Предпринимательская деятельность как фактор производства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предпринимательская деятельность как фактор производства

1. Предпринимательская деятельность, как фактор производства, предпринимательский доход, источники и формы (содержание, виды, роль, преимущества и недостатки различных организационно-правовых основных форм, состояние и перспективы развития становления предпринимательства в современной экономике и проблемы влияния налоговой нагрузки на развитие при переходе к рынку)

.1Понятие и признаки предпринимательской деятельности

В настоящее время понятие предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республике Беларусь. В соответствии, с которым предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, благодаря которым та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской.

Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является статья 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведенной конституционной нормы следует, что если деятельность не является предпринимательской, то она относится к "иной не запрещенной законом экономической деятельности".

После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о квалификации данной деятельности в качестве предпринимательской.

Для этого рассмотрим следующие признаки предпринимательской деятельности:

·Самостоятельный характер деятельности. Это не только самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Включающий в себя имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которое составляет экономическую основу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности;

·предпринимательский риск как логическое продолжение самостоятельности. Следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшить свое имущественное положение;

·самостоятельная имущественная ответственность. Ответственность - это возможные последствия риска. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий у субъекта хозяйствования;

·основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли. Получение прибыли в качестве основной цели ставится субъектом хозяйствования изначально и придает деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения им убытков.

Квалифицирующим признаком извлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности является систематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определении предпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериев систематичности применительно к указанной деятельности. В нормах других отраслей права систематичность характеризуется совершение лицом более двух тождественных или однородных правонарушений "более двух раз в течение года" по части 15 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, таким образом, с третьего раза можно вести речь о систематическом получении прибыли.

·Способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли) согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся:

Øпользование имуществом;

Øпродажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;

Øвыполнение работ;

Øоказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

1.2 Особенности функционирования предпринимательской деятельности

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Основными задачами предприятий является удовлетворение потребностей в производимой продукции, выполняемых работах, оказываемых услугах, а так же получение прибыли и реализация на этой основе в соответствии с законодательством социально-экономических интересов членов трудового коллектива предприятия, взаимоотношений с бюджетом и хозяйствующими партнерами - поставщиками, потребителями, банками и др.

Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения.

Источниками имущества предприятия являются:

денежные и материальные взносы учредителей предприятия;

доходы от реализации продукции, работ и услуг;

ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;

капитальные вложения и дотации от бюджетов различного уровня;

безвозмездные и благотворительные взносы;

пожертвования организаций, предприятий и граждан;

выкуп имущества государственных предприятий путем конкурса, аукциона, тендера;

Выкуп имущества государственного предприятия путем акционирования;

Иные источники, не запрещенные законодательством.

В соответствии с законодательством могут создаваться и действовать предприятия, находящиеся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных и религиозных организаций. В зависимости от форм собственности в народном хозяйстве действуют частные, муниципальные и государственные предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной муниципальной и государственной собственности, собственности иностранных государств, иностранных юридических лиц и граждан, а также в собственности общественных организаций.

Индивидуальное частное предприятие основано на собственности граждан. В экономически развитых странах удельный вес таких предприятий существенен, особенно единоличное владение распространено в США.

Единоличная форма имеет следующие преимущества: простота в организации; полная самостоятельность; свобода, оперативность действий; максимум побудительных мотивов; конфиденциальность деятельности; низкие организационные издержки; гибкость. К ее недостаткам следует отнести трудности привлечения больших капиталов, неопределенность сроков деятельности, неограниченную ответственность за долги, недостаток специализированного менеджмента, функциональные недостатки.

Арендное предприятие создается на основе договора аренды с собственником имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.

Государственное предприятие учреждается органом государственной власти. Имущество государственного предприятия образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов.

Муниципальное предприятие учреждается местными органами власти. Имущество таких предприятий образуется за счет бюджетных ассигнований соответствующего уровня или других муниципальных предприятий.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждой из организационно-правовых форм предприятий. Так, достоинствами хозяйственных товариществ являются:

1.Высокая степень ответственности по обязательствам.

2.Самостоятельность, свобода и оперативность действий при принятии решений.

3.Возможность привлечь капиталы иностранных инвесторов.

4.Простая структура и система управления.

Однако хозяйственные товарищества имеют и недостатки:

1.Нестабильность функ ционирования, обусловленная тем, что при выходе одного из участников деятельность общества, как правило, прекращается.

2.Отсутствие профессионального менеджмента.

3.Непривлекательность полной имущественной ответственности.

Преимущества обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью:

1.Самостоятельность, свобода, и оперативность принятия решений;

2.Возможность привлечь дополнительный капитал других инвесторов;

3.Низкие издержки по управлению производством.

Недостатки обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью:

1.Недостаточная устойчивость и стабильность;

2.Ограниченность воз можности привлечения внешних источников финансирования;

3.Отсутствие специализированного менеджмента.

К преимуществам акционерных обществ относятся:

1.Возможность привлечь неограниченное количество финансовых ресурсов для реализации любых технологических проектов;

2.Наиболее устойчивая форма объединения капиталов;

.Безвозвратность акций способствует сохранению собственного капитала, что обеспечивает жизнеспособность акционерных обществ;

4.Ограниченность риска заранее обусловленной денежной суммой делает акционерное общество привлекательной формой вложения капитала.

Их же недостатками являются:

1.Несовпадение интересов управляющих акционерным обществом и акционеров;

2.Сложность контроля акционеров над действиями менеджеров ввиду дробления акционерного капитала;

3.Двойная система налогооблажения.

И рассмотрим отдельно преимущества и недостатки организационно-правовых форм предприятий с участием иностранного капитала.

Преимуществами являются:

1.Снижение риска предпринимательской деятель ности.

2.Объединение ресурсов, имеющих меньшую ценность по отдельности, чем вместе.

.Ускорение проникновения на зарубежние рынки.

.Разделение расходов на научные разработки.

.Расширение доступа к современной технике и технологии.

.Повышение квалификации персонала.

8.Диверсификация технологий

.Льготы по налоговым и таможенным платежам.

К недостаткам же относятся:

1.Многоступенчатость принятия решений.

2.Расхождение между партнерами по стратегии развития СП.

3.Двойное налогообложение.

.3 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в республике Беларусь

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основная задача государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в необходимости охраны публичных и частных интересов.

Особенность государственного регулирования раскрывается через категорию "деятельность". Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Понятие "контроль" дословно обозначает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо". Таким образом, государственный контроль в сфере предпринимательства есть система проверки и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

·предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

·текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

·последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

В современных условиях планирование, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 №157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

·на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

·на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

·на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

·предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;

·содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;

·осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;

·стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.

2. Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь

Целью государственной поддержки предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.

На основе статьи 1 Закона от 01.07.2010 г. №148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее Закон) поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Впервые в законодательном акте дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. организационный правовой предпринимательский доход

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:

·Финансовая поддержка

·Имущественная поддержка

·Информационная поддержка

·Иные формы поддержки, к которым относятся:

Øсодействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

Øсодействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

Øподдержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров.

Финансовая поддержка

Статьей 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством

В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами.

Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

·финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

·имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

·гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

·финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

·субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

·субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам - лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

·субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Имущественная поддержка

Конкретный механизм оказания имущественной поддержки Законом не предусмотрен. Согласно формулировке Закона меры имущественной поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства могут быть предусмотрены законодательством. Согласно Закону к данным мерам, в частности могут относиться:

·передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;

·применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;

·отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Согласно Закону, основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

·освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

·оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

·создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);

·организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;

·создание специализированных радио - и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Однако декларируя оказание субъектам малого и среднего предпринимательства информационной поддержки, Закон не раскрывает механизмы ее реализации на практике.

Иные формы поддержки

·содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг)

Более того, Законом теперь установлено, что законодательством могут предусматриваться:

Øрезервирование для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 10 процентов от общего объема государственных закупок товаров (работ, услуг) и проведение отдельных конкурсов по этой части государственных закупок товаров (работ, услуг) среди таких субъектов;

Øпривлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в качестве соисполнителей путем установления специальных требований к победителям конкурсов о резервировании для субъектов малого и среднего предпринимательства определенной доли государственных закупок товаров (работ, услуг).

·содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

В соответствии с Законом приоритетными направлениями внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства признаются развитие экспорта отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств и развитие импорта сырья (комплектующих) для собственного производства на территории Республики Беларусь при отсутствии отечественных аналогов.

Содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

Øпроведения работы по заключению международных договоров, предусматривающих реализацию мер по развитию внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

Øорганизации деловых встреч и переговоров представителей белорусских и иностранных субъектов предпринимательства в целях установления отношений с иностранными партнерами, продвижения отечественных товаров (работ, услуг) на рынки иностранных государств;

Øсоздания информационных ресурсов, содержащих сведения о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иную информацию, необходимую для осуществления ими внешнеторговой деятельности.

·Согласно Закону поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров осуществляется в виде:

Øподготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров через сеть учреждений образования и реализации международных программ и проектов по обмену опытом в этой сфере;

Øподготовки физических лиц к предпринимательской деятельности с помощью дистанционных образовательных технологий;

Øпроведения обучающих тематических семинаров, курсов, конференций по вопросам предпринимательства;

Øреализации специальных образовательных программ переподготовки физических лиц из числа безработных и незанятого населения, в том числе в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что основная поддержка (в первую очередь, мы ведём речь о финансовой поддержке) должна исходить не от государства, а от коммерческих банков путём кредитования малого и среднего бизнеса. Основная же задача государства сводится к тому, чтобы заложить стабильную основу законодательства по регулированию отношений в рамках осуществления предпринимательской деятельности, предоставить на практике гарантии неприкосновенности частной собственности, осуществить иные последовательные меры по либерализации экономики.

. Состояние и перспективы развития становления предпринимательства в современной экономике

Формирование нынешней структуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первых кооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью.

Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности - 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве - 3,9 тыс. предприятий (11,9%).

В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс. В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности - 7,6 тыс. (23,5%).

Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности - 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании - 104,5 тыс. человек, в строительстве - 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики соcтавил 11,3%.

За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, соcтавила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания - 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности - 1,6 трлн. рублей (20,1%).

К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия - 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве - 16,1%, на транспорте - 7,8%.

По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей.

Несмотря на определенные успехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс. человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1 января 2006г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающих индивидуальных предпринимателей - 29730 человек. Таким образом, в малых и средних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила 6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей - соответственно 16,7%.

В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.

В связи с этим принимаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур. Декретом Президента Республики Беларусь от 10.04.2006 г. №6 "О внесениях дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 1999 г. №11" внесены изменения в Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, в частности:

● срок государственной регистрации сокращен с 30 до 20 дней. При этом данный срок не может продлеваться даже в том случае, если регистрирующему органу необходимо получить дополнительные сведения о собственниках имущества регистрируемых организаций или лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей;

● упрощена процедура обращения: один из учредителей может быть уполномочен представлять в регистрирующем органе интересы всех учредителей уже в том случае, если их больше трех. От юридического лица, выступающего в качестве учредителя, более не требуется представлять в регистрирующий орган нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;

● в практику работы регистрирующих органов внедрен принцип "одного окна". В соответствии с ним на основании решения о государственной регистрации в течение 10 рабочих дней выдаются не только свидетельство о государственной регистрации, но и разрешение на право изготовления печатей и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

В целях подготовки предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы совершаемых государственными органами и организациями административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 30 ноября 2006 г. Принято распоряжение №135 р "О создании рабочей группы для упрощения административных процедур".

Деятельность рабочей группы предполагает проведение с участием заинтересованных органов государственного управления анализа административных процедур в сферах правоотношений, в которых подобные процедуры подлежат упрощению и оптимизации. Данный анализ ориентирован на определение степени необходимости и достаточности государственного регулирования, сокращение сроков осуществления указанных процедур, реализации принципа "одного окна", а также на иные факторы, подтверждающие необходимость совершенствования этой системы.

Итогом проведенной работы должно стать принятие мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур, что в перспективе должно поспособствовать устойчивому развитию малых предприятий, повышению эффективности функционирования данной сферы.

Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства - это вопрос не только экономический, но и политический. "Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет".

Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Сохранение наметившейся динамики этого процесса обеспечит выполнение предусмотренных указанной Программой показателей, в том числе доведение доли данного сектора экономики в общем объеме ВВП до 20-22%.

В Беларуси доля малого предпринимательства в ВВП увеличится с 9% в настоящее время до 20-22% в 2010 г. Об этом сообщил Сергей Сидорский, выступая перед депутатами белорусского парламента. "Говорят, что малое предпринимательство в Беларуси не развивается - это неправда! Каждый год мы прибавляем в развитии малого и среднего бизнеса. Спокойно, но прибавляем. Правительство на сегодняшний день настроено активно работать с предпринимателями и малым бизнесом в части увеличения производства национального продукта. Эти отрасли экономики мы будем поддерживать".

В 1 квартале 2007 года продолжилось увеличение численности индивидуальных предпринимателей. На 01.04.2007 г. общее число плательщиков, находящихся на учете в налоговых инспекциях, составило 197,6 тыс. человек, т.е. возросло за рассматриваемый период по сравнению с аналогичным прошлого года на 19,6 тыс. человек. Сумма уплаченных индивидуальными предпринимателями налогов и сборов за 1 квартал 2007 года равнялась 172,4 млрд. рублей, т.е. возросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 млрд. рублей, или на 14%.

Что же было предпринято в стране для развития малого и среднего бизнеса?

В Кодексе об административных правонарушениях, вступившем в силу с 1 марта 2007 г., объединены ранее регулировавшийся множеством законодательных актов нарушения в области предпринимательской деятельности. Это позволит снизить административные издержки субъектов малого и среднего бизнеса по соблюдению действующего законодательства в рамках осуществления хозяйственной деятельности, в частности оптимизировать затраты на специализированную юридическую помощь в условиях относительно высокой их доли в себестоимости продукции, особенно в торговой отрасли.

Принятие Положения об упрощенной системе налогообложения (Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 г. №119) направлено на стимулирование ее применения субъектами малого бизнеса. Особенное внимание уделено организациям и индивидуальным предпринимателям (кроме осуществляющих торговую посредническую деятельность) в сельских населенных пунктах, агрогородках, поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тысяч человек и др. Для них предусмотрена ставка налога в размерах 5 и 3% соответственно для субъектов, уплачивающих и не уплачивающих НДС.

В условиях сложной демографической ситуации, внедрения сельскохозяйственных технологий, приводящих к высвобождению рабочей силы, а также снижения емкости потребительского рынка важно выявить перспективные направления развития производств, требующих поддержки, в том числе со стороны государства. Перспективное направление - производство товаров и услуг на ресурсной базе села, в первую очередь в сфере переработки и сбыта сельхозпродукции на рынки большей покупательной способности.

Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 г. №760 ограничивает численность наемных работников индивидуальных предпринимателей тремя близкими родственниками, что для сохранения динамики развития субъектов малого бизнеса предполагает учет ряда обстоятельств. В условиях увеличения концентрации рынка необходимо организовать с наименьшими потерями и финансовыми затратами процесс создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц. Отвлечение факторов производства для прохождения разрешительных процедур не должно сказаться на росте экономики. Организационные мероприятия по перерегистрации действующих субъектов хозяйствования должны быть проведены с учетом этого обстоятельства, задействованием необходимых ресурсов со стороны органов государственного управления.

Реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики; реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и, в конечном счете, будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.

Похожие работы на - Предпринимательская деятельность как фактор производства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!