Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    242,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Интегрированная система менеджмента

. Построение интегрированной системы менеджмента

. Основа системы менеджмента

. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

4.1 Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

.2 Процедура проведения сертификации

4.3 Оформление, подписание и регистрация сертификата соответствия

.4 Применение знака

Заключение

Приложение А Форма заявки проведения сертификации систем управления

Приложение Б Форма сертификата соответствия на системы управления

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях формирование стратегии развития предприятия должно быть ориентировано на повышение качества продукции и конкурентоспособности предприятия, и базироваться на современных концепциях, методах и подходах, объединяющих в себе мировой опыт. Организация должна соответствовать требованиям качества продукции, экономики, экологии, социальной политики, здоровья, производственной безопасности, информационной безопасности и безопасности продуктов питания. В решении этих вопросов, практически все промышленно развитые страны вступили в новый этап обеспечения устойчивого развития предприятия, характеризующийся созданием интегрированных систем менеджмента (ИСМ).

Система менеджмента существует в любой организации, причем, если она документирована, то она изначально является интегрированной системой, отвечающей требованиям указанных стандартов, а также нормативных и законодательных документов. Организация зачастую теряет часть прибыли, если выпускается продукт низкого качества, если наносится ущерб здоровью персонала и имуществу, если загрязняется окружающая среда. В большинстве случаев потери вызваны недостатками в системе управления организации, а не небрежностью или злым умыслом исполнителей.

Для устранения недостатков в системе управления организацией самым коротким и надежным путем является анализ существующей системы общего менеджмента, изучение и применение мирового опыта по совершенствованию, разработке и внедрению интегрированной системы менеджмента, отвечающей требованиям как можно большего количества международных стандартов.

Важно отметить, что сертификация интегрированной системы менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) наиболее оптимально позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр.

1. Интегрированная система менеджмента

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - совокупность не менее двух систем (подсистем) менеджмента организации, ориентированных на различные заинтересованные стороны, и как следствие, отвечающих требованиям национальных, международных стандартов на системы менеджмента, имеющих полностью или частично объединенные элементы, которые функционируют в организации, как единое целое.

ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации. Понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, т.к. область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др. менеджмента [1].

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

-    дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;

-       запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;

-       сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;

-       длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;

-       большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Внедрение и дальнейшая сертификация интегрированной системы менеджмента позволит организации:

-    повысить эффективность использования ресурсов за счет снижения затрат на разработку, функционирование и сертификацию ИСМ по сравнению с суммарными затратами при нескольких автономных систем менеджмента (снижение количества разрабатываемых системных документов, исключение дублирования процессов и др.);

-       обеспечить согласованность действий внутри организации, минимизировать функциональную разобщенность в организации, возникающей при разработке автономных систем менеджмента, исключить дублирование формальностей;

-       создать условия для снижения конфликтов между различными системами менеджмента организации за счет единых политики, целей и задач;

-       обеспечить постоянное улучшение работы организации;

-       снизить риски менеджмента за счет того, что единая система обеспечивает учет последствий любого действия и связанные с ним риски;

-       повысить удовлетворенность потенциальных клиентов, поставщиков, инвесторов и других заинтересованных сторон;

-       повысить имидж организации;

-       увеличить нематериальные активы организации;

-       повысить мотивацию персонала и создать условия для создания единой корпоративной культуры за счет понимания каждым сотрудником своей роли в достижении единых целей организации, создания климата приверженности, улучшения обмена информацией;

-       снизить затраты на аудит за счет уменьшения количества необходимых аудиторских проверок [1].

Определив, что интегрированные системы менеджмента выгоднее независимых, перейдем к вопросу их построения.

2. Построение интегрированной системы менеджмента

Построение интегрированной системы менеджмента, что называется "с нуля", должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.

Организационно - методическим фундаментом для создания интегрированных систем служат стандарты ИСО серии 9000. Базовые понятия и принципы, сформулированные в этих стандартах, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента. При этом особую значимость представляет процессный подход, который не опосредованно (как это имеет место при функциональном подходе), а непосредственно отражает реальные процессы, осуществляемые в современном бизнесе. Немаловажно и то, что введение в действие стандартов ИСО серии 9000 в исторической ретроспективе предшествовало введению в действие других международных стандартов на системы менеджмента и во многом предопределило методологию их построения [2].

Схематично интегрированную систему менеджмента компании можно представить следующим образом (рис.1) .

Рисунок 1 - Схема представления ИСМ [2, схема 2]

интегрированный менеджмент система сертификация

Как видно из приведенной схемы, основными подсистемами ИСМ являются: подсистемы менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента производственной безопасности и охраны труда, социальной ответственности и менеджмента информационной безопасности.

Далее мы рассмотрим более подробно систему менеджмента качества.

3. Основа системы менеджмента качества

Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации.

Современные СМК базируются на принципах TQM (Total Quality Management) - философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы [3, с. 290]. Это повышает результативность планирования, эффективность использования ресурсов, создает синергетический эффект в достижении общих бизнес-целей организации.

Системы менеджмента качества приводятся в движение требованиями потребителя организации. Потребителям необходима продукция (услуга), характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Потребности и ожидания потребителей постоянно изменяются, из-за чего организации испытывают давление, создаваемое конкурентной средой (рынком) и техническим прогрессом. Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Система менеджмента качества организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и ее потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям (необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы).

Система менеджмента качества основана на восьми принципах менеджмента качества:

)        Ориентация на потребителя - организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает;

)        Лидерство руководителя - так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии);

)        Вовлечение персонала - так как персонал организации является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной опора лидеров на него залог успеха;

)        Процессный подход - система менеджмента качества организации не статичное образование и ее элементами являются процессы - через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения;

)        Системный подход к менеджменту - подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации;

)        Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их;

)        Принятие решений, основанных на фактах - напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений;

)        Взаимовыгодные отношения с поставщиками - вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества [3, с. 301].

Главной задачей системы менеджмента качества является постоянное улучшение качества продукции, создание у потребителей уверенности в отсутствии брака за счет сертификации СМК и снижение затрат на обеспечение качества посредством использования цикла PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» -планирование - действие - проверка - корректировка). Также известен как Deming Cycle - циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством (рис. 2).

Рисунок 2 - Цикл PDCA [4, схема 2]

-    Планирование - установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворения потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов.

-       Выполнение - выполнение запланированных работ.

-       Проверка - сбор информации и контроль результата на основе ключевых показателей эффективности (KPI), получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений.

-       Воздействие (управление, корректировка) - принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов [4].

Тактика систем менеджмента качества:

-       Вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества.

-       Активное стратегическое управление.

-       Непрерывное совершенствование качества продукции и процессов за счет корректирующих и предупреждающих мероприятий.

-       Использование научных подходов в решении задач.

-       Регулярная самооценка.

-       Методические средства СМК:

-       Средства для сбора данных.

-       Средства предоставления данных.

-       Методы статистической обработки данных, например Индексы воспроизводимости, Контрольные карты Шухарта.

-       Теория общего менеджмента.

-       Теория мотиваций и межличностных отношений.

-       Экономические расчеты.

-       Системный анализ производства, например Бережливое производство.

-       Управление с помощью планирования.

Основные составляющие систем менеджмента качества:

-    Установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон организации в области качества производимой продукции или услуги.

-       Наличие политики и целей организации (или выделенной части организации), соответствующим удовлетворению предопределённых потребностей потребителей (внешних и внутренних).

-       Постановка процессов и ответственных за них, необходимых для достижения целей организации (или выделенной части организации). Реализация процессного подхода при достижении этих целей.

-       Определение необходимых ресурсов и обеспечение ими ответственных за процессы для достижения целей организации (или выделенной части организации)

-       Разработка и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества

-       Определение механизмов, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин. И реализация данных механизмов в процессах СМК.

-       Разработка и применение процесса для постоянного улучшения всей СМК.

4. Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

.1 Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

Технический кодекс устанавливает общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации на системы менеджмента качества (СТБ ИСО 9001, СТБ 1470, СТБ ИСО/ТУ 16949 и др.). Требования технического кодекса могут быть использованы органами по сертификации для разработки порядка проведения сертификации систем менеджмента качества организаций в закрепленной за ними области деятельности.

Сертификация систем менеджмента качества проводится с целью подтверждения независимым аккредитованным органом того, что СМК организации-заявителя соответствует требованиям ТНПА на СМК и организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции (выполнения работ/оказания услуг), соответствующей требованиям потребителей и других заинтересованных сторон, нормативных правовых актов, ТНПА и другим обязательным требованиям.

В рамках Системы проводится добровольная сертификация систем управления по инициативе организации-заявителя.

При проведении сертификации систем управления должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну организации-заявителя, кроме тех случаев, когда выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги), хозяйственная и иная деятельность организации-заявителя может создать реальную угрозу жизни, здоровью и безопасности окружающей среды. В этом случае должны быть приняты меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Сертификация систем управления включает:

-    подачу заявителем заявки на проведение работ по сертификации системы управления;

-       анализ заявки на правильность заполнения;

-       принятие решения о возможности проведения первичной сертификации системы управления на основании анализа заявки и исходной информации, определение времени аудита, заключение договора на проведение работ по сертификации;

-       составление программы аудита;

-       выбор и назначение команды по аудиту;

-       проведение сертификационного аудита системы управления на первом этапе;

-       проведение сертификационного аудита системы управления на втором этапе;

-       рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия;

-       оформление, подписание и регистрация сертификата соответствия, заключение соглашения по сертификации системы управления, ведение реестра сертифицированных организаций-заявителей

-       инспекционный контроль за сертифицированной системой управления;

-       повторный сертификационный аудит системы управления;

-       подтверждение (продление) срока действия сертификата соответствия;

-       приостановление, прекращение или отмена действия сертификата соответствия;

-       информирование о результатах сертификации;

-       выдача копий и дубликатов сертификатов соответствия;

-       внесение изменений и (или) дополнений в сертификат соответствия;

-       рассмотрение жалоб и апелляций [5].

4.2 Процедура проведения сертификации

Организация-заявитель, претендующая на сертификацию системы управления, подает в орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку (приложение А), исходную информацию об организации, анкету-вопросник, руководство по системе управления, документы системы управления. Состав предоставляемых документов системы управления организации-заявителя определяется органом по сертификации. Форму анкеты-вопросника и состав исходной информации предоставляет орган по сертификации. Решение по заявке орган по сертификации принимает не более чем в течение 5 дней после ее получения.

Анализ заявки и информации, предоставленной организацией-заявителем, заключается в оценке:

-    правильности заполнения заявки;

-       достаточности информации об организации-заявителе и ее системе управления для проведения сертификационного аудита;

-       компетентности органа по сертификации и способности провести работы по сертификации;

-       наличия у органа возможностей для проведения сертификации и принятия решения по результатам сертификации;

-       аспектов, влияющих на беспристрастность проводимых работ по сертификации системы управления;

-       заявленной области применения системы управления и запрашиваемой области сертификации, адреса мест фактического осуществления деятельности организации-заявителя, времени, необходимому для проведения аудитов, и любой другой информации, влияющей на работы по сертификации.

При принятии заявки к исполнению орган по сертификации должен ее зарегистрировать, для того, чтобы прослеживать соблюдение этапов и сроков выполнения работ. Форма и способ регистрации заявлений устанавливается органом по сертификации. При отклонении заявки по результатам анализа орган по сертификации должен направить письменное извещение организации-заявителю с указанием причин отклонения.

При определении категории несоответствия команда по аудиту учитывает их влияние на объект системы управления и достижение целей сертификации системы управления, а также является ли несоответствие единичным случаем или систематическим несоблюдением требований.

Несоответствия могут быть существенными и несущественными. Для СМК существенное несоответствие -частичное или полное невыполнение законодательных и других обязательных требований, требований, установленных потребителем продукции (работ, услуг), а также частичное или полное невыполнение одного или нескольких требований ТНПА на СМК, или несоблюдение требований, которое может привести к поставке потребителю несоответствующей продукции или значительно снизит пригодность продукции для ее предполагаемого назначения, или выявление нескольких несущественных несоответствий в отношении одного требования ТНПА на СМК, или невыполнение требований, которое может привести к неспособности достичь запланированных результатов.

Несущественное несоответствие - единичные случаи невыполнения требований ТНПА на СМК, или невыполнение требования, которое не может привести к поставке потребителю несоответствующей продукции (работ, услуг), не может значительно снизить пригодность продукции для ее предполагаемого назначения, не может привести к неспособности СМК достичь запланированных результатов [5].

После устранения выявленных несоответствий организация-заявитель уведомляет об этом орган по сертификации. Результаты устранения организацией-заявителем выявленных несоответствий должны проверяться экспертами-аудиторами органа по сертификации, далее подготавливается отчет.

Сведения, содержащиеся в отчете, приводятся со ссылками на документы, которые оформлялись по результатам первого и второго этапа сертификационного аудита системы управления. Отчет должен быть датирован, подписан руководителем команды по аудиту и экспертами аудиторами, утвержден руководителем (его заместителем)органа по сертификации, и быть представлен на совет по сертификации где руководитель команды по аудиту должен доложить о результатах проверки и возможности выдачи сертификата соответствия на систему управления организации-заявителю. Совет по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

4.3 Оформление, подписание и регистрация сертификата соответствия

При положительном решении совета орган по сертификации обеспечивает оформление сертификата соответствия, дата вступления в силу которого не должна быть ранее даты принятия решения о сертификации. Срок действия сертификата соответствия - три года. В обоснованных случаях допускается устанавливать меньший срок действия сертификата соответствия, но не менее двух лет. Сертификат должен быть зарегистрирован в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь в соответствии с ТКП 5.1.02. Для получения регистрационного номера орган по сертификации должен обратиться в уполномоченную Госстандартом организацию, ответственную за ведение реестра Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Для присвоения регистрационных номеров проектам сертификатов соответствия на системы управления органы по сертификации должны предоставить в уполномоченную организацию следующие документы на бумажных носителях:

-    проект сертификата соответствия на русском языке (с указанием: УНП организации, ведомственной подчиненности организации, отнесения организации к субъектам малого предпринимательства);

-       копию заявки организации-заявителя, предоставленной в орган по сертификации;

-       чек-лист, по установленной уполномоченной организацией форме.

Дополнительно для СМК орган по сертификации должен предоставить уполномоченной организации письмо с информацией о проверках организации-заявителя органами госнадзора и письмо с дополнительной информацией из Департамента контроля и надзора за строительством, в случае если в области распространения сертификата соответствия организации-заявителя присутствует деятельность по осуществлению технического надзора в строительстве.

Уполномоченная организация проверяет комплектность представленных документов, соблюдение процедур при принятии решения о выдачи сертификата соответствия, правильность формулирования в проекте сертификата соответствия области распространения сертификата соответствия, соответствие оформления проекта сертификата соответствия требованиям ТНПА Системы.

При положительных результатах проверки уполномоченная организация присваивает проекту сертификата соответствия регистрационный номер в соответствии с ТКП 5.1.02, после чего орган по сертификации оформляет сертификаты соответствия на специальных защищенных бланках установленного образца в соответствии с приложением Б.

Уполномоченная организация проверяет соответствие оформления сертификата соответствия требованиям ТНПА Системы. В случае, когда сертификат соответствия оформлен с нарушениями требований, уполномоченная организация доводит информацию до органа по сертификации для устранения несоответствий.

4.4 Применение знака соответствия

Право применения знака соответствия сертифицированной системы менеджмента качества предоставляется организации, получившей сертификат соответствия на систему менеджмента качества в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. Требования к форме и размерам знака соответствия установлены в ТКП 5.1.08-2011 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Правила маркировки знаком соответствия. Основные положения».

Организация может применять знак соответствия сертифицированной системы менеджмента качества в течение срока действия сертификата соответствия на систему менеджмента качества.

Знак соответствия наносится на товаросопроводительную документацию, рекламные материалы, фирменные бланки, а также может предусматриваться на групповой упаковке. Он может наноситься непосредственно на продукцию, при отсутствии такой возможности - на индивидуальную потребительскую упаковку (тару) или этикетку (ярлык).

Знак соответствия не должен наноситься на продукцию или тару с продукцией в месте, видимом потребителю, а также использоваться любым другим образом, который можно истолковать как обозначение соответствия продукции.

Организация - владелец сертификата соответствия на систему менеджмента качества несет ответственность за неправильное применение знака соответствия сертифицированной системы менеджмента качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении стоит отметить, что разработка и внедрение интегрированных систем менеджмента позволяют предприятиям работать на опережение, учитывая тенденции, происходящие на международных и внутренних рынках, сохранять и заключать новые контракты на развивающихся и особо чувствительных рынках сбыта. Но это очень сложный процесс, который имеет наряду с плюсами и минусы.

Для создания интегрированной системы менеджмента предприятию придется затратить немалые силы и ресурсы, но в итоге будет сформирована корпоративная система менеджмента предприятия, нацеленная на достижение устойчивых финансовых показателей, с учетом интересов потребителей, персонала, акционеров, поставщиков и общества.

Как отмечают руководители предприятий с функционирующими ИСМ, благодаря её внедрению существенно повысилась конкурентоспособность их продукции, расширился рынок ее сбыта, что значительно улучшило их финансовое состояние. Таким образом, диверсификация управленческой деятельности, формирование систем менеджмента на соответствие международным стандартам и их интеграция рассматриваются, прежде всего, как важнейшие тенденции развития современного управления, факторы эффективного управления, залог конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Внедрение интегрированной системы - это проект, который должен управляться в соответствии с современными технологиями управления.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Форма заявки проведения сертификации систем управления

Примечание - Источник: [5, с.31, приложение А].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Форма сертификата соответствия на системы управления

Примечание - Источник: [5, с.44, приложение Г].

СПИСИК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Воробьев, Д.О. Интегрированные системы менеджмента - понятие и опыт разработки // Новости менеджмента качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY13/ism2.htm. - Дата доступа: 12.11.2012.

2 Катанаева М.А. Проблемы современной экономики / Экономика, управление и учет на предприятии // Евразийский международный научно- аналитический журнал [Электронный ресурс]. - 2007. - № 3 (23). - Режим доступа: <http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1493>. - Дата доступа: 12.11.2012.

Управление проектами: учебное пособие для вузов/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге.; под общей редакцией И.И. Мазура - 2-е изд - Москва: Омега-Л, 2004. - 664с.

Адлер Ю. П. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга / Ю.П. Адлер, Е.И. Хунузиди, В.Л. Шпер // журнал Методы менеджмента качества [Электронный ресурс]. - 2005. - № 3 - Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/quality/section_57/article_2253/. - Дата доступа: 13.11.2012.

Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения: ТКП 5.1.05-2004. - Введ. 01.10.04. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2004. - 50с.

Похожие работы на - Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем менеджмента качества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!