Преимущества и недостатки приватизации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Преимущества и недостатки приватизации

Оглавление

Введение

. Содержание приватизации

.1 Определение приватизации

.2 Модели приватизации

.3 Цели и способы приватизации

. История возникновения

. Преимущества и недостатки приватизации

. Разгосударствление

. Итоги приватизации

. Необходимость приватизации

. Реальные проблемы приватизации в России

. Оценка приватизации в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность выбора данной темы обуславливается тем, что мы живём в государстве, которое в недавнем времени выполнило переход от командного типа экономики к рыночному. Переход к рыночному типу сопровождался значительными коренными изменениями в области экономики, которые оказали влияние на современные внешние и внутренние экономические отношения, развитие и уровень жизни в целом.

Основными изменениями, коснувшихся государственной экономики, являются разгосударствление и приватизация. Стоит заметить, что подобные реформы не были свойственных предыдущему типа государственного устройства и экономики, поэтому их полное внедрение оказалось нелёгким процессом как для государства, так и для народа. Тем не менее, они так или иначе, отразились на сегодняшней экономике.

Целью данной работы является исследование проблемы введения таких реформ, как приватизация и разгосударствление, а именно: исследование самих понятий данных реформ, истории их возникновения, их отражения в современных государственных процессах и итогах их функционирования на данный момент.

Соответственно, поставленная цель в рамках данной работы решается посредством следующих задач:

.Рассмотрение сущности приватизации

.Рассмотрение истории возникновения

.Рассмотрение «плюсов» и «минусов» приватизации

.Отражение в современных процессах

.Подведение итогов

В ходе выполнения работы использовались книги, связанные с данной тематикой, журналы и электронные ресурсы.

приватизация разгосударствление имущество

1.Содержание приватизации

.1Определение приватизации

Приватизация представляет собой одно из важнейших преобразований, которые свойственны при переходе к рынку, и является особой системой экономических отношений, которые возникают в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Путём рассмотрения методологических основ разгосударствления и приватизации можно раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

В других странах существует много определений приватизации, например, таких как:

.переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

.полная продажа государственных предприятий частным лицам;

.продажа части активов;

.передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок;

Однако, переходя к более точному определению, более свойственному экономическим реформам в России, стоит отметить, что приватизация в первую очередь является реформой отношений собственности, направленной на преобразование государственных и муниципальных предприятий в частные. Она представляет собой процесс полной или частичной передачи государственной или муниципальной собственности в частную собственность.

В зависимости от того, какое именно муниципальное имущество передается в частную собственность, различают следующие формы приватизации: приватизация государственного жилищного фонда, приватизация земель, приватизацию крупных промышленных предприятий. Приватизация промышленных предприятий может проводиться путем акционирования, путем прямой продажи предприятий новому собственнику, либо продажей на аукционе.

1.2 Модели приватизации

Приватизацию можно разделить на две модели: бесплатную и платную.

В случае бесплатной приватизации за основу берётся идея того, что если при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Процесс бесплатной приватизации сопровождается выдачей всем гражданам приватизационных чеков, так называемых ваучеров.

Платной же приватизации характерна продажа государственной собственности. В основном эта продажа осуществляется на специальных аукционах. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Сторонники платной модели приватизации указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

1.3 Цели и способы приватизации

Как и любая значимая государственная реформа, приватизация имеет ряд поставленных целей и задач для их выполнения.

К основополагающим целям процесса приватизации можно отнести:

. Повышение эффективности функционирования хозяйства.

. Увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.

. Обеспечение социального мира.

. Перераспределение экономических основ власти

Однако, что касается эффективности в экономической сфере, приватизация не является прямым гарантом прогресса в экономике. Она только усиливает конкурентность экономической сферы, включающей в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства, давая основу развития рыночной экономики.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

.вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки

.провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ

.не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

Для решения поставленных задач используются способы приватизации, связанные с тем или иным периодом.

Существуют различные способы, с помощью которых в конечном итоге удалось эти задачи решить.

Данные способы можно разделить на три:

.Бесплатная раздача собственности, равное распределение

.Бесплатная передача предприятий трудовым коллективам или выкуп администрацией и работниками государственной собственности

.Продажа государственных предприятий по рыночной стоимости

Способ бесплатной раздачи собственности и равного распределения имеет свои преимущества и недостатки.

К ряду преимуществ такого способа относятся:

.Уравнение всех граждан путём бесплатного распределения среди населения прав (в виде ваучеров) на покупку имущества государственных предприятий, что воплощает социальную справедливость

.Реальная возможность каждому гражданину стать собственником

.Предотвращение выкупа государственной собственности только богатыми людьми

.Скорость и относительная лёгкость проведения приватизации.

Недостатки данного способа приватизации:

.Не учитывается трудовой вклад человека в создании государственной собственности

.Государственный бюджет не получает доходов от приватизации

.Отсутствие специального механизма превращения ваучеров в конкретное право собственности

.Многие люди не знали, каким образом использовать приватизационный чек

Преимущества второго способа:

.Сохранение трудового коллектива

.Возможность избежать социальных катаклизмов, т.к. работники предприятия ничего не теряют

.Предотвращение перехода государственной собственности в руки новоявленных богачей

.Быстрая передача государственных предприятий коллективному собственнику

Недостатки второго способа:

.Социальная несправедливость, так как работникам предприятий с высокой стоимостью достаётся дорогое имущество, а работникам других предприятий - дешёвое имущество

.Госбюджет не получает доходов от приватизации

.Не обеспечивается эффективность управления: персонал остаётся тем же, а руководство концентрирует в своих руках значительную долю акций

.Не появляется настоящий собственник, так как всё остаётся в том же виде, что и до приватизации

Преимущества третьего способа:

.Государство получает в бюджет средства за счёт продажи части приватизируемого имущества

.Заплатив деньги, люди в большей мере становятся не только собственниками, но и хозяевами

.Улучшится управление: новые собственники будут действовать более решительно и ответственно, так как затратили собственные средства на выкуп

Недостатки третьего способа:

.Возможность скупки предприятий весьма богатыми людьми. Появление слоя крупных капиталистов

.Возможность коррупции, сращивания финансовых и мафиозных структур, номенклатурной приватизации

.Даже при самой активной позиции трудового коллектива ему может не хватить денег для выкупа своего предприятия

.Отрицательная общественная реакция, обусловленная тем, что людям приходится выкупать общенародную собственность, то есть то, что считалось им же принадлежащим

.Незаинтересованность иностранных инвесторов

.Медленное поэтапное создание рыночной экономики.

Также приватизация делится на:

. Большая приватизация. Сущность ее состоит в том, что государство преобразует крупные предприятия в акционерные компании, а затем распределяются акции среди частных лиц. Способы распределения государственного имущества варьируются от продажи акций по рыночным ценам до бесплатной передачи населению чеков «имущество», обмениваемых на акции. Это один из видов государственного контроля процесса приватизации.

. Малая приватизация. При ее осуществлении государство продает магазины, квартиры и другие объекты государственной собственности частным лицам или группам инвесторов. Предшествующей стадией малой приватизации может являться развитие арендных отношений при разгосударствлении экономики.

. Спонтанная приватизация. В этом случае государство не пытается играть контролирующую роль в процессе ее осуществления. Здесь действует закон джунглей, или критерий примитивного риска. Как правило, права собственности переходят к представителям номенклатуры. Из-за отсутствия развитых рынков капитала и регулирующих механизмов подобное явление обычно проходит на условиях, весьма благоприятных для новых собственников. Номенклатура имеет возможность обойти проблему объективной оценки стоимости приватизируемого имущества и выкупать его по заниженным ценам.

. Частичная имущественная приватизация заключается в том, что вместо продажи единицы государственной собственности в целом государство может продавать его предпринимателям по частям. Такой принцип возможен не только при ликвидации предприятий, но и по отношению к рентабельным производствам.

. Собственность трудовых коллективов. Согласно действующему законодательству в Республике Беларусь преимущественными правами на государственную собственность обладают трудовые коллективы данного предприятия.

. Реприватизация собственности - это возвращение прежним владельцам или наследникам частной собственности, ранее национализированной государством.

2. История возникновения

Рассмотрение истории возникновения и развития приватизации в России имеет большое значение в рамках данной работы, поскольку она раскрывает основные идеи приватизации и особенности их реализации в экономической системе государства.

Первые процессы приватизации в России начались после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе приватизация осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом её реальные масштабы оставались неизвестными. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, более 2000 предприятий были приватизированы к началу осуществления программы приватизации в 1992 г.

В ходе распада Советского Союза в 1991 г. началась разработка законодательства о приватизации Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

Поскольку приватизация является масштабной реформой, введённой при переходе от командной экономики к рыночной, она осуществлялась в два этапа:

.Этап доваучерной приватизации;

.Ваучерный этап приватизации;

Этап доваучерной приватизации проводился с 1989г. по 1991г. В данном этапе приватизация проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс. государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Концерны должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятий. Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода доваучерной приватизации предполагала постепенное преобразование государственных предприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества. Однако такая идеология, близкая к западной модели, казалась ущербной в условиях слабеющего на тот момент государства. Она подтолкнула процесс стихийного приватизирования государственной собственности.

Ваучерный этап приватизации проводился с 1992г. по 30 июня 1994г. Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. В ходе ваучерного этапа гражданам раздавались ваучеры (приватизационный чек, выдаваемый населению, который подлежал обмену на активы приватизируемых предприятий в рамках программы ваучерной приватизации).

Основная масса предприятий в процессе приватизации должна была быть превращена в акционерные общества открытого типа. Для них предусматривались следующие формы приватизации:

.закрепление пакета акций в государственной или муниципальной собственности;

.льготная продажа и передача

.акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;

.выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;

.продажа акций на чековом или денежном аукционе;

.продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному;

3. Преимущества и недостатки приватизации

С разных точек зрения приватизация как одна из значимых реформ в законодательстве страны имеет свои положительные и отрицательные качества.

Существует множество проблем, которые проявились в ходе приватизации:

.Приватизация сопровождалась масштабной коррупцией, которая, к сожалению, остаётся одной из насущных проблем и по сей день. Она актуальна среди чиновников и высокопоставленных лиц;

.Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов. При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов. Помимо того, отсутствовали нормы и критерии, которые ограничивали объёмы преобразований одной формы собственности в другую;

.Мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом;

.Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Хотя в 1995 г. наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов очевидной связи между изменением формы собственности;

.В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение экономической эффективности;

.Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки приватизированных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло;

.В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и к усилению монополизма;

.Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России;

Обобщая недостатки российской приватизации, можно сказать, что процесс приватизации в России идет сложно, а её результаты неоднозначны. А при распределении собственности между гражданами и организациями имеют место быть взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности и адекватной рыночной экономике.

Однако, несмотря на то, что приватизация в России более воспринимается как негативное явление, она имеет и положительные качества.

К положительной стороне приватизации можно отнести то, что контроль экономики государством ослабился, что позволило оказать существенно влияние на экономический аппарат.

К числу таких изменений относятся: возможность частного предпринимательства и свобода в принятии экономических решений:

.Была проведена широкомасштабная приватизация, в результате которой произошло существенное разгосударствление экономики;

.Программа приватизации предусматривала различные варианты;

.В приватизацию было вовлечено практически всё население страны путём раздачи ваучеров;

.За очень короткий срок в России совершился переход к многоукладной экономике;

Так, например, приватизированная собственность становится законной собственностью владельца, и он может распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению: может её продать, подарить, завещать кому-либо и т.д.

4. Разгосударствление

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, которые направлены на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

В процессе разгосударствления решаются следующие задачи:

.формируются основы для экономической свободы граждан. Это можно достигнуть путем предоставления им права собственности, создания частного сектора экономики, образования акционерных обществ и арендных предприятий;

.обеспечивается экономическая ответственность товаропроизводителей за результаты своей производственно-коммерческой деятельности. Усиление экономической ответственности товаропроизводителей создает побудительные мотивы к использованию инноваций, что приводит к росту эффективности производства;

.разрушается монополия государств в производственно - коммерческой деятельности и создается конкурентная среда товаропроизводителей;

.сокращаются государственные расходы на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Разгосударствление экономики, как правило, осуществляется в двух направлениях:

.путем ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность предприятия

.путем разгосударствления собственности

Сущность ограничения вмешательства государства в хозяйственную деятельность состоит в передаче основной части управленческих функций от органов государственного управления к предприятиям и другим объектам. Однако это направление недостаточно эффективно, так как оно не меняет основу экономических отношений - отношений собственности. Ограничение влияния государства на хозяйственную деятельность предприятий можно достигнуть за счет уменьшения размера госзаказа, либерализации цен, развития горизонтальных связей между предприятиями, а также арендных отношений.

Сущность разгосударствления - это процесс создания многоукладной экономики. Оно может осуществляться как путем организации новых предприятий, основанных на негосударственных.

Оба направления разгосударствления экономики, ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность создают предпосылки для развития предпринимательства, появления предприятий различных форм собственности. И также разгосударствление собственности сопровождается ослаблением влияния государства в хозяйственной сфере.

5. Итоги приватизации

Рассуждая об итогах приватизации, стоит отметить, что приватизация, с точки зрения легитимности, имела на момент её введения скорее отрицательный характер, нежели положительный. В первую очередь, это отражалось на уровне жизни населения.

В 1992 г. инфляция и ваучерная приватизация взяли своё начало. Естественно, итог данных взаимоисключающих процессов был неприемлемым. Предполагалось, что ваучеры посодействуют восполнению сбережений населения, тем не менее, запущенный механизм либерализации цен, наряду c гиперинфляцией уничтожил шанс накопления средств с помощью ваучеров.

Акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась, а также, было подорвано отношение к ваучерам и к легитимности приватизации и новой системе прав собственности в целом.

Говоря об итогах ваучерной приватизации, также нельзя не отметить усиления позиций государственной бюрократии. Большая часть государственной собственности была поделена до 1992 г., но была ещё менее привлекательная собственность в регионах. Чиновники, завладевшие собственностью в регионах, стали не только источником регионального сепаратизма, но и тормозом в развитии экономики всей страны.

Ваучерная приватизация оставила нерешенным и вопрос с долгами. После разделения собственности все долги остались на государстве. В итоге получилась ситуация, в результате которой при ваучерной приватизации большинство населения лишилось собственности и осталось должником.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по на аукционе, или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий.

В итоге после десяти лет реформ уровень жизни населения улучшился ненамного. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни людей, является Индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. Например, после распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение Индекса развития человеческого потенциала. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по Индексу развития человеческого потенциала. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м.

Приватизация была невозможна в сложившихся условиях по трем основным причинам:

.Процесс приватизации занимал продолжительное время, а реформа экономики требовалась незамедлительно;

.Такой процесс требует хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: продавцов и покупателей:

.В стране была нехватка денежных средств:

Также массовая приватизация не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти.

Вторая проблема, возникшая в процессе приватизации, заключается в том, что раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привела к тому, что 1/4 ваучеров была продана - соответственно, некая сумма денег дополнительно попала к части населения, у которой были проблемы с деньгами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в свою очередь привело к увеличению инфляции.

Также Комитет считает, что похожий эффект производится и когда масса работников приватизированных предприятий, продает их на вторичном рынке.

Имея в виду вывод Комитета, можно согласиться с тем, что пост приватизационная перепродажа акций увеличивает темпы инфляции.

6. Необходимость приватизации

Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Из этого следует, что в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Этими условиями являются:

  1. приватизация собственности;
  2. самостоятельность субъектов рынка;
  3. система социальной поддержки населения;
  4. право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих предложения товаров;
  5. устойчивость рубля и денежного обращения;
  6. демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;
  7. система социальной поддержки населения;
  8. наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;
  9. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;
  10. развитие внешнеэкономических связей;
  11. формирование у людей рыночных норм поведения.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

  1. преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;
  2. преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;
  3. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;
  4. изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид:

1.государственные предприятия,

2.частный бизнес,

.народные предприятия,

.акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала,

.акционерные негосударственные предприятия.

Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного механизма управления экономикой.

7. Реальные проблемы приватизации в России

Акционирование государственных предприятий в России имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе после чековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.

В то время как приватизация средних и крупных предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода, является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% предприятий общественного питания, 76,4% предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40%. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).

Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30% с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды. Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Купля-продажа ваучеров в течение всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и около биржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низко доходны и мало ликвидны.

8. Оценка приватизации в России

Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи.

О появлении тенденции улучшения функционирования приватизированных предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности. В ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления, и с условиями макросреды, в которой она функционирует. До настоящего времени все еще нет принципиальных различий в результатах деятельности большинства государственных и частных акционерных предприятий, поскольку отсутствует реальная ответственность менеджмента за результаты деятельности и в тех, и в других. Среда, в которой действуют оба типа предприятий, также меняется очень медленно и остается далеко не идеальной.

Для процесса приватизации, проводимого в нашей стране можно отметить несколько характерных особенностей, присущих только ему:

.Приватизация проводилась не столько по Законам, сколько по Указам президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации;

.Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись "индивидуальные процедуры приватизации", вводимые местными органами власти;

.Составлялись ежегодные государственные программы приватизации, но включение в эти программы адресных заданий означало выбор лучших предприятий и их форсированный передел;

.Из-за отсутствия финансовых средств у населения, осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом, в интересах директоров и государственных чиновников;

.При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность;

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса, было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

Потенциал госсектора для прямого участия в материальном производстве и для косвенного воздействия на него на предприятия других организационно-правовых форм в России еще значителен. О масштабах государственного сектора говорят следующие данные: в стране учреждено более 13 тыс. государственных унитарных предприятий и 23 тыс. учреждений. Участие в управлении многими из смешанных АО осуществляется через институт представителей, назначаемых решениями Правительства РФ, численность которых составляет около 2 тыс. человек.

В современных условиях, в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет проводиться после тщательной предпродажной подготовки.

Однако слабость программ в области регулирования рынка труда в условиях экономической либерализации, отсутствие хорошо налаженной системы профессиональной переподготовки кадров и перепрофилирования производства привели к тому, что с 1993 года главной чертой российского рынка труда стало преобладание латентной безработицы. Структурная перестройка экономики привела к расширению масштабов безработицы, наблюдается и рост ее средней продолжительности.

Латентная безработица существовала в тот период в нескольких формах: наличие избыточной рабочей силы. Отправка работников в вынужденные неоплачиваемые или частично оплачиваемые отпуска; перевод предприятий на неполное рабочее время; принявшая с 1992 г. массовый характер невыплата заработной платы - уникальное по своей форме и масштабам российское явление.

Одна из негативных сторон латентной безработицы состоит в том, что скрытые формы безработицы позволяют Правительству Российской Федерации выводить за рамки системы социальной помощи, социальной защиты огромное число не полностью занятых граждан.

Особенно неблагоприятная ситуация с безработицей наблюдалась в группах людей с высоким уровнем образования - специалистов и научных работников. Среди них не только высок уровень безработицы, но они к тому же обладают лишь относительно ограниченными возможностями устроиться на новую работу по специальности. Экспертные оценки выявили, что в 1994 году только каждый десятый научный сотрудник и каждый третий специалист устроились на работу по специальности.

Принимая во внимание, что для России и до реформ был характерен невысокий уровень жизни как следствие низких доходов населения, именно рост безработицы как результат приватизации в совокупности с падением доходов и жизненного уровня особенно опасен для стабильности социально-политического положения в стране.

Заключение

Приватизация в России является одной из важнейших реформ в экономике государства. За период её внедрения были изменены основополагающие идеи государственной экономической системы и методы экономического взаимодействия с другими странами.

По моему мнению, несмотря на то, что, будучи процессом, внедрение которого сопровождалось определёнными значительными проблемами, приватизация смогла поспособствовать введению рыночной формы экономики и положительно повлиять на экономическое будущее страны.

Кроме того, приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке.

В результате проделанной работы были выведены к рассмотрению определённые аспекты, связанные с приватизацией:

.Сущность приватизации

.Итоги приватизации

.Реальные проблемы приватизации

.Оценка приватизации

В первой главе было рассмотрено определение «приватизация» и его значение, дающее более широкое представление о процессе приватизации, а также рассмотрены модели приватизации, и её основные цели и задачи,

Во второй подводятся итоги и результаты приватизации, а именно: итоги её первого и второго этапов. Как известно, приватизация в России процессе её становления в основном имела негативный характер, однако на конечном этапе своего формирования приватизация стала надёжным способом развития предпринимательской деятельности после перехода на рыночный тип экономики.

В третьей главе рассказывается о преимуществах и недостатках российской приватизации. Будучи одной из реформ, коренным образом изменяющих систему экономики в государстве, приватизация имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

В четвёртой главе описывается разгосударствление, процесс, наравне с приватизацией повлиявший на экономику страны.

В пятой главе подводятся итоги приватизации по двум её этапам.

В шестой главе выводятся аргументы по вопросу необходимости приватизации.

В седьмой главе говорится о реальных проблемах приватизации, имеющих актуальность.

Восьмая глава - заключительная. В ней приводятся общие оценки приватизации и её последствий.

В заключение стоит повториться, что приватизация наравне с разгосударствлением является характерным этапом переходного момента в экономике от командной системы к рыночной. Несмотря на сложность её внедрения и последствия, связанные с ним, приватизацию удалось внедрить, и теперь она является частью экономики России и оказывает влияние на многие её аспекты.

Список использованной литературы

1. Права собственности, приватизация и национализация в России / [В. Тамбовцев и др. ; под общ. ред. В. Тамбовцева]; Фонд "Либеральная миссия". - М. : Новое лит. обозрение, 2009. - 497 c.

. Жогов, Дмитрий Юрьевич. Приватизация земли коммерческими организациями / Д.Ю. Жогов, С.Е. Малета, С.В. Малета. - М. : Эксмо, 2010. - 206 c.

. Воронцов, Валерий Александрович. Новейшая история России : шоки без терапии эпохи Ельцина / В.А. Воронцов. - М. : Академ. Проект, 2009. - 383 c.

. Экономическая теория : учебник для вузов, [рек. М-вом общего и проф. образования Рос. Федерации / И.Д. Афанасенко [и др.] ; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича ; С.-Петерб. гос. ун- т экономики и финансов. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.[и др.] : Питер, 2008. - 542 c.

. Власов В.А. К вопросу о соотношении юридических понятий "приватизация" и "разгосударствление"/ В.А. Власов // Право и государство: теория и практика. - 2012. - N. 6. - С. 27-29

. Колобова Г.А. Российская приватизация как политико-государственный механизм преобразования отношений собственности/ Г.А. Колобова // Политика и общество. - 2012. - N. 3. - С. 13-22

. Кошкин В. Приватизация для модернизации страны // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N. 2. - С. 100-109

. Малахов Р.Г. Приватизация как институциональное изменение / Р.Г. Малахов // Проблемы современной экономики. - 2011. - N. 4. - С. 44-49

. Власов В.А. К вопросу о соотношении юридических понятий "приватизация" и "разгосударствление"/ В.А. Власов // Право и государство: теория и практика. - 2012. - N. 6. - С. 27-29

. Радыгин А. Государство и разгосударствление : риски и ограничения "новой приватизационной политики" / А. Радыгин, Ю. Симачев, Р. Энтов // Вопросы экономики. - 2011. - N. 9. - С. 4-26

. Лившиц, Вениамин Наумович. Макроэкономические теории, реальные инвестиции и государственная российская экономическая политика / В.Н. Лившиц, С.В. Лившиц ; Рос. акад. наук, Ин-т системного анализа. - М. : УРСС, 2008. - 245 c.

. www.catback.ru

. www.finansy.ru

. www.tamognia.ru

15. www.stplan.ru <http://www.stplan.ru>

. www.macro-econom.ru <http://www.macro-econom.ru>

Похожие работы на - Преимущества и недостатки приватизации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!