Упрощенная система налогообложения

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Упрощенная система налогообложения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Финансовый университет при правительстве РФ

Филиал в г.Воронеж

Кафедра налогов и налогообложения









Реферат

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Упрощенная система налогообложения»









Воронеж 2013

Содержание

Введение

Основной раздел

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия. Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства. Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

Основной раздел

Упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим, применение которого регулируется главой 26.2. Налогового кодекса РФ. Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели. Они переходят на эту систему или возвращаются к общему режиму налогообложения добровольно: организации и индивидуальные предприниматели имеют право выбора между УСН и общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Упрощенную систему налогообложения вправе применять не только организации и индивидуальные предприниматели, которые подпадают под определение субъектов малого предпринимательства, приведенное в Федеральном законе " О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ от 24 июля 2007г"; но и все остальные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ограничений, установленных в ст. 346.12 НК РФ. УСН совсем не отличается простотой в применении, несмотря на свое название. Но она позволяет законно уменьшить суммы уплачиваемых государству налогов. Поэтому остается привлекательной для многих налогоплательщиков, как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. УСН предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождает от уплаты ряда налогов (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном ст.346.11 НК РФ. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок статистической отчетности. Они также не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее.

Условия для перехода на упрощенную систему налогообложения

Для юридических лиц:

численность работников не превышает 100 человек;

отсутствуют филиалы и (или) представительства;

доля участия других организаций составляет менее 25% (данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%);

доход от реализации за 9 месяцев текущего года не превышает 45 млн.руб.* (данное условие не распространяется на вновь созданные фирмы);

остаточная стоимость амортизируемых основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн.руб.

*применяется по 30 сентября 2012 года включительно

Для индивидуальных предпринимателей:

Численность работников не превышает 100 человек

С 1 октября 2012 года вступают в силу внесенные Федеральным законом № 94-ФЗ от 25.06.2012 поправки в статьи 346.12, 346.13 и 346.14 Налогового кодекса РФ. Для перехода на УСН теперь достаточно подать уведомление и ожидать одобрения не требуется.

Увеличился срок подачи уведомления. Теперь разрешается это делать вплоть до последнего дня того года, который предшествует переходу на упрощенную систему налогообложения. Увеличился до 45 миллионов рублей предельный уровень дохода, с которым разрешается переходить на упрощенку. Ниже приводятся полные тексты измененных статей НК РФ.

Статья 346_12. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн.рублей.(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ). Статья 346_13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения 1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ)

Статья 346_14. Объекты налогообложения

. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.

. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 24 ноября 2008 года N 208-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2012 года Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ)

Элемент режимаХарактеристикаОснованиеНалогоплательщикиОрганизации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО.Ст. 346.12 НК РФУплата налогов и сборовОрганизации освобождаются от уплаты: - Налога на прибыль организаций - Налога на имущество организаций - ЕСН - НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты: - НДФЛ (в части доходов от предпринимательской деятельности) - Налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности) - ЕСН (в части доходов от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц) - НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)Ст. 346.11 НК РФОрганизации и индивидуальные предприниматели: - уплачивают единый налог, взимаемый при применении УСНО. - уплачивают в общем порядке: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги в соответствии с законодательством.Учет и отчетностьОрганизации и индивидуальные предприниматели: - Соблюдают общий порядок: ведения кассовых операций, представления статистической отчетности - Исполняют обязанности налоговых агентов - Ведут: налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.Ст. 346.11, 346.24 НК РФПереход на УСНО и прекращение УСНООрганизация имеет право перейти на УСНО, если по итогам 9 месяцев текущего года ее доходы не превысили 45 млн. рублей. Ряд организаций и предпринимателей не вправе применять УСНО. Переход на УСНО осуществляется в добровольном порядке, возврат (переход) на иные режимы налогообложения может быть как добровольным, так и обязательным.Ст. 346.12, 346.13 НК РФОбъекты налогообложенияДоходыДоходы, уменьшенные на величину расходовСт. 346.14 НК РФОбъект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря предшествующего года. В течение налогового периода менять объект налогообложения запрещено.Ст. 346.15 - 346.17 НК РФНалоговая базаДенежное выражение доходовДенежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходовСт. 346.18, 346.25 НК РФОсобенности исчисления налоговой базы при переходе на УСНО с иных режимов налогообложения и при переходе с УСНОНалоговые ставкиЗаконами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов, в зависимости от категорий налогоплательщиков15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов), но по итогам года не менее 1% от доходов (минимальный налог) 6% (от доходов)Ст. 346.20 НК РФНалоговый (отчетный) периодНалоговый период: календарный год. Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.Ст. 346.19 НК РФУплата единого налога и отчетностьПо итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.Ст.346.21, 346.23 НК РФСумма налога (авансовых платежей по налогу) к уплате может быть уменьшена не более чем на 50% на суммы: - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период - выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% от доходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Иначе, уплачивается налог, исчисленный в общем порядке.Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится единым платежом с последующим распределением по бюджетам органами федерального казначейства. Уплата налога организациями осуществляется: По итогам отчетного периода (ежеквартально) не позднее: - 25 апреля - 25 июля - 25 октября. По итогам налогового периода не позднее 31 марта Представление налоговой декларации организациями осуществляется только по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего налогового периода. Уплата налога индивидуальными предпринимателями осуществляется: По итогам отчетного периода (ежеквартально) не позднее: - 25 апреля - 25 июля - 25 октября. · По итогам налогового периода не позднее: - 30 апреля Представление налоговой декларации индивидуальными предпринимателями осуществляется только по итогам налогового периода не позднее 30 апреля следующего налогового периода. Минимальный налог уплачивается по итогам налогового периода - не позднее 31 марта.

Практика показывает, что не во всех случаях переход налогоплательщика на "упрощенку" приносит ему дополнительную выгоду за счет неуплаты ряда налогов, обязательных при традиционной системе налогообложения.

Для оценки экономической целесообразности выбора между различными системами налогообложения предпринимателю следует проанализировать множество факторов. Совершенно очевидно, что однозначного ответа на вопрос, выгодно ли применять упрощенную систему, быть не может, так как во многом это зависит от сферы предпринимательской деятельности конкретного налогоплательщика. Поэтому в настоящем разделе рассмотрена общая методика анализа эффективности применения той или иной системы налогообложения, следуя которой, каждый предприниматель сможет сделать свой собственный расчет с учетом особенностей его деятельности. Для этого ему нужно будет взять либо фактические показатели своих доходов и расходов за прошедший период, либо предполагаемые (прогнозируемые). Последний вариант будет менее точен, поэтому им следует пользоваться в том случае, если предприниматель только начинает свою деятельность. Также он применим и в случаях, когда есть основания считать, что фактические данные за прошедший (текущий) период существенно изменятся в силу каких-либо обстоятельств (изменение в объемах производства, сферах бизнеса и т.п.).

Чтобы выбрать оптимальный налоговый режим, одного только сравнения налоговых обязательств в рамках различных систем налогообложения недостаточно. Предпринимателям необходимо учесть, что при переходе к "упрощенке" они перестают платить НДС и, следовательно, не должны предъявлять его покупателям. Очень часто именно это обстоятельство может являться тем аргументом, который перечеркнет все остальные плюсы "упрощенки". Парадоксальным это кажется только на первый взгляд. Все дело в том, что "упрощенка" не только дает возможность налогоплательщику не уплачивать НДС с сумм, получаемых от своих покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), но при этом лишает его, а также покупателей, приобретающих его товары, работы или услуги для коммерческого использования, возможности зачета "входных" сумм НДС. Именно этот факт при определенных условиях может настолько существенно сузить круг потребителей товаров (работ, услуг) такого предпринимателя, что стоимостные потери от снижения общей выручки перекроют всю возникающую "налоговую" экономию.

Основополагающим при оценке эффективности перехода на "упрощенку" с учетом вышеизложенного будет принцип, что он неэффективен в тех случаях, когда освобожденные от НДС товары (работы, услуги) передаются на следующий цикл производства и (или) реализации. Ведь тогда контрагенты предпринимателя, приобретающие у него производственные ресурсы, товары работы или услуги, освобожденные от НДС, для процесса производства и (или) реализации других товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС в общеустановленном порядке, фактически вынуждены уплачивать НДС и за себя, и за лиц, освобожденных от НДС на предыдущей стадии производства (реализации). В результате НДС, не уплаченный на одном цикле производства или реализации товаров, просто перекладывается на участников следующего цикла.

Единственным выходом для предпринимателя-"упрощенца" в борьбе за рынки сбыта в такой ситуации может быть только адекватное снижение цен на товары (работы, услуги), реализуемые таким контрагентам. Однако зачастую по объективным причинам это возможно далеко не всегда. Если это все же возможно, снижение цен практически всегда будет меньше, чем сумма НДС, которую предприниматель-"упрощенец" предъявил бы своим покупателям, являясь плательщиком данного налога. Причина в том, что "входной" НДС теперь включается в расходы, увеличивая тем самым себестоимость товаров (продукции, работ, услуг), в то время как в общем случае он включался в состав налоговых вычетов. Вследствие этого допустимое для самого продавца-"упрощенца" снижение цены, позволяющее сохранить прежний уровень рентабельности, не сможет в полной мере компенсировать покупателям отсутствие "входного" НДС.

Анализ эффективности перехода на упрощенную систему налогообложения с точки зрения НДС, а в конечном итоге и с точки зрения возможности сохранения прежних цен и объемов продаж, безусловно, необходим. Однако он будет лишь предварительным в ходе всего процесса выбора предпринимателем системы налогообложения своих доходов. Окончательный вывод можно сделать только после сравнения налоговых обязательств в рамках различных систем налогообложения, в том числе и двух возможных вариантов уплаты самого единого налога в рамках упрощенной системы, а также возможности применения "патентной упрощенки". Для сравнения результатов применения разных объектов налогообложения единым налогом при УСН имеют значение два показателя. Первый - величина (а точнее сказать, удельный вес к доходам) расходов налогоплательщика, которые по правилам ст. 346.16 НК РФ могут уменьшать его доходы в целях налогообложения единым налогом. Если величина таких расходов равна или даже больше величины полученных ИП доходов в отчетном налоговом периоде, то даже при налоговой базе, определяемой как доходы, уменьшенные на величину расходов, сумма единого налога составит законодательно определенную минимальную величину. Более сложно обстоит вопрос с выбором объекта налогообложения в ситуации, когда сумма расходов находится в интервале от 60% до 80% от величины доходов "упрощенца". В этом случае все зависит от величины уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование. Ведь согласно п. 3 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, которые исчисляют налог исходя из суммы доходов, уменьшают налог на сумму страховых взносов в ПФР, уплачиваемых за тот же период. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Рассчитать величину таких взносов нетрудно. Сумма взносов, уплачиваемых в качестве работодателя, у ИП будет равна произведению расходов на оплату труда на 14%. Взносы же за себя лично в общем случае составляют сейчас фиксированную величину - 150 руб. в месяц.

Важно определить, сколько процентов составляют взносы в ПФР от суммы доходов. Базовая ставка налога составляет 6% от дохода, и при ее максимально допустимом уменьшении она может быть снижена до 3%. Поэтому оптимально, когда пенсионные взносы составляют величину 3% от дохода (6 - 3). При величине же данных взносов, равной нулю, ставка единого налога будет равна максимуму - 6% дохода.

Более наглядным и точным способом, в том числе когда указанная величина колеблется в интервале от 1% до 6%, будет прямое сопоставление фактически рассчитанных сумм налогов при разных режимах налогообложения. Здесь предприниматель может учесть и возможное изменение в доходах, связанное с сужением рынка сбыта или снижением уровня своих отпускных цен, связанных с проблемой отсутствия у него НДС.

Заключение

индивидуальный предприниматель упрощенный налогообложение

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ по состоянию на 20 февраля 2013 г.

. Пайзулаев И.Р. , Бушинская Т.В. Налоги и налогообложение в схемах: учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, 2010.

. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика: учебник. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012.

. Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков, Упрощенная система налогообложения, уч. Пособие, Из-во: М., Проспект, Феникс, 2012 г.

Похожие работы на - Упрощенная система налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!