Международный опыт оптимизации налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный опыт оптимизации налогообложения

Содержание

Введение

1. Методы налоговой оптимизации

2. Учет иностранных налогов в российских расходах

. Как с выгодой использовать международные договоры об избежание двойного налогообложения

4. Международный опыт оптимизации налогообложения

Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Платить как можно меньше налогов - нормальное желание каждого. Ведь деньги лишними не бывают. А уж в бизнесе - и подавно. Но чтобы достичь этой цели, одного желания мало. Нужны еще и грамотные действия. Лишь они позволят добиться максимального результата и не вступить в конфликт с законом.

Большинство советов по налоговой минимизации просты в применении и не требуют каких-то особых ухищрений. Нужно лишь знать, как составить оптимальную учетную политику, договор с партнером или сотрудником, как использовать бреши в законодательстве и т.д.

Оптимизация налогообложения - это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации.

Ввиду того, что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщику необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения.

Различные схемы налоговой оптимизации распространены не только в России, но и за рубежом. Причем иностранные налогоплательщики зачастую используют недобросовестные схемы минимизации налоговых платежей.

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в настоящее время каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, что при неграмотном подходе и системных ошибках оборачивается лишними затратами, а в период экономического кризиса из-за недостатка банковских финансовых ресурсов, трудности получения заемных средств организациям необходимо опираться в основном только на свои ресурсы. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.

налог международный иностранный политика

1. Методы налоговой оптимизации

Более эффективным, с точки зрения долгосрочного развития бизнеса, является построение общей модели оптимизации налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и осуществление в соответствии с этой моделью конкретных действий [4, с.78].

Все существующие методы оптимизации налогообложения можно разделить на две группы: общие и специальные.

К общим методам относятся:

) Принятие учетной политики предприятия.

Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений.

В приказе об учетной политике предприятия необходимо установить метод признания дохода.

Также при формировании учетной политики в целях налогообложения целесообразно специально рассмотреть вопрос применения линейного или нелинейного метода амортизации.

Согласно ст. 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Налогоплательщик имеет возможность установить срок полезного использования на верхней или нижней границе срока полезного использования. На это следует обратить внимание, поскольку очевидно, что перенос стоимости амортизируемого имущества на расходы в течение 3 лет вместо 5 позволяет «быстрее» учитывать данные суммы в целях налогообложения.

В некоторых случаях налогоплательщику предоставляется право на применение повышающих коэффициентов. Порядок их применения установлен в п. 7 ст. 259 Налогового кодекса РФ и при составлении учетной политики стоит обратить внимание на данный пункт [4, с.93].

При формировании учетной политики следует специально рассмотреть вопрос создания резерва по сомнительным долгам. Создание указанного резерва позволит значительно снизить налоговую нагрузку на предприятие в случае неплатежей контрагентов за поставленную продукцию. Порядок создания резерва по сомнительным долгам рассмотрен в ст. 266 Налогового кодекса РФ.

На предприятии должна быть организована специальная работа с дебиторской задолженностью. При этом учитываются два аспекта:

по налогу на прибыль (истечение срока исковой давности; решение руководителя предприятия о списании определенной суммы дебиторской задолженности на убытки; просроченная задолженность не была зарезервирована предприятием);

по налогу на добавленную стоимость [5, c.167].

) Оптимизация через договор (методика экономико-правового анализа (экспертизы) договора).

Значение договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений действующего гражданского законодательства имеют диапозитивный характер. Это означает, что стороны практически любого договора вправе решить в нем те или иные вопросы исключительно по своему усмотрению, не придерживаясь строго тех рекомендательных форм и конструкций, которые установлены в законе.

Как правило, объект налогообложения возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора. Оптимизация договора является одним из основных инструментов оптимизации налогообложения. На начальном этапе налоговой оптимизации необходимо учесть все аспекты, непосредственно влияющие на режим налогообложения операции. Поэтому при заключении, исполнении, разработке договора имеет смысл провести налогово-правовой анализ договора. При планировании сделки необходимо выполнить ряд действий, направленных на предотвращение возможных неблагоприятных последствий. Фактически это сводится к анализу следующих элементов договора:

Анализ участников договора. Определение статуса контрагента по договору влияет на правильную организацию налогового и бухгалтерского учета. Наличие данных условий и четкое установление правового статуса участника договора позволяет определить два немаловажных налоговых момента: является ли контрагент плательщиком налога на добавленную стоимость; появляется ли у предприятия обязанность по удержанию налога у источника выплаты.

Анализ вида деятельности. Анализ вида деятельности необходим, прежде всего, при заключении договоров по видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании лицензии или других аналогичных разрешений. Отсутствие лицензии, помимо гражданско-правовых последствий (когда договор может быть признан недействительным), может повлечь также неблагоприятные налоговые последствия.

Анализ предмета договора. При планировании порядка совершения сделки оцениваются налоговые последствия выбора формы и предмета договора. Иными словами, следует определить, что это за договор - услуга, подряд, купля-продажа или комиссия. Если заключается договор купли-продажи, необходимо указать конкретное имущество, подлежащее передаче покупателю, если договор на оказание услуг, следует указать характер услуги. Особенно это касается смешанных договоров, по которым одновременно может передаваться имущество и оказываться услуги, работы. Четкое определение предмета договора необходимо для правильной организации бухгалтерского учета передаваемых материальных ценностей, выполняемых работ и услуг.

Анализ даты совершения операции по договору. Текст договора должен четко фиксировать дату совершения операции, предусмотренную договором. Дата совершения операции касается юридического момента, так как определяет переход права собственности на имущество, отчуждаемого по договору, возможность применения санкций, порядок расчетов и т.д.; бухгалтерского, так как фиксируется дата признания расходов и доходов в бухгалтерском учете; налогового, поскольку определяет дату признания расходов и доходов в налоговом учете.

Точное определение даты операции позволяет установить для покупателя момент оприходования приобретенного товара на соответствующих счетах бухгалтерского учета и момент включения в расходы соответствующих затрат. Для поставщика дата операции - момент ее отражения на счетах реализации и учета в целях налогообложения.

Анализ порядка определения и формирования цены договора. При анализе цены по договору следует обратить внимание на следующие моменты:

а) установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг;

б) цена товара в валюте;

в) установление цены в условных единицах;

г) соответствие применяемых цен требованиям ст. 40 Налогового кодекса РФ.

д) меры ответственности по договору.

Тщательной проработке и оценке подлежат пункты договора, предусматривающие санкции за нарушения условий оплаты, сроков, качества, и т.д.

е) специальные положения.

В процессе налоговой оптимизации, как правило, основное внимание уделяется первым двум аспектам: выбору контрагента и выбору формы договора. Вместе с тем, при заключении договора необходимо учитывать налоговые последствия включения в договор отдельных положений. Отдельные малозаметные (но отнюдь не малозначительные) условия договора остаются не проработанными. Однако такой подход не верен. Включение в договор отдельных условий, практически не влияющих на его исполнение, может принести существенный эффект в плане оптимизации налогообложения [4, с.232].

) Использование различных льгот и налоговых освобождений.

Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможным благодаря установлению особых режимов налогообложения: для отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых); отдельных территорий (районы Крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т.п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); предприятий, ориентируемых на экспорт, и других субъектов.

Специальные методы налоговой минимизации также могут использоваться на всех предприятиях, однако с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения. К специальным методам относятся:

) Метод замены отношений. Как правило, одна и та же хозяйственная цель (приобретение имущества, получение дохода и т.д.) может быть достигнута несколькими путями. Действующее законодательство практически не ограничивает хозяйствующего субъекта в выборе формы и отдельных условий сделки, выборе контрагента и т.д. Предприниматель вправе самостоятельно выбирать любой из допустимых вариантов, принимая во внимание эффективность операции как в чисто экономическом плане, так и с точки зрения налогообложения. На этом и базируется метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное налогообложение «заменяется» на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки (например, название договора). То есть замена не должна содержать признаков притворности или фиктивности.

) Метод разделения отношений. Метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько. Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда полная замена не позволяет достичь результата, приемлемо близкого цели первоначальной операции.

) Метод отсрочки налогового платежа. В соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги (сборы). Данное требование законодательства обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги своевременно и в полном размере.

Порядок регулирования различных налогов предусматривает различные сроки их уплаты. Тем не менее, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и календарным периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения, оффшора и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.

В современных экономических условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет существенно экономить оборотные средства.

) Метод прямого сокращения объекта налогообложения. Самым идеальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения - воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя. Перечисленные методы в большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективно такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций [4,с. 244].

2. Учет иностранных налогов в российских расходах

Налоговая служба разрешает организациям учитывать в расходах при расчете налога на прибыль <#"justify">Позиция налоговой службы. ФНС же считает, что при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов можно учесть уплаченные за рубежом НДС и другие налоги (Подпункт 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Доводы налоговой службы вполне логичны: - налоговая база по прибыли - это денежное выражение прибыли, которая представляет собой доходы, уменьшенные на расходы (Пункт 1 ст. 274, ст. 247 НК РФ);

расходы - это обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (в некоторых случаях - убытки (Пункт 1 ст. 252, ст. 265 НК РФ)). И обязательные налоги, пусть и иностранные, четко подходят под это определение;

несмотря на то что в пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ упомянуты только российские налоги и сборы, перечень прочих расходов открыт. Следовательно, налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, российская компания может учесть в качестве прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Кстати, есть два судебных решения, подтверждающих такой подход (Постановления ФАС СЗО от 23.11.2009 по делу N А56-4991/2009; ФАС МО от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09). Комментируемое Письмо уменьшит количество споров с инспекторами или как минимум будет сильным аргументом для признания иностранных налогов в расходах [13].

. Как с выгодой использовать международные договоры об избежании двойного налогообложения

Российские организации, в уставном капитале (УК) которых участвуют иностранные компании, зачастую могут абсолютно законно уменьшить свой налог на прибыль <#"justify">Когда поможет соглашение

Бывают случаи, когда международный договор - вещь незаменимая. Посудите сами, почти у каждой организации есть расходы, которые согласно НК РФ учитываются не в полном размере, а по нормативам, например:

проценты по долговым обязательствам (Пункты 1, 1.1 ст. 269 НК РФ);

представительские расходы (Пункт 2 ст. 264 НК РФ);

отдельные рекламные расходы, в частности на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний (Подпункт 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ);

потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ (Подпункт 2 п. 7 ст. 254 НК РФ);

Возможно, у вас есть расходы, которые при исчислении российского налога на прибыль не учитываются совсем, например расходы на добровольное страхование, не указанные в ст. 263 НК РФ (Пункт 6 ст. 270 НК РФ).

Порой в таких ситуациях международный договор об избежании двойного налогообложения может открыть дверь любым видам расходов в любых размерах.

Но бывают просто проблемные расходы, с учетом которых могут возникнуть сложности у кого угодно.

Если международным договором установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров (Часть 4 ст. 15 Конституции РФ; ст. 7 НК РФ).

Если вспомнить хотя бы позицию Минфина относительно нормирования любых расходов, которые рассчитываются в процентах от какой-либо суммы: вознаграждений по договорам факторинга, поручительства или банковской гарантии, платы банку за обслуживание кредита или за проведение расчетов по аккредитиву (Статья 269 НК РФ). Мы-то понимаем, что это не проценты по займу, чтобы их нормировать, но спор с контролерами гарантирован. А международный договор иногда может помочь вовсе избежать такого спора.

Нужно внимательно прочитать международный договор об избежании (устранении) двойного налогообложения, заключенный Россией с государством, резидентом которого является ваша материнская компания. Если в договоре есть специальные положения по расходам, то повезло. Мы сможем сослаться на такой договор, когда по НК РФ расходы:

(или) нормируются;

(или) вообще не учитываются;

(или) являются проблемными [13].

"Дочкам" французов повезло больше всех.

Никакая другая конвенция не содержит столь лояльных формулировок. Если посудить, российская организация может учесть любые связанные с промышленной или коммерческой деятельностью издержки, если ее УК не менее 76 225 евро (500 000 фр. фр. / 6,55957 фр. фр/евро = 76 225 евро), а доля участия резидента Франции - не менее 30% (Пункт 4 Протокола к Конвенции между РФ и Францией; Письмо ЦБ РФ "Описание и технические характеристики банкнот и монет евро"; Письмо МНС России от 16.06.2003 N РД-6-23/664@).

Пользоваться этим положением Конвенции можно с того налогового периода, в котором стали соблюдаться указанные условия (Письмо Минфина России от 12.03.2009 N 03-08-05). По налогу на прибыль налоговый период - год (Пункт 1 ст. 285 НК РФ). Поэтому если доля в уставном капитале российской организации перешла французскому резиденту в любом месяце 2011 г., то право воспользоваться спецнормой Конвенции у российской организации появляется с 01.01.2011.

Главный вопрос, который здесь возникает, это что считать издержками? Ведь в Конвенции об этом ничего не сказано. Ответ есть у ФАС Московского округа, который рассмотрел несколько споров между налоговыми органами и крупным французским ритейлером.

Суд решил, что к издержкам относятся расходы, необходимые для промышленной или коммерческой деятельности. Поэтому внереализационные расходы, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией, для целей Конвенции издержками не являются. То есть, например, потери (убытки) от порчи, боя и недостачи не могут учитываться для целей налогообложения без ограничений (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.06.2007 по делу N А40-75619/06-75-452).

Компетентным органом по толкованию международных договоров об избежании двойного налогообложения является Минфин (п. 1 ст. 3, п. п. 3, ст. 25 Конвенции между РФ и Францией). Поэтому, если возникают сомнения, именно туда надо обращаться за разъяснениями вопросов, связанных с применением конвенций.

Договор с Францией позволяет учесть издержки, необходимые для промышленной или коммерческой деятельности. Однако суд может решить, что внереализационные расходы к таким издержкам не относятся (Постановление N КА-А41/2031-06-П).

Тем не менее, благодаря этой норме французские "дочки" все же учитывают расходы в больших размерах [13].

. Международный опыт оптимизации налогообложения

Различные схемы налоговой оптимизации распространены не только в России, но и за рубежом. Причем иностранные налогоплательщики зачастую используют недобросовестные схемы минимизации налоговых платежей.

Некоторые страны, такие как Великобритания, Австралия, Канада, Германия, приняли поправки в национальное налоговое законодательство и ввели общие правила противодействия минимизации налогового бремени. В ближайшем будущем их примеру последуют и другие государства.

В странах, где способы оптимизации и уклонения от уплаты налогов законодательно разграничены, возможность использования элементарных схем минимизации налогов отсутствует. Как следствие - схемы оптимизации настолько усложнились, что воспользоваться ими могут только состоятельные люди и крупные корпорации.

Получается, что наиболее обеспеченные налогоплательщики, то есть те, которые в состоянии воспользоваться услугами консультантов, могут провести операцию, уменьшив свои налоговые обязательства. Разумеется, такая ситуация неприемлема. В разных странах урегулирование на законодательном уровне минимизации налогового бремени происходит по-разному. Это объясняется различием в правовом устройстве, отношением судей к данной проблеме и законотворческими традициями.

Например, во Франции, Германии и Нидерландах в основе правовой системы лежит концепция предотвращения злоупотребления правом. Суды, как правило, применяют указанную концепцию при толковании и применении налогового законодательства в спорах, когда может быть доказано, что какая-либо операция представляет собой случай злоупотребления нормами законодательства или их неправильного применения. В этих странах власти не считают необходимым вносить поправки в законодательство, с тем, чтобы разграничивать легальные способы минимизации. Исключение составляет только Германия, которая приняла соответствующие поправки.

В странах, где подобной концепции противодействия злоупотреблению правом не существует, суды, как правило, не выходят за пределы текста законов, чтобы определить, имела место фактическая минимизация налогового бремени или нет. Однако суды США, в меньшей степени суды Великобритании, разработали свои правила толкования законодательства при рассмотрении некоторых элементов сделок по минимизации налогов. Суды Великобритании установили эти правила в начале 80-х годов при рассмотрении дел (Дело Рэмсэй против Комиссаров Налогового управления; Burmah Oil Co. Ltd. против Комиссаров Налогового управления; Фэрнисс против Доусона), связанных с применением сложных и запутанных схем.

Приходится констатировать, что в настоящее время нет такой страны, в которой налогоплательщики не изобретали бы более изощренные схемы выведения доходов из-под налогообложения.

За пределами США и Великобритании попытки нанести удар по схемам через суды успеха не имели. Налоговые органы этих государств стали оказывать давление на правительство, с тем, чтобы принять законы по противодействию схемам минимизации налогового бремени. В итоге в некоторых странах были приняты правила противодействия минимизации налогового бремени, которые обозначаются аббревиатурой GAAR. Проработанные варианты этих правил были законодательно закреплены в в Австралии и в Канаде.

Опыт Австралии.

Законодательная база. Правила GAAR, применяемые в настоящее время в Австралии, изложены в части IV А Закона «О начислении подоходного налога». Эти правила заменили положения, которые применялись для противодействия использования схемам минимизации налогов ранее. В соответствии с прежними нормами любые договоры, соглашения или договоренности объявлялись недействительными для целей налогообложения, если они предусматривали [10]:

изменение объекта налогообложения;

освобождение от обязанности уплачивать подоходный налог или подавать налоговую декларацию;

аннулирование обязанностей или обязательств, возложенных в соответствии с Законом «О начислении подоходного налога», либо уклонение от них законными или противозаконными способами;

исключение возможности применения Закона «О начислении подоходного налога».

Из-за нечеткости указанных положений в ходе рассмотрения дел суды были вынуждены ввести ограничения на их толкование. Например, в одном из таких дел суд постановил, что положения закона не распространяются на договоренность о передаче какому-либо лицу права получения дохода из источника, принадлежащего налогоплательщику, если участники сделки действуют добросовестно. После принятия ряда судебных решений о праве налогоплательщика выбирать ту форму сделки, которая обеспечит ему освобождение от налогообложения, стало очевидно, что положения закона неэффективны. Кроме того, налоговые органы не имели возможности оспаривать рассматриваемую сделку и переводить ее в разряд сделок, подлежащих налогообложению.

В связи с этим в закон была введена часть IV А, содержащая правила GAAR. Основное правило гласит: если налогоплательщик получил или может получить налоговую льготу в результате применения схем, подпадающих под действие части IV А, налоговые органы вправе принять одно из следующих решений:

полностью или частично включить суммы налога в налогооблагаемый доход налогоплательщика, если налоговая льгота может быть отнесена к сумме, исключаемой из его годового налогооблагаемого дохода;

отказать в принятии вычета полностью или частично, если налоговая льгота может быть отнесена к сумме, принимаемой к вычету из годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика;

отказать в отнесении капитальных расходов полностью или частично, если налоговая льгота может быть отнесена к капитальным расходам, понесенным налогоплательщиком в течение года, или к их части;

отказать в применении налогового кредита, если налоговая льгота может быть отнесена к кредиту по иностранным налогам, применяемому налогоплательщиком.

В двух разделах части IV А перечислены признаки схем, подпадающих под действие этой части. В соответствии с данными разделами схемой признаются любые явно выраженные или подразумеваемые соглашения, договоренности или обязательства, которые могут быть доказаны в суде. Даже планы, предложения, действия могут быть признаны схемой, если налогоплательщик при их использовании получил или мог получить налоговые льготы, описанные в законе. В законе также приведены обстоятельства сделок, которые налоговые органы должны изучить в каждом случае выявления схемы.

В соответствии с частью IV А к схеме, используемой налогоплательщиком для минимизации налогов, относятся сделки, которые преследуют несколько целей [7] <#"justify">Таблица 1

№Наименование налогаНалогоплательщикиОбъект обложенияНалоговая базаСтавка налогаСрок уплатыСрок сдачи декларацииФедеральные налоги (ст.13 НК)Налог на добавленную стоимостьОрганизации, индивидуальные предприниматели, лица перемещающие товар через таможенную границу РФ.Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету по налогу на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную границу РФ.Выручка от реализации0%, 10%, 18%Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодомНалогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.АкцизыОрганизации, индивидуальные предприниматели, лица перемещающие товар через таможенную границу РФ.Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и др.; продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов); передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации; получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.По подакцизным товарам, в отношении которых установлены тверды налоговые ставки - налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении; по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки - налоговая база определяется как сумма их таможенной стоимости, подлежащие уплате таможенные пошлины. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки зависимости от ставки.В отношении подакцизных товаров установлены различные налоговые ставки: твердые (в абсолютной сумме на единицу измерения), адвалорные (в процентах), комбинированные (в абсолютной сумме на единицу измерения, в процентах).Сумма акциза уплачивается не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на доходы физических лицФизические лица являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также лица получающие доход от источников в РФ не являющиеся налоговыми резидентами РФ.Доход полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.При определение налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика производятся какие-либо удержания, то они уменьшают налоговую базу.35%; 30%; 13%; 9%Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.Налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на прибыль организацииРоссийские организации; иностранные организации осуществляющие свою деятельность в РФ.Прибыль, полученная налогоплательщиком.Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.20%; 15%; 10%; 9%; 0%До 28 числа календарного месяца со дня окончания соответствующего отчетного периода.Налогоплательщики предоставляют налоговые декларации не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного налогового периода.Водный налогОрганизации и физические лица осуществляющие специальное и (или) водопользованиеПризнаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.В отношении водного налога установлены твердые налоговые ставки, они устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Налоговая декларация представляется в срок установленный для уплаты налога, т.е. не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на добычу полезных ископаемыхОрганизации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ; полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства; полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых.0%; 3,8%; 4%; 4,8%; 5,5%; 6,%; 6,5%; 7,5%; 8%; 17,5%Сумма налога не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.Региональные налоги (ст.14 НК)Налог на игорный бизнесОрганизации и индивидуальные предприниматели осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.Признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.Определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложенияУстанавливаются законами субъектов РФ: за один игровой стол - от 25 т.руб. до 125 т.руб.; за один игровой автомат - от 1,5 т.руб. до 7,5 т.руб. за кассу тотализатора или одну букмекерской конторы - от 25 т.руб. до 125 т.руб.Не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Налоговая декларация представляется в срок установленный для уплаты налога, т.е. не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на имущество организацииРоссийские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество Российской ФедерацииПризнается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учетаОпределяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемая объектом налогообложения.Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.Уплата авансовых платежей по налогу производится в срок до 30 числа месяца следующего за отчетным периодом.Налоговая декларация представляется в срок до 30 марта года следующего за налоговым периодом.Транспортный налогПризнаются лица на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.Транспортные средства (автомобили, мотоциклы, самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства).В отношение транспортных средств имеющих двигатели - как мощность двигателя в лошадиных силах; в отношение воздушных транспортных средств - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; в отношении водных несамоходных транспортных средств - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении других транспортных средств как ед. транспортного средства.В отношении транспортного налога установлены твердые налоговые ставки, они устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средстваЮридические лица уплачивают ежеквартальные авансовые платежи, физические лица не позднее 1 ноября года следующего за налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.Налоговая декларация предоставляется не позднее 1 февраля года следующего за истекшим налоговым периодом.Местные налоги (ст.15 НК)Земельный налогОрганизации и физические лица обладающие земельными участками.Признаются земельные участки.Кадастровая стоимость земельных участков.Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельхоз назначения, занятых жилым фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.Организации и ИП исчисляют и платят налог самостоятельно, на ту землю которая используется в предпринимательской деятельности. Сроки и авансовые платежи определяются каждым регионом самостоятельно. Физические лица уплачивают налог не позднее 1 ноября года следующего за налоговым периодом.Налоговая декларация предоставляется не позднее 1 февраля года следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на имущество физических лицСобственники имущества, признаваемого объектом налогообложенияЖилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.Суммарная инвентаризационная стоимость.Для объектов, инвентаризационная стоимость которых составляет до 300 тыс.руб. - ставка составляет до 0,1%; Для объектов свыше 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. = ставка свыше 0,1 до 0,3%; Для объектов свыше 500 тыс.руб. - ставка свыше 0,3 до 2%.Не позднее 1 ноября следующего года за налоговым периодом.Специальные налоговые режимы (ст.18 НК)Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.Признаются доходы уменьшенные на величину расходов.Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.6%Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.Не позднее последнего 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодомУпрощенная система налогообложенияОрганизации и индивидуальные предприниматели перешедшие на УСНО.Доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.Если объектом налогообложения признаются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.6%; 15%Не позднее 25-го числа первого месяца следующего за истекшим отчетным периодомНалогоплательщики организации обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 31-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели не позднее 30-го апреля, года, следующего за истекшим налоговым периодом.Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельностиОрганизации и индивидуальные предпринимателиВмененный доход налогоплательщика.Признается величина вмененного дохода, рассчитанная как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности. 15%Не позднее 25-го числа первого месяца следующего за истекшим отчетным периодомНалоговая декларация предоставляется не позднее 20 числа первого месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Задание №2

Отразить на счетах хозяйственные операции по предприятию, занимающемуся оптовой торговлей, на счетах бухгалтерского учета. Недостающие показатели исчислить самостоятельно. Используя полученную информацию, проанализировать налоговую нагрузку на предприятие при различных налоговых системах, а именно:

а) общепринятая система налогообложения;

б) упрощенная система налогообложения с объектом «доходы»;

в) упрощенная система налогообложения с объектом «доходы - расходы»;

Исходя из собственного профессионального суждения, дополнить имеющиеся операции для завершения учетного процесса недостающими хозяйственными операциями. Отразить на счетах начисление и перечисление в бюджет требуемых налогов согласно применяемой налоговой системы.

Определить налоговую нагрузку на предприятие при использовании указанных систем налогообложения. Проанализировать, какая из систем обеспечивает максимальное снижение налогового бремени для предприятия. Выводы обосновать расчетами.

Таблица 2

п/пОперацияВариант III1Поступили товары от поставщика70000002Предъявлен НДС по ставке 18%?3Произведена оплата поставщику77000004Поступившие товары проданы полностью с наценкой 9%5Начислена оплата труда работникам6000006Удержан подоходный налог от начисленной зарплаты без предоставления вычетов?7Выдана из кассы зарплата 5000008Произведены отчисления на социальное страхование ?9Произведены отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве0,2%10Произведена уплата в бюджет НДФЛ и ЕСН полностью?11Поступили платежи от покупателей за проданный товар400000012Списаны расходы, связанные с торговлей?

Решение

.Общепринятая система налогообложения:

п/пОперацияДтКтСумма, руб.1Поступили товары от поставщика41607 000 0002Предъявлен НДС по ставке 18%19601 260 0003Произведена оплата поставщику60517 700 0004Предъявлена сумма НДС к вычету68191 260 0005Начислена торговая наценка 9% (7000000*9%)4142630 0006Поступившие товары проданы полностью с наценкой (7000000+630000+1373400)62909 003 4007Начислен НДС по проданным товарам (7000000+630000)*18%)90/3681 373 4008Списана товары на продажу90/2417 000 0009Начислена оплата труда работникам4470600 00010Удержан подоходный налог от начисленной зарплаты без предоставления вычетов (600000*13%)7068/178 00011Выдана из кассы зарплата 705050000012Произведены отчисления на социальное страхование (600000*26%)4469156 00013Произведены отчисления на страхование от несчастных случаев на производстве (60000*0,2%)44691 20014Произведена уплата в бюджет НДФЛ полностью68/15178 00015Произведена уплата в бюджет ЕСН полностью6951157 20016Поступили платежи от покупателей за проданный товар51624 000 00017Отражены расходы на продажу (600000+157200)90/244757 20018Отражена прибыль от реализации товара90/190/99 003 40019Списан НДС с реализации товаров90/990/31 373 40020Списана покупная стоимость проданных товаров90/990/27 000 00021Списаны расходы, связанные с торговлей90/990/2757 20022Отражен финансовый результат (убыток) 9990/9127 200

Сумма налога на прибыль организации = 0 руб.

Сумма НДС = 1373 400 - 1 260 000 = 113 400 руб.

Сумма НДФЛ = 78 000 руб.

Сумма ЕСН = 157 200 руб.

Общая сумма налогов = 113 400 + 78 000 + 157 200 = 348 600 руб.

Таким образом, при применении общепринятой системы налогообложения организация получила убыток. Налог на прибыль уплачиваться не будет, но все другие общепринятые налоговые платежи должны быть произведены организацией в сроки установленные законодательством.

.Упрощенная система налогообложения с объектом «доходы».

Доход организации за отчетный период составил 4 000 000 руб., следовательно, сумма налога равна:

Сумма налога = 4 000 000*6% = 240 000 руб.

Сумма страховых взносов = 600 000*20% = 120 000 руб.

Итоговая сумма налога = 240 000 - 120 000 = 120 000 руб.

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения, объектом обложения которой являются доходы, организация должна уплатить налог независимо от того получила ли она убыток или прибыль.

.Упрощенная система налогообложения с объектом «доходы - расходы».

Определим суммы доходов и расходов организации.

ДоходыРасходыНаименованиеСумма руб.НаименованиеСумма руб.Выручка от реализации товаров4 000 000Произведена оплата поставщику7 700 000Выдана из кассы зарплата500 000Произведена уплата в бюджет НДФЛ полностью78 000Произведена уплата в бюджет ЕСН полностью157 200

Налоговая база = 4000 000 - 7 700 000 - 500 000 - 78 000 - 157 200 = -4 435 200 руб.

Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения объектом обложения которой являются доходы минус расходы организация получила убыток. Следовательно, организация должна будет уплатить сумму минимального налога.

При применении общего режима налогообложения организация заплатила в 3 раза больше, чем при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходы и в 9 раз больше при объекте доходы, уменьшенные на величину расходов.

При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов организация заплатит в 3 раза больше сумму налога, чем при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходы минус расходы организация заплатит в минимальную сумму налога, сумма которого в 3 раза меньше чем при применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

Организации для уменьшения налогового бремени необходимо перейти на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходы минус расходы.

Заключение

Проблема определения оптимального налогообложения актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы и каждый раз решение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.

Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.

Оптимизация налогообложения - это процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия. Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания предприятия, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.

Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания фирмы, поскольку планирование происходит при условиях, когда еще не сделано никаких ошибок, которые трудно исправлять в процессе реальной деятельности. В тоже время, если предприниматель вовсе не заботится об оптимизации налогообложения, предприятию может быть причинен заметный финансовый ущерб.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (действующая редакция от 01.09.2013).

. Налоговый кодекс Российской Федерации часть от 05.08.2000 N 117-ФЗ (действующая редакция от 01.10.2013).

. Ю.М. Лермонтов Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов. - М.: Налоговый вестник, 2013.

. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин. - М.: Юрайт, 2012.

. Ю.А. Лукаш. Как законно уменьшить налоги фирмы. Плюсы и минусы различных схем ухода от налогов- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2012.

. Полякова М.С. Уклонение от налогов и налоговая оптимизация // Российский налоговый курьер. -.2012.

. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012.

. Гофтман А.П. Налоговое планирование: российский и зарубежный опыт // Межвузовский сборник научных трудов по итогам шестой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь и экономика: новые взгляды и решения». - Волгоград: Волгоградский государственный университет. - 2011.

. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. - СПб.: Питер, 2011.

. Балакирев Н.Н., Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии: Учебное пособие. - М.: Знание, ИВЭСЭП, 2010.

. Анисимова А.П. Налоговая оптимизация: российский и зарубежный опыт // Материалы второй Международной научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и экономика». - Ярославль: ЯВФЭИ. - 2010.

. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. - М.: Экономист, 2009.

13. http://www.pnalog.ru/ - Сайт о налоговом планировании и оптимизации налогообложения.

Похожие работы на - Международный опыт оптимизации налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!