Компетенция Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,23 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Компетенция Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля

Содержание

Введение

1. Общая характеристика Счетной палаты как органа финансового контроля

2. Компетенция Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля

2.1 Область действия контрольных полномочий Счетной палаты

2.2 Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета Счетной палатой РФ

2.3 Ревизии и проверки, осуществляемые Счетной палатой РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Правовые отношения по финансовым вопросам относятся по своей сути к сфере публичных правоотношений; в них много элементов властного содержания. Проблемы разрешения правовых споров, защиты прав гражданина и предпринимателя перед должностными лицами государственного аппарата требуют создания системы органов юрисдикционного контроля за данной областью правоотношений. Особенно это важно при том фактическом положении дел, когда расходование государственных средств РФ в значительной мере вышло из-под контроля налогоплательщиков и государства.

Учитывая новые реальности в функционировании Российского государства при переходе к новой, как бы капиталистической экономической системе хозяйствования, представляется необходимым остановиться на вопросах сущности и места Счетной палаты в системе государственных органов РФ, а также на характеристике процессуальных правоотношений при разрешении споров в РФ по финансовым вопросам.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее Закон), другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Цель данной работы - рассмотреть компетенцию Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля.

счетная палата финансовый контроль

1. Общая характеристика Счетной палаты как органа финансового контроля

Федеральное Собрание образует Счетную палату - подотчетный ему орган государственного финансового контроля. Ее состав и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации». Задачи Счетной палаты установлены в ст. 2 Закона, причем они не ограничиваются конституционной записью об осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета. Поручения палат Федерального Собрания и обращения не менее 1/5 состава любой из них подлежат обязательному включению в планы и программы работы Счетной палаты. По их же инициативе проводятся внеплановые контрольные мероприятия.

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты:

осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;

представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;

представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетной палаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.

Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностные обязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствие Председателя Счетной палаты его функции по поручению Председателя Счетной палаты представляет Счетную палату в органах государственной власти Российской Федерации и за рубежом.

Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палаты допускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование и опыт профессиональной деятельности иного профиля.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Постановление Государственной Думы о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации о назначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации.

При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуется Коллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

По совместному предложению Председателя Счетной палаты и заместителя Председателя Счетной палаты Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Права, обязанности и ответственность сотрудников аппарата Счетной палаты, а также условия прохождения ими службы определяются Законом, законом о федеральной государственной службе, законодательством Российской Федерации о труде и иными нормативными правовыми актами.

2. Компетенция Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля

.1 Область действия контрольных полномочий Счетной палаты

Статьей 12 Закона определяется область контрольных полномочий Счетной палаты. Контрольные полномочия распространяются на:

государственные органы, на федеральные внебюджетные фонды;

органы местного самоуправления в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;

учреждения, организации, предприятия и иные объединения, независимо от видов и форм собственности, в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

При реализации контрольных полномочий Счетная палата может взаимодействовать с другими государственными структурами.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

При проведении ревизий и проверок Счетная палата вправе получать от проверяемых органов, предприятий и организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Счетной палате влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 287 УК РФ.

Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, министерств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. С целью реализации контрольных полномочий Счетная палата может заключать соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с указанными органами и структурами. Среди таких соглашений можно отметить:

Соглашение о взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (г. Москва, 21 декабря 2007 г.);

Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (г. Москва, 22 июня 2007 г.);

Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (г. Москва, апрель 2005 г.).

К участию в своих контрольно-ревизионных мероприятиях Счетная палата в пределах своей компетенции вправе привлекать государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Контрольные полномочия распространяются и на структурные подразделения государственных органов. Так, например, при осуществлении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации контрольно-ревизионный аппарат взаимодействует и координирует свою работу с Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества и судами, Счетной палатой Российской Федерации. Организация и проведение проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности проводится исходя из необходимости обеспечения системного контроля с учетом всех видов и направлений деятельности Судебного департамента. По указанию генерального директора Судебного департамента, при взаимодействии со Счетной палатой, а также решению правоохранительных органов в установленном законодательством порядке могут проводиться внеплановые ревизии и проверки, а также встречные проверки финансово-хозяйственной деятельности сторонних организаций в части выполнения ими государственных контрактов.

Организационно-контрольная деятельность Счетной палаты осуществляется по двенадцати направлениям, которые можно определить следующим образом:

) контроль расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации;

) комплексный контроль использования национальных ресурсов, расходов государственных средств на проекты общегосударственного значения и доходов от использования и реализации государственного имущества;

) контроль расходов федерального бюджета на международную деятельность;

) контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета;

) контроль расходов федерального бюджета на общегосударственные вопросы;

) контроль расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность;

) контроль расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны;

) контроль расходов федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс;

) контроль за государственным долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации, кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками;

) контроль взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами других уровней;

) контроль расходов федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное хозяйство, транспорт, связь и информатику;

) контроль расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов.

Контрольные полномочия Счетной палаты имеет свою специфику в зависимости от видов деятельности. Единая система контроля федерального бюджета предполагает непрерывный трехлетний контрольный цикл за исполнением бюджета каждого финансового года в течение нескольких последовательных стадий:

предварительный контроль;

оперативный контроль;

последующий контроль.

При осуществлении предварительного контроля контрольные полномочия Счетной палаты связаны с проектом бюджета будущего года (заключения по проектам федеральных законов о федеральном бюджете). На этапе предварительного контроля параметры проекта бюджета сопоставляются с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении страны в целом, отдельных регионов и отраслей. Учитывается фактическое состояние финансирования субъектов ведомственной структуры, разделов и подразделов функциональной классификации расходов, доходной части бюджета, внешних и внутренних заимствований, межбюджетных отношений и иных показателей. Это позволяет подготовить обоснованное заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета и при его обсуждении в Государственной Думе вносить предложения по корректировке тех или иных бюджетных параметров.

На этапе оперативного контроля полномочия Счетной палаты связаны с:

контролем над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценкой обоснованности проектов федерального бюджета;

контролем над своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценкой обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

определением эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контролем над поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;

контролем над состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;

контролем над банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной палаты на последнем этапе связаны с комплексной документальной ревизией уже исполненного бюджета после завершения финансового года.

.2 Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета Счетной палатой РФ

Статьей 14 Закона характеризуется оперативный контроль, осуществляемый Счетной палатой. Оперативный контроль проводится Счетной палатой в течение всего года, представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и осуществляется по следующим направлениям:

контроль над полнотой и своевременностью денежных поступлений;

контроль над фактическим расходованием бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета;

выявление отклонений и нарушений;

анализ выявленных отклонений и нарушений исполнения федерального бюджета, разработка предложений по их устранению.

Оперативный контроль осуществляется Счетной палатой на основе:

анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участников бюджетного процесса, иной обязательной финансовой отчетности, представляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета;

компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России и Центральным банком России копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;

обобщения результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручению палат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

экспертных оценок.

На основе составления оперативных данных по форме, согласованной с Советом Федерации и утвержденной Государственной Думой, готовится ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев, который после утверждения Коллегией Счетной палаты направляется палатам Федерального Собрания.

В основу проведения оперативного контроля Счетной палатой кладется ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете.

Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета.

Регламент Государственной Думы не содержит конкретных указаний на рассмотрение указанных отчетов. Частью 1 ст. 164.9 Регламента Государственной Думы определено, что обязательному рассмотрению на пленарном заседании Государственной Думы подлежат отчеты Счетной палаты о результатах проверок, основаниями для проведения которых явились постановления Государственной Думы и обращения не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. Заключения и аналитические материалы, представляемые Счетной палатой, а также отчеты Счетной палаты о результатах проверок, проведенных по основаниям, не указанным в части 1 статьи 164.9, рассматриваются Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.

Форма отчета ежегодно утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.

Согласно статье 14 Закона в целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для оставления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, вводится обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти форма отчетности. Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 вводятся формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета, в т.ч.

отчет об исполнении федерального бюджета по доходам, полученным от операций с государственным материальным резервом;

отчет об исполнении федерального бюджета по доходам (поступлениям) от использования имущества, находящегося в федеральной собственности;

отчет об исполнении федерального бюджета по доходам (поступлениям) от реализации имущества, находящегося в федеральной собственности;

сведения об исполнении федерального бюджета по поступлениям от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности;

сведения о полученных дивидендах;

прочие формы.

Министерство финансов Российской Федерации по согласованию со Счетной палатой Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок составления и представления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 3 июля 2006 г. N 413 Приказом Министерства финансов РФ от 19 марта 2009 г. N 26н утвержден Порядок составления и предоставления финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета в Счетную палату. Этот Приказ определяет порядок, периодичность, сроки составления и представления участниками бюджетного процесса финансовой отчетности. Перечень форм финансовой отчетности, периодичность составления и сроки представления финансовой отчетности в Счетную палату Российской Федерации указаны в приложении к настоящему Порядку.

.3 Ревизии и проверки, осуществляемые Счетной палатой РФ

Согласно статье 15 Закона, Счетной палатой проводятся комплексные ревизии и тематические проверки.

В адрес объекта контроля направляется уведомление о проведении ревизии. В уведомлении дается информация об основании ревизии, сроках ее проведения и составе инспекторской группы, а также предлагается создать необходимые условия для осуществления ревизии. Уведомление подписывается аудитором. Выезд инспекторов на объект осуществляется на основе распоряжения Председателя Счетной палаты.

На подготовительном этапе контрольного мероприятия на объект контроля направляется перечень вопросов, которые необходимо подготовить к приезду инспекторской группы. Так, например, для администрации региона это могут быть следующие вопросы по капитальному строительству:

. Какие приняты в регионе администрацией и ее органами нормативные акты (приказы, постановления, распоряжения, указания, договоры, соглашения, утвержденные перечни и т.д.), регламентирующие использование средств федерального бюджета, выделяемых предприятиям и организациям?

. Сколько и какие конкретно проверки предприятий и организаций проведены (указывается период) контрольными органами по целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета. Вскрытые недостатки и их влияние на деятельность предприятий, какие меры приняты по их устранению?

. Количество и характер объектов, утвержденных к строительству с использованием средств федерального бюджета. Какие объемы финансирования (лимиты) предусматривались для этих строек, как и в какой форме и мере они профинансированы?

. Аргументы (принципы), послужившие основанием для включения строек в перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Принадлежность к форме собственности, значимость объекта - федеральная, региональная. Дефицит мощностей; включение в федеральные и региональные целевые программы.

. Документы, подтверждающие выделение лимитов (приказы, письма министерств и ведомств).

. Ведение строительства и ввод в эксплуатацию объектов АПК, использующих средства федерального бюджета.

. Иные вопросы в соответствующей тематической сфере.

Предприятию (организации), использовавшему средства федерального бюджета на капитальные вложения, могут быть предложены, например, следующие вопросы:

. Какова организационно-правовая форма предприятия, когда и кем утверждено положение (устав), полный почтовый адрес и телефоны предприятия, количество, номера счетов и местонахождение финансово-кредитных учреждений, где они находятся, фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера предприятия?

. Сколько, когда, на какой счет, в какой форме (деньги, продовольствие, ГКО, взаимозачет и т.д.) и на какие цели было выделено и фактически получено из федерального бюджета средств на капитальные вложения и затраты капитального характера на возвратной и безвозвратной основе?

. Кем, когда и в каком объеме выделены лимиты финансирования из федерального бюджета на строящийся объект (дать по форме: номер, дата, фамилия, имя и отчество, должность уведомителя)?

. Характеристика строящегося объекта (назначение, проектная мощность, способ строительства и его сроки, источники финансирования), наличие обоснований целесообразности и оснований для начала строительства и его финансирования (утвержденная проектно-сметная документация и титульные списки, сводные сметные расчеты стоимости строительства, заключения государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы).

Одновременно с перечнем вопросов направляются и специально разработанные формы, количество которых может колебаться от 1 - 2 до 20 форм в зависимости от специфики объекта контроля.

При выезде на объект контроля инспекторская группа проводит совещание со всеми заинтересованными организациями. Например, при проверке использования бюджетных средств, выделенных АПК администрации региона, совещание проводится под руководством губернатора или его заместителя с участием федерального казначейства, налоговой службы, контрольно-ревизионного управления региона, департамента АПК, финансового департамента с приглашением руководителей проверяемых объектов.

В процессе проверки руководитель инспекционной группы координирует деятельность инспекторов, решает вопросы с руководителями проверяемых объектов по представлению необходимой информации и созданию нормальных условий для проведения контрольного мероприятия.

По завершении контрольного мероприятия оформляется акт ревизии (проверки), с которым знакомятся руководитель проверяемого объекта и главный бухгалтер. При наличии разногласий по содержанию акта составляется протокол разногласий. При работе в регионах рекомендуется знакомить с результатами проверки руководителей исполнительной и законодательной власти, а также привлекать к контрольной работе специалистов контрольно-счетной палаты.

В организации контрольных мероприятий имеются следующие проблемы:

) чрезмерная глобализация комплексных документальных ревизий исполнения бюджета за отчетный год. В результате для их проведения привлекается до одной трети инспекторского состава, но результативность их с точки зрения принятия решений по отчету на уровне Федерального Собрания явно не прослеживается. То есть затраты труда не оправдываются результатами;

) не всегда имеется достаточное время для проведения проверки, в результате нет возможности глубоко рассмотреть вопросы финансово-хозяйственной деятельности и эффективности использования бюджетных средств.

Статьей 15 Закона не определяется процедура проведения Счетной палатой ревизий и проверок, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых, возможности обжалования результатов актов (отчетов) проверок.

Согласно Закону сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем статьей 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты установлены общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий.

В случае выявления на проверяемых объектах или в предъявленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), отражены в Регламенте Счетной палаты.

Регламентом Счетной палаты предусматривается возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий, организаций или учреждений с актами по результатам проверок.

В случае несогласия должностного лица проверяемого предприятия, организации, учреждения с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.

Согласно Регламенту Счетной палаты ответственное должностное лицо может снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.

В случае несогласия должностного лица подписать акт даже с замечаниями инспекторы фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.

Регламентом Счетной палаты запрещается вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.

Регламентом Счетной палаты сроки подготовки актов по результатам контрольных мероприятий не определены. Ознакомление с актом руководителя (должностного лица) проверяемой организации или государственного органа производится в срок не более суток, в случаях большого объема и большой сложности - в срок не более 3-х суток. Ознакомление производится под расписку.

По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность за достоверность отчета. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.

Коллегией принимается следующее решение:

) о направлении предписания или принятия иных мер в соответствии полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;

) о направлении материалов в правоохранительные органы.

На заседании Коллегии Счетной палаты при рассмотрении отчета о проведенном контрольном мероприятии могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, организаций или учреждений.

. Статьей 15 Закона определяется обязанность Счетной палаты доводить до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, информировать Совет Федерации и Государственную Думу о результатах проведенных ревизий и проверок.

Согласно статье 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Законом не предусмотрен срок для вступления представления в силу либо его обжалования.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган уполномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.

Статья 15 Закона не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц.

КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений.

Статья 19.5 КоАП РФ (ч. 1) за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 19.4 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Однако такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (КоАП РФ, ст. 28.3, ч. 2, п. 11).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении также указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении должен содержать статью КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Таким образом, деятельность Счетной палаты по результатам контрольных мероприятий ограничивается составлением протокола в случае административного правонарушения. Счетная палата не наделена полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций, предварительно получив согласие Государственной Думы.


Заключение

Статьей 12 Закона определяется область контрольных полномочий Счетной палаты. Контрольные полномочия распространяются на:

государственные органы, на федеральные внебюджетные фонды;

органы местного самоуправления в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;

учреждения, организации, предприятия и иные объединения, независимо от видов и форм собственности, в части использования средств федерального бюджета, управления и использования федеральной собственности, предоставления федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

При реализации контрольных полномочий Счетная палата может взаимодействовать с другими государственными структурами.

Все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк Российской Федерации, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Статьей 14 Закона характеризуется оперативный контроль, осуществляемый Счетной палатой. Оперативный контроль проводится Счетной палатой в течение всего года, представляет собой совокупность контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и осуществляется по следующим направлениям:

контроль над полнотой и своевременностью денежных поступлений;

контроль над фактическим расходованием бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета;

выявление отклонений и нарушений;

анализ выявленных отклонений и нарушений исполнения федерального бюджета, разработка предложений по их устранению.

Оперативный контроль осуществляется Счетной палатой на основе:

анализа специальных форм отчетности, являющихся обязательными для участников бюджетного процесса, иной обязательной финансовой отчетности, представляемой рядом министерств и ведомств, Банком России и кредитными организациями, уполномоченными осуществлять операции со средствами федерального бюджета;

компьютерной обработки оперативно предоставляемых Минфином России и Центральным банком России копий первичных платежных документов, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета;

обобщения результатов контрольных мероприятий, осуществляемых по поручению палат Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

выборочных экспресс-проверок с целью уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

экспертных оценок.

Согласно статье 15 Закона, Счетной палатой проводятся комплексные ревизии и тематические проверки.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (с изменениями от 3 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 1995. - №3. - Ст. 167.

О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 // СЗ РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3696.

Специальная литература

Андреев В.Ф. Полномочия Счетной палаты Российской Федерации / В.Ф. Андреев // Российская юстиция. - 2008. - №11. - С. 10-15.

Андреев В.Ф. Конституционный статус Счетной палаты Российской Федерации / В.Ф. Андреев // Российская юстиция. - 2008. - №3. - С. 56-62.

Андреева М.В. Всегда ли законны проверки Счетной палаты? / М.В. Андреева // Налоговед. - 2010. - №2. - С. 11-19.

Бликанов А.В. Вас проверяет Счетная палата / А.В. Бликанов // Бюджетный учет. - 2007. - №6. - С. 33-38.

Борзенков Г.H. Финансовое право России: Общая часть. Учебное пособие / Г.Н. Борзенков. - М.: НОРМА-М, 2009. - 790 с.

Бутенко Е.Д. Счетная палата встала на тропу войны с коррупцией / Е.Д. Бутенко // Московский бухгалтер. - 2011. - №7. - С. 5-6.

Грачева Е.Ю. Финансовое право России / Е.Ю. Грачева. - М.: ТЕИС, 2009. - 594 с.

Демин А.А. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации и проблема административной юстиции по финансовым вопросам / А.А. Демин // Гражданин и право. - 2011. - №8. - С. 11-15.

Евдокимов М.А. Состояние финансово-денежной системы / М.А. Евдокимов // Вопросы экономики. - 2011. - № 3. - С. 22-26.

Калымов П.М. Государство и рынок / П.М. Калымов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 506 с.

Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ / С.В. Косолапов // Финансовое право. - 2011. - №5. - С. 19-24.

Лаврушкина О.И. Новое в наложении и взыскании финансовых санкций за налоговые правонарушения / О.И. Лаврушкина // Консультант бухгалтера. - 2010. - №12. - С. 12-15.

Левакин И.В. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты РФ и международные стандарты государственного аудита / И.В. Левакин, А.М. Абрамов // Российская юстиция. - 2012. - №1. - С. 17-22.

Окулич И.П. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации / И.П. Окулич, Д.Н. Усатов // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - №2. - С. 33-38.

Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» / И.Н. Осипова. - М.: НОРМА-М, 2008. - 702 с.

Павленко А.Н. Правовой статус Счетной палаты / А.Н. Павленко // Гражданин и право. - 2008. - №2. - С. 45-49.

Родионова В.М. Бюджетная политика / В.М. Родионова // Финансы. - 2009. - №8. - С. 45-52.

Самойлова Л.М. Счетная палата / Л.М. Самойлова // Финансовое право. - 2012. - №3. - С. 44-49.

Сидорова М.Г. К вопросу о санкциях и юридической ответственности в финансовом праве / М.Г. Сидорова // Журнал российского права. - 2011. - №1. - С. 24-29.

Скоков А.В. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентского контроля / А.В. Скоков // Российская юстиция. - 2009. - №5. - С. 12-17.

Чхиквадзе В.В.: Правовой статус Счетной палаты / В.В. Чхиквадзе // Финансовое право. - 2011. - №12. - С. 22-27.

Похожие работы на - Компетенция Счетной палаты РФ по осуществлению финансового контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!