Основные проблемы, тенденции и пути развития электронных денег в контексте мирового опыта
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы электронных денег
1.1 Сущность электронных денег
1.2 История и предпосылки развития электронных денег
1.3 Виды электронных денег
Глава 2. Состояние и перспективы развития электронных денег в республике Беларусь
2.1 Нормативно-законодательная база регулирования электронных денег в Республике Беларусь
2.2 Перспективы развития электронных денег в РБ
Заключение
Список использованных источников
Введение
В Интернете есть уже почти все, что может понадобиться для человека. Товары, услуги, общение, возможность самовыражения, игры и т.д. Конечно, за некоторые услуги надо платить и чем быстрее и проще система платежей, тем лучше. Потребность в подобной платежной системе начали ощущать и продавцы, и покупатели. И поэтому были придуманы электронные деньги. Задача любых видов электронных денег - создание универсальной платежной среды, объединяющей покупателей и продавцов товаров и услуг. Цель электронных денег - повышение экономической эффективности Интернета как отрасли в целом. Механизм электронных денег таков, что позволяет, не отходя от компьютера оплачивать товары, заключать сделки, вести коммерческую деятельность. Электронные деньги очень похожи на электронные платежные карты, только здесь не карта и пин-код, а логин и пароль с помощью которых можно совершать денежные операции. Также в любой момент времени можно вывести деньги из сети или ввести их в сеть через банк, почтовым переводом, наличными, кредитной картой и т.п.
Поскольку электронные деньги в настоящее время получают все большее распространение, они нуждаются в выработке комплексного знания о них. Целью данной научной работы является выявление основных проблем, тенденций и путей развития электронных денег в контексте в контексте мирового опыта.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
) проанализировать историю развития и определить сущностные характеристики электронных денег;
) рассмотреть виды электронных денег;
) провести сравнительный анализ регулирования и использования электронных денег на примере США, Западной Европы и Российской Федерации;
) исследовать особенности развития и нормативно-правовую основу регулирования электронных денег в Республике Беларусь;
) определить пути развития электронных денег в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются электронные деньги как эквивалент традиционных бумажных денег, а предметом - функционирование электронных денег в Республике Беларусь.
В процессе написания работы были использованы научные разработки различных авторов, данные периодической печати (статьи журналов) и Интернет - сайтов, посвященных исследованию данной проблемы.
Глава 1. Теоретические основы электронных денег
1.1 Сущность электронных денег
В западной научной литературе идея так называемых "электронных денег", или "электронной наличности", была впервые высказана Дэвидом Чоумом еще в конце 1970-х годов на волне эйфории вокруг первых систем цифровой подписи и цифровых конвертов на основе систем защиты информации с двумя ключами - открытым (общедоступным) и индивидуальным. В настоящее время эта идея не вызывает разногласий среди исследователей и ведущих банкиров зарубежных стран. Наиболее подробная дефиниция Дефиниция - краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления. "электронных денег" была предложена О. Иссингом - членом Правления Европейского центрального банка: "электронное хранение денежной стоимости с помощью технического устройства, для осуществления платежей не только в адрес эмитента, но и в адрес других участников". Однако данная дефиниция не является удовлетворительной, поскольку не выделяет существенные признаки характеризуемого понятия и не раскрывает его юридическую природу.
В научной экономической литературе термин "электронные деньги" используется уже довольно давно, с середины 1970-х годов. Многие советские и российские экономисты упоминали в своих научных работах данное понятие, однако использовали его в совершенно разном контексте. Например, группа авторов (В.М. Усоскин, Г.Г. Матюхин и др.) понимают под термином схему безналичных расчетов с использованием "денег в банковском компьютере", пересылаемых по банковским сетям.
Термин "электронные деньги" зачастую используется в отношении широкого спектра платежных инструментов, базирующихся на инновационных технических решениях в сфере реализации розничных платежей.
Под понятием электронных денег ошибочно понимают традиционные банковские карты (как предавторизованные (микропроцессорные), так и с магнитной полосой), либо предоплаченные карты предприятий торговли (сервиса, услуг), содержащие сведения о "предварительно оплаченных товарах-услугах", к которым, в частности, относятся одноцелевые карточные продукты, предлагаемые телефонными и бензозаправочными компаниями, отдельными сетями магазинов или транспортными компаниями. Главная причина ошибочности такого суждения - отсутствие точного определения понятия "электронных денег", раскрывающего их экономическую и правовую сущность, а также отсутствие четких критериев отнесения указанных продуктов к "электронным деньгам".
В опубликованном в октябре 1996 г. докладе "Сложности для центральных банков, возникающие в связи с развитием электронных денег", подготовленном Банком международных расчетов, "электронные деньги" трактуются как денежная стоимость, измеряемая в валютных единицах, хранимая в электронной форме на электронном устройстве, находящемся во владении потребителя. Данная электронная стоимость может быть приобретена потребителем и хранится на устройстве, при этом она сокращается по мере того, как потребитель использует данное устройство с целью совершения покупок.
Существует два различных вида электронных устройств: карточки с предварительной оплатой и программные продукты с предварительной оплатой. Что касается карт с предварительной оплатой, то электронная стоимость хранится на микропроцессоре, встроенном в карту, и стоимость, как правило, передается, когда карточка вставляется в считывающее устройство. Что касается программных продуктов, то электронная стоимость хранится на жестком диске персонального компьютера и передается через телекоммуникационную сеть, подобную Интернету.
В "Докладе об электронных деньгах", опубликованном Европейским центральным банком в августе 1998 г., дается иное определение "электронных денег". "Электронные деньги в широком смысле определяются как электронное хранение денежной стоимости на техническом устройстве, которое может широко применяться для осуществления платежей в пользу не только эмитента, но и других фирм, и которое не требует обязательного использования банковских счетов для проведения трансакций, а действует как предоплаченный инструмент на предъявителя".
Позднее была принята Директива Европейского парламента и Совета от 18 сентября 2000 г. № 2000/46/ЕС "О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре Пруденциальный надзор - один из видов надзора со стороны регулирующего органа, в частности - за соблюдением государственных стандартов устойчивости и обязательных нормативов деятельности. над институтами, занимающимися этой деятельностью", в которой уточнено определение электронных денег: "денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:
хранится на электронном устройстве;
эмитируется после получения денежных средств в размере не менее объема принимаемых на себя обязательств;
принимается в качестве средства платежа не только эмитентом, но и другими фирмами".
Данное определение включает в себя как юридическую, так и экономическую сущность рассматриваемого понятия. Следует отметить, что регулятивная его составляющая устанавливает достаточно жесткие нормы в отношении объема эмиссии "электронных денег" (т.е. объем выпущенных в обращение обязательств банка не может быть больше суммы денежных средств, полученных при их выпуске), исключающие возможность эмиссии необеспеченных "электронных денег".
Правовой подход, рассматривающий функционирование электронных денег как совокупности правовых отношений, в соответствии с которым электронные деньги определяются как денежное обязательство эмитента, а в процессе обращения выступают как денежное требование к нему, позволяют провести аналогии между электронными деньгами и дорожными чеками, векселями или беспроцентным займом.
Согласно российскому законодательству существует три подхода к определению понятия "электронные деньги": экономический, правовой и технологический. Однако все три подхода взаимосвязаны и характеризуют различные стороны электронных денег. Наиболее полное определение, учитывающее все особенности электронных денег, должно звучать следующим образом.
Электронные деньги - это предоплаченный финансовый продукт, который:
А) представляет собой денежное обязательство эмитента;
Б) выпускается после получения эмитентом денежных средств в размере, не меньшем выпускаемой стоимости;
В) не требует использования при трансакции банковских счетов;
Г) принимается в качестве средства платежа экономическими субъектами иными, нежели эмитент;
Д) информация о размере денежной стоимости хранится в электронной форме на устройстве во владении держателя.
Пункт "а" отражает правовой подход к определению электронных денег, пункт "д" - технологический. Пункт "в" характеризует свойство электронных денег, которое отличает их от систем удаленного доступа к счетам, а пункт "г" - от одноцелевых чиповых карт, например, телефонной компании.
Электронные деньги полностью моделируют реальные деньги. При этом, эмиссионная организация - эмитент - выпускает их электронные эквиваленты, называемые в разных системах по-разному (например, купоны). Далее, они покупаются пользователями, которые с их помощью оплачивают покупки, а затем продавец погашает их у эмитента. При эмиссии каждая денежная единица заверяется электронной печатью, которая проверяется выпускающей структурой перед погашением.
Одна из особенностей физических денег - их анонимность, то есть на них не указано, кто и когда их использовал. Некоторые системы, по аналогии, позволяют покупателю получать электронную наличность так, чтобы нельзя было определить связь между ним и деньгами. Это осуществляется с помощью схемы слепых подписей.
Стоит еще отметить, что при использовании электронных денег отпадает необходимость в аутентификации, поскольку система основана на выпуске денег в обращение перед их использованием.
Покупатель заранее обменивает реальные деньги на электронные. Хранение наличности у клиента может осуществляться двумя способами, что определяется используемой системой:
на жестком диске компьютера.
на смарт-картах.
Разные системы предлагают разные схемы обмена. Некоторые открывают специальные счета, на которые перечисляются средства со счета покупателя в обмен на электронные купюры. Некоторые банки могут сами эмитировать электронную наличность. При этом она эмитируется только по запросу клиента с последующим ее перечислением на компьютер или карту этого клиента и снятием денежного эквивалента с его счета. При реализации же слепой подписи покупатель сам создает электронные купюры, пересылает их в банк, где при поступлении реальных денег на счет они заверяются печатью и отправляются обратно клиенту. Наряду с удобствами такого хранения, у него имеются и недостатки. Порча диска или смарт-карты оборачивается невозвратимой потерей электронных денег.
Покупатель перечисляет на сервер продавца электронные деньги за покупку.
Деньги предъявляются эмитенту, который проверяет их подлинность.
электронный беларусь бумажный эквивалент
В случае подлинности электронных купюр счет продавца увеличивается на сумму покупки, а покупателю отгружается товар или оказывается услуга www.i2r.ru.
1.2 История и предпосылки развития электронных денег
История электронных денег берет свое начало с середины 20-го века. Достаточно "новая" история. Однако уже с этого момента электронные деньги постоянно развиваются и проявляются в новых формах Форма - 1) наружный вид, внешнее очертание;
) строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием. и видах Вид - разновидность, тип, то или иное свойство, состояние предмета, воспринимаемое зрением.
В 50-е гг. начался поиск более экономичных форм платежей, который значительно усилился в 60 - 70-е гг. благодаря внедрению в банковскую сферу достижений научно-технического прогресса.
Впервые в 1959 г., "Бэнк оф Америка" в Сан-Франциско ввел в действие полностью автоматизированную электронную установку для обработки чеков и ведения текущих счетов.
Затем последовало внедрение более совершенных поколений ЭВМ, что позволило подключить к ним многих абонентов с помощью дистанционных устройств - выносных пультов-терминалов. Этот процесс охватил все банки США и других стран www.money. banks-credits.ru.
Условно можно выделить четыре основных этапа в развитии электронных денег:
этап (60-е - начало 70-х г. 20 века) характеризуется внедрением в обращение магнитных кредитных дебетовых карт, а также широким использованием электронной системы платежей;
этап (вторая половина 80-х г.20 века) - внедрение в обращение смарт-карт или "карт с хранимой суммой". В настоящее время большинство западных исследователей рассматривает смарт-карты в качестве одного из элементов электронных денег. В то же время смарт-карты являются одним из инструментов электронных денег, так называемым "продуктом-ключом". За эти годы магнитные карты и смарт-карты не заменили наличные деньги, а лишь дали их обладателям возможность более эффективно распоряжаться своими счетами в банках. Несмотря на то, что современные системы безналичных расчетов с помощью карт обладают массой очевидных преимуществ (снижение издержек обращение, безопасность, удобство использования, дополнительные льготы и т.д.), наличные деньги окончательно не исчезают из оборота и, более того, в последние годы не наблюдается тенденции к сокращению их доли в мировом обороте (на долю наличных денег сейчас приходится около 10-20% от общей денежной массы). Это происходит потому, что наличные расчеты со своей стороны обладают рядом положительных, с точки зрения плательщика, свойств: во-первых, возможностью безусловного и неограниченного распоряжения своими средствами, во-вторых, большей, по сравнению с системами электронных расчетов, оперативностью, в-третьих, что особенно важно, анонимностью.
этап (середина 90-х г. 20 века) характеризуется появлением новых видов электронных денег - "сетевых денег", которые позволяют осуществлять платежи в режиме реального времени или "он-лайн" в компьютерных сетях. Эти платежи возможны благодаря специально разработанному программному обеспечению;
этап (прогноз: первая половина 21 века).
История развития электронных денег связана с переводом записей на банковских счетах с бумажных носителей информации на электронные. По сути, первый исторический вид электронных денег является электронным банковским депозитом Депозит (deposit) - вклад денежных средств в банки и сберегательные кассы физическими и юридическими лицами, на определенный срок и под процент. Это примерно 50-е гг. 20-го столетия.
Вмонтирование микропроцессора в пластиковую карту предопределило появление во второй половине 80-х годов нового вида электронных денег. С экономической точки зрения, данный вид электронных денег является безналичным платежным инструментом. Дело в том, что перечисление электронных денежных единиц с карты покупателя на карту продавца не погашает обязательств должника и только является предпосылкой для осуществления расчета по банковским счетам. Право продавца (в данном случае кредитора) распоряжаться полученными электронными деньгами ограничивается возможностью их перечисления в обмен на безналичные деньги в обслуживающий банк.
Основной отличительной чертой данного вида электронных денег, прежде всего, от известных всем кредитных и дебетовых карт, является их анонимность. С одной стороны, электронные деньги могут не учитываться на банковских счетах потребителей, а только на счетах эмитента или распространителя. С другой - при совершении сделки расчетный документ, содержащий персональные данные держателя электронных денег, может не составляться. Однако следует заметить, что подобным качеством, анонимностью, обладают не все электронные деньги данного вида. Правила их функционирования устанавливает компания-эмитент.
Данный недостаток в какой-то мере был преодолен с появлением в середине 90-х годов нового вида электронных денег. В отличие от двух предыдущих видов электронных денег, являющимися безналичными формами денежных средств, новый вид электронных денег выступил аналогом наличных денег (банкнот). Электронные деньги нового вида обладают способностью переходить от одного потребителя к другому без участия посредников (кредитных организаций), что было необходимо прежде. Иными словами, эти электронные деньги способны выполнять функцию, присущую только наличным деньгам, - функцию средства обращения.
Кроме того, в качестве технического устройства, на котором могут храниться электронные деньги, теперь кроме пластиковой карты может выступать жесткий диск персонального компьютера.
Однако данные электронные деньги, являясь обязательствами коммерческих банков, не являются законным платежным средством, что значительно сокращает сферу их обращения. Как показывает практика, они успешно функционируют только в рамках некой локальной системы, где являются основным платежным средством. В открытых платежных системах данный вид электронных денег, как правило, не выдерживает конкуренции со стороны других платежных инструментов. Основными причинами этого является ограниченность территории использования электронных денег и операционные трудности, возникающие в силу несовершенства технологий и технической оснащенности. Именно они выступили главными причинами провала двух открытых систем, в которых функционировали электронные деньги, - на олимпиаде в Атланте в 1996 году и в Верхнем Уэст-сайде (Манхэттен) в 1997-1998 годах Meyer L. H The future of money and of monetary policy. Remarks by Mr. L. H. Meyer, Member of the Board of Governors of the US Federal Reserve System, at the Distinguished Lecture Program, Swarthmore College, Swarthmore, Pennsylvania.5 December 2001. - р.7.
В настоящее время в некоторых странах, прежде всего, в Сингапуре, ведется работа по приданию электронным деньгам статуса законного платежного средства.
В этой ситуации электронные деньги станут бессрочными обязательствами государства. Хотя не исключен вариант, что они останутся обязательствами частных кредитных институтов. В любом случае, электронные деньги будут обязательны к приему всеми субъектами государства наряду с другими платежными средствами. Новый вид электронных денег будет сочетать в себе свойства безналичных и наличных денег. Они могут храниться на технических устройствах как коммерческих банков, так и потребителей.
При совершении расчетов они способны переходить с технического устройства одного банка на техническое устройство другого банка, при этом совершаются соответствующие бухгалтерские проводки по банковским счетам, - аналогия с безналичными деньгами. Кроме того, электронные деньги способны переходить от одного субъекта к другому, а от него к третьему без участия банков - аналогия с наличными деньгами.
1.3 Виды электронных денег
История развития электронных денег предопределила появление и функционирование сегодня различных их видов:
По способу хранения электронных денег:
электронные деньги на аппаратной основе. Электронные деньги хранятся на чипе, носителем которого является пластиковая карта ("электронный кошелек");
электронные деньги на программной основе. Электронные деньги хранятся на жестком диске компьютера и их передача осуществляется с помощью программного обеспечения через телекоммуникационные сети ("цифровые деньги").
По способу обработки данных об операциях:
централизованные системы электронных денег ("подконтрольные"). Сведения об операциях с участием электронных денег отражаются в централизованном банке данных;
децентрализованные системы электронных денег ("неподконтрольные").
По форме организации электронной денежной системы:
одноуровневая система электронных денег, включающая только эмитента (эмитентов);
двухуровневая система электронных денег, включающая эмитента (эмитентов) и банки-распространители;
трехуровневая система электронных денег, включающая эмитента (эмитентов), банки-распространители и кредитные организации, обеспечивающие завершение межбанковских расчетов по операциям с электронными деньгами.
По субъекту эмиссии:
электронные деньги, эмитируемые частными институтами;
электронные деньги, эмитируемые центральным банком.
По валюте обязательства эмитента:
одновалютные системы электронных денег;
многовалютные системы электронных денег.
По степени сохранения анонимности:
системы электронных денег с ограниченной анонимностью;
системы электронных денег с полной анонимностью.
По форме: обращения в денежном обороте
безналичные электронные деньги;
наличные электронные деньги.
По сроку обращения:
электронные деньги с ограниченным сроком обращения;
бессрочные электронные деньги.
По причастности к субститутам или суррогатам денег:
электронные деньги, выступающие денежными субститутами;
электронные деньги, выступающие денежными суррогатами.
По ограничению на величину суммы хранения и платежа:
системы электронных денег с установленными ограничениями на сумму хранения и платежа;
системы электронных денег с не установленными ограничениями на сумму хранения и платежа.
По степени открытости:
закрыто циркулирующие системы электронных денег;
открыто циркулирующие системы электронных денег.
Таким образом, электронные деньги - это новая форма кредитных денег, представленных в виде электронных импульсов на техническом устройстве и выполняющих в совокупности функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, а также функцию мировых денег.
Природа электронных денег многоаспектна. Электронные деньги обладают не только товарной, но и кредитной, правовой и информационной природой.
В своем эволюционном развитии электронные деньги прошли путь от безналичной формы обращения к наличной форме обращения. При этом грань различий между безналичными и наличными электронными деньгами постепенно стирается.
Электронные деньги постоянно развиваются, что находит свое отражение в многообразии их видов.
Глава 2. Состояние и перспективы развития электронных денег в республике Беларусь
2.1 Нормативно-законодательная база регулирования электронных денег в Республике Беларусь
По данным Министерства связи Беларуси, наша страна занимает третье место в СНГ по числу пользователей Интернета после России и Украины, и с каждым годом это число увеличивается. Это является немаловажным фактором для развития электронных денег. Также необходимо учесть еще ряд факторов.
Во-первых - это стремительное развитие электронной коммерции. Росту числа интернет-магазинов можно только позавидовать. Интернет-магазины предлагают товары по значительно более низким ценам, чем в обычных магазинах, что делает их весьма привлекательными для пользователей. Так, например, DVD-проигрыватель в виртуальном магазине можно купить на 20-30% дешевле, чем в "реальном" магазине. За счет низкой арендной платы и прочих накладных расходов товары в таких магазинах стоят значительно дешевле, что является неоспоримым преимуществом.
Во-вторых - развитие самих платежных систем. Предоставление дополнительных услуг и возможностей, снижение процентных ставок комиссий - все это привлекает дополнительную пользовательскую аудиторию.
В РБ внедрение он-лайн платежей в систему расчетов осуществляется по той же схеме, что и в России, хотя и с гораздо менее быстрыми темпами. Во-первых, народ, похоже, не очень верит электронным деньгам, а может и просто не знает, зачем они нужны. Во-вторых, белорусское законодательство к подобным видам расчетов не слишком благосклонно.
В соответствии с Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 г. N 201, под электронными деньгами понимаются: "хранящиеся в электронном виде на программно-техническом устройстве единицы стоимости, принимаемые в качестве средства платежа при осуществлении расчетов и выражающие сумму обязательств эмитента перед держателем по погашению электронных денег". Таким образом, по сути, титульная стоимость электронных денег должна выражать номинальную стоимость денежных средств, внесенных держателем эмитенту этих электронных денег.
Учитывая специфику электронных денег, Национальный банк Республики Беларусь определил, что "эмиссию электронных денег на территории Республики Беларусь могут осуществлять только банки".
Эмитируемые банками электронные деньги могут быть номинированы в белорусских рублях или в иностранной валюте. Причём, "максимально возможная сумма электронных денег, хранящихся на одном программно-техническом устройстве, не должна превышать в эквиваленте 200 евро по официальному курсу Национального банка на дату проведения эмиссии".
Приобретать электронные деньги физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели могут не только у банков-эмитентов, но и у их агентов, заключивших соответствующие договоры с банковскими учреждениями. Денежные средства, вносимые (переводимые) для оплаты электронных денег, зачисляются в банке-эмитенте на отдельный счет. В результате они находятся в распоряжении некоммерческой организации или иного лица, не являющегося банковским учреждением, что существенно снижает для держателей риск потери денежных средств. Держатели электронных денег по своему желанию могут в любой момент обратиться для их погашения в банк-эмитент, который обязан выплатить денежные средства. Погашение может производиться и через агента в соответствии с условиями договора, заключенного агентом с банком-эмитентом.
Специальная лицензия или разрешение на проведение операций с электронными деньгами банкам, агентам, иным юридическим лицам не требуется. Банк осуществляет эмиссию, распространение, использование, погашение электронных денег на основании соответствующей лицензии на совершение банковских операций. Наличие у юридического лица (неэмитента электронных денег), индивидуального предпринимателя лицензии (разрешения) на розничную торговлю является достаточным основанием для продажи товаров (услуг) за электронные деньги.
Ограничения при проведении операций с электронными деньгами на территории Беларуси следующие: максимально возможная сумма, хранящаяся на одном программно-техническом устройстве, не должна превышать 200 EUR по официальному курсу Нацбанка РБ на дату эмиссии, максимальная сумма одной операции, соответственно, также не может быть больше эквивалента 200 EUR на дату операции. Следует отметить, что это не означает запрета на размещение на одном носителе (например, пластиковой карточке) нескольких "электронных кошельков", сумма каждого из которых не превышает установленного предела.
Электронные деньги белорусских эмитентов могут использоваться держателями и за пределами страны. Однако для того, чтобы они могли приниматься к оплате нерезидентами, банки-эмитенты заключают с последними соответствующие договоры и информируют об этом держателей.
Физические лица не ограничены в части покупки электронных денег, если последние приобретаются на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе приобрести электронные деньги у эмитента (агента) для выдачи их своим работникам на оплату командировочных расходов и расходов на хозяйственные нужды. А если они являются предприятиями торговли (сервиса), то могут принимать электронные деньги, в том числе эмитированные нерезидентами, в оплату за реализуемые товары (услуги). Однако в этом случае эмитент-нерезидент должен заключить договор с любым белорусским банком по принятию последним обязательств по погашению его электронных денег. В настоящее время официальная информация о принятии каким-либо белорусским банком таких обязательств отсутствует.
В Интернете пользователь может встретить информацию о ряде систем, предлагающих свои услуги по осуществлению платежей с использованием предоплаченных финансовых продуктов ("WebMoney Transfer", "E-Gold", Яндекс. Деньги и т.п.). Согласно требованиям белорусского законодательства они являются системами электронных денег. Поэтому, учитывая нормы Правил, в настоящее время продажа юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) товаров и услуг на территории Беларуси за электронные деньги вышеуказанных систем считается незаконной до тех пор, пока какой-нибудь из белорусских банков не примет обязательства по погашению электронных денег эмитентов-нерезидентов и не заключит соответствующего договора.
Как уже отмечалось выше, на территории РБ эмиссия электронных денег может осуществляться только банками-резидентами (в настоящее время эмитентами электронных денег в Беларуси являются "Белгазпромбанк" и "Технобанк" Всего в 2007 г два банка эмитировали электронные деньги на сумму около 2 млрд бел руб /1 долл - 2142 бел руб/, а операции, связанные с оплатой товаров и услуг и выдачей наличных денег, составили несколько менее 2 млрд бел руб.). Следовательно, приобретение физическими лицами электронных денег иностранных систем на территории РБ за наличные либо безналичные возможно, если денежные средства поступают на отдельный счет белорусского банка и только этот банк вправе распоряжаться данными денежными средствами. Поскольку в настоящее время ни один из белорусских банков не приступил к эмиссии электронных денег какой-либо из подобных систем, продажа иностранных электронных денег на территории РБ за наличный или безналичный расчет не допускается.
Вместе с тем белорусское законодательство не содержит запрета на приобретение физическими лицами таких электронных денег у нерезидентов с оплатой в безналичном порядке путем перевода денежных средств на счета нерезидентов за границей РБ. Приобретенные таким образом электронные деньги могут быть использованы лишь на цели, не связанные с предпринимательской деятельностью.
В то же время, приобретая электронные деньги нерезидентов, необходимо понимать, что данные операции сопряжены с определенным риском потери денежных средств. Фактически физическое лицо рискует всей перечисленной суммой (или ее частью), поскольку эмитенты-нерезиденты функционируют в рамках правового поля государства, на территории которого они зарегистрированы, и, как правило, гарантами по их операциям выступают либо они сами, либо коммерческие организации, не являющиеся банковскими учреждениями. В данном случае они неподконтрольны Нацбанку РБ и на их деятельность не распространяются нормативные требования белорусского законодательства.
2.2 Перспективы развития электронных денег в РБ
В Беларуси в настоящее время осознается необходимость дальнейшего развития информационных технологий в банковской сфере. Так, в Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 №274, в числе основных проблем развития банковской системы отмечено, что "банковские технологии неадекватно реагируют на потребности расширения и повышения качества выполняемых банками операций". А среди направлений дальнейшего развития банковской системы названо "внедрение в платежный оборот современных технологий платежа с использованием электронных платежных инструментов". Концепция развития национальной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.05.2004 №84, определяет, что "одним из новых видов услуг, оказываемых банками, должна стать деятельность по выпуску в обращение электронных денег путем их обмена на наличные или безналичные денежные средства с предоставлением возможности их использования".
Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, утвержденная постановлением Правлением Нацбанка РБ от 31.03.2005 №44, провозглашающая своей целью увеличение доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей и, как следствие, сокращение наличного денежного оборота, отмечает в качестве наиболее перспективного направления развитие рынка платежных карточек (как магнитных, так и смарт-карт электронных денег) и распространение их на электронную коммерцию. Нацбанк РБ при этом ссылается на мнение международных экспертов, считающих, что 2012 году одна из десяти операций с карточками будет операцией в электронной коммерции.
Дальнейшее развитие электронных денег в Республике Беларусь должно осуществляться с учетом определенных ограничений, направленных на предотвращение неблагоприятных последствий ухода части платежного оборота из-под банковского контроля. Основные предложения специалистов в этой связи следующие:
) необходим запрет кредитования в электронных деньгах, что объясняется его потенциальной опасностью для банковской системы на сегодняшнем этапе. В будущем в связи с ростом объема обращающихся электронных денег запрет может быть замене на введение экономических нормативов для банков-эмитентов (соотношение обязательств в электронных деньгах с соответствующими требованиями);
) любые (в том числе и посреднические) операции с электронными деньгами (за исключением их использования в качестве средства платежа) необходимо рассматривать как банковские, что повлечет распространение на соответствующих экономических агентов институциональных требований к банкам (размер уставного фонда и другие экономические мотивы, отчисления в фонд обязательных резервов и т.д.);
) не следует отключать введения государственной монополии на эмиссию сетевых денег.
Однако следует оговориться, что большинство из высказанных предложений касаются перспективы, т. к основаны на предположении о все более и более возрастающем объеме выпуска электронных денег в будущем.
Уже на сегодняшнем этапе расширение использования электронных денег приводит к сужению функций банков как финансовых посредников. Это касается таких банковских операций, как открытие и ведение счетов клиентов, осуществление безналичных расчетов (включая клиринг Клиринг - система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств.), а также инкассация (для наличных). Дальнейшее развитие сферы использования электронных денег может привести к постепенной ликвидации банковской монополии на целый ряд банковских операций (привлечение средств, выраженных в электронных деньгах, в депозиты; кредитование и др. активные операции в электронных деньгах; валютно-обменные операции) и появлению "виртуальных банков", на которые не будут распространяться резервные требования и прочие экономические нормативы, а также пруденциальный надзор. Мощным катализатором этих процессов будут выступать глобализация и интернационализация финансовой деятельности, которые затруднят принятие эффективных мер по предотвращению нелицензируемой банковской деятельности. В числе таких мер предлагаются: отнесение посреднической деятельности с электронными деньгами (любых операций, кроме их принятия в качестве средства платежа за товары, работы, услуги) к банковской деятельности, что повлечет установление повышенных требований к размеру уставного фонда и т.п.; запрет начисления процентов на обязательства, выраженные в электронных деньгах; возможность свободного их обмена на неэлектронные деньги в режиме реального времени, в т. ч. с использованием современных средств удаленного доступа к счету (персональный компьютер; мобильный телефон; банковская карточка); установление для банков норматива предельного соотношения обязательств, выраженных в форме электронных денег, к привлеченным средствам. В качестве крайней меры, введение которой может быть вызвано только неконтролируемым ростом количества электронных денег, хранящихся на технических носителях вне банковской системы, может быть введен запрет на использование электронных денег в расчетах между субъектами хозяйствования (т.е. продавец обязан полученные электронные деньги обменять на безналичные деньги).
С другой стороны, важной мерой, способной повысить доверие к электронным деньгам и создать единую систему Интернет-платежей, может стать установление государственной монополии на выпуск сетевых денег Овсейко С. Электронные деньги: современная концепция // Вестник ассоциации белорусских банков. - 2006. - №28. - с. 19-25.
Заключение
Проведенный анализ Интернет-технологий для осуществления предпринимательской деятельности, неотъемлемой частью которых являются системы онлайновых платежей, позволяет сделать следующие выводы:
. Эмитентами электронных денег являются системы осуществляющие организацию Интернет-транзакций.
. Электронные деньги, являются деньгами, выпущенными под обеспечение реальными деньгами.
. Скорость оборачиваемости электронных денег является самой высокой на сегодняшний день.
. Традиционные кредитные и дебетовые карты, выпускаемые банками для удаленного доступа к счету, не являются электронными деньгами как таковыми. Даже в том случае если открытый карточный счет является мультивалютным, он не имеет отношения в прямом смысле к электронным деньгам, так как открывается в какой-либо базовой валюте. А его мультивалютность выражается в том, что при оплате посредством пластиковой карты, имеется возможность мгновенной конвертации базовой валюты в валюту платежа.
. Безналичные деньги так же нельзя напрямую называть электронными деньгами, несмотря на то, что их носитель электронный. Так как их аналог существует в наличном виде.
. Электронные деньги позволяют производить микроплатежи и при накоплении достаточной суммы конвертировать их в реальные деньги.
Предлагаемые мероприятия в области госрегулирования электронных платежных систем:
создание полноценной представительной отраслевой ассоциации, в рамках которой все заметные участники рынка могли бы объединить усилия по отстаиванию общих интересов (необходим учет точек зрения различных участников рынка: самих поставщиков услуг, регуляторов рынка, крупных и локальных электронных платежных систем, компаний-производителей оборудования и др.);
программа популяризации технологий Интернет-расчетов, разъяснения их сущности даже людям далеким от Интернета, формирование позитивного имиджа у института электронных денег;
выработка рекомендаций и правил работы на рынке электронных платежных систем;
разработка технологических стандартов, применимых в электронных платежах;
создание единых форматов передачи данных;
выработка единых требований к архитектуре ЭПС.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие электронных денег и электронных платежных систем неотделимо от развития всемирной паутины, интеграции новых пользователей и расширения возможностей электронной коммерции. Дальнейшее развитие электронных денег в нашей стране будет обусловлено развитием описанных выше факторов, однако, определяющая роль в этом процессе останется за государством.
Сегодня госчиновники должны четко представлять себе природу электронных денег и их важность в развитии не только электронной коммерции, но и национальной платежной системы. Создание благоприятного правового поля будет способствовать росту оборота электронных платежей и привлечению в этот сектор большого капитала. В свою очередь, на рынке появятся новые участники. Ужесточение конкуренции на рынке ЭПС будет способствовать расширению возможностей платежных систем и снижению комиссионных расходов по обслуживанию данных платежей, что, в конечном счете, улучшит привлекательность данных систем для пользователей.
Список использованных источников
1. Директива № 2000/48/EC от 18.09.2000 г. "О деятельности в сфере электронных денег и пруденциальном надзоре над институтами, занимающимися этой деятельностью".
. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы, одобренная Указом Президента Республики Беларусь от 28.05.2002 г. №274.
. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 г. №201 "О правилах осуществления операций с электронными деньгами".
. Концепция развития национальной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 26.05.2004 г. №84.
. Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года, утвержденная постановлением Правлением Нацбанка РБ от 31.03.2005 г.
6. www.priorbank. by.
. www.wmtransfer. by
. www.belgazeta. by.
. www.easypay. by