Разработка мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей
Содержание
Введение
.
Роль и система хозяйственных связей торговли с промышленностью
.1
Система и содержание хозяйственных связей торговли с промышленностью, их
правовое регулирование
.2
Проблемы хозяйственных взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в
современных условиях
.
Анализ состояния коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей
с поставщиками товаров
.1
Краткая экономико-организационная характеристика торгового предприятия района
его деятельности
.2
Информационное обеспечение коммерческой деятельности и определение потребности
в товарах
.3
Поставщики товаров и их характеристика
.4
Организация договорной работы и ее эффективность
.
Основные направления совершенствования хозяйственных связей с поставщиками
товаров
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Хозяйственные связи между поставщиками и
покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят экономические,
организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие
отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок
товаров.
Система хозяйственных связей торговли с
промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны,
представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий,
объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют
планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения,
своевременной поставке продукции и товаров народ того потребления покупателям.
Система хозяйственных связей включает, в
частности: участие торговых организаций и предприятий в разработке
промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства
товаров посредством представляемых заявок и заказов; хозяйственные договоры;
контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических
санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества
(экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений;
применение административно-правовых норм и другие взаимоотношения.
Новые условия хозяйствования потребовали
значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения
изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора. В связи с
этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам
продукции торговыми организациями.
Хозяйственные связи организации по закупкам
материальных ресурсов являются важным элементом закупочной логистики, основной
целью которой является удовлетворение потребностей производства в материалах с
максимально возможной экономической эффективностью. Развитие новых областей
экономики усложняет функции сферы закупок материальных ресурсов. Успешное
осуществление закупок и рациональная организация хозяйственных связей в этой
области предполагает наличие обширной информации о рынках, где они
осуществляются. В связи с эти, актуальным вопросом является организация
хозяйственных связей.
Как видно, спектр изучения вопросов организации хозяйственных
связей в системе материально-технического обеспечения в организации достаточно
широк и представляет как теоретический, так и практический интерес.
Цель данной работы заключается в разработке
мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности по организации
хозяйственных связей.
Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи:
Для реализации данной цели были поставлены
следующие задачи:
) Рассмотреть в теоретическом аспекте сущность и
содержание коммерческой деятельности по организации хозяйственных связей;
) Дать краткую организационно-экономическую
характеристику РУП «Гомельский завод «Гидропривод»;
) Оценить состояние коммерческой деятельности по
организации хозяйственных связей с поставщиками фруктово-ягодных консервов.
Объектом исследования является РУП «Гомельский
завод «Гидропривод».
Предметом исследования данной работы является
организация хозяйственных связей с поставщиками запасных частей в организации.
Методологической основой выполнения курсовой
работы являются научные труды, монографии зарубежных и отечественных авторов,
материалы периодической печати по рассмотренной проблеме. Тема организации
хозяйственных связей с поставщиками в торговле получила широкое освещение как в
учебной литературе (например работы Виноградовой С.Н., Осиповой Л.В.,
Панкратовой Т.С., Половцевой Ф.П. и др), так и в периодических изданиях (таких
как журналы «Новости торговли», «Потребительская кооперация», «Товаровед &
торговля», «Торговля и общественное питание» и др.)
Информационной базой исследования является
бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность РУП «Гомельский завод
«Гидропривод» за 2009-2011 гг. При исследовании используются методы анализа и
сравнения.
1. Роль и система хозяйственных
связей торговли с промышленностью
.1 Система и содержание
хозяйственных связей торговли с промышленностью, их правовое регулирование
Сущность хозяйственных связей торговли с
промышленностью заключается в организации перемещения производимых
промышленными предприятиями продуктов от предприятий-производителей продуктов
до конечных потребителей этих продуктов при посредничестве торговых предприятий
[6, c.132].
Таким образом, торговые предприятия являются
посредниками в передаче продуктов от производителя потребителю.
Но, с другой стороны, торговые предприятия и
сами являются потребителями товаров-продуктов промышленных предприятий
(например, предприятию-продавцу кассовых аппаратов для осуществления
хозяйственной деятельности также нужен кассовый аппарат).
Также торговые предприятия являются своеобразным
индикатором рынка для промышленных предприятий. Они служат источниками
информации о потребностях, требованиях и ожиданиях конечных потребителей (своих
непосредственных покупателей) для предприятий-производителей. Тем самым,
торговые предприятия принимают непосредственное участие в формировании объемов
промышленного производства и уровней отпускных цен предприятий-производителей.
Описанный выше механизм выглядит следующим
образом: на основании розничного спроса на товары и цен производителя каждое
торговое предприятие планирует объемы и ассортимент закупок товаров у
предприятий-производителей, снижение общего объема заказов на поставки товаров
торговым предприятиям может свидетельствовать о снижении спроса конечных
потребителей на товары предприятия-производителя, что, в свою очередь, является
сигналом для производителя о необходимости снижения отпускных цен или принятия
определенных мер по повышению качества производимой им продукции.
Система хозяйственных связей торговли с
промышленностью - важнейшая составная часть хозяйственного механизма,
представляющая совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий,
объединений, фирм, отраслей хозяйства с потребителями продукции. Таким образом,
основное место в хозяйственных связях торговли принадлежит межотраслевым связям
с отраслями, производящими потребительские товары, по поставкам этих товаров.
Установление таких связей при посредничестве торговли позволяет увязывать
экономические интересы этих отраслей, обеспечивать сбыт выпускаемой ими продукции
и взаимный обмен ею, стимулировать и определять дальнейшее развитее
производства. В рамках этих связей соответствующие отрасли промышленности на
основе требований торговли и в соответствии со своими производственными и
финансовыми возможностями выпускают товары и поставляют их в сферу обращения.
Торговля при этом имеет возможность воздействовать на отрасли, производящие
товары, во многих отношениях, в том числе в отношении объема, ассортимента,
качества и обеспечивать их доведение до конечного потребителя.
В хозяйственных связях по поставкам товаров
четко прослеживаются три этапа взаимодействия участников: формирование
хозяйственных связей, их оформление и функционирование [14, c.105].
Этап формирования хозяйственных связей состоит
из подготовительных планово-организационных мероприятий органов управления
торговлей и промышленностью и непосредственных участников. Подготовительные
мероприятия включают планирование производства товаров народного потребления,
розничного товарооборота, товарных ресурсов и их распределение, составление
заявок и заказов на производство, поставку товаров, изучение и определение
источников и поставщиков - производителей товаров, чья продукция не
распределяется в плановом порядке.
Этап формирования хозяйственных связей представляет
собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств, которые
определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме различного рода
договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли и
промышленности.
Заключенные договоры обеспечивают закрепление в
правовом порядке структуры хозяйственных связей на основе самостоятельного
выбора поставщиков товаров покупателями. Заключение договоров на поставку
товаров означает осуществление закупки-продажи товаров, оплата стоимости
которых предполагается впоследствии, после их поступления в адрес получателей.
Этап функционирования хозяйственных связей
представляет собой процесс выполнения участниками этих связей взятых на себя в
соответствии с заключенными договорами взаимных обязательств по поставкам
товаров: организацию отгрузки поставщиками товаров в сроки, количестве и
ассортименте, предусмотренных договором, приемку отгруженных товаров
получателями, расчеты за поставленные товары.
Для любой торговой фирмы немаловажное значение
имеет коэфицент звенности хозяйственных связей, который характеризуется
количеством оптовых предприятий, участвующих в договорных хозяйственных связях
и расчитывается как отношение суммы общего оптового и розничного товарооборота
к сумме розничного товарооборота. Коэфицент звенности хозяйственных связей
показывает среднее количество продажи товаров в сфере обращения.
Многозвенность в хозяйственных договорных связях
усложняет их функционирование, увеличивает время обращения товаров и приводит к
росту издержек обращения, и соответственно, цен. Таким образом, установление
прямых хозяйственных договорных связей между производственными объединениями и
предприятиями и розничными торговыми фирмами имеет ряд неоспоримых позитивных
сторон: сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть, появляется
возможность оперативнее воздействовать на производителей в отношении обновления
ассортимента товаров и их качества, режима доставки и, что особенно важно для
потребителей, уменьшает число наценок, сохраняет умеренный уровень цен.
В условиях административно-командной экономики
оценка хозяйственной деятельности предприятий означала выяснение степени
выполнения установленных им заданий. Это было неотъемлемым элементом системы
планирования и стимулирования. Правовое же регулирование хозяйственной
деятельности представляло собой развитую систему норм, в которую вводились те
или иные критерии (показатели) достижения поставленных предприятием плановых
задач, выполнение договорных обязательств.
В условиях перехода к рынку и отказа от
директивного планирования, естественно, отпала необходимость соизмерения
результатов с установленными заданиями.
Предприятие сегодня самостоятельно строит
систему взаимодействия с поставщиками и определяет договорные формы, так же как
и регулирует всю свою хозяйственную деятельность, разумеется, в соответствии с
действующим законодательством. Оно же устанавливает собственные правовые
конструкции оценки хозяйственной деятельности, на основе которых строится
система внутрифирменного расчета, определяются меры поощрения, формирование
использования внутрифирменного дохода и т.д.
Результаты хозяйственной деятельности
предприятий приобрели совершенно иное значение. Это стало необходимым для
установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами
при формировании социальных фондов. Публичные интересы государства и общества
потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции
(работ, услуг) и выявлению ее итогов и объектов налогообложения проводилась по
единым правилам, дающим возможность установить единообразно все финансовые
отношения предприятий с государством и с иными субъектами, имеющими право
требовать передачи средств во внебюджетные фонды.
В то же время оценка состояния хозяйственных
связей с поставщиками осталась необходимым элементом деятельности любого
хозяйствующего субъекта. Ее значение и роль усилились и приобретают еще больший
смысл в условиях рыночного хозяйства, потому что только опираясь на
достоверные, постоянно учитываемые сведения как о производственном
использовании и реализации материальных ресурсов, так и о полученных
результатах, можно принимать решения об изменении направления производства или
его обновления, перемещения капитала, соответствующие конъюнктуре рынка.
Организация хозяйственных связей предполагает
выполнение следующих функций [1, c.116]:
воздействие торговли на выпуск промышленными
предприятиями необходимых рынку товаров через ее участие в формировании планов
производства;
работа по заключению хозяйственных договоров;
обеспечение выполнения договорных обязательств и
имущественная ответственность за их несоблюдение;
организация оптовых закупок и продажи;
рекламно-информационная работы;
установление оптимальных финансовых отношений
между партнерами по хозяйственным связям;
правовое регулирование хозяйственных
взаимоотношений и др.
Эти функции и их значимость меняются по мер
развития рыночных отношений и повышения самостоятельности и ответственности
сторон, вступающих в хозяйственные связи.
Сегодня законодательство Республики Беларусь в
отношении регулирования торговли сформировано практически полностью. Конечно
же, имеющиеся на сегодняшний день неточности в законодательных актах,
затрудняют работу торговых предприятий. Но в стране уже наметилась ярко
выраженная тенденция к унификации нормативно-правовой базы с целью избежания
разночтений нормативно-правовых документов, устранения имеющихся недостатков,
повышения эффективности регулирования деятельности торговых предприятий (в том
числе и их хозяйственных связей с поставщиками), уменьшения возможности для
мошенничества и приближения норм белорусского законодательства к международным
стандартам.
Нормативно-правовыми документами, регулирующими
хозяйственные связи по поставкам товаров в розничной торговой сети в Республике
Беларусь являются следующие [11, c.247]:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Положение о поставках товаров в Республике
Беларусь;
Указ Президента Республики Беларусь № 529 «О
государственных закупках»;
Указ Президента Республики Беларусь от 7 марта
2000г. № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при
продаже товаровЦ»;
Постановление Совета Министров Республики
Беларусь 22 сентября 2003г. № 1206 «Об информации, указываемой в
сопроводительных документах, подтверждающих легальность приобретения
(поступления) алкогольных напитков и табачных изделий иностранного
производства, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь»;
Приказ Министерства торговли Республики Беларусь
31 декабря 2003г. N 135 «О контроле качества реализуемых товаров».
1.2 Проблемы хозяйственных
взаимоотношений торговых и промышленных предприятий в современных условиях
Таким образом, можно отметить, что торговля и
промышленность диалектически связаны, связаны неразрывно. Вместе они
представляют собой две составляющие одного целого - народного хозяйства страны.
Содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью обусловлено их сущностью. Оно представляет собой совокупность
всех отношений, возникающих между торговыми предприятиями и
предприятиями-производителями продукции, по организации товародвижения и сбора
и анализа маркетинговой информации.
Хозяйственные связи между поставщиками и
покупателями товаров - широкое понятие. Сюда входят экономические,
организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие
отношения, складывающиеся между торговыми предприятиями и поставщиками в
процессе поставок товаров [17, c.86].
Межотраслевые хозяйственные связи должны
обеспечивать формирование товарных, и прежде всего рыночных ресурсов и
бесперебойное продвижение товаров в сферу обращения. В то же время в этих
коммерческих связях в качестве прямых получателей принимают активное участие
розничные торговые предприятия, а также некоторые производственные
предприятия-потребители, использующие отдельные товары народного потребления в
качестве сырья для выпуска других, т.е. внерыночные потребители.
Содержание хозяйственных связей торговых
предприятий с промышленными регулируется как на договорной основе, так и
законодательно. Более подробно вопросы регулирования хозяйственных связей
торговли и промышленности будут рассмотрены в следующем пункте данной главы.
Подавляющая часть хозяйственных связей
представляет из себя заключение договоров с поставщиками на поставку товаров в
течении определенного срока, который варьируется от разовых поставок до 1 года.
В таких случаях продаются и покупаются уже произведенные и находящиеся на
складах промышленных или оптовых торговых торговых предприятий, в том числе и
завезенные по импорту. Сущностью таких хозяйственных связей являются полная
свобода в реализации и закупках товаров предприятиями продавцами и
покупателями. Но любая торговая фирма предпочитает иметь дело с устоявшимся
кругом поставщиков и старается заключить с ними более длительные договора, с
возможностью их продления (1 год).
В рамках годовых хозяйственных связей заранее
определяется четкий порядок взаимоотношений между конкретными предприятиями -
поставщиками и покупателями по поставкам товаров: конкретизируются объем и
артикульный ассортимент, сроки поставок по их видам и назначению, и
регулируется процесс их организации. При установлении таких связей по поставкам
товаров за счет централизованно выделяемых из бюджета средств взаимоотношения
между участниками строятся на основе госзаказа, предполагающего предварительное
определение ресурсов в групповом ассортименте и предварительное прикрепление
конкретных предприятий - покупателей к производителям товаров.
При установлении хозяйственных связей по
поставкам товаров участники - розничные организации и поставщики-производители
строят свои взаимоотношения на основе свободного выбора друг друга,
придерживаясь тем не менее сложившихся ранее традиционных взаимоотношений.
Такой характер хозяйственных связей по поставкам товаров позволяет участвующим
в них предприятиям - розничным организациям и поставщикам-производителям -
определять объем и ассортимент будущих поставок по взаимному согласованию на
основе спроса и предложения, исходя из производственных возможностей
промышленных предприятий.
Корректировка при переоформлении хозяйственных
связей обычно происходит в связи с изменяющейся коньюктурой рынка, изменением
финансовых возможностей покупателя, а также возможностей производителей и
касается состава участников и общих условий поставок. Корректировка в ходе
выполнения поставок возникает чаще всего в связи с конкретными требованиями
отдельных участников об изменении частных сроков, объема или ассортимента
поставок, а также в связи с частичным или полным отказом покупателей от
получения товаров.
Таким образом, рациональные хозяйственные связи
являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и
предложения, способствует своевременной поставке продукции и товаров народного
потребления покупателям.
2. Анализ состояния коммерческой
деятельности по организации хозяйственных связей с поставщиками товаров
.1 Краткая экономико-организационная
характеристика торгового предприятия района его деятельности
Республиканское унитарное предприятие Гомельский
завод «Гидропривод» основано в 1961 году и является одним из ведущих
предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь. В 1977 году на
базе завода образовано объединение, в которое в настоящее время входят дочерние
предприятия «Наровлянский завод «Гидроаппаратура» и Хойникский завод
«Гидроаппаратура». В 2004 году РУП «Гомельский завод «Гидропривод» включено в
состав ПО «Минский тракторный завод»
Сегодня предприятие производит
контрольно-регулирующую гидроаппаратуру для тракторов и мобильной техники,
встраиваемую и модульную аппаратуру для универсальных металлорежущих станков,
автоматических линий и агрегатного оборудования для отраслей промышленности и
сельского хозяйства.
Основными потребителями продукции являются РУП
«Минский тракторный завод», РУП «Гомсельмаш», РУП «Бобруйский завод тракторных
деталей и агрегатов», а так же предприятия производители сельскохозяйственной и
мобильной техники, предприятия общего машиностроения, производители
универсального и специализированного станочного оборудования Республики
Беларусь, СНГ и стран дальнего зарубежья.
Структуру управления РУП «Гомельский завод
«Гидропривод» можно отнести к функциональной. Функциональная структура основана
на принципе специализации организационных подструктур по функциональным
признакам. Функциональная структура предусматривает группирование специалистов
и подразделений, выполняющих отдельные функции управления. При этом выполнение
указаний функциональных органов в пределах их компетенции обязательно для
производственных подразделений.
Преимущества данной структуры следующие:
высокая компетентность специалистов, отвечающих
за осуществление конкретных функции;
стандартизация, формализация и программирование
явлений и процессов;
исключение дублирования и параллелизма в
выполнении управленческих функций;
уменьшение потребности в специалистах широкого
профиля.
Основные недостатки данной структуры:
чрезмерная заинтересованность в реализации целей
и задач «своих» подразделений;
трудности в поддержании постоянных взаимосвязей
между различными функциональными службами;
длительная процедура принятия решений;
относительно застывшая организационная форма, с
трудом реагирующая на изменения.
В таблице 2.1 приведем показатели хозяйственной
деятельности за 2009-2011 годы.
Таблица 2.1 - Основные показатели хозяйственной
деятельности РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2009-2011 гг.
Показатели
|
Годы
|
Темп
роста (%), изменение (+/-)
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
2011
к 2010
|
2011
к 2009
|
1.
Объем произведенной продукции, млн р.:
|
|
|
|
|
|
-
в действующих ценах
|
43419
|
51279
|
93216
|
181,8
|
214,7
|
-
в сопоставимых ценах
|
51091
|
59258
|
70751
|
119,4
|
138,5
|
2.
Выручка от реализации (за вычетом налогов), млн р.
|
52263
|
61399
|
106828
|
174,0
|
204,4
|
3.
Себестоимость реализованной продукции, млн р.
|
43461
|
50477
|
86278
|
170,9
|
198,5
|
4.
Прибыль (+), убыток (-) от реализации, млн р.
|
1296
|
1434
|
9807
|
683,9
|
756,7
|
5.
Рентабельность продаж, % (п.4/п.1*100)
|
3,0
|
2,8
|
11,4
|
400,1
|
381,2
|
6.
Прибыль от операционной деятельности, млн р.
|
40
|
134
|
-2137
|
-1594,8
|
-5342,5
|
7.
Прибыль от внереализационной деятельности, млн р.
|
-1025
|
-1351
|
-2578
|
190,8
|
251,5
|
8
Прибыль отчетного периода, млн р.
|
311
|
217
|
5092
|
2346,5
|
1637,3
|
9.
Чистая прибыль, млн р.
|
293
|
181
|
5015
|
2770,7
|
1711,6
|
10.
Среднесписочная численность работников, всего, чел.
|
1407
|
1357
|
1324
|
97,6
|
94,1
|
11.
Среднегодовая выработка одного работающего, млн. р
|
30,9
|
37,8
|
70,4
|
186,3
|
228,1
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 2.1, объем произведенной
продукции вырос в 2010 году по сравнению с 2010 годом на 81,8% и по сравнению с
2009 годом на 114,7%. Причем рост данного показателя наблюдается не только в
действующих, но и в сопоставимых ценах, это говорит о том, что рост
произведенной продукции происходит быстрее роста цен, а следовательно,
обусловлен ростом объемов деятельности организации.
Выручка от реализации также растет. Так в 2011
году по сравнению с 2010 годом он составил 74,0%, а по сравнению с 2009 годом -
104,4%.
Себестоимость реализованной продукции растет
достаточно быстрыми темпами, однако тем ее роста ниже, чем темп роста выручки
от реализации, что говорит о повышении эффективности деятельности организации.
За весь период анализа организация терпит убытки
от внереализационной деятельности, также в 2011 г. она терпит убытки и от
операционной деятельности. Однако за весь период исследования организация
получает общую прибыль и чистую прибыль за счет высоких показателей прибыли от
реализации. Это свидетельствует об эффективности деятельности.
Однако в 2011 году объем прибыли отчетного
периода вырос в 16 раз по сравнению с показателем 2009 года, а объем чистой
прибыли в 17 раз, что говорит о росте эффективности деятельности организации.
Среднесписочная численность снизилась, что при
росте произведенной продукции говорит об интенсивном развитии организации.
Среднегодовая выработка за 2010-2012 гг. выросла
на 128,1%.
2.2 Информационное обеспечение
коммерческой деятельности и определение потребности в товарах
Что касается системы определения потребности, то
здесь можно сказать, что в организации проводится планирование и прогноз темпов
роста основных показателей деятельности. Основной составления данных планов
являются оценка объективной ситуации на рынке деятельности РУП «Гомельский
завод «Гидропривод».
Важным аспектом деятельности определения
потребности в товарах является формирование потребительского заказа, однако
можно сказать, что в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» для формирования
используются только данные предыдущих лет, т.е. фактически проводится
прогнозирование с использованием статистической информации. Для более
объективного составления потребительского заказа следует проводить анализ
спроса на продукцию, учитывать факторы конкуренции.
Эффективность определения потребности в запасных
частых для оборудования можно рассмотреть на основе анализ запасов по
исследуемой группе в 2009-2011 гг.
Таблица 2.2 - Запас запчастей для оборудования
на складах РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2009-2011 гг.
Показатели
|
Годы
|
|
На
31.12.2009
|
На
31.12.2010
|
На
31.12.2011
|
1
Объем закупок, млн р.
|
671
|
841
|
1113
|
2
Запас на складе, млн р.
|
42
|
74
|
102
|
3
Темп роста запасов на складах, %
|
-
|
176,2
|
137,8
|
4
Удельный вес в потребности, %
|
6,3
|
8,8
|
9,2
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно, темп роста запасов составил 176,2% в
2009-2010 гг. и 137,8 в 2011-2010 гг. Отрицательным является рост удельного
веса запасов на 2,9% за исследуемый период, что говорит в недостаточно
эффективном управлении хозяйственными связями с поставщиками.
Потребность в товарах в теории определяется по
формуле:
П = О + Тзк - Тзн
где П - потребность в товарах, О - объем
потребления в сумме, Тзк - товарные запасы на конец планируемого периода, Тзн -
товарные запасы на начало планируемого периода.
Исходы из этих данных проведем анализ
планирования ассортимента в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2007-2009 гг.
Таблица 2.3 - Определение потребности в запасных
частях для оборудования в 2009-2011 гг.
Показатели,
т
|
Года
|
|
2009
|
2010
|
2011
|
Объем
потребления
|
671
|
841
|
1113
|
План
|
652
|
815
|
1022
|
Товарные
запасы на конец периода
|
42
|
74
|
102
|
Товарные
запасы на начало периода
|
74
|
102
|
145
|
Потребности
в товарах (расчетная)
|
-
|
639
|
813
|
Отклонение
потребности от объема потребления (+/-)
|
-
|
-202
|
-300
|
Отклонение
потребности от плана (+/-)
|
-
|
-176
|
-209
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 2.3, расчетная потребности
в запчастях продуктах всегда оказывается ниже, чем плановый показатель и
значительно ниже реального объема закупок. Это говорит о несовершенстве данного
метода определения потребности применительно к данному виду материалов,
закупаемых организацией.
торговля хозяйственный связь
предприятие
2.3 Поставщики товаров и их
характеристика
Основные поставщики запасных частей для
оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Поставщики запасных частей для
оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» за 2010-2012 гг.
Объемы
поставок, млн р.
|
Год
|
2012
год к 2010
|
|
2010
|
2011
|
2012
|
темп
роста, %
|
отклонение
доли, +/-
|
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
|
|
ООО
«СлавСТО», Минск
|
34
|
5,06
|
42
|
5
|
58
|
5,17
|
169,5
|
0,11
|
ОДО
«Белгидромаш», Гомель
|
277
|
41,29
|
333
|
39,57
|
437
|
39,26
|
157,7
|
-2,04
|
ЧТУП
«Агростройинструмент», Гомель
|
104
|
15,45
|
133
|
15,78
|
184
|
16,53
|
177,5
|
1,08
|
ЗАО
«Белнасоспром», Минск
|
34
|
5,06
|
42
|
4,96
|
55
|
4,96
|
162,6
|
-0,1
|
ООО
«НК-БелГидроАппарат», Гомель
|
51
|
7,58
|
63
|
7,5
|
76
|
6,82
|
149,2
|
-0,77
|
ООО
«Промобеспечение», Минск
|
106
|
15,73
|
147
|
17,49
|
207
|
18,6
|
196,1
|
2,86
|
ООО
«Станкоиндустрия», Минск
|
30
|
4,49
|
38
|
4,56
|
44
|
3,93
|
145,2
|
-0,57
|
ЧТУП
«АлираСервис», Минск
|
36
|
5,34
|
43
|
5,15
|
53
|
4,75
|
147,5
|
-0,59
|
Итого:
|
671
|
100
|
841
|
100
|
1113
|
165,9
|
-
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 2.4, объемы закупок
запасных частей для оборудования в 2012 году по сравнению с 2010 году растут по
всем поставщикам. Так наиболее высокий рост закупок наблюдается у ООО
«Промобеспечение» (196,1%), ЧТУП «Агростройинструмент» (177,5%) и ООО «СлавСТО»
(169,5%).
Что касается отклонения по доле, то тут можно
заметить, что в 2012 по сравнению с 2010 годом в поставках снижается доля ОДО
«Белгидромаш» (2,04 п), ООО «НК-БелГидроАппарат» (-0,77п), ЧТУП «АлираСервис»
(-0,59п) и ООО «Станкоиндустрия» (-0,57п).
Для наглядности представим структуру закупок
автозапчастей в 2012 году на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Структура поставок запасных частей
для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2012 году (по
поставщикам)
Как видно из рисунка 2.1, наибольшую долю
запчастей организация закупает у ОДО «Белгидромаш» (39,2%), так как данное
предприятие располагает наиболее широким ассортиментом запчастей, является
производителем, следовательно, цены на нем на запчасти ниже, чем цены
посредников.
Также относительно большие доли закупок у ООО
«Промобеспечение» (18,6%) и ЧТУП «Агростройинструмент» (16,53%). Данные
предприятия также расположены недалеко от организации и реализуют широкий
ассортимент запчастей.
Доля закупок у остальных поставщиков варьируется
от 7 до 3%.
Для более подробного анализа рассмотрим закупки
запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» у различных
поставщиков в зависимости от их юридического статуса.
Таблица 2.5 - Структура закупок запасных частей
для оборудования из различных источников РУП «Гомельский завод «Гидропривод»
2010-2012 гг.
Объемы
поставок, млн р.
|
Год
|
2012
в % к
|
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011
|
2010
|
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
|
|
1.
Государственные предприятия-изготовители
|
64
|
9,5
|
80
|
9,5
|
99
|
8,9
|
123,8
|
154,7
|
2.
Негосударственные предприятия-изготовители
|
538
|
80,2
|
676
|
80,4
|
904
|
81,2
|
133,7
|
168,0
|
3.
Оптовые посредники
|
69
|
10,3
|
85
|
10,1
|
110
|
9,9
|
129,4
|
159,4
|
Итого:
|
671
|
100
|
841
|
100
|
1113
|
100
|
132,3
|
165,9
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 2.5, большую долю в
структуре предприятий-поставщиков занимают предприятия-изготовители (90,1%),
так как цены предприятий-изготовителей ниже, чем цены оптовых посредников,
также на предприятиях-изготовителях достаточно большой выбор продукции
собственного производства.
Также с каждым годом увеличивается доля
негосударственных предприятий-изготовителей. Так в 2012 году она составляет уже
81,2%, что вызвано большим ассортиментом предлагаемых запчастей, и более
выгодными условиями сотрудничества по сравнению с остальными предприятиями. Что
касается географии поставщиков, то их распределение представлено в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Группировка поставщиков запасных
частей для оборудования по территориальному признаку РУП «Гомельский завод
«Гидропривод» за 2010-2012 гг.
Поставщики,
млн р.
|
Год
|
2012
в % к
|
|
2010
|
2011
|
2012
|
2011
|
2010
|
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
объем
|
уд.
вес, %
|
|
|
1.
Областные
|
432
|
64,4
|
529
|
62,9
|
697
|
62,6
|
131,8
|
161,3
|
2.
Республиканские
|
239
|
35,6
|
312
|
37,1
|
416
|
37,4
|
133,3
|
174,1
|
Итого:
|
671
|
100
|
841
|
100
|
1113
|
100
|
132,3
|
165,9
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Из таблицы 2.6 видно, что основную долю
поставщиков составляют областные поставщики (62,6%) из-за более выгодных
условий по доставке товаров. Однако, так как областные поставщики не
обеспечивают в полной мере потребности организации 37,4% занимают республиканские
поставщики, не смотря на то, что при работе с республиканскими поставщиками
требуются большие транспортные расходы, которые повышают стоимость запасных
частей. Что касается географии поставщиков, то все республиканские поставщики
организации находятся в городе Минске.
2.4 Организация договорной работы и
ее эффективность
Проведем анализ деятельности по заключению
договоров на поставку запасных частей для оборудования.
Отправление заявки на поставку продукции
осуществляется при помощи факсимильной связи, электронной почты или письмом и
регистрируется в канцелярии в журнале регистрации входящих документов
Переговоры проводятся как на территории
предприятия, так и за его пределами по предварительному согласованию сторон. В
процессе переговоров оговариваются условия контракта, касающиеся сроков и
объемов поставок, уровня цен, условий оплаты продукции, качества продукции и
т.д.
Проект контракта готовит куратор по типовой
форме под руководством заместителя начальника отдела снабжения.
Анализ контракта (договора) осуществляется по
следующим элементам контракта (договора):
номер договора, дата и место заключения
договора;
преамбула договора;
предмет договора;
цена и количество товара и сумма договора;
расчеты за поставляемый товар;
срок и условия поставки;
упаковка и маркировка;
сдача-приемка, качество и экологическая
безопасность товара, рекламации;
дополнительные условия (при необходимости);
ответственность сторон;
форс-мажор;
изменение договора, порядок расторжения и
продления договора, срок действия договора;
споры и разногласия;
заключительные положения;
юридические адреса и подписи сторон;
спецификация поставляемого по договору товара.
При согласовании условий проекта контракта
(договора) куратор в обязательном порядке осуществляет контроль его содержания,
т.е. соответствие требованиям по форме и сути контракта (договора).
Согласование контракта со службами предприятия и
его оформления осуществляется оперативно и в первоочередном порядке.
Рассмотрение и утверждение у каждой из служб
предприятия позиций проекта договора, подответственных им, в случае
необходимости не должно превышать более 4 рабочих часов, для юридического
отдела - 1 рабочего дня.
При несогласовании контракта службами завода
письменно прилагаются причины невозможности выполнения условий контракта.
Заключение должно быть подписано ответственным лицом с указанием должности,
расшифровкой подписи и даты.
В случае, когда при исполнении контракта
возникает необходимость изменить условия договора, куратор соответствующий
пункт изменения (приложения) согласовывает со службой, ответственной за
рассмотрение изменяемой части контракта.
Если договор был в редакции поставщика
(сторонней организации), то изменения со стороны РУП «Гомельский завод
«Гидропривод» оформляются протоколом согласования, если же договор в редакции
РУП «Гомельский завод «Гидропривод», то изменения со стороны поставщика
оформляются протоколом разногласий.
При заключении контракта куратор получает от
поставщика следующие документы:
копии свидетельства о государственной регистрации
и/или копию документа о присвоении номера налогоплательщика (для резидентов РБ
и СНГ);
копию лицензии (в необходимых случаях);
доверенность (в случае подписания договора по
доверенности).
Контракт считается подготовленным к заключению,
когда стороны пришли к соглашению по всем существующим позициям контракта.
Инициатором изменений может выступать как
потребитель, так и производитель.
На основании заключенных договоров РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» высылает заявку на поставку партии продукции.
Куратор при условии предоплаты получает счет для оплаты, контролирует выделение
на оплату денежных средств в соответствии со счетом.
Объектами мониторинга договорной работы являются
объемы выполнения заявок и поставка продукции. Мониторинг выполнения заявок основан
на постоянном самоконтроле куратором отдела снабжения и периодическом контроле
деятельности (не реже одного раза в месяц) начальником отдела снабжения.
Критериями оценки результативности являются:
выполнение объема заявок в процессе исполнения
контрактов по всем видам материалов;
выполнение показателя поставки по всем видам
материалов.
Специалист по требованию начальника представляет
информацию о ходе выполнения объемов поставки для принятия при необходимости
корректирующих и предупреждающих действий.
Условия договоров поставок более подробно
рассмотрены в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Условия поставок по договорам с
поставщиками запасных частей для оборудования РУП «Гомельский завод
«Гидропривод» на 2012 г.
Поставщик
|
Срок
действия договора
|
Наличие
согласованной спецификации
|
Качество
товаров
|
Порядок
доставки товаров
|
Порядок
оплаты транспортных расходов
|
Тара
и упаковка
|
Порядок
оплаты товаров
|
Имущественная
ответственность
|
Дополнительные
условия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поставщика
|
покупателя
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
ООО
«СлавСТО»
|
Заключается
на разовые поставки
|
Количество
и стоимость товаров прописываются в договоре
|
Соотв.
техническим условиям
|
Поставляется
до 28.02.2012, доставка за счет поставщика
|
За
счет Поставщика, на условиях FСA¬¬- г. Гомель, РУП «Гомельский завод «Гидропривод»
|
-
|
Отсрочка
в течение 15 календарных дней с момента поставки
|
Сроки
отгрузки товара, соответствие товара по качеству и комплектности
|
В
случае просрочки оплаты за товар Покупатель обязуется оплатить Поставщику
штраф в размере 0,15% за каждый день просрочки
|
-
|
ОДО
«Белгидромаш»
|
До
31.12.2012
|
Количество
и стоимость товаров прописываются в договоре
|
Соответствие
техническим условиям и нормативно-технической документации
|
В
течение 5 дней с момента оплаты договора
|
Поставка
на условиях франко-станция назначения
|
-
|
Предоплата
в течение 5 дней с момент подписания спецификации
|
За
просрочку поставки или недопоставку товара пеня в размере 0,03% стоимости
товара за каждый день просрочки
|
При
несвоевременной оплате товара Покупатель уплачивает Поставщику пеню в размере
0,03% за каждый день просрочки
|
-
|
|
ООО
«Промобеспечение»
|
До
момента выполнения обязательств
|
Количество
и стоимость товаров прописываются в договоре
|
Соответствие
требования технических условий
|
Автотранспортом
поставщика, согласование поставки за 5 рабочих дней
|
За
счет Поставщика, на условиях франко-станция назначения
|
-
|
50%
предоплаты в течение пяти календарных дней, окончательная оплата в 30 дней с
момента поставки
|
Сервисное
обслуживание в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации
|
виновная
сторона обязуется оплатить пострадавшей стороне штраф в размере 0,03% за
каждый день просрочки от суммы невыполнения обязательств
|
-
|
|
ООО
«Станкоиндустрия»
|
До
полного исполнения обязательств
|
Количество
и стоимость товаров прописываются в договоре
|
Соответствие
требования технических условий
|
Самовывоз
после подписания договора
|
За
счет Поставщика, на условиях франко-станция назначения
|
-
|
100%
предоплата
|
Согласно
законодательству РБ
|
Согласно
законодательству РБ
|
-
|
|
ЗАО
«Белнасоспром»
|
До
полного исполнения обязательств
|
Количество
и стоимость товаров прописываются в договоре
|
Соответствие
требования технических условий
|
Самовывоз
после подписания договора
|
транспортом
Покупателя за счет Покупателя
|
-
|
100%
предоплата
|
Согласно
законодательству РБ
|
Согласно
законодательству РБ
|
-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 2.7, поставщики организации
работают с РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях
предоплаты, что говорит об недостаточно эффективных связях с поставщиками и
диктовке ими своих условий при работе с организацией.
Условия поставки всеми поставщиками, кроме ЗАО
«Белнасоспром» прописываются на основании доставки транспортом поставщика на
условиях франко-станция назначения.
Что касается условий имущественной ответственности,
то здесь поставщики прописывают штрафные санкции только со стороны покупателя.
Со стороны поставщика ответственность прописывается в основном только за
поставку некачественной продукции. Также регламентируются сроки поставки товара
с момента предоплаты.
Что касается санкций, то тут следует отметить,
что они прописываются в том виде, как закреплены законодательными актами.
Часто в договорах содержится дополнительная
информация согласно специфике поставляемого товара и возникающей в связи с этим
ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
основными недостатками организации материально-технического снабжения запасными
частями для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» являются
следующие:
фактические показатели поставок запчастей
превышают плановые, такое планирование поставок может привести к отсутствию
запчастей для оборудования в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в момент его
поломки;
система согласования договоров по службам
организации для осуществления контроля за договорной работой не
компьютеризирована;
поставщики организации работают с РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях предоплаты.
3. Основные направления
совершенствования хозяйственных связей с поставщиками товаров
В будущем РУП «Гомельский завод «Гидропривод»
имеет определенные возможности для снижения товарных запасов до оптимальных
размеров за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации
излишне завезенных товаров другим предприятиям, и, следовательно, имеется возможность
для ускорения товарооборачиваемости.
Также руководству и специалистам предприятия в
будущем необходимо проводить определенные мероприятия по снижению запасов
залежалых и неходовых товаров путем уменьшения свободной торговой надбавки на
данные товары с целью быстрейшей их реализации.
Совершенствование же хозяйственных связей РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» с поставщиками представляется возможным в двух
направлениях.
Первое направление носит организационный
характер. Оно заключается в совершенствовании обмена информацией между
предприятием-продавцом и предприятием-покупателем и уменьшении количества
посредников с целью упрощения и ускорения процесса принятия решений, в
организации отношений доверия и взаимоуважения между партнерами.
Второе же направление совершенствования
хозяйственных связей предприятия с поставщиками представляет собой основанное
на компьютеризации упрощение документооборота. Эти направления взаимосвязаны,
один путь совершенствования практически невозможен без другого.
Однако второе направление совершенствования
хозяйственных связей является более сложным и запутанным процессом, поэтому его
следует рассмотреть более подробно.
Итак, компьютеризация хозяйственных связей
предприятия с поставщиками представляет собой максимально возможное
использование ЭВМ, электронной почты и Интернета с целью упрощения и ускорения
коммуникаций между предприятиями. За счет боле широкого использования
компьютеров и Интернета персоналу предприятий не придется тратить много времени
на набор, распечатку текстов документов и их пересылку, а также на ведение
отчетности. К тому же, компьютеризация хозяйственных связей имеет и множество
других положительных черт.
Таким образом, при более широком использовании
предприятиями возможностей компьютеризации и электронных средств коммуникаций
предприятие может экономить на:
времени (сообщения по электронной почте
доставляются практически мгновенно, при использовании электронных шаблонов
значительно ускоряется и упрощается процесс обработки документов и их
редактирования, ведение электронных баз данных позволяет на порядок увеличить
скорость поиска нужной информации);
операционных расходах (использование электронных
версий документов позволяет значительно снизить затраты на приобретение бумаги
и расходных материалов, использование электронных средств коммуникаций
позволяет снизить затраты на оплату почтовых расходов и услуг связи);
оплате труда персонала (упрощение поиска
информации, ведения отчетности и общего документооборота делает возможным
уменьшение численности административного персонала предприятия).
То есть, компьютеризация хозяйственных связей с
поставщиками позволит предприятию экономить время и деньги, а также более
быстро принимать обоснованные решения.
Важным условием этого способа повышения
эффективности хозяйственных связей с поставщиками является его взаимность:
соответствующие условия работы должны быть организованы как на
предприятии-покупателе, так и на предприятии-продавце.
Во второй главе курсовой работы было выявлено,
что потребность в запасных частях для оборудования каждый год превышает
плановый показатель, что говорит о необходимости изменения метода для расчета
потребности. Предлагается использовать статистический метод.
Для этого метода необходимо рассчитать средние
темпы роста поставок от организаций по данным за три года. Данные о поставках и
темпах роста представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Объемы поставок запчастей для
оборудования по поставщикам в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в 2010-2012
гг.
Поставщики
|
Год
|
|
2010
|
2011
|
2012
|
|
объем
|
Темп
роста (%) 2010 г. к (от) 2009 г.
|
объем
|
Темп
роста (%) 2011 г. к (от) 2010 г.
|
объем
|
темп
роста (%) 2012 г. к (от) 2011 г.
|
ООО
«СлавСТО», Минск
|
34
|
129,5
|
42
|
123,5
|
58
|
136,9
|
ОДО
«Белгидромаш», Гомель
|
277
|
118,5
|
333
|
120,2
|
437
|
131,1
|
ЧТУП
«Агростройинструмент», Гомель
|
104
|
135,2
|
132
|
127,2
|
184
|
139,4
|
ЗАО
«Белнасоспром», Минск
|
34
|
149,5
|
42
|
123,5
|
55
|
131,5
|
ООО
«НК-БелГидроАппарат», Гомель
|
51
|
121,4
|
63
|
123,5
|
76
|
120,2
|
ООО
«Промобеспечение», Минск
|
106
|
131,5
|
147
|
139,1
|
207
|
140,9
|
ООО
«Станкоиндустрия», Минск
|
30
|
115,2
|
38
|
124,8
|
44
|
115,9
|
ЧТУП
«АлираСервис», Минск
|
36
|
127,7
|
44
|
123,1
|
53
|
119,9
|
Итого:
|
671
|
125,2
|
841
|
125,2
|
1113
|
132,4
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 3.1, наиболее быстрыми
темпами растут поставки по таким поставщикам, как ООО «Промобеспечение»
(средний темп роста 137,1%), ЧТУП «Агростройинструмент» (средний темп роста
133,9%) и ООО «СлавСТО» (средний темп роста 130,0%).
Наиболее медленными темпами растут темпы
поставок от
ООО «Станкоиндустрия» (средний темп роста 118,6%), ЧТУП «ГрандДеталь» (средний
темп роста 123,5%) и ЧТУП «АлираСервис» (средний темп роста 121,7%).
Средний темп роста по всем поставщикам за
2010-2012 гг. составил 127,6%.
Далее в таблице 4.2 представим средние темпы
роста по каждому поставщику за три года.
Таблица 3.2 - Разница между плановыми
показателями по поставкам автозапчастей на 2013 г.
Поставщик
|
Средний
темп роста
|
Расчетный
плановый показатель на 2013 год
|
Плановый
показатель
|
Отклонение
(+/-)
|
ООО
«СлавСТО», Минск
|
130,0
|
75
|
62
|
-13
|
ОДО
«Белгидромаш», Гомель
|
123,2
|
538
|
-52
|
ЧТУП
«Агростройинструмент», Гомель
|
133,9
|
246
|
211
|
-35
|
ЗАО
«Белнасоспром», Минск
|
134,8
|
75
|
65
|
-10
|
ООО
«НК-БелГидроАппарат», Гомель
|
121,7
|
92
|
87
|
-5
|
ООО
«Промобеспечение», Минск
|
137,1
|
284
|
239
|
-45
|
ООО
«Станкоиндустрия», Минск
|
118,6
|
52
|
47
|
-5
|
ЧТУП
«АлираСервис», Минск
|
123,5
|
65
|
62
|
-3
|
Итого:
|
127,6
|
1419
|
1259
|
-160
|
Примечание - Источник: составлено автором по
данным организации
Как видно из таблицы 3.2, наибольшая разница в
плановых показателях наблюдается для ОДО «Белгидромаш», ООО «Промобеспечение» и
ЧТУП «Агростройинструмент».
Многие предприятия из тех, с которыми работает
организация, предусматривают систему скидок при заключении договора на большие
партии продукции.
Положительный момент в заключении договора на
весь год заключается также в стабильности организации, возможности получить
дополнительные преимущества в виде отсрочки платежа, повышения точности
поставок и т.п.
Рассмотрим, какие скидки может попросить сейчас
РУП «Гомельский завод «Гидропривод» у поставщиков при условии заключения
договора сразу на больший объем продукции:
ОДО «Белгидромаш» предоставляет скидку 5% при
заключении договора на сумму более 500 млн р.;
ООО «Промобеспечение» предоставляет скидку 3%
при заключении договора на сумму более 250 млн р.
Следовательно, дополнительный доход, который
может получить организация, составляет:
Доход = 538 * 0,05 + 284 * 0,03 = 26,9 + 8,52 =
35,42 млн р.
Это значительный эффект для организации в сфере
поставок запасных частей для оборудования, следовательно, мероприятие является
эффективным и требует внедрения в деятельность РУП «Гомельский завод
«Гидропривод».
Заключение
Сущность хозяйственных связей торговли с
промышленностью заключается в организации перемещения производимых
промышленными предприятиями продуктов от предприятий-производителей продуктов
до конечных потребителей этих продуктов при посредничестве торговых
предприятий.
Этап формирования хозяйственных связей
представляет собой принятие участвующими в них предприятиями взаимных обязательств,
которые определяют их права и обязанности по поставкам товаров в форме
различного рода договоров, контрактов, заключаемых между предприятиями торговли
и промышленности.
Содержание хозяйственных связей торговли с
промышленностью представляет собой совокупность всех отношений, возникающих
между торговыми предприятиями и производителями продукции, по организации
товародвижения и сбора и анализа маркетинговой информации.
Республиканское унитарное предприятие Гомельский
завод «Гидропривод» основано в 1961 году и является одним из ведущих
предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь. В 1977 году на
базе завода образовано объединение, в которое в настоящее время входят дочерние
предприятия «Наровлянский завод «Гидроаппаратура» и Хойникский завод
«Гидроаппаратура». В 2004 году РУП «Гомельский завод «Гидропривод» включено в
состав ПО «Минский тракторный завод»
Объем произведенной продукции вырос в 2010 году
по сравнению с 2010 годом на 81,8% и по сравнению с 2009 годом на 114,7%.
Причем рост данного показателя наблюдается не только в действующих, но и в
сопоставимых ценах, это говорит о том, что рост произведенной продукции
происходит быстрее роста цен, а следовательно, обусловлен ростом объемов
деятельности организации.
За весь период анализа организация терпит убытки
от внереализационной деятельности, также в 2011 г. она терпит убытки и от
операционной деятельности. Однако за весь период исследования организация
получает общую прибыль и чистую прибыль за счет высоких показателей прибыли от
реализации. Это свидетельствует об эффективности деятельности.
Что касается системы определения потребности, то
здесь можно сказать, что в организации проводится планирование и прогноз темпов
роста основных показателей деятельности. Основной составления данных планов
являются оценка объективной ситуации на рынке деятельности РУП «Гомельский
завод «Гидропривод».
Темп роста запасов составил 176,2% в 2009-2010
гг. и 137,8 в 2011-2010 гг. Отрицательным является рост удельного веса запасов
на 2,9% за исследуемый период, что говорит в недостаточно эффективном
управлении хозяйственными связями с поставщиками.
Расчетная потребность в запчастях продуктах
всегда оказывается ниже, чем плановый показатель и значительно ниже реального
объема закупок. Это говорит о несовершенстве данного метода определения
потребности применительно к данному виду материалов, закупаемых организацией.
Объемы закупок запасных частей для оборудования
в 2012 году по сравнению с 2010 году растут по всем поставщикам. Так наиболее
высокий рост закупок наблюдается у ООО «Промобеспечение» (196,1%), ЧТУП
«Агростройинструмент» (177,5%) и ООО «СлавСТО» (169,5%).
Наибольшую долю запчастей организация закупает у
ОДО «Белгидромаш» (39,2%), так как данное предприятие располагает наиболее
широким ассортиментом запчастей, является производителем, следовательно, цены
на нем на запчасти ниже, чем цены посредников.
С каждым годом увеличивается доля
негосударственных предприятий-изготовителей. Так в 2012 году она составляет уже
81,2%, что вызвано большим ассортиментом предлагаемых запчастей, и более
выгодными условиями сотрудничества по сравнению с остальными предприятиями.
Основную долю поставщиков составляют областные
поставщики (62,6%) из-за более выгодных условий по доставке товаров. Однако,
так как областные поставщики не обеспечивают в полной мере потребности
организации 37,4% занимают республиканские поставщики, не смотря на то, что при
работе с республиканскими поставщиками требуются большие транспортные расходы,
которые повышают стоимость запасных частей.
Поставщики организации работают с РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях предоплаты, что говорит
об недостаточно эффективных связях с поставщиками и диктовке ими своих условий
при работе с организацией.
Условия поставки всеми поставщиками, кроме ЗАО
«Белнасоспром» прописываются на основании доставки транспортом поставщика на
условиях франко-станция назначения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
основными недостатками организации материально-технического снабжения запасными
частями для оборудования РУП «Гомельский завод «Гидропривод» являются
следующие:
фактические показатели поставок запчастей
превышают плановые, такое планирование поставок может привести к отсутствию
запчастей для оборудования в РУП «Гомельский завод «Гидропривод» в момент его
поломки;
система согласования договоров по службам
организации для осуществления контроля за договорной работой не
компьютеризирована;
поставщики организации работают с РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» в основном на условиях предоплаты.
Совершенствование же хозяйственных связей РУП
«Гомельский завод «Гидропривод» с поставщиками представляется возможным в двух
направлениях.
Первое направление носит организационный
характер. Оно заключается в совершенствовании обмена информацией между
предприятием-продавцом и предприятием-покупателем и уменьшении количества
посредников с целью упрощения и ускорения процесса принятия решений, в
организации отношений доверия и взаимоуважения между партнерами.
Второе же направление совершенствования
хозяйственных связей предприятия с поставщиками представляет собой основанное
на компьютеризации упрощение документооборота. Эти направления взаимосвязаны,
один путь совершенствования практически невозможен без другого.
Многие предприятия из тех, с которыми работает
организация, предусматривают систему скидок при заключении договора на большие
партии продукции.
Дополнительный доход, который может получить
организация, от заключения договор на большие суммы и сразу на год составит
35,42 млн р. Это значительный эффект для организации в сфере поставок запасных
частей для оборудования, следовательно, мероприятие является эффективным и
требует внедрения в деятельность РУП «Гомельский завод «Гидропривод».
Список использованной литературы
1. Виноградова
С. Н. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / С.Н. Виноградова, О.В.
Пигунова. - Минск: Выш. шк., 2009. - 623 с.
2. Ермолович
Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Л.Л.
Ермалович. - Минск: Соврем.,школа, 2006. - 736 с.
. Закон
Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и
автомобильных перевозках» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. №
64. - С. 8-12.
. Крылов
Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции:
учеб. пособие для вузов / Э.И. Крылов, В.М. Власова, И.В. Журакова. М.: Финансы
и статистика, 2005. - 720 с.
. Липень
Л.И. Образцы договоров, используемые в хозяйственной деятельности/ Л.И. Липень,
Н.Г. Володько. - 8-е изд., перераб и доп. - Минск: Амалфея, 2006. - 456 с.
. Манько
А.В. Коммерция: учеб.-метод. пособие / А.В. Манько. - М.: Финансы и статистика,
2007. - 256 с.
. Маркарьян
Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / Э.А.
Маркарьян.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 560 с.
. Министерство
экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Минск:
Мин-во экон. РБ, 2012. - Режим доступа: http://www. economy.gov.by, свободный.
- Загл. с экрана.
. Минько
Э.В. Основы коммерции: учеб. пособие для вузов/Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М.:
ЮНИТИ-ДАТА, 2007. - 546 с.
. О
государственных закупках: Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября
2008. № 618 // Нац. реестр прав. актов Респ. Беларусь. - 2008. - № 144. - С.
541.
. Организация
коммерческой деятельности: справ. пособие / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ.
ред. С.Н. Виноградовой. - Минск: Выш. шк., 2010. - 464 с.
. Осипова
Л.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. для вузов / Л.В. Осипова, И.М.
Синяева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
. Основные
положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на
2011-2015 годы: проект // Беларусь Сегодня. - 11 ноября 2010г. - С. 17-28.
. Половцева
Ф.П. Коммерческая деятельность: учебник для вузов/ Ф. П. Половцева. - М.:
ИНФРА-М, 2010. - 248 с.
. Положение
о поставках товаров в Республике Беларусь: постановление Кабинета Министров
Республики Беларусь от 8.07.1996 г., № 444. // О поставках товаров в Республике
Беларусь: нормативные правовые акты Республики Беларусь: текст приведен по
состоянию на 25.04.2005 г. - Минск: ДИКТА, 2005. - 28 с.
. Портал
информационной поддержки экспорта [Электронный ресурс] - Электрон. дан. -
Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.export.by, свободный. - Загл. с
экрана.
. Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Минск:
«Экоперспектива», 2007. - 542 с.
. Снабженческо-сбытовая
деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Байбардина, И.А. Байбардин, И.И. Грищеню,
Л.И. Старовойтова - Минск: ЗАО «Техноперспектива», 2004. - 319с.
. Толкачев
С.П. Договор поставки: пособие для студентов всех специальностей / С.П.
Толкачев. - Гомель, БТЭУ, 2001. - 52 с.
. Толкачев
С.П. Правовое регулирование финансовой и хозяйственной деятельности. Договор
поставки: учебное наглядное пособие для студентов всех специальностей / С.П.
Толкачев. - Гомель, БТЭУ, 2001.-31 с.
. Чечевицына
Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / Л.Н.
Чечевицына.- М.: Дашков и К, 2006.- 352 с.