Налоговая система, ее особенности, тенденции развития и важность для экономики страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система, ее особенности, тенденции развития и важность для экономики страны

ВВЕДЕНИЕ

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Движущей силой налоговых инноваций постоянное отставание государства от развития экономики и постоянной необходимости догонять и подстраиваться под новые условия.

Государства во все времена стремились быть в центре экономической активности, экономическая же активность никогда не стояла на месте, её центр принимал всё новые и новые формы. Если в самом начале изучаемой истории главными экономическими ценностями были земля и труд по её обработке, то современное государство обанкротилось бы, если бы не изменило типа своих налогов.

Целью данной работы является изучение налоговой системы, её особенностей, тенденций развития и важностью для экономики страны.

Работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, в которых затронута тема налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. Для написания работы были использованы различные источники, связанные с налогообложением: «Белорусский экономический журнал» Киреева Е.Ф., «Налоговая система стран мира (справочник)» Мещерякова О.В., «Налогообложение» Адаменкова С.И и другие.

В данной работе будут рассмотрены следующие разделы:

Сущность, функции, принципы и классификация налогообложения

Роль налогов в формировании доходов государства

Налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой

Тенденции и перспективы развития налоговой системы в развитых странах

Использование опыта развитых стран в совершенствовании налоговой системы в Республике Беларусь

Для лучшего понимания материала есть подразделы, которые наглядно дают представление о данной теме.

В каждом из разделов раскрывается суть, сущность, особенности налогообложения, значимость для экономики и доходов государства. Налоги введены во всех странах и их уплата обязательна. Налоги в развитых странах имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление, налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследство и дарения). В свою очередь, налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные же налоги подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), то есть продажу, покупку или владение имуществом (собственностью), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица. Личными налогами облагаются только доходы населения.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъекты налога выступают в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несёт юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога. Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и натуральной форме.

Актуальность данной темы заключается в том, что уплаты налогов не избежать, и каждый должен быть ознакомлен с системой налогообложения.

. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ,ПРИНЦИПЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговая система развитых стран складывается под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. По набору налогов, их структуре, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфере действия налогов, налоговым льготам, налоговые системы существенно отличаются друг от друга.

При тщательном исследовании налогообложения можно выявить общие черты, свойственные налоговым системам:

¾поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

¾построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Принципы построения налоговых систем в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности правительства к той или иной экономической теории. Налоги могут взиматься на рынке товаров или факторов производства, с продавцов товаров или покупателей, с домашних хозяйств или компаний, с источника дохода или со статьи расходов. Обложению подлежат доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, предпринимательские доходы за минусом амортизационных отчислений, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, сбережения, дивиденды.

Налоги в развитых странах имеют следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление, налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследство и дарения). В свою очередь, налоги подразделяются на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные же налоги подвергают обложению деятельность или товары (как вещи), то есть продажу, покупку или владение имуществом (собственностью), независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица. Личными налогами облагаются только доходы населения.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

Субъекты налога выступают в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несёт юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопления богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан с источником налога - национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.

Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и натуральной форме.

Система по строения отдельных видов налогов формируется с учётом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления [9, с. 3-8].

Принципы налогообложения - это исходные, базовые категории и положения, по которым формируется налоговая система в конкретных динамических условиях экономики страны.

Принцип равномерности - требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким богатых лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения.

Принцип определённости - означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику.

Принцип удобства- предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, то есть государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платёж ко времени получения дохода.

Принцип экономности- предполагает сокращение издержек взимания налогов: расходы по их сбору должны быть минимальными.

Принцип эффективности- состоит в следующем: налоги должны оказать влияние на принятие экономических решений; налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; налоговая система должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества, не вызывая произвольного толкования; административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

С течением времени сложился комплекс требований, предъявляемых как со стороны государства, так и плательщиков. Так экономическое развитие Германии в послевоенный период связано с именем видного экономиста профессора Людвига Эрхарда - государственного деятеля, министра, а затем канцлера ФРГ, разработавшего важнейшие принципы построения системы налогообложения, актуальные и теперь. Л. Эрхард признавал весьма справедливым желание всех граждан и хозяйственных субъектов снижать налоговое бремя. Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения [2, с. 5-7].

Существуют следующие функции налогов:

Перераспределительная - обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства;

Контрольная - своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства;

Социальная - поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений [2, с. 7-8].

Место в теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин - таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-позновательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчётов, составление отчётности и так далее.

По способу изъятия и признаку переложимости различают:

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, то есть юридический и фактический плательщики совпадают.

Эти налоги подразделяются на:

Реальные уплачиваются с учётом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, то есть они построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги;

Личные уплачиваются с реального полученного дохода и учитывают физическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпорации, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и другие.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

Индивидуальные - обложение строго определённой группы товаров (сырьё, полуфабрикаты, готовая продукция, мощность оборудования), например, акцизы;

Универсальные - обложение всех товаров. Их также называют налогами с оборота, которые в свою очередь делятся на: однократные (налог на продажу, налог на услуги), многократные (налог на добавленную стоимость);

Таможенные пошлины - обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:

по происхождению - внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

по целям - фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, дискриминационные, преференциальные и статические;

по характеру взимания (по ставкам) - специфические, адвалорные(взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

по характеру отношений - конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платёж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившимся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки;

выделяют также возвратные и дифференциальные таможенные пошлины. Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезённого товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

По уровню органов управления:

Республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: республиканские (государственные) налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии;

федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трёх основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. Для России также характерно трёхзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональный (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создаётся специальный внебюджетный фонд;

общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

смешанные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.

По уровню бюджета, в которой зачисляется налоговый платёж, различают:

Закреплённые налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

Регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно.

По порядку введения налоги могут быть:

)общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

В зависимости от сбора взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на:

a)пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество);

b)прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растёт и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставки. Например, подоходный налог с физических лиц до 2009 г. Взимался с применением сложной прогрессии в диапазоне ставок от 9 до 35% дохода плательщика;

c)регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:

фиксированные, то есть непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать условнопостоянными (например, налоги на имущество, земельный налог). Их экономическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себестоимости продукции;

условно-переменные (перераспределительные) - напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы.

Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся косвенные налоги. По их сути налоги, регулирующие ценообразование, должны быть только государственными, то есть вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразование. Такое ограничение вполне оправданно, так как НДС т акцизы обеспечивают регулирование экономики на макроуровне;

воздействующие на издержки производства - налоги, включаемые в себестоимость продукции. Например, экологический налог, плата за землю, отчисления в фонд социальной защиты населения и другие. Поскольку себестоимость является основной составляющей при формировании цены продукции, эти налоги являются фактором её ценовой конкурентоспособности;

регулирующие занятость населения - подоходный налог, отчисления в государственный фонд социальной защиты населения.

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

себестоимость продукции - земельный налог, экономический налог;

финансовый результат - налог на имущество, в том числе балансовую прибыль - налог на прибыль, чистую прибыль - некоторые местные налоги, платежи на превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

По срокам уплаты налоги делятся на:

) срочные;

) периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [2, с. 9-17].

Налоговая система имеет сложную структуру, отличается многообразием принципов и функций, которые необходимо знать при работе в этой сфере.

. РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

налоговый система доход государство

Одним из источников поступления доходов в бюджет являются налоги. В современных условиях налоги призваны заменить ранее существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий: в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов. В условиях многообразия форм собственности данная система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции. Налоги стали основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2002 год" за счет налогов формируется более 70% бюджета[1, с. 2].

Кроме налогов, в бюджет поступают доходы от продажи государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, доходы государственных целевых бюджетных фондов и другие. Общая концепция налоговой политики сводится к обеспечению возрастающих поступлений ресурсов с целью снижения бюджетного дефицита, при этом преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию.

Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят: акцизы и налог на добавленную стоимость. В эту группу следует включить также отчисления во республиканские бюджетные фонды, а также таможенные пошлины [4].

Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.

Особую группу налогов и отчислений составляют платежи, объектом обложения которыми является фонд заработной платы (чрезвычайный чернобыльский налог, отчисления в фонд социальной защиты населения, в государственный фонд занятости). Их совокупная ставка равна 40%, а с учетом того, что фонд заработной платы облагается также налогом на добавленную стоимость, подоходным налогом, общая сумма платежей может превышать сам объект обложения. Такой метод сбора налогов преследует чисто фискальные цели, так как инфляционный рост заработной платы обеспечивает приток средств в бюджет. Однако выгода бюджета оказывается мнимой, поскольку одновременно увеличивается себестоимость продукции, ее цена и начинается новый виток инфляции[7, с. 37-38].

Одним из главных источников бюджета является налог на добавленную стоимость. Это косвенный налог, который включается в цену товара. Налог на добавленную стоимость через понижение ставок или освобождение ряда товаров (работ, услуг) от обложения способен регулировать ценовую политику, определять приоритеты в экономике, создание лучших условий для конкуренции отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом.

Крупным источником дохода бюджета является налог на доходы и прибыль предприятий. Для подавляющего числа предприятий всех форм собственности установлены единая ставка налога на прибыль. Сделано это с целью установления одинаковых экономических условий функционирования предприятий. Одновременно установлены различные льготы, направленные на стимулирование и развитие производств.

Важнейшим элементом национального богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования, улучшения использования данных фондов, а также сокращения объемов незавершенного строительства по вине заказчиков налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.

Одним из источников поступления доходов в бюджет является государственная пошлина, которую уплачивают предприятия и граждане с заявлений и жалоб, подаваемых в суд, за нотариальные действия, совершаемые нотариальными конторами и исполнительными органами городских, поселковых и сельских Советов депутатов и так далее [7, с. 40-42].

Кроме налогов, предприятия вносят в бюджет неналоговые платежи. Одними из них являются отчисления в социальный фонд защиты населения.

В соответствии с налоговым законодательством на территории каждого государства устанавливаются свои местные налоги, сборы, пошлины, которые с течением времени изменяются.

. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

.1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Налоговая система является главным источником поступлений в центральный бюджет, которые составляют более 90% его доходный базы.

Основными видами налогов, поступающих в центральный бюджет, являются косвенные и прямые налоги, а также гербовые сборы (госпошлины). В течение последних 30 лет преобладающими налогами по сумме поступления являются косвенные, в первую очередь, налог на добавленную стоимость (около 50% от суммы косвенных налогов).

Существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на местные налоги. Это связано с политикой формирования местных бюджетов на принципах самофинансирования и бездефицитности.

С 1982 года во Франции активно проводится политика децентрализации, которая заключается в расширении прав местных органов самоуправления в области благоустройства, профессиональной подготовки кадров, градостроительства, экологии и др.

Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налогов: налог на предприятия и налог на семью. Налог на предприятия вносится в виде налога на профессии, а налог на семью состоит из налогов: налог на жильё; земельный налог на здания и постройки; налог на землю [11, c. 103].

В целом налоговая политика вырабатывается и осуществляется под воздействием факторов, определяющих развитие экономики на макроуровне. Вместе с тем на формирование уровня налогообложения, введение или отмену налоговых льгот существенное влияние оказывает политика правительства, находящегося у власти, а также требования трудящихся в период формирования нового тарифного соглашения.

Широкие права в области налогообложения законодательством предоставлены также местным органам самоуправления, которые имеют возможность самостоятельно устанавливать размеры ставок местных налогов. Однако их права фактически ограничены целым рядом условий при формировании доходной базы местных налогов. В соответствии с обязательствами Франции в рамках ЕЭС в течение последних лет наблюдается устойчивая тенденция к снижению размера ставок налогов с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены имеющихся льгот и привилегий[11, с.105].

Налог на добавленную стоимость является основным из косвенных налогов, применяемых в налоговой системе Франции, и даёт наибольшие налоговые поступления в бюджет страны (около 45% всех налоговых поступлений).

НДС не является налогом на предприятие. Это налог на потребителя. Предприятия являются лишь сборщиками налога. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. Во Франции самые высокие ставки НДС, поэтому наблюдается тенденция снижения их уровня к среднеевропейскому. НДС - внутренний налог, и при вывозе товара за границу его величина компенсируется покупателю. Импортные товары облагаются по соответствующей ставке НДС [11, с. 116].

Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины, кроме самого НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов.

Основная ставка налога в настоящее время равна 18,6%. Повышенная ставка - 22% применяется к некоторым видам товаров: автомобилям, кинофототоварам, табачным изделиям, парфюмерии, ценным мехам. Пониженная ставка - 5,5% применяется к большинству продовольственных товаров и продукции сельского хозяйства, книгам и медикаментам. Такая же пониженная ставка относится и к отдельным видам услуг: туристическим и гостиничным услугам, грузовым и пассажирским перевозкам, зрелищным мероприятиям, обедам для работников предприятий [13, с. 210 - 218].

НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

Подоходные налоги Франции - налоги, уплачиваемые предприятиями. Налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо всех операций, осуществляемых данным предприятием. Она равняется разнице между доходами предприятия и расходами, произведёнными в интересах производственной деятельности. Общая ставка налога составляет 34%. В отдельных случаях она может повышаться до 42%. Более низкая ставка налога применяется для прибыли от землепользования и вкладов в ценные бумаги. Здесь ставки налога колеблются от 10 до 24% [13, с. 225].

Важнейшее место в группе подоходных налогов занимает подоходный налог с физических лиц. Его удельный вес в государственном бюджете -Франции превышает 18%. Данный налог взимается ежегодно с дохода, декларируемого в начале года по итогам предыдущего финансового года. Подоходный налог с физических лиц носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагаются налогом (ставка 0%) доходы, не превышающие 18 140 франков.

Крупные доходы приносят бюджету Франции налоги на собственность. Налогообложению подлежат имущество, имущественные права и ценные бумаги, находящиеся в собственности на 1 января. К имуществу относятся здания, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, движимое имущество, акции, облигации и т.д. Некоторые виды имущества полностью или частично освобождены от этого налога, в частности имущество для использования в рамках профессиональной деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного имущества, предметы старины, художественные и коллекционные изделия. При этом сумма подоходного налога и налога на собственность не должна превышать 85% всего дохода. К группе налогов на собственность можно отнести также регистрационные и гербовые сборы и пошлины. В эту же группу входит социальный налог на заработную плату. В отличие от США, где он делится пополам, во Франции его уплачивают работодатели. Объектом налогообложения служит фонд заработной платы в денежной и натуральной форме, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер. Он вносится в бюджет по ставке 4,5% для фонда заработной платы в сумме 35 900 франков, по ставке 8,5% - в интервале от 35 901 до 71 700 франков и 13,6% для выплат выше указанной суммы.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования. От данного налога освобождается государственная собственность: здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов, или пособия по инвалидности [12, с. 189].

Налоговая система Франции достаточно разнообразна, жестокая законодательная регламентация позволяет централизованно управлять всей налоговой системой. Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей (парламентом).

.2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ

Важное место в системе налогов Швеции занимает налог на прибыль корпораций. Ставка налога на прибыль корпораций установлена в размере 28%. Не существует различий при налогообложении распределённой и нераспределённой прибыли компании. Также не существует никаких местных налогов для корпораций. Прибыль определяется в соответствии с общественными принципами бухгалтерского учёта, с небольшой корректировкой в целях налогообложения. Налогооблагаемая база уменьшается на суммы затрат на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Существуют затрат, которые не включаются: превышающие установленные нормы затраты на развлекательные мероприятия и затраты, связанные с операциями с алкогольными напитками. Нормы амортизационных отчислений для целей налогообложения обычно совпадают с нормами бухгалтерской амортизации. Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы, суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20% в год либо методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 30%. Тот или другой метод может использоваться при условии, что все активы будут оценены с использованием одного и того же метода в году. Также существуют прямолинейный метод списывания по остаточной стоимости по ставке 25%[10, с. 115]

Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должна быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и облагается по ставке 28%. Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобождены от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25%), также могут быть освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее чем 15%. Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников (резидентов Швеции) в размере 33% от валовой заработной платы, включая в стоимость дополнительных выплат и льгот. Пониженная ставка взносов в размере 21,39% установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть понижена на 5-10%. Законодательством установлен новый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за рубежом. В отношении зарубежных дивидендов, налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного у источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Действующая ставка на дивиденды корректируется международными соглашениями об избегании двойного налогообложения. Неиспользованный налоговый кредит может быть перенесён на срок до трёх лет. Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включён в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение. Налоговая декларация предоставляется ежегодно. Налоги подсчитываются на протяжении всего финансового года. Налоговое извещение выдаётся по окончании финансового года и все задолженности по налогам должны быть выплачены не позднее апреля.

Иностранные компании, зарегистрированные в органах для целей выплаты страховых взносов в социальные фонды, могут их уплачивать раз в год (одним платежом).

Весомая роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году. Резиденты Швеции обязаны выплачивать национальный и подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за её приделами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции. Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Нерезиденты Швеции уплачивают налоги с доходов, полученные из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты предоставленных услуг, пенсий и некоторых видов дохода на капитал. Доход в размере не более 209100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32%. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25%. Максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57%. Супружеские пары облагаются налогом раздельно. Доход от капитала облагается по ставке 30% [10, с. 115- 117]

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведённых в Швеции налогов и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан предоставлять декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель. Работник, возраст которого не превышает 65 лет, должен уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95% и пенсионное обеспечение - 1%.

Прирост капитала рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения и облагается по ставкам 30%. Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение 10 лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по пониженным ставкам. Доход от инвестиций обычно облагается по единой ставке - 30%. Не существует никаких льгот.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации.

Система обложения налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения внутри ЕС. Предприятия, имеющие обороты, подлежащие обложению НДС, в размере более 1 млн. шведских крон, должно быть зарегистрировано в местных налоговых органах в качестве плательщика НДС. Если обороты - менее 1 млн. шведских крон, то регистрация не обязательна. Обычно ставка НДС - 25%. Пониженная ставка - 12% по продуктам питания и услугам по туризму. Низкая ставка - 6% по газетным изданиям. Отчёты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Имущество, переходящее в наследство облагается по прогрессивным ставкам, размер которых зависит от оцененной стоимости полученного имущества и от степени родства. Налог уплачивает получатель имущества. Если получателем является супруг(а) или ребёнок, ставки налога варьируются от 10% (наследство оценивается в 300000 шведских крон или меньше) до 30% свыше 600000 шведских крон. В остальных случаях ставки дифференцированы от 10% до 30%. Имущество, наследуемое супругом в размере до 280000 шведских крон и детьми - 70000 шведских крон (дополнительно 10000 шведских крон для детей до 18 лет), освобождается от уплаты налога. Такие же правила применяются в отношении подарков. Подарок, стоимость которого не превышает 10000 шведских крон, не облагается налогом.

Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5% от чистой стоимости имущества, превышающей 800000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за её пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации уплачивают поимущественный налог по ставке 0,15% от чистой стоимости имущества, превышающей 25000 шведских крон. Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобождено от налогообложения, то оно тем не менее может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставке [10, с. 119-120]

В заключении можно сказать, что важной особенностью налоговой системы Швеции является разделение населения этой страны на резидентов и нерезидентов. Необходимо учитывать этот факт, так как для них существует различие в налогообложении.

.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В Великобритании основным источником доходной части бюджета являются федеральные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от федеральных налогов составляет от 70% до 90% [11, с. 179].

Основные виды прямых налогов Соединенного Королевства - это подоходный налог и корпоративный налог, которые уплачивают соответственно физические лица и юридические лица с чистых доходов.

В Великобритании корпоративным налогом облагаются всемирные доходы резидентских компаний. Компания считается резидентом, если она утверждена в Великобритании, либо здесь находится её центр правления и контроля.

Существует несколько ставок корпоративного налога (в фунтах стерлингов):

с чистой прибыли, не превышающей 300000 - 25%;

если сумма чистой прибыли составляет от 300000 до 1500000 ф. ст., то налог взимается сначала с суммы 300000 ф. ст. в размере 25%, а затем в размере 35% с разницы.

Снижение налогооблагаемой прибыли осуществляется за счёт различных статей расходов. Наиболее значительными из них являются статьи движения капитала, амортизационные отчисления и представительские расходы.

В Великобритании также как в многих других станах взимается налог с физических лиц. Физические лица облагаются налогом на прибыль со всемирных доходов, если они являются резидентами Великобритании. Однако к лицам, не проживающим постоянно на территории Великобритании, применяются другие правила. Они облагаются налогом только на прибыль, которая получена за рубежом и ввезена в Великобританию.

Налог с наследства раньше был налогом на перевод капитала, а ещё раньше поимущественным налогом. Этот налог не взимается с большей части видов даров, осуществляемых при жизни владельцев, если даритель остаётся после этого живым в течение последующих 7 лет. Такая операция смены владельцев имущества налоговыми законодательствами государств рассматривается как потенциально освобождаемая от налогообложения. В момент осуществления передачи имущества в дар налог не взимается, но если в течение последующих семи даритель умирает, то дарёная сделка подлежит обложению. Ставка налога установлена на уровне 40% с суммы имущества более 118000 ф. ст.[16, С. 19 ].

Государственное страхование представляет собой налог с заработной платы, который финансирует систему соцобеспечения. Он состоит из вкладов как работающих, так и работодателей. С работающих вычитывается сумма в размере 10% от заработной платы, но не более 2000 ф. ст. в год. Работодатель выплачивает 10,2% от заработной платы, причём верхней границы не существует.

Корпоративный налог, или подоходный налог с компаний, в Великобритании был введён в 1965 г. Этот налог заменил ранее действующую систему налогообложения компаний. Корпоративный налог взимается со всей прибыли компаний резидентов, полученной мим в течение всего налогового года. Резидентской компанией считается корпоративный орган, если его деятельность осуществляется и контролируется в этой стране, т. Е. в этой стране находится руководящий орган этой компании. Корпорационный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компаний. Ставка налога устанавливается бюджетом страны (35%). Обложение корпорационным налогом осуществляется исходя из расчётных периодов, не превышающих 12 месяцев.

Нерезидентская компания облагается подоходным налогом по базисной ставке с любого дохода, возникающего в Великобритании, не подлежащего обложению налогом на прирост капитала, нерезидентская компания не облагается авансовым корпорационным налогом с распределяемой прибыли.

Облагаемый доход компании исчисляется путём вычета из валового дохода компании всех разрешённых законодательством расходов, произведённых в отчётном налоговом году.

Специальный налоговый режим установлен для компаний, добывающих нефть в Северном море. Эти компании уплачивают нефтяной корпорационный налог по ставке 75%. Они не освобождаются от уплаты общего корпорационного налога. Нерезидентские компании этот налог не уплачивают.

Налог на добавленную стоимость является общеевропейским налогом, хотя каждая страна в Европе применяет его с некоторыми различиями и по разным ставкам. В Великобритании НДС взимается в размере 17,5% на основную часть торгового оборота. Однако некоторые виды услуг вообще налогом не облагаются, а именно:

¾продажа основных видов пищевых продуктов, за исключением готовых

блюд, продающихся «на вынос»;

¾продажа книг;

¾транспортные услуги;

¾продажа медикаментов;

¾продажа детской одежды.

Для розничной торговли считается обычной котировка цены товара с включением НДС. Это должно учитываться при назначении цены во время проведения розничных торговых операций. В целом НДС не представляет собой больших затрат для компаний, так как в основном ложиться на частных лиц. Большинство компаний могут получить обратно любой НДС, которым они облагаются, производя покупки товаров и услуг. Однако в Великобритании предприятия, функционирующие в областях здравоохранения и соцобеспечения, образования, похорон и кремации, финансовых операций и страхования не могут требовать оплаты НДС при продаже своих товаров и услуг и возмещения НДС, покупая товары и услуги. Для них НДС является издержками.

Налоговая система Великобритании необоснованно сложна, дорога в администрировании, несправедлива и нуждается в глубокой реконструкции.

.4 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ

В Федеративной Республики Германия (ФРГ), налоговые поступления служат главным источником доходов бюджета и составляют примерно 80% в общей структуре доходов. Налоговые поступления распределяются между землями, общинами и федерацией, что обусловлено особенностями федеративного устройства. На долю федерального бюджета приходится налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на доход от страховой деятельности, солидарный налог, вексельный налог, налоги по линии Европейского сообщества и акцизы (кроме налога на пиво). Земли получают имущественный налог, налог на наследство, земельный налог, налог на приобретение земельного участка, налог на пиво, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на противопожарную охрану, налог с тотализатора и проведения лотерей, налог от сбора с выручки в казино. На долю общин приходится часть поступлений от земельного налога и местных налогов, таких как промысловый налог, местные акцизы и налог на специфические формы использования доходов. Налоговая система ФРГ достаточно сложная, трехуровневая. Основная доля налоговых поступлений приходится на подоходный налог.

В Германии применяется прогрессивная шкала налогообложения - ставка налога увеличивается в зависимости от уровня дохода субъекта. Минимальная ставка налога 19%, максимальная - 53%. Существует также необлагаемая база, которая может быть уменьшена на издержки по непредвиденным расходам (например, на сумму затрат на пребывание в больнице). Наиболее значимым налогом, взимаемым с юридических лиц, с точки зрения занимаемой доли в бюджете (порядка 28%), является налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения является оборот товаров и услуг. Общая ставка, применяемая к большинству товаров, равна 16%, но есть и пониженная ставка, применяемая к поставкам товаров для личного потребления и социально значимым товарам, она равна 7% [11, с. 193].

Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов. Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения.

В Германии по объектам налогообложения разделяются три основные группы налогов:

üналоги на владение;

üналоги на операции в сфере обращения;

üналоги на потребление (акцизы).

К группе налогов на владение относятся налоги на доход (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например, налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество. Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он даёт немного меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания -путём вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Подоходным налогом облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Целый ряд категорий граждан (наёмные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог. В нынешнее время необлагаемый налогом минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит в браке. Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51% [11, с. 215-218].

Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный участок, подоходный налог не взимается с 4750 Евро. Характерно, что подоходный налог, который даёт капитал (то есть дивиденды) составляет в общем итоге всех налоговых поступлений лишь 1.6-1.7%. Основой для налога на заработную плату является карточка налога на заработную плату, которая выдаётся общинами в начале каждого года каждому занятому. В карточке указывается налоговый класс (их всего 6), число необлагаемых налогом сумм в связи с наличием детей, принадлежность к конфессии (для церковного налога) и льготы для инвалидов. Все иные льготы и скидки вносятся в карточку местным финансовым отделом по требованию налогоплательщика. Несколько лет тому назад была введена так называемая надбавка солидарности.

Налогоплательщик финансирует частью своих доходов экономическое возрождение новых земель, возникших после объединения Германии. На данное время данная надбавка составляет 7,5% от подоходного налога. Данная надбавка немного снижается, если у налогоплательщика есть дети. Необходимо особо выделить так называемый церковный налог. Его оплачивают лишь те, которые называют себя членом церкви. Этот налог вычисляется на базе годового подоходного налога и составляет 8-9% от его суммы.

Корпоративный налог также является налогом на доход, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Корпоративный налог взимается с годового дохода юридического лица. Важно отметить, что двойное налогообложение распределённой прибыли не допускается. Нераспределённая прибыль облагается по более высоким ставкам, чем распределяемая. Величина доходов, с которых необходимо оплачивать корпоративный налог, определяется в соответствии с специальными указаниями (так, например, вычитаются почти все расходы, убытки до 10 млн. Евро).

Налоговые ставки применяются разнообразные, но обыкновенная (она же максимальная) ставка - 50%. Она применяется в том случае, когда прибыль остаётся нераспределённой. Эта ставка, не смотря на снижение в ходе второго этапа налоговой реформы (в 1988 году) на 6 пунктов, остаётся самой высокой в развитых странах. Предусматривается снижение её до 44%. Ряд иных законодательных актов устанавливает льготы. Причём, последние носят, как правило, регулирующий характер, стимулируя инвестиции, развитие тех или иных регионов. Распределённая прибыль облагается по ставке 36% [11, с. 221].

С общей суммы налоговых поступлений корпоративный налог составляет лишь около 4.5%, более чем на целый процентный пункт уступая величине промыслового налога. Последний является одним из основных местных налогов. Этим налогом облагаются предприятия, общества, физические лица, которые занимаются промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для вычисления налога служит прибыль с занятия промыслом и капитал компании.

Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Ставка 1.2%. Освобождены от уплаты налога государственные учреждения, религиозные учреждения. Это также местный налог. При переходе участка земли от одного владельца к другому оплачивается взнос в размере 2% от покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные участки, под лесные хозяйства и другие земельные участки. Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают 4 категории наследников, по которым рассчитывается минимальная и максимальная ставка налога. Другие прямые налоги составляют в общей сумме налогов небольшую долю (налог на имущество - 1%, поземельный налог - 1.4% и т.д.).

Самые давние традиции имеет налог на имущество. Его ввёл в 1278 году король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1995 года поднята до 1%. До этого она было на уровне 0.5%. Промышленные предприятия и компании платят 0.6%. При повышении ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Раньше не облагалось налогом имущество, которое стоило до 70 тыс. ОМ, ныне - до 120 тыс. Евро. Для юридических лиц - необлагаемый налогом минимум 20 тыс. Евро. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве. Переоценка имущества проводится каждые 3 года.

Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: от объёма цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Так, при объёме цилиндра двигателя 100 куб. дециметров владелец автомобиля с катализатором оплачивает налог в 3 раза меньше, чем без него. Владельцы менее мощных машин, оснащённых катализатором, от налога освобождены.

К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов. Самым важным в этой группе налогов является налог с оборота. Иногда под этим термином подразумевается налог на добавленную стоимость, и этот второй термин является более правильным. В 2001 году налог на добавленную стоимость составил 15%, а налог с оборота при импорте - более чем 12% всех налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость - это обратный налог, так как он устанавливается в цене и взимается с конечного потребителя в обход производителя. Оплачивается он, понятно, только в случае действительной конечной реализации товара и по единой налоговой ставке на все товары и услуги.

С 1993 года в связи с «гармонизацией налогов» в пространстве ЕС ставка этого налога в Германии повысилась с 14% до 15%. На очень небольшой список товаров (например, книги) устанавливается льготная ставка в 7%. Аналогично взимается и налог с оборота при импорте.[14, с. 158]

Группа налогов на потребление (акцизы) делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты «наслаждения» (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей. Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% всех налоговых поступлений. Из налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе 0.3%, налог на пиво-0.2%. Но и эти налоги чётко регламентированы. Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов таковы: бензин - 0.50-0.57 евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; мазут для отопления - 6.7 цента на 1кг; табачные изделия - 9.3 процента на 1 сигарету; кофе - 3.1 евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки 160 евро на 100 литров; шампанское- 1.4 евро на 0.75 литра; на страховые сделки - 12% со страхового полиса. [11, с. 225]

Экономика Германии одна из самых стабильных среди всех стран Евросоюза, что не могло не наложить отпечатка на ее налоговую систему. Налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования в Германии, пожалуй, одна из самых высоких. Однако за уплату налогов Германия предоставляет своим гражданам стабильные социальные гарантии.

.5 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В США

В федеральных доходах США преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются не облагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.

Исчисление налога производится следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от Денных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода. Также доход в виде дивидендов по акциям или облагается особым налогом, или входит в состав личного дохода.

Из полученного таким способом совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов - земельный участок, здание, оборудование, текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы.

Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем данных вычетов образуется налогооблагаемый доход.

Необлагаемый минимум доходов является переменной величиной, имеющей тенденцию к увеличению

Понижение ставки налога после определенного высокого уровня доходов характерно, пожалуй, только для США. Это обосновывается крупной абсолютной суммой выплаты. До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы шкала ставок была упрощена, максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум - увеличен. Но наряду с этим уменьшилось количество налоговых льгот. [14, с. 203-208]

Отчисления на социальное страхование - вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран , где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь - к повышению ставок.[8, с. 51]

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка - 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение Для средних и малых предприятий.

Налог на доходы от продажи капитальных активов взимается по той же ставке, что и в целом с дохода корпораций (максимально 34%). Но если при этой операции вместо дохода образуются убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода.

Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и скромное место в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены из товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и воздушные перевозки.

Среди акцизных сборов наиболее высокими темпами увеличивались сборы на дороги и воздушные сообщения. Интересно, что сбор на алкогольные напитки за 10 лет совсем не вырос.

Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Причем вопросы обложения решать бывает подчас непросто. Так, штат имеет право взимать налог с доходов корпорации в том случае, если она имеет на его территории строения или служащих. Однако компания может не иметь на территории данного штата ни того, ни другого, но торговать здесь и таким образом получать прибыль, особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящее время ставится вопрос о налогообложении штатами компаний и в этом случае.

Не всегда просто бывает решить вопрос и с налогообложением личных доходов. Подоходный налог штату платят его жители и граждане, получающие здесь доходы. Например, люди, работающие, но не живущие в Нью-Йорке, уплачивают здесь налог с заработной платы, а с остальных доходов платят по месту жительства.[11, с. 22-24]

Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Обычно им не облагаются продовольственные товары, за исключением ресторанов. В 1992/93 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Его ставка колеблется, поскольку устанавливается правительствами самих штатов.

Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налоге с корпораций, налоге с продаж и налоге на деловую активность.

Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке этот налог обеспечивает в настоящее время 40% собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого внаем жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он, конечно, учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается. Местные налоги в США играют, самостоятельную роль и в отличие от Германии, ряда других стран служат основой доходной части местных бюджетов. Тем не менее без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы в сумме 3 млрд. дол. лишь на 84%. Остальные 16% составляет федеральная субсидия. В Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города [11, с. 35-39].

Анализ структуры и ставок местных налогов в США позволяет классифицировать их по четырем основным группам. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные налоги, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. налогом с продаж, так и специфическими акцизами. Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет. По финансовой сущности эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов. Третья группа - это налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр.

Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля , акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. К ним относятся экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды.

В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы. Развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами.

В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Множественность налогообложения связана с тем, что она «позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью» [8, с. 56].

Итак, налоговая система США достаточно сложная. Необходимо учитывать все нюансы и особенности налогообложения этого государства, так как государство состоит из штатов, и каждый из них имеет свою отдельную от федеральной налоговую систему.

. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН

Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений, и социально-экономическими границами налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идёт постоянный поиск путей, с одной стороны, как уменьшить государственные расходы и тем самым сохранить потребность в налоговых доходах, а с другой - как увеличить эффективность налоговых систем. Значимой реформой стала, реформа подоходного налога. Реформы способствуют расширению базы налогового обложения: включение в базу налогообложения новых источников дохода и устранения льготного режима налогообложения. Ряд стран разработали сложное законодательство против использования налоговых убежищ. В результате реформы личного подоходного налога происходит перестройка ставок. Почти все реформы предусматривают сокращение максимальных ставок.

Введён более единообразный режим обложения различных источников дохода. Во многих странах налог ставится в зависимость от источника дохода. Разные ставки и льготы предоставляются исходя из вида дохода (трудового или нетрудового). Доход от прироста капитала облагается по более льготным условиям, чем другие источники дохода. Некоторые реформы предусматривают устранение различий от обеспечения нейтрального налогового режима.

В отношении структуры налогов является введение или повышение роли на добавочную стоимость, этот налог считается нейтральным, увеличивает стимулы к труду и сбережению, затрудняет уклонения от налогообложения. Есть и минусы этого налога. Он ведёт к повышению административных издержек для налоговых властей и налогоплательщиков и может привести к росту регрессивности налоговой системы.

Крупные реформы осуществили несколько стран, и это положение осуществляется несколькими причинами: нет данных о точных экономических и распределительных последствиях применения налоговых систем; большинство реформ нацелены на придание системы большей нейтральности. Установить критерий оценки очень трудно, так как налоговые системы сложны, и их резкое и быстрое изменение порождает оппозицию со стороны многих групп налогоплательщиков, трудности с введением новых налогов[2, с. 8-10].

фонды социального страхования, уплачиваемые государственными служащими, налоги, опережающие национальные особенности налоговых систем и превышение номинальной заработной платы над денежным выражением стоимости необходимого продукта [9, c. 5-7 ].

Логика развития государств предполагает увеличение роста налогообложения, хотя в отдельных странах и возможно временное прекращение или даже сокращение уровня налогообложения. Но в связи с дальнейшим обобществлением производства требуется адекватная финансовая база, а основой её являются налоги.

. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА РАЗВИТЫХ СТРАН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Сравнительный анализ отдельных параметров налоговой системы Республики Беларусь и налоговых систем европейских государств позволит выявить именно те области, в которых западная модель налогообложения может быть с успехом применена в нашей стране. С 1 января 2011 г. Белорусские налогоплательщики при осуществлении обычной деятельности уплачивают только 5 основных налогов, преимущественно ежеквартально. По составу основных налогов и сборов, периодичности их уплаты налоговая система Беларуси уже сегодня не отличается от налоговых систем стран Европы. Всего Налоговым кодексом Республики Беларусь установлено 16 республиканских (включая таможенные пошлины) и 3 местных налога и сбора. Что касается количества налогов в странах Европы, то оно колеблется от одного до нескольких десятков в зависимости от страны. Так, например, в Латвии, Великобритании и Польше по 12 налогов, в Чехии - 10, в Финляндии - 30, в Германии - около 50 (точное количество установить затруднительно вследствие сложности и многоуровневости налоговой системы и возможности совмещения некоторых налогов) [3, С. 81].

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь:

Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством [5].

Таблица 1 Ставки налога на прибыль корпоративного налога в странах Европы в 2010г (по данным Организации экономического сотрудничества и развития)

СтранаСовокупная ставка корпоративного налога, %Австрия25Бельгия33,99Великобритания28Венгрия19Германия30,18Греция24Дания25Ирландия12,5Исландия15Испания30Италия27,5Люксембург28,59Нидерланды25,5Норвегия28Польша19Португалия26,5Словакия19Финляндия26Франция34,43Чехия19Швейцария21,17Швеция26,3Беларусь24

Одним из налоговых вопросов, в котором Республика Беларусь при разработке законодательных норм будет использован зарубежный опыт с учётом национальных особенностей, является механизм перенос убытков на последующие налоговые периоды, который позволяет минимизировать предпринимательский риск. Особенно актуально это для предприятий, начинающих осуществлять предпринимательскую деятельность и несущих убытки. Механизм переноса убытков на будущие прибыли представляет собой уменьшение в текущем налоговом периоде налоговой базе по налогу прибыль на величину убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Как показало изучение соответствующего международного опыта, перенос убытков осуществляется в среднем на срок до 5 лет. При этом в ряде государств имеются ограничения как по размеру налогооблагаемой базы (не более 50% или 75% прибыли текущего налогового периода), на которую можно уменьшить прибыль будущих периодов, так и по отдельным операциям (как правило, операции с финансовыми инструментами срочных сделок), убытки по которым разрешено покрывать прибылями последующих лет по таким же операциям. С учётом изученного международного опыта Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь предложено отразить в Налоговом кодексе возможность для организаций (кроме осуществляющих лотерейную деятельность, являющихся организаторами электронных интерактивных игр) переноса убытков. Внедрение механизма переноса убытков на будущие периоды предполагается с 2012 г. [3, С. 83 - 84].

Итак, для улучшения положения в стране, Республике Беларусь необходимо ввести одно изменение: механизм перенос убытков на последующие налоговые периоды. Этот механизм широко распространен и применяется в налогообложении стран, с развитой рыночной экономикой. В основном, налоговая система РБ и развитых стран очень схожи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По изученной мною теме, можно сделать вывод: налоги я являются одним из основным источников дохода государства. Налоговые системы стран с развитой рыночной экономикой между собой схожи, но при этом у каждой есть свои особенности. Например, в США каждый штат имею свою, отличную от федеральной налоговую систему.

Центральное место среди налогов занимает налог на доходы физических лиц (или подоходный), который в основной массе поступает в центральный бюджет. Далее по значимости идут НДС и акцизные сборы, также в основном направляемые в центральный бюджет. И только после них следует налог на прибыль корпораций, то есть юридических лиц. То есть основное налоговое бремя лежит на сфере потребления. Такое распределение налогового бремени позволяет эффективно влиять на развитие предпринимательства, рост производства.

В этой курсовой работе сравниваются системы налогообложения нескольких развитых стран мира с рыночной экономикой (США, Швеция, Франция, Германия, Великобритания). В налоговых системах этих стран много общего, но при этом каждая заслуживает особого внимания, так как нет абсолютно идентичного налогообложения, у каждого есть свои нюансы и особенности.

В современных условиях налоги призваны заменить ранее существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий: в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов. В условиях многообразия форм собственности данная система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции. Налоги стали основным источником доходов государственного бюджета.

Для Республики Беларусь изучение зарубежного опыта, безусловно, заслуживает большого внимания, для страны, стоящей на пути реформирования своей налоговой системы, превращения ее в важнейший инструмент развития экономики и повышения уровня жизни населения. Так, одним из налоговых вопросов, в котором Республика Беларусь при разработке законодательных норм будет использован зарубежный опыт с учётом национальных особенностей, является механизм перенос убытков на последующие налоговые периоды, который позволяет минимизировать предпринимательский риск. В основном налоговая система Беларуси и стран с развитой рыночной экономикой достаточно схожи. По составу основных налогов и сборов, периодичности их уплаты налоговая система Беларуси уже сегодня не отличается от налоговых систем стран Европы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1Закон РБ «О бюджете Республики Беларусь на 2002 год» , НЭГ, 2002, №3.

Адаменкова, С.И. Налогообложение: пособие / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик - Минск: Элайда, 2009. - 5 - 18 с.

Забайлович, И. А. Сравнительный анализ налоговых систем европейских стран и Республики Беларусь/ И. А. Забайлович // Налоги Беларуси. - 2011. - № 14. - С. 81-85.

4Информация // Офиц. сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [элект. ресурс]. - 2011. Режим доступа <#"justify">6Киреева, Е. Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е. Ф. Киреева // Белорус. экон. журнал. - 2008. - № 2. - С. 53-63.

Киреева, Е. Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е. Ф. Киреева // Белорус. экон. журнал. - 2008. - № 3. - С. 26-34.

Князев, В.Г Налогообложение: в США / В.Г.Князев, Б.В. Попов // Финансы. - 2003. №8. - С. 49- 58.

Князев, В.Г. Налоговые системы зарубежных стран / В.Г. Князев, Д.Г. Черник. - Москва: Мн.: ЮНИТИ, 1997. - 3 - 10 с.

Князев, В.Г. Налоговые системы зарубежных стран: в Швеции / В.Г. Князев, Д.Г. Черник. - Москва: Мн.: ЮНИТИ, 1997. - 115 - 121 с.,

Мещерякова, О. В. Налоговые системы развитых стран мира система / О.В.Мещерякова. - Мн. : Фонд «Правовая литература», 2000. - 246 с.

Налоги и налогообложение: учеб. / Н. Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Т. И. Василевская [и др.].: под общ. Ред. Н. Е. Заяц. - Мн.: Высшая школа, 2004. - 303-310 с .

Попова, Л.В. Налоговая система зарубежных стран / Л.В. Попова. - Мн: Дело и сервис, 2008. - 308 с.

Черник, Д.Г. Налоги: пособие / Д.Г. Черник. - М.: Финансы и статистика. 2001. - 540 с.

Черник, Д. Г. Основы налоговой системы / Д.Г. Черник, В. П. Морозов, А.П. Починок. - Мн.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 250 - 270 с.

Экономика Великобритании может пострадать от поднятия налогов // Налоги Беларуси. - 2011.- №21. -С. 19.

Четверть рабочего времени в США необходима лишь для оплаты налогов // Налоги Беларуси. - 2011. - № 18. - С. 14.

Похожие работы на - Налоговая система, ее особенности, тенденции развития и важность для экономики страны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!