представляет собой совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Каждая административно-территориальная единица имеет свой бюджет. Различают следующие консолидированные бюджеты: республики, области, района.
1.3Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса. Бюджетный период. Порядок составления проектов бюджетов. Рассмотрение проектов бюджетов государственными органами власти и исполнительными органами различных уровней
Процессуальные нормы бюджетного права находят свое отражение в специальном институте - бюджетном процессе. Значимость бюджетного процесса и необходимость его регламентации предопределены принципами бюджетной системы государства (единство, сбалансированность, достоверность, гласность и другие).
В Российской Федерации правовые основы бюджетного процесса закреплены Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В основе бюджетного процесса лежат специальные принципы, которые определяют порядок составления и исполнения бюджета, устанавливают полномочия органов власти, закрепляют их права и обязанности, исключают возможность неэффективного распределения бюджетных средств.
К принципам бюджетного процесса относятся:
) принцип разграничения бюджетных полномочий участников;
) принцип специализации бюджетных показателей;
) принцип гласности обсуждения бюджета;
) принцип иммунитета бюджета;
) принцип ответственности за нарушение бюджетного процесса.
Принцип разграничения бюджетных полномочий участников бюджетного процесса состоит в четком определении их прав и обязанностей. В нем находит свое отражение системность распределения функций и полномочий, в том числе наделение отдельных участников бюджетного процесса исключительными полномочиями, что предопределяет его значительную роль среди других принципов.
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного и муниципального финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Каждый из участников бюджетного процесса имеет собственные задачи и действует в пределах полномочий, закрепленных бюджетным законодательством. Так, Президент Российской Федерации определяет структуру федеральных финансовых органов, готовит и направляет Федеральному собранию Российской Федерации бюджетное послание, представляет для включения в состав расходов федерального бюджета специальные секретные программы, подписывает принятый федеральный закон о федеральном бюджете и др.
Органы законодательной (представительной) власти в рамках предоставленных бюджетных полномочий рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) осуществляют:
составление проекта бюджета и среднесрочного финансового плана, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа;
исполнение бюджета;
управление государственным, муниципальным долгом;
разработку методики распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов;
представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов;
Особыми бюджетными полномочиями обладают Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство. Так, Министерство финансов Российской Федерации организует составление и составляет проект федерального бюджета, ведет реестр расходных обязательств, проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям, разрабатывает программы государственных внутренних и внешних заимствований, осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями, организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений и другие бюджетные полномочия.
Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены полномочия федерального органа исполнительной власти при осуществлении им временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
Общим и в то же время специальным принципом бюджетного процесса является принцип гласности. От начальной до конечной стадии бюджетного процесса вся деятельность его участников осуществляется открыто. Так, еще в ходе составления проекта бюджета отдельные прогнозируемые показатели широко освещаются в различных средствах массовой информации. Весь процесс рассмотрения и утверждения бюджета (за исключением принятия секретных статей) проходит гласно, а принятый федеральный закон о федеральном бюджете подлежит обязательному опубликованию. Даже случаи отклонения проекта бюджета или отчета о его исполнении публикуются в печати с указанием причин принятия такого решения.
Принцип иммунитета бюджета заключается в обеспечении защиты бюджетных средств. Взыскание бюджетных средств может быть произведено только на основании судебного акта по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальным образованиям. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета установлен гл. 241 Бюджетного кодекса.
Принцип ответственности за нарушение бюджетного процесса включает в себя ответственность органов государственной власти и персональную ответственность должностных лиц - участников бюджетного процесса. В частности, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство несут ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом, а в отношении министра финансов установлена персональная ответственность.
К стадиям бюджетного процесса относятся:
) стадия составления проекта бюджета;
) стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
) стадия исполнения бюджета;
) стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
На каждой стадии бюджетного процесса решается строго определенный перечень вопросов, которые не могут быть рассмотрены на иной стадии. При изменении экономических и социальных задач государства стадии бюджетного процесса и их последовательность изменению не подлежат.
Бюджетный период - это срок, в течение которого действует утвержденный бюджет.
Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ; рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета. Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях. Исполнительные органы власти субъектов РФ в установленные их представительными органами власти сроки исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы или их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представительной власти. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов федерации - в Правительство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
2. Задача
государственный бюджет экономический
При проведении проверки деятельности унитарного предприятия было выявлено, что в расчетах по исчислению прибыли за год допущено уменьшение прибыли, подлежащей налогообложению.
Налоговый инспектор вынес постановление о привлечении к финансовой ответственности главного бухгалтера унитарного предприятия и дал указания банку о приостановлении операций по расчетному счету предприятия.
Руководитель банка отказался выполнить указания налогового инспектора.
Оцените действия и степень ответственности сторон указанных отношений.
Приостановление операций по расчетному счету предприятия означает, что банк прекращает расходные операции по данному счету полностью либо в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций. Деньги сверх лимита, коммерсант вправе тратить по своему усмотрению. Деньги не будут списываться, а вот поступление средств не замораживается. Банк продолжит осуществлять все операции, в частности зачислять на счет оплату, поступающую от контрагентов, принимать наличную выручку, если коммерсант соблюдает лимит остатка кассы.
Обнаружив недоимку, налоговый инспектор должен быть направить руководству предприятия требование об уплате налога. В документе указывается срок для добровольного погашения недоимки. Если предприятие добровольно не исполнит требование об уплате налога, инспекция в течение 2 месяцев после окончания срока, установленного в требовании, может принять решение о взыскании недоимки за счет денежных средств в банке. Если срок пропущен, то взыскание допускается только в судебном порядке, (п. 3 ст. 46 НК РФ), а решение инспекторов о блокировке счета будет незаконным.
Таким образом, решение о приостановке операций по расчетному счету не может быть принято раньше, чем решение о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).
За неуплату налога операции приостанавливаются только в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций.
Таким образом, в данной ситуации виноват налоговый инспектор, а руководитель банка был прав. В этой ситуации сначала необходимо направить руководству предприятия требование об уплате недостающей суммы налога на прибыль. Если предприятие в течение 2-х месяцев не уплатит по данному требованию, налоговая инспекция отправляет требование об приостановлении операций по расчетному счету предприятия в пределах недостающей суммы налога на прибыль.
Список использованных источников
1.Бюджетный период [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Запольский С.В. Финансовое право: Учебник / С.В. Запольский. - М.: Волтерс Клувер, Контракт, 2011. - 792 с.
3.Мальцев В.А. Финансовое право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Резепов И. Приостановка операций возможна // Журнал «Современный предприниматель» №2, фев. 2009. - Режим доступа: #"justify">.Юрьева, Т.В. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. / Т.В. Юрьева, Е.А. Марыганова. - М.: МЭСИ, 2008. - 286 с.