Разработка финансовой стратегии финансовой стратегии ОАО 'Садко'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,58 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка финансовой стратегии финансовой стратегии ОАО 'Садко'

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия

.1 Понятие, цели и методы разработки финансовой стратегии предприятия

1.2 Этапы разработки финансовой стратегии предприятия

Глава 2. Практическая часть

2.1 Оценка динамики и структуры статей финансовой отчетности

2.2 Оценка ликвидности предприятия

2.2.1 Анализ ликвидности баланса

2.2.2 Коэффициенты ликвидности

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия

2.4 Оценка деловой активности предприятия

2.5 Оценка рентабельности предприятия

2.5.1 Показатели рентабельности

2.5.2 Эффект финансового рычага

2.6 Оценка безубыточности бизнеса

2.7 Оценка угрозы банкротства

2.8 Рейтинговая оценка деятельности предприятия

2.9 Разработка финансовой стратегии ОАО «Садко»

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение


В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к формированию финансовой стратегии стремительно возрастает.

В самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция, дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

В условиях ужесточающейся конкуренции развитие предприятия зависит от трех групп факторов: внутренней среды, внешней среды, динамических способностей.

Единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие даже одной отрасли уникально, поэтому индивидуально и определение его стратегии, которая зависит от его потенциала, а также от многих внешних факторов.

В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

Все вышесказанное определило актуальность данной темы и позволило выделить для теоретического и практического исследования проблему формирования финансовой стратегии предприятия.

Целями курсовой работы является:

получение целостного представления об анализе хозяйственной деятельности, как важнейшей функции управления предприятием;

углубление знаний по указанной дисциплине;

развитие навыков аналитического мышления, самостоятельной работы по проведению экономического анализа на примере конкретного предприятия,

совершенствование умения оценивать эффективность работы предприятия в динамически изменяющихся условиях среды функционирования, а также использовать результаты анализа для комплексного планирования деятельности предприятия.

Практической целью курсовой работы является разработка финансовой стратегии ОАО «Садко».

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности и разработки финансовой стратегии предприятия;

проанализировать финансовое состояние ОАО «Садко»;

дать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Садко»;

разработать финансовую стратегию ОАО «Садко».

Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объектом исследования в курсовой работе является финансовая отчетность ОАО «Садко».

В ходе проведения анализа использовались такие теоретические источники, как Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Грачев А.В. «Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия», Бланк И.А. «Финансовый менеджмент», Ронова Г.Н. «Финансовый менеджмент».

Источниками данных для анализа финансового состояния предприятия являются:

­    бухгалтерский баланс (форма №1);

­    отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе представлены теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия. Во второй главе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Садко», даны рекомендации по совершенствованию деятельности общества, а также разработана финансовая стратегия рассматриваемого предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты разработки финансовой стратегии предприятия

 

.1 Понятие, цели и методы разработки финансовой стратегии предприятия


В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения [1].

Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться [13].

При разработке финансовой стратегии нужно учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденций развития отечественных финансовых рынков, возможностей диверсификации деятельности предприятия [6].

Различают генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач (достижение частных стратегических целей).

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели [13].

Главной стратегической целью финансов является обеспечение предприятия необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами.

Финансовая стратегия предприятия в соответствии с главной стратегической целью обеспечивает:

·  формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;

·        выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;

·        ранжирование и поэтапное достижение задач;

·        соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

·        объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;

·        создание и подготовку стратегических резервов;

·        учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;

·        определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;

·        маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия, В генеральной финансовой стратегии определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.

Задачи финансовой стратегии:

·        исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

·        разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;

·        определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

·        выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

·        обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

·        обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;

·        определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;

·        изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;

·        разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление [13].

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии - обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия [1].

При разработке финансовой стратегии предприятия целесообразно выделять следующие доминантные сферы (направления) развития финансовой деятельности:

·        Стратегия формирования финансовых ресурсов предприятия. Цели, задачи и основные стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на финансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия и соответственно подчинены ей.

·        Стратегия распределения финансовых ресурсов предприятия. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии должны быть, с одной стороны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, а с другой, составлять основу формирования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

·        Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой доминанты финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития.

·        Стратегия повышения качества управления финансовой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой доминанты финансовой стратегии разрабатываются финансовыми службами предприятия и включаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия.

Более подробно характеристика доминантных сфер (направлений) стратегического финансового развития предприятия представлена в приложении 1[2].

Разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием: «гибкого бюджета», процента от продаж, анализа безубыточности, управления расходами, а также ситуационные планы.

Метод «гибкого бюджета» предусматривает определение капитальных затрат по проектам программы развития не в виде фиксированных сумм, а в виде нормативов расходов, используемых как базу определения показателей деятельности предприятия.

Метод процента от продаж используется для получения по каждому элементу прогнозируемого бюджета и уровня прибыли с запланированных объемов продаж. В качестве отправных процентных отношений выбираются отношения, которые имеют место в текущей деятельности, полученные по ретроспективным или прогнозным данным.

Метод безубыточности (break-even-point) - метод анализа точки разрыва - разрешает:

ü  определить объемы производства и продажи, которые удовлетворяют условиям безубыточности;

ü  получить информацию для определения размера прибыли, обеспечивать гибкость долгосрочных финансовых планов за счет возможностей вариации расходов, цен, объемов продажи.

Метод управления расходами, в основе которого лежат три принципа: полуфабрикатный метод учета расходов, системо-составляющая деятельность главного экономического управления предприятием и использование мотивационных установок отдельных производств (сегментов деятельности), которые выделены в самостоятельные центры ответственности. Данный метод эффективно используется для уже постоянной номенклатуры предприятия и может распространяться на управление расходами по крупным контрактам. Каждый центр ответственности может принимать участие в одном или нескольких контрактах предприятия.

Практика показывает, что механизмы адаптации планов предприятия к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии [6].

Матрица финансовых стратегий

Прогноз финансово-хозяйственного состояния предприятия может упредить неблагоприятные факторы и явления своего развития. Большую помощь в этом могут оказать матрицы финансовой стратегии. Матрицы помогают спрогнозировать "критический путь" предприятия на ближайшие годы, наметить допустимые пределы риска и выявить порог возможностей предприятий. Из большого разнообразия матриц рассмотрим такую, в которой значение результата финансово-хозяйственной деятельности комбинируется с различными значениями результата хозяйственной деятельности и результата финансовой деятельности. Использование этой матрицы рекомендуется французскими учеными и практиками Ж. Франшоном и И. Романе.

Выглядит она следующим образом:


РФД<< 0

РФД = 0

РФД >> 0

   А



РХД>>0

1 РФХД= 0

4 РФХД>0

6 РФХД>>0



СОЗДАНИЕ ЛИКВИДНЫХ СРЕДСТВ

РХД = 0

7 РФХД< 0

2 РФХД=0

5 РФХД>0





РХД<<0

9 РФХД<<0

8 РФХД<0

3 РФХД=0


ПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИКВИДНЫХ СРЕДСТВ

    Б

РХД - результат хозяйственной деятельности.


РФД - результат финансовой деятельности.

РФХД - результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД = РХД + РФД).

По диагонали АВ проходит граница между двумя основными зонами. Над диагональю - зона положительных значений аналитических показателей (зона успехов). Под диагональю - зона отрицательных значений аналитических показателей (зона дефицитов). Три позиции равновесия: квадраты 1,2,3; РФХД = 0. Три позиции дефицита: квадраты 7,8,9; РФХД <0. Три позиции успеха: квадраты 4, 5, 6; РФХД > 0 [9].

1.2 Этапы разработки финансовой стратегии предприятия


Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам (рис. 1.2).

1.Определение общего периода формирования финансовой стратегии

Этот период зависит от ряда условий.

Главным условием его определения является продолжительность периода, принятого для формирования общей стратегии развития предприятия - так как финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер, она не может выходить за пределы этого периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

Рис. 1.2. Основные этапы процесса разработки финансовой стратегии предприятия

Важным условием определения периода формирования финансовой стратегии предприятия является предсказуемость развития экономики в целом и конъюнктуры тех сегментов финансового рынка, с которыми связана предстоящая финансовая деятельность предприятия - в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным и в среднем должен определяться рамками 3 лет.

Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

. Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка

Такое исследование предопределяет изучение экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде. Кроме того, на этом этапе разработки финансовой стратегии анализируется конъюнктура финансового рынка и факторы ее определяющие, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей финансовой деятельностью предприятия.

. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия

Главной целью этой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников предприятия и максимизация его рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия.

Система стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; оптимизацию структуры активов и используемого капитала; приемлемость уровня финансовых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.

Систему стратегических целей финансового развития следует формировать четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях - целевых стратегических нормативах. В качестве таких целевых стратегических нормативов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия могут быть установлены:

·        среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;

·        минимальная доля собственного капитала в общем объеме используемого капитала предприятия;

·        коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия;

·        соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия;

·        минимальный уровень денежных активов, обеспечивающих текущую платежеспособность предприятия;

·        минимальный уровень самофинансирования инвестиций;

·        предельный уровень финансовых рисков в разрезе основных направлений хозяйственной деятельности предприятия.

. Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации

В процессе этой конкретизации обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.

Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации разработанных показателей финансовой стратегии с показателями общей стратегии развития предприятия, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры финансового рынка.

Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени всех целевых стратегических нормативов финансовой деятельности между собой.

. Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности

Этот этап формирования финансовой стратегии является наиболее ответственным.

Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления.

В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной стратегической цели этой деятельности.

Формирование финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия может носить многоуровневый характер. Так, например, в рамках политики управления активами предприятия могут быть разработаны политика управления оборотными и внеоборотными активами. В свою очередь политика управления оборотными активами может включать в качестве самостоятельных блоков политику управления отдельными их видами и т.п.

Система формирования финансовой политики по основным аспектам финансовой деятельности в рамках общей финансовой стратегии предприятия представлена в приложении 2.

. Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии

В системе этих мероприятий предусматривается формирование на предприятии "центров ответственности" разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение эффективности финансовой деятельности и т.п.

. Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии. Она является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия и проводится по следующим основным параметрам:

·    согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов в реализации этих стратегий;

·    согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды. В процессе этой оценки определяется насколько разработанная финансовая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных его сегментов;

·        внутренняя сбалансированность финансовой стратегии. При проведении такой оценки определяется насколько согласуются между собой отдельные цели и целевые стратегические нормативы предстоящей финансовой деятельности; насколько эти цели и нормативы корреспондируют с содержанием финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности; насколько согласованы между собой по направлениям и во времени мероприятия по обеспечению ее реализации.

·        реализуемость финансовой стратегии. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности предприятия в формировании собственных финансовых ресурсов. Кроме того, оценивается уровень квалификации финансовых менеджеров и их технической оснащенности с позиций задач реализации финансовой стратегии;

·        приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии. В процессе такой оценки необходимо определить, насколько уровень прогнозируемых финансовых рисков, связанных с деятельностью предприятия, обеспечивает достаточное финансовое равновесие в процессе его развития и соответствует финансовому менталитету его собственников и ответственных финансовых менеджеров. Кроме того, необходимо оценить, насколько уровень этих рисков допустим для финансовой деятельности данного предприятия с позиций возможного размера финансовых потерь и генерирования угрозы его банкротства;

·        результативность разработанной финансовой стратегии. Оценка результативности финансовой стратегии может быть оценена прежде всего на основе прогнозных расчетов ранее рассмотренной системы основных финансовых коэффициентов. Наряду с этим могут быть оценены и нефинансовые результаты реализации разработанной стратегии - рост деловой репутации предприятия; повышение уровня управляемости финансовой деятельностью структурных его подразделений (при создании "центров ответственности"); повышение уровня материальной и социальной удовлетворенности финансовых менеджеров (за счет эффективной системы их материального стимулирования за результаты финансовой деятельности; более высокого уровня технического оснащения их рабочих мест и т.п.).

Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

Изложенная последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии предприятия может быть уточнена и детализирована с учетом особенностей финансовой деятельности предприятия и уровня стратегического мышления его финансовых менеджеров [2].

 


Глава 2. Практическая часть


Практическая часть курсовой работы будет рассчитана на основе бухгалтерской отчетности открытого акционерного общества «Садко».

Открытое акционерное общество «САДКО» образовано в 1993 году и в настоящее время является одним из крупнейших складских комплексов общей площадью более 100 000 кв.м.

Основным видом деятельности компании является предоставление услуг в сфере складской логистики.

Складской комплекс располагается в Южном административном округе г. Москвы в 5 км от московской кольцевой дороги (МКАД). Имеет удобные подъездные пути - Липецкая улица, Каширское шоссе, трасса Москва-Дон.

Складской комплекс ОАО «Садко» предлагает:

·        Холодные и отапливаемые склады;

·        Холодильные камеры с температурой -18С;

·        Офисные помещения.

На территории складского комплекса организованы:

·        парковки для легкового и грузового автотранспорта;

·        пункты общественного питания;

·        круглосуточная охрана.

На территории комплекса под подгрузку или выгрузку одновременно могут встать до 250 большегрузных автотранспортных средств и до20 железнодорожных вагонов. К складскому комплексу подходит железнодорожная ветка с выходом на Павелецкое направление Московско-Курской железной дороги.

Открытое акционерное общество «Садко» за годы существования успело надёжно зарекомендовать себя в сфере складской логистики и стать полноправным участником рынка складских услуг. Преимуществом компании является тот факт, что «Садко» предлагает в аренду складские помещения широкого спектра назначения (теплые и холодильные склады, низкотемпературные склады, морозильные камеры, офисные помещения), склады ответственного хранения. Миссия компании - предоставление качественных складских помещений под аренду. Основное предназначение компании «Садко» - удовлетворении потребностей производителей, импортеров, дистрибьюторов, логистических операторов в специализированных складах и обеспечении всех участников рынка качественными, оборудованными складскими помещениями в аренду на выгодных условиях. Основная цель компании - предоставление складских услуг на максимально высоком уровне в соответствии с мировыми стандартами.

 

.1 Оценка динамики и структуры статей финансовой отчетности


В таблице 1 представлен горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «Садко» за 2007 и 2008 год.

Таблица 1. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «Садко» за 2007 и 2008 год

Показатель

Код стр.

2007 год, тыс. руб.

2008 год, тыс. руб.

Отклонение

2007 год, %

2008 год, %





Абсолютное, тыс. руб.

Относительное,%



АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

261

261

0

0,00

0,09

0,06

Основные средства

120

223738

205757

-17981

-8,04

76,83

49,32

Незавершенное строительство

130

71

100

29

40,85

0,02

0,02

Долгосрочные финансовые вложения

140

1596

-


0,00

0,55

-

Прочие долгосрочные финансовые вложения

145

6

945

939

15650,00

0,00

0,23

ИТОГО по разделу I

190

225671

207063

-18608

-8,25

77,50

49,63

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

3364

3135

-229

-6,81

1,16

0,75

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

2653

2496

-157

-5,92

0,91

0,60

расходы будущих периодов

216

810

639

-171

-21,11

0,28

0,15

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

42

16

-26

-61,90

0,01

0,00

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

36136

48207

12071

33,40

12,41

11,56

покупатели и заказчики

241

2997

6711

3714

123,92

1,03

1,61

Денежные средства

260

25885

158765

132880

513,35

8,89

38,06

ИТОГО по разделу II

290

65526

210124

144598

220,67

22,50

50,37

БАЛАНС

300

291197

417187

125990

43,27

100,00

100,00

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

262

262

0

0,00

0,09

0,06

Добавочный капитал

420

99 797

99273

-524

-0,53

34,27

23,80

Резервный капитал

430

50

50

0

0,00

0,02

0,01

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

50

50

0

0,00

0,02

0,01

Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)

470

212740

72688

51,90

48,10

50,99

ИТОГО по разделу III

490

240161

312324

72163

30,05

82,47

74,86

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Отложенные налоговые обязательства

515

123

2125

2002

1627,64

0,04

0,51

ИТОГО по разделу IV

590

123

2125

2002

1627,64

0,04

0,51

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Кредиторская задолженность

620

50914

102738

51824

101,79

17,48

24,63

в том числе поставщики и подрядчики

621

2279

696

-1583

-69,46

0,78

0,17

Задолженность перед персоналом организации

622

9243

8288

-955

-10,33

3,17

1,99

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

1024

1087

63

6,15

0,35

0,26

задолженность по налогам и сборам

624

6290

23959

17669

280,91

2,16

5,74

прочие кредиторы

625

32078

68708

36630

114,19

11,02

16,47

ИТОГО по разделу V

690

50914

102738

51824

101,79

17,48

24,63

БАЛАНС

700

291197

417187

125990

43,27

100,00

100,00


Исходя из проведенного горизонтального и вертикального анализа бухгалтерского баланса ОАО «Садко» за 2007 и 2008 год можно сделать следующие выводы:

ü Внеоборотные активы предприятия за отчетный период уменьшились на 8,25% , что составляет 18 608 тыс. руб. в абсолютном выражении, доля внеоборотных активов в валюте баланса снизилась с 77,5% до 49,6%. Данные изменения произошли за счет сокращения основных средств за отчетный период на 8,04% (17981 тыс. руб. в абсолютном выражении) и снижения их доли в активах предприятия с 76,83% до 49,32%. Увеличение за отчетный период величины статей «Незавершенное строительство» и «Прочие долгосрочные финансовые вложения» на 40,85% и 15650% соответственно практически не повлияло на величину внеоборотных активов, так как удельный вес данных статей в активе баланса очень мал;

ü  Оборотные активы предприятия за отчетный период возросли на 220,67% или 144598 тыс. руб. в абсолютном выражении, их доля в активах предприятия также возросла с 22,5% до 50,37%. Рост оборотных активов обусловлен увеличением величины статьи «Денежные средства» на 513,35% (132880 тыс. руб. в абсолютном выражении) и статьи «Дебиторская задолженность» на 33,4% (12071 тыс. руб. в абсолютном выражении). Доля денежных средств в активах предприятия также возросла с 8,89% до 38,06%;

ü  В целом активы предприятия за отчетный период увеличились на 43,27%, что составляет 125990 тыс. руб. в абсолютном выражении. Увеличение совокупных активов произошло за счет увеличения оборотных активов предприятия. В целом следует отметить, что структура совокупных активов в 2007 году характеризуется значительным преобладанием внеоборотных активов (77,5%), в отчетном же году доля внеоборотных и оборотных активов в структуре совокупных активов практически одинакова (49,6% и 50,4% соответственно). Повышение доли оборотных активов произошло за счет притока денежных средств;

ü  Капитал и резервы в отчетном году увеличились на 30,05% или 72163 тыс. руб. за счет увеличения нераспределенной прибыли на 51,9% (72688 тыс. руб. в абсолютном выражении). Однако, доля капитала и резерва в пассиве предприятия снизилась с 82,47% до 74,86% в отчетном году;

ü  Долгосрочные обязательства предприятия увеличились на 1627,64%, что составляет 2002 тыс. руб. в абсолютном выражении. Увеличение произошло за счет роста отложенных налоговых обязательств на такую же величину;

ü  Краткосрочные обязательства также возросли на 101,79% или 51824 тыс. руб. в связи с ростом кредиторской задолженности на такую же величину. Структура кредиторской задолженности претерпела ряд изменений: задолженность по статьям «Поставщики и подрядчики», «Задолженность перед персоналом организации» снизилась на 69,46% и 10,33% соответственно, однако по статьям «Задолженность перед государственными внебюджетными фондами», «Задолженность по налогам и сборам» и «Прочие кредиторы» задолженность увеличилась на 6,15%, 280,91% и 114,19% соответственно.

Таким образом, в структуре совокупных активов предприятия за отчетный период произошло увеличение доли оборотных активов и снижение доли внеоборотных активов, их соотношение стало практически одинаковым. Рост статьи «Денежные средства» свидетельствует о повышении ликвидности предприятия и его финансовой устойчивости. Рост пассивов предприятия вызван в большей степени ростом нераспределенной прибыли и краткосрочных обязательств компании. В структуре пассивов преобладает собственный капитал, однако его доля за отчетный период снизилась.

В таблице 2 представлен горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Садко».

Таблица 2. горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Садко»

Показатель

Код показателя

2008 год

2007 год

Отклонение

2008 год

2007 год





Абсолютное

Относительное



I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

566810

459030

107780

23,48

100,00

100,00

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

-445271

-350443

94828

27,06

78,56

76,34

Валовая прибыль

029

121539

108587

12952

11,93

21,44

23,66

Коммерческие расходы

030

-

-196

-

-

-

0,04

Прибыль (убыток) от продаж

050

121539

108393

13146

12,13

21,44

23,61

II. Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060

117

55

62

112,73

0,02

0,01

Проценты к уплате

070

-

-

-

-

-

-

Прочие операционные доходы

090

5023

12848

-7825

-60,90

0,89

2,80

Прочие операционные расходы

100

-7006

-18794

-11788

-62,72

1,24

4,09

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

119673

102500

17173

16,75

21,11

22,33

Отложенные налоговые активы

141

-390

-

-

-

0,07

-

Отложенные налоговые обязательства

142

-122

-58

180

310,34

0,02

0,01

Текущий налог на прибыль

150

-30110

-26236

3874

14,77

5,31

5,72

Пени по налогу на прибыль

180

-241

-5

236

4720,00

0,04

0,00

Корректировка отлож. налог. активов за прошлые отчетн.периоды

181

1330

-

-

-

0,23

-

Корректировка отлож. налог. обязател. за прошлые отчетн.периоды

182

-2124

-

-

-

0,37

-

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

88260

76201

12059

15,83

15,57

16,60

СПРАВОЧНО: Постоянные налоговые обязательства

200

1657

1694

-37

-2,18

0,29

0,37

Базовая прибыль (убыток) на акцию

201

9

7

2

28,57

0,00

0,00


Исходя из приведенного горизонтального и вертикального анализа отчета о прибылях и убытках можно сделать следующие выводы:

ü Выручка предприятия за 2008 год увеличилась на 23,48% или 107780 тыс. руб. в абсолютном выражении, в то же время валовый доход возрос только на 11,93% (12952 тыс. руб. в абсолютном выражении). Такое соотношение явилось следствием того, что более высокими темпами увеличивалась себестоимость проданных товаров, продукции, услуг (27,06%);

ü  Основную часть выручки составляет себестоимость проданных товаров, продукции, услуг - 78,56%, причем доля себестоимости в выручке в 2008 году увеличилась с 76,34% до 78,56%.;

ü  Прочие операционные доходы и прочие операционные расходы за отчетный год сократились на 60,9% и 62,72% соответственно. Их доля в выручке от продаж также сократилась;

ü  Прибыль до налогообложения за 2008 год увеличилась на 16,75% за счет увеличения прибыли от продаж на 12,13%;

Текущий налог на прибыль в отчетном году увеличился на 14,77% (3874 тыс. руб.), что связано с увеличением валовой прибыли. Текущий налог на прибыль составляет 5,72% от выручки. Данная величина значительно влияет на величину чистой прибыли. Причем статья имеет отрицательную тенденцию (в предшествующем году она составила 5,31%), что может свидетельствовать о том, что предприятие не оптимизирует свою налоговую политику;

ü Чистая прибыль отчетного периода возросла на 15,83% (12059 тыс. руб.), несмотря на это доля чистой прибыли в структуре выручки имеет отрицательную тенденцию, она сократилась с 16,6% до 15,57%.

Таким образом, в результате горизонтального и вертикального анализа отчета о прибылях и убытках выявлена следующая тенденция: при увеличении выручки, чистая прибыль растёт в абсолютном выражении, однако ее доля за отчетный год по отношению к выручке сокращается.

 

.2 Оценка ликвидности предприятия


Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства для погашения внешней задолженности.

Ликвидность - способность активов превращаться в денежные средства.

 

2.2.1 Анализ ликвидности баланса

Сведем все расчеты в таблицу 3.

Таблица 3. Анализ ликвидности баланса ОАО «Садко»

Актив

2007

2008

Пассив

2007

2008

Излишек/недостаток







2007

2008

А1

25885

158765

П1

50914

102738

-25029

56027

А2

36136

48207

П2

0

0

36136

48207

А3

3406

3151

П3

123

2125

3283

1026

А4

225671

207063

П4

240161

312324

-14490

-105261

Баланс

291197

417187

Баланс

291197

417187

х

х


Сопоставляя итоги приведенных групп по активу и пассиву, получаем следующие соотношения:

2007 год: А1<П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4

2008 год: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4


Таким образом, можно сделать вывод, что в 2007 году баланс предприятия не является абсолютно ликвидным, т.к. наиболее ликвидные активы почти в 2 раза меньше наиболее срочных пассивов. Это означает, что у предприятия имелся недостаток денежных средств для оплаты краткосрочных обязательств в размере 25029 тыс. руб. За отчетный период ситуация изменилась, за счет большого притока денежных средств, баланс предприятия в 2008 году стал абсолютно ликвидным. Следовательно, ОАО «Садко» способно расплатиться по платежам ближайшей и отдаленной перспективы с некоторым финансовым запасом при условии своевременных расчетов с дебиторами с учетом возможности использования ликвидных активов для этих целей.

2.2.2 Коэффициенты ликвидности

Сведем все расчеты в таблицу 4.

Таблица 4. Коэффициенты ликвидности ОАО «Садко»

Коэффициент

2007год

2008 год

1.Коэффициент текущей ликвидности

1,286

2,045

2.Коэффициент срочной ликвидности

1,220

2,015

3.Коэффициент абсолютной ликвидности

0,508

1,545


Исходя из рассчитанных коэффициентов, можно сделать следующие выводы:

. Значения коэффициентов текущей ликвидности за оба года лежат в пределах нормы, что свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия. Причем в отчетном году данный показатель значительно вырос. Увеличение показателя произошло за счет более высоких темпов роста денежных средств по сравнению с темпами роста кредиторской задолженности.

3. Коэффициенты абсолютной ликвидности значительно выше нормы, причем в 2008 году данный коэффициент вырос в 3 раза. Это связано с большим увеличением денежных средств предприятия (на 513,35%) при меньшем увеличении кредиторской задолженности.

Рассчитанные коэффициенты ликвидности характеризуют высокую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Учитывая сверхвысокое значение коэффициента абсолютной ликвидности можно с уверенностью утверждать, что ОАО «Садко» способно к моментальному погашению своих долговых обязательств. Это свидетельствует в пользу его кредитоспособности, однако не может насторожить тот факт, что у компании наблюдается избыток ликвидности, то есть «замораживание» большой части средств в виде абсолютно ликвидных, но фактически недоходных денежных средств.

Избыточная ликвидность представляется отрицательным моментом, так как она снижает рентабельность деятельности предприятия.

 

.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия


Сведем расчеты в таблицу 5.

Таблица 5. Коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «Садко»

Коэффициент

2007год

2008 год

1. Коэффициент автономии

0,825

0,749

2. Коэффициент концентрации заемного капитала

0,175

0,251

3. Коэффициент маневренности собственного капитала

0,060

0,337

4.Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

0,221

0,501

5. Коэффициент финансовой устойчивости

0,825

0,754

6.Коэффициент финансовой активности предприятия

0,213

0,336

7. Индекс постоянного пассива

0,940

0,663


Исходя из рассчитанных коэффициентов, можно сделать следующие выводы:

. Коэффициент автономии предприятия за оба года довольно высокий, что говорит о сформированности активов в большей степени за счет собственного капитала и о малой зависимости ОАО «Садко» от внешних источников финансирования. Однако данный показатель имеет отрицательную тенденцию (снижение с 82,5% до 74,9% в отчетном году), что свидетельствует о повышении в 2008 году доли заемного капитала.

. Коэффициент концентрации заемного капитала невысок, что говорит о независимости предприятия от внешних источников финансирования. Однако данный показатель имеет отрицательную тенденцию (повышение с 17,5% до 25,1), что связано с увеличением краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Таким образом, полученные высокие соотношения собственных и заемных средств, с одной стороны, свидетельствует о кредитоспособности предприятия, но с другой, о его неспособности эффективно привлекать заемные средства.

. Коэффициент маневренности собственного капитала за оба года ниже нормы (6% и 33,7% в 2007 и 2008 году соответственно), т.е. большая часть собственного капитала предприятия капитализирована. Рост данного показателя является положительной тенденцией и связан как со снижением внеоборотных активов, так и с увеличением собственного капитала.

. Нормативное значение этого показателя не должно опускаться ниже 0,1. По расчетам видно, что у ОАО «Садко» достаточно источников для покрытия текущих активов собственными оборотными средствами, так как коэффициент больше нижнего значения в 2 раза в 2007 году и в 5 раз в 2008 году. Рост данного показателя вызван увеличением собственных средств предприятия. Высокое значение данного коэффициента характеризует предприятие как финансово устойчивое.

. В соответствии с полученными значениями коэффициента финансовой устойчивости в 2007 и 2008 гг. доля постоянного капитала в общей сумме капитала предприятия составила соответственно 82,5% и 75,4%, что при весьма низком значении долгосрочных обязательств свидетельствует о высокой финансовой устойчивости предприятия. Снижение значения данного коэффициента в 2008 году вызвано ростом активов предприятия.

. Коэффициент финансовой активности ниже нормы, что связано с низкой долей заемных средств. Рост данного коэффициента в отчетном году имеет положительную динамику и связан с увеличением доли заемных средств предприятия.

. Индекс постоянного пассива показывает, что в 2007 году 94% собственного капитала находится в низколиквидной форме, а в 2008 году - 66,3%. Снижение данного показателя положительно влияет на деятельность предприятия. Его снижение связано со снижением внеоборотных активов компании.

 

.4 Оценка деловой активности предприятия


Сведем результаты расчетов в таблицу 6.

Таблица 6. Коэффициенты деловой активности ОАО «Садко»

Коэффициент

2007год

2008 год

Оценка деловой активности

1. Коэффициент общей оборачиваемости активов

1,576

1,359

2. Срок оборота активов

231,547

268,650

3. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

1,911

1,815

4. Срок оборота собственного капитала

190,965

201,123

5. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала

8,994

5,405

6. Срок оборота заемного капитала

40,582

67,527

7. Коэффициент оборачиваемости чистого оборотного капитала

31,415

5,278

8. Срок оборота чистого оборотного капитала

11,619

69,152

9. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов

136,454

180,801

10. Срок оборота материально-производственных запасов

2,675

2,019

11. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

12,703

11,758

12. Срок оборота дебиторской задолженности

28,734

31,043

13. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

9,016

5,517

14. Срок оборота кредиторской задолженности

40,485

66,159


. Коэффициент общей оборачиваемости капитала в 2007 году составил 1,576, в 2008 году - 1,359. Это говорит о том, что полный цикл производства и обращения совершается менее, чем за 1 год, и на 1 рубль стоимости всех активов мы получаем 1,576 руб. дохода в 2007 году и 1,359 руб. - в 2008 году. Снижение оборачиваемости капитала связано с высокими темпами роста активов предприятия и означает снижение эффективности использования капитала.

. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала характеризует активность собственного капитала, и показывает, что в 2007 году 1,911 руб., а 2008 году - 1,815 руб. выручки содержится в каждом рубле собственного капитала. Снижение показателя в 2008 означает снижение эффективности использования собственного капитала. Снижение произошло за счет большего повышения собственного капитала по сравнению с ростом выручки предприятия.

. Коэффициент оборачиваемости заемного капитала характеризует активность заемного капитала, и показывает, что в 2007 году 8, 994 руб., а 2008 году - 5,405 руб. выручки содержится в каждом рубле заемного капитала. Снижение показателя в 2008 является отрицательной тенденцией и означает снижение эффективности использования заемного капитала. Снижение произошло за счет большего прироста заемного капитала по сравнению с ростом выручки предприятия.

. Коэффициент оборачиваемости чистого оборотного капитала в 2007 году составил 31,415 раз в год и 5,278 - в 2008 году. Снижение данного показателя является негативной тенденцией и связано с чрезмерным увеличением чистого оборотного капитала за счет роста оборотных средств компании.

. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов за отчетный период имеет положительную тенденцию (рост с 136,454 до 180,801 раза в год в отчетном году). Повышение данного коэффициента свидетельствует об относительном уменьшении производственных запасов и незавершенного производства в 2008 году и является положительной тенденцией.

6. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2007 году составил 12,703 раз в год и 11,758 - в 2008 году. Снижение данного показателя является негативной тенденцией и означает увеличение объема коммерческого кредита, предоставляемого покупателям.

. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2007 году составил 9,016 раз в год и 5,517 - в 2008 году. Снижение данного показателя является негативной тенденцией и означает рост покупок в кредит.

 

.5 Оценка рентабельности предприятия

 

.5.1 Показатели рентабельности

Результаты расчетов сведем в таблицу 7.

Таблица 7. Коэффициенты рентабельности ОАО «Садко»,%

Коэффициент

2007год

2008 год

1. Коэффициент рентабельности продаж

16,6

15,6

2. Коэффициент рентабельности активов

26,2

21,2

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала

31,7

28,3

4. Коэффициент рентабельности постоянного капитала

149,3

84,2


Из проведенных расчетов коэффициентов рентабельности можно сделать следующие выводы:

. Коэффициент рентабельности продаж в отчетном году снизился на 1% и составляет 15,5%. Снижение данного коэффициента связано с ростом себестоимости более высокими темпами, чем выручки предприятия.

. Коэффициент рентабельности активов в 2008 году сократился на 5%, что связано с перенакоплением активов предприятия.

. Коэффициент рентабельности собственного капитала в 2008 году уменьшился на 3,4%, что связано с меньшим уровнем роста чистой прибыли по сравнению с ростом собственного капитала предприятия.

. Рентабельность постоянного капитала в 2008 году снизилась на 65,1%, что связано с высокими темпами роста капитала и долгосрочных обязательств и означает, что использование капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок стало менее эффективным.

Таким образом, все рассчитанные коэффициенты рентабельности имеют отрицательную динамику, что свидетельствует о снижении прибыльности предприятия.

 

.5.2 Эффект финансового рычага


ЭФР = Рентабельность собственного капитала - Рентабельность активов

год: ЭФР = 0,317 - 0,317 = 0,0556 (5,56%);

год: ЭФР = 0,283 - 0,212 = 0,0710 (7,1%).

Полученные значения эффекта финансового рычага свидетельствуют о том, что при увеличении объемов заемного капитала рентабельность собственного капитала предприятия увеличится, однако незначительно: 1 рубль увеличения заемного капитала даст увеличение чистой прибыли на 5,56 копеек в 2007 году и на 7,1 копеек в 2008. С одной стороны, низкие показатели говорят о высокой устойчивости компании и низком уровне риска, а с другой - что у компании очень мало заемных средств, и при этом дополнительные займы практически не увеличат рентабельность предприятия.

 

.6 Оценка безубыточности бизнеса


Чтобы провести оценку безубыточности бизнеса необходимо разделить издержки на постоянные и переменные.

Для деления общих издержек на постоянные и переменные используем метод двух точек.

Таблица 8. Деление общих издержек ОАО «Садко» методом двух точек

Показатель

Затраты, тыс. руб.

Выручка тыс. руб.

Ставка переменных затрат

Переменные затраты, тыс. руб.

Постоянные затраты, тыс. руб.

2008 год (высокая точка)

445271

566810

0,878

497665,3

-52394,3

2007 год (низкая точка)

350639

459030


403033,3

-52394,3

Разность

94632

107780

-

-

-


Дальнейший расчет точки безубыточности невозможен, так как диапазон нерелевантный.

 

.7 Оценка угрозы банкротства


Результаты расчетов сведем в таблицу 9.

Таблица 9. Оценка банкротства ОАО «Садко»

Коэффициент

2007год

2008 год

X1

0,0502

0,2574

X2

0,4811

0,5101

X3

0,3520

0,2869

X4

4,7056

2,9784

X5

1,5764

1,3586

Z

5,0867

4,1147


Таким образом, из приведенных расчетов можно сделать вывод, что несмотря на снижение за отчетный год значения для Z-счета, у предприятия очень низкая угроза банкротства (5,0867>2,9; 4,1147>2,9), т.е. ОАО «Садко» имеет хорошие долгосрочные перспективы.

2.8 Рейтинговая оценка деятельности предприятия


Таблица 10. Рейтинговая оценка ОАО «Садко»


аj

Х

Standart

Yij

Вес

Показатели

2007 год

2008 год



2007 год

2008 год

Vj

1.Коэффициент текущей ликвидности

1,286

2,045

1,666

0,380

-1

1

0,1

2. ЧОК/Активы

0,050

0,257

0,154

0,104

-1

1

0,09

3. Коэффициент автономии

0,825

0,749

0,787

0,038

1

-1

0,12

4. Коэффициент маневренности собственного капитала

0,060

0,337

0,199

0,138

-1

1

0,1

5. Коэффициент финансовой устойчивости

0,825

0,754

0,789

0,036

1

-1

0,05

6. Коэффициент общей оборачиваемости активов

1,576

1,359

1,468

0,109

1

-1

0,05

7. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

1,911

1,815

1,863

0,048

1

-1

0,06

8. Коэффициент оборачиваемости МПЗ

136,454

180,801

158,628

22,173

-1

1

0,07

9. Коэффициент рентабельности продаж

0,166

0,156

0,161

0,005

1

-1

0,1

10. Коэффициент рентабельности активов

0,262

0,212

0,237

0,025

1

-1

0,09

11. Коэффициент рентабельности собственного капитала

0,317

0,283

0,300

0,017

1

-1

0,09

12. Коэффициент рентабельности постоянного капитала

1,493

0,842

1,168

0,326

1

-1

0,08

ИТОГО

145,226

189,610

167,418

22,192

-1

1

1


год: R=0,28;

год: R= -0,28.

Таким образом, в 2007 году значение рейтинга максимально, а значит, в 2007 году финансово-экономическое состояние предприятия было наилучшем. Такие результаты вызваны ухудшением многих финансовых показателей деятельности ОАО «Садко» в 2008 году.

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что финансовое положение складского комплекса «Садко» в 2008 году ухудшилось по сравнению с 2007 годом.

Полученные высокие и даже сверхвысокие значения ликвидности свидетельствуют в пользу финансовой устойчивости компании, однако не может насторожить тот факт, что у компании наблюдается избыток ликвидности, то есть «замораживание» большой части средств в виде абсолютно ликвидных, но фактически недоходных денежных средств. Это связано с большим приростом денежных средств предприятия к концу 2008 года, поэтому предприятию необходимо вкладывать излишки денежных средств во внеоборотные активы.

Полученное высокое соотношение собственных и заемных средств, с одной стороны, свидетельствует о кредитоспособности предприятия, но с другой, о его неспособности эффективно привлекать заемные средства. Об этом также свидетельствуют полученные значения финансового рычага. Избранная ОАО «Садко» политика по ограничению привлечения заемных средств и ориентации преимущественно на собственный капитал может быть расценена крайне неоднозначно: высокая доля собственных средств в структуре пассивов предприятия свидетельствует о его финансовой устойчивости и независимости от кредиторов, но также возможно и о том, что предприятие не располагает возможностями эффективного привлечения средств в силу, например, того, что его рентабельность ниже ставки банковского кредита.

Снижение некоторых коэффициентов деловой активности предприятия свидетельствуют о снижении эффективности использования ресурсов предприятия.

Рассчитанные коэффициенты рентабельности свидетельствуют о невысокой доходности компании. Низкая рентабельность является существенным негативным фактором, оказывающим отрицательное влияние на кредитоспособность предприятия. Можно, однако, предположить, что низкая рентабельность связана: а) с занижением налогооблагаемой прибыли, являющимся общим местом в российских условиях; б) с жизненным циклом предприятия, т.е. с тем, что предприятие находится на стадии развития и его низкая рентабельность лишь временное явление.

ОАО «Садко» можно порекомендовать повысить рентабельность путем:

а) оптимизации ценовой политики;

б) рационального управления валовыми доходами;

в) сокращения излишних неработающих ликвидных активов с более активным включением их в экономический оборот;

г) оптимизации издержек.

Таким образом, предприятию необходимо довести ликвидность до нормативного уровня и повысить рентабельность.

 

.9 Разработка финансовой стратегии ОАО «Садко»


Определение общего периода формирования финансовой стратегии

Основная цель общей стратегии развития предприятия - это обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия. Финансовая стратегия ОАО «Садко» должна быть направлена на достижение такого финансового состояния, при котором станет возможной реализация общей стратегии развития.

Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности складского комплекса «Садко» показал, что предприятие находится в стадии развития, оно увеличивает свои активы и расширяет хозяйственную деятельность.

В связи с финансовым кризисом, а также в условиях нестабильной экономики страны сейчас сложно предугадать на долгосрочный период тенденции развития отрасли и экономики в целом. Исходя из этого максимальный период формирования финансовой стратегии ОАО «Садко» равен 1 году. Таким образом, в рамках данной курсовой работы мы будем разрабатывать финансовую стратегию ОАО «Садко» на 2009 год.

Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры рынка

На сегодняшний день складская логистика - услуга в достаточной степени востребованная. В результате нет абсолютно ничего удивительного в том, что уровень конкуренции в секторе рынка логистических услуг весьма высок. Для того чтобы успешно функционировать в данной сфере, любой компании не достаточно просто осуществлять услуги, важно делать это максимально качественно и уметь привлечь клиента.

Положение ОАО «Садко» в отрасли.

Во исполнение городских программ развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2005 гг. на базе ОАО «САДКО» создан и введен в эксплуатацию 13.01.2003 г. Комплекс оптовой торговли, участником которого являются: с одной стороны - ОАО «САДКО» - головная организация, с другой стороны - известные российские торговые компании - арендаторы складских помещений ОАО «САДКО».

Основными функциями ОАО «САДКО» в рамках организации данного комплекса оптовой торговли являются: предоставление складских помещений (в т.ч. холодильников) и офисных помещений другим участникам, инженерно-техническое обеспечение, обслуживание, охрана структур участников, организация транспортных потоков, общественного порядка, уборки, вывоза мусора, снега.

ОАО «Садко» является одним из лидеров в г. Москве по объемам хранения и реализации плодоовощной продукции, продолжает тесно сотрудничать с Департаментом продовольственных ресурсов г.Москвы, в том числе и в рамках городского заказа. Это первое в городе предприятие по хранению овощепродуктов, отказавшееся от использования для холодильных камер опасного аммиака и перешедшее на экологически чистый фреон.

Складской комплекс «Садко» расположен в южном административном округе Москвы, характеризующемся большим количеством промышленных объектов. Поэтому услуги в сфере складской логистики очень востребованы. ОАО «Садко» является самым крупным складским комплексом в южном административном округе. Основными конкурентами «Садко» являются небольшие складские комплексы, в основном общей площадью не более 10тыс. кв. м.

Так как внешняя и внутренняя среда изменяются под воздействием деятельности предприятия, так и других факторов, то необходимо выявить ограничения, сильные и слабые стороны предприятия в изменяющейся среде. Выявить и соотнести между собой ограничения и возможности, сильные и слабые стороны предприятия поможет SWOT - анализ (таблица 11).

Таблица 11. SWOT-анализ ОАО «Садко»

Сильные стороны ОАО «Садко» 1. Удобное географическое положение. 2. ОАО «Садко» является крупнейшим центром складской логистики на Каширском направлении. 3. Удобные подъездные пути. 4. Наличие железнодорожной ветки. 5. Развитая инфраструктура. 6. Широкий спектр  предоставляемых услуг. 7. Гибкая ценовая политика.

Возможности  а) завоевание на рынке новых позиций; b) улучшение сервиса; c) привлечение на работу высококвалифицированных специалистов;  d) получение больших прибылей;  e) развитие корпоративных клиентов и рост их лояльности; f) увеличение рентабельности, контроль над затратами; f) расширение хозяйственной деятельности.

Слабые стороны ОАО «Садко» 1. Устаревание техники.  2. Отсутствие рекламной кампании. 3. Низкое качество асфальтного покрытия.

Угрозы а) появление новых конкурентов; b) низкий спрос; с) прямая конкуренция и агрессивная ценовая политика конкурентов; d) открытие поставщиками собственных локальных складов


По результатам SWOT-анализа видно, что складской комплекс «Садко» имеет множество сильных сторон, которые обеспечивают его конкурентоспособность на рынке. Однако компании необходимо стремиться нейтрализовать свои слабые стороны и реализовать свои возможности во внешней среде.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности компании

Основной стратегической целью ОАО «Садко» является рост рыночной стоимости компании.

Дальнейшее развитие ОАО «САДКО» связано со значительными капитальными вложениями, направленными на повышение качества оказываемых услуг. Так в 2009 году компанией планируется:

модернизация холодильного оборудования;

увеличение объемов складских помещений с установкой современного холодильного оборудования;

ремонт асфальтового покрытия открытой территории;

замена и обновление кровли зданий-сооружений;

проведение работ, связанных с приобретением в собственность земельного участка;

устройство в складских помещениях армированных бетонных полов с нанесением сухого поверхностного упрочнителя (топпинга) защищенного полимерной обеспыливающей пропиткой.

Таким образом, стратегическими целями складского комплекса «Садко» на 2009 год являются:

.        Повышение качества предоставляемых услуг путем реализации представленных выше мероприятий;

.        Повышение рентабельности собственного капитала как минимум до уровня 2007 года (31,7%);

.        Оптимизация структуры капитала компании;

.        Снижение издержек и максимизация прибыли компании.

Реализация данных стратегических целей компании позволит укрепить свое положение на рынке и будет способствовать максимизации стоимости складского комплекса «Садко».

Разработка финансовой политики ОАО «Садко»

Финансовая политика включает в себя налоговую политику, амортизационную политику, политику управления структурой капитала, дивидендную политику и др.

Оптимизация структуры капитала предприятия является одной из самых важных и значимых задач финансовой политики предприятия.

Из проведенного ранее анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Садко» можно увидеть, что 74,9% капитала предприятия финансируется за счет собственных средств и всего 25,1 за счет заемных средств. Эффект финансового рычага равен 7,1%, оборачиваемость и собственного и заемного капитала имеет тенденцию к замедлению, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала снизилась за отчетный период. Все это свидетельствует о снижении эффективности использования капитала в целом и неэффективном использовании заемного капитала в частности. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что складскому комплексу «Садко» необходимо оптимизировать структуру капитала по критерию максимизации уровня финансовой рентабельности.

Для проведения оптимизационных расчетов используется механизм финансового левериджа.

Для расчета требуются следующие данные:

-       Собственный капитал ОАО «Садко» равен 312,3 млн. руб.;

-       Коэффициент валовой рентабельности активов равен 29,13 %;

-       Минимальная ставка процента за кредит составляет 9%.

Используя эти данные определим оптимальную структуру капитала, при которой рентабельность собственного капитала будет максимальной. Расчет представлен в таблице 12.

Таблица 12. Расчет коэффициента финансовой рентабельности при различных значениях коэффициента финансового левериджа

№ п/п

Показатели

Варианты расчета



1

2

4

5

6

7

1

Сумма собственного капитала, млн. руб.

312,3

312,3

312,3

312,3

312,3

312,3

312,3

2

Возможная сумма заемного капитала, млн. руб.

-

78,08

156,15

312,30

468,45

624,60

780,75

3

Общая сумма капитала, млн. руб.

312,3

390,38

468,45

624,60

780,75

936,90

1093,05

4

Коэффициент финансового левериджа

-

0,25

0,50

1,00

1,50

2,00

2,50

5

Рентабельность активов,%

29,13

29,13

29,13

29,13

29,13

29,13

29,13

6

Ставка процента за кредит, %

-

9

12,00

14,00

20,00

23,00

25,00

7

Сумма валовой прибыли без процентов за кредит, млн. руб. (3*5/100)

90,98

113,73

136,47

181,96

227,46

272,95

318,44

8

Сумма уплачиваемых процентов за кредит, млн. руб. (2*6/100)

-

7,03

18,74

43,72

93,69

143,66

195,19

9

Сумма валовой прибыли с учетом уплаты процентов за кредит, млн. руб. (7-8)

90,98

106,70

117,74

138,24

133,77

129,29

123,25

10

Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

11

Сумма налога на прибыль, млн. руб. (9*10)

18,20

21,34

23,55

27,65

26,75

25,86

24,65

12

Сумма чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, млн. руб. (9-11)

72,79

85,36

94,19

110,59

107,01

103,43

98,60

13

Коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент собственной рентабельности), % (12*100/1)

23,31

27,33

30,16

35,41

34,27

33,12

31,57

14

Доля заемного капитала, %

0

20

33,3

50

60

66,67

71,43


Как видно из расчетной таблицы, наивысший коэффициент финансовой рентабельности достигается при коэффициенте финансового левериджа 1,0, что определяет соотношение собственного и заемного капитала в пропорции 50:50%. Таким образом, складскому комплексу «Садко» необходимо привлекать заемный капитал, с помощью которого предприятие сможет увеличивать свою финансовую рентабельность и рыночную стоимость компании.

Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии

За реализацию финансовой стратегии отвечает финансовый директор и генеральный директор ОАО «Садко».

Финансовый директор несет полную ответственность за всю финансовую деятельность компании. Он должен заниматься долгосрочным финансовым планированием, участвовать в подготовке перспективных бюджетов, контролируя тесную увязку капитальных затрат, долговременной стратегии развития и финансовых ресурсов. Финансовый директор формирует финансовые стратегии для своей компании.

Генеральный директор отвечает за все аспекты деятельности предприятия в том числе осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью, составление стратегических и текущих планов и контроль за их реализацией.

Также за реализацию финансовой стратегии предприятия отвечают руководители всех финансовых подразделений предприятия.

Оценка разработанной финансовой стратегии

Таким образом, основными стратегическими направления финансовой стратегии складского комплекса «Садко» являются повышение качества предоставляемых услуг путем реализации определенных мероприятий и оптимизация структуры капитала с целью повышения финансовой рентабельности путем привлечения заемных средств.

Стратегические цели финансовой политики соответствуют общей стратегии развития предприятия, направленной на увеличение стоимости компании и расширение хозяйственной деятельности.

Основными факторами риска для ОАО «САДКО» являются:

. Неустойчивость спроса, снижение платежеспособности потребителей.

. Финансовые риски, включая изменение налогового законодательства.

. Правовые риски.

. Недобросовестность контрагентов и прочее.

Кроме рисков, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью общества, возможно негативное влияние форс-мажорных обстоятельств общеэкономического и чрезвычайного характера.

Уровень риска, связанный с реализацией финансовой стратегии является приемлемым для предприятия, так как предприятие обладает достаточной ликвидностью и финансовой устойчивости и имеет очень низкий риск угрозы банкротства.

финансовый устойчивость рентабельность банкротство

Заключение


В данном исследовании на тему «Разработка финансовой стратегии ОАО «Садко» раскрыто понятие «финансовая стратегия», описаны виды стратегии, представлена характеристика особенностей процесса разработки стратегии, методов и этапов, проанализирована хозяйственная деятельность, внешняя и внутренняя среда ОАО «Садко», определены основные направления разработки финансовой стратегии данного предприятия.

Таким образом, финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг.

Разработка финансовой стратегии - это часть общей стратегии экономического развития, в силу чего она должна согласовываться с ее целями и направлениями. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую стратегию предприятия, поскольку изменение ситуации на макроуровне и на финансовом рынке является причиной корректирования не только финансовой, но и общей стратегии развития предприятия.

Практическая часть работы была рассчитана на примере ОАО «Садко».

ОАО «Садко» является одним из лидеров в г. Москве по объемам хранения и реализации плодоовощной продукции, продолжает тесно сотрудничать с Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, в том числе и в рамках городского заказа. Открытое акционерное общество «САДКО» образовано в 1993 году и в настоящее время является одним из крупнейших складских комплексов общей площадью более 100 000 кв.м. Основным видом деятельности компании является предоставление услуг в сфере складской логистики.

Исходя из проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности складского комплекса, можно сделать вывод, что финансовое положение складского комплекса «Садко» в 2008 году ухудшилось по сравнению с 2007 годом.

Полученные высокие и даже сверхвысокие значения ликвидности свидетельствуют в пользу финансовой устойчивости компании, однако не может насторожить тот факт, что у компании наблюдается избыток ликвидности, то есть «замораживание» большой части средств в виде абсолютно ликвидных, но фактически недоходных денежных средств. Это связано с большим приростом денежных средств предприятия к концу 2008 года, поэтому предприятию необходимо вкладывать излишки денежных средств во внеоборотные активы.

Полученное высокое соотношение собственных и заемных средств, с одной стороны, свидетельствует о кредитоспособности предприятия, но с другой, о его неспособности эффективно привлекать заемные средства. Об этом также свидетельствуют полученные значения финансового рычага.

Снижение некоторых коэффициентов деловой активности предприятия свидетельствуют о снижении эффективности использования ресурсов предприятия.

Рассчитанные коэффициенты рентабельности свидетельствуют о невысокой доходности компании. Низкая рентабельность является существенным негативным фактором, оказывающим отрицательное влияние на кредитоспособность предприятия.

Несмотря на ухудшение финансового состояния компании по сравнению с 2007 годом, складской комплекс находится на стадии развития, и оно увеличивает свои активы и расширяет хозяйственную деятельность.

Основными стратегическими направления финансовой стратегии складского комплекса «Садко» являются повышение качества предоставляемых услуг путем реализации определенных мероприятий и оптимизация структуры капитала с целью повышения финансовой рентабельности путем привлечения заемных средств.

 

Приложение 1



Приложение 2


Приложение 3

Бухгалтерский баланс ОАО «Садко» за 2008 год

Показатель

Код стр.

2007 год

2008 год





АКТИВ

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

110

261

261

Основные средства

120

223738

205757

Незавершенное строительство

130

71

100

Долгосрочные финансовые вложения

140

1596

-

Прочие долгосрочные финансовые вложения

145

6

945

ИТОГО по разделу I

190

225671

207063

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

3364

3135

в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

2653

2496

расходы будущих периодов

216

810

639

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

42

16

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

36136

48207

покупатели и заказчики

241

2997

6711

Денежные средства

260

25885

158765

ИТОГО по разделу II

290

65526

210124

БАЛАНС

300

291197

417187

ПАССИВ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

262

262

Добавочный капитал

420

99 797

99273

Резервный капитал

430

50

50

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

50

50

Нераспределенная прибыль (Непокрытый убыток)

470

140052

212740

ИТОГО по разделу III

490

240161

312324

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Отложенные налоговые обязательства

515

123

2125

ИТОГО по разделу IV

590

123

2125

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Кредиторская задолженность

620

50914

102738

в том числе поставщики и подрядчики

621

2279

696

Задолженность перед персоналом организации

622

9243

8288

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

1024

1087

задолженность по налогам и сборам

624

6290

23959

прочие кредиторы

625

32078

68708

ИТОГО по разделу V

690

50914

102738

БАЛАНС

700

291197

417187



Приложение 4


Отчет о прибылях и убытках ОАО «Садко» за 2008 год

Показатель

Код показателя

2008 год

2007 год





I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

10

566810

459030

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

20

-445271

-350443

Валовая прибыль

29

121539

108587

Коммерческие расходы

30

-

-196

Прибыль (убыток) от продаж

50

121539

108393

II. Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

60

117

55

Проценты к уплате

70

-

-

Прочие операционные доходы

90

5023

12848

Прочие операционные расходы

100

-7006

-18794

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

119673

102500

Отложенные налоговые активы

-390

-

Отложенные налоговые обязательства

142

122

-58

Текущий налог на прибыль

150

-30110

-26236

Пени по налогу на прибыль

180

-241

-5

Корректировка отлож. налог. активов за прошлые отчетн.периоды

181

1330

-

Корректировка отлож. налог. обязател. за прошлые отчетн.периоды

182

-2124

-

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

88260

76201

СПРАВОЧНО: Постоянные налоговые обязательства

200

1657

1694

Базовая прибыль (убыток) на акцию

201

9

7


Похожие работы на - Разработка финансовой стратегии финансовой стратегии ОАО 'Садко'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!