Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    89,86 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 с., 3 рис., 2 табл., 24 источника.

Денежное обращение, сущность, структура, принципы, теоретические способы и подходы к регулированию, наличное денежное обращения в республике Беларусь

Объект исследования - изучение финансовых институтов, которые участвуют в налично-денежном обороте, их влияние на этот процесс, и сам налично-денежный оборот.

Предмет исследования - изучение организации и регулирование налично-денежного оборота.

Цель работы: изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования наличного денежного обращения в Республики Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Исследования и разработки: определено понятия денежного обращения; изучена сущность, структура и принципы денежного обращения; исследованы теоретические способы и подходы к регулированию денежного обращения, а так же рассмотрено состояние денежного в обращение Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «Деньги. Кредит. Банки».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Денежное обращение: сущность, структура, принципы

.1Сущность денежного обращения

.2 Денежная масса и принципы денежного обращения

. Теоретические способы и подходы к регулированию денежного обращения

.1 Необходимость государственного регулирования денежного обращения

.2 Кейнсианская школа

.3 Монетаристская количественная теория денег

. Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

.1 Основные аспекты организации и регулирования наличного денежного обращения в Республике Беларусь

.2 Анализ и оценка наличного денежного обращения в Республике Беларусь

.3 Направления совершенствования организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

На первый взгляд денежный рынок принципиально не отличается от любого, и, несмотря на специфику обращающихся на нем объектов, характеризуется стандартными показателями: спросом, предложением, ценами, соотношением и тенденциями в их изменении. Однако денежный рынок является куда более непредсказуемым по сравнению с другими рынками и последствия его колебаний под воздействием изменений спроса и предложения могут быть губительными для экономики любой страны. Поэтому любое государство оказывает воздействие на денежный рынок, проводя денежно-кредитную политику через банковскую систему страны. Искусство управления денежным рынком часто является решающим в хозяйственном механизме всего государства, особенно если оно проводит стабилизационную политику, вывод экономики из кризиса, так как любое неверное решение правительства может повлечь самые сложные последствия.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар) деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной форме и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Денежное обращение отражает направленные потоки денег между центральным банком и коммерческими банками (кредитными организациями); между коммерческими банками; коммерческими банками и предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно-правовых форм; между коммерческими банками и физическими лицами; финансовыми институтами различного назначения; между финансовыми институтами и физическими лицами.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и, соответственно, денежных доходов населения, направленных на потребление.

Денежный оборот страны равен сумме всех платежей, совершаемых тремя субъектами в наличной и безналичной форме за определенный период. Деньги обслуживают обмен стоимости ВВП и НД, в том числе, кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного капитала.

Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах.

Таким образом, актуальность темы не вызывает сомнений.

Цель работы - определить механизм и инструменты реализации денежного обращения в стране и инструменты воздействия государства на денежное обращение путем применения рыночных и командно-административных рычагов.

Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:

определить понятие денежной массы и охарактеризовать её структуру;

рассмотреть меры государственного регулирования денежного обращения;

описать подходы различных экономических школ к регулированию денежного обращения;

дать характеристику состояния денежного обращения в Республике Беларусь.

Предмет изучение - государственная политика в сфере денежного обращения Республики Беларусь.

Объект изучения - денежное обращение Республики Беларусь.

В работе использованы различные источники: учебники отечественных и зарубежных авторов, большое количество периодической литературы.

Данная курсовая работа содержит 3 раздела, каждый из которых раскрывает основную тему. В первом разделе предлагаются важнейшие понятия по денежному обращению: сущность, структура, принципы. Во втором разделе описываются теоретические способы и подходы к регулированию денежного обращения. В третьем разделе описывается состояние денежного обращения в Республике Беларусь.

1. Денежное обращение: сущность, структур, принципы

.1 Сущность денежного обращения

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение. [4, с. 45]

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Базовыми категориями денежного обращения являются денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика.

Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг.

Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

Денежное обращение может осуществляться в двух формах:

. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег, обслуживаемое банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами.

. Безналичное обращение - это движение денег безналичного платежного оборота в виде перечислений денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачем» взаимных требований. Обслуживается платежными поручениями, требованиями, чеками, пластиковыми кар точками, векселями и др. [3, с.184].

Налично-денежное обращение предназначено для обслуживания в основном розничного товарооборота, а также проведении расчетов с физическими лицами по выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, страховых возмещений, процентов по депозитам и ценным бумагам, а также при уплате населением коммунальных услуг, налогов и т. д., осуществлении расходов, связанных с удовлетворением их личных потребностей.

Безналичный денежный оборот охватывает подавляющее количество расчетов, осуществляемых между:

) юридическими липами разных форм собственности и разных направлений хозяйственной деятельности;

) юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, доходов по депозитам и ценным бумагам, по выдаче ссуд и их гашению;

) юридическими и физическими лицами и исполнительной властью всех уровней по поводу обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, а также при получении средств из бюджетов.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует взаимозависимость - деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков, концентрирующихся на счетах в банке, на безналичную и наоборот. Присутствие безналичных средств на счетах в банке - главное условие для получения субъектом наличных денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны [6, с. 301].

Денежное обращение является постоянным элементом процесса воспроизводства. С экономическим развитием государств происходит количественный рост массы наличных денег в обращении при одновременном снижении удельного веса налично-денежного оборота. Широкое применение таких кредитных орудий обращения, как чеки, векселя, платежные карточки, наряду с традиционно существующими формами безналичных расчетов все больше сужает сферы обращения наличных денег.

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег, необходимых для выполнения ими функции средства обращения. Количество денег зависит от следующих факторов [11, с.317]:

) количество проданных на рынке товаров;

) уровень товарных цен;

) наличие кредита, вмимопогашающихся и безналичных платежей;

) скорость обращения денег.

На основании закономерностей товарного обращения был сформулирован закон денежного обращения:

, (1.1)

где М - количество денег, необходимых дни обращения;- сумма цен реализуемых поваров и услуг;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит;

а - наступившие платежи;- взаимопогашающиеся обязательства;- скорость оборота одноименной денежной единицы.

Отклонение от общего закона денежного обращения обусловлено функционированием не полноценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, определяемых законом денежного обращении, неизбежно влечет за собой повышение общего уровня товарных цен.

Следует отметить, что не цены товаров определяются количеством денег в обращении, а наоборот, количество денег в обращении зависит oт цен товаров. Цены товаров являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег, необходимое для реализации данной суммы товарных цен.

Рассмотренный закон денежного обращения относится к любому виду денег. Вместе с тем существуют и особые законы обращения металлических, бумажных и кредитных денег. Особенность металлического обращения заключается в том, что количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, то есть в обращении не может быть ни излишка, ни недостатка денег. В условиях бумажно-денежного обращения, как правило, выпускается денег больше, чем требуется долота для обращений. Избыточный выпуск бумажных денег влечет за собой их обесценивание [9, с. 57].

1.2 Денежная масса и принципы денежного обращения

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса.

Денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих юридическим и физическим лицам, а также государству [12, с. 128].

Использование показателя денежной массы для целей практического регулирования денежного обращения явилось результатом расширения масштабов использования бумажных денег в хозяйственном обороте и, как следствие, распространения номиналистических концепций денег. В соответствии с этими концепциями деньгам вовсе необязательно иметь внутреннюю стоимость, поскольку они выступают в качестве условных денежных единиц, обладающих определенной ценностью, которая обеспечивается правовыми актами государства.

Денежный агрегат - показатель объема и структуры денежной массы, соответствующий группировке ликвидных активов.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дачу и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы в экономически развитых странах используют следующие денежные агрегаты:

М1 - включает наличные деньги в обращении банкноты, металлические монеты, казначейские билеты и средства на текущих банковских счетах;

М2 содержит агрегат М1 срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

М3 содержит агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

М4 равен агрегату М3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения. Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения количества денег в обращении, так и ускорения их оборота.

В промышленно развитых странах в основном рассчитываются два показателя скорости роста оборота денег:

1. Показатель скорости обращения денет в кругообороте доходов [12, с. 131]:

,(1.2)

где ВНП - валовый национальный продукт.

2. Показатель оборачиваемости денег в платежном обороте [12, с. 132]:

, (1.3)

Второй показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.

Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов, как общеэкономических (цикличного развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных, (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок.

Денежный оборот страны как непрерывный процесс движения денег в их взаимосвязи и взаимозависимости (наличной и безналичной формах) между субъектами экономических отношений, обслуживающий процесс расширенного воспроизводства, строится на определенных принципах, которые пока не описаны в отечественной специальной литературе. Вместе с тем, принципы (или правила) организации единого денежного оборота страны, имеют немаловажное значение в ее экономике, так как именно денежный оборот страны обслуживает в ней весь процесс расширенного воспроизводства. Соответственно, денежный оборот страны должен строиться на таких принципах его организации, которые, с одной стороны, отражают объективную и органическую взаимосвязь форм денег в стране (наличных и безналичных), с учетом особенностей их существования и движения. С другой стороны, денежный оборот страны должен строится на таких принципах его организации, которые дают возможность кредитно-денежной власти эффективно управлять денежными потоками в стране непрерывно трансформирующимися из одной формы денег в другую. Наконец, в третьих, денежный оборот должен строиться на таких принципах его организации, которые позволяют использовать и развивать современные технологии передачи информации между банками своей страны и других стран. Соответственно, ясные и четкие принципы организации денежного оборота страны имеют немаловажное значение в экономике страны. Денежный оборот страны должен строиться на следующих принципах его организации [7]:

) единство и бесперебойность движения наличных и безналичных денег в их взаимосвязи и взаимозависимости;

) децентрализация движения наличных денег;

) централизация движения безналичных денег;

) недопущение в денежном обороте страны движения иностранной валюты (одновременно и параллельно с национальной валютой);

) эффективное использование системы электронных платежей;

) учет движения денег только по платежам;

) интеграция и дифференциация национального денежного оборота страны с мировым денежным оборотом.

2. Теоретические способы и подходы к регулированию денежного обращения

.1 Необходимость государственного регулирования денежного обращения

Денежно-кредитная политика в настоящее время - одна из форм косвенного воздействия государства на экономику и денежный рынок в частности. Она основывается на теоретических представлениях ученых-экономистов о роли денег в экономике и их влиянии на основные макроэкономические параметры: экономический рост, занятость, цены, платежный баланс. В современных теориях деньги все чаще рассматриваются как активный фактор воспроизводственного процесса, а сама теория денег стала важнейшей частью макроанализа.

Экономисты классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX вв. свято верили в эффективную саморегулирующуюся и саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен. Придерживаясь количественной теории денег, существенный вклад в модернизацию которой внес видный представитель математической школы И. Фишер (1867-1947 гг.). В экономической теории хорошо известно математическое уравнение обмена И. Фишера [19]:

= PQ, (2.1)

где М - количество денег в обращении;скорость обращения денег;

Р - уровень цены;- уровень реального объема производства.

В этом уравнении MV характеризует предложение денег в экономике, PQ - спрос на деньги.

Неоклассики доказывали, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Поэтому они делали вывод о неэффективности денежной политики и призывали правительство заботиться прежде всего о сбалансированном государственном бюджете, не допуская его дефицита.

Проблема государственного регулирования рыночной экономики, в том числе и методами денежно-кредитной политики, не имела практического значения вплоть до 30-х гг. XX в., пока экономику ведущих стран Европы и Северной Америки не поразил разрушительный кризис.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. поставил под сомнение основные положения неоклассической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Он обнаружил также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить проблемы, вызванные кризисом. Для борьбы с безработицей правительства США, Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся в ортодоксальную неоклассическую доктрину [19].

.2 Кейнсианская школа

Наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику стала книга Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 года). Кейнс произвел настоящую революцию в макроэкономике, радикально изменившую взгляды экономистов и правительства на деловые циклы и экономическую политику.

Новая экономическая теория исходила из того, что современная рыночная экономика, автоматически стремясь к равновесию, может попасть в состояние равенства совокупного спроса и совокупного предложения, при котором фактический выпуск продукции оказывается гораздо ниже потенциального и значительная часть рабочей силы состоит из вынужденно безработных.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван «ловушкой ликвидности» и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

«Ловушка ликвидности» означает, что процентная ставка находится на достаточно низком уровне и изменение ее возможно только в сторону увеличения. В этих условиях владельцы денег не будут стремиться к их инвестированию. Складывается ситуация, когда даже очень низкая процентная ставка не стимулирует инвестиции и не способствует росту дохода. Весь прирост денег поглощается спекулятивным спросом, т. е. деньги оседают на руках, а не вкладываются в экономику. Поскольку процентная ставка не изменяется, то инвестиции и доход остаются постоянными. Рыночный механизм самостоятельного оживления не срабатывает. Необходим импульс извне рыночной системы. Выход из этой ситуации, считали кейнсианцы, возможен лишь при подключении бюджетно-налоговой политики, которая послужит «локомотивом» для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: «деньги не имеют значения». При этом ранние кейнсианцы, исходя из «ловушки ликвидности», считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики [12, с. 131].

Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект «выталкивания» при увеличении государственных расходов. [11, 213]

.3 Монетаристская количественная теория денег

Послевоенный период вплоть до конца 60-х - начала 70-х гг. отмечен самыми благоприятными процессами социально-экономического развития ведущих западных стран за все предшествующие 100 лет. Однако на рубеже 60-70-х гг. обнаружились просчеты кейнсианской концепции экономического регулирования.

Они состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

Дискредитация и кризис кейнсианства способствовали реабилитации роли денег в экономике и реанимированию на время забытых монетарных теорий. М. Фридмен и его последователи, известные в экономическом мире как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег, которая стала чрезвычайно популярной в 70-е гг.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости [11, с. 224].

Монетаристы расходятся с кейнсианцами не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. Они считают, что рыночная экономика довольно устойчива и рыночный механизм способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государства в экономику, отстаивают принципы свободной конкуренции вообще и в денежной сфере в особенности. Деньги рассматриваются монетаристами как решающий фактор развития производства. Чрезмерное государственное регулирование денежно-кредитной сферы может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Недооценка роли денег, и денежного обращения в частности, неспособность Федеральной резервной системы (ФРС) США предотвратить резкое сокращение количества денег в обращении в конце 20-х гг. существенно усилили, по мнению М. Фридмена, негативные стороны экономического спада. М. Фридмен был убежден, что деньги и денежное обращение всегда имели очень большое значение для развития экономики и игнорирование монетарной теории или неправильное использование ее постулатов в ходе чрезмерного государственного регулирования способно нанести общественному хозяйству огромный вред.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП. Сначала значительная часть изменений в номинальном ВНП отражает изменения в реальном ВНП, т.е. изменения в реальном количестве товаров и услуг, производимых в экономической системе. В дальнейшем, если темпы роста денежной массы значительно превосходят среднегодовые темпы экономического роста, существенную часть изменений в номинальном ВНП составляют изменения абсолютного уровня цен. Таким образом, ускорение роста номинального ВНП, вызванное увеличением денежной массы, лишь вначале приобретает форму возрастающего реального объема производства, сопровождающегося уменьшением безработицы. Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП.

Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно-кредитной политике государства.

Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике.

Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической «экономики предложения» и др.

В целом же в экономической науке сформировалось направление, получившее название «неоклассический синтез», которое включает разнообразные точки зрения по ряду вопросов теории и практики функционирования современной смешанной экономики [11, 218].

государственный наличный денежный беларусь

3. Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

.1 Основные аспекты организации и регулирования налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. В процессе монетарного регулирования участвуют субъекты денежной сферы, к которым относятся все агенты товарно-денежных отношений: государство, экономические агенты (включая коммерческие банки, финансовые компании и биржи) и население. Но ведущая роль возложена на банковскую систему страны. В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7) Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования. [22, с. 136]

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь и является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального банка - город Минск.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь о размерах золотовалютных резервов, создаваемых в соответствии с целями и задачами, определяемыми в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

• разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

• осуществляет эмиссию денег;

• регулирует денежное обращение;

• регулирует кредитные отношения;

• организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

• является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

• осуществляет валютное регулирование;

• выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

• осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

• осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

• осуществляет лицензирование банковской деятельности;

• регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

• устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

• согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

• регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

• определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

• осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

• осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

• проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений;

• заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

• выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.[13]

Национальному банку Республики Беларусь в организации и реализации денежно-кредитной политики помогают его структурные подразделения.

Главное управление Национального банка Республики Беларусь, является одним из структурных подразделением Национального банка Республики Беларусь.

Главное управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Банковским кодексом, законодательством Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и действует на основании Положения о Главном управлении Национального банка Республики Беларусь.Главное управление подотчетно Национальному банку Республики Беларусь, находится на обособленном балансе, имеет круглую печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Беларусь.

Первоочередная задача Главного управления - реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь на территории РБ и контроль за ее выполнением.

Главное управление выполняет следующие функции:

взаимодействует с местными органами государственной власти и управления, территориальными контролирующими и правоохранительными органами по вопросам денежно-кредитной политики;

организует и регулирует наличное денежное обращение в соответствии с денежно-кредитной политикой Республики Беларусь, направленной на обеспечение внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;

прогнозирует и анализирует показатели наличного денежного обращения, эмиссии наличных денег, отслеживает происходящие в наличном денежном обращении тенденции, разрабатывает предложения по его упорядочению и ограничению эмиссии наличных денег и представляет их руководству Национального банка;

осуществляет мониторинг проводимой филиалами (отделениями) банков работы по привлечению денежных средств населения и кредитованию экономики в рамках государственных программ;

осуществляет надзор за соблюдением филиалами (отделениями) банков требований законодательства Республики Беларусь;

осуществляет кассовые операции, проводит определение подлинности и платежности банкнот в соответствии с установленными Национальным банком правилами;

организует в регионе инкассацию денежной наличности, подкрепление и вывоз денежной наличности из банков;

осуществляет валютно-обменные операции в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, проверку работы касс и обменных пунктов филиалов (отделений) банков на соответствие требованиям законодательства Республики Беларусь;

организует работу по развитию системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;

рассматривает запросы, обращения и жалобы граждан, банков, предприятий и организаций,

выполняет другие функции, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых Правлением Национального банка Республики Беларусь.

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов. К важнейшим их функциям традиционно относятся:

аккумулирование временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений;

обеспечение функционирования расчетно-платежного механизма, осуществление и организация расчетов в народном хозяйстве, организация платежного оборота;

кредитование отдельных хозяйственных единиц, юридических и физических лиц, кредитно-финансовое обслуживание внутреннего и внешнего хозяйственных оборотов;

учет векселей и операции с ними;

хранение финансовых и материальных ценностей;

доверительное управление имуществом клиентов (трастовые операции).

При наличных расчетах в РБ используются кассовые операции, которые проводятся Расчетно-кассовыми центрами или коммерческими банками. [22, с.51]

Кассовые операции - это совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Кассовые операции различных субъектов значительно отличаются.

Предприятию (юридическому лицу) для того, чтобы использовать наличные денежные средства, необходимо согласовать с банком, в котором открыт расчётный счёт, следующие вопросы: определить порядок и сроки сдачи наличных денег; определить порядок использования наличных денег; установить лимит хранения наличных денежных средств в кассе предприятия.

С этой целью субъект хозяйствования подаёт заявку в банк. Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег действительна в течение года.

Субъекты хозяйствования могут сдавать наличные деньги в кассы банков, работникам службы инкассации, эксплуатационным предприятиям Министерства связи РБ. Субъекты хозяйствования обязаны ежедневно сдавать наличные денежные средства в кассы банков, с последующим зачислением их на текущий расчетный счёт, исключение составляют субъекты, расположенные в населённом пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи РБ, в этом случае сроки сдачи наличных денег составляют один раз в несколько дней, но не реже одного раза в семь календарных дней.

Лимит остатка кассы - предельный остаток, максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия по состоянию на конец рабочего дня. Лимит устанавливается банком в зависимости от конкретных условий работы предприятия. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги на конец рабочего дня в пределах лимита остатка кассы, установленного в соответствии с законодательством РБ. Лимит остатка кассы может быть пересмотрен в течение года на основании предоставленной заявки по обоснованной просьбе субъекта хозяйствования в случае изменения объёмов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам. Субъекты хозяйствования, которым установлен лимит остатка кассы, имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, дивидендов на срок не свыше трёх рабочих дней, для органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, - не свыше пяти рабочих дней.

Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу субъекта хозяйствования. Разрешение субъекту хозяйствования на расходование наличных денег из выручки для осуществления расчётов наличными деньгами между субъектами хозяйствования даёт обслуживающий банк в размерах и в порядке, установленных законодательством РБ.

Для хранения наличных денежных средств и выполнения расчётов ими на каждом предприятии, в организации или учреждении создаётся касса.

Касса представляет собой специально оборудованное помещение, имеющее сигнализацию, устройства, препятствующие проникновению туда посторонних лиц, несгораемые металлические шкафы для хранения денег и ценных бумаг. Двери в кассу во время совершения операций должны быть заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к её работе, воспрещается.

Все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются кассиром. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, а учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах хранятся у руководителей предприятия.

Кассовые операции осуществляет кассир, являющийся должностным лицом с полной материальной ответственностью за сохранность всех принятых на хранение денег и ценных бумаг и ущерб, причинённый предприятию, организации, учреждению как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Для этого при приёме его на работу с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности

Под роспись руководителя предприятия должен также ознакомит его с Порядком ведения кассовых операций. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам, хранить в кассе деньги и другие ценности, не принадлежащие данному предприятию.

Под кассовыми операциями понимаются поступление, выдача и временное хранение наличных денежных средств в кассе.

Для получения наличных денежных средств с текущего расчётного счёта необходимо оформить, в установленном порядке денежный чек. Чековые книжки выдаются банком, в котором открыт текущий расчётный счёт по заявлению субъекта хозяйствования. Денежный чек - это документ установленного образца, по которому юридическое лицо через своего представителя может получить в банке наличные денежные средства. Денежный чек действителен в течении дней с момента его подписания. Денежный чек подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером. На обратной стороне чека указывается, на какие цели может быть использована денежная наличность (выплата заработной платы, стипендий, награды и т.д.), что позволяет банку контролировать целевое использование денежных средств.

Для того чтобы использовать наличные денежные средства, полученные юридическим лицом в банке, их необходимо сначала оприходовать в кассу предприятия. Оприходование - это документальное оформление поступления наличных денежных средств из банковского учреждения в кассу предприятия. Для оформления данной операции используется приходно-кассовый ордер - документ типовой формы, которым оформляется поступление денежных средств в кассу предприятия.

Для выплаты из кассы наличных денежных средств необходимо оформить в установленном порядке расходно-кассовый ордер - документ типовой формы, которым оформляется выдача (выплата) из кассы наличных денежных средств. Выплата из кассы может осуществляться и по платёжной ведомости (выплата заработной платы, стипендии и т.д.).

В кассе предприятия разрешается хранить наличные денежные средства только с согласия банка, в котором открыт текущий расчетный счет. Для этого банком устанавливается лимит(предельная сумма) хранения наличных денежных средств в кассе предприятия. Превышение лимита хранения наличных денежных средств может повлечь за собой применение в отношении юридического лица штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Поскольку в кассе можно хранить только определенную сумму денежных средств, установленную банком, то возникает вопрос: что же делать с остальными наличными денежными средствами?

Для этого необходимо сумму, превышающую установленный размер лимита хранения, сдать в кассу банка с последующим зачисление этой суммы на текущий расчетный счет предприятия. Данная операция оформляется объявлением на взнос наличными- документом типовой формы, которым оформляется поступление от предприятия (через кассира) наличных денежных средств в кассу банка с последующим зачислением этой суммы на текущий счет предприятия.

Все поступления и выдачи наличных денег субъекта хозяйствования учитываются в кассовой книге. Каждый субъект хозяйствования ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера субъекта хозяйствования. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег отдельно по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводит остаток денежных средств.

Не реже одного раза в квартал руководитель субъекта хозяйствования назначает комиссию из числа работников предприятия не менее трех человек для проведения внезапной проверки фактического наличия денежных средств в кассе. Данная проверка оформляется актом установленного образца.

Национальный банк Республики Беларусь устанавливает не только Правила ведения кассовых операций, но и меры ответственности за их нарушения, которыми являются: нецелевое использование наличных денег, несвоевременное оприходование в кассу наличных денежных средств, превышение установленного лимита хранения наличных денежных средств в кассе, несвоевременное составление авансового отчета по выданным наличным денежным средствам в подотчет и другие нарушения.[14, с. 485]

3.2 Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2) за 2011 год возросла в 1,64 раза (за 2010 год на 27,4 процента), в том числе за счет роста в 1,49 раза наличных денег в обороте (денежный агрегат М0), в 1,65 раза рублевых депозитов, 2,13 раза ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота).

Основными источниками увеличения рублевых депозитов стали срочные депозиты, которые за отчетный период приросли на 77,4 процента. На 1 января 2012 года наибольший удельный вес (55 процентов) в объеме срочных депозитов составили средства юридических лиц.

В 2011 году наблюдалось улучшение структуры рублевой денежной массы. Так при снижении удельного веса наличных денег в обороте на 1,5 процентного пункта и переводных рублевых депозитов на 3,3 процентного пункта увеличились доли срочных рублевых депозитов на 3,6 процентного пункта и ценных бумаг, выпущенными банками (вне банковского оборота) на 1,1 процентного пункта.

При росте реального ВВП на 5,3 процента среднегодовая рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) сократилась на 3,1 процента, среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении возросла на 35,6 процента.

Рублевая денежная масса при прогнозируемом ее росте в 2011 году на 24-26 процентов увеличилась в 1, 66 раза (на 6,7 трлн. рублей). При этом в результате операций Правительства рублевая денежная база возросла на 12,9 трлн. рублей, операции Национального банка снизились на 6,2 трлн. рублей.

Активная рублевая денежная масса за 2011 год возросла на 48,9%, или на 6,6 трлн. рублей (за 2010 год - увеличилась на 21,6%, за 2009 год - увеличилась на 5,8%).

Увеличение рублевой денежной массы за 2011 год сложилось за счет роста всех ее составляющих (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих млрд. руб.

Показатели

01.01.2011

01.01.2012

Прирост




млрд. рублей

%

1

2

3

4

5

Наличные деньги в обороте М0

4 493,9

6 711,8

+2 217,9

+49,4

Переводные депозиты

9 169,0

13 628,5

+ 4 459,5

+48,6

Переводные депозиты физ. лиц

2 831,0

4 491,0

+1 660,0

+58,6

Переводные депозиты юр. лиц

6 338,1

9 137,5

+ 2 799,4

+44,2

Активная рублевая денежная масса

13 662,9

20 340,6

+6 677,3

+48,9

Срочные и условные депозиты

11 736,3

20 825,2

+9 088,9

+77,4

физических лиц

6 979,9

9 363,0

+2 383,1

+34,1

юридических лиц

4 456,4

11 462,2

+6 705,8

+141,0

1 025,8

2 189,1

+1 163,4

+113,4

Рублевая денежная масса (М2)

26425,0

43 354,6

+16 929,6

+64,1


В мае 2012 года рублевая денежная масса в национальном определении (М2) увеличилась всего на 3 % по сравнению с апрелем (до 49, 729 трл. рублей) после роста на 8,1 % в апреле [13].

Снижение темпов роста объемов денежной массы было вызвано сокращением суммы переводных депозитов юридических лиц, а также снижением темпов роста депозитов физических лиц. В мае снизились на 4,7% после роста на 14,1% в апреле и составили на 1 июня 2012 года 9,887 трлн. BYR. Сумма переводных депозитов (средств на счетах) физических лиц в мае увеличилась на 3,9% (до 5,694 трлн. рублей) после роста в апреле на 10,8%.

Сократились темпы прироста и непереводных депозитов физических лиц. В мае они увеличились на 3,7% (до 13,839 трлн. рублей). Прирост сопоставим с процентами по рублевым депозитам, то есть можно считать, что приток рублевых средств населения в банки прекратился. В апреле прирост был намного выше и составлял 5,7%. Юридические лица объем своих рублевых непереводных депозитов в мае увеличили в большей степени, чем в апреле - на 6,9% (до 12,033 трлн. рублей).

В июле 2012 года денежная масса в национальном определении увеличилась всего на 3,9% после роста на 9,7% в июне и на 11,4% в мае. В этом нет ничего удивительного, так как динамика рублевой денежной массы в настоящее время определяется, в основном, изменением заработной платы населения, и следует за ее динамикой. В мае и июне в Беларуси произошло значительное увеличение зарплаты, что и привело к росту денежной массы. В июле правительство сделало перерыв в подъеме зарплаты, снизились и темпы роста денежной массы. Наиболее наглядно зависимость рублевой денежной масса от зарплаты проявилась в динамике наличных денег и переводных депозитов (средств на счетах) физических лиц. Сумма наличных денег в обороте (денежный агрегат М0) в июле выросла всего на 2,9% (до 9,8 трлн. рублей) после роста на 14,8% в июне. А переводные депозиты физических лиц (средства на счетах, в основном, карточных) и вовсе сократились в июле на 2,7% (до 7,4 трлн. рублей) после роста на 32,9% в июне. Непереводные депозиты физических лиц в июле увеличились на 2% и достигли на 1 августа 2012 года 14,19 трлн. рублей. Прирост довольно значительный, но ниже средней величины процентов по рублевым вкладам, находящихся в июле на уровне около 2,5%. Тем не менее, темпы увеличения непереводных депозитов населения в июле значительно выросли по сравнению с июнем, когда данные депозиты выросли всего на 0,5% [17].

Денежная масса в белорусских рублях (агрегат М2) в августе 2012 года увеличилась на 2,7 трлн. рублей, или на 4,5 процента. На 1 сентября 2012 года она составила 61, 7 трлн. рублей (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 Динамика денежной массы в национальном выражении (агрегат М2) в январе-августе 2012 года, %

В августе 2012 года отмечается рост всех составляющих рублевой денежной массы, за исключением переводных депозитов юридических лиц (рис). Наиболее быстрыми темпами роста наличные деньги в обращении, срочные депозиты юридических лиц и ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте соответственно на 5,3 процента, 11 процентов и 20,2 процента (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 - Изменение показателей денежной массы за август 2012 года млрд. руб.

Несмотря на значительное увеличение срочных депозитов предприятий в августе 2012 года в целом за 8 месяцев 2012 года прирост данного показателя из общей картины изменения агрегатов денежной массы. При этом наибольший прирост с начала 2012 года принадлежит срочным депозитам физических лиц, которые увеличились за указанный период на 53,7 процента (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 - Изменение денежной массы в январе-августе 2012 года млрд. руб.

Широкая денежная масса (агрегат М2) в августе 2012 года увеличилась на 6,6 процента против 4,3 процента в июле 2012 года. На 1 сентября 2012 года она составила 149, 3 трлн. рублей. Рост широкой денежной массы был обусловлен ростом рублевой и валютной составляющих. За август 2012 года валютная составляющая широкой денежной массы увеличилась на 6 процентов, или на 586,4 млн. долларов США вследствие прироста депозитов в иностранной валюте на 536,3 млн. долларов США, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), на 47,9 млн. долларов США и депозитов в драгоценных металлах на 2,3 млн. долларов США [13].

Активная рублевая денежная масса за январь-сентябрь 2012 г. увеличилась на 44,7%, или на 9,09 трлн. рублей (за январь-сентябрь 2011 г. она увеличилась на 12,4%).

В сентябре денежная масса выросла на 1,1% после роста на 6,6% в августе.

Объем наличных денег в обращении (денежный агрегат M0) составил на 1 октября 2012 года 10 трлн. 435,7 млрд. рублей, увеличившись за январь-сентябрь на 55,5% (в сентябре рост на 1,4% после роста на 5,3% в августе). Его доля в структуре денежной массы на 1 октября составила 6,9% против 6% на 1 января 2012 года. Активная рублевая денежная масса - денежный агрегат M1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках - на 1 октября 2012 года составила 29 трлн. 198,8 млрд. рублей, увеличившись в январе-сентябре на 43,6%. В сентябре агрегат уменьшился на 0,8% после роста в августе на 1,8%. Уменьшение суммы М1 связано с сокращением переводных депозитов юридических лиц в белорусских рублях в сентябре на 4,4%. Доля М1 в структуре ШДМ на 1 октября составила 19,3% (на 1 сентября 19,7%) против 18,3% на 1 января 2012 года.

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*), которая, кроме агрегата М1, включает срочные рублевые депозиты, средства населения и юридических лиц в рублевых ценных бумагах, за январь-сентябрь выросла на 40,2% (за сентябрь снижение на 1,5% после роста на 4,5% в августе) - до 60 трлн. 785,9 млрд. рублей на 1 октября 2012 года. Сжатие рублевой денежной массы в сентябре вызвано сокращение срочных рублевых депозитов за месяц на 5,3%, до 27 трлн. 847,2 млрд. рублей на 1 октября.

Объем широкой денежной массы (ШДМ) в Беларуси на 1 октября 2012 года составил эквивалент 150 трлн. 986,8 млрд. рублей, увеличившись за январь- сентябрь на 35,8% [23].

Таблица 3.2

Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих с 01.01.2012 по 01.09.2012, млрд. руб.

Показатели

01.01.2012

01.09.2012

Прирост




млрд. рублей

процентов

1

2

3

4

5

Наличные деньги в обращении

6 711,8

10 290,4

+ 3 578,6

+ 53,3

Переводные депозиты физ. лиц

4 491,0

7 702,4

+ 3 211,4

+71,5

Переводные депозиты юр. лиц

9 137,5

11 446,3

+ 2 308,8

+25,3

Активная рублевая денежная масса

20 340,3

29 439,1

+ 9 098,8

+44,7

Срочные и условные депозиты

20 825,2

29 408,4

+ 8 583,2

+41,2

физических лиц

9 363,0

14 387,1

+ 5 024,1

юридических лиц

11 462,2

15 021,4

+ 3 559,2

+31,1

Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте

3 695,2

5 482,8

+ 1787,6

+ 48,4

Рублевая денежная масса (М2)

43 354,6

61 735,2

+ 18 380,6

+42,3

.3 Направления совершенствования организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь

Рациональную организацию наличного денежного обращения, усиление контроля за потоками наличных денег следует рассматривать как одно из эффективных средств, способствующих решению острых проблем современного этапа развития экономики Беларуси. Основной целью Национального банка Республики Беларусь, как известно, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Достижение этой цели на данный момент невозможно без рациональной организации наличного денежного обращения.

Национальным банком Республики Беларусь должна и в дальнейшем производиться работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах.

Национальным банком Республики Беларусь должны разрабатываться новые и совершенствоваться действующие нормативные акты, что позволит:

создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег;

содействовать ускорению оборота наличных денег:

способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств;

внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.

В сфере денежного обращения необходимо принять следующие меры:

) укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить использование альтернативных форм расчётов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);

) уменьшить долю налично-денежного обращения на основе совершенствования безналичных форм расчётов и устранения границы между наличным и безналичным оборотами;

) ликвидировать неплатежи, создав тем самым условия для экономического роста.

С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов. [16, с. 115]

Во втором полугодии 2011 года были приняты меры для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов: обеспечен выход на единый курс белорусского рубля, прекращено эмиссионное кредитование Национальным банком экономики, ужесточена денежно-кредитная политика. В результате удалось переломить негативные процессы и заложить основу для развития позитивных тенденций. Возобновился приток срочных рублёвых депозитов населения в банки. С сентября начал восстанавливаться объём вкладов в иностранной валюте. [6, с. 2]

Национальный банк намерен проводить жесткую эмиссионную политику. Рефинансирование банков будет осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости будут производиться и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста денег в экономике.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики будет являться обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность. [15]

В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий и государства, создания условий для инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового кризиса должны быть приняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.

Во-первых, должны быть устранены основные причины платёжного кризиса и неудовлетворительного положения большей части производственных предприятий путём перехода от жёсткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок с их последовательным снижением и поддержанием уровня денежного предложения в соответствии со складывающимся спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого наряду с действующими каналами денежной эмиссии необходимо использовать механизм рефинансирования банков под залог векселей платёжеспособных производственных предприятий. Это потребует от Национального банка организации мониторинга платёжеспособности крупных и средних предприятий и обеспечение прозрачности его эмиссионной политики. Что отражено в Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011-2015 годы. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Национального банка потребует от предприятий повышение прозрачности и эффективности своей деятельности, будет способствовать их реструктуризации в соответствии с требованиями повышения конкурентоспособности.

При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их - ужесточает требования к экономической эффективности. Это даёт возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.

Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей:

завершена реструктуризация накопленной задолженности предприятий по процентам за просроченные долги перед государственным бюджетом при условии своевременного выполнения текущих налоговых обязательств;

проведён взаимозачёт и реструктуризация взаимной задолженности крупных предприятий с одновременным ужесточением ответственности должников за погашение просроченной задолженности.

В-третьих, должен быть наведён порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого необходимо:

усилить государственный контроль за эмиссией денег с установлением соответствующих ориентиров по каналам денежного предложения и обеспечить приоритетность задач улучшения финансового положения производственной сферы;

прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию государственных ценных бумаг с доходностью, превышающей рентабельность производственной сферы, а также предоставление услуг Национальным банком по открытию депозитных счетов банкам.

Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы - соответствующим регулирование процентных ставок обеспечивается её связывание в кредитовании производственной деятельности.

В-четвёртых, должны быть предприняты необходимые действия по улучшению структуры денежной массы, резкому сокращению его наличной составляющей. Для этого необходимо осуществление комплекса мер по электронизации платежей и расчётов, внедрения соответствующих информационных технологий в торговле и финансовых услугах, обеспечение надёжной правовой защиты сделок совершаемых в электронной форме.

Таким образом, банки Республики Беларусь продолжат работу по совершенствованию филиальной сети номенклатуре предлагаемых банковских услуг с учётом изменения спроса на банковские услуги по областям и перспектив экономического развития. Формирование среды добросовестной конкуренции деятельности банков будет проводиться путём поддержания информационной транспарентности банков.

Заключение

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Денежная единица - это исторически сложившаяся законодательно закрепленная национальная единица измерения количества денег, цен товаров и услуг.

Денежная масса - это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа.

Денежная система - форма организации денежного обращения в той или иной стране, сложившаяся исторически и закрепленная законом. Денежная система представляет собой форму организации денежного обращения, которая имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью экономической системы и основами денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование денежного обращения осуществляется в рамках кредитно-денежной политики. В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы, обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство финансов и т.д.).

Одним из важных условий денежно-кредитной политики Республики Беларусь является регулирование объема денежной массы в соответствии с потребностями оборота, что предполагает осуществление мер по предотвращению появления в обороте избыточной массы денег, наличие которой сопровождается увеличением спроса и возможным ростом цен. В равной мере необходимо предотвращать и образование недостатка платежных средств в обороте.

Для Республики Беларусь характерно вмешательство государства в экономику страны, что позволяет говорить об административном, а не рыночном методе регулирования финансового сектора. В такой ситуации, государство должно проводить жестко денежную политику и чётко следовать поставленной цели, иначе административный способ управления окажется губительным.

Список использованЫХ ИСТОЧНОКОВ

1. Аналитическая информация об исполнении бюджета /Аналитическая Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]

. Берлин С.И. Теория финансов. Учебное пособие. - М.: ЭКОС, 2009. - 314 с.

. Василенко Н.К., Кузменко Г.С., Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: Учебник - Мн.: Мисанта, 1996. - 424 с.

. Жуков Е.Ф., Максимова Л.М., Печникова А.В. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 798 с.

. Зеленкевич, М. Особенности денежно-кредитной политики в переходный период // Банкаўскі веснік. - №12. - 2005.

. Информационно-аналитический и научно-практический журнал Национального банка Республики Беларусь «БАНКОВСКИЙ ВЕСТНИК» №3 (548) 2012 года.

. Козлова, О. Управление инструментами денежно-кредитной политики Европейского Центрального Банка / Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2005- №10.

. Коробковой В.Г, Банковское дело. Учебник. - М.: Юристь, 2002- 384 с.

. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: Справочное пособие. - Мн.: Мисанта, 2007. - 530 с.

. Кравцова Г.И., Василенко Н.К., Козлова И.К. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 536 с.

. Лаврушина О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов - М.: Финансы и статистика, 1999. - 527 с.

. Леонтьев В.Е., Радковская Н.Р. Финансы, деньги, кредит и банки: Учебное пособие. - Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. - 408 с.

. Национальный банк // Всё о финансах в беларусии [Электронный ресурс]

. Новикова И.В., Примачёнок В.А., Воробьёв В.А. Экономическая теория: Учебное пособие/ И.В. Новиковой. Минск. БГЭУ, 2006. - 543 с.

. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 03.03.2011 №73 «СТРАТЕГИЯ развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы»

17. Рост рублевой денежной массы в Беларуси резко замедлился Электронный ресурс]. - Беларусь, 2012

18. Рябинина Л.Н. Деньги и кредит: учебное пособие. - К.: Центр учебной литературы, 2008. - 544 с.

. Рябова Н. Взаимосвязь денежной массы и показателей деятельности реального сектора экономики // Вестник Ассоциации белорусских банков. - №19. - 2005.

. Сенько В. Стратегические цели денежно-кредитной политики неизменны / Банкаўскі веснік. - №2. - 2006

. Тарасов В. Банки и денежно-кредитные отношения // Вестник Ассоциации белорусских банков. - №3. - 2005.

. Ханкевич Л.А. Финансы. Практ. пособ. Минск: Молодежное, 2003. -136 с.

23. Широкая денежная масса в Беларуси с начала года возросла/ [Электронный ресурс]. - Беларусь, 2012

24. Эдвин Дж. Долан. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - СПб.: «Санкт-Петербург ОРКЕСТР», 2004. - 890 с.

Похожие работы на - Исследование наличного денежного обращения в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!