Правовое регулирование иностранных инвестиций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование иностранных инвестиций

Введение

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов, как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений.

Как заявил на заседании Совета по иностранным инвестициям Президент РФ В.В. Путин: «России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причем не просто капиталы, а так называемые «умные» инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест». Он призвал зарубежных инвесторов развивать бизнес в России и стать лидерами ее экономики, назвав страну «одним из ключевых рынков мира».

Иностранные инвестиции (особенно в российское производство) в любом случае благо для экономики. Этот процесс делает ее более открытой. Однако при привлечении иностранных инвестиций в коммерческие организации возникает целый ряд проблем, связанных с относительной новизной для российской правовой системы самих институтов инвестирования. В значительной мере эти проблемы связаны с пробелами в праве и неоднозначностью толкования норм действующего законодательства. На сложившуюся ситуацию следует обратить большее внимание в силу того, что по мере внедрения в современную российскую рыночную экономику сфера иностранного инвестирования становится более заметным и значимым полем деятельности для всех субъектов хозяйствования и даже для государства в целом.

Целью написания данной контрольной работы является исследование правовых основ регулирования инвестиционной деятельности иностранных лиц в России.

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

)исследовать содержание действующих международно-правовых и национально-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

)рассмотреть режим существующих государственных гарантий защиты инвестиций;

)выявить особенности допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности иностранными лицами на территории РФ.

Предметом исследования выступают правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

1.Правовое регулирование иностранных инвестиций

.1 Международные правовые акты об иностранных инвестициях

инвестиция иностранный правовой экономика

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. Принимая во внимание положения Конституции РФ, приоритет в правовом регулировании следует отдавать международным нормам [1]. Поэтому рассмотрение источников правового регулирования иностранных инвестиций необходимо начать с международно-правовых документов.

Из международных конвенций наибольшую значимость для регулирования иностранных инвестиций имеют Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г. (далее - МИГА или Сеульская конвенция), в которой участвует Россия (ратифицирована Постановлением Верховного Совета РФ от 22 декабря 1992 г.), и Вашингтонская конвенция о разрешении споров 1965 г., подписанная, но не ратифицированная Россией. Кроме того, международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется рядом региональных международных договоров и двусторонних соглашений между государствами и государствами и международными организациями.

Вашингтонская конвенция была принята с целью защиты инвесторов (физических и юридических лиц) от «иммунитета» государства-реципиента (на территории которого находится объект инвестирования). Данная защита предусматривает изъятие инвестиционных споров из-под действия национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного, под эгидой Международного банка реконструкции и развития Международного центра по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID) [8, С. 291].

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств подписана Россией 16 июня 1993 года, но до настоящего времени не ратифицирована.

Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частных инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государства - реципиента инвестиций, однако наличие механизма международного примирения и арбитража является важной гарантией защиты иностранных инвестиций путем предоставления возможности независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и частным иностранным инвестором, что играет немаловажную роль в развитии иностранных инвестиций.

Сеульская конвенция принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих рисков (политических). Была учреждена межгосударственная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, - Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, - которая занимается страхованием инвесторов. Цель всех видов страхования заключается в стимулировании инвестиционной активности в менее развитых странах. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента [5, С. 201].

В 2013 году общее число членов МИГА составило 177 стран, в том числе индустриально-развитые государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия и т.д., а также развивающиеся государства, в числе которых Российская Федерация, Украина, Беларусь, Грузия, Бразилия, Китай, Индия, Корея и т.д.

Важная цель российской политики - продолжение сотрудничества и сохранение тесных связей экономического и социально-экономического характера с республиками, входившими в состав СССР. Для выполнения этой цели Российская Федерация участвовала в ряде региональных международных договоров СНГ. Один из них - Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное в Ашхабаде 24 декабря 1993 г. В его положениях закреплены гарантии полной и безусловной правовой защиты инвестиций государством по месту инвестирования; запрет национализации и реквизиции, кроме исключительных, предусмотренных законами случаев и с выплатой инвесторам сторон быстрой, адекватной и эффективной компенсации; предоставление права инвесторам сторон на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам; гарантия инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов беспрепятственного перевода в государства - участники настоящего Соглашения, а также в другие государства прибыли и других сумм, полученных в связи с осуществленными ими инвестициями [7, С. 165].

Другое соглашение в рамках СНГ, посвященное гарантиям инвестиций, - Конвенция о защите прав инвестора, заключенная в Москве 28 марта 1997 г. В Конвенции устанавливались такие важные принципы международной защиты инвестиций, как предоставление безусловной правовой защиты, обеспеченной настоящей Конвенцией, национальным законодательством сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются, гарантии защиты инвестиций от национализации, реквизиции (кроме стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным Законом (Конституцией) страны-реципиента), от решений и действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора, предусмотрена выплата инвестору адекватной компенсации при национализации; выплата компенсации за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции.

Однако Российская Федерация на основании распоряжений Президента РФ от 04.03.2002 г. №84-РП «О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» и от 16.04.2007 г. №166-РП «О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» прекратила применять данные Соглашения и отказалась быть их участником. В распоряжении №84-РП такое решение объясняется следующим: «Отношения РФ с другими государствами - участниками СНГ в этой области (т.е. инвестиционной деятельности) осуществляются на двусторонней основе». Положительная роль такого решения видится в том, что двустороннее регулирование является более гибким и позволяет полнее учитывать все специфические особенности отношений инвестора и реципиента инвестиций. В то же время инвестиционное сотрудничество можно было бы эффективно организовать на основе единого многостороннего акта СНГ в целях обеспечения гораздо большей стабильности и единообразия регулирования, который дополняли бы двусторонние соглашения по специальным вопросам.

Основная цель двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений состоит в обеспечении благоприятного режима в отношении капиталовложений, установления возможности беспрепятственного вывоза части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.

Для России действуют несколько десятков двусторонних соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций (с Австрией, Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией, Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими государствами). Россия заключила двусторонние соглашения о защите инвестиций с Арменией, Казахстаном и Украиной.

В Соглашении России с Казахстаном предусматривается, прежде всего, обеспечение открытости и доступности законодательства, относящегося или затрагивающего инвестиции; недопущение экспроприации, национализации, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации; гарантия беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с инвестициями после выполнения ими всех налоговых обязательств без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием той договаривающейся стороны, на чьей территории инвестиции осуществлены.

В Соглашении с Украиной присутствуют практически идентичные положения об обеспечении открытости и доступности законодательства, недопущении экспроприации или национализации, беспрепятственном переводе за границу платежей в связи с инвестициями.

Весьма схожие позиции есть и в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Японии.

Таким образом, в двусторонних соглашениях Российской Федерации о взаимном поощрении и защите капиталовложений с другими странами прослеживается явная закономерность применения некоторых общих гарантий инвестирования, связанных, в частности, с защитой от национализации и переводами платежей.

Другая форма стимулирования иностранных капиталовложений - соглашения об избежании двойного налогообложения, призванные разделить налоговую юрисдикцию. Такие соглашения заключены бывшим СССР и Россией со многими странами.

1.2 Нормативно-правовые акты РФ об иностранных инвестициях

Международно-правовая защита инвестиций является более действенной для их привлечения, чем закрепление аналогичных гарантий в национальном законодательстве. Но важно и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций.

Период конца 1990-х и начала 2000-х гг. в российской правовой системе действительно обозначил существенное и прогрессивное развитие инвестиционного законодательства. Этот этап для России охарактеризован либерализацией внешнеэкономической деятельности и активной ролью государства в осуществлении инвестиционной политики. Ярчайшим событием улучшения инвестиционно-правового климата в России стало принятие Федеральных законов от 25.02 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2] и от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Закон №160-ФЗ наряду с закреплением национального режима содержит изъятия для иностранных инвесторов, связанные с необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Определенные ограничения существуют в отношениях участия иностранных инвесторов в приватизации предприятий, имеющих социальное или оборонное значение для Российской Федерации, а также при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расположенных в приграничных территориях. Закон предусматривает перечень мер, обеспечивающих определенные гарантии капиталовложений иностранным инвесторам. К их числу относятся правовая защита деятельности иностранных инвесторов на территории России, возможность использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории нашей страны, компенсация при национализации и реквизиции имущества, защита от неблагоприятных для иностранного инвестора изменений законодательства Российской Федерации, возможность использования на территории России и перевода за ее пределы доходов и другие гарантии [6, С. 24].

Однако, несмотря на развитие инвестиционного законодательства, сохраняются многочисленные пробелы и коллизии. Например, пока не создана достаточная правовая база для нормальной реализации Федерального закона 1995 г. «О соглашении о разделе продукции», а Федеральным Собранием не приняты некоторые важные законопроекты (например, «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами»). Нерешенным остался и вопрос создания правовой базы и программы по перестрахованию иностранных инвестиций посредством гарантий для снижения юридических и политических рисков. Не нашли надлежащего места в системе гарантий и многие международные акты.

Такого рода пробелы демонстрируют инвесторам отношение органов власти к привлечению и защите инвестиций и инвесторов. Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство. Базовым компонентом в оценке признается наличие нормативной базы по предоставлению льгот и гарантий (правовых, финансовых, имущественных), позиции официальных кругов, выражающейся в готовности принять дополнительные меры, льгот и преференций в отношении инвесторов, реализующих приоритетные проекты.

Несмотря на активное позиционирование государственными властями совершенствования условий для привлечения инвестиций, барьер национальной системы права для иностранных инвесторов не снижается.

В большинстве стран, в том числе в России, сложился свод инвестиционных законов, закрепляющих такие положения, как условия, а также правовые гарантии иностранных инвестиций в принимающей стране, обеспечение взаимных интересов принимающей страны и иностранных инвесторов (по существу, речь идет об отсутствии дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными); предоставление иностранным инвесторам льгот и привилегий, так как иностранные инвестиции связаны с повышенными политическими и коммерческими рисками, дополнительными расходами на транспорт, связь и многое другое (обычно такие льготы включают в себя освобождение на различный период от налогов доходов, прибылей и дивидендов иностранных инвесторов); предоставление льготного режима по налогообложению в отношении реинвестиций; освобождение от налогов заработной платы и других видов вознаграждений за работу, выплачиваемых иностранным специалистам, привлеченным на контрактных началах; освобождение от таможенных пошлин временно или постоянно ввозимых имущества, оборудования, сырья и материалов, которые отсутствуют на местном рынке и идут на производство экспортной продукции; защита от политических рисков (по сути, оговаривается, что национализация иностранной частной собственности может осуществляться только в исключительных случаях с гарантией справедливой и равноценной компенсации); положение о разрешении инвестиционных споров. Если раньше их рассматривали на основе национальных арбитражных институтов и правил, то сегодня происходят изменения в пользу международных арбитражных институтов и правил.

Однако подобных общих декламаций недостаточно. Для притока иностранных инвестиций необходима единая экономическая, правовая и политическая стабильность.


Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

ØГарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 6 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

ØГарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (глава 24 ГК РФ).

ØГарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (статья 8 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

ØГарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства РФ.

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций.

ØГарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором.

ØГарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм.

В соответствии со статьей 11 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования с соблюдением положений пункта 2 статьи 4 Закона или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

ØГарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на территорию Российской Федерации имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации.

ØГарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг.

Статья 13 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

ØГарантия участия иностранного инвестора в приватизации.

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

ØГарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.



3. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики

В соответствии с общемировой тенденцией в 2005 г. Президент Российской Федерации отметил необходимость определить «сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного, капитала… разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в таких сферах экономики». Результатом работы в этом направлении стало принятие Федерального закона от 29 апреля 2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», получившего крайне противоречивые оценки в научной среде [4].

Несмотря на реформу, направленную на либерализацию Закона, конкретизацию его отдельных положений, в Законе остается нерешенным ряд проблем, в отношении которых существует неопределенность. Так, в Меморандуме европейского бизнеса в России (весна - лето 2012) отмечаются следующие оставшиеся нерешенными проблемы:

) слишком обширный список видов деятельности, затрагивающих оборону и безопасность страны (стратегические отрасли);

) необходимость четкого определения доли участия в хозяйственном обществе, при наличии которой закон будет признавать установление контроля над обществом, например, установить равной 10 - 20%, соответственно закрепить, что нижеуказанного уровня контроля над обществом нет с точки зрения Закона;

) необходимо детально разъяснить, при каких условиях Закон будет применяться к приобретению иностранными обществами контроля над другими иностранными обществами, имеющими стратегически значимые предприятия в России;

) необходимо четко определить, в каких случаях требуется предварительное одобрение Правительственной комиссии, если иностранный инвестор собирается учредить дочернюю компанию, которая будет вести стратегическую деятельность с момента своего основания, и ряд других проблем [9, С. 16].

Закон содержит два основных правила для иностранных частных инвесторов / группы лиц, намеревающихся инвестировать через участие в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение. Первое правило: необходимость предварительно согласовать сделку / установление контроля с уполномоченным органом исполнительной власти (ст. 7 Закона); второе правило: необходимость уведомить уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14 Закона). Уполномоченным органом исполнительной власти в смысле Закона является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, действующая на основании Постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. №510.

Возглавляет Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, Председатель Правительства РФ, который руководит ее деятельностью и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач. Персональный состав Правительственной комиссии определяется распоряжениями Правительства РФ. При этом информационно-аналитическое обеспечение деятельности Правительственной комиссии осуществляет Федеральная антимонопольная служба России (ФАС России) как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, а организационно-техническое - аппарат Правительства РФ.

Необходимость предварительно согласовать с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделку или установление контроля возникает:

Øпри приобретении иностранным инвестором десяти и более процентов уставного капитала российской компании, осуществляющей пользование участками недр федерального значения, или 50 и более процентов уставного капитала компании, относящейся к перечню, установленному ст. 6 Закона №57-ФЗ;

Øсогласование требуется и в случае, когда иностранный инвестор получает лишь косвенный контроль за акциями или долями участия в капитале российского хозяйственного общества, причем даже если эти сделки осуществляются за рубежом;

Øв случае, когда иностранный инвестор прямо или косвенно получает возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение (10% и более процентов для обществ имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения), и (или) безусловную возможность избирать более чем 50% (10% и более процентов для обществ, имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения) состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;

Øесли иностранный инвестор представляет собой организацию, находящуюся под контролем иностранного государства, то при приобретении 25 и более процентов российской компании, входящей в перечень, предусмотренный Постановлением Правительства от 06.07.2008 №510, и / или при приобретении 5 и более процентов компании, осуществляющей пользование участком недр, такой иностранный инвестор должен обратиться за предварительным согласованием сделки в указанную Правительственную комиссию;

Øпри заключении договоров об осуществлении иностранным инвестором либо входящей в группу лиц коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем функций управляющего (управляющей организации) в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;

Øпри заключении иных сделок, направленных на передачу иностранному инвестору или группе лиц права определять решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в том числе условия осуществления им предпринимательской деятельности.

Порядок уведомления установлен Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. №795 и предусматривает раскрытие информации не только непосредственно о компании, которой принадлежат акции (доли) российского хозяйственного общества, но и о лицах, под чьим контролем оно находится. Санкций за не уведомление о совершении сделки Закон не предусматривает.

Статья 15 Закона устанавливает последствия несоблюдения иностранным инвестором/ группой лиц порядка совершения сделок по приобретению доли участия в хозяйственном обществе или совершения иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

Заключение

Привлечение иностранных инвестиций в экономику является одной из приоритетных задач любого государства, но несмотря на развитие инвестиционного законодательства в РФ, в нем сохраняются многочисленные пробелы, которые демонстрируют инвесторам отношение органов власти к привлечению и защите инвестиций и инвесторов. Общепринятая норма оценки инвестиционной привлекательности страны и безопасности инвестиций определяется тем, насколько в ней развито инвестиционное законодательство.

В России сдерживающим фактором остается отсутствие целостной политики привлечения иностранных инвестиций. Точно не определен инвестиционный режим; не продемонстрированы и не прописаны приоритеты по отраслям и видам инвестиций; до конца не обеспечены механизмы гарантий - защита прав собственности, репатриация прибыли; отрицательная конъюнктура правоприменительной практики, начиная от искусственно инициированных банкротств и заканчивая неисполнением судебных решений. То есть существующий в России национальный режим хозяйственной деятельности крайне непривлекателен для иностранных компаний. Стратегической задачей в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику России должно стать предоставление иностранным инвесторам национального режима, обеспечивающего благоприятные условия для притока инвестиций. И для этого необходимо внесение изменений в налоговое, инвестиционное и корпоративное законодательство. Принцип национального режима должен быть дополнен системой льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Совершенствование существующей правовой базы требует сфокусироваться на ликвидации формальных ограничений и административных барьеров на пути иностранного капитала, использовании системы гарантий, ориентированных именно на специфику иностранного инвестирования и призванных компенсировать негативные последствия сложившегося инвестиционного климата.

Необходима адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях, расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций, присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

Список использованных источников

1.Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ);

2.Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

.Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011 №409-ФЗ);

.Федеральный закон от 29.04.2008 г. №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (в ред. от 16.11.2011 №322-ФЗ);

.Белицкая А.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства. - М.: Статут, 2012. - С. 201;

.Деревякин А.А. Правовое регулирование инвестиционных отношений в России (историко-правовой анализ): автореф. диссертации к.ю.н.: / А.А. Деревякин. - Саратов, 2010. - 24 с.;

.Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие. - М.: Феникс 2012. - С. 165;

.Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учебник. - М.: Проспект, 2010. - С. 291;

.Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. №3. - С. 16.

Похожие работы на - Правовое регулирование иностранных инвестиций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!