Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Кафедра экономика, налоги и налогообложение









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине налогообложение физических лиц

на тему: «Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах»


Выполнил студент

Абгарян Карен Робертович

 

 



Омск-2010

Содержание

Введение

Глава 1. Учет налогоплательщиков-физических лиц как форма налогового контроля

1.1 Организация учета налогоплательщиков-физических лиц в системе налогового контроля

1.2 Законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах

1.3 Порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ

Глава 2. Особенности учета индивидуальных предпринимателей и прочих физических лиц

2.1 Законодательные и методологические особенности постановки на учет индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

2.2 Анализ динамики учета физических лиц в налоговых органах

2.3 Пути совершенствования учета

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Тема работы «Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах». В рамках данной темы рассматривается учет налогоплательщиков как одна из форм налогового контроля, а также особенности учета индивидуальных предпринимателей.

Данная тема достаточно актуальна в настоящее время. Правовое регулирование налогового учета имеет особое значение в развитых странах по поводу сбалансированности налогообложения и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней.

Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном учете государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственно учетом, налоговым контролем и сбором налогов.

В данное время в Российской Федерации основным органам, занимающимся непосредственно налоговым контролем остается Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов сборов. Данная проблема достаточно подробно рассмотрена такими авторами как Кустова М.В., О.А. Ногина, Н.А. Шевелева и другие.

Объектом исследования является учет налогоплательщиков.

Предметом исследования являются вопросы, связанные с учетом налогоплательщиков.

Цель работы: определение путей совершенствования налогового учета физических лиц на основе изучения организации налогового учета.

Задачи для достижения поставленной цели:

1.       рассмотреть организацию учета физических лиц в системе налогового контроля;

2.       изучить законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах;

.        разобрать порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ;

.        определить законодательные и методологические особенности учета;

.        анализировать динамику учета физических лиц в налоговых органах;

.        предложить пути совершенствования учета.

При выполнении работы использовались формально-догматический, исторический методы, а также метод научного исследования. Согласно этим методам осуществляется накопление, изучение особенностей учета налогоплательщиков.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении рассмотрено: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цель и задачи, а также методы исследования, логика изложения.

Основная часть состоит из двух глав. В первой главе рассматривается учет налогоплательщиков как форма налогового контроля. Глава состоит из трех параграфов. Во второй главе раскрываются особенности учета индивидуальных предпринимателей. Вторая глава также состоит из трех параграфов. В заключении предоставлены выводы о проделанной работе, далее следует список использованной литературы и приложения.

учет налогоплательщик предприниматель

Глава 1. Учет налогоплательщиков-физических лиц как форма налогового контроля

 

.1 Организация учета налогоплательщиков-физических лиц в системе налогового контроля


Государственный налоговый контроль представляет собой систему мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налоговых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины. Налоговый контроль как элемент управления налогообложением обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по всем вопросам налогообложения. В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смысле слова определяется как специальный способ обеспечения законности.

Согласно статье 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговый контроль осуществляется в отношении следующих категорий лиц: налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Одной из форм налогового контроля является учет налогоплательщиков-физических лиц. Учет (регистрация) налогоплательщиков представляет собой комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах, и аккумулирование сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ (ст. 313 НК РФ).

С 1 января 2007 года ввелись в действие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г . № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Эти изменения также коснулись налогового учета и физических лиц.

В результате изменений, внесенных в п. 2 ст. 11 НК РФ, для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Исключены из понятия «индивидуальные предприниматели» частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

В результате изменений, внесенных в п.7 ст. 83 НК РФ, установлено дополнительное основание для постановки на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, - заявление физического лица. Теперь законодательно закреплено право физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства для постановки на учет.

Для физических лиц, проживающих на территории России, но по каким-либо причинам не имеющих регистрации по месту жительства, предусмотрена возможность обращения в налоговые органы по месту пребывания по вопросу постановки их на учет.

В соответствии с п. 7 ст. 84 НК РФ физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, предоставлено право не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых ими в налоговые органы документах (декларациях, отчетах, заявлениях или иных документах), указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст.84 НК РФ (фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; данные о гражданстве).

Таким образом, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым Кодексом РФ.

 

.2 Законодательные основы государственной регистрации физических лиц в налоговых органах


Согласно Указу Президента РФ от 23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" установлено, что налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в органах ГНС РФ по месту его регистрации.

В Письме ГНС РФ от 22.12.94 г. "О порядке постановки на учет физических лиц в органах ГНС России" предусмотрено, что физические лица, не являющиеся предпринимателями, специальной регистрации не подлежат. При открытии ими счетов в иностранной валюте в банках и других кредитных учреждениях предъявления документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, не требуется.

В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать любые правоспособные физические лица, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Согласно ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Для того чтобы начать индивидуальную предпринимательскую деятельность необходимо:

·      пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;

·        встать на учет в налоговой инспекции;

·        встать на учет в государственных внебюджетных фондах;

·        получить коды статистики;

·        открыть расчетный счет в банке;

·        получить лицензию на выбранный вид деятельности, если это необходимо;

·        получить сертификаты соответствия качества услуг или товаров, если это необходимо;

·        получить гигиенический сертификат на производство, товары или услуги, если это необходимо;

·        получить экологический сертификат на производственные мощности, если это необходимо;

Порядок осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя определен законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Рассмотрим, как происходит процесс регистрации индивидуального предпринимателя.

. Регистрация в налоговых органах в качестве предпринимателя и налогоплательщика.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в межрайонной налоговой инспекции России. Документы, которые необходимо представить при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя:

·   подписанное заявление о государственной регистрации;

·        копия паспорта для гражданина Российской Федерации; для иностранного гражданина и лица без гражданства - копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

·        в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, не содержит сведений о дате и месте рождения, - копия свидетельства о рождении или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации;

·        в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений об адресе, - подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства;

·        для иностранного гражданина и лица без гражданства - копия документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

·        нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним либо копия свидетельства о заключении брака несовершеннолетним, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным;

·        квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Перечисленные документы могут быть представлены в налоговую инспекцию как непосредственно, так и направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Если документы представлены в налоговую инспекцию непосредственно, то для налоговой инспекции достаточно будет копий таких документов, однако необходимо иметь при себе подлинники названных документов, чтобы подтвердить верность представляемых документов в копиях.

Если же физическое лицо отправляет документы в налоговую инспекцию по почте, то отправляемые копии должны быть нотариально удостоверены.

О получении документов на регистрацию налоговым органом выдается расписка в их получении.

Если документы были поданы непосредственно, такая расписка должна быть выдана налоговым органом в день получения всех документов.

В том случае, если документы были направлены физическим лицом в налоговую инспекцию по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом, по указанному физическим лицом почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Рассмотрение представленных на регистрацию документов и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется налоговой инспекцией в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

По результатам рассмотрения представленных документов налоговая инспекция либо осуществляет регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдает свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо отказывает в регистрации.

Отказ в государственной регистрации возможен только в следующих случаях:

·      непредставления перечисленных выше документов для государственной регистрации;

·        представления документов в ненадлежащую налоговую инспекцию.

Данный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому если налоговый орган отказывает в регистрации по каким-то иным основаниям, действия регистрирующего органа могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти. В случае признания отказа в государственной регистрации незаконным суд своим решением обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию (ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Помимо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится постановка последнего на налоговый учет.

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН, если ранее он не был присвоен).

Налоговая инспекция выдает свидетельство о постановке на налоговый учет, а также делает свои отметки на оригинале свидетельства о государственной регистрации.

Таким образом, процедура государственной регистрации и постановки на различные виды учета с 1 января 2004 года осуществляется по принципу "одного окна", когда регистрирующий орган, в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации индивидуального предпринимателя в государственные органы, в том числе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Государственного комитете Российской Федерации по статистике, а перечисленные ведомства проведут без участия хозяйствующего субъекта все необходимые процедуры и направят ему по почте документы, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением ему кодов статистики и регистрацию его в качестве страхователя.

 

.3 Порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы в соответствие с Налоговым Кодексом РФ


Согласно статье 84 НК РФ определяется порядок постановки на учет и снятия с учета физических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика.

Постановка на учет физических лиц по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 настоящего Кодекса, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

·      фамилия, имя, отчество;

·        дата и место рождения;

·        место жительства;

·        данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

·        данные о гражданстве.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Изменения в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:

·      индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

·        частного нотариуса, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации;

·        физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

В случае прекращения полномочий частного нотариуса, прекращения статуса адвоката снятие с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях информирования физических лиц о порядке постановки на учет в налоговом органе по месту жительства и присвоения физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) налоговая инспекция разъясняет, что постановка физических лиц на налоговый учет и присвоение им ИНН осуществляется в налоговом органе по месту жительства налогоплательщика, в то время, как жители отдаленных населенных пунктов округа, где налоговые органы и их представительства отсутствуют, направляют свои заявления, запросы, письма в налоговую инспекцию по почте.

В целях постановки на налоговый учет физическим лицам требуется представить в налоговый орган заявление физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) по форме № 09-2-1.

После получения налоговым органом заявление от налогоплательщика по установленной форме осуществляется процедура постановки на налоговый учет налогоплательщика, затем происходит внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) с последующей выдачей налогоплательщику Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по или иного документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков - физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании:

·      сведений, представляемых органами, указанными в п. 2, 4, 6 ст. 85 НК РФ с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства;

·        сведений, представляемых органами, указанными в п. 3 и 5 ст. 85 НК РФ при наличии поступившей в налоговый орган от других источников в соответствии с законодательством документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, с последующей выдачей Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства;

·        Заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН, по установленной форме с последующей выдачей Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН.

Для постановки на налоговый учет индивидуальный предприниматель должен подать в налоговый орган следующие документы:

·      заявление на бланке (форма заявления утверждена приказом ФНС РФ от 27.11.1998 года №ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”);

·        книга учета доходов и расходов (форма книги утверждена приказом ФНС РФ от 28.10.2002 №БГ-3-22/606). Такая книга заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения;

·        если гражданину присвоен ИНН как физическому лицу, необходимо предоставить простую копию уведомления о присвоении ИНН или свидетельства;

·        нотариально заверенная копия лицензии (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой);

·        трудовая книжка, если нет основного места работы;

·        если индивидуальный предприниматель хочет применять упрощенную систему налогообложения, необходимо подать заявление установленной формы (такая форма утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 года №ВГ-3-22/495 “Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения”).

Таким образом, физические лица и индивидуальные предприниматели имеют общие моменты в постановке на учет. Сведения о постановке этих лиц на учет вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Отличительной особенностью индивидуальных предпринимателей является то, что они, в отличие от физических лиц, обязаны пройти государственную регистрацию, моментом которой считается внесение записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы налоговые органы могли осуществлять контроль, налогоплательщики должны стоять у них на учете, порядок которого закреплен в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

 

Глава 2. Особенности учета индивидуальных предпринимателей и прочих физических лиц

 

.1 Законодательные и методологические особенности постановки на учет индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой


Физические лица, помимо прочих граждан, подразделяются по следующим основным категориям: индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы).

В соответствии с п.3 статьи 83 и п.5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет и снятие с учета индивидуального предпринимателя в случае прекращения деятельности в этом качестве в налоговом органе по месту жительства осуществляются на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется сразу после государственной регистрации, не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанностей по уплате налога. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется не более, чем в 5 рабочих дней, на основе следующих документов:

·      заявление о государственной регистрации;

·        копия документа, удостоверяющего личность;

·        копия документа, подтверждающего адрес места жительства;

·        документ об уплате государственной пошлины.

Постановка индивидуального предпринимателя на учет (снятие с учета) подтверждается документом, форма которого устанавливается Федеральной налоговой службой. Индивидуальному предпринимателю указанный документ выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРИП.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В соответствии с п.2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п.4 статьи 84 Налогового Кодекса РФ, если индивидуальный предприниматель изменил место жительства, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором он состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок снятия с учета индивидуального предпринимателя при изменении места жительства регламентирован п.п.4, 5 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №110 и п.3.8.1. Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 №БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 №5685).

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выданное налоговым органом по прежнему месту жительства, признается недействительным. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется.

Серии и номера свидетельств о постановке на учет, признанных недействительными, размещаются на Web-сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.

В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается (направляется по почте) только Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3.

Рассмотрим постановку на учет частных нотариусов. Частные нотариусы согласно п.2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены к индивидуальным предпринимателям.

На основании п.6 статьи 83 Кодекса постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

Что касается постановки на учет адвокатов, то постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

Таким образом, налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет. Постановка на учет индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов закреплена в Налоговом Кодексе РФ, в федеральных законах и постановлениях Правительства РФ, имеют свои уникальные особенности, которые отличают от постановки на учет физических лиц.

 

.2 Анализ динамики учета физических лиц в налоговых органах


Постановка на учет индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). А гражданина, в собственности которого находится недвижимое имущество или транспортные средства, налоговые органы ставят на учет на основании данных, которые сообщают органы, учреждения, организации и должностные лица, указанные в статье 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, постановка на учет и учет сведений осуществляются без участия физического лица. Факт постановки на учет (снятия с учета) в налоговом органе или внесения изменений в сведения о физическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН), подтверждается соответствующим документом, который выдает налоговый орган: свидетельством о постановке на учет физического лица или соответствующим уведомлением.

Рассмотрим сведения о численности налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Омской области Российской Федерации с присвоением ИНН, по состоянию на 2008 год. Анализируя статистику, предоставленную Управлением федеральной налоговой службой по Омской области, можно заключить то, что на текущий 2008 год общее количество налогоплательщиков-физических лиц в Омской области составляет 2061200 человек. Таким образом, это составляет 12 % в общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по России.

Рассмотрим количество налогоплательщиков физических лиц по категориям.

Индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов, поставленных на учет в налоговые органы Омской области, насчитывается 67 100 человек. В общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по Омской области количество индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов составляет 3,26%.

Количество физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в документах, подаваемых в налоговый орган, равно 842 300 человек, что в общей численности налогоплательщиков-физических лиц по Омской области составляет 40,9%.

В Омской области выделяют такую категорию физических лиц, как собственники недвижимого имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению, владельцев земельных участков. Их количество составляет 651 900 человек. Это 31,6% от общей численности налогоплательщиков-физических лиц по Омской области.

100 человек - физические лица, не являющиеся налогоплательщиками. По сравнению с общим количеством налогоплательщиков-физических лиц по Омской области это составляет 18,9%.

Что касается количества прочих физических лиц, утративших обязанность уплаты налогов, но имеющие ИНН, то оно равняется 110 800 человек, а это 5,4 % в общем количестве налогоплательщиков-физических лиц по Омской области.

Что касается учета индивидуальных предпринимателей по Омской области по состоянию по состоянию на 01.11.2008, то Управление Федеральная налоговой службы предоставляет следующие данные:

·        Количество записей, содержащихся в базе данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - 608939.

·        Количество действующих индивидуальных предпринимателей (крестьянских (фермерских) хозяйств) - 68722, в том числе:

Ø  индивидуальных предпринимателей - 67491;

Ø  крестьянских (фермерских) хозяйств - 1231.

·        Количество индивидуальных предпринимателей (крестьянских (фермерских) хозяйств), прекративших деятельность - 72867, в том числе:

Ø  индивидуальных предпринимателей - 71606;

Ø  крестьянских (фермерских) хозяйств - 1261.

Сгруппируем представленные выше данные в диаграмме.

Диаграмма 1

Динамика численности действующих и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей по Омской области по состоянию на 01.11.2008.


Таким образом, на примере Омской области по данным на период 2008 года можно сделать вывод о том, что 2003 число налогоплательщиков Омской области составляет одну десятую в общей численности налогоплательщиков по России. Больше всех физических лиц в Омской области зарегистрировано в качестве физических лиц, у которых возникла необходимость указания ИНН в документах, подаваемых в налоговый орган. Наименьшее количество налогоплательщиков в Омской области зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов.

 

.3 Пути совершенствования учета


Совершенствование учета налогоплательщиков напрямую связано с совершенствованием налогового контроля, так как учет является одной из форм налогового контроля.

Совершенствование налогового учета на сегодняшний день заключается в эффективном, своевременном и простом учете хозяйственных операций путем внедрения автоматизированных систем.

Основной проблемой для налогоплательщиков является заполнение декларации, поэтому необходимо переработать существующую декларацию по налогам и сборам таким образом, чтобы каждому налогоплательщику-физическому лицу данная форма была понятной. Многие простые граждане в силу своей необразованности, за неимением должного образования способны понять не все моменты в декларации, так появляется необъективный подход к заполнению существующих форм.

Одной из основных проблем налогового учета можно выделить несвоевременность поступлений сведений о налогоплательщиках в компьютерную базу налоговых органов. Необходимо перейти на электронный налоговый учет, что позволит сократить работу отделу ввода налогового органа. Это необходимо сделать ввиду того, что данный отдел не успевает переработать всю информацию, поступающую на бумажных носителях, что существенно затрудняет работу налоговых органов. Так, инспектор, в силу этой проблемы, не может видеть всю текущую информацию, так как эта информация еще не занесена в компьютерную базу.

В современном обществе существует такая проблема, как уклонение от уплаты налогов, сокрытие реальных доходов. Чтобы устранить данную проблему, необходимо налоговым органам расширять силовую структуру. Многие налогоплательщики при продаже имущества составляют поддельные договора, в которых сумма дохода указана гораздо ниже существующей, что снижает сумму налоговых платежей. Так, если бы налоговый орган установил, наладил напрямую связь с БТИ, то данные о стоимости имущества налоговый орган мог бы запрашивать именно там, а не со слов налогоплательщика.

Однако это не все пути совершенствования налогового учета. Рассмотрим перечень предложений, которые могли бы способствовать совершенствованию организации налогового учета:

1.     При формировании налоговой политики следует учитывать основные тенденции развития налоговых систем зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в частности сократить количество и ставки налогов, объединить их по налогооблагаемой базе;

2.       В связи с большим пробегом документов из банка плательщика до налоговых органов, и задержкой уведомлений, векселей на областном уровне и денежных зачетов на федеральном уровне, необходимо увеличить сроки представления отчетности в вышестоящие организации.

.        Совершенствовать уровень автоматизации отчетности о поступлении налоговых платежей в бюджет.

.        Целенаправленное воспитание у населения налоговой культуры, формирования общественного мнения.

.        Совершенствование программного обеспечения при организации налогового учета.

Таким образом, для успешного совершенствования учета необходимо, чтобы реализация предлагаемых мероприятий проводилась комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных факторов, в направлении гармонизации российского налогового права с принципами налогообложения, принятыми в международной практике, а также сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

учет налогоплательщик предприниматель

Заключение


Итак, учет налогоплательщиков - это информационная основа всей налоговой работы. От того насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей налоговой инспекции. В тоже время нельзя сводить учет плательщиков только к определенной совокупности формальных, технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных ЕГРН по получению и составлению некоторого количества стандартных документов. Изучив данную заявленную тему, можно сделать следующие выводы:

·        Налоговый учет является одной из форм налогового контроля. Правильная организация налогового учета способствует увеличению поступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов, осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета, контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другим платежам данного налогоплательщика.

·        Налоговый Кодекс Российской Федерации предусматривает порядок постановки на учет физических лиц в налоговые органы, а также особенности постановки на учет индивидуальных предпринимателей.

·        Совершенствование каждого из этих элементов налогового контроля позволит улучшить организацию налогового контроля и учета в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1.         Арбитражный процессуальный кодекс РФ

2.       Гражданский Кодекс РФ

.        Налоговый Кодекс РФ

.        Письмо ГНС РФ от 22.12.94 г. "О порядке постановки на учет физических лиц в органах ГНС России"

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 №600 «Об утверждении положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и № 439».

.        Приказ МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178.

.        Указ Президента РФ от 23.05.94 г. "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"

.        Федеральный закон от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

.        Федеральный закон от 27. 07. 2006 № 137-ФЗ приказом ФНС России от 09. 11. 2006 № САЭ-3-09/778@ «Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации»

.        Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

Учебные пособия, статьи:

12.       Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы -важная задача налоговых органов // Налоговый вестник. -1997. -№ 1. -С. 2-3

13.     Налоги и налогообложение: учебник/ под ред. Б.Х. Алиева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2007.-448с.

.        Налоги и налогообложение в России: учебник/ В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Масгрейв, А.А. Тедеев.-М.: Эксма, 2006.-640с.

.        Павлова Л. Налоговый контроль // Налоги. -2000. -№ 6. -С.8

.        Павлова Л. Налоговый контроль // налоги. -2000. -№ 7. -С. 8

.        Рашин А.Г. Некоторые тенденции становления налоговой системы РФ на современном этапе // Государство и право. -2002. -№ 7. -С. 82-91

.        Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля // Финансовая газета. -№ 14. -С.10.

.        Экономика. Учебник/ под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.Н. Большакова. - М.: «Проспект», 2005.-792с.

Материалы-Интернет:

21.       Российский налоговый курьер

22.     Управление ФНС России

.        Государственный комитет статистики

.        Управление федеральной налоговой службы по Омской области

Приложения

 

Приложение 1

 

Утверждено

Приказом ФНС России

от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

Форма N 2-2-Учет




Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4

Похожие работы на - Особенности организации учета физических лиц в налоговых органах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!