Модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    364,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

.1 Теоретические основы создания моделей взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

.2 Альтернативные пути развития и управления энергетической отраслью

Глава 2. Анализ состояния управления энергетической отрасли в России и предприятия данной отрасли в республике Татарстан

.1 Модели управления энергетической отрасли в России

.2 Анализ модели управления и эффективности деятельности ОАО «Татэнерго»

Заключение

Литература

Введение


Актуальность исследования моделей взаимодействия государства и энергокомплекса страны заключается в том, что Россия располагает существенными запасами энергоресурсов и большим топливно-энергетическим комплексом, что является базой развития экономики, существенным инструментом проведения внутренней и внешней политики страны. Роль каждой страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Основные принципы энерго-политики России изложены в Федеральном законе об энергосбережении и Энергетической стратегии России до 2020 года и в Федеральном законе об энергосбережении. Он был принят Государственной Думой 13 марта 1996 года, на сегодня действует редакция закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ.

Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в деятельности в сфере энергосбережения, для создания экономических и организационных условий эффективного использования энергетических ресурсов. Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на: эффективное использование энергоресурсов при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, дальнейшее осуществление государственного надзора за использованием ресурсов, а так же развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заместить энергоресурсы дорогих и дефицитных видов. Регуляция так же предполагает создание и использование эффективных технологий, улучшенного топливо- и энергопотребляющего оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов учета расхода энергетических ресурсов и контроля за использованием их, систем автоматизированного управления энергопотреблением.

Закон так же требует обеспечения точности, достоверности и единства моделей измерения в учете отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.

В статье 4 Закона даны основные принципы, на которых базируется энергосберегающая политика государства. Это:

.        приоритет результативного использования энергетических ресурсов страны;

.        исполнение государственного надзора за результативным использованием энергетических ресурсов каждого предприятия и отраслей в целом;

.        обязательность учета для юридических лиц производимых или расходуемых энергетических ресурсов, учета физическими лицами получаемых энергетических ресурсов;

.        обязательное включение в государственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции, транспортные средства обусловленных и четких показателей их энергоэффективности;

.        разумное и эффективное сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;

.        развитие заинтересованности юридических лиц, как производителей и поставщиков энергетических ресурсов в результативном использовании энергетических ресурсов.

Следовательно, в федеральном законе «Об энергосбережении» уже даются общие модельные сведения о нормативном регулировании энергосбережения в Российской Федерации, производится упор на эффективность использования энергетических ресурсов, указывается о государственном надзоре за добычей, переработкой и потреблением, а также делается упор на повсеместном внедрении энергоэффективных технологий.

Все это образует ключевые подходы к регулированию взаимодействия государства с энергетической отраслью, как производителем и поставщиком, и потребителями энергии в стране.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсового исследования и ее цель.

Цель: изучение модели развития энергетической отрасли России и типа модели во взаимоотношениях с государством.

Задачи:

) изучить модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли в части теоретической основы, и практической законодательной реализации модели для России;

) произвести анализ состояния управления энергетической отрасли в России и предприятия данной отрасли в республике Татарстан на примере конкретного предприятия ОАО «Татэнерго» в разрезе общего развития отрасли.

Работа опирается на такие источники, как Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республики Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года», Постановления Правительства Российской Федерации и Республики Татарстан, отчетность предприятий отрасли, работы ряда авторов по проблеме.

Глава 1. Модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

 

.1 Теоретические основы создания моделей взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

государство энергетический управление модель

На сегодняшний день в электроэнергетической отрасли ряда стран мира, включая Россию, происходят существенные структурные изменения. Они направлены на поиск новых, эффективных моделей управления отраслью и улучшение отношений с экономическими субъектами отрасли.

Электроэнергетика является важной отраслью государства, обеспечивающей экономическую безопасность страны. Поэтому каждое государство, независимо от плановой или рыночной формы управления экономикой, принятого вида собственности и степени регулирования рынка, принимает участие в управлении электроэнергетической отраслью.

Существуют следующие модели государственного управления электроэнергетикой, применяемые в разных странах:

) Модель прямого государственного управления отраслью и предприятиями. Управление осуществляют государственные органы, устанавливающие стратегии развития и функционирования, направления использования энергоресурсов и прибыли.

Данная модель эффективна в плане стратегии для обеспечения стабильных темпов развития национального хозяйства страны и экономической безопасности, тем не менее, обладает значительной инерционностью в принятии решений, нужных при изменении конъюнктуры энергетического рынка.

Данная модель управления электроэнергетикой не опускает возможность использования прибыли для решения прочих задач государства в условиях ограниченности экономических и финансовых ресурсов.

Модель прямого управления отраслью успешно применялась в СССР, а на сегодняшний день эффективно используется в КНР, показывающей высокие темпы развития отрасли.

) Модель прямого государственного управления электроэнергетикой, когда государство владеет, а управляет государственная управляющая компания, имеющая определенную самостоятельность в принятии оперативных и текущих решений, при сохранении государством приоритета в определении стратегических направлений деятельности.

Примером подобной модели управления электроэнергетикой была французская система управления отраслью через государственную компанию ЕСLР, имевшаяся до момента продажи государством 12 процентного пакета акций компании в частные руки (а в 2005 г. Правительство Франции под влиянием давления со стороны Комиссии ЕС приняло решение продать 15-ти процентный пакет акций компании).

) Модель частичного государственного управления, когда государство владеет частью собственности отрасли. В данном случае возможность соблюдения государственных интересов не исключается, при условии, что государство владеет достаточно большой долей собственности.

Примером смешанной модели управления электроэнергетикой являются формы управления российской акционерной компанией «ЕЭС России» в момент ее образования.

Модель частичного государственного управления обладает достоинствами предшествующей модели, при всем том является подверженной влиянию частных интересов акционеров, заинтересованных в основном в получении прибыли в течение короткого периода времени.

) Модель косвенного государственного регулирования отраслью, когда собственность предприятий принадлежит частным лицам в основном.

При использовании настоящей модели государство управляет отраслью посредством определения лицензирования, государственных норм и стандартов, соблюдение которых обязательно предприятиями отрасли, регулирования и надзора за деятельностью в части антимонопольного поведения и других мер, направленных на соблюдение государственных и общественных интересов.

Государственное регулирование отрасли является наиболее распространенной на либерализованных рынках и осуществляется посредством создания независимого государственного органа, статус которого может быть в разных странах разным. Тем не менее, во всех случаях основными его функциями являются установление норм и стандартов надежного энергоснабжения, обеспечение равного доступа производителей и потребителей энергии на рынки, что объясняется приоритетом надежности энергообеспечения и наличием естественных монополий в сфере передачи и распределения энергии.

В начале 90-х гг. двадцатого столетия во многих странах мира стали предприниматься меры по реструктуризации отрасли, усилению конкуренции и либерализации экономических отношений между генерирующими, сетевыми и распределительными компаниями.

На сегодняшний день при реструктуризации электроэнергетики странах в основном используются модели организации энергетических рынков:

Модель 1. Монополия на всех уровнях. При данной модели операции по производству, передаче и распределению энергии исполняются одной вертикально-интегрированной компанией. Данная модель характеризуется отсутствием угроз экономической безопасности государства, высокими рисками для экономической деятельности потребителей энергии.

Наличие независимой интегрированной компании позволяет осуществлять согласованное развитие технологической инфраструктуры рынка и строительство крупных электроэнергетических объектов, то есть электростанций, линий электропередачи высокого и сверхвысокого напряжения, использовать дешевые источники энергии, расположенные в регионах страны, инвестировать в развитие новых энергетических технологий.

Поэтому такая модель наиболее удобна при государственной форме собственности субъектов или при высокой степени государственного контроля их деятельности (см. таблицу).

Таблица 1.

Сравнение моделей управления

Характеристика параметра

Тип модели


Монопольный рынок

Единственный покупатель (закупочное агентство)

Оптовый рынок

Оптовый и розничные рынки

Наличие конкуренции на энергетическом рынке

Отсутствует

Конкуренция среди производителей энергии и монополия при ее поставке

Конкуренция производителей на оптовом рынке и отсутствие ее на розничном

Свободная конкуренция всех субъектов на оптовом и розничных рынках энергии

Наличие права выбора для розничных торговцев

Отсутствует

Отсутствует

Имеется

Имеется

Наличие права выбора для конечных потребителей

Отсутствует

Отсутствует

Имеется

Ключевые экономические субъекты

Вертикальноинтегрированные компании

Независимые производители энергии и один монополист по покупке и продаже энергии

Независимые производители энергии и энергоснабжающие компании, розничные поставщики энергии и крупные потребители

Независимые производители энергии и энергоснабжающие компании, независимые потребители энергии

Наличие права доступа экономических субъектов к передающим и распределительным сетям

Монопольное право

Имеется для производителей энергии

Имеется

Имеется

Форма собственности экономических субъектов

Государственная или смешанная

Преимущественно смешанная

Преимущественно частная

Преимущественно частная

Возможность государственного регулирования тарифов на энергию

Высокая

Средняя

Низкая

Отсутствует

Конечные интересы экономических субъектов

Обеспечение надежности электроснабжения потребителей

Получение прибыли и обеспечение надежности электроснабжения потребителей

Получение прибыли

Получение прибыли

Заинтересованность в снижении производственных затрат

Нет

Имеется у производителей энергии

Да

Да

Наличие конфликтных интересов у экономических субъектов

Нет

Имеются

Да

Да

Заинтересованность в оптимальном развитии технологической инфраструктуры

Высокая

Средняя

Низкая

Низкая

Заинтересованность в оперативном управлении режимами субъектов

Высокая

Высокая

Средняя

Невысокая

Угрозы экономической безопасности государства

Нет

Да

Да

Да

Угрозы экономической безопасности потребителей энергии

Да

Да

Имеются, но риски высокие

Имеются, но риски низкие


Модель 2: Единый покупатель (закупочное агентство). Данная модель допускает конкуренцию между производителями энергии за право продажи энергии и мощности единому покупателю, в качестве его может выступать интегрированная или независимая компания, имеющая монопольное право продажи конечным потребителям энергии.

Данная модель характеризуется наличием угроз для экономической безопасности государства, при соответствующем законодательном регулировании риски несущественны, о чем свидетельствует позитивный опыт применения модели организации энергетического рынка в Италии и Японии. Риски для экономической деятельности потребителей энергии достаточно высокие. Их можно понижать посредством заключения контрактных соглашений между распределительными компаниями и независимым покупателем, гарантией свободного доступа к транспортным и распределительным сетям.

В противоположность первой модели возможность согласованного развития технологической инфраструктуры рынка, строительства больших электростанций и развития энергетических технологий при использовании модели ограничена.

Модель наиболее удобна при смешанной форме собственности субъектов и высоком уровне государственного контроля их деятельности.

Модель 3. Оптовый рынок. В данном случае распределительные компании имеют возможность покупать электроэнергию на конкурентном оптовом рынке или прямо у производителей энергии, имеется свободный доступ к транспортной сети, хотя распределительные компании обладают монопольным правом на электроснабжение потребителей.

Данная модель организации рынка не исключает возможность выхода крупных потребителей или сбытовых компаний на оптовый рынок непосредственно или с заключением соглашений с независимыми производителями энергии на прямые поставки, которые оказываются более эффективными для ее потребителей во многих случаях. Модель оптового рынка требует более развитой системы организации рыночных сделок, что увеличивает экономические угрозы для субъектов энергетического рынка и затраты по его функционированию. Кроме того, уменьшается также и возможность государственного регулирования развития технологической инфраструктуры рынка и новых технологий по производству электрической энергии.

Модель 4: Оптовые и розничные рынки. Данная модель отражает концепцию свободного рынка для всех производителей и потребителей энергии. При использовании этой модели потребители энергии имеют право выбора поставщика и открытый доступ как к транспортной (передающей), так и распределительной сети. Данная модель имеет более низкие риски проявления угроз для потребителей и производителей энергии, однако экономическая безопасность государства при этом не обеспечивается.

Анализ рассмотренных моделей организации энергетических рынков показал, что идеальной модели не существует, поскольку все они имеют как достоинства, так и недостатки, связанные с наличием угроз рисков для основных экономических субъектов энергетического рынка.

1.2 Альтернативные пути развития и управления энергетической отраслью


Альтернативными путями развития и управления энергетической отраслью являются энергосбережение и развитие альтернативных источников энергии. 28 февраля 2012 г в Департаменте энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго России прошло заседание Технического комитета по стандартизации «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» (ТК 039). На совещании обсудили проект стандарта ГОСТ Р 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению».

Этот проект является национальным вариантом международного стандарта ISO 50001 Energy management systems - Requirements with guidance for use, утвержденым Международной Организацией по Стандартизации (ISO) 15 июня 2011 года. Вероятный потенциал энергоэффективности представлен на рисунке ниже.

Рисунок 1. Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики

Внедрение стандарта энергетического менеджмента в России должно улучшать энергорезультативность деятельности, обеспечивать доступность информации и потребных ресурсов для достижения целей и задач энергоэффективности, поддерживать закупки энергоэффективных продуктов и услуг, поддерживать национальные и корпоративные проекты по повышению энергорезультативности.

Введение в действие стандарта ГОСТ Р 50001 планируется с 1 января 2013 года. Идея разработки данного стандарта ISO 50001 возникла в начале мирового экономического кризиса, со стороны наиболее экономически развитых стран (США, Китай, Великобритания). Необходимость вызвана пониманием того, насколько существенно экономить энергоресурсы, составляющие существенную часть в производствах или себестоимости продукции предприятий.

На сегодняшний день единых четко структурированных технических и управленческих методик достижения максимальной энергоэффективности нет, отсутствует возможность сравнения организаций по степени энергоэффективности. Разрабатываемый стандарт ISO 50001 устанавливает требования по системе энергоменеджмента, которая позволит применять системный подход к постоянному повышению энергоэффективности и энергосбережению, что будет приводить к снижению затрат.

Новый стандарт будет применим организацией, которая ставит целями:

гарантировать, что соответствует энергополитике;

демонстрировать соответствие заинтересованным сторонам, бизнес-партнерам;

получить подтверждение соответствия системы энергоменеджмента со стороны органа по сертификации.

Новый стандарт будет применим только в отношении факторов, касающихся расхода энергии, которые могут аудироваться и на которые можно воздействовать.

Специалисты компании ООО «ЕвразХолдинг» оценивают эффект от внедрения системы как снижение энергоемкости продукции металлургических и горнорудных предприятий, входящих в холдинг, на 5-7 процентов в течение двух лет. Вследствие этого уже в 2012 году планируется приступить к внедрению систем менеджмента на предприятиях в России. После принятия решения о внедрении первым шагом может стать экспресс-обследование применяемой в организации системы энергоснабжения и энергопотребления или первичный энергоаудит соответствия деятельности организации требованиям стандарта ISO 50001 и законодательства РФ в области энергосбережения и энергоэффективности.

Услуги начинают предлагать некоторые энергоаудиторские и консалтинговые компании, в том числе России. Цель определить существующую ситуацию в области энергосбережения. Результатом аудита будет являться Отчет, включающий:

1.       анализ с указанием сильных и слабых сторон системы энергоснабжения и энергопотребления;

.        заключение о документации с рекомендациями по доработке, исходя из требований стандарта ISO 50001;

.        оценка практики энергоснабжения и энергопотребления применительно к требованиям стандарта ISO 50001.

Фундаментом для внедрения могут стать элементы других систем менеджмента: качества (ISO 9001), экологии (ISO 14001), профессионального здоровья и безопасности (OHSAS 18001), разработанная ранее документация. Учитывая, что элементы систем менеджмента совпадают, может получиться так, что не придется разрабатывать документы, будет достаточно откорректировать действующие.

Понятие «возобновляемые источники энергии» употребляется к тем источникам энергии, запасы которых восполняются естественным образом и являются практически неисчерпаемыми. Существуют традиционные и нетрадиционные ВИЭ.

Традиционные ВИЭ это гидравлическая энергия, которая преобразуется в электричество на ГЭС, энергия биомассы (горючих биологических веществ растительного происхождения).

В нетрадиционные ВИЭ это солнечная и геотермальная энергию, энергию ветра и морских течений, приливов, волн, гидравлическая энергия, которая перерабатывается в электричество на малых (до 10 МВт) ГЭС, а так же энергию биомассы, используемую для получения электричества, тепла, моторного топлива нетрадиционными способами.

Основное преимущество нетрадиционных источников это возобновляемый характер и экологическая чистота, а так же распространенность большинства видов, а так же безопасность поставок, снижения риска роста цен на ископаемое топливо, разработка новых технологий.

Запасы ископаемого топлива очень неравномерно распределены в мире. Ограниченность ресурсов есть причина недостаточности энергетической безопасности страны, именно это ставит проблему надежности поставок, а так же высок рост и влияние политических рисков.

Конкурентоспособность нетрадиционных ВИЭ очень зависит от текущих цен на энергоносители. Чем цены выше, тем выгоднее использование нетрадиционных ВИЭ.

По расчетам экспертов ИМЭМО РАН, производство моторного топлива из сельскохозяйственных культур (рапса, кукурузы, сахарного тростника) является рентабельным, когда цена нефти находится в пределах 50-70 долларов за баррель. Поэтому колебания цен на органическое топливо вносят в прогнозы элемент неопределенности, что отражается на планах и решительности по входу на рынок разработчиков нетрадиционных ВИЭ. Но ужесточение экологических требований, которое ведет к удорожанию капиталовложений в строительство уже традиционных генерирующих мощностей, само и способствует развитию нетрадиционных источников. По расчетам российских экспертов, в конце прошлого столетия 1 кВт традиционных мощностей обходился в 1000-1200 долл., а сегодня расходы возросли до 2800-3000 долл. Но основным двигателем увеличения использования нетрадиционных ВИЭ является научно-технический прогресс.

Наиболее слабое место нетрадиционных ВИЭ это более высокая стоимость получаемой энергии, чем у процессов с органическим топливом, а так же малая удельная мощность (плотность потока энергии) и изменчивость потока во времени. Первое обстоятельство вынуждает создавать крупные площади энергоустановок, то есть площадь ветроколеса, приемные поверхности солнечных установок, протяженные плотины приливных электростанций и другое, но приводит к масштабным увеличениям участков земли, при довольно большой материалоемкости устройств, таким образом, к увеличению капиталовложений в сравнении с обычными энергоустановками. Изменчивость во времени требует дополнительных затрат на оборудование, которое обеспечивает сбор, аккумулирование и преобразование энергии.

Несмотря на обеспеченность энергоносителями, Россия заинтересована в использовании нетрадиционных ВИЭ. Они могут иметь ряд сфер применения. Это энергообеспечение северных и труднодоступных, удаленных районов, которые не подключены к общим сетям, потому что на сегодня там проживают около 10 миллионов человек.

Обычный завоз топлива туда превратился в проблему, так как огромные расстояния и транспортные расходы приводят к тому, что на Камчатке, Курилах, в Республике Тыва, в Республике Алтай стоимость привозного топлива и выработанной электроэнергии становится такой высокой, что технологии нетрадиционных ВИЭ становятся коммерчески привлекательными.

Увеличение генерирующих мощностей таких регионах это важная сфера возможного применения нетрадиционных ВИЭ в России. Более 15 миллионов россиян проживает там, где аварийные отключения регулярно дезорганизуют жизнь городов и сельской местности, чем наносят ущерб промышленности и сельскому хозяйству, малым производствам. Использование нетрадиционных ВИЭ, например, энергии ветра, малых рек на ГЭС и биомассы, могло бы помочь избежать потерь и сократить потребность в привозном топливе.

Перспективной сферой использования нетрадиционных ВИЭ является так же децентрализованное снабжение электроэнергией и теплом сельских районов, например, изолированных поселений, семейных ферм, индивидуальных загородных домов. Нередко это единственный оптимальный способ их снабжения. В число потенциальных потребителей могут войти предприятия рыбной и лесной промышленности, коммуникационные, метеорологические, геологические и археологические

Основной причиной узкого использования нетрадиционных ВИЭ в России является дороговизна энергии, полученной на их основе, относительно стоимости энергии, выработанной из ископаемых. Важным моментом становится отсутствие нормативно-правовой базы, программ поддержки, федеральной и региональной, а еще недостаток информации о нетрадиционных ВИЭ. Все это сдерживает масштабы применения ВИЭ в стране.

Но с ужесточением экологических требований к электростанциям и улучшением технологии оборудования уже уменьшается фактор неконкурентоспособности нетрадиционных технологий п энергии. Меняется отношение государства к ВИЭ. Например, состоялось принятие Правительством РФ 13 ноября 2009 г. новой Энергетической стратегии России на период до 2030 г., которая уделяет большое внимание перспективам развития альтернативной энергетики.

К 2030 г. доля нетрадиционных ВИЭ в российском энергобалансе должна составить не менее 10 процентов, а (к 2020 году не менее 5 процентов. К концу запланированного периода годовой объем производства электроэнергии на их базе прогнозируется довести до 80-100 млрд. кВт-ч).

Ускорить этот процесс может только принятие ряда необходимых документов, а главное закона о нетрадиционных ВИЭ и отдельной программы развития нетрадиционных ВИЭ на разных уровнях хозяйствования, то есть и федеральном, и региональных уровнях.

Закон определит юридический статус производителей энергии на основе нетрадиционных технологий, закрепит права и обязанности. В этом документе должна быть прописана ответственность федеральных, региональных и местных властей в части установления правил, стандартов, способов лицензирования, видов налогообложения и налоговых послаблений в ходе деятельности производителей, занятых в сфере.

В Программах развития нетрадиционных ВИЭ всех уровней необходимо обозначить так же меры государственной поддержки.

В их число целесообразно включить такие новации, как повышение налоговых (экологических) платежей и сборов от использования традиционных источников. Тогда поступления от этих сборов можно будет использованы для создания специального фонда по финансированию проектов по нетрадиционным ВИЭ. Так же возможно введение надбавки к цене за энергию, вырабатываемую с использованием вводимых источников энергии, на оптовом и розничном рынках, возможны субсидии за подключение объектов новых ВИЭ к сетям предприятий. Важную роль в формировании рынка нетрадиционных ВИЭ могут сыграть демонстрационные объекты, которые следует сооружать на средства федерального и регионального бюджетов. Эти объекты следует построить во всех федеральных округах, с тем, чтобы уже учесть разницу в климатических условиях и перспективность видов нетрадиционных ВИЭ. При реализации таких мер меры у России появится превзойти указанные в Программе целевые показатели.

Глава 2. Анализ состояния управления энергетической отрасли в России и предприятия данной отрасли в республике Татарстан

 

.1 Модели управления энергетической отрасли в России


До 1 июля 2008 года высшим звеном в административно-хозяйственной структуре управления электроэнергетической отраслью России являлось ОАО «РАО ЕЭС России». Диспетчерское и технологическое управление работой ЕЭС России осуществляет ОАО «СО ЕЭС».

Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» признало Единую энергетическую систему России «общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности» государства. Основной частью «является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства».

Для «сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике» было предусмотрено создание ОАО «ФСК ЕЭС». В последующем постановлении Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 41 утверждены критерии отнесения к ЕНЭС магистральных линий и объектов электросетевого хозяйства. В других нормативных документах аббревиатура ЕНЭС расшифровывается «Единая национальная электрическая сеть», что является правильным с технической точки зрения.

Большинство электростанций России находятся в собственности семи оптовых генерирующих компаний (ОГК) и четырнадцати территориальных генерирующих компании (ТГК). Значительная часть производственных мощностей гидроэнергетики сосредоточена в компании «РусГидро».

Эксплуатирующей организацией атомной энергетики, АЭС России, является ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Реформы электроэнергетики подразумевали создание в России оптового и розничных рынков электрической энергии. Деятельность обеспечения и функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка, результативной взаимосвязи оптового и розничных рынков, организации благоприятных условий привлечения инвестиций в электроэнергетику, организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью на основе саморегулирования осуществляет некоммерческое партнёрство «Совет рынка».

Деятельность по организации торговли на оптовом рынке, связанная с заключением и организацией сделок по обращению электрической энергии, мощности и других объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, осуществляет коммерческий оператор оптового рынка - ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (ОАО «АТС»).

Электроэнергетический комплекс России включает около 600 электростанций единичной мощностью свыше 5 МВт. Общая мощность электростанций России составляет 218 145,8 МВт. Установленная мощность парка действующих электростанций по типам генерации имеет следующую структуру: тепловые электростанции 68,4 процентов, гидравлические - 20,3 процентов, атомные - около 11,1 процентов.

Лидирующее в России положение теплоэнергетики является исторически сложившейся и оправданной экономически закономерностью развития энергетики. Тепловые электростанции (ТЭС) на территории России, можно классифицировать по признакам:

.        источникам используемой энергии (органическое топливо, геотермальная энергия, солнечная энергия);

.        виду выдаваемой энергии (конденсационные, теплофикационные);

.        использованию установленной электрической мощности и участию ТЭС в покрытии графика нагрузки - базовые (не менее 5000 ч использования электрической мощности в год), полупиковые (маневренные), (3000 и 4000 ч в году), пиковые (1500-2000 ч в году).

Тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, различаются по технологическому признаку:

.        паротурбинные (с паросиловыми установками на: угле, мазуте, газе, торфе, сланцах, дровах и древесных отходах, продуктах энергетической переработки топлива и т.д.);

.        дизельные;

.        газотурбинные;

.        парогазовые.

Наибольшее развитие в России и распространение получили тепловые электростанции общего пользования, работающие на органическом топливе, предпочтительно паротурбинные. Самой большой ТЭС в России является крупнейшая на Евразийском континенте Сургутская ГРЭС-2 (5600 МВт), работающая на природном газе (ГРЭС - аббревиатура означает государственную районную электростанцию).

Из работающих на угле электростанций наибольшая установленная мощность у Рефтинской ГРЭС (3800 МВт). К российским крупнейшим ТЭС относятся Сургутская ГРЭС-1 и Костромская ГРЭС, обе мощностью свыше 3 тыс. МВт.

В процессе реформы энергетической отрасли крупнейшие тепловые электростанции России объединены в оптовые генерирующие компании (ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).

Сейчас основной задачей развития тепловой генерации является снабжение технического перевооружения и реконструкции работающих электростанций, ввод генерирующих мощностей с использованием в производстве электроэнергии передовых технологий.

Гидроэнергетика предоставляет системные услуги и является ключевым элементом обеспечения надежности ЕЭС, располагая более 90 процента резерва регулировочной мощности. Из существующих типов электростанций ГЭС являются наиболее маневренными, они способны быстро существенно увеличить объемы выработки при необходимости, покрывая пиковые нагрузки.

У России значительный гидроэнергетический потенциал, что подразумевает большие возможности развития гидроэнергетики. На территории Российской Федерации сосредоточено около 9 процентов мировых запасов гидроресурсов. По обеспеченности данными ресурсами Россия занимает второе место в мире, обходя США, Бразилию, Канаду. В настоящее время общий гидроэнергопотенциал России определен в 2900 млрд кВт-ч годовой выработки электроэнергии, это 170 тыс. кВт/ч на 1 кв. км территории. Но освоено лишь 20 процентов данного потенциала. Одним из основных препятствий развития гидроэнергетики является удаленность основной части от основных потребителей электроэнергии, сконцентрированной в центральной и восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Выработка ГЭС России обеспечивает ежегодную экономию 50 млн. тонн условного топлива, потенциал экономии составляет 250 млн. тонн; разрешает снижать выбросы СО2 в атмосферу на 60 млн тонн в год, что России обеспечивает почти неограниченный потенциал прироста мощностей энергетики в условиях строгих требований по ограничению выбросов парниковых газов. Кроме прямого назначения - производства с использованием возобновляемых ресурсов - гидроэнергетика решает ряд существенных для общества и государства задач: создание систем водоснабжения, питьевого и промышленного, рыборазведение, развитие судоходства, ирригационных систем в интересах сельского хозяйства, регулирование стока рек, борьбу с паводками и наводнениями, безопасность населения.

На территории России работают 102 гидроэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. Установленная мощность гидроагрегатов ГЭС в России составляет 46 000 МВт (5 место в мире). В 2011 году выработано 153,3 млрд кВт/ч электроэнергии российскими гидроэлектростанциями. В общем объеме в России производства электроэнергии доля ГЭС в 2011 году составила 15,2 процента.

В ходе реформы электроэнергетики создана федеральная гидрогенерирующая компания ОАО «ГидроОГК» (ОАО «РусГидро»), которая объединила существенную часть гидроэнергетических активов. Компания управляет 68 объектами возобновляемой энергетики, 9 станциями Волжско-Камского каскада общей установленной мощностью более 10 166,7 МВт в том числе, Зейской ГЭС (1 330 МВт), Бурейской ГЭС (2 010 МВт), Новосибирской ГЭС (455 МВт) и несколькими десятками гидростанций на Северном Кавказе, в том числе Кашхатау ГЭС (65,1 МВт), введенной в эксплуатацию в Кабардино-Балкарской Республике в 2010 году. В состав РусГидро входят геотермальные станции на Камчатке и мощности Загорской гидроаккумулирующей электростанции (ГАЭС) в Московской области, используемые для выравнивания неравномерности графика электрической нагрузки в ОЭС.

До недавнего времени российской крупнейшей гидроэлектростанцией была Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего, с мощностью 6721 МВт (Хакасия). Но после аварии 17 августа 2009 года мощности ее частично выбыли из строя. Сейчас ведутся восстановительные работы, которые предполагается к 2014 году завершить полностью. 24 февраля 2010 года состоялось включение в сеть под нагрузку гидроагрегата мощностью 640 МВт, в декабре 2011 г. введен гидроагрегат № 1. В настоящее время в работе находятся ГА №1, 3, 4, 5 с суммарной мощностью 2560 МВт. Вторая по мощности гидроэлектростанция России это Красноярская ГЭС.

Перспективы развития гидроэнергетики России связывают с освоением потенциала рек Северного Кавказа (Зарамагские, Кашхатау, Гоцатлинская ГЭС, Зеленчукская ГЭС-ГАЭС; вторая очередь Ирганайской ГЭС, Агвалинская ГЭС, развитие Кубанского каскада и Сочинских ГЭС, развитие малой гидроэнергетики в Северной Осетии и Дагестане), Сибири (дострой Богучанской, Вилюйской-III и Усть-Среднеканской ГЭС, Южно-Якутского ГЭК и Эвенкийской ГЭС), развитием гидроэнергетического комплекса в центре и на севере Европейской части, в Приволжье, в основных потребляющих регионах строительством выравнивающих мощностей (строительство Ленинградской и Загорской ГАЭС-2).

Россия обладает технологией ядерной электроэнергетики полного цикла: от добычи урановых руд до выработки электроэнергии, эксплуатируется 10 атомных электростанций (АЭС), это 33 энергоблока установленной мощностью 23,2 ГВт, они вырабатывают около 17 процентов производимого электричества. В стадии строительства 5 АЭС.

В 2011 году АЭС выработано рекордное количество электроэнергии за всю историю отрасли: 172,5 млрд кВт/ч, это около 1,5 процентов прироста по сравнению с 2010 годом. В декабре 2007 года в соответствии с Указом Президента РФ образована Государственная корпорация атомной энергии «Росатом», которая управляет ядерными активами Российской Федерации, включая гражданскую часть атомной отрасли, ядерный оружейный комплекс. На нее возложены задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Оператор российских АЭС: ОАО «Концерн «Росэнергоатом», он является второй в Европе по объему атомной генерации энергетической компанией. АЭС России вносят зримый вклад в борьбу с глобальным потеплением. Благодаря работе их предотвращается выброс в атмосферу 210 млн тонн углекислого газа ежегодно. Приоритетом является безопасность. С 2004 года на российских АЭС не зафиксировано серьезного нарушения безопасности, классифицируемых по международной шкале ИНЕС выше уровня.

Одним из направлений развития электроэнергетики в России является геотермальная энергетика. В настоящее время в России разведано 56 месторождений термальных вод, потенциал превышает 300 тыс. м/сутки. На 20 месторождениях ведется промышленная эксплуатация, это: Паратунское (Камчатка), Казьминское и Черкесское (Карачаево-Черкессия и Ставропольский край), Кизлярское и Махачкалинское (Дагестан), Мостовское и Вознесенское (Краснодарский край). Суммарный электроэнергетический потенциал пароводных терм оценивается в 1 ГВт рабочей электрической мощности, реализован только в размере 80 МВт установленной мощности. Все действующие геотермальные электростанции расположены на территории Камчатки и Курил.

Россия так же располагает недоиспользуемым масштабным потенциалом энергосбережения, который по способности решать проблему обеспечения экономического роста страны сопоставим с приростом производства первичных энергетических ресурсов.

Энергоемкость российской экономики существенно превышает аналогичный показатель в США, в Японии и развитых странах Европейского Союза. Нехватка энергии может стать важнейшим фактором сдерживания экономического роста. По оценке, до 2015 года темпы понижения энергоемкости при отсутствии государственной политики по энергоэффективности могут замедлиться. Это может привести к более динамичному росту спроса на энергоресурсы внутри страны. Запасов нефти и газа в России достаточно, но увеличение объемов добычи углеводородов и развитие транспортной инфраструктуры требуют инвестиций.

Систематическая работа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в секторах и сферах экономики России началась после принятия федерального закона № 261-ФЗ.

В 2010 году Минэнерго России вместе с ЗАО «АПБЭ», ООО «ЦЭНЭФ» и ФГУ «РЭА» создало Государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» («ГПЭЭ-2020»). Программа должна стать инструментом решения задачи по снижению к 2020 году энергоемкости ВВП на 40 процентов.

Для реализации мероприятий нужно привлечь финансирование из различных источников. Участники программы должны в обязательном порядке установить приборы учета и провести энергетические обследования. Решение задач, поставленных в рамках Программы, требует высокой степени координации действий не только федеральных органов исполнительной власти, но и органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и населения. Содействовать этому будет Российское энергетическое агентство (РЭА), на которое приказом Минэнерго возложена функция оперативного управления Госпрограммой.

Таким образом, модель управления энергетической отраслью в России сводится к активнейшему государственному участию, при наличии разных форм собственности, в основном акционерных.


Модель управления республиканской отраслью электроэнергетики не отличается от модели общероссийской. Основной компанией является ОАО «Татэнерго», которое в силу грядущих изменений в 2011 году производственной деятельности не осуществляло, функционируя как холдинг, компании которого ведут деятельность по производству и сбыту электрической энергии. Так же велись работы по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии. В состав холдинговой компании «Татэнерго» 2011 году входили: ОАО «Генерирующая компания», ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания», ОАО «Татэнергосбыт», ООО «Уруссинские тепловые сети».

В определенной мере предприятие освобождалось от непрофильных активов, потому что на заседании Совета директоров, состоявшемся 19 февраля 2010 года, принято решение о ликвидации филиала ОАО «Татэнерго», это санаторий-профилакторий «Балкыш». Весь имущественный комплекс филиала было решено реализовать ОАО «Генерирующая компания» в счет дополнительной эмиссии акций, то есть с целью увеличения активов. Филиал ОАО «Татэнерго» ликвидирован 30 апреля 2010 года.

ОАО «Татэнерго» в счет дополнительной эмиссии акций реализованы также из стоимости ОАО «Генерирующая компания» доли в ООО «Энерготранс», ООО «ТатАИСЭнерго», ООО «Редакция журнала «Энергетика Татарстана».

В связи с выделением 01.02.2009 г. филиала предприятия «Энергосбыт» из состава ОАО «Татэнерго» в самостоятельное юридическое лицо с передачей ему функции по реализации электрической и тепловой энергии потребителям РТ, в 2010 г. ОАО «Татэнерго» производственную деятельность не осуществляло.

В итоге происходит структурная перестройка, реализующая переход к новой модели управления отраслью, координации усилий на основной деятельности, концентрации деятельности, взамен многопрофильности.

В целом структура предприятия такова, как показано на рисунке 1.

Рисунок 2. Структура ОАО «Татэнерго»

Согласно Уставу основными видами деятельности ОАО «Татэнерго» в 2010       г. были: оказание услуг по организации функционирования и развитию энергетической системы, организация и проведение работы с кадрами, подготовку и переподготовку, проверку знаний правил техники безопасности и других инструкций, иная деятельность, не противоречащая действующему законодательству.

По итогам работы финансовый результат деятельности ОАО «Татэнерго» получен убыток до налогообложения в размере 217 млн.руб., что так же вызвано работой только по основному направлению, без задействования иных возможностей увеличения доходов.

Ниже представлена сравнительная таблица сложившегося финансового результата деятельности ОАО «Татэнерго» за 2010-2011 г. г. в разрезе укрупненных статьей бюджета доходов и расходов Общества.

Таблица 2.

Сравнение полученных результатов 2010-2011 года

Статья

Факт, тыс.руб.

Откп., тыс.руб.


2010 г

2011 г


Товарная продукция (итого по ф.№2)

5 707 500,4

14 358,7

-5 693 141,8

по основному виду деятельности

5 606 521,2

0,0

-5 606 521,2

по неосновному виду деятельности

100 979,2

14 358,7

-86 620,5

Себестоимость (итого по ф.№2)

5 907 203,7

108 193,8

-5 799 009,9

по основному виду деятельности

5 803 454,9

90 181,6

-5 713 273,3

по неосновному виду деятельности

103 748,8

18 012,2

-85 736,5

Прибыль от продаж

-199 703,2

-93 835,1

105 868,1

Прочие доходы

1 397 577,9

1 248 860,0

-148 717,9

Прочие расходы

1 013 554,4

1 371 989,2

358 434,9

Прибыль до налогообложения

184 320,3

-216 964,4

-401 284,6


Снижение доходов обусловлено снижением:

-       доходов от процентов к получению на 11,2 процента;

-       выплат по дивидендам на 20,6 процентов;

-       операционных доходов по аренде, реализации основных средств на 48,3 процента.

В силу особенностей регулирования деятельности, на предприятие влияет ряд рисков. Небольшие колебания валютного курса не оказывают важного отрицательного влияния на деятельность ОАО «Татэнерго», поскольку не осуществляется экспорт, и импорт в поставках отсутствует. Риск для ОАО «Татэнерго» от изменения курсов иностранных валют ограничивается зависимостью курса российской валюты по отношению к иностранной валюте. Обязательства валюте составляют небольшую долю в обязательствах. В отношении существенных колебаний валютного курса надо отметить, что они влияют на экономику России в целом, и, учитывая взаимосвязь ОАО «Татэнерго» с разными структурами российской экономики, влияют и на финансовое состояние самого Общества в итоге.

К вероятным факторам риска в данный момент, способным повлиять на исполнение обязательств, относятся видоизменения в налоговом законодательстве и политической ситуации.

Наиболее подвержены изменению следующие показатели финансовой отчетности: дебиторская задолженность в силу увеличения сроков оборачиваемости, так же, как и кредиторская задолженность. Так же подвержены денежные средства, как итог вероятно уменьшение свободных денежных средств, и           прибыль от основной деятельности.

Для дальнейшего управления предприятием, как частью отрасли, применяются программы. Основанием для разработки нижеописанной программы стал Федеральный закон №261-ФЗ , другие нормативные документы. Заказчик программы Кабинет Министров Республики Татарстан. Основные исполнители программы предприятия, организации и учреждения на конкурсной основе. Срок реализации программы разделен: Этап №1 - с 2011 по 2015 год. Этап №2 - с 2016 по 2020 год. Цель программы снижение к 2020 году энергоемкости ВРП РТ на 40 процентов относительно уровня 2007 года и на 30,8 процентов относительно 2010 года.

Главной задачей Программы является сокращение удельного потребления топлива при производстве электрической и тепловой энергии, а так же уменьшение удельного потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, потерь энергоресурсов в сфере производства и потребления, расхода бюджетных средств на оплату энергоресурсов, а так же снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Общий объем финансирования программы 227,13 млрд. рублей. Объемы финансирования будут корректироваться ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на финансовый год.

В республике Татарстан две программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ранее были разработаны и реализованы.

За время реализации республиканской целевой программы «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2005 годы» обеспечено уменьшение энергоемкости ВРП республики на 28 процентов, а реализация второй республиканской целевой программы «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006-2010 годы» привела к снижению энергоемкости ВРП республики на 17 процентов.

Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит предпрятия отрасли, и анализируемое предприятие в условия выполнения действий по модели косвенного государственного регулирования отраслью, когда собственность предприятий принадлежит частным лицам, при этом Государственное регулирование отрасли является наиболее распространенной на либерализованных рынках и осуществляется посредством создания независимого государственного органа, статус которого может быть в разных странах разным. Тем не менее, во всех случаях основными его функциями являются установление норм и стандартов надежного энергоснабжения, обеспечение равного доступа производителей и потребителей энергии на рынки, что объясняется приоритетом надежности энергообеспечения и наличием естественных монополий в сфере передачи и распределения энергии.

Цели данного закона создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления (гл.3 ст 1)         обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

)        требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

)        обязанности проведения обязательного энергетического обследования;

)        требований к энергетическому паспорту;

)        обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в соотношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

)        требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

)        требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

)        порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ.

Требования Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. (Ст. 13, ч. 1), потому что до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды, тепла, природного газа, электрической энергии. (Ст. 13, ч. 5).

Таким образом, государственное управление сводится к модели законодательного регулирования, определения стратегии для предприятия электроэнергетики, которое является естественным монополистом в силу предыдущего развития электроэнергетики на местах, строительства в период СССР и последующих работ по развитию.

Основная цель регуляции текущего периода - максимизация энергосбережения, что должно повысить качество использования электроэнергии, за счет чего образуется дополнительное, сэкономленное ее количество.

Регулирование стоимости электроэнергии государством не приводит к ухудшению положения предприятия на рынке, но существует проблема задолженности. Дебиторская задолженность всех абонентов ОАО «Татэнергосбыт» за электро - и теплоэнергию по состоянию в период 2011 года выросла, и составила 3 593 млн. рублей. Увеличение данной суммы в сравнении с началом года произошло более чем в 2 раза, на 1 896 млн. рублей.

Основное увеличение, это на сумму 1 708 млн. рублей, сложилось по задолженностям крупных промышленных предприятий, дебиторская задолженность которых составила 1 858 млн. рублей.

Для гарантирующего поставщика крайне существенным является выполнение обязательств на оптовом рынке закупки электроэнергии и мощности. На сегодня день задолженность в целом уже составляет более 63 млн. рублей, что и приводит к необходимости продажи пусть и не профильных, но активов рассмотренного предприятия.

Задержка в оплате на оптовом рынке в итоге может привести и к негативным последствиям для Гарантирующего поставки основного поставщика. Это будет и выплата пеней за несвоевременные расчеты, и покупка электроэнергии по ценам более высоким, в связи с вероятным отказом Гарантирующему поставщику в допуске его к рынку с конкурентными ценами.

В результате происходит лишение статуса Гарантирующего поставщика и, как результат, вероятное лишение статуса субъекта оптового рынка. При этом нужно отметить, что отрицательные последствия при несвоевременных расчетах возникают так же для потребителей электроэнергии, поскольку покупка электроэнергии Гарантирующим поставщиком по более высоким ценам приведет к продаже электроэнергии потребителям также по высоким ценам.

Данная проблема в государственном управлении отраслью не представляется решенной, и нет подвижек к ее решению, что становится очевидно из анализа положения компании, анализа прессы, действующего законодательства. Да, есть решения по отключению должников, но данное решение проблемы возможно только при высоких показателях долга, и для юридических лиц это банкротство, а для физических лиц это, вероятно, проблема социальной необустроенности, вероятных проблем с оплатой труда или невозможностью трудоустройства.

Представляется необходимым включение методов решения данной проблематики в общую социальную политику России.

Необходимо отметить, что Конституция РФ в ст. 7 характеризует российское государство как социальное, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Результатом деятельности социального государства является предоставление гражданам определенного набора социальных гарантий и услуг.

Герасименко В.В., Городецкий Д.Е. пишут о том, что такой итог является результатом функционирования социального государства, который виден «на выходе», но для понимания и анализа процессов необходимо учитывать более глубокий уровень проблемы, то есть механизм функционирования социального государства. Для того, чтобы сформировать целостную концепцию социального государства, подчеркивают авторы, следует не только перечислить все желаемые «выходные» показатели его деятельности, но и вскрыть глубинные механизмы формирования его политики. В случае же с энергосбережением наблюдается полное игнорирование социальных проблем и рисков со стороны государственного управления.

Мокрецова О.И. в теоретическом исследовании утверждает, что в самом общем виде деятельность социального государства можно представить как распределение имеющихся в обществе экономических ресурсов таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей и интересов своих граждан. Автор называет две главные проблемы:

а) экономические ресурсы государства ограничены объективно, а потребности людей субъективны и имеют тенденцию к росту. Запросы граждан к государству в силу данного противоречия превышают возможности государства;

б) при определенном уровне экономических возможностей имеется множество вариантов использования их, имеется пространство выбора, причем критерии оптимальности выбора весьма размыты.

Следовательно, стоит указать на типологизацию государственных социальных расходов, что показано на рисунке ниже на основании работы О.И. Мокрецовой.

Рисунок 3. Классификация типологии государственных социальных расходов

Рисунок показывает, что существует четыре типа классификации, которые приняты в исследованиях теоретического и практического характера. Как пишет автор данной классификации, О.И. Мокрецова, в целом социальное обеспечение нужд населения может осуществляться путем принятия публичных нормативных обязательств. Бюджетные ассигнования в нормативных документах такого рода направляются на исполнение публичных нормативных обязательств, и предусматриваются отдельно по виду обязательств в виде пособий, пенсий, компенсаций и иных социальных выплат, а также исполнения мер социальной поддержки населения.

Термин «государства всеобщего благосостояния» определяет государство, которое «имеет, по крайней мере, минимальный уровень институционального обеспечения, соответствующего требованиям своих граждан». Наиболее полным из существующих докладов по социальной политике является Доклад Бевериджа (Beveridge Report) 1942 года , написанный Вильямом Бевериджем в Великобритании. Доклад вводит понятие системы сохранения уровня дохода на определенном уровне путем социального страхования и понятий социальной поддержки, основанной на оценке общих и личных доходов. Доклад дал направление для политики благосостояния в послевоенный период. В итоге социальная политика продолжала развиваться в Европе во время индустриализации.

Но в настоящее время существует единого понимания «социальной политики». В общем европейском понимании термин включает «принципы и практическое исполнение деятельности государства, направленной на перераспределение доходов с целью достижения всеобщего благосостояния», что обосновывается на убеждении в социальной солидарности и наличии права граждан располагать минимальным стандартом средств для жизни. Важнейшие человеческие потребности (социальный минимум) должны быть доступны каждому и гарантированы государством, к чему, собственно, и стремится Россия, а также же данная философия является основой социальной политики в странах Северной Европы. Для реализации социальной политики используются разные стратегии, традиционные и новые, что обусловлено и типологизацией их по степени важности и источникам финансирования (рис. 3). Схематично традиционные и новые стратегии показаны на рисунке ниже.

Рисунок 4 Стратегии управления рисками в социальной политике государства

Но в рамках обеспечения энергобезопасности и эффективности нет перекликания политики с реальным положением сектора. Специфика функционирования социальной сферы в России, обуславливающая необходимость ее бюджетного финансирования на сегодня такова, что социальная политика начинает использовать две новые стратегии (рис.1.2), хотя прежде из-за низкого потенциала, характерного для развивающихся стран в части предотвращения рисков и создания механизмов смягчения рисков, стратегия преодоления рисков была самой основной среди стратегий управления социальными рисками. Такая ситуация вполне объясняет доминирование программ соцстрахования и соцпомощи в политике соцзащиты многих стран.

Следовательно, требуется введение максимально эффективной программы социального влияния на рост задолженности по электроэнергетике не только в отношении лиц, социально защищенных, и юридических лиц, но и категории социально-незащищенных граждан государства с привлечением методов профилактики риска, таких, как предотвращение и снижение риска роста задолженности по платежам.

Заключение


На основании изученного материала можно определить приоритеты и принципы государственной энергетической политики. Проведение государством долгосрочной государственной энергетической политики с целью защиты прав и законных интересов граждан и действующих экономических агентов, обеспечения обороны и безопасности государства, действенного управления государственной собственностью, достижения качественно нового состояния сектора основано на следующих принципах:

.        Планируемая последовательность действий государства в реализации стратегических ориентиров развития энергетики;

.        Заинтересованность государства в создании устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;

.        Обоснованность государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частную предпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Но данная концепция не учитывает рисков социальной сферы, она дистанцирована от них, что вызывает проблемы неплатежей, и негативно влияет на социальную политику в целом. Стратегическими ориентирами государственной долгосрочной энергетической политики являются энергетическая безопасность, а так же энергетическая эффективность, и планируемые бюджетная эффективность и экологическая безопасность энергетики. Без внедрения помощи неплательщикам достижение указанных ориентиров, а равно повышение управляемости процесса развития энергетики потребуют формирования и осуществления составляющих государственной энергетической политики, то есть взаимосвязанных, но обладающих своей направленностью, принципами и механизмами реализации, индикаторами социальной, а не только технической результативности.

Список использованной литературы


1.       Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009года№1715-p. www.government.ru, www.energystrategy.ru - 2011

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 3.09. 2010 г. №681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010г. №67 « О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам определения полномочий Федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

.        Долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республики Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (Утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 29.07.2010г. №604).

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009г. №1225 « О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

.        Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»

.        Энергетическая стратегия России на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009г. № 1715-р

8.       Edwin Piñero, Future ISO 50001 for energy management systems // ISO Focus. - September 2009. - P.18-20

9.       Баринов В.А. Структурные преобразования в мировой электроэнергетике. [текст]//- М.: Изд-во ИНП, 2011. - 40 с.

.        Безруких П.П., Арбузов Ю.Д. и др. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России. СПб: Наука, 2012.

.        Богдановская П.Ю. Роль биотоплива в решении глобальных экологических проблем: статья // Сборник статей по материалам XII Международной конференции молодых ученых Российского университета дружбы народов.- 2010. - С.23-27.

.        Дубнова О.С. Российский ТЭК в условиях финансово-экономического кризиса: энергосбережение и повышение энергоэффективности: статья // Финансы. Деньги. Инвестиции. - 2009. -№ 2. - С. 24-26

.        Кармело Месса-Лаго (профессор Питсбурского университета, США), «Перестройка социального обеспечения: обозрение пенсионных реформ и реформ здравоохранения в Латинской Америке», Оксфорд, Oxford University Press, 2008 г.

.        Люблинский В.С. Социальная политика в начале XXI века// Политическое образование: Информационно-аналитический журнал. - 2009 г. - № 4. - С.45-49

.        Мировая экономика: прогноз до 2020 г. /Под ред. акад. А.А. Дынкина. М.: Магистр, 2009.

.        Мокрецова О.И. Теоретические основы финансирования социальных расходов // Известия государственной экономической академии. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2008. - 107 с.

.        Окороков Р.В. Модели государственного и рыночного управления электроэнергетической отраслью [текст] // Вестник ИГЭУ» Вып. 1 2006 г. ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». с. 88-97

.        Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2010. - 254 с.

.        Халоева Е.Н. Национальные приоритетные проекты - важный инструмент государственной социальной политики в современных условиях // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. - 2010. - №11. - С. 56-59.

.        Хохлявин С.А. Стандарт ISO 50001: системный подход к энергоменеджменту // ЭнергоАудит. - 2009. - № 3(11). - С.36-39.

.        Яновский А.Б., Безруких П.П. Роль возобновляемых источников энергии в энергетической стратегии России. Международный конгресс «Бизнес и инвестиции в области возобновляемых источников энергии в России, 31.05-04.06 2002 г. Москва, Россия». Материалы конгресса в 3-х томах. М.: Интерсоларцентр, 2011.

Похожие работы на - Модели взаимодействия государства и рынка в энергетической отрасли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!