Причины безработицы и ее формы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины безработицы и ее формы

Содержание

Введение

Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

.1      Основные задачи государственного регулирования

.2      Политика занятости и регулирования рынка труда

Глава 2. Причины безработицы и ее формы

.1 Определение полной занятости

.2 Безработица как социально-экономическое явление

Глава 3. Занятость в России

.1 Занятость в России

.2 Занятость в Татарстане

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема занятости и безработицы является одной из основных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.

Занятость трудоспособного населения - один из важнейших факторов, учитываемых при выработке стратегии социально-экономического развития. Глобальный кризис 2008-2009 г.г. привел к увеличению почти в 2 раза количества зарегистрированных безработных, которых в апреле 2009 г. насчитывалось 2,3 млн. человек или более 3% населения в возрасте от 15 до 72 лет. Росстат по методике МОТ считает, что количество безработных с учетом скрытой безработицы в 3,8 раза превышает количество зарегистрированных безработных. На основе этой методики в кризисный 2009 год количество безработных в России составляло 8,74 млн. человек или 11,7% экономически активного населения.

Разработанные Правительством РФ меры привели к значительным положительным сдвигам в сфере занятости в посткризисный период, но, как показывают статистические данные 2011-2012 г.г., проблема занятости не решена до настоящего времени. Положительная динамика сокращения безработицы сохранялась до декабря 2011 г., в котором количество безработных по методике МОТ сократилось до 6,1%, т.е. примерно вдвое по сравнению с кризисным 2009 годом. Но в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. количество безработных увеличилось на 0,5% и составило по методике МОТ 4,9 млн. человек, в тот же период количество экономически активного населения сократилось на 700 тыс. человек. Количество зарегистрированных безработных увеличилось на 12 тыс. человек, в т.ч. количество длительно не работающих (более 1 года) увеличилось на 2,3%. Особенно тяжелое положение в сфере занятости у жителей села, уровень безработицы которых составляет более 10%, а доля в числе длительно не работающих 42%.

Негативной тенденцией в сфере занятости в России продолжает оставаться неформальная занятость, т.е. незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами. Занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования. Примерно 10 млн. человек осуществляют неформальную деятельность на рынках России. Фактор неформальной занятости в России более весомый, чем фактор официальной и скрытой безработицы, т.к. по оценкам специалистов в неформальной сфере занято 25 млн. трудоспособного населения, т.е. его третья часть.

На основании выше изложенного, тема является актуальной и подлежит подробному изучению.

Правильное понимание и объективная оценка существующей обстановки на рынке труда будет способствовать принятию верных решений. Ведь только сопоставляя все факторы в совокупности, можно разобраться в настоящем и правильно определить направления развития.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем;

изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;

провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.

Объекты исследования - рынок труда Российской Федерации и Республики Татарстан.

Предметом исследования является государственное регулирование рынка труда.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили учебники, данные Министерства статистики РФ и РТ, нормативные правовые акты, данные периодической печати, ресурсы Интернет.

Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

1.1    Основные задачи государственного регулирования

Особый интерес при разработке механизма регулирования рынка труда нашего государства представляет изучение зарубежного опыта, что позволяет выявлять наиболее эффективные методы регулирования рынка труда.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, регулирование рынка труда осуществляется в основном по трем направлениям:

стимулирование занятости и создание новых рабочих мест;

подготовка и переподготовка рабочей силы;

социальная защита населения.

В развитых странах особое внимание уделяется разработке предложений и рекомендаций по смягчению социальных последствий длительной безработицы, поскольку человеку, долгое время не имевшему работу, сложнее ее найти.

В Нидерландах предприниматели, нанимающие на создаваемые рабочие места 70% рабочей силы из безработных, не имевших работы свыше шести месяцев, освобождаются на три года от налогов в фонды социального страхования на этих лиц. Кроме того, им предоставляются субсидии в течение полугода на цели профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

В США предпринимателям, которые нанимают людей, не работавших длительное время, а также обеспечивают их переподготовку, предоставляется налоговая скидка за каждого принятого человека в размере 4,5 тыс.долл. в год в течение двух лет.

Под влиянием технологических перемен, либерализации торговли и движения капиталов, развития интеграционных процессов, появления развивающихся постсоциалистических рынков мировая экономика все интенсивнее "впитывает" в себя национальные экономики. Речь идет о расширении мировой торговли, движении капиталов во всех формах, миграции населения и рабочей силы, углублении информационного обмена.

При этом американская экономика как самая мощная в мире "глобализируется" в наибольшей степени, поскольку заинтересована в извлечении максимальных выгод из проникновения на другие рынки. Будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, американская экономика, разумеется, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, а посему заинтересована в международной финансовой и экономической стабильности.

С одной стороны, "дивиденды", которые Соединенные Штаты получают от глобализации, очень высоки. Во-первых, дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и таким образом способствует росту доходов, повышению потребительского спроса и, как следствие, росту экономики. Во-вторых, открытость американской экономики, ее динамичное развитие способствуют притоку капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа, что положительно влияет на экономический рост и, следовательно, на занятость. Во-вторых, рост экспорта американских товаров приводит к созданию дополнительных рабочих мест, часто высокооплачиваемых.

С другой стороны, не стоит забывать и об оборотной стороне "глобализационной медали". Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места в результате перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Распространение же информационных технологий создает угрозу предприятиям сферы услуг (финансовым, компьютерным, транспортным, инжиниринговым и другим видам услуг), поскольку возрастает вероятность осуществления этой деятельности в странах с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению заработной платы как альтернативы переводу предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые американскими фирмами за границей, оснащаются самым современным оборудованием, предприятия, расположенные в самих Штатах, могут потерять свои конкурентные преимущества. И, наконец, иммигранты (особенно нелегальные), работающие в США, и иностранцы на американских предприятиях за рубежом нередко страдают в результате нарушения работодателями основных трудовых стандартов. Имеются в виду фундаментальные принципы, сформулированные Международной организацией труда: право работников на свободу ассоциаций и заключение коллективных договоров, ликвидация принудительного труда, детского труда, дискриминации при найме на работу.

На нынешнем этапе глобализации ее позитивные последствия для американской экономики и рынка труда явно перевешивают негативные. Показатели экономического роста наглядно это подтверждают. В отдельных отраслях эффект глобализации особенно заметен. Так, в моторостроении 47% занятых непосредственно связаны с работой на экспорт, в аэрокосмической отрасли и в производстве электронных компонентов - 44%, в добыче железных руд - 42%, на водном транспорте - 41%.

Вместе с тем все более очевидными становятся потери, которые несет экономика США из-за ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж - в первую очередь это касается металлургической и текстильной промышленности, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, за последние годы численность работающих на предприятиях, производящих запасные части для автомобилей, уменьшилась на треть, а средние заработки в реальном исчислении сократились на 9%.

Попытки работников организоваться и противостоять негативным последствиям глобализации, как правило, наталкиваются на сопротивление предпринимателей. По данным исследования, проведенного специалистами Корнелского университета, 62% предпринимателей, чей бизнес связан с обрабатывающей промышленностью, угрожали работникам в случае создания нового профсоюза перевести предприятия за рубеж.

Таким образом, глобализация существенно влияет на американский рынок труда и отношения в этой сфере, порождая немало проблем. К некоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.

Несомненно, главным ответом на вызов, связанный с освоением новых технологий и усилением глобализации, являются повышение уровня образования и улучшение профессиональной подготовки рабочей силы. В нынешних условиях работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т. е. в программах повышения квалификации.

К основным задачам, стоящим перед российским государством на рынке труда можно отнести следующие: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или , наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

1.2    Политика занятости и регулирования рынка труда

Проводимые в России преобразования, направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Приходится справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно - ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в хозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.

Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

развитие гибких форм занятости;

последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по созданию новых рабочих мест. В настоящее время в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

государственный регулирование занятость безработица

Глава. 2. Причины безработицы и ее формы

.1 Определение полной занятости

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающееся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением <#"706615.files/image001.gif">

Рис.1 - Динамика изменения экономически активного населения и количества безработных в России за 2011-2012 гг.

На диаграмме (рис.1) представлена динамика занятости населения России в 2011-2012 годах.

На диаграмме (рис.1) очевидно, что практически значения ЭАН и безработных в течение двух лет находятся в одних пределах, благодаря государственному регулированию рынка труда.

Структура экономически активного населения (в среднем за год) приведена в таблице 2.

Таблица 2

Структура экономически активного населения (в среднем за год), %

Наименование показателей

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение (+,-)

Темп роста, %

Экономически активное население: - мужчины - женщины

100  51,09 48,91

100  51,17 48,83

  +0,08 -0,04

  100,16 99,84

в т.ч.





- занятые в экономике - безработные

93,50  6,50

94,54  5,46

+1,04  -1,04

101,11  84


В структуре экономически активного населения по результатам таблицы 2 произошли незначительные изменения:

. Показатель ЭАН (мужчины) (0,16%) в 2012 году по отношению к данному показателю предыдущего периода, относительный показатель женщин снизился на эту же величину и составил 99,84%.

. Количество занятых в экономике увеличилось на 1,11%.

. Безработные в 2012 году составили 5,46% ЭАН, снижение их количества составило 16% по отношению к 2011 году.

Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2011-2012 годы представлена в таблице 3.

Из таблицы 3 очевидно, что ЭАН в оптовой и розничной торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (порядка 18%), в обрабатывающих производствах (примерно 15%), в организациях, осуществляющих финансовую деятельность (1,7-1,8 процента); деятельность в области рыболовства, рыбоводства (1,6 процента); в образовании (8,4-8,6 процентов); деятельность по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (5,9 процента); в организациях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (8,1-8,3 процента); в здравоохранении и предоставлении социальных услуг (3,7 процента); в деятельности гостиниц и ресторанов (1,8 процента).

Таблица 3

Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности за 2011-2012 годы

Наименование показателей

2011 г.

2012г.

Абсолютное изменение (+,-)

Темп роста, %


Тыс.чел.

%

Тыс.чел.

%



Экономически активное население

67727

100

67969

100

+242

100,34

в т.ч. по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

147

0,2

142

0,2

-5

96,60

рыболовство, рыбоводство:

1063

1,6

1068

1,6

100,47

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1950

2,9

1960

2,9

+10

100,51

обрабатывающие производства

10281

15,2

10230

15,1

-51

99,50

строительство

5474

8,1

5581

8,2

+107

103,72

оптовая и розничная торговля; ремонт

12174

18,0

12400

18,2

+226

101,86

транспорт и связь

5361

7,9

5381

7,9

+20

100,37

финансовая деятельность

1182

1,7

1215

1,8

+33

102,79

гостиницы и рестораны

1218

1,8

1250

1,8

+32

102,63

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5514

8,1

5657

8,3

+143

102,59

образование

5789

8,6

5711

8,4

-78

98,65

здравоохранение и социальные услуги

4604

6,8

4597

6,8

-7

гостиницы и рестораны

1218

1,8

1250

1,8

+32

102,63

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

3801

5,6

3760

5,5

-41

98,92

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2529

3,7

2532

3,7

+3

100,12


3.2 Анализ показателей занятости по Республиканской программе содействия занятости населения за 2011-2013 гг.

Среди факторов, которые оказывают наиболее значительное влияние на рынок труда республики, необходимо выделить следующие:

наличие внутрирегиональных диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;

поток нелегальных трудовых мигрантов в Республику Татарстан;

создание недостаточного количества новых эффективных рабочих мест;

сохранение дефицита кадров по рабочим профессиям.

В целях предотвращения напряженности на рынке труда и не превышения уровня регистрируемой безработицы в целом по республике к концу 2013 года более 1,73 процента Программой были предусмотрены мероприятия, финансирование которых осуществлялось за счет бюджета Республики Татарстан, бюджетов муниципальных образований, а также иных внебюджетных источников, не запрещенных законом. Социальная поддержка безработных граждан полностью финансировалась за счет средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета.

Основанием финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, а также за счет средств работодателей являются Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон Республики Татарстан от 30.11.2011 № 96-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», Закон Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

Объемы ассигнований на реализацию делегированных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, в том числе и для Республики Татарстан в области государственной политики занятости населения на 2011 − 2013 годы, определены Федеральной службой по труду и занятости с учетом Методики расчета норматива затрат для определения объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения, в соответствии с численностью безработных граждан и действующих размеров минимальной и максимальной величин пособий по безработице, ежегодно устанавливаемыми постановлением Правительства Российской Федерации:

. Организация и проведение ярмарок вакансий, в том числе специализированных, и учебных рабочих мест.

Указанными мероприятиями создаются оптимальные условия для встречи граждан, ищущих работу или желающих ее сменить, с представителями множества предприятий и организаций, имеется возможность ознакомиться с компьютерным банком данных о вакансиях, получить комплекс консультационных услуг по наиболее актуальным для них вопросам труда и занятости. Участие граждан в мероприятиях, проводимых в рамках ярмарок вакансий, повышают их самооценку и стимулируют мотивацию к труду. Работодатели, в свою очередь, могут осуществлять подбор кадров из большего количества претендентов. Таким образом, ежегодно в среднем обеспечивается трудоустройство 3,0 тыс.человек.

С учетом ситуации на рынке труда и особенностями, связанными с содействием занятости отдельных категорий лиц, организуются специализированные ярмарки для женщин, молодежи, инвалидов, специалистов высокой квалификации, выпускников учебных заведений, школьников.

2. Организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений высшего профессионального образования, ищущих работу впервые.

В рамках указанных мероприятий выпускникам, зарегистрированным в центрах занятости населения в качестве безработных, может быть предложено временное трудоустройство по полученной специальности.

В 2011 − 2013 годах численность безработных граждан из числа выпускников, участвующих во временных работах, составило порядка 250 человек ежегодно. На эти цели предусматривалось привлечение средств и бюджета Республики Татарстан, которые направлены на материальную поддержку участников работ. Оплата труда участников временных работ производилась за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств работодателей.

. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Реализация мероприятия позволило трудоустроить в свободное от учебы время ежегодно порядка 29 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, прежде всего подростков, особо нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, лишенные попечения родителей, дети-инвалиды, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных семей и др.).

Средства бюджета Республики Татарстан направлены на материальную поддержку участников работ. За счет средств местных бюджетов и работодателей производилась оплата труда несовершеннолетних граждан.

. Компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 24.07.2006 № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» предусматривалось компенсация расходов работодателей на создание специальных рабочих мест для инвалидов за счет средств бюджета Республики Татарстан.

Реализация данного положения Закона в 2011 − 2013 годах позволила создать 45 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

. Организация исследования социально-экономического и правового положения, уровня материального положения и правовой защищенности граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, ветеранов военной службы в современных условиях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.1999 № 232 «Об организации ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

. Развитие и совершенствование информационных технологий в органах службы занятости населения Республики Татарстан.

Реализация указанного мероприятия способствовало внедрению высокоэффективных информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на современной надежной и производительной технике и программном обеспечении, автоматизирующем все направления деятельности органов занятости населения. На эти цели предусматривалось привлечение средств бюджета Республики Татарстан.

. Предоставление безработным гражданам и гражданам, ищущим работу, возможности самостоятельного подбора работы на основе ознакомления с информацией службы занятости и сайтов о свободных рабочих местах, с информацией работодателей о вакансиях.

Выделение средств из бюджета Республики Татарстан позволило улучшить качество оказываемых информационных услуг о состоянии и перспективах развития рынка труда, ходе реализации мероприятий Программы, направлениях государственной политики занятости.

Издание и распространение буклетов, брошюр, информационных листов, вкладышей республиканских периодических изданий, размещение сведений о вакантных рабочих местах в специализированных периодических изданиях службы занятости и на официальном сайте Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан повысили шансы самостоятельного поиска работы граждан, не имеющих работу, а также занятых на низкооплачиваемых рабочих местах, на «сером» рынке труда.

Похожие работы на - Причины безработицы и ее формы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!