Совершенствование инвестиционной деятельности строительного предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование инвестиционной деятельности строительного предприятия















ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ











Набережные Челны - 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности управления инвестиционной деятельностью предприятий

.1 Сущность и содержание инвестиционной политики

.2 Инвестиционная политика: факторы формирования, структура и виды, цели, задачи, принципы

.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий

Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности ООО «КамаСтройМонтаж»

.1 Общая характеристика ООО «КамаСтройМонтаж»

.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

.3 Анализ системы управления предприятием

.4 Анализ и оценка состояния управления инвестиционной деятельностью ООО «КамаСтройМонтаж»

Глава 3. Разработка инвестиционного проекта как основы повышения эффективности инвестиционной деятельности

.1 Основные направления инвестиционной политики

.2 Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по развитию производства

.3 Оценка эффективности предлагаемого проекта

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе своего развития отечественная промышленность в подавляющей своей части характеризуется невысоким уровнем конкурентоспособности. Исследования свидетельствуют о значительном перемещении ресурсов из производственной сферы в сферу приобретения финансовых активов. Инвестиционная ситуация как в России в целом, так и в большинстве регионов оценивается весьма негативно. По оценкам ряда ведущих специалистов, для обеспечения нормальных темпов воспроизводства России необходимо порядка 15-20 млрд. долл. инвестиций ежегодно. Быстрое сокращение абсолютного объема накопления, резкое снижение объемов капитальных вложений характерно в первую очередь для предприятий отдельных отраслей промышленности, которые являются низко прибыльными и неконкурентоспособными. Подобные тенденции усиливают актуальность исследования проблем инвестиционной деятельности, совершенствования соответствующих институциональных механизмов.

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. Деятельность предприятий обязательно связана с осуществлением ими инвестиционных вложений в создание новых и развитие действующих основных фондов и производств, в материальные и нематериальные активы. Развитие предприятия может осуществляться по различным направлениям. Ряд предприятий планируют разработать и организовать производство новой продукции, другие предприятия - приобрести новое технологическое оборудование и, тем самым, сократить производственные издержки, третьи планируют создать новую структуру сбыта продукции и построить сеть собственных магазинов. Несмотря на различие путей развития, общим для всех является то, что на сегодняшний день имеется неоспоримая необходимость управления формированием инвестиционной политики.

Экономическая наука России внесла ощутимый вклад в изучение теоретико-методологической сущности инвестиций и их функций в экономике. Исследования в данном направлении проведены в работах: А.И. Анчишкина, И.В. Анискина, Г.Бирмана, В.В. Бочарова, Н.В. Игошина, А.Г. Здравомыслова, С. Шмидта и других. В последние годы появилось значительное количество публикаций, посвященных роли инвестирования в макроэкономическом развитии. Эти вопросы нашли свое отражение в трудах экономистов: О.Х. Арипова, И.Т. Балабанова, О.В. Бахаревой А.З. Бобылевой, В.В. Васильковой, С.В. Глазьева, М.П. Карпенко, И.В. Липсица, В.П. Орешина и других.

Вопросам изучения проблем инвестиционной деятельности свои работы посвятили зарубежные исследователи: Г.Д. Александер, Д.В. Бэйли, У.Ф. Шарп, Г. Бирман, Ю. Бригхем и Л. Гапенски, Л. Дж. Гитман А. Глен и др.

В российской научной литературе региональные аспекты управления инвестиционной политикой исследовались в научных трудах: В. Б. Барка, Л. С. Гареевой, А. Г. Гранберга, Г. М. Загидуллиной, Д. С. Львова, А. Ю. Стальченко, Ф. Ф. Хамидуллина.

Цель дипломного проекта - разработка и технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта для повышения эффективности инвестиционной деятельности строительного предприятия ООО «КамаСтройМонтаж».

Задачи:

1) обобщить теоретико-методологические основы управления инвестиционной деятельностью предприятий;

2)      раскрыть сущность понятий «инвестиции», «инвестиционная политика», применяемые в управлении промышленными предприятиями;

)        провести комплексную оценку состояния инвестиционной политики предприятия ООО «КамаСтройМонтаж» на предмет эффективного управления ею;

)        предложить пути устранения противоречий и проблем управления инвестициями, препятствующих развитию ООО «КамаСтройМонтаж»;

)        разработать инвестиционный проект по производству изделий из полистиролбетона;

)        оценить эффективность предложенного проекта.

Объект исследования - инвестиционная деятельность предприятия строительной отрасли ООО «КамаСтройМонтаж» г. Набережные Челны.

Предмет исследования - система управления инвестиционной деятельностью, а также эффективность инвестиционной деятельности.

Методы исследования: сравнительный, факторный, горизонтальный, коэффициентный анализ, метод группировок и экспертных оценок.

Информационной базой послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, отчетные материалы предприятия ООО «КамаСтройМонтаж».

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты дипломного исследования могут быть использованы для:

-  проведения комплексной оценки инвестиционной политики предприятий строительной промышленности;

-       разработки программ формирования и совершенствования инвестиционной политики предприятий строительной промышленности;

-       внедрения схемы формирования инвестиционной политики в деятельности отдельных предприятий строительной промышленности.

Особую значимость результаты исследования имеют для практического внедрения системы мер в процессе формирования инвестиционной политики предприятий, а также в области развития государственной инвестиционной политики.

Цели и задачи исследования определили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассмотрено содержание инвестиционной деятельности и инвестиционной политики предприятий «реального» сектора экономики, а также некоторые вопросы из области построения системы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Во второй главе представлена общая характеристика строительного предприятия ООО «КамаСтройМонтаж», проведен анализ и комплексная оценка инвестиционной деятельности, определены основные факторы, определяющие эффективность инвестиций.

В третьей главе разработано технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта по производству изделий из полистиролбетона, а также рассчитаны показатели эффективности проекта.

строительство оценка эффективность инвестиционный проект

Глава 1. Особенности управления инвестиционной деятельностью предприятий

 

1.1 Сущность и содержание инвестиционной политики


Инвестиционная политика, являясь неотделимой частью экономической жизни государства, региона, предприятия неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любого объекта, который функционирует в условиях рынка. В связи с этим главными непременным критерием нормальной дееспособности современного объекта является умение его высшего руководства, опираясь на строгую научную основу формировать, разрабатывать структуру и содержание, рационально контролировать и эффективно управлять инвестиционной политикой.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов государства и отдельных промышленных предприятий, средства должны направляться главным образом в высокоэффективные проекты, позволяющие создать конкурентоспособную продукцию отечественных предприятий, способную не только вытеснить импортные аналоги, но и выйти на внешний рынок.

Теоретические и методологические аспекты формирования инвестиционной политики промышленных предприятий в экономической науке исследованы слабо и нуждаются в научном осмыслении, теоретической проработке и практическом обосновании его использования на промышленных предприятиях.

Система управления инвестиционной политикой государства, отраслей и отдельных промышленных предприятий, существовавшая в советский период, прекратила свое существование с началом реформ. Однако в настоящее время все еще не выработаны экономически обоснованные механизмы развития инвестиционной политики хозяйствующих субъектов на принципе комплексного подхода, что способствует истощению имеющегося научно-производственного и интеллектуального потенциала и разрушению производственного сектора экономики Российской Федерации.

В отечественной экономической литературе в большинстве случаев к определению «инвестиции» проявляется односторонний подход. Значительная часть научных трудов в этой области посвящена задачам управления инвестиционной политикой без учета отраслевого характера деятельности хозяйствующих субъектов [2, с. 12]. Отдельные промышленные предприятия с их динамичной конъюнктурой, со спецификой работы с высоколиквидными активами, с высокой степенью окупаемости и краткосрочностью проектов все же не смогли разработать стратегию управления инвестиционной политикой для своего сектора экономики. Все это не позволило в кратчайшие сроки внедрить отдельные инвестиционные проекты даже крупных промышленных предприятий, а также получить выгоды от принятых инвестиционных решений в данной области.

В реальном же секторе экономики, таком, например, как строительство, длительные сроки реализации инвестиционных проектов, недостаточный объем собственных средств, относительно низкий уровень экономической грамотности административно-управленческого персонала препятствуют объективной оценке преимуществ концепции формирования инвестиционной политики. В свою очередь, это ведет к неэффективному управлению финансовыми потоками, отсутствию прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности, ошибочному стратегическому и инвестиционному планированию политики развития.

Столь же сложна ситуация и с внутренними источниками финансирования инвестиционных проектов предприятий. Правда, они в силу понятных причин более узки в связи с отсутствием амортизационных фондов, свободных оборотных средств и неэффективной системой перераспределения прибыли, но их использование может привести - если не приняты превентивные меры - к утратам материальных и нематериальных активов, снижению уровня качества продукции и др.

Таким образом, даже из чрезвычайно сжатого описания инвестиционных ситуаций видно, сколь содержательно важна эффективная инвестиционная политика в рамках ее формирования и управления. Это особенно важно в развивающейся экономике, отягощенной отсутствием отлаженных механизмов функционирования инфраструктур.

Между тем, формирование и обоснование составляющих инвестиционной политики в настоящее время далеко от завершения. Наряду с явными успехами в области описания, прогнозирования и управления отельными формами определенных видов деятельности промышленных предприятий, например, маркетинговой и производственной, в целом проблематика инвестиционной политики как целостного описания деятельности объекта, субъекта, организации, реализация технологии и инструментария в определенной предметной области находится, если можно так выразиться, еще в первой половине пути.

Начнем с понятия «инвестиции». Так Мыльник В. В. отмечает, что данный термин происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать, и имеет несколько значений. В самом широком смысле инвестиции должны обеспечивать механизм, который необходим для финансирования роста и развития предприятия и любого государства в целом. С учетом структуры инвестиционного процесса, его участников и типов инвесторов под инвестициями (investments) или инвестиционными ресурсами понимается недвижимость, имущество, машины, оборудование, технологии, денежные средства, вклады в банках, ценные бумаги, имущественные права, лицензии, интеллектуальные ценности, вкладываемые как способ помещения капитала в предпринимательскую деятельность с целью их сохранения или возрастания [23, с. 6]. Другими словами, инвестиции представляют собой инструмент, с помощью которого можно поместить инвестиционные ресурсы в объект инвестирования и обеспечить положительную величину дохода [44, c. 74].

Понятие «инвестиции» в интерпретации различных ученых порой имеет настолько серьезное отличие, что требует уточнения позиции его использования в каждом конкретном случае.

В отечественной экономической литературе понятие «инвестиции» употреблялось как синоним капитальных вложений, под которыми, например, Чесноков А. С. понимал все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на воспроизводство основных фондов, как простое, так и расширенное [42, с. 354].

Напротив, в типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений и новой техники в народном хозяйстве СССР использовалось следующее общепринятое понятие: «Капитальные вложения - финансовые средства, затрачиваемые на строительство новых и реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий (производственные капитальные вложения), на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство (непроизводственные капитальные вложения)» [37].

В редакции Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 10.01.2003 №15-ФЗ дается несколько отличительная трактовка понятия -инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта [18].

Еще более развернутое определение понятия дается Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ: инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [40].

Наиболее общим и распространенным в рыночной экономике считается понимание под инвестициями процесса вложения средств в любой форме для получения дохода или какого-либо другого эффекта [12, c. 104].

Понятие «инвестиции» не всегда имеет то же значение, какое ему придается экономистами, которые «чистым инвестированием» или капиталообразованием, называют то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества (здания, оборудование, материально-производственные запасы) [22, c. 25].

Приведенные определения показывают различие в определении сущности инвестиций в плановой и рыночной системах. В условиях административной системы распределения ресурсов факт существования финансовых и других видов инвестиций отечественной экономической наукой не рассматривался. В настоящее время в экономике нашей страны применяются оба термина.

Политика управления инвестициями представляет собой часть общей инвестиционной политики предприятия, обеспечивающая подготовку, оценку и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов.

На наш взгляд, процесс формирования политики управления инвестициями предприятия можно представить в разрезе следующих основных этапов (рисунок 1.1).

2.   Определение общего объема инвестирования в предстоящем периоде. Основой определения этого показателя является планируемый объем прироста основных средств промышленного предприятия в разрезе отдельных их видов, а также нематериальных и оборотных активов, обеспечивающий прирост объемов его производственно-коммерческой деятельности.

Рис. 1.1. Основные этапы формирования политики управления инвестициями [1, с. 31]

3.   Определение форм инвестирования. Эти формы определяются исходя из конкретных направлений инвестиционной деятельности предприятия, обеспечивающих воспроизводство его основных средств и нематериальных активов, а также расширение объема собственных оборотных активов.

4. Подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов. Все формы крупнообъемных инвестиций (кроме обновления отдельных видов механизмов и оборудования в связи с их износом) рассматриваются как инвестиционные проекты. Подготовка таких инвестиционных проектов требует разработки их бизнес-планов [15, c. 174]. Для небольших инвестиционных проектов допускается разработка краткого варианта бизнес-плана (с изложением только тех разделов, которые прямо определяют целесообразность их осуществления).

5. Оценка эффективности отдельных инвестиционных проектов. Такая оценка осуществляется на основе использования специальной системы показателей - чистого приведенного дохода, периода окупаемости и других, которые следует рассматривать в комплексе.

6. Формирование портфеля инвестиций. Отобранные в процессе оценки эффективности реальные инвестиционные проекты подлежат дальнейшему рассмотрению с позиций уровня рисков их реализации и других показателей, связанных с целями их осуществления. На основе такой всесторонней оценки с учетом планового объема инвестиционных ресурсов предприятие формирует свой портфель реальных инвестиций на предстоящий период.

7. Обеспечение реализации отдельных инвестиционных проектов и инвестиционных программ. Основными документами, обеспечивающими реализацию каждого конкретного инвестиционного проекта, являются капитальный бюджет и календарный график реализации инвестиционного проекта. Календарный график реализации инвестиционного проекта определяет базовые периоды времени выполнения отдельных видов работ и возложение ответственности исполнения на конкретных представителей заказчика или подрядчика в соответствии с их обязанностями по договору.

На основании теоретических основ управления инвестиционной политикой промышленных предприятий, изученных автором в параграфе 1.1. данного дипломного исследования, можно уточнить методологические подходы к инвестиционной политике различных уровней экономики и разновидностей инвестиционных политик промышленных предприятий на основе различных показателей.

1.2 Инвестиционная политика: факторы формирования, структура и виды, цели, задачи, принципы

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. Понятие «инвестиционная политика» необходимо рассмотреть как с точки зрения макро-, так и микроэкономического термина [36, c. 22].

Наряду с государственной инвестиционной политикой различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования, в рамках нашего дипломного проекта - инвестиционную политику отдельных промышленных предприятий (рисунок 1.2).

Рис.1.2 Взаимосвязь инвестиционной деятельностью различных уровней.

Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций в промышленные предприятия и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном и микроуровне.

Под инвестиционной политикой государства Попков В.П. и Семенов В.П. понимаются комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышение эффективности производства и решения социальных проблем [31, с. 93].

Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала как промышленного предприятий, отраслей, так и государства в целом.

Среди направлений благоприятного процесса формирования инвестиционной политики, можно выделить меры по:

-  организации благоприятного режима для деятельности отечественных и иностранных инвесторов со стороны государства (об это более подробно будет изложено в параграфе 1.3. данного дипломного исследования);

-       увеличению прибыльности и минимизации рисков в интересах стабильного экономического и социального развития, повышения жизненного уровня населения.

Результат инвестиционной политики оценивается в зависимости от объема вовлеченных в развитие экономики инвестиционных ресурсов.

Берлин А. отмечает, что государство может влиять на инвестиционную активность предприятий путем предоставления различных налоговых льгот тем предприятиям, которые:

-  вкладывают инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение производства;

-       осуществляют амортизационную политику, путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

-       осуществляют взаимодействие с иностранными инвесторами;

-       реализуют научно-техническую политику и т.д. [9, с. 9].

В рамках эффективной реализации инвестиционной политики любого объекта необходимо точно определить цель, задачи и механизм их реализации.

Цель инвестиционной политики государства - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны [46, c. 216]. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. На данный момент к ним, необходимо отнести:

1)   реализацию программы по развитию приоритетных отраслей страны;

2)   обеспечение конкурентоспособности продуктов;

3)   поддержку развития малого и среднего бизнеса;

4)   поддержку развития промышленного производства;

5)   обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей промышленности;

6)   поддержку развития промышленного производства;

7)   реструктуризацию зданий и сооружений крупных промышленных предприятий;

8)   реализацию программы возрождения культурного и исторического наследия.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он включает в себя:

-  выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

-       определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

-       создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

-       создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Важную роль в подъеме экономики Российской Федерации и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатывать на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами ее формирования:

-   экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

-       привлекательностью товаров для местных потребителей;

-       географическим местонахождением;

-       природно-климатическими условиями;

-       привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

-   создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

-       определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

-       создание условий для привлечений внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

-       обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики, повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития промышленных предприятий в будущем [4, с. 2].

Большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты РФ и коммерческие предприятия в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последней. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне.

Мыльник В. В. дает следующее определение понятия «инвестиционная политика (investment policy)» предприятия - определение целей организации, включая цели инвестора и объема инвестируемых средств [28, с. 263].

Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика промышленного предприятия должна вытекать из стратегических целей его бизнес-плана, то есть из перспективного, а конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее. Если предприятие не имеет детально проработанного плана, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

Таким образом, инвестиционная политика представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любого динамично развивающегося предприятия, руководство которого отдает предпочтение рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы. Руководством предприятия обычно разрабатывается дерево взаимодополняющих, иерархически упорядоченных целей, причем, чем крупнее промышленное предприятие, чем в большей степени диверсифицирована его деятельность, тем более сложную структуру имеет дерево целевых установок. В этой иерархии, как правило, не последнее место занимает установка на реализацию основных принципов инвестиционной политики.

Чапек В.Н. к принципам инвестиционной политики относит: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность [41, с. 33-34].

Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. Инвестиционная политика на федеральном уровне активизирует инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.

Целесообразно при разработке инвестиционной политики руководству промышленных предприятий придерживаться следующих принципов:

-  нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;

-  учет инфляции и фактора риска;

-       экономическое обоснование инвестиций;

-       формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;

-       ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;

-       выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия.

-  самофинансирование;

-       кредитное финансирование;

-       долевое или смешанное финансирование.

Самофинансирование - это финансирование инвестиционной деятельности полностью за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников. Данная форма финансирования обычно используется при реализации краткосрочных инвестиционных проектов с невысокой нормой рентабельности.

Кредитное финансирование - используется, как правило, в процессе реализации краткосрочных инвестиционных проектов с высокой нормой рентабельности инвестиций. Особенность заемного капитала заключается в том, что его необходимо вернуть на определенных заранее условиях, при этом кредитор не претендует на участие в доходах от реализации инвестиций компанией.

Таким образом, на современном этапе назрела реальная необходимость проведения крупномасштабной инвестиционной деятельности для всех без исключения промышленных предприятий, а главной целью государственной инвестиционной политики в России является помощь в создании комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения российских и зарубежных потребителей в разнообразных товарах путем развертывания комплексных программ (в первую очередь - инвестиционных) по оказанию помощи организациям и предприятиям в кадровом, информационном, материальном обеспечении.

Следовательно, основные направления инвестиционной политики промышленных предприятий на период реализации проектов должны состоять в стимулировании накопления и создания благоприятного климата для инвестиций. В этом направлении действует снижение инфляции и осуществление рассматриваемых ниже институциональных преобразований.

1.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий


Государственные аспекты регулирования инвестиционной деятельности включает в себя ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, работающим на российском рынке в качестве участников экономических отношений. Одним из существенных факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является система законодательства, отражающая взаимоотношения государства и инвесторов. Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в России в настоящее время составляет система законодательных и подзаконных актов, различающихся между собой многими признаками, но, тем не менее, способствующих регламентации правовых норм.

Рис. 1.3 Классификация правовых актов в зависимости от ряда характеристик

В зависимости от ряда характеристик (рисунок 1.3) приведена классификация правовых актов в области регулирования инвестиционной деятельности в России. В соответствии с мировой практикой правовые основы инвестиционной деятельности базируются на основных принципах государственной инвестиционной политики, существующей системы законодательства, регламентирующей деятельность отечественных и иностранных инвесторов на территории нашей страны.

Совокупность государственных органов и учреждений, которым разрешено правовое регулирование инвестиционной деятельности и издание правовых актов, выглядит следующим образом:

-  Федеральное Собрание Российской Федерации;

-       Президент Российской Федерации;

-       Правительство Российской Федерации;

-       Центральный банк Российской Федерации;

-       Фонд федерального имущества;

-       отраслевые министерства и ведомства.

По форме и назначению правовые акты подразделяются на законодательные правовые акты (Кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы), акты ратификации международных соглашений, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения исполнительной власти, правовые акты других федеральных органов и учреждений.

Вертикальные и горизонтальные взаимоотношения государства и инвесторов по характеру правового регулирования различаются. В настоящее время существуют:

-  односторонние административно-правовые распорядительные акты федеральных органов и учреждений;

-       гражданско-правовые акты, включающие инвестиционные договоры и контракты.

Одним из наиболее важных видов классификации правовых актов представляется вид актов по задачам и объему правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этой области имеются:

-  во-первых, комплексные законодательные и подзаконные акты, имеющие универсальный характер. Например, Гражданский кодекс, Федеральные Законы РФ «Об акционерных обществах», «О валютном регулировании и валютном контроле» и т. п. К таким актам относятся также правовые акты Президента. Например, Указы «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»;

-  во-вторых, система правовых актов составляет предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, ориентированные на собственно инвестиционную деятельность. К таким актам можно отнести Законы РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в РСФСР», Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «О соглашениях о разделе продукции», а также Указы Президента, например, «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации».

Обращает на себя внимание то, что большинство регионов относится к созданию инвестиционного законодательства формально, ограничиваясь общей декларацией наличия специального закона об инвестициях и не вдаваясь в суть тех возможностей, которые предоставляет сбалансированность последовательной инвестиционной политики и благоприятного инвестиционного законодательства, учитывающего все современные новации. Массив регионального инвестиционного законодательства не приведен в соответствие с федеральными законами и иными нормативно-правовым актами.

Нормативные акты и законы, действующие на территории регионов РФ часто имеют приоритеты в инвестиционной деятельности по сравнению с Российским законодательством.

Среди недостатков инвестиционного законодательства обращают на себя внимание несовершенство практического применения налогового законодательства, ограничения в предоставлении льгот инвесторам, отсутствие ответственности за неисполнение законодательства об инвестиционной деятельности органами государственной власти и управления, дублирование полномочий органов исполнительной власти, ведающих вопросами инвестиционной политики, невозможность передавать споры в международный арбитраж.

По нашему мнению, региональное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, должно предусматривать:

1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

-       установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

-       защиты интересов инвесторов;

-       предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

-       расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально - культурного назначения;

-       создания и развития сети информационно - аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

-  принятия антимонопольных мер;

-  расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

-  развития финансового лизинга;

-  проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

-       создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие региона в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

-  разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых совместно с РФ и иностранными государствами;

-       проведения экспертизы инвестиционных проектов;

-       защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

-       разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

-  выпуска облигационных займов, гарантированных целевых аймов;

-  предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Не все из вышеперечисленных преимуществ реализуются на практике российскими инвесторами, например, совершенно не происходит вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; у инвесторов нет никакого доверия к выпускаемым регионами облигационным займам и т.д.

Большинство экспертов считают, что в целом в последние годы произошли позитивные изменения, к которым относят некоторое снижение налогового бремени, темпов инфляции, криминализации бизнеса.

В программах государственной инвестиционной политики РФ регулярно намечается создание и поддержание условий для достижения такого предложения на рынке капитала, который полностью удовлетворял бы потребность экономики в инвестициях. Расчеты показывают, что только для поддержания текущего уровня прироста производства в 4-5% при модернизации и замене выбывающих мощностей экономике требуется до 10% валовых инвестиций в основной капитал. По оценкам Минфина России необходимо порядка 15-20 млрд. долл. инвестиций ежегодно. Согласно Энергетической стратегии России до 2020 года только на развитие топливно-энергетического комплекса РФ в период до 2020 года необходимо 700 млрд. долл.

Приоритетами государственной инвестиционной политики, должны быть: облегчение налогового пресса без сокращения государственных расходов рассчитанного на то, что увеличение прибыли, оставляемой предприятиям, будет способствовать росту производства и увеличению налогов, компенсирующему снижение налоговых ставок. Для сравнения: США и Япония успешно развивались при степени налогообложения немногим более 30% [15, c. 14].

Одним из ключевых вопросов государственной инвестиционной политики является рекапитализация банковской и финансовой сферы, которая не справляется с задачей перелива капитала из капиталоизбыточных в капиталодефицитные сектора. В результате навес денежной массы, эмитированной Центробанком для покупки валюты у экспортеров, оторван от инвестиционных нужд развития реального сектора. Российские банки дают кредиты на срок не более 3 лет и под 16-18% [5, c. 79]. Поэтому основным источником инвестиций для российских предприятий остаются собственные средства.

Программой инвестиционной политики предусмотрено повышение эффективности фондового рынка за счет создания новых инструментов фондового рынка и развития инвестиционных институтов (инвестиционных, страховых и пенсионных фондов), рассчитанных на консолидацию и перераспределения в реальный сектор сбережений граждан - по разным подсчетам, на руках у населения находится от 50 до 150 млрд. долларов [6, c. 44].

По-прежнему остается нерешенной проблема "теневой" экономики". Фактически доходы федерального, регионального и местных бюджетов значительно ниже заложенных в бюджет. По оценкам Госкомстата Российской Федерации, размеры "теневой" экономики приближаются к 25% ВВП. По оценкам Всемирного банка, эта цифра оставляет 40% [14, c. 25].

Вышеизложенное позволяет обобщить вывод о том, что государственные законодательные акты, постановления, проекты и программы недостаточно эффективно регулируют инвестиционную политику промышленных предприятий, непреодолимыми препятствиями мы считаем фискальную политику, коррупцию, административные барьеры.

Глава 2. Анализ инвестиционной деятельности ООО «КамаСтройМонтаж»

 

2.1 Общая характеристика ООО «КамаСтройМонтаж»


Фирма ООО «КамаСтройМонтаж» была основана в 2006 г. Основным видом деятельности фирмы является строительство; находится в г. Набережные Челны. Фирма является молодой, диверсифицированной и прогрессивно развивающейся организацией.

За годы работы предприятие получило определенный опыт монтажных работ по отделке фасадов алюминиевыми декоративными конструкциями с применением заполнения различными материалами: керамогранит, алюкобонд, стекло с тонированной пленкой, стеклопакеты, сэндвичи, утеплители и другие материалы отечественных и зарубежных производителей. Работники фирмы также имеют большой опыт в монтаже входных групп, тамбуров.

Имея свою производственную базу, «КамаСтройМонтаж» освоила сборку стеклопакетов из комплектующих зарубежных производителей с применением тонированных и ударопрочных пленок, изготовление витражей из алюминиевого профиля.

В 2007 г. фирма построила и запустила цех по полимерно-порошковой покраски алюминиевых и металлических изделий; в 2008 г. - Цех бетонных изделий (производство тротуарной плитки, фасадной плитки, фасадных панелей); в 2008 г. - Цех по производству пластиковых окон.

Основной целью деятельности компании является полное удовлетворение потребностей предприятий и граждан в работах, услугах производимых обществом в соответствии с основными видами деятельности, а также в получении прибыли в интересах повышения благосостояния участников и работников общества.

Организация выбрала стратегию диверсификации. Каждый вид деятельности обеспечивает ресурсами основное направление. В то же время эти направления являются во многом самостоятельными, хотя и тесно связаны между собой.

В настоящее время на производственной базе размещаются следующие вспомогательные производства:

1. фрезеровка и изготовление кассет из алюминиевых композитных панелей;

2.      монтаж вентилируемых фасадов зданий;

.        цех по производству алюминиевых витражей, окон, дверей; по производству пластиковых окон;

.        цех покраски алюминиевых и металлических изделий;

.        цех по производству тротуарной плитки.

Практически для всех своих строительных объектов организация разрабатывает проекты сама. Проекты часто отличаются нестандартным подходом к проектированию. Организация разрабатывает проекты не только для себя, но часто выступает как проектная организация для других строительных фирм.

Похожие работы на - Совершенствование инвестиционной деятельности строительного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!