Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    167,62 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»

Кафедра экономической теории

 










КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт»


Выполнила студентка

Олесик О.Г.






Гомель 2010г

Содержание

Введение

. Теория денег и денежного обращения

.1 Сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке

.2 Понятие, виды и законы денежного обращения

.3 Денежная масса как центральное понятие денежного обращения

. Состояние и проблемы денежного обращения в зарубежных странах

.1 Особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе

.2 Антикризисные меры центральных банков европейских стран по регулированию денежного обращения

. Денежное обращение в Республике Беларусь в современных условиях

.1 Оценка состояния денежного обращения в Республике Беларусь

.2 Меры по стабилизации денежного обращения в Республике Беларусь

.3 Пути дальнейшего укрепления денежной системы и оптимизации денежного обращения

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Денежная теория всегда являлась одним из наиболее сложных разделов экономической науки. В особенности это актуально на современном этапе развития экономики и денежной системы. Внедрение новых банковских технологий, распространение электронных денег, глобализация и интернационализация финансовых рынков - все это порождает не только новые проблемы в области прикладной науки, но и заставляет по-новому взглянуть на многие фундаментальные категории и сложившиеся стереотипы денежной теории.

Проблемами денег, организации денежного обращения человеческая мысль была занята больше, чем всеми остальными экономическими проблемами. Возникновение денег - это объективный экономический процесс. По мере развития обмена происходит развитие и совершенствование денег, их форм от простой, случайной, до развёрнутой, всеобщей и денежной. С глубокой древности до наших дней вопросами теории денег занимались и занимаются экономисты, философы, юристы. И сейчас продолжаются дискуссии о функциях и природе денег, их роль в развитии экономики, реализации экономических законов [22, с. 12].

Денежное обращение - достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны. Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

- отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;

-   способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;

-   характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;

-   хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств [13, с. 153].

Контроль над денежным обращением является важнейшим элементом экономической политики. В современных условиях деньги играют гораздо большую роль, чем просто средство расчетов; они превратились в динамичный фактор, напрямую воздействующий на уровень экономической активности в стране. Рост покупательной способности общества при прочих равных условиях будет стимулировать потребительский спрос и инвестиции, способствуя увеличению выпуска продукции и сокращению безработицы. Уменьшение общей покупательной способности даст обратные результаты. Все это определяет актуальность данного исследования.

Целью курсовой работы является исследование денежного обращения и типов денежных систем. Предметом исследования является денежное обращение, объектом исследования - зарубежные страны и Республика Беларусь. В процессе исследования предполагается достигнуть решения следующих задач:

- охарактеризовать сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке;

-   исследовать понятие, виды и законы денежного обращения;

-   рассмотреть денежную массу как центральное понятие денежного обращения;

-   выявить особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе;

-   изучить антикризисные меры центральных банков европейских стран по регулированию денежного обращения;

-   дать оценку состояния денежного обращения в Республике Беларусь;

-   изучить меры по стабилизации денежного обращения в Республике Беларусь;

-   определить пути дальнейшего укрепления денежной системы и оптимизации денежного обращения.

Курсовая работа написана на основе литературы по макроэкономике, финансам, денежному обращению, в том числе публикациям в журналах.

1. Теория денег и денежного обращения

.1 Сущность и роль денег как объектов сделок на денежном рынке

Деньги являются всеобщим эквивалентом в товарном мире. Чтобы служить в качестве денег, товар должен получить общее признание, как покупателей, так и продавцов в качестве средства обмена.

В экономической литературе рассматриваются в основном две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.

Первая господствовала до конца XVIII в. и объясняла происхождение денег как итог соглашения между людьми. Также трактуют деньги и некоторые современные экономисты. Так, П. Самуэльсон определяет деньги как искусственную условность, а Дж. К. Гэлбрейт считает, что закрепление денежных функций за благородными металлами и другими товарами - продукт соглашения между людьми [3, с. 42].

Наибольшим сторонником второй концепции был К. Маркс. Он, опираясь на идеи А. Смита и Д. Рикардо, определял деньги как продукт и непременное условие развития товарного производства и обмена.

Сущность денег проявляется в их функциях. Прежде всего, это функция меры стоимости. В данной функции денежная единица используется для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг. Следующая функция денег - средство обращения, в которой они используются для оплаты товаров и услуг. Их значение здесь трудно переоценить, т.к. они позволяют уйти от громоздкой бартерной формы торговли. Функция денег как средства накопления представляет собой особого рода сохранение и увеличение активов после продажи товаров и услуг и обеспечивающих их владельцу покупательную способность в будущем. Функция денег как средства платежа (в западной экономической литературе объединена с функцией средства обращения) предполагает использование денег при отсрочке платежа. В силу различия кругооборотов фондов часто возникают разрывы между временем продажи своей продукции и покупки товаров у поставщиков. В данном случае средством обращения служат не деньги, а долговые обязательства, например, вексель. Международные связи вызывают необходимость функционирования денег в качестве мировых. Здесь они выполняют все функции внутренних денег и в целом играют троякую роль: 1) являются международным платёжным средством; 2) международным покупательным средством; 3) всеобщим воплощением богатства. Эту функцию выполняют реальные полноценные деньги: золото, другие драгоценные металлы, конвертируемая валюта [3, с. 42].

Основными видами денег являются банкноты, бумажные деньги и разменная монета. Впервые бумажные деньги появились в Китае в 8 веке до н.э., в России - в 1769 году. Постепенно они фактически единолично стали выполнять функцию денег как средства обращения. Т.к. часть товаров всегда продавалась в долг, под долговые обязательства, то возникли кредитные деньги, выпускаемые банком-эмиссионером. Кредитные деньги отличаются от бумажных, являются одновременно и знаками стоимости, и кредитными деньгами, выражающими отношения её с должниками и кредиторами. Сами кредитные деньги выпускаются в различных видах: векселя, чеки, кредитные карты, которые выдаются банками под вклады. Современные деньги - это бумажно-кредитные деньги, которые не только определяют связи между отдельными хозяйствующими субъектами, но и являются важным инструментом управления экономическим развитием в целом.

Результаты применения и воздействия денег на различные стороны деятельности и развитие общества характеризуют их роль. Это:

1)   роль денег, прежде всего, проявляется в результатах участия денег в установлении цены товара;

2)   большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда они выполняют функцию средства обращения или платежа. Они не только способствуют обмену товарами и услугами, но одновременно покупатель контролирует качество и цену (покупая или нет);

3)   деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, функционировании государства, усилении заинтересованности людей в повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов;

4)   важную роль выполняют деньги в экономических взаимоотношениях с другими странами.

В зависимости от обменного курса появляется заинтересованность в расширении экспортно-импортных операций. При этом понижении курса рубля к СКВ стимулирует экспорт и наоборот.

5)   деньги являются наиболее ликвидным активом [3, с. 43].

Деньги покупаются и продаются на денежном рынке.

Денежный рынок весьма развит в странах с рыночной экономикой и является эффективным ее регулятором, так как всегда стремится к равновесному состоянию. Здесь обеспечивается сбалансированность объема спроса и объема предложения наличных денег, совершаются краткосрочные кредитные сделки, способствующие оптимальному переливу капитала.

Общее количество денег, которое домохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой спрос на деньги. Он обусловлен выполнением деньгами двух функций: средства обращения и средства сбережения. Соответственно общий спрос на деньги распадается на:

а) спрос на деньги для сделок;

б) спрос на деньги как средства сохранения богатства (спрос на деньги со стороны активов).

Спрос на деньги для сделок определяется тем, что деньги нужны экономическим субъектам для покупок и платежей (торговых сделок) (рис. 1.1).

Чем больше в обществе производится товаров и услуг, тем больше покупок совершается, и тем больше спрос на деньги для сделок. Следовательно, он зависит, прежде всего, от объема номинального валового внутреннего продукта (ВВП). При этом необходимо учитывать скорость обращения денег: чем она выше, тем меньше и денег для сделок, и наоборот. Для простоты можно предположить, что необходимое количество денег не связано с изменением ставки ссудного процента. Так как объем ВВП в данном году - величина постоянная, то, учитывая допущение, кривая спроса на деньги для сделок будет иметь вид вертикальной прямой.

Рис. 1.1 Спрос на деньги для сделок [9, с. 389]

Общий спрос на деньги можно получить, суммировав спрос на деньги для сделок Dt и спрос на деньги со стороны активов Dа (рис. 1.2).

Рис. 1.2 Спрос на деньги со стороны активов [9, с. 389]

Кривая общего спроса на деньги Dm будет нисходящей (рис. 1.3).

Спрос на деньги должен покрываться предложением денег. Общее количество денег в стране называют предложением денег. Для измерения денежной массы ее разбивают на несколько групп, которые называют денежными агрегатами: МО, М2, МЗ, М4. Каждая страна определяет их по-своему, и количество агрегатов различно, что объясняется спецификой денежной системы. Структура и количество денежных агрегатов в Республике Беларусь будут рассмотрены далее.

Рис. 1.3 Спрос на деньги [9, с. 389]

Соответственно, условиями реального спроса на деньги будут являться приведенные в формуле (1.1) [12, с. 107]:

DСО + k = DВВП (в сопоставимых ценах),                          (1.1)

где k - коэффициент эластичности объема ВВП по активной денежной массе;

ПС → DСС; DСС → DДС;

DВС = D платежеспособности заемщиков;

DКК = DКС;DДК = DДС.

Структура совокупного спроса на деньги представлена на рис. 1.4.

В целом спрос на деньги зависит от общего объёма сделок плюс количество сделок, которое индивидуумы и хозорганы хотят иметь в распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги покупательная способность денежной единицы будет определяться предложением денег.

Рис. 1.4 Структура совокупного спроса на деньги [12, с. 107]

Предложение денег зависит от политики центрального банка, деятельности других банков, поведения экономических субъектов.

Структура совокупного предложения денег представлена на рис. 1.5.

Рис. 1.5 Структура денежного предложения [12, с. 108]

Нарушение равновесия на денежном рынке приводит к следующим негативным последствиям:

-   в долгосрочном аспекте - количество произведенной продукции определяется затратами факторов производства и существующей технологией; в краткосрочном - реальный объем производства может увеличиться, если экспансионистская денежно-кредитная политика будет носить неожиданный и непредсказуемый характер;

-       номинальный объем производства и темп инфляции определяются предложением денег. Статистический анализ подтверждает взаимосвязь (часто асинхронную) между деньгами и ценами.

1.2 Понятие, виды и законы денежного обращения

Движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающей реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве, представляет собой денежное обращение. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов [13, с. 152]. Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и соответственно денежных доходов населения, направленных на потребление.

Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах.

Таким образом, сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).

Безналичное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований и т. д. Осуществляется безналичное обращение с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную и наоборот.

Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

В общем объеме денежного оборота государств основное место занимает безналичный оборот - около 90% всего оборота денежных средств. Отчетливо проявляется тенденция дальнейшего снижения удельного веса налично-денежного оборота в общем денежном обороте государств и повышения объема безналичного оборота.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета и виде чеков, пластиковых карт, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа и других расчетных документов.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

- юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

-   юридическими лицами и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;

-   юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, процентов по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;

-   юридическими, физическими лицами и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных средств.

Основными формами безналичных расчетов являются:

- расчеты платежными поручениями;

-   расчеты платежными требованиями;

-   расчеты платежными требованиями-поручениями;

-   расчеты чеками;

-   расчеты аккредитивами.

Расчеты между юридическими лицами проводят банки и другие кредитные организации, а между банками - расчетно-кассовые центры.

В сфере обращения постоянно находится определенный остаток наличных денег. Он складывается из:

- остатков наличных денег на руках у населения;

-   остатков наличных денег в кассах предприятий и организаций;

-   остатков в оборотной кассе банков.

Наличными деньгами производятся расчеты предприятий, организаций, учреждений с населением, а также расчеты между группами населения. На долю налично-денежного оборота приходится незначительная часть в общем объеме всего денежного оборота. Однако научная и рациональная организация налично-денежного оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем. В этой сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, насколько общественное производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег на денежном рынке и устойчивость их покупательной способности.

На денежном рынке действуют законы денежного обращения. Спрос на деньги зависит от общего объёма сделок плюс количество сделок, которое индивидуумы и хозорганы хотят иметь в распоряжении для возможных сделок в будущем. При данном более или менее постоянном спросе на деньги покупательная способность денежной единицы будет определяться предложением денег. Согласно закону денежного обращения количество денег М, необходимое для обслуживания денежного обращения, прямо пропорционально количеству товаров и услуг Q и их цена Р и обратно пропорционально скорости их оборота V.

Данный закон выражается с помощью формулы (1.2) обмена Фишера:

M*V=P*Q.                                                                               (1.2)

Но количество денег должно быть уменьшено на величину продаж в кредит и увеличено на сумму платежей, по которым наступил срок. Кроме того, исключаются взаимопогашающиеся платежи. Формула Фишера абстрагируется от изменения скорости оборота денег, их износа. PQ - номинальный национальный продукт [21, с.244].

Более приемлемой является развёрнутая формула (1.3) К.Маркса:

Кд=(Сц - К+n - В)/О ,                                                              (1.3)

где Сц - сумма цен товаров и услуг;

К - сумма сделок в кредит;

n - платежи, по которым наступил срок;

В - взаимопогашающиеся платежи;

О - количество оборотов одноимённых денежных единиц.

Дж. Кейнс проблему рассматривал следующим образом (формула 1.4):

PR = E - S,                                                                               (1.4)

где R - количество благ;

P - уровень потребительских цен;

E - совокупный денежный доход общества;

S - сумма сбережений.

Эмиссия денег, выходящая за рамки данных уравнений, нарушает равновесие на денежном рынке и приводит к росту цен.

Фишеровская версия количественной теории денег наиболее распространена в американской литературе. Среди европейских экономистов наиболее популярный вариант количественной теории денег - кембриджская версия, или теория кассовых остатков, основы которой разработаны именно А. Маршаллом и А. Пигу. И если Фишер основной акцент делал на движении денег в качестве средства, обслуживающего товарные сделки, то кембриджская школа стремилась выявить закономерности использования денег как дохода. Ее аргументация основана на идее кассовых остатков, под которыми понимается часть дохода, которое лицо желает хранить в денежной, то есть в абсолютно ликвидной форме.

Кембриджское уравнение выглядит следующим образом (формула 1.5):

М = к R Р,                                                                               (1.5)

где М - объем денежной массы, - общая величина произведенной продукции в физическом выражении,

Р - общий уровень цен на товары и услуги,

к - коэффициент Маршалла, показывающий, какую долю номинального дохода хозяйствующие субъекты предпочитают держать в форме наличных денег (кассовых остатков) [21, с. 245].

Левая часть формулы выражает предложение денег, задаваемое извне существующей кредитно-денежной системой. Правая отражает спрос на деньги, который определяется общим номинальным доходом членов общества с учетом того, какая часть этого дохода хранится в виде кассовых остатков и временно изымается из обращения. В отличие от уравнения Фишера, кембриджский вариант в центр внимания ставит не движение денежной массы, а накопления в кассах предприятий и частных лиц. Исследуются факторы, от которых зависит спрос на кассовые остатки и выделяется два мотива накопления: образование фонда средств обращения и образования резервов на покрытие непредвиденных нужд.

Особое внимание при анализе движения денежной массы уделяется принципам распределения дохода, где в качестве критерия выступают: с одной стороны, удобство накапливаемых денежных остатков, а с другой стороны, оценка жертв упущенной выгоды. Этот "выбор на пределе" получил в дальнейшем развитие в теории Кейнса. Тем не менее, выводы, вытекающие из кембриджского уравнения, не противоречат основному выводу из количественной теории денег: при постоянстве К и R изменение денежной массы скажется исключительно на изменении цен.

Таким образом, основной проблемой, вытекающей из нарушения равновесия на денежном рынке, является инфляция. Инфляция - это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведение предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение - произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса, и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка», режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

Следовательно, нарушение равновесия на денежном рынке приводит к появлению множества проблем, возможность решения которых определяется применяемой моделью регулирования налично-денежного обращения. Исходя из этого, повышается значение в денежном обороте наличных денег и контроля над их количеством и структурой денежной массы.

.3 Денежная масса как центральное понятие денежного обращения

Понятие денежной массы является базовым для регулирования денежного обращения, поскольку, например, ее чрезмерно быстрое увеличение ведет к росту цен, инфляции, дефициту и, наоборот, при ее быстром сокращении возникают безработица и спад производства.

Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных средств в наличной и безналичной форме, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Виды денежной массы:

- номинальная - рассчитывается на основе сложившегося уровня цен;

-   реальная - корректируется номинальная с учетом темпов инфляции (меньше номинальной) [15, с. 17].

Структура денежной массы различается в разных странах. В Республике Беларусь различают понятия «узкие» деньги и «широкие» деньги.

«Узкие» деньги - это денежные агрегаты М0, Ml, M2, т.е. наличные и безналичные деньги. Денежный агрегат - это часть денежной массы, представленная определенной совокупностью денежных активов, сгруппированных по степени ликвидности, причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий.

М0 = наличные деньги в обороте;

Ml = М0 + средства на текущих счетах в банках и вклады до востребования; именно агрегат Ml обслуживает операции по реализации ВВП, распределению и перераспределению национального дохода;

М2 = Ml + срочные вклады физических и юридических лиц и местных органов управления, средства в ценных бумагах (кроме акций) в белорусских рублях;

«Широкие» деньги - это денежный агрегат МЗ.

МЗ = М2 + переводные и срочные депозиты, ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте.

В Российской Федерации денежная база (в широком определении) включает:

­  наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций, но без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России;

­    корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России (счета в валюте Российской Федерации, включая остатки средств на ОРЦБ);

­    обязательные резервы по привлеченным кредитными организациями средствам на счетах в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

­    депозиты кредитных организаций в Банке России;

­    облигации Банка России у кредитных организаций по рыночной стоимости.

Денежный агрегат М2 в России представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

В США денежная база включает наличные деньги в обращении плюс резервы депозитных учреждений. Сумма наличных денег и банковских резервов представляет собой, несомненно, самый ликвидный показатель денежной массы [10, с. 50].

Более широкий, чем денежная база, показатель денежной массы включает в себя как наличные деньги, выпущенные Федеральной резервной системой, так и чековые депозиты (текущие счета) частных депозитных учреждений. Этот показатель денежной массы, обычно называемый денежным агрегатом Ml, включает в себя: наличные деньги, трансакционные депозиты, депозиты до востребования, другие чековые депозиты      и дорожные чеки. Наиболее узкий показатель денежной массы - денежный агрегат Ml - не включает в себя так называемые «почти деньги», являющиеся чуть менее ликвидными активами по сравнению с другими компонентами этого показателя. Поскольку расходы индивида зависят от общей ликвидности имеющихся у него активов, для объяснения изменений экономической активности используется определение денег, включающее в их состав «почти деньги». ФРС называет соответствующий более широкий показатель денежной массы денежным агрегатом М2. Он равен показателю Ml плюс следующие компоненты:

­  сберегательные депозиты и срочные депозиты малых размеров во всех депозитных учреждениях;

­    однодневные соглашения REPO в коммерческих банках;

­    однодневные займы в евродолларах резидентов США (не являющихся банками) в филиалах банков - членов ФРС в странах Карибского бассейна;

­    взаимные фонды денежного рынка;

­    депозитные счета денежного рынка [10, с. 52].

Еще более широким определением денег, официально используемым Федеральной резервной системой, является денежный агрегат МЗ. Показатель МЗ включает денежный агрегат М2, к которому добавляются следующие компоненты:

­  срочные депозиты крупных размеров во всех депозитных учреждениях (свыше 100 000 долл.);

­    срочные соглашения REPO в коммерческих банках и ссудо-сберегательных ассоциациях;

­    срочные займы в евродолларах;

­    счета взаимных фондов денежного рынка, принадлежащие только институтам [10, с. 54].

Федеральная резервная система использует широкий показатель ликвидности - денежный агрегат L. Агрегат L включает показатель МЗ и другие ликвидные активы, такие, как срочные займы в евродолларах резидентов США, не являющихся банками; акцептованные банком векселя (banker's acceptances); коммерческие бумаги (commercial paper); казначейские векселя и другие ликвидные казначейские ценные бумаги; сберегательные облигации США. Хотя ФРС публикует данные по денежному агрегату L, она не осуществляет контроль над его размером [10, с. 55].

Центральные банки других государств используют собственные денежные агрегаты. Французский М2 состоит из наличных денег, текущих счетов и «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», аналогичных сберегательным счетам на сберегательной книжке в США. Центральный банк Германии - Deutsche Bundesbank отслеживает динамику немецкого варианта показателя МЗ, состоящего из наличных денег, «сберегательных счетов, находящихся в поле зрения», срочных депозитов со сроками погашения до 4 лет и «сберегательных депозитов с установленным извещением», аналогичных сберегательным депозитам с выпиской в США. Банк Японии недавно провел тщательный анализ «расширенного» показателя денежной массы, измеренной в иенах. Этот показатель денежной массы является суммой японского варианта денежного агрегата М2 (наличные деньги плюс все депозиты - до востребования, срочные и сберегательные) и депозитных сертификатов. Наконец, Банк Англии уделяет основное внимание британскому варианту денежного агрегата МЗ, который состоит из наличных денег и всех стерлинговых депозитов [10, с. 57].

Между показателями денежной массы, принятыми в этих государствах, и денежными агрегатами М2 и МЗ, используемыми Федеральной резервной системой США, имеется четкое соответствие. В последние два десятилетия наблюдалось сближение методов, которыми центральные банки разных государств измеряют объем денежной массы в обращении.

Развитие форм денег и денежных агрегатов подтверждает наличие следующей причинно-следственной связи (рис. 1.6):

Рис. 1.6 Причинно-следственная связь, обуславливающая рост денежных агрегатов [6, с. 42]

При этом показатели денежной массы характеризуют структуру совокупного денежного оборота, динамику его отдельных компонентов, объем кредитования. На основании их анализа государство способно ограничить влияние монетарных факторов на рост цен, стимулировать экономический рост.

2. Состояние и проблемы денежного обращения в зарубежных странах

2.1 Особенности денежного обращения зарубежных стран на современном этапе

События, произошедшие на международных финансовых рынках в последние годы, неизбежно ставят вопросы фундаментального характера об эффективности рыночных механизмов, природе рыночного равновесия, особенностях финансового рынка и стратегии его государственного регулирования. Прежде всего, характеризуя особенности и проблемы денежного обращения зарубежных стран, следует начать с Японии, где банковский кризис произошел ее в 1990-х гг. Причем в Японии последствия “разбухания” денежно-кредитной системы до сих пор не ликвидированы. Более того, в последние годы денежная база в иенах росла довольно стремительными темпами (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Динамика денежной базы Японии [18, с. 44]

Интересно то, что избыток ликвидности и низкие процентные ставки в Японии повлияли и на ситуацию в США. Многие международные операторы финансового рынка заимствовали иены под низкие процентные ставки, конвертировали их в доллары США и вкладывали в финансовые активы США (благо, что курс иены по отношению к доллару США был достаточно стабильным, иногда даже укреплялся). Это также сыграло определенную роль в возникновении здесь “мыльных пузырей”. Ликвидировать “разбухание” денежно-кредитной системы не легче, чем преодолеть сжатие. В этой связи можно отметить, что ситуация в США пока далека от нормальной. Рост денежной базы в этой стране особенно усилился в 2008 г. (рис. 2.2). Несомненно, он носит вынужденный характер.

Рис. 2.2 Динамика денежной базы США [18, с. 44]

Начиная с осени 2008 г. резкий спад в мировом движении капитала уменьшил приток в них прямых инвестиций и кредитов. Рецессия, охватившая развитые страны Западной Европы, привела к сокращению внешнего и внутреннего совокупного спроса, что отрицательно сказалось на объемах производства и внешней торговли.

Для большинства стран с переходной экономикой в настоящее время характерны дефицит счета текущих операций платежного баланса и значительный внешний долг (таблица П.1 Приложения). Так, дефициты счета текущих операций в предкризисные годы в большинстве стран ЦВЕ и Балтии были достаточно существенными. В 2008 г. они составляли в Чешской Республике 3% ВВП, в Польше, Венгрии, Словении, Словакии, Хорватии и Эстонии - от 4 до 9, в Латвии, Литве, Румынии -10-12, в Болгарии - 25% ВВП.

До кризиса дефицит покрывался за счет положительных сальдо счета движения капиталов, которые обеспечивались главным образом притоком прямых иностранных инвестиций в эти страны. Кроме того, в последние годы наметилась тенденция привлечения банковским и частным секторами значительных зарубежных краткосрочных заимствований, что также покрывало дефицит текущего счета платежного баланса. Рост частных краткосрочных заимствований способствовал значительному увеличению внешней задолженности рассматриваемых стран. В 2008 г. валовой внешний долг в Латвии, Эстонии, Венгрии, Болгарии и Словении превысил ВВП, а в Словакии, Литве и Хорватии составлял более 50% его половины.

Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила международных инвесторов пересмотреть кредитные рейтинги ряда стран в сторону их снижения. Не обошел этот процесс и большинство стран ЦВЕ и Балтии, поскольку возникли серьезные опасения по поводу их способности рефинансировать внешние краткосрочные займы и привлечь капитал для финансирования дефицита счета текущих операций. В результате объем притока капитала в эти страны в конце 2008 г. и в 2009 г. резко сократился.

Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние и на банковскую систему центрально-европейских стран. В последние годы их банки увеличивали свой капитал за счет привлечения краткосрочных внешних займов преимущественно от западноевропейских. Проблемы стали ощущаться осенью 2008 г. Под влиянием кризиса в западноевропейских банках начался процесс массового изъятия депозитов, что заставило материнские банки пересмотреть свою политику в отношении дочерних, расположенных в странах ЦВЕ и Балтии, прекратить финансирование своих восточноевропейских филиалов, а некоторые материнские банки отозвали часть предоставленных ранее средств. В результате в банковском секторе многих стран региона начался кризис ликвидности. Особенно сильно пострадали банковские системы Венгрии, Латыш. Эстонии, Румынии. Меньше - тех стран, которые при кредитовании опирались на депозиты населения, не привлекая значительные внешние займы. Это Польша, Чехия, Словакия [19, с. 4].

Итак, государства Центральной и Восточной Европы, как и Беларусь, подверглись влиянию внешнего шока в большей степени, а самыми уязвимыми и нестабильными оказались денежные системы в странах Юго-Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария). В этой связи опыт регулирования денежного обращения именно центрально-европейских стран может быть наиболее полезен для выравнивания ситуации в денежной сфере Беларуси.

.2 Антикризисные меры центральных банков европейских стран по регулированию денежного обращения

В сложившихся условиях центральные банки стран - европейских соседей приняли ряд мер для налаживания и стабилизации ситуации.

В целях поддержки и стимулирования экспорта товаров, а также улучшения ситуации с платежным балансом в некоторых странах ЦВЕ была осуществлена плавная девальвация своих валют. Так, с 1 августа 2008 г. по 1 марта 2009 г. польский злотый к доллару США девальвировался на 82,3%; с 1 июля 2008 г. по 1 марта 2009 г. чешская крона - на 48,8, а венгерский форинт - на 62,4; румынский лей с января 2008 г. по март 2009 г. - на 40%.

Страны, применяющие режимы фиксированных курсов (Литва, Эстония, Болгария - механизм валютного совета, Хорватия - жесткое регулирование национальной валюты к евро, Латвия - режим жесткой привязки лата к евро), отказались от девальвации национальных валют. По мнению правительств указанных государств, именно фиксированный курс национальной валюты является основой финансовой стабильности. В условиях кризиса спрос на товары падает независимо от цен на них и девальвация национальной валюты не оказывает стимулирующего воздействия на экспорт, а вызывает обострение противоречий внутри стран.

Одним из направлений антикризисных мер стало стимулирование экономической активности посредством поддержки совокупного спроса. Ряд восточноевропейских стран стал проводить более мягкую денежно-кредитную политику, используя такой инструмент, как изменение процентной ставки. Начиная с осени 2008 г. большинство государств ЦВЕ и Балтии стали последовательно снижать процентные ставки, стараясь увеличить предложение денег и стимулировать кредитование экономики. Так, с сентября 2008 г. начали снижать ставку рефинансирования центральные банки Польши, Чехии, Словакии, Литвы. В 2009 г. их примеру последовала Латвия и Болгария. Румынский центральный банк удерживал высокую основную процентную ставку на неизменном уровне до июня 2009 г., а венгерский понижал ее последовательно с интервалом в несколько недель с октября 2008 г. по январь 2009 г., затем - с июня по декабрь 2009 г. [19, с. 6]

Такое изменение процентных ставок стало возможным, поскольку во всех рассматриваемых странах в 2009 г. наметилась тенденция снижения темпов инфляции, а в отдельные месяцы отмечалась дефляция, которая во многом была обусловлена сжатием совокупного спроса и падением цен на мировых товарных рынках.

Вместе с тем такое уменьшение инфляции стало создавать трудности в использовании инструмента процентной ставки, поскольку в ряде стран они были снижены почти до нулевого уровня: в Болгарии до 0,55%, Чехии и Словакии - до 1%.

Кроме девальвации валюты, регулирования процентных ставок, в сфере денежно-кредитной, валютной и финансово-банковской политики в обобщенном виде можно выделить следующие меры, применяемые в странах ЦВЕ и Балтии:

- повышение в целях укрепления доверия к банковской системе и предотвращения массового изъятия вкладов гарантии страхового возмещения по ним физических лиц, что снимает обеспокоенность клиентов по поводу сохранности сбережений, особенно в тех случаях, когда банк испытывает финансовые трудности. Так, в Чехии, Польше, Болгарии были повышены гарантии по вкладам населения до 50 тыс. евро (страхование частных вкладов - 100%); в Румынии и Латвии - до 100 тыс. евро (страхование частных вкладов - 100%); в Хорватии -до 56 тыс. евро (страхование 90% объема банковских вкладов), в Венгрии - до 65 тыс. долл. США (страхование частных вкладов - 100%);

-   внесение в механизм рефинансирования изменений, расширяющих возможности привлечения кредитными организациями кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, для создания гибкой системы рефинансирования, призванной ликвидировать короткие «провалы» ликвидности (Чехия);

-   увеличение ставки календарных страховых отчислений кредитных организаций в Фонд страхования вкладов с целью повышения уровня ответственности банков за вверенные им вклады и снижения стимулов к повышенному риску банковских операций (Чехия);

-   запрещение дочерним банкам досрочно погашать полученные от материнских кредиты и распределять дивиденды от прибыли в целях приостановления оттока наличных денег из банков страны их зарубежным «матерям» (Болгария, Румыния, Хорватия);

-   уменьшение нормативов обязательных минимальных резервов (ОМР) для того, чтобы банки могли более гибко использовать свои ликвидные средства. Так, в 2008 г. в Болгарии норма ОМР была уменьшена с 12 до 10% [];

-   выделение средств на рекапитализацию банков (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словения, Хорватия, Латвия);

-   национализация банков (Латвия);

-   использование своп-соглашения и трансфертов ЕС для обеспечения валютной ликвидности (Венгрия, Польша);

-   организация аукционов по покупке государственных ценных бумаг с целью увеличения рыночной ликвидности вторичного рынка (Венгрия);

-   предоставление банками должникам, взявшим валютный кредит, возможности понизить величину полагающихся платежей за счет пролонгации периода выплаты при преобразовании валютных кредитов в кредиты в национальной валюте. При этом комиссия за конвертацию не начисляется (Венгрия);

-   снижение процента минимального покрытия валютных обязательств банков ликвидными средствами в целях повышения ликвидности банков (Хорватия);

-   создание фонда, предназначенного для предоставления банкам государственных гарантий по их задолженности. При этом государство получает возможность влияния на банк в случае, если он по прошествии 30 дней не вернет средства, предоставленные ему из гарантийного фонда (Венгрия, Словения);

-   переориентация инвестиционных фондов на проведение консервативного курса в осуществлении капитальных вложений вплоть до оздоровления мирового финансового рынка (Хорватия);

-   ужесточение стандартов кредитования, прежде всего для заемщиков розничного сектора, вплоть до проведения «стресс-теста» для потенциальных получателей кредитов (Румыния, Чехия. Венгрия. Эстония, Польша, Латвия);

-   принятие мер по снижению рисков при ипотечном кредитовании - увеличение ставок по ипотечным кредитам, ужесточение условий предоставления ипотечных кредитов и условий их государственной поддержки (Чехия, Словакия, Словения) [19, с. 8].

Необходимо отметить, что в целях укрепления своих финансовых систем большинство стран ЦВЕ и Балтии воспользовались внешними займами от международных финансовых организаций, что увеличило их внешний долг. Так, Венгрия получила стабилизационный кредит на 20 млрд. евро от МВФ и Евросоюза, Румыния - 19,95 млрд. евро от МВФ, Евросоюза и Всемирного банка, Латвия - 7,5 млрд. евро от МВФ, Польша - 20 млрд. долл. США по гибкой линии МВФ. Болгария, Словакия, Словения воспользовались фондами Евросоюза. Чехия, Литва, Эстония и Хорватия не прибегали к долгосрочным внешним займам. Полученные внешние займы страны использовали на поддержку своих национальных валют (Венгрия, Румыния), наращивание золотовалютных резервов (Румыния, Болгария, Польша. Венгрия, Словакия), а также на обеспечение сбалансированности бюджета [19, с. 8].

Принятые государствами ЦВЕ и Балтии меры в области монетарной политики позволили поддержать экономику, но не решили проблем, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом. Во всех странах в 2009 г. продолжились снижение совокупного спроса и спад производства. Только в Польше наблюдался экономический рост (1,2%). Аналитики объясняют это тем, что Польша, находясь в относительно небольшой зависимости от иностранных рынков (доля экспорта в ВВП - 40%), смогла компенсировать падение внешнего спроса значительным увеличением внутреннего за счет роста индексаций пенсий и социальных выплат, сокращения налогов, стимулирования индивидуального потребления.

В силу улучшения ситуации с платежным балансом центральные банки стран ЦВЕ перешли от политики девальвации национальных валют к их укреплению. Так, с 1 марта 2009 г. по 1 января 2010 г. польский злотый укрепился к доллару США на 23,3%, чешская крона - на 18,7, румынский лей - на 13,9, венгерский форинт - на 22,8%.

Принятые меры позволили большинству этих государств поддержать ликвидность банковской системы и сохранить ее стабильность: кредитование предприятий и населения в 2009 г. поддерживалось на уровне 2008 г., хотя темпы его роста значительно замедлились по сравнению с докризисным уровнем. Так, в Чехии прирост кредитования предприятий и населения в 2009 г. составил 1,3% к уровню 2008 г., в Хорватии - 2, Румынии - 1, Болгарии - 3,6, в Польше - 4%. Не удалось сохранить в 2009 г. кредитование предприятий и населения на уровне 2008 г. Латвии и Литве (падение на 10% к уровню 2008 г.). Такая ситуация в прибалтийских странах связана в первую очередь с тем, что в докризисные годы оно здесь росло высокими темпами за счет внешних заимствований в виде синдицированных кредитов. Прекращение их поступлений в IV квартале 2008 г. и в 2009 г. привело к резкому обвалу кредитования и снижению ликвидности банков в этих государствах.

Таким образом, наиболее острой проблемой во всех странах ЦВЕ и Балтии стало сокращение финансирования и снижение ликвидности банковской системы. Во многих из них была осуществлена масштабная девальвация национальных валют, практически во всех были приняты меры по поддержке ликвидности банковской системы, выросли внешние заимствования. В целом принятые меры позволили в 2009 г. сохранить стабильность банковской системы, поддержать уровень кредитования предприятий и населения на уровне 2008 г: Однако в рассматриваемых странах сохраняется неустойчивая экономическая ситуация, обусловленная продолжающимся падением производства, ростом внешней задолженности, сохраняющимся дефицитом текущего счета платежного баланса и бюджетным дефицитом.

денежный рынок банк сделка

3. Денежное обращение в Республике Беларусь в современных условиях

3.1 Оценка состояния денежного обращения в Республике Беларусь

До 2009 г. Национальный банк успешно использовал и постепенно совершенствовал механизм монетарной политики, обеспечивающий постоянное снижение уровня инфляции и необходимую стабильность обменного курса. При этом важным условием поддержания высоких темпов экономического роста в стране являлась высокая кредитная активность банковского сектора. Проведению такой политики в немалой степени способствовала благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Динамику показателей широкой денежной массы в Республике Беларусь в этот период можно проследить в таблице 3.1.

Таблица 3.1 Динамика показателей широкой денежной массы в Республике Беларусь в 2006-2009 гг. [5, с. 59-61]

Показатели, млрд. руб.*

2006

2007

Темп изменения, %

2008

Темп изменения, %

2009

Темп изменения, %

1. Наличные деньги в обороте - М0

2016,4

2818,3

139,8

3323,2

117,9

3836,2

115,4

2. Переводные депозиты

2929,4

4204,9

143,5

5416,7

128,8

6882,2

127,1

- физических лиц

938,2

1313,9

140,0

1703,3

129,6

1952,0

114,6

- юридических лиц

1991,2

2891,5

145,2

3713,4

128,4

4930,2

132,8

Денежный агрегат М1

4945,8

7023,2

142,0

8739,9

124,4

10718,5

122,6

3. Срочные депозиты

3520,0

5298,1

150,5

6992,5

132,0

9117,9

130,4

- физических лиц

2721,1

4023,5

147,9

5082,4

126,3

5779,3

113,7

- юридических лиц

798,9

1274,6

159,5

1910,1

149,9

3338,5

174,8

Денежная масса в национальном определении - М2

8465,8

12321,3

145,5

15732,5

127,7

19836,3

126,1

4. Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

129,1

94,3

73,0

310,1

328,8

705,4

227,5

Рублевая денежная масса М2

8594,9

12415,6

144,4

16042,6

129,2

20541,7

128,0

5. Депозиты в иностранной валюте

3951,9

5050,9

127,8

7670,3

151,9

10204,4

133,0

5.1. Переводные депозиты

1860,2

2284,9

122,8

2874,1

125,8

3402,1

118,4

- физических лиц

113,0

150,1

132,8

141,4

94,2

130,6

92,4

1747,3

2134,9

122,2

2732,7

128,0

3271,5

119,7

5.2. Срочные депозиты

2091,7

2765,9

132,2

4796,2

173,4

6802,3

141,8

- физических лиц

1746,9

2331,3

133,4

3642,2

156,2

5400,3

148,2

- юридических лиц

344,8

434,7

126,1

1154,0

265,4

1402,0

121,5

6. Ценные бумаги, выпущенные банками в иностранной валюте

20,1

35,4

176,1

65,6

185,3

211,6

322,6

7. Депозиты в драгоценных металлах

3,6

4,0

111,1

5,5

137,5

3,4

61,8

Широкая денежная масса - М3

12570,6

17505,9

139,3

23784,1

135,9

30961,1

130,2

* на 1 января.

Данные анализа таблицы 3.1 показывают, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошел рост наличных денег в обороте на 39,8%, однако в 2007 году благодаря проведению денежно-кредитной политики Национального банка было достигнуто снижение темпов роста наличных денег в обороте до 17,9%, в 2008 году темп прироста был снижен еще на 2% и составил 15,4%.

Узкая денежная масса увеличилась соответственно на 42,0% в 2006, на 24,4% в 2007 году и на 22,6% - в 2008 году. Рублевая денежная масса в целом возросла на 44,4% в 2006 году и на 129,2% в 2007 году и составила на 01.01.2008 года 16402,6 млрд. руб., а на 01.01.2009 года - 20541,7 млрд. руб.

Однако в дальнейшем влияние мирового финансово-экономического кризиса потребовало существенного ускорения преобразования монетарной политики для придания ей эффективности в новых экономических реалиях. Прежде всего, существенно изменились условия внешнеэкономической деятельности. Спад экономик в странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь значительно снизил спрос на продукцию, экспортируемую белорусскими предприятиями. Дополнительными факторами, осложнившими ситуацию, стали ограниченные возможности по заимствованию иностранных ресурсов и недостаточный объем прямых иностранных инвестиций.

Связанные с этим проблемы в нефинансовом секторе Республики Беларусь достаточно быстро проявились на валютном рынке страны. Изменение баланса спроса и предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования усугубилось повышенным спросом населения, связанным с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.

Началось ускорение инфляции (таблица 3.2), которая достигла своего исторического минимума в 2006 г., а в 2008 г. увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год) [10].

Таблица 3.2 Показатели динамики денежно-кредитной системы Республики Беларусь [16, с. 27]

Годы

Индекс потребительских цен, %

Индекс девальвации к доллару США, %

Коэффициент монетизации (по М2)

Коэффициент монетизации (по М3)

Коэффициент долларизации*

Нормы процента







номинальная

реальная

1990

-

-

67,9

67,9

0

-

-

1991

247,5

98,8

47,5

47,5

0

12,0

-54,7

1992

1659,1

8982,0

30,2

32,7

0,1

24,7

-92,5

1993

2096,5

4660,0

10,5

15,3

0,68

112,6

-89,9

1994

2059,9

1516,5

5,8

11,0

1,17

232,4

-83,9

1995

344,0

108,5

6,4

10,4

0,87

187,4

-16,5

1996

139,3

134,8

8,1

11,0

0,54

50,8

8,2

1997

163,1

198,3

7,3

10,6

0,69

39,3

-14,6

1998

281,7

348,1

7,9

10,7

0,7

43,0

-49,3

1999

351,2

299,1

5,4

11,0

1,57

85,9

-47,1

2000

207,5

368,8

4,7

10,8

2,06

106,9

-0,3

2001

146,1

133,9

4,9

11,7

2,36

60,1

9,6

2002

134,8

121,5

5,8

12,4

1,8

51,6

12,5

2003

125,4

112,3

6,8

13,4

1,42

32,9

6,0

2004

114,4

100,6

8,2

14,5

1,06

21,4

6,1

2005

108,0

99,2

9,9

15,7

0,78

13,7

5,3

2006

106,6

99,4

12,9

18,6

0,58

10,7

3,8

2007

112,1

100,5

13,2

19,7

0,65

10,5

-1,4

2008

113,3

123,3

13,7

21,3

0,71

10,3

-2,6

Примечание. * - Отношение суммы депозитов в иностранной валюте к сумме депозитов в белорусских рублях.

Ответной реакцией денежно-кредитной политики на развитие неблагоприятных тенденций в экономике стало принятие целого комплекса оперативных и долгосрочных мер, нацеленных на минимизацию и преодоление последствий кризиса.

В январе - октябре 2009 г. рублевая денежная масса сократилась на 7,8 процента (на 1,59 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 18,95 трлн. рублей, широкая денежная масса возросла на 14,7 процента (на 4,55 трлн. рублей) и составила 35,51 трлн. рублей. Коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе снизился с 14,4% на начало 2009 года до 13,3% на 1 ноября 2009 г., по широкой денежной массе увеличился с 21,3 до 24%.

Депозиты физических лиц возросли на 29 процентов (на 3,84 трлн. рублей), депозиты юридических лиц - на 0,7 процента (на 92 млрд. рублей).

В январе - октябре 2009 г. рублевая денежная база сократилась на 4,8 процента (на 0,35 трлн. рублей) и на 1 ноября 2009 г. составила 6,92 трлн. рублей. На 1 ноября 2009 г. международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении составили 4,74 млрд. долларов США и выросли с начала 2009 года на 1,08 млрд. долларов США, в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда - 4,43 млрд. долларов США и на 1,37 млрд. долларов США соответственно. На конец 2009 года международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда оцениваются в размере 4,5 - 5,6 млрд. долларов США [7, с. 7].

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 - 43%, рублевой денежной массы - 35 - 42%, широкой денежной массы - 34 - 42%. При этом депозиты физических лиц возрастут на 5,6 - 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц - на 5,1 - 6,2 трлн. рублей. Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической политики позволит в 2010 году увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,6 - 14,8%, по широкой денежной массе - до 26,6 - 27,2%. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2010 год увеличатся на 0,5 - 1,83 млрд. долларов США [7, с. 1 0].

Денежно-кредитные показатели в 2010 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

3.2 Меры по стабилизации денежного обращения в Республике Беларусь

В Республике Беларусь в конце 2008 г. и в 2009 г. принимались антикризисные меры монетарного характера, аналогичные применяемым в странах ЦВЕ. Под влиянием мирового финансового кризиса Национальный банк осуществил разовую девальвацию национальной валюты (2 января 2009 г. курс белорусского рубля был девальвирован к доллару США на 20.5%), после чего перешел к новому механизму курсообразования. основанному на привязке курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В состав последней включены в равных долях доллар США, евро и российский рубль. Колебания курса белорусского рубля по отношению к каждой из этих валют происходят лишь за счет взаимных изменений последних. На начало действия нового механизма стоимость корзины составляла 960 руб., что является средней геометрической величиной курсов белорусского рубля к доллару США, евро и российскому рублю после девальвации. Границы колебаний курса белорусского рубля по отношению к стоимости корзины валют были первоначально установлены в пределах +/- 5% от начальной величины последней. С 22 июня 2009 г указанные границы были расширены с +/-5% до +/-10% в целях своевременной реакции курсовой политики на дополнительные неблагоприятные внешние факторы. Применение в 2009 г. нового механизма курсообразования позволило более эффективно управлять курсом национальной валюты по отношению к иностранным, имеющим основное значение для внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, и повысило устойчивость экономики к воздействию внешних факторов. В целом со 2 января 2009 г. по 1 января 2010 г. стоимость корзины валют выросла на 8% и составила на 1.01.2010 г. 1036.44 бел. руб. Фактически за 2009 г. (со 2 января 2009 г. без учета разовой девальвации) официальный обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 7,9%.

Процентная политика Национального банка в Республике Беларусь жестче, чем в странах ЦВЕ: в течение практически всего 2009 г. ставка рефинансирования поддерживалась неизменной и составляла 14%. С 1 декабря 2009 г. Национальный банк начал планомерно ее снижать - с 12 мая 2010 г. она составляет 12%. Это призвано стимулировать кредитование реального сектора экономики. Национальный банк принимал меры по поддержке ликвидности банковского сектора, включая снижение норматива фиксированной части резервных требований (в 2009 г. - с 60 до 40%, с 15.03.2010 г.- с 40 до 10%). В декабре 2008 г. в Республике Беларусь на поддержку ликвидности четырех системообразующих банков (Беларусбанк, Бслагропромбанк, Белинвестбанк, БПС-банк) было выделено 3 трлн. бел. руб. для пополнения их капитала.

В целях укрепления доверия к банковской системе была законодательно гарантирована полная сохранность денежных средств физических лиц в любой валюте, размещенных на счетах или депозитах в банках Республики Беларусь, и возмещение 100% суммы этих средств в валюте вклада (Декрет Президента Республики Беларусь №22 от 4.11.2008 г. «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)»). Для обеспечения стабильности национальной валюты и наращивания государственных золотовалютных резервов Национальный банк и Правительство Республики Беларусь существенно увеличили масштабы внешних заимствований: 2 млрд. долл. США - кредит России, 3,5 млрд. долл. США - кредит МВФ, 500 млн. долл. США - кредит Венесуэлы [19, с. 10].

Если сравнить ситуацию в Республике Беларусь с тем, что происходило в странах ЦВЕ и Балтии, то можно отмстить ряд как сходных черт, так и различий. К первым относятся: девальвация национальной валюты, рост внешних займов, в том числе от МВФ, поддержка ликвидности банковской системы, включая снижение норм обязательного резервирования. Различия следующие: в Республике Беларусь не наблюдалось угрозы дефляции, инфляция и процентные ставки оставались относительно высокими. Это, по-видимому, обусловлено тем, что глубина рыночных реформ в Республике Беларусь меньше, чем в странах ЦВЕ и Балтии. Тем не менее, очевидно, что для решения проблем денежного обращения в значительной мере был использован опыт зарубежных стран (ЦВЕ и Балтии).

3.3 Пути дальнейшего укрепления денежной системы и оптимизации денежного обращения

Итак, в период воздействия финансово-экономического кризиса корректировка монетарной политики, наряду со своевременными и адекватными мерами бюджетной и макроэкономической политики в Республике Беларусь, позволила обеспечить финансовую и макроэкономическую стабильность. Необходимо подчеркнуть, что именно благодаря взвешенности всех принятых решений и шагов в экономике сохранены условия для быстрого возврата к высоким устойчивым темпам роста.

В настоящее время по мере выхода мировой экономики из кризиса важно продолжить совершенствование монетарной политики для эффективного обеспечения ее вклада в новое качество роста. В соответствии с этим можно выделить следующие приоритетные направления совершенствования денежно-кредитной политики на ближайшую перспективу:

- дальнейшее повышение гибкости курсообразования в рамках режима привязки курса к корзине иностранных валют;

-   повышение значимости процентного канала.

В качестве основы курсовой политики в ближайшие годы наиболее целесообразно сохранить механизм привязки белорусского рубля к корзине иностранных валют. Отказ от использования обменного курса в качестве номинального якоря и переход к еще более гибкому курсовому режиму до достижения большей сбалансированности внешней торговли и обеспечения устойчивого притока иностранных инвестиций может оказаться преждевременным. В условиях недостаточной внешней сбалансированности свободно плавающий обменный курс может вести себя непредсказуемо, а отсутствие других, равнозначных по значимости монетарных инструментов может поставить под вопрос всю финансовую стабильность.

Исходя из этого, наиболее взвешенным подходом могло бы быть использование действующего курсового режима на протяжении ближайших 2-3 лет, необходимых для улучшения ситуации во внешнеэкономической сфере. При этом возможно совершенствование самого механизма привязки курса белорусского рубля к корзине, например, за счет пересмотра долей иностранных валют по мере необходимости. Ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины валют также может способствовать повышению эффективности курсовой политики.

Одновременно было бы полезным повышать гибкость изменения курса внутри действующего коридора колебаний для адаптации к таким изменениям населения и предприятий. Сохранению устойчивости действующего курсового режима способствовало бы принятие дополнительных мер по наращиванию государственных золотовалютных резервов, остающихся в настоящее время на недостаточном уровне.

Переходу в среднесрочной перспективе к режиму плавающего обменного курса должна предшествовать также серьезная организационная и исследовательская работа, в том числе с участием Международного валютного фонда и Всемирного банка. Для усиления роли процентной политики важно проводить работу по дальнейшему повышению эффективности системы рефинансирования Национального банка.

Прежде всего, необходимо совершенствовать механизм изменения процентных ставок по операциям Национального банка и их воздействия на величину ставки на краткосрочном рынке на следующих принципах:

- ставка на рынке межбанковских кредитов должна приближаться к уровню ставки рефинансирования;

-   изменение ставок по другим инструментам Национального банка должно быть синхронизировано с изменением ставки рефинансирования.

Отступления от данных принципов могут допускаться только в исключительных случаях и носить кратковременный характер.

Наряду с этим важно обеспечить устойчивое функционирование всех финансовых секторов, и в первую очередь банковского, в настоящее время занимающего доминирующее положение среди финансовых посредников.

Заключение

Проведенное исследование позволяет установить, что важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению - движению денег в наличной и безналичной формах. Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной формы обращения в другую, выступая то в качестве наличных денежных знаков, то в виде записей на банковских счетах.

Процессы глобализации в современной мировой экономике затрагивают и сферу денежного обращения, она давно уже стала международной. Вместе с тем состояние экономики любой страны во многом зависит от организации национального денежного обращения. Устойчивое состояние и стабильное развитие сферы денежного обращения являются необходимым условием развития экономики, а нарушение денежного баланса неминуемо приводит к экономическому кризису.

Именно поэтому центральные банки всех государств мира постоянно изучают международный опыт и тенденции развития денежного обращения, стремятся разрабатывать и внедрять новые схемы его организации исходя из национальных особенностей.

В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился всего на 0,2%. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.

Вместе с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Европы и Центральной Азии - на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным. Это особенно заметно на фоне ситуации, складывающейся у стран-соседей, где снижение ВВП оценивается в следующих размерах: в России - на 10%, Украине - на 16, Латвии - на 18, Литве - на 18,1%. Только в Польше имеет место экономический рост на 1,2%.

В Республике Беларусь, прежде всего, необходимо совершенствовать механизм изменения процентных ставок по операциям Национального банка и их воздействия на величину ставки на краткосрочном рынке на следующих принципах:

- ставка на рынке межбанковских кредитов должна приближаться к уровню ставки рефинансирования;

-   изменение ставок по другим инструментам Национального банка должно быть синхронизировано с изменением ставки рефинансирования.

Наряду с этим важно обеспечить устойчивое функционирование всех финансовых секторов, и в первую очередь банковского, в настоящее время занимающего доминирующее положение среди финансовых посредников.

Возможности дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь во многом будут определяться темпами развития экономических отношений в нашей стране. Структурные преобразования общеэкономического характера призваны сыграть важную роль в процессах повышения эффективности национальной экономики, восстановления и поддержания высоких устойчивых темпов экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения.

Список использованных источников

1.   Алымов Ю. Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста / Ю. Алымов. // Банковский вестник. -2010.-№ 6. - С. 5-9.

2.      Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь / А. Бриштелев. // Банковский вестник. - сентябрь 2004. - С. 34-38.

.        Бурлачков В. Денежная теория и крушение золотого стандарта / А. Бурлачков. // Банковский вестник. - март 2005. - С. 42-45.

.        Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

.        Динамика показателей широкой денежной массы // Бюллетень банковской статистики. 2009. - № 1(115). - С. 59-61.

.        Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития /В.М. Ионов. // Деньги и кредит. -№4. - 2007. - С. 40-45.

.        Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2009 год и задачи банковской системы по их реализации в 2010 году // Банковский вестник. -2010.-№ 4. -С. 5-10.

.        Комков В. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетней эволюции / В. Комков. // Банковский вестник. - июль 2006. - С. 5-15.

.        Курс экономической теории: Учебник /Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Интерпрессервис, Мисанта, 2003. - 496 с.

.        Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XXIV, 856с.

.        Никипелов А.. Головнин М. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса/ А. Никипелов, М. Головнин // Вопросы экономики. - 2010. -№ 1.- С. 4-20.

.        Румянцева, О. Денежно-кредитное регулирование и проблемы оптимизации денежного обращения / О. Румянцева. // Банковский вестник. 2006. - № 9. - С. 104-108.

.        Свиридов О.Ю. Банковское дело / О.Ю. Свиридов. - Ростов н/Д.: Изд. центр МарТ, 2002. - 416 с.

.        Семенов С.К. Проблемы и модель денежного обращения / С.К. Семенов. // Финансы и кредит. - 2003. - №9. - С. 36-42.

.        Тарасов В. Генезис основных теорий денег. // Банковский вестник. - июль 2007. - С. 12-18.

.        Тихонов А. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ // Банковский вестник. - 2009. - №5. - С. 26 - 32.

.        Тихонов А. Деньги, денежный рынок и асимметрия информации: методологические подходы / А. Тихонов. // Банковский вестник. - апрель 2007. - С. 4-10.

.        Тихонов А. Мировой финансовый кризис: проблемы денежной теории и экономической политики /Тихонов А. // Банковский вестник. -2009.-№ 10. -С. 41-46.

.        Тихонова А.М. Монетарная политика в странах ЦВЕ и Балтии в условиях мирового финансово-экономического кризиса / А.М. Тихонова. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - № 7. - 2010. - С. 4-10.

.        Тищенко И.Н. Деньги, кредит, банки. - Мн.: «Экоперспектива», 2004. - 92 с.

.        Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. - М., Владос, 2004. - 384 с.

.        Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-М, 2001. - 543 с.

Приложение

Таблица П.1 Макроэкономические показатели стран ЦВЕ и Балтии [19, с. 5]

Страна

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Болгария

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-10 039.60

-12 577,30

-4 340,67

 

% ВВП

-23,65

-25,52

-9,07

 

Внешний долг, млн. долл. США

42 674,00

51 456,00

55 277,00

 

% ВВП

100,51

104,41

115,46

 

ВВП, млн. долл. США

42 457,93

49 281,88

47 873,90

Венгрия

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-9 375,00

-10 939,00

267,95

 

% ВВП

-6,37

-6,92

0,20

 

Внешний долг, млн. долл. США

169 352,00

218 947,00

225 563,00

 

% ВВП

115,05

138,47

170,27

 

ВВП, млн. долл. США

147 199,47

158 118,58

132 474,71

Латвия

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-6 425,00

-4 492,00

2 530,00

 

% ВВП

-21,04

-12

9,54

Внешний долг, млн. долл. США

38 954,15

42 257,48

41 908,67

 

% ВВП

127,56

122

158,10

 

ВВП, млн. долл. США

30 536,78

34646.26

26 507,70

Польша

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-20 253.00

-26 909,00

-7 207,00

 

% ВВП

-4.19

-4,96

-1,64

 

Внешний долг, млн. долл. США

234 052,00

243 477.00

279 528.00

 

% ВВП

48,43

44.86

63.68


ВВП, млн. долл. США

483 259.55

542 702.72

438 959,84

Румыния

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-23 080.00

-23 719,00

-4 737,00


% ВВП

-13.63

-11.80

-2,88

 

Внешний долг, млн. долл. США

86 307.31

100 247.00

116913.00

 

% ВВП

50.95

49,86

70.97

 

ВВП, млн. долл. США

169 383,96

201 073.08

164 742.86

Словения

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-2 298,00

-3 322,90

-464,70


% ВВП

-4,52

-5,99

-0,94

 

Внешний долг, млн. долл. США

51 203.00

54 608,00

57 785,00

 

% ВВП

100,62

98,44

117,15

 

ВВП, млн. долл. США

50 887,97

55 472.28

49 326,97

Хорватия

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-4 447,10

-6 248,60

-3 153.80

 

% ВВП

-7,06

-8,80

-4,94

 

Внешний долг, млн. долл. США

48 929,00

55 985,00

64 714,00

 

% ВВП

77,62

78.84

101.36

 

ВВП, млн. долл. США

63 033,70

71 006,76

63 846,01

Чехия

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-5 754.00

-6 631,00

-2 146,00

 

% ВВП

-2,95

-3,00

-1,11

 

Внешний долг, млн. долл. США

76 043,00

83 088,30

86 548.90

 

% ВВП

38,94

37,63

44,57

 

ВВП, млн. долл. США

195 276,03

220 807,12

194 196,49

Эстония

Текущий счет платежного баланса, млн. долл. США

-3 804,70

-2 245.50

898,70

 

% ВВП

-16.55

-9,34

4,64

 

Внешний долг, млн. долл. США

25 246,89

26 843.35

25 070,34

 

% ВВП

109.85

111,64

129,32

 

ВВП, млн. долл. США

22 984,02

24 045,02

19 386,63


Похожие работы на - Состояние, проблемы и пути совершенствования системы денежного обращения: зарубежный опыт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!