информации, позволяющей им правильно оценить инвестиционную привлекательность компаний-эмитентов, поскольку они заранее ориентированы на низкую стоимость (цену) их акций.

Рис. 1.1. Этапы формирования эмиссионной политики

Существование многих предприятий в организационно-правовой форме акционерного общества при отсутствии присущей этой форме стратегии поведения на фондовом рынке (привлечение средств с этого рынка, расширение числа акционеров, установление прочных отношений с ними) лишает их возможности мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на цели развития производства.

Основной целью эмиссионной политики корпорации является привлечение с рынка ценных бумаг дополнительного объема денежных ресурсов в сжатые сроки и с минимальными транзакционными издержками. В соответствии с этой целью эмиссионная политика акционерного общества (корпорации) является частью общей инвестиционной политики в части привлечения дополнительного объема финансовых ресурсов за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

2. Анализ и практика эмиссионной политики на примере ОАО «Таш-Темир»

2.1 Характеристика деятельности ОАО «Таш-Темир»


ОАО «Таш-Темир» это предприятие, основным видом деятельности которого является строительство и ремонт, осуществляемый в городе Бишкек. На рынке строительных услуг ОАО «Таш-Темир» находится 10 лет. За это время предприятие создало свою производственную базу, на территории которой были построены складские помещения, цеха для удовлетворения потребностей производства строительно-монтажных работ.

Помимо производства строительно-монтажных работ предприятие предлагает услуги по аренде помещений (павильонов) под оптовую торговлю на территории собственной производственной базы, где был организован оптовый рынок. ОАО «Таш-Темир» является дочерним предприятием АзатДомостроительная корпорация ДСК АО, которая занимается производством строительного оборудования и строительством зданий. Адрес: 720031, Кыргызстан, Бишкек, ул. Кулатова, д8 т. (996312) 42-78-22; 54-42-68 ф. 54-42-68

Предприятие было создано для осуществления текущего ремонта имеющихся, а также строительства новых производственных площадей АзатДомостроительная корпорация ДСК АО и его дочерних предприятий. Также ОАО «Таш-Темир» предоставляет услуги по ремонту крупных зданий (жилых домов, складских помещений, ангаров), офисов, строительству частных домов из кирпича (коттедж).

Управление и контроль за деятельностью предприятия осуществляет генеральный директор (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура организации управления предприятием

ОАО «Таш-Темир» имеет собственную производственную базу, на которой осуществляется:

производство строительных материалов (пиломатериал и т.д.);

изготовление изделий из дерева (двери, оконные блоки) и металла (металлические двери, ворота, решетки и т.д.);

складирование строительных материалов приобретенных и собственных.

Основным подразделением в структуре предприятия является производственно-технический отдел. В его функции входит:

составление и заключение договора с организацией заказчиком;

составление проектно-сметной документации;

непосредственное выполнение строительно-монтажных работ;

сдача выполненных объемов работ заказчику;

подписание акта выполненных работ.

Транспортный отдел выполняет доставку рабочих бригад, строительных материалов, оборудования и т.д. на строительные объекты.

На складе предприятия осуществляется: прием, хранение, выдача хозяйственного инвентаря и материалов.

Вспомогательным производством осуществляется выпуск строительных материалов (пиломатериал) и изделий из древесины (рамы, оконные блоки, двери и т.д.), металла (решетки, ограждения, ворота и т.д.) по заказу производственно-технического отдела для выполнения строительно-монтажных работ.

Отдел кадров ведет учет работников предприятия.

Бухгалтерией предприятия выполняется:

учет финансово хозяйственной деятельности;

сдача отчетности в налоговые и контролирующие органы.

Для анализа структуры собственного капитала, выявления причин изменения отдельных его элементов и оценки этих изменений за анализируемый период на основании данных финансовой отчетности составим таблицу 2.1.

Как видно из таблицы 2.1 за анализируемый период произошли значительные изменения в структуре собственного капитала. Если в 2010 г. он состоял на 94,50% из добавочного капитала и на 0,14% из уставного, то к концу 2011 г. его состав значительно расширился за счет остатка нераспределенной прибыли.

Таблица 2.1. Динамика структуры собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Источники капитала

2009

2010

2011

Темп роста за 2009-2011 гг.


тыс. сом.

%

тыс. сом.

%

тыс. сом.

%


Уставный капитал

83

0,14

83

0,09

83

0,11

-

Добавочный капитал

57802

94,5

57802

60,83

57802

74,99

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

-

Фонд социальной сферы

3284

5,37

8049

8,47

-

-

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

-

-

12839

16,66

-

Нераспределенная прибыль отчетного года

-

-

29084

30,61

19197

24,91

21,86

Итого собственный капитал

61169

-

95018

-

77082

-

126,01


Размер уставного капитала за анализируемый период не изменился и остался равным 83 тыс. сом., однако его удельный вес в составе источников собственного капитала снизился с 0,14% до 0,11%. Сумма добавочного капитала также осталась неизменной и равна 57802 тыс. сом. Произошло снижение удельного веса добавочного капитала на 19,51%, за счет образования дополнительного источников формирования собственного капитала:

нераспределенной прибыли отчетного года в размере 6358 тыс. сом.

нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 12839 тыс. сом.

Эти дополнительные источники значительно повлияли на увеличение собственного капитала предприятия. Их удельный вес в структуре собственного капитала составил 8,25% и 16,66%.

Структура капитала анализируемого предприятия не несет в себе большого риска для инвесторов, так как предприятие работает преимущественно на собственном капитале.

Для того чтобы проанализировать состояние и движение собственного капитала необходимо составить аналитическую таблицу 2.2.

Таблица 2.2. Анализ движения собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Наименование статей

Коэффициент поступления

Коэффициент выбытия


2009

2010

2011

2009

2010

2011

Уставный капитал

-

-

-

-

-

-

Добавочный капитал

-

-

-

0,18

-

-

Резервный капитал

-

-

-

-

-

-

Фонды социальной сферы

1,02

-

-

-

0,21

-

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

2,78

-

0,21

1,61

Резервы предстоящих расходов

-

-

1,07

-

-

-

Оценочные резервы

-

-

-

-

-

-


Для расчета коэффициентов поступления и выбытия применялись формулы:

Кп= Поступило / Остаток на конец года,

Кв= Выбыло/ Остаток на начало года.

По данным таблицы 2.2 видно, что на предприятии практически отсутствует движение капитала. Значения коэффициентов выбытия значительно превышают значения коэффициентов поступления. Это говорит о том, что на предприятии заморожен процесс наращивания капитала. Наращивание средств происходило только по статье нераспределенная прибыль прошлых лет (+2,78).

Анализ собственных средств предприятия предполагает определение фактического размера средств и факторов, влияющих на их динамику.

По данным таблицы 2.3 видно, что за анализируемый период собственные оборотные средства предприятия выросли на 7262 тыс. сом. и составили в 2011 г. - 8079 тыс. сом. Положительный показатель собственных оборотных средств говорит об увеличении получаемой предприятием прибыли. Отрицательное влияние на сумму собственных оборотных средств оказало увеличение показателя незавершенного строительства на 11264 тыс. сом.

Таблица 2.3. Расчет наличия собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатели

2009

2010

2011

Абс. отклонение 2009-2011

Уставный капитал

83

83

83

-

Добавочный капитал

57802

57802

57802

-

Резервный капитал

-

-

-

-

Фонды социальной сферы

3284

8049

-

-3284

Нераспределенная прибыль прошлых лет

-

-

12839

+12839

Нераспределенная прибыль отчетного года

-

29084

6358

+6358

Итого источников собственных средств

61169

95018

77082

+15913

НМА

584

296

296

-296

Основные средства

48726

51909

62559

+13833

Незавершенное строительство

11042

25063

22306

+11264

Прочие внеоборотные активы

-

-

-

-

Итого ВОА

60325

77268

85161

+24809

Собственные оборотные средства

817

17750

8079

+7262


Проведем анализ рентабельности капитала.

Рентабельность собственного капитала является одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала.

По данным таблицы 2.4 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122091 тыс. сом.), себестоимость продукции (+132793 тыс. сом.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. сом.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2007 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%.

Деятельность организации в 2011 г. была убыточнее чем в 2009 г. Так как не малое влияние на предприятие оказал финансовый кризис.

Таблица 2.4. Динамика влияния отдельных факторов на рентабельность капитала ОАО «Таш-Темир»

Факторы, влияющие на рентабельность

2009

2010

2011

Абс. отклонение 2009-2011 гг.

Выручка от продажи

123584

295976

245675

+122091

Себестоимость

100853

252924

233646

+132793

Коммерческие расходы

-

-

-

-

Управленческие расходы

-

-

-

-

Рентабельность (убыточность) продаж

18,39

14,54

4,89

-13,50

Проценты к получению

-

-

-

Проценты к уплате

-

-

-

-

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

-

-

-

-

Прочие операционные расходы

-

-

-

-

Прочие внереализационные доходы

7408

13549

9860

+2452

Прочие внереализационные расходы

2427

5249

254

-2173

Налог на прибыль

7668

10851

6971

-698

Чрезвычайные доходы

-

-

-

-

Чрезвычайные расходы

-

-

-

-

Чистая рентабельность (убыточность)

16,22

13,68

5,69

-10,26


Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели:

. рентабельность всего капитала;

. рентабельность собственного капитала.

Различные показатели рентабельности представлены в таблице 2.5.

По данным таблицы 2.4. видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так на единицу проданной продукции, приходится 4,89% прибыли что на 13,5% меньше чем в 2010 г. И только 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов - на 10,25% меньше чем в 2009 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53%. Так же снизилась эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению с 2009 г. - 29,42%. На 1 сом. затрат приходится 5,15% прибыли от продаж. Произошло ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок.

Таблица 2.5. Показатели рентабельности

Показатели

2009

2010

2011

Абс. отклонение 2009-2011 гг.

Рентабельность продаж, %

18,39

14,54

4,89

-13,5

Бухгалтерская рентабельность обычной деятельности, %

16,21

13,68

5,96

-10,25

Чистая рентабельность, %

16,21

13,68

5,96

-10,25

Экономическая рентабельность, %

24,37

25,37

12,84

-11,53

Рентабельность собственного капитала, %

29,42

42,62

18,98

-10,44

Затратоотдача, %

22,54

17,02

5,15

-17,37

Рентабельность перманентного капитала, %

29,42

42,62

18,98

-10,44


Рентабельность активов может повышаться при неизменной рентабельности продаж и росте объема реализации, опережающем увеличение стоимости активов, т.е. ускоренной оборачиваемости активов (ресурсоотдачей). И, наоборот, при неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста балансовой (до налогообложения) рентабельности.

Большое значение для организации имеет то, за счет каких факторов растет или снижается рентабельность активов. Потому что у разных организаций неодинаковы повышения рентабельности продаж и увеличения объема реализации.

Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Однако эти способы временны и недостаточно надежны. Наиболее последовательная политика организации, отвечающая целям укрепления ее финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

При анализе экономической рентабельности, безусловно, нужно принимать во внимание роль отдельных ее элементов. Но зависимость целесообразно строить не через оборачиваемость элементов, а через оценку структуры капитала в увязке с динамикой его оборачиваемости и рентабельности.

Для повышения рентабельности собственного капитала необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя.

Связь между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью активов (прибыль / убыток) отражает важное значение феномена задолженности.

Рентабельность собственного капитала равна отношению чистой прибыли (т.е. результата после финансовых расходов) к собственному капиталу.

На анализируемом предприятии деятельность финансируется только за счет собственного капитала, показатель задолженности равен нулю.

В таблице 2.6 показано влияние экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала.

По данным таблицы 2.6 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%.

Таблица 2.6. Влияние коэффициента экономической рентабельности на рентабельность собственного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатели

2009

2010

2011

Абс. отклонение 2009-2011

Прибыль от продаж, тыс. сом.

22730

43051

12028

-10702

Проценты, тыс. сом.

0

0

0

0

Налог на прибыль, тыс. сом.

6819

12915

3608

-3211

Чистая прибыль, тыс. сом.

15911

30136

8420

-7491

Рентабельность собственного капитала, %

26,01

31,72

10,92

-15,09


На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что ОАО «Таш-Темир» испытывает финансовые затруднения по причине недостатка собственных источников формирования капитала.

Для улучшения финансового состояния и совершенствования учета собственного капитала анализируемого предприятия разработаны следующие рекомендации:

увеличить уставный капитал общества с целью повышения его финансовых гарантий;

создать резервный фонд;

усовершенствовать учет собственного капитала;

чаще и в большем объеме использовать собственные финансовые ресурсы в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

использовать собственный капитал предприятия для осуществления инвестиционных проектов с целью получения максимальной прибыли;

совершенствовать бухгалтерскую отчетность общества в целях возможности ее использования для финансового анализа всеми участниками рынка.

2.2 Анализ и оценка эффективности эмиссионной политики ОАО «Таш-Темир»


Открытое акционерное общество «Таш-Темир» начало свою работу в 2002 году. Форма собственности - частная, учредителями являются физические лица. В таблице 2.7. представлены необходимые данные для разработки эмиссионной политики.

Таблица 2.7. Исходные данные для анализа эмиссионной политики

1. Уставный капитал ОАО при учреждении

29 тыс. сом.

2. Номинальная стоимость акции

100 сом.

3. Прибыль к распределению

12,9 тыс. сом.

4. Тип эмиссии

Повторная

5. Прирост по дивиденду

0,29%

6. Коэффициент β

1,3


Первичный выпуск ценных бумаг

При учреждении предприятия общим собранием акционеров было принято решение о выпуске акций (обыкновенных и привилегированных), которые были распределены между его участниками.

Уставный капитал ОАО «Таш-Темир» составляет 29 000 000 сом. Были выпущены акции двух видов: обыкновенные и привилегированные классические. Номинальная стоимость обыкновенных и привилегированных акций равна между собой и составляет 100 сом.

Размер уставного капитала определяется по формуле (2.1):

УК=PN*N (2.1)

Чтобы определить общее количество акций необходимо уставный капитал поделить на номинальную стоимость акций:

,

где - количество акций, штук;

 - уставный капитал, сом.;

 - номинальная стоимость акции, сом.

Из 290000 штук 232000 - обыкновенные акции (80%), а 58000 - привилегированные (20%). По привилегированным акциям ставка дивиденда составляет 20%.

Повторная эмиссия ценных бумаг

Повторная эмиссия ценных бумаг осуществляется с целью финансирования инвестиционной и расширения производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества. В таблице 2.8. представлены состав и структура акционерного капитала ОАО «Таш-Темир»

Таблица 2.8. Состав и структура акционерного капитала ОАО «Таш-Темир»

Показатель

Номинальная стоимость, сом.

Количество, штук

Объем выпуска, сом.

Доля в выпуске, %

Доля в УК, %

Акции первого выпуска

Обыкновенные

100

232000

23200000

80

40

Привилегированные

100

58000

5800000

20

10

В том числе: классические

100

58000

5800000

20

10

Итого

-

290000

29000000

100,00

50,00

Акции второго выпуска

Обыкновенные

100

232000

23200000

80

40

Привилегированные

100

58000

5800000

20

10

в том числе: классические долевые кумулятивные

 100 100 100

 17400 29000 11600

 1740000 2900000 1160000

 6 10 4

 3 5 2

Итого

-

290000

29000000

100,00

50,00

Всего

-

580000

58000000

-

100,00


Уставный капитал увеличивается в 2 раза и теперь составляет 58 000 000 сом. Во втором выпуске выпущено 232000 обыкновенных акций и 58000 - привилегированных. Выпущены следующие виды привилегированных акций: классические (17400 штук), долевые (29000 штук), кумулятивные (11600 штук). Привилегированные акции размещены среди топ - менеджеров предприятия.

Таким образом, всего выпущено 290000 акций, из них 80% обыкновенных и 20% привилегированных. Согласно Закона КР «Об акционерных обществах» номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества, и в нашем предприятии это требование выполняется. Номинальная стоимость акций - 100 сом. каждая. Собранием акционеров было решено установить фиксированный дивиденд по привилегированным акциям в размере 20%; данная ставка дивиденда закреплена в учредительных документах акционерного общества и является законодательной нормой. Проценты начисляются один раз в год и выплачиваются 31 декабря каждого года.

Также учетной политикой организации предусмотрено создание резервного фонда. Отчисления в него составляют 7% от чистой прибыли.

Итак, на сегодняшний день, предприятия стоят перед острой необходимостью модернизации, расширения и развития, перед необходимостью выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию.

На эти цели нужны значительные средства, которые предприятиям предстоит привлекать используя свои силы и свои собственные источники, так как кредитные организации по разным причинам пока не в состоянии предоставить нужные суммы на длительный период времени, а уровень рентабельности производства пока не позволяет использовать банковские кредиты в качестве долгосрочного источника финансирования.

В силу того, что получаемой прибыли недостаточно, амортизационные фонды по ряду причин не выполняют своего назначения, самофинансирование становится серьезной проблемой, и одним из эффективных путей решения этой проблемы является механизм эмиссии ценных бумаг, который позволяет в разумные сроки привлечь необходимый объем средств по доступной цене.

Сегодня, оценивая перспективу финансирования своих будущих вложений, 40-50% предприятий в качестве реального источника средств видят собственные ресурсы и лишь 15-20% надеются на получение банковских кредитов. Банки же, опасаясь предоставлять кредиты, ссылаются на высокие кредитные риски.

Ключевая задача вторичной эмиссии заключается в обеспечении эффективных условий для притока инвестиций. Кроме того, существует целый комплекс задач, эффективное решение которых возможно с помощью эмиссии ценных бумаг.

Одна из важнейших характеристик эмиссии - ее эффективность, которую можно определить как вероятность привлечения с помощью эмиссии необходимых средств в запланированные сроки при издержках не превышающих планируемые. Эффективность эмиссии для эмитента прямо пропорционально зависит от объема эмиссии, срока обращения эмитируемых ценных бумаг и их ликвидности и обратно пропорционально зависит от уровня доходности ценных бумаг, от их надежности и от имеющихся финансовых обязательств эмитента.

Для разработки стратегии выхода предприятия «второго эшелона» на фондовый рынок выделено основные пять видов ценных бумаг: акции - простые и привилегированные, облигации - с дисконтом, с плавающим купоном, и с фиксированным купоном с различными сроками обращения.

В связи с этим, с учетом сложившейся ситуации на рынке ценных бумаг и в экономике страны в целом, предложена стратегия выхода предприятия «второго эшелона» на фондовый рынок с целью привлечения долгосрочного финансирования. Стратегия заключается в том, что на первом этапе проводится эмиссия облигаций со сроком обращения не более года и фиксированным купоном. Далее проводятся эмиссии облигаций с увеличением срока обращения и с переходом на плавающий купон. На втором этапе проводится эмиссия привилегированных акций и заключительным этапом является эмиссия обыкновенных акций.

По оценкам многих экспертов, в стране есть источник инвестиций, обладающий большим потенциалом - сбережения населения. Компаниям-эмитентам при проведении эмиссии и размещении своих ценных бумаг, необходимо ориентироваться не только на профессиональных участников рынка, но и на частных лиц. Это должно отразиться на размере номинала, на упрощении процесса покупки-продажи ценных бумаг, на дивидендной политике эмитента.

Эмиссия ценных бумаг должна быть хорошо просчитана и иметь конкретные цели и задачи, для чего должна быть разработана грамотная эмиссионная и дивидендная политика.

Эмиссия акций эффективна при большом объеме эмиссии и подходит, в основном, крупным, широко известным компаниям с хорошей репутацией и положительной кредитной историей.

эмиссионный капитал рентабельность политика

Список литературы

1.       Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2004.

2.       Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 2006.

3.      Бланк И.А. Управление активами. - К.: «Ника-Центр», 2007.

.        Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. - М.: ИД ФКБ - ПРЕСС, 2007.

.        Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации // Финансовый менеджмент. - 2003. - №4. - с. 65-74.

.        Золотогоров В.П. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. - Мн.: ИП Перспектива, 2005.

7.     Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. - М.: Финансы и статистика, 2007.

8.      Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2005.

9.     Колтынюк Б.А. Инвестиции: Учебник. Изд-во: СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003. - 848 с.

10.     Кукукина И.Г. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2000. - 133 с.

11.     Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М: Элит, 2005.

12.   Литвин М.И. Управление оборотными средствами предприятия в рыночной экономике. - Липецк: 2006.

13.    Мелкумов Я.С. Теоретическое и практическое пособие по финансовым вычислениям. М.: ИНФРА-М, 2006.

14.     Миронов М.Г., Замедлина Е. А, Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2004.

15.   Нешитой А.С. Инвестиции. Учебник. Издательство: «Дашков и Кo». 2007. - 372 с.

16.    Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 368 с.

.        Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004.

18.   Овсейчук М.Ф. Сидельникова Л.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2007.

19.   Шевчук Д.И. Корпоративные финансы. Учебное пособие. Издательство: «ГроссМедиа». 2008. - 143 с.

20.    Четошникова Л.А. Экономическая оценка инвестиций: учебно-методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006.

Похожие работы на - Разработка эмиссионной политики предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!