Государственный кредит

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    204,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный кредит

Государственный кредит

1. Сущность государственного кредита

1.1 Понятие и значение государственного кредита

Кредит - предоставление денежных средств или товаров в долг на определенный срок, на условиях возмездности и возвратности.

Как правовая категория государственный кредит - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающихся в процесс привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия дефицита бюджета и регулирование денежного обращения, а также в целях предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Следовательно, государственный кредит это одна из форм кредитных отношений, которой присущи черты:

)        наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки, одним из которых является государство;

)        мобилизация свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения на условиях платности, возвратности, срочности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);

)        возможность использования государственных кредитных отношений внутри страны и за рубежом.

Принципы государственного кредита:

.        добровольности - предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг;

.        возмездности - уплата вознаграждения за пользование кредитными ресурсами (денежная сумма, т.е. проценты). Источником погашения займа и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Возмездность также предполагает получение кредиторами иных выплат;

.        целевой направленности;

.        срочности;

.        возвратности - государственные кредиты могут быть краткосрочными (до года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Основной формой государственного кредитования является государственные займы. В соответствии со ст. 52 БК право осуществлять государственное заимствование принадлежит:

.        РБ;

.        правительству РБ;

.        резидентам РБ под гарантией правительства.

Государственные заимствования осуществляются в пределах внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга (устанавливается в законе «О республиканском бюджете на очередной финансовый год»). Ст. 53 БК определяет, что долговые обязательства РБ могут осуществляться в виде долговых обязательств по:

)        кредитам (займам), привлеченным от имени РБ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и не резидентов РБ;

)        государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РБ;

)        гарантиям правительства РБ;

)        иным долговым обязательствам, отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг РБ.

Итак, государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Однако государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

1.2 Функции государственного кредита

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:

Распределительную

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы служат основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующую

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым, как уже отмечалось, способствует росту цены кредита.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольную

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. В то же время она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

§  она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

§  охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

§  осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [10, с. 172-175].

Рассмотрев функции кредита, можно отметить, что положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов через регулирующую функцию, а контролирует целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов через контрольную функцию.

1.3 Формы государственного кредита

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита [2, c. 396].

В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:

государственные займы;

обращение части вкладов населения в государственные займы;

заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

казначейские ссуды;

гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля над эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого позаимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита [1, c. 382].

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям, органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях возвратности, срочности и платности. В настоящее время в нашей стране эта форма активно не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности сопровождаемой разгосударствлением и приватизацией хозяйственных структур, государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.

Отношения по линии казначейских ссуд не являются аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на других условиях, по другим причинам и в иных целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций в виду их особого положения на рынке, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т.п.

По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов.

Своевременность погашения правительственных долговых обязательств создает положительный имидж нашего государства на международной арене. В результате увеличиваются инвестиции нерезидентов в государственные ценные бумаги Республики Беларусь.

В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг.

2. Анализ государственного кредита в Республике Беларусь

.1 Социально-экономическое развитие Республики Беларусь за 2011-2015 гг.

Для того чтобы проанализировать социально-экономическое положение РБ в настоящее время, рассмотрим основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Данная Программа предполагает увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7-1,76 раза. Прогнозируется обеспечить рост реальных заработной платы за пятилетие в 1,85-1,93 раза, располагаемых денежных доходов населения - в 1,7-1,76 раза, размера пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усиление адресности социальной поддержки граждан. Доля малообеспеченного населения с располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в 2015 году не превысит 5-6 процентов.

Намечается, что уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам, а численность работников в экономике достигнет 4640-4670 тыс. человек в 2015 году. Планируется удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2 процентов к экономически активному населению.

Прогнозируется ввести 42,5-43 млн. кв. метров жилья, что в 1,6 раза больше, чем в прошедшем пятилетии. К 2016 году удельный вес энергоэффективного жилья составит не менее 60 процентов от его общего ввода. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя повысится с 24,6 кв. метра в 2010 году до 27-28 кв. метров в 2015 году.

После того как были рассмотрены прогнозные данные, проанализируем социально-экономическое положение в текущем 2012 году (таблица 2.1) [3].

Таблица 2.1 - Динамика основных макроэкономических показателей Республики Беларусь в 2011-2012 гг.

Показатели

Январь-декабрь 2011 г.

I полугодие 2012 г.

ВВП



Млрд. руб.

274282

227912,5

В% к предыдущему году

105,3

102,9

Продукция промышленности



Млрд. руб.

336962

319633

В% к предыдущему году

109,1

108,5

Продукция с/х



Млрд. руб.

55642


В% к предыдущему году

106,6

105,1

Инвестиции в основной капитал



Млрд. руб.

98665

61318

В% к предыдущему году

117,9

80,8

Розничный товарооборот



Млрд. руб.

118472

84489

В% к предыдущему году

108,6

109,5


Из данных таблицы 1 видно, что в 2012 году ВВП Беларуси в белорусских рублях вырос на 2,9% (прогноз на год - прирост на 5-5,5 процента). При этом основной вклад в рост ВВП по видам экономической деятельности обеспечили предприятия промышленности.

В январе-июне 2012 года промышленной продукции выпущено на сумму 319633 млрд. руб., что на 8,5% (годом ранее - на 11,1 процента) больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Производство продукции сельского хозяйства в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г. увеличилось на 5,1 процента (в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г. - на 1,1 процента). Объем инвестиций в основной капитал на 19,2% меньше чем в 2011 году (в январе-июне 2011 г. - увеличились на 27,4 процента), а розничный товарооборот в январе-июне 2012 года составил 84489 млрд. рублей, что на 9,5% больше по сравнению с январем-июнем 2011 года.

На рисунке 2.1 приведем основные показатели производства товаров и услуг в% к соответствующему периоду предыдущего года.

Рисунок 2.1 - Основные показатели производства товаров и услуг в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

ВВП на душу населения в 2011 году в республике составил 15028 USD, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 8,1%, что соответствует росту реального ВВП.

К числу наиболее негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию. Инфляция на потребительском рынке за шесть месяцев составила 110,5%.

Динамика ВВП и индекса потребительских цен приведены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Динамика инфляции в Республике Беларусь в 2011-2012 гг.

Рассмотрим доходы населения. Номинальные денежные доходы населения в январе-мае 2012 г. составили 108,4 трлн. рублей и по сравнению с январем-маем 2011 г. увеличились на 105,8 процента. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 2,8%.

Доля денежных доходов населения в ВВП в январе-мае 2012 г. была значительно ниже января-мая 2011 г. (58,4 процента против 67,7 процента годом ранее).

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-мае 2012 г. выросли по сравнению с январем-маем 2011 г. в реальном выражении на 3 процента и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,1 раза (в январе-мае 2011 г. - в 3,2 раза).

Удельный вес основных источников формирования денежных доходов населения (оплаты труда и трансфертов населению) в общей сумме денежных доходов в январе-мае 2012 г. составил 85,7 процента и был незначительно ниже января-мая 2011 г. (86,6 процента).

Основным источником дохода для большей части населения является заработная плата, которая в первом полугодии 2012 г. составила 3 262,6 тыс. рублей, что на 108,5 процента выше первого полугодия 2011 г.

Проследим динамику объема внешней торговли. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июнь 2012 г. составил 52540,5 млн. долларов, в том числе экспорт - 28103,5 млн. долларов, импорт - 24437,0 млн. долларов (таблица 2.2) [18]:

Таблица 2.2 - Объемы внешней торговли РБ в 2011-2012 гг.

Показатели

Январь-июнь 2011 г.

Январь-июнь 2012 г.

Январь-июнь 2012 г. к январю-июню 2011 г., %

Объем внешней торговли, млн. долларов

44886,4

52540,5

117,1

Экспорт товаров, млн. долларов

21346,2

28103,5

131,7

Импорт товаров, млн. долларов

23540,2

103,8

Сальдо внешней торговли

-2194,0

3666,5

-


В январе-июне 2012 года объем внешней торговли товарами увеличился на 17,1% по сравнению с январем-июнем 2011 года и составил 44 млрд. 886,4 млн. долларов. Экспорт за шесть месяцев текущего года увеличился на 31,7%, импорт - на 3,8%. В результате положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами увеличилось до 3 666,5 млн. долларов США, при этом его отношение к ВВП составило 13,2%, значительно превысив прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).

Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года сложились в сумме 42,4 трлн. рублей, что более чем в 2,3 раза больше уровня аналогичного периода 2011 года, в реальном выражении - на 20,4%.

Рисунок 2.3 - Динамика доходов республиканского бюджета за 2009-2011 гг.

Расходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составили 42,3 трлн. рублей, что на 27,9% больше (в реальном выражении), чем в январе-июне 2011 года. Дефицит республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года составил 0,1 трлн. рублей.

Приведем структуры доходов и расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 года (Рисунки 2.4 и 2.5 соответственно).

Рисунок 2.4 - Структура доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 г.

Рисунок 2.5 - Структура расходов республиканского бюджета за январь-июнь 2012 г.

Итак, согласно Программе в текущем пятилетии планируется обеспечить увеличение ВВП на 62-68 процентов, объема промышленного производства - на 54-60 процентов, продукции сельского хозяйства - на 39-45 процентов, производства услуг - в 1,8-1,9 раза, инвестиций в основной капитал - в 1,9-1,97 раза.

А также планируется увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 16 тыс. долларов США в 2010 году до 28,6-29,8 тыс. долларов США в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого - с 33,3 тыс. долларов США до 58-60 тыс. долларов США.

2.2 Исследование уровня и динамики государственного кредита Республики Беларусь

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг - сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [11, c. 36].

В Беларуси государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Основой такого разделения является признак места размещения государственных займов.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республике Беларусь, является Бюджетный кодекс Республики Беларусь [12]. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

Прежде чем приступить к рассмотрению уровня и динамики внутреннего государственного долга РБ, дадим определение данной категории. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Иными словами, внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны, равный общей номинальной стоимости имеющихся у них государственных облигаций. Таким образом, внутренний государственный долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием.

Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь, кредитов Национального банка Республики Беларусь, других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь[9].

Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на 1,3 трлн. рублей, по состоянию на 1 декабря 2012 года составив 19,1 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.

Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено эмиссией государственных долгосрочных облигаций.

Большинство экономистов утверждает, что рост внутреннего долга не может привести к негативным последствием для страны, банкротству нации, так как это, по сути, долг самим себе.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Это заключается в том, что:

)        снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

)        наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг (облигации) может привести к сокращению основного капитала;

)        усиливается неравенство в доходах;

)        создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство, таким образом, рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем, если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем;

)        дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;

)        необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Перейдем к рассмотрению внешнего государственного долга. Внешний государственный долг - это общая сумма основного долга страны по внешним государственным займам на определённый период времени. Республика Беларусь несёт безусловные обязательства по погашению внешнего государственного долга [13, c. 11].

В соответствии с законодательством внешние государственные займы Беларуси могут привлекаться в виде: иностранных кредитов, предоставляемых республике; иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию; займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. Для того чтобы государственный долг не повышался, парламент ежегодно законом о государственном бюджете на очередной год устанавливает лимит (предельный размер) внешнего долга.

Проанализируем динамику структуры валового внешнего долга нашей страны. Валовый внешний долг Беларуси на 1 января 2012 года составил $34028,40 млн., увеличившись на 19,8% ($5627,3 млн.) за 2011 год. На начало текущего года он достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП на 1 января 2011 года, сообщает Национальный банк.

При этом внешний долг органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% до $12351,0 млн. на 1 января 2012 года.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 года составил $1529,7 млн., снизившись на 17,5% за 2011 год. Задолженность коммерческих банков выросла на 5,6% до $6077,4 млн.

Внешний долг прочих секторов экономики составил $13064,30 млн., увеличившись на 31,8%. Прямые инвестиции выросли на 21,8% до $1006,0 млн. на 1 января 2012 года.

В расчете на душу населения валовый внешний долг на 1 января 2012 года составил $3,595 тыс. против $2,995 тыс. на 1 января 2011 года.

Согласно данным Нацбанка РБ, на обслуживание внешнего долга за прошлый год было направлено $6320.7 млн. (11,6% ВВП или 13,5% экспорта товаров и услуг), из которых $5405.2 млн. составили выплаты по основному долгу, а $915.5 млн. - платежи по процентам [4].

На 1 января 2012 года золотовалютные резервы покрывали 23,3% валового внешнего долга против 17,7% на 1 января 2011 года.

Рисунок 2.6 - Динамика роста валового внешнего долга Республики Беларусь, млрд. долларов США

Внешний государственный долг по состоянию на 1 декабря 2012 года составил 12,1 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 289,9 млн. долларов США.

Увеличение внешнего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено привлечением кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая.

По оценкам Международного банка реконструкции и развития к числу государств, считающихся несущими тяжёлое бремя внешних долгов относятся те страны, у которых три показателя превышают расчётные уровни:

)        отношение суммы внешнего государственного долга к внутреннему валовому продукту, если оно превышает 50%.

)        отношение суммы внешнего государственного долга к годовому объёму экспорта товаров и услуг, если оно превышает 220%.

)        отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 25%.

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (Таблица 2.3) [19].

Таблица 2.3 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь за 2010-2011 гг.

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг, %

220%

31,8

32,5

Отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту, %

50%

16,5

17,8

Отношение платежей по внешнему государственному долгу к экспорту товаров и услуг, %

25%

2,6


Из данных таблицы 2.3 видно, что Республика Беларусь не относится к государствам, несущим тяжелое бремя внешних долгов, поскольку все показатели намного ниже нормативов.

Рассмотрев уровень и динамику государственного кредита, можно сделать вывод, что увеличение как внутреннего, так и внешнего долга имеет негативные последствия. Для внутреннего государственного долга такими последствиями являются: сокращение основного капитала, сокращение частных инвестиций в экономику страны.

Негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси в сфере внешней задолженности заключается в том, что усиливается зависимость Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты; обслуживание государственного долга ведет к сокращению средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что ограничивает экономический рост страны; внешняя задолженность приводит к ослаблению позиций Республики Беларусь на мировых рынках товаров и капиталов, а также к финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

.3 Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле, как одно из направлений финансовой политики, находится в руках органов власти управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, а также целесообразность, осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных отраслей экономики, районов страны и т.п.

Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

• минимизации стоимости долга для заемщика;

• обеспечения своевременного возврата кредитов;

• максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности, сохранения иностранных капиталов в стране и переориентировки инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Управление государственным кредитом в узком смысле ложится на органы управления, финансовые и кредитные институты.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг осуществляется ЦБ. К мерам воздействия, применяемым ЦБ, относятся:

• поднятие ставки рефинансирования;

• интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг;

• регулирование валютного рынка [15].

Как показала практика, эти меры оказываются действенными лишь короткий промежуток времени. Однако эффективное и долговременное противодействие дестабилизации национального рынка государственных ценных бумаг возможно только в том случае, если к денежным мерам добавятся те, что выходят за рамки финансового рынка, а именно упорядочение налоговой системы и сбора налогов, а также рост экономики.

Предоставление кредита оформляется кредитным договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

·        погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;

·        обеспеченность кредита;

·        размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов - появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги - один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее - рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории.

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга - это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

Заключение

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для безынфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

Главными задачами системы управления внешним долгом, являются: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список источников

1.       Балабанов И. Банки и банковское дело / И. Балабанов. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 448 с.

2.       Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп.-Мн.: БГЭУ, 2002. - 752 с.

3.       Бацкалевич, В. Время и судьбы [Текст]: / В. Бацкалевич // Финансы, учет, аудит. - 2009. - №1. - С. 7-10.

4.       Бюллетень банковской статистики №10 (160) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/2012/bulletin2012_10.pdf. - Дата доступа: 13.11.2012 г.

.        Белорусский репортер [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://reporter.by/Belarus/Valovyi-vneshnii-dolg-Belarusi-dostig-62-3-VVP-na-1-janvarja-2012-goda. Дата доступа: 06.03.2012 г.

.        Вардеванян Г. Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси / Г. Вардеванян // Банковский вестник. - 2005. - №1. - С. 7-8.

.        Даллакян, А. Управление кредитным риском / А. Даллакян // Бухгалтерия и банки. - 2006. - №1. - С. 44-49.

.        Эриашвили Н.Д. Финансовое право / Н.Д. Эриашвили - М: Юнити-Дана, 2000. - 356 с.

.        Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Минск: БГЭУ, 2010. - 351 с.

.        «Деньги, кредит, банки» / под ред. Кравцовой Г.И., - Мн.: Мисанта, 2003. - 434 с.

.        «Финансы: Курс лекций» / под ред. Н.В. Милякова, - М.: Инфра-М, 2002.

.        «Финансы: Учебник» / под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

.        Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 2003.

14.     «Финансы, практическое пособие» / Отв. ред. Ханкевич Л.А., - Мн, 2002.

15.     «Рынок ценных бумаг» / под ред. Шелег Е.М., - Мн.: БГЭУ, 2011.

.        Кредиты. Инвестиции. - М.: «Приор», 2005.

.        Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2012 год» от 30 декабря 2011 г. №331-З

.        Официальный сайт Национального банка РБ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.nbrb.by. Дата доступа: 24.11.2012 г.

.        Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. Дата доступа: 04.12.2012 г.

.        Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

государственный ценный кредит бумага

Похожие работы на - Государственный кредит

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!