Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»










КУРСОВАЯ РАБОТА

Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы.









Минск 2013

Оглавление

РЕФЕРАТ

ВВЕДЕНИЕ

. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь

.2 Показатели развития малого бизнеса в Республике Беларусь

.3 Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

РЕФЕРАТ

Объект исследования - предпринимательская деятельность.

Предмет исследования - оценка предпринимательской деятельности в экономике Республики Беларусь.

Цель работы: изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Методы исследования: сравнительного анализа, аналитический, системный подход, статистический.

Исследования и разработки: рассмотрены основные формы предпринимательской деятельности, исследованы принципы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, дана оценка нынешнему состоянию предпринимательства в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

В странах рыночной экономики предпринимательская деятельность получила широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Целью курсовой работы является изучение процесса становления и анализ современного развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели предусматривается решить следующие задачи:

1)      раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;

)        рассмотреть формы предпринимательской деятельности;

)        проанализировать эффективность деятельности предпринимательства в экономике Республики Беларусь.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день для изучения, так как создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей изменений переходной экономики. В этой связи становление предпринимательства, развитие его инфраструктуры считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в Республике Беларусь. Стабильная макроэкономическая ситуация, разветвленная инфраструктура поддержки, принятие и реализация на государственном и региональном уровнях ежегодных программ развития малого предпринимательства - это создаст необходимые условия для реализации творческой активности белорусских граждан в бизнесе. Актуальность и недостаточная изученность проблемы и предопределили выбор темы курсовой работы.

При подготовке работы были использованы монографии, учебные пособия, научные труды по исследуемой проблеме, статистические материалы.

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Выяснению сущности предпринимательства и предпринимателя уделяли внимание многие выдающиеся зарубежные ученые, поскольку с развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации. В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и т.д.) по-разному трактуют содержание этого термина. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что разномыслие в толковании содержания термина «предпринимательство» свидетельствует не только о неоднозначности экономической, социальной, финансовой роли предпринимательской деятельности в рыночной экономике, но и об открытости предпринимательства как системы хозяйствования.

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение предпринимательству: «Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы и услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления» [6, с.14].

Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированным в этом качестве в установленном законе порядке [2, с.11]. Таким образом, предприниматель - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Результатом предпринимательства является коммерческий эффект, воплощенный в деньгах (прибыль).

Предпринимательство может осуществляться в традиционном и инновационном виде. Традиционное предпринимательство ориентировано на максимальную отдачу используемых ресурсов, оптимальное управление наличными объемами предпринимательских факторов фирмы, непрерывный поиск новых путей повышения эффективности деятельности организации, диверсификацию выпускаемой продукции.

Инновационное предпринимательство направлено на создание новых технологий, разработку и создание новых материальных и духовных благ. При инновационном предпринимательстве основной упор делается на внедрение достижений научно-технического прогресса, ориентацию на запросы покупателей и их возможные изменения [8, с.12].

Предпринимательство, как и любой другой вид экономической деятельности, имеет свои основные черты. К ним относятся:

·        стратегическая целевая ориентация на прибыль (т.к. предпринимательство, в первую очередь, - это целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли);

·        экономическая заинтересованность (т.к. наиболее эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов приведет к увеличению прибыли);

·        независимость осуществляемых действий (предприниматель сам, на свой риск, решает как, когда, и где осуществлять определенный вид деятельности);

·        динамичность (активность, предприимчивость и инициативность - главные составляющие роста прибыли);

·        творческая составляющая (предпринимательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность);

·        активный поиск новых решений и возможностей (непрерывный поиск оригинальных способов продвижения своего продукта или услуги на рынок);

·        постоянная готовность к риску (т.к. предприятие любой формы собственности равно как любой предприниматель несёт ответственность за последствия своих действий, а также несоблюдение различного рода требований и норм) [8, с.13].

Основу предпринимательства составляет частная собственность, т.е. собственность, которая не только принадлежит отдельным субъектам, но может быть использована и для извлечения прибыли.

К основным принципам предпринимательской деятельности относятся:

·        свободный выбор деятельности;

·        привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

·        самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков, потребителей выпускаемой продукции, установление цен в соответствии с затратами производства с соблюдением действующего законодательства;

·        свободный наем работников;

·        привлечение и использование материальных, финансовых, трудовых, природных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

·        свободное распределение прибыли, которая остается после обязательных платежей [2, с.12].

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть физические лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, и юридические лица, граждане Республики Беларусь и иностранных государств [6, с.41].

Объектом предпринимательской деятельности являются товар, продукт или услуга - все то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения [2, с.12].

Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему следующих функций:

)        Общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей с учетом спроса и предложения, конкуренции, стоимости товаров и других факторов.

)        Ресурсная функция - эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства: трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, капитал, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

)        Новаторская функция - содействие процессу развития новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление опытно-конструкторских разработок, создание новых товаров, предоставление новых услуг.

)        Социальная функция - возможность каждого дееспособного человека быть собственником, проявлять свои индивидуальные таланты и способности. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

)        Организаторская функция - принятие предпринимателем самостоятельного решения об организации собственного дела, изменение стратегии деятельности предприятия, внедрение новых форм и методов организации производства.

)        Хозяйственная функция - наиболее эффективное использование имеющихся трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

)        Личностная функция - самореализация предпринимателя как личности через достижение своей цели[2, с.14].

Цели предпринимательской деятельности делятся на стратегические (долгосрочные) и текущие [8, с.13]. Стратегическая цель имеет экономическую форму (связана с получением всякого рода прибыли и дохода) и социальную (связана с повышением имиджа и социального статуса предпринимателя).

Текущие цели предпринимательства выражаются в экономической форме. Они имеют внутреннюю и внешнюю направленность. К текущим целям внутренней направленности относят: развитие собственного дела, организацию его эффективного функционирования, накопление капитала, повышение производительности и эффективности труда, а также качества выпускаемой продукции. Текущие цели внешней направленности включают: обеспечение выживаемости организации в условиях конкуренции, максимизацию прибыли, удержание доли рынка и завоевание новой.

Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать комплекс условий во всех сферах общественной жизни: экономике, праве, социальной сфере и др., благоприятствующих развитию этой деятельности. В экономической сфере к таким условиям относятся:

·        наличие и разнообразие типов и форм собственности, которые признаны действующим законодательством равноправными и могут конкурировать между собой в борьбе за рынки сбыта, сферы приложения капитала;

·        стабильная, научно обоснованная экономическая политика государства (которая подразумевает наличие развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства);

·        наличие платежеспособного спроса (возможности покупки тех или иных видов товаров);

·        географическая обстановка (комплекс природных условий, которые оказывают влияние на размещение предприятий).

К экономическим условиям примыкают социальные условия формирования предпринимательской деятельности:

·        условия труда и заработной платы (достойная оплата, привлекающая квалифицированные кадры);

·        надлежащий уровень этики и культуры предпринимательства (совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса);

·        создание консультационных центров по вопросам управления предприятиями;

·        приобретение товаров, соответствующих вкусам, моде и нравственно-религиозным нормам.

Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. В число условий сферы права входят:

·        эффективная и стабильная правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность;

·        развитое антимонопольное законодательство и наличие действенных механизмов ее реализации;

·        эффективная защита интеллектуальной собственности;

·        налоговое законодательство, основанное на приоритете стимулирующих принципов [2, с.30-32].

Таким образом, предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), основанная на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Для успешной деятельности предпринимателей необходимо создать определенный комплекс перечисленных выше условий, что даст им возможность воплощать в жизнь основные принципы хозяйствования. Каждое предприятие должно при этом строить свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, основными из которых являются: самоокупаемость, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

предпринимательский государственный регулирование бизнес

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находится в собственности общественных объединений (организаций) [12, с.70]. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь в нашей стране могут действовать предприятия, основанные на двух формах собственности - государственной и частной [16, с. 18].

Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов [15, с.506].

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением доли негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства.

Частное предпринимательство - экономическая система, в которой хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или предприятия при минимальном вмешательстве государства [15, с.508].

Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Развитие частного предпринимательства в Республике Беларусь связано, прежде всего, с перестройкой экономики, преодолением структурных диспропорций и сверх концентрации производства, возникших в период существования административно-командной экономики. Последовательная реализация государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства обеспечила на сегодняшний день также устойчивую тенденцию роста данного сектора экономики.

По виду и назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой) [12, с. 71]. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. В странах с развитой рыночной экономикой существуют три организационно-правовые форм предпринимательства: единоличное владение, партнерство и корпорации (акционерные общества)[15, с.508].

Единоличное владение - индивидуальное частное предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающая весь доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою деятельность. Единоличное владение относится к одной из наиболее простых форм бизнеса, особенно в том, что касается его образования, функционирования и ликвидации. Наиболее популярна она в розничной торговле, сфере услуг, консультационном бизнесе. Предпринимательство в форме единоличного владения может осуществляться в двух видах, имеющих различные правовые статусы:

·        индивидуальный предприниматель - физическое лицо;

·        унитарное предприятие - юридическое лицо [1, с.67].

Сегодня наибольшей популярностью среди начинающих предпринимателей пользуется единоличное владение, при котором предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица - индивидуальное предпринимательство. Этот вид организации бизнеса на начальной стадии имеет ряд преимуществ перед другими организационно-правовыми формами:

·        простота организации и низкие организационные издержки. Чтобы стать индивидуальным предпринимателем, не нужно разрабатывать устав и другие юридические документы. Регистрация предпринимателя без образования юридического лица в настоящее время осуществляется по месту жительства.

·        минимальная величина начального капитала.

·        преимущество в налогах. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, в отличие от других предприятий платит в большинстве случаев один вид налога - подоходный;

·        полная самостоятельность, гибкость, свобода и оперативность действий.

·        конфиденциальность деятельности. В некоторых видах бизнеса основным капиталом являются секреты, ноу-хау и т.п. В этом случае данный вид организации предпринимательской деятельности в наибольшей степени дает возможность сохранить секреты бизнеса втайне от других.

Не лишен данный вид организации бизнеса и некоторых недостатков. Это, прежде всего, неограниченная ответственность по обязательствам. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

К изъянам предпринимательства без образования юридического лица можно отнести недостаток специализированного менеджмента. Обычно индивидуальный предприниматель сам выполняет все виды управленческой работы: он одновременно является главой фирмы, менеджером по закупкам и продажам, финансистом, производственником, администратором. Однако лишь немногие обладают качествами, необходимыми для профессиональной и эффективной деятельности по всем этим направлениям. Ограниченные возможности для расширения собственного дела также можно отнести к недостаткам данного вида предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство имеет достаточно узкие рамки для роста. Это связано, прежде всего, с трудностями привлечения дополнительного капитала для расширения деловых операций и осуществления достаточно крупных проектов, а также с тем, что такой бизнес имеет, как правило, небольшую рыночную нишу. Изъяном бизнеса, основанного на индивидуальной собственности, является неопределенность сроков деятельности. Бизнес индивидуального предпринимателя юридически заканчивается с его смертью, тюремным заключением, психическим заболеванием и т.п. Основанием для свертывания бизнеса могут быть преклонный возраст, личные или семейные проблемы и многие другие обстоятельства. Доход индивидуальные предприниматели получают до тех пор, пока они активны. Ввиду неопределенности сроков существования индивидуального бизнеса другие предприниматели, не получив дополнительных гарантий, обычно неохотно идут на заключение с его владельцами долгосрочных договоров, а также соглашений, которые предусматривают общепринятую во взаимоотношениях с другими партнерами отсрочку платежа за поставляемые товары или оказываемые услуги.

Разновидностью единоличного владения является унитарное предприятие. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (доля, паям), в том числе между работниками предприятия [6, с.70-71]. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

Партнерство (товарищество) - организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, возникающая в случае, когда с целью ведения бизнеса объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц [15, с.508].Партнеры по товариществу принимают непосредственное участие в деятельности своего объединения и несут солидарную и неограниченную имущественную ответственность по его обязательствам. Имеются два основных вида товариществ: полное и коммандитное. [8, с. 258]

Полное товарищество - это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с подписанным ими договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участниками полного товарищества могут быть:

·        физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

·        юридические лица как коммерческие организации.

Необходимо отметить, что одно лицо может быть участником только одного полного товарищества. Управление полным товариществом осуществляется по общему согласованию всех его участников. Прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Основным документом, на основании которого действует полное товарищество, является учредительный договор[8, с.259].

Второй разновидностью партнерства (товарищества) является коммандитное товарищество. Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь коммандитным товариществом признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности [6, с.50-51]. Особенностью коммандитного товарищества является статус полных товарищей, участвующих в деятельности товарищества. Все полные товарищи подписывают учредительный договор о создании товарищества на вере, управляют им, несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. Участниками коммандитного товарищества могут являться индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Не могут быть вкладчиками государственные органы и органы местного самоуправления.

Преимуществами такой формы организации бизнеса, как товарищество, можно назвать:

·        значительные финансовые возможности. Так как в товариществе участвует более чем один владелец, это дает возможность привлечь уже на начальной стадии бизнеса значительные средства.

·        дополнительные возможности в управлении. В товариществах собираются чаще всего люди со способностями и опытом в разных сферах бизнеса, поэтому менеджерские функции могут быть легко разделены между ними.

·        свобода и оперативность действий.

·        личная заинтересованность. Товарищество дает возможность сохранить такую же высокую степень заинтересованности, как и в единоличном владении. Все, что выгодно для каждого партнера, выгодно и для товарищества.

К недостаткам товарищества следует в первую очередь отнести неограниченную ответственность по обязательствам. Обычно, если товарищество терпит неудачу, каждый его основной участник несет ответственность пропорционально своей доле в общих инвестициях. Если же один из них не имеет достаточно личных средств для покрытия всей своей доли в убытках, тогда другие основные партнеры должны сделать это за свой счет. Существенным недостатком товарищества является вероятность взаимного недоверия между партнерами. Товарищество, как уже говорилось выше, - это организационно-правовая форма бизнеса, основанная, прежде всего на доверии. Каждый из его участников действует на рынке на свой страх и риск.

На сегодняшний день в Республике Беларусь особое место отводится государственно-частному партнерству, целью которого является создание дополнительных условий для эффективного взаимодействия и объединения ресурсов государства и предпринимательского сектора при решении значимых социально-экономических задач, для повышения роли государственного регулирования хозяйственной деятельности в интересах человека и общества.

Корпорация (общество) - доминирующая форма предпринимательства, для которой характерны централизованное управление, длительный срок существования, превышающий продолжительность жизни отдельных держателей акций, ограничение ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений[15, с.508].Организация бизнеса по принципу общества, или корпорации, предполагает создание организации, имеющей статус юридического лица. Создать общество могут два и более участника-учредителя. Личного участия создателей в ведении дел общества не требуется. Фирмы, основанные по принципу общества, могут управляться наемными менеджерами. Имущество общества обособляется от имущества его участников. Создатели общества утрачивают право собственности на свое имущество, а такое право возникает у самого общества. Участники общества имеют только долю в этом имуществе. Любые сделки по распоряжению имуществом осуществляются самим обществом без согласия его участников.

По типу ответственности различают следующие виды обществ, которые могут быть созданы для осуществления бизнеса:

·        общество с ограниченной ответственностью (ООО);

·        общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

·        акционерное общество: закрытое (ЗАО) и открытое (ОАО).

Обществом с ограниченной ответственностью является корпорация, которая учреждена двумя и более лицами и имеет уставный фонд (капитал), разделенный на доли. Размер долей определяется уставными документами, право владения долями не подтверждается акциями. Создание ООО требует заключения учредительского договора, утверждения устава и государственной регистрации общества.

При создании общества с дополнительной ответственностью в основном применяются те же нормы, что и при образовании ООО. Однако имеются и некоторые особенности, благодаря которым повышается рейтинг кредитоспособности общества с дополнительной ответственностью. Во-первых, в уставе ОДО обязательно указывается дополнительная величина имущественной ответственности участников при недостаточности собственного имущества общества для расчетов с кредиторами. Во-вторых, участники ОДО несут солидарную ответственность: при экономической несостоятельности одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками. В-третьих, в уставных документах ОДО должен быть определен и порядок обеспечения дополнительной ответственности.

В акционерном обществе (АО) уставный фонд разделен на акции равной номинальной стоимости. Акционерное общество может быть закрытым или открытым. АО является закрытым, если обращение его акций на рынке запрещено или ограничено уставом. Акции открытого АО свободно покупаются и продаются их владельцами на рынке ценных бумаг без всякого ограничения.

К преимуществам общества как организационной формы бизнеса следует в первую очередь отнести ограниченную ответственность его владельцев, которые в случае финансового краха рискуют потерять только стоимость своих инвестиций, а их личное имущество или состояние не может быть использовано для погашения долгов фирмы (за исключением участников ОДО)[7, с. 82]. Важным преимуществом общества является продолжительность его существования. В уставных документах большинства фирм, которые создаются по принципу общества, срок их деятельности не ограничивается. Достоинством данной организационной формы бизнеса являются и более широкие возможности для приобретения дополнительных капиталов. Общество, если оно имеет соответствующую репутацию, может легко и оперативно привлекать инвестиции за счет расширения количественного состава участников или новой эмиссии различных типов ценных бумаг (акции, облигации). Кроме того, успешно действующие корпорации, как свидетельствует практика, имеют и более высокий рейтинг кредитоспособности, что позволяет им экономить на издержках при получении заемных средств. Одним из наиболее существенных преимуществ общества является квалифицированный менеджмент. Фирмы, созданные по принципу общества, и особенно ОАО, всегда имеют больше возможностей по сравнению с другими для привлечения профессиональных экспертов и специалистов по управлению отдельными сферами и направлениями бизнеса.

Общество не является идеальной формой бизнеса и имеет ряд недостатков. К ним, прежде всего, следует отнести значительные организационные издержки и трудности. Технически общество создать сложнее, чем единоличное владение или товарищество. Существенным изъяном общества можно назвать налогообложение, которое в настоящее время применяется для юридических лиц. Кроме того слабой стороной общества является и невысокий уровень мотивации менеджеров, служащих и владельцев. Это в первую очередь характерно для обществ, где большое количество участников. Владельцы общества, которые имеют незначительную долю в уставном фонде, чаще всего не проявляют интереса к текущим заботам корпораций. К недостаткам общества можно отнести и то, что информацию, связанную с предпринимательской тайной, трудно держать закрытой.

К отдельному или смешанному организационно-правовому виду бизнеса, имеющему черты, как товарищества, так и общества, можно отнести производственный кооператив. В соответствии с законодательством учредителями производственного кооператива могут быть не менее трех человек, внесших в уставный фонд имущественный паевой взнос и принимающих личное трудовое участие в его делах. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по его долгам.

Необходимо отметить, что в настоящее время ОАО являются в основном организации, созданные на базе государственного имущества в процессе приватизации и разгосударствления. Поэтому имеется целый ряд ограничений в Республике Беларусь, связанный с отчуждением акционерами принадлежащих им акций. В республике отсутствует биржа, где бы котировались надлежащим образом акции АО. Все это сдерживает развитие акционерных обществ. Однако в последнее время Правительством принимается ряд мер, для того, чтобы акционеры имели возможность распоряжаться своими акциями в соответствии с общепринятыми международными нормами, это будет стимулировать развитие предпринимательства через создание акционерных обществ [5, с.61].

Итак, в заключение отметим, что идеальных форм организации бизнеса нет, каждая из них имеет свои достоинства и изъяны, и поэтому окончательный выбор зависит от различных условий, которые формируются исходя из поставленных целей, индивидуальных качеств будущего предпринимателя, а также определяются юридическими, социальными и экономическими соображениями. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь


Целевой задачей современного периода развития Республики Беларусь является обеспечение высоких темпов роста объемов валового внутреннего продукта, дальнейшее увеличение эффективности производства. Это база для достижения высокого уровня и качества жизни населения. Поэтому перед Беларусью, как и перед другими государствами, сегодня остро встает необходимость активизации действующих и поиска новых источников, факторов положительной динамики экономического развития. Предпринимательство как форма реализации творческой инициативной деятельности граждан является как раз одним из таких факторов. Поэтому белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики включает предпринимательство в качестве органичного элемента, интегрированного в целостную систему экономических отношений и обеспечивающего последовательную реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Ранее было упомянуто, что предпринимательство в Республике Беларусь представлена, главным образом, малым и средним бизнесом. Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 гг.

Прежде чем перейти к непосредственному анализу состояния предпринимательства в Республике Беларусь, необходимо отметить, что основными нормативно-правовыми документами, определяющими направление и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» [4, с.67].

В соответствии с действующим законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

·        в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

·        в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

·        в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

·        в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров. Однако в 2007 г. в Республике Беларусь был введен запрет на привлечение наемных работников, что крайне негативно сказалось на предпринимательской среде. Индивидуальные предприниматели, которых в стране на сегодняшний день более 220 тысяч, не хотят мириться с существующим положением дел и ждут отмены нормы, которая запрещает им нанимать работников. Когда это ограничение в отношении индивидуальных предпринимателей вводилось, правительственные чиновники объясняли свою инициативу фискальным фактором, что означало, что индивидуальные предприниматели работают по «серым» схемам и бюджет теряет деньги. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы поставлена задача: довести к 2010 году долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30 процентов[18]. При этом численность юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства - должна достигнуть 44-46 тысяч.

Сегодня созданы все условия для обеспечения не только количественного роста данного сектора, но и его существенной качественной динамики. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы поставлена задача точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

В реформировании белоруской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. Сегодня отмечается, что некоторые негосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доля убыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо развивать. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%[13]. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики Беларуси и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

Согласно официальной статистике по данным на 1 апреля 2013 года в Беларуси на учете состояло 80652 малых предприятий. По сравнению с началом года количество малых предприятий увеличилось на 2017 (2,5%).

По сравнению с первым кварталом 2009 года количество малых предприятий увеличилось на 11708 (или на 14,5%).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2010 года составила 225406 человек. К уровню 1 апреля 2009 года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 8693 (или на 3,9%) и по сравнению с их численностью на начало года возросла на 5801 индивидуального предпринимателя (или на 2,6%), сообщает министерство экономики Беларуси.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за первый квартал 2010 года составил 18,6 %, в том числе от юридических лиц - 15,8 %, от индивидуальных предпринимателей - 2,8%.

Белорусские власти выражают недовольство в связи с тем, что вклад малых предприятий в экономику страны остается незначительным. По данным правительства, большинство малых предприятий заняты в сферах, где не требуется высокая квалификация работников и значительные объемы финансовых вложений.

В то же время представители белорусских бизнес-союзов полагают, что развитие малого предпринимательства сдерживает существующее в Беларуси законодательство. По мнению бизнес-ассоциаций, невозможность относить надбавки к заработной плате на себестоимость продукции сдерживает возможности малых предприятий в части привлечения наиболее квалифицированных кадров.

Распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей. Из приложения А видно, что в 2011 г. количество малых предприятий увеличилось в 1,67 раза по сравнению с 2007 г., по отношению к 2009 г. данный показатель возрос на 14,6 %. Наиболее интенсивный рост наблюдается в Минске и Минской области: по итогам 2011 г. в данном регионе находится более 54 % организаций малого предпринимательства.

Следует отметить, что на 1 января 2012 г. в республике насчитывалось 88673 организации малого бизнеса, причем 87 % из них - это микроорганизации со средней численностью работников до 15 человек.

Распределение числа организаций малого бизнеса по регионам за последние годы относительно равномерно, выделяется лишь город Минск, в котором очень велика концентрация малых предприятий, но с каждым годом удельный вес столичных организаций малого бизнеса снижается, за счет более быстрого увеличения количества малых организаций в областях. В 2009 г. темп прироста по Минску составил 9 % по сравнению с предыдущим годом, в то же время по областям прирост составил 10-15 % (15 % - в Гомельской области, 12 % - в Минской области, 11 % - в Брестской, Витебской, Гродненской областях, 10 % - в Могилёвской области). В 2010 г. этот темп роста количества организаций малого бизнеса снизился и по областям он составил от 3 % до 15 % (3 % - в Могилёвской области, а 15 % - в Минской области), а в городе Минске - 7 %. В 2011 г. только на 3 % увеличилось количество организаций в г. Минске, а в Гомельской и Минской областях произошло увеличение на 8 %.

Таким образом, региональное распределение количества малых предприятий за период с 2000 г. по 2011 г. претерпело значительные изменения: существенно изменилось процентное отношение удельного веса регионов, но лидирующие позиции по данному показателю неизменны и принадлежат Минску и Минской области, лишь Брестской области удалось повысить свою позицию с пятого до третьего места. Однако в таких отраслях, как строительство, торговля и общественное питание, здравоохранении и социальном обеспечении, удельный вес убыточных малых предприятий значительно возрос: в строительстве - с 17,3% до 20,5%; в торговле и общественном питании - с 24,9% до 27,1%; в здравоохранении и социальном обеспечении - с 24,4% до 26,4% [21, с.527]. К разряду факторов непосредственного снижения жизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климат для бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Отраслевая структура развития малого бизнеса включает в себя все отрасли экономики. На рисунке 3.1 наглядно представлена динамика отраслевой структура малых предприятий по видам экономической деятельности.

Рисунок 3.1 - Число малых предприятий по видам экономической деятельности, ед.

Более 40 % малых предприятий занято в торговле - это ведущая отрасль малого предпринимательства по количеству занятых в ней организаций. Несмотря на то, что удельный вес данной отрасли стабилен, число малых предприятий, занятых торговлей и ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, постоянно растет: по итогам 2011 г. количество организаций данной отрасли составило 32191 единиц (41,5 % от общего количества) и увеличилось на 7 % по сравнению с 2009 г.

Большой удельный вес в организациях малого бизнеса имеют также предприятия обрабатывающей промышленности (15,5 %) и организации, занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (12,3 %). В 2011 г. значительно увеличился вклад строительных организаций в общем количество малых предприятий: в 2009 г. он составлял 8,4 %, а в 2011 г. - 9,3 % и их количество составило 7216 организаций. Также значительный сегмент представлен организациями в отрасли транспорта и связи - 9,2 % (7152 организации), но ежегодно удельный вес этих организаций снижается, так в 2009 г. он составлял 9,8 %. Предприятия, занятые сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, занимают только 3,4 % (2650 организаций), тем не менее и в этой отрасли наблюдается рост, ведь в прошлом 2010 г. занимаемый ими сегмент составлял 3 %.

В целом, уровень развития сектора малого бизнеса в республике явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в Республике Беларусь.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает ряд положительных тенденций. В приложении Б приведены данные о количестве малых предприятий по отраслям экономики за период 2003 - 2012 гг. Как показывает официальная статистика, относительно стабильно увеличилось число субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании - с 12085 предприятий в 2003 году до 32501 в 2012 году. Очередные ведущие места, как видно из приложения Б, занимают малые предприятия, задействованные в промышленности и строительстве, в количестве 15394 и 7895 соответственно. В структуре малого бизнеса в период с 2003 по 2012 года сократилось количество предприятий, занятых в науке и научном обслуживании, на 242 предприятия, что составляет 44,6%. Как видно из приложения Б, увеличилось количество малых предприятий в транспортной сфере: если в 2003 г. их уровень достиг 1576 предприятий, а в 2011 г. - 5929, то в 2012 г. их количество достигло 6490 предприятий. Это в первую очередь объясняется тем фактом, что за последние 9 лет значительно возросла доля услуг, в том числе и в транспортной сфере, что привлекло большее количество частный предпринимателей и предприятий, желающих развиваться в данной сфере.

Малый бизнес является необходимым элементом национальной экономики и несмотря на общую положительную динамику имеет большой нереализованный потенциал. Роль данного сектора достаточно велика и переоценить ее сложно. Активное развитие данного сектора создает условия для стабильного экономического роста. В Республике Беларусь малое предпринимательство имеет особое значение для развития экономики и формирования рыночных условий хозяйствования. Эффективное функционирование малого бизнеса является одним из решающих факторов экономического роста.

Вышеупомянутые факты позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес Беларуси представляет сегодня достаточно перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

3.2 Показатели развития малого бизнеса в Республике Беларусь


Предпринимательство в Республике Беларусь, получившее развитие в 90-е годы за прошедшее десятилетие превратилось в самостоятельный и весьма влиятельный элемент рыночной экономики. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

На сегодняшний день в Минске на тысячу жителей насчитывается 13,3 предприятий малого и среднего бизнеса, в Бресте - 8,9, Витебске - 6,6, Гомеле - 5,8, Гродно - 7, Могилеве 6,9. Самый низкий показатель среди областей у Гомельской - 3,7 субъектов предпринимательства на тысячу жителей[17].

Малые предприятия отличаются высокой гибкостью, динамизмом. Данные фирмы, как правило, занимают небольшой сегмент рынка, находятся ближе к потребителю. Они оказывают разнообразные услуги, производят и продают особый вид товаров, разнообразное производство которого крупные фирмы не готовы освоить и предложить потребителю. Тем самым малые предприятия содействуют ликвидации диспропорций на потребительском рынке, активизируют структурную перестройку экономики, увеличивают экспортный потенциал.

Сегодня сохраняется тенденция увеличения среднесписочной численности работающих на промышленных предприятиях. Списочная численность работников малых предприятий (с внешними совместителями и работающими по договорам гражданско-правового характера) в среднем за 2012 год на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики республики составила 691060 человек, что на 21,2% больше, чем в 2011 году. В 2003 году этот показатель составил 333705 человек [21, с.517].

Прирост численности работающих на малых предприятиях обеспечивает занятость высвобождающихся работников государственного сектора. Это представляется особенно важным в условиях переходной экономики, т. к. снижает социальную напряженность в обществе. Частный бизнес Беларуси потенциально представляет серьезную социальную и экономическую силу. В нем сегодня работают более 1 млн. человек, то есть 25% всего населения, занятого в экономике страны. Среднестатистический руководитель частного предприятия или организации имеет более чем 9-летний опыт работы. В малом бизнесе получают зарплату и доходы 440 тыс. человек, численность индивидуальных предпринимателей достигла почти 180 тысяч[15, с. 176].Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2009 году повысилась по сравнению с 2011 годом с 682301 бел. руб. до 844052 бел. руб. [21, с. 517].

Однако предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов. Инвестиции в основной капитал в 2012 г. составили 10368,1 млрд. бел. руб., что на 53% превышает инвестиции в 2011 г. (4887,7 млрд. руб.).

Удельный вес добавленной стоимости малых предприятий в объеме ВВП в 2012 г. равен 11,4 %. Если сравнить этот показатель с показателями малых предприятий в странах ЕС, где он равен 50 - 65 %, то это, главным образом, объясняется недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры и отсутствием должной помощи и поддержки предпринимательства и малого бизнеса со стороны государства. Однако нельзя полностью утверждать, что государство не предпринимает никаких мер по стимулированию предпринимательской деятельности. Так, в 2012 г. удельный вес малых предприятий в Республике Беларусь вырос по сравнению с 2011 г. на 2,1% [17].

В сложившихся условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2013 года являлось обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно - правовой, финансово - инвестиционной, научно - инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета.

Вместе с тем общее число малых предприятий растет, на месте ликвидированных структур возникают новые. В результате происходит постоянное обновление сектора малого бизнеса. О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют определенные данные. Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса. В структуре выпуска товаров и услуг за период 2003 - 2012 гг. наблюдается положительная тенденция: в 2003 г. он составил 1561,7 млрд. руб.; в 2008 г. - 10331,5 млрд. руб.; в 2012 г. - 33903,1 млрд. руб.[21, с. 517].

В 2012 г. и первом полугодии 2013 г. произошли изменения в отраслевой структуре предпринимательского сектора экономики. В частности, наблюдается уменьшение количества субъектов малого предпринимательства в сфере торговли и общественного питания. По состоянию на 2012 г. удельный вес частных малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, составил 42,0% (в 2011 г. - около 42,5%, в 2010 г. - 40,5%). В промышленности в 2012 г. сосредоточено 19,9% (в 2011 г. - более 21,0%, в 2010 г. - 21,2%), в строительстве - около 10,2%, в транспорте - 8,4% от общего количества частных малых предприятий[17].

Еще одним важным показателем является розничный товарооборот, включая общественное питание. Он значительно увеличился в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом на 42,8%. При этом выручка от реализации товаров, продукции, работ в 2012 г. составила услуг 99662,0 млрд. руб.

Однако за предыдущий год темпы роста малого предпринимательства и его эффективности замедлились. Снизился уровень рентабельности реализованной продукции, работ, услуг с 13,5% в 2012 г. до 17,1% в 2011 г. [18]. Это в первую очередь связано с экономическим кризисом, который негативно повлиял на спрос на продукцию, на эффективность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.

По экспертным оценкам, произошло повышение удельного веса малого бизнеса в негосударственном секторе экономики с 21% в 2012 году до 30% в 2013 году, что значительно улучшило конкурентную среду на отечественном рынке товаров и услуг. При этом, экономическое развитие отечественных производителей происходит в жесткой конкурентной борьбе с зарубежными производителями на внутреннем и внешних рынках. В соответствии со статистическим данными, приведенными в таблице ниже, объем внешней торговли товарами в 2012 г. превысил объем в 2011 г. на 21% [21, с.517].

Таблица - Объем внешней торговли товарами (млн. долларов США)


2011 г.

2012 г.

Объем внешней торговли товарами:

12113,0

15190,9

экспорт

2605,9

7298,0

импорт

9507,1

7892,9

Сальдо

-6901,2

-594,9


Примечание - Источник: собственная разработка на основе[16, с. 517].

Однако следует признать, что желаемые темпы развития подобных предприятий, обозначенных в программах, зачастую не совпадают с действительными. В то же время, несмотря на трудности развития бизнеса и неблагополучный деловой климат в стране, предпринимательская деятельность сохраняет в Беларуси свою привлекательность. Почти 90% населения считают развитие бизнеса полезным для Беларуси, а около 49% работающих в негосударственном секторе экономики, хотят, чтобы их дети занимались предпринимательством[9].

Анализ развития малого предпринимательства позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

·        рост числа индивидуальных предпринимателей, что обусловлено менее сложной и дорогостоящей процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий, меньшей налоговой нагрузкой и более простой системой налогообложения;

·        ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;

·        неравномерность развития по регионам республики;

·        сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 8-9 %.

Всё вышесказанное позволяет сделать заключение, что, несмотря на определенные трудности, значительно улучшились показатели социально-экономического развития городов, создаются новые предприятия, новые рабочие места, люди стабильно получают заработную плату. В этих условиях ожидается значительное расширение круга эффективно работающих малых предприятий, где темпы роста реализованной продукции будут превышать её рост в негосударственном секторе в целом, а рентабельность производства в 1,5-1,7 раза. Указанная тенденция обуславливается спецификой малых организационных форм управления производством, с также развертыванием инфраструктуры их поддержки в приоритетных для государства направлениях.

3.3 Цели и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Малый бизнес - уязвимый процесс хозяйственной деятельности, требующий особого отношения со стороны государственных органов. В зависимости от тех условий (административных, экономических, научно-технических, общественных), которые они создают, зависят темпы развития малых предприятий, индивидуального предпринимательства.

В науке административного права понятие государственное регулирование заключается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведение их в соответствие с изменяющимися условиями. Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [5, с.185].

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод [16, с.137]. Правительство, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям. В основе всей национальной правовой системы лежит Конституция Республики Беларусь. Конституционная основа предпринимательской деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах [5, с.60].К законодательным актам кроме Конституции относятся законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь. Законодательные акты Президента Республики Беларусь имеют большой удельный вес в регулировании предпринимательской деятельности.

Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности реализует функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются:

·        защита экономического правопорядка;

·        распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;

·        контроль над соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

·        создание конкурентной среды;

·        обеспечение нормальной занятости населения [5, с.186].

)        Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки, главные составляющие. В целях реализации положений указанного Закона Постановление Совета Министров от 20 августа 1998 г. № 1321 утверждены «Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь» [6, с.187]. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года утверждены Постановлением Совета Министров от 3 апреля 2000 г. № 445. Официальное закрепление прогнозы находят в планах.

)        Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения экономических, социальных и иных результатов. Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах.

)        Денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.

)        Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей. Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности условно можно разделить на два вида: административные и экономические методы[5, с.188-189].

Административные методы представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера.

Экономические методы - приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные методы взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое распоряжение.

Переходный период экономики Республики Беларусь противоречив - с одной стороны, сильны позиции государственного управления экономикой, а с другой - набирают силу рыночные процессы и частное предпринимательство. В силу чего государственным органам управления необходимо балансировать между интересами государственного и частного секторов экономики. С одной стороны, есть цели и программы развития экономики страны, а с другой - предпринимательские инициативы, способствующие росту деловой активности малого бизнеса. Их увязка - прямая обязанность административных и общественных органов управления бизнесом.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности включает: налогообложение и ценообразование[10, с. 64].

Финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством регулируются налоговыми и неналоговыми платежами.

Налог - это установленный обязательный платеж, взимаемый с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Неналоговые платежи - обязательные платежи субъектов хозяйствования в специальные фонды.

Индивидуальный предприниматель уплачивает ежеквартально налог с облагаемого налогом дохода, исчисляемого как разница между полученной выручкой и всеми расходами, понесенными предпринимателем для ее получения [16, с.138]. Для некоторых категорий индивидуальных предпринимателей устанавливается твердая ставка налога. Если предприниматель использует наемных работников, то он уплачивает все налоги, начисляемые на заработную плату, (страховые взносы в Фонд Социальной Защиты Населения) и единый платеж (отчисления в Фонд защиты и чернобыльский налог) в бюджет. При использовании транспортных средств индивидуальный предприниматель уплачивает экологический налог.

В Республике Беларусь для субъектов хозяйствования предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Причем такая возможность предоставляется субъектам малого предпринимательства, а именно, предприятиям и предпринимателям, у которых среднемесячная численность работников - до 15 человек и выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать 5000 базовых величин в течение двух кварталов[16, с.138].

В соответствии с законом Республики Беларусь «О ценообразовании» от 11 мая 1999 года №353-3 государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, в пределах полномочий, предоставляемых им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

·        фиксированных цен (тарифов);

·        предельных цен (тарифов);

·        предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

·        предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

·        декларирования цен (тарифов);

·        порядка определения и применения цен (тарифов) [16, с.139].

Выбор конкретного способа регулирования определяется самим государственным органом, осуществляющим регулирование исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике. По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом. Однако на сегодняшний день развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг, достаточно высокие налоговые ставки [15, с.511]. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес [4, с. 78]. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем также выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Беларусь; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; недостаточность и недоработанность правовой базы.

Для активации малого предпринимательства необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Деятельность местных органов власти и управления в этой сфере следует направить на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

·        гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технических информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;

·        расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;

·        активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 года №148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 года №285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» [15, с.510]. Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлине при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В Республике Беларусь сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры. Создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, ряде районов и городов работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия в этой области государственных органов, предпринимателей и их объединений. Так, 8 октября 2010 г. Комиссия по поддержке предпринимательства при департаменте по предпринимательству Министерства экономики зарегистрировала три новых центра поддержки предпринимательства. Данный статус получили: ОАО «Агентство экономического развития «Свершение» (Гомельская область, Жлобинский район, г.п.Стрешин); частное торгово-производственное унитарное предприятие «Кадуцей Платинум» (Могилев); частное унитарное предприятие по оказанию услуг «Учебный центр по микрофинансированию» (Минск). Таким образом, на 8 октября 2010 г. В Беларуси зарегистрированы 55 центров поддержки предпринимательства [19]. Они оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан, дают консультацию по вопросам создания и управления бизнесом, помогают в подготовке бизнес-планов и заявок на получение кредитов. Кроме того, работают девять инкубаторов малого предпринимательства. В их задачи входит создание благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства, начинающих свою деятельность. Инкубаторы предоставляют им на определенное время оборудованные под офисы и производство помещения, обеспечивают возможность коллективного пользования оргтехникой, организуют при необходимости ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, проводят обучение, оказывают консалтинговые, информационные услуги.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка.

В настоящее время в Республике Беларусь малому бизнесу уделяется значительное внимание: приняты соответствующие законы, разрабатываются программы государственной поддержки на общереспубликанском и областном уровнях, созданы центры и фонды поддержки предпринимательства, ряд своеобразных экономических зон, научно-технологических парков и инновационных центров [20, с. 22].

Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

·        отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

·        ассигнований из республиканского бюджета;

·        банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

Подводя итог, следует сказать, что государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что становление предпринимательства как особого вида деятельности связано, в первую очередь, с развитием рыночных отношений.

В работе автор постарался достаточно полно раскрыть понятие и содержание предпринимательской деятельности, рассмотреть ее характерные черты, охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства.

В ходе работы было выявлено, что в Республике Беларусь предпринимательская деятельность представлена, главным образом, малым бизнесом. Отмечается, что по действующему законодательству малое предпринимательство в Республики Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Также было установлено, что сегодня наибольшей популярностью среди начинающих предпринимателей пользуется единоличное владение- индивидуальное предпринимательство.

Проанализировав основные показатели развития малого бизнеса, автором был сделан вывод о том, что малый бизнес Беларуси представляет сегодня достаточно перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Однако для этого необходима соответствующая поддержка государства, которая лишь в последние годы начала развиваться достаточно активно.

В работе достаточно четко определена роль государства в развитии предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, определены главные формы и методы его регулирования. Также автором были обозначены основные и наиболее острые проблемы, связанные с современным развитием предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, и предложены некоторые мероприятия по их решению. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются

Подводя итог, можно отметить, что от эффективности развития сектора малого бизнеса и предпринимательства зависит благосостояние и стабильность функционирования всей экономики страны. Малый бизнес в Беларуси - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       Алейников, А.Н. Предпринимательская деятельность: учеб. - практ.пособие/ А.Н. Алейников. - Минск: Новое издание, 2005. - 304 с.

         Арустамов, Э. А. Организация предпринимательской деятельности: учеб.пособие/ Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. - 2-е изд. - Минск: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 336 с.

         Базылев, Н. И. Основы бизнеса: учеб.пособие/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - Минск: Мисанта, 2006. - 253 с.

         Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса: учеб.пособие/ М.И.Балашевич, Т.П. Быков. - Минск: БГЭУ, 2005. - 231 с.

         Вабищевич, С. С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности: монография/ С. С. Вабищевич. - Минск: Молодежное, 2008. - Т. 1 - 498 с.

         Гражданский кодекс Республики Беларусь: с изм. и доп.по состоянию на 1 сент. 2008 г. - 6-е изд., с изм. и доп. - Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2008. - 656с.

         Дадалко, С.В. Основы формирования механизма стимулирования предпринимательства. - Минск: «Армита - Маркетинг, Менеджмент», 2005. - 183 с.

         Замедлина, Е.А. Предпринимательство: учеб.пособие/ Е.А.Замедлина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 288 с.

9       Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.svoedelo.by <#"706366.files/image002.gif">

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [16, с.529].

Приложение Б

Таблица - Число малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, единиц)


2003

2010

2011

2012

Всего по отраслям:

28310

51240

67991

77402

промышленность

5895

10849

14251

сельское хозяйство

311

2223

2346

2582

лесное хозяйство

26

58

63

65

транспорт

1576

4106

5929

6490

связь

105

212

235

288

строительство

3260

5308

6556

7895

торговля и общественное питание

12085

20779

28987

32501

материально-техническое снабжение и сбыт

222

444

515

627

информационно-вычислительное обслуживание

192

291

392

493

операции с недвижимым имуществом

440

1314

1586

1965

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

968

1379

1671

2154

жилищно-коммунальное хозяйство

91

134

153

318

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

233

1315

1961

2379

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

596

975

1166

1364

образование

178

195

269

370

288

535

802

1065

наука и научное обслуживание

543

274

271

301

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

209

226

235

265

прочие

1092

623

693

886

Примечание - Источник: [15, с. 517, таблица 2].

Похожие работы на - Предпринимательская деятельность: содержание и основные формы. Становление предпринимательства в экономике Республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!