Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,58 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

Кафедра экономической теории и маркетинга










КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему: "Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики"










ВИТЕБСК

Содержание

Введение

. Сущность миграции рабочей силы

.1 Причины и виды миграции

.2 Основные направления международной миграции

.3 Количественные показатели миграции

.4 Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран

. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь

.1 Экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы

.2 Направления и структуры миграционных потоков

. Мероприятия по регулированию миграционных потоков в Республике Беларусь

Заключение

Приложения

Введение

миграция трудовой перемещение беларусь

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

Тема данной курсовой работы - миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Проблема миграции очень актуальна в наше время, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и рабочей силы в разных формах. Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

. Сущность миграции рабочей силы

.1 Причины и виды миграции

Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в 1885-1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека.

Термин "миграция" (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.

Миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

·        по направлениям:

миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

миграция между промышленно развитыми странами;

миграция между развивающимися странами;

миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

·        по территориальному охвату:

межконтинентальная;

внутриконтинентальная:) между государствами;

б) между макрорегионами;

·        по времени:

безвозвратная - связана с изменением постоянного места жительства;

временная:) краткосрочная (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства);

б) долгосрочная (более 1 года);

сезонная;

·        по степени законности:

легальная - нахождение в стране на законных основаниях;

нелегальная - незаконное пересечение границы;

·        по мотивам:

добровольная - обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

вынужденная - вызвана военными, политическими событиями, преследованиями на этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;

принудительная - насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).

Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;

несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

Наибольшую роль в развитии мировой экономики международная трудовая миграция начала играть после Второй мировой войны. Распад СССР значительно усилил подвижность населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности международных трудовых мигрантов.

Первоначально международная трудовая миграция имела стихийный характер. Но затем принимающие страны попытались ввести ее в организационные рамки. Так, уже в конце 19 - начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

.2 Основные направления международной миграции

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.

США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д.

С 1982 года Австралия проводит миграционную политику, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны.

Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран - бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Лидерство по масштабам миграции в Европе удерживают Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды.

Особо следует отметить международную миграцию в рамках стран Европейского Союза, где принята "Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС" (подписанная 9 декабря 1989 г.). В разделе I "Хартии" записано: "Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем"; "свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране". По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными. Ближний Восток. Рынок рабочей силы этого региона стремительно сформировался в 70-е годы XX века. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром. Другие развивающиеся страны. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта.

1.3 Количественные показатели миграции

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

• Трудовой доход (labor income), выплаты занятым (compensation of employees) - зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все отчисления резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц - нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.

• Перемещения мигрантов (migrants` transfers) - оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) - по данной статье.

• Переводы работников (workers` remittances) - пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная разница между статьей "трудовые доходы" (которая в платежных балансах некоторых стран называется "выплаты занятым") и статьями "перемещения мигрантов" и "переводы работников" заключается в том, что в статье "трудовые доходы" учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях "перемещение мигрантов" и "переводы работников" показываются доходы и расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов. Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfers) - оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи "перемещение мигрантов" и "переводы работников". На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

.4 Последствия трудовой миграции для стран-доноров и принимающих стран

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции: - вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате "похищения умов" США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.

иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;

иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии;

снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но и, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

обостряется ситуация на национальном рынке труда;

вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в странах-донорах является то, что:

эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем, эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако "утечка мозгов" в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

2. Миграция рабочей силы в Республике Беларусь

.1 Экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы

Население Беларуси активно рассматривает возможность трудоустройства за рубежом. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) в 2009 г., согласно которому 18.8% респондентов имели желание покинуть Беларусь. Более того, многих среди тех, кто склонен остаться в Беларуси, удерживает лишь отсутствие средств для эмиграции и сомнения в том, что они найдут работу за границей. Основная же причина, которая толкает людей на переезд в другую страну - это желание улучшить свое материальное положение. Такую причину возможного переезда из Беларуси назвало 81.8% респондентов, желающих эмигрировать. Таким образом, экономический фактор является ключевым мотивом переезда из Беларуси. Кроме того исследование BISS показало, что важное значение имеет и социальный аспект. Более трети респондентов отметили, что переезд в другие страны предоставит им возможность получить лучшую социальную защиту, а еще часть видит за границей шанс на получение более качественных медицинских и образовательных услуг. При этом восприятие преимущества от переезда в другую страну сильно разнится в зависимости от направления возможной миграции. В частности развитые страны привлекают стабильностью, возможностью устойчиво вести свой бизнес, малой коррупцией. В то же время большинство миграционных потоков направляется в Россию, которая, как и другие страны СНГ и Балтии, по мнению респондентов, не выигрывают у Беларуси по стабильности и действию принципов правового государства. Очевидно, что в случае соседних стран ключевым для миграции является экономический мотив. Проигрыш в уровне оплаты труда у занятых в Беларуси относительно большинства стран ЕС значительно выше, чем в случае России. Однако существует ряд факторов, который предопределяют выбор большинства мигрантов в пользу России. В частности, Россия более привлекательна из-за отсутствия языкового барьера, который существует в случае миграции в развитые страны или другие соседние страны. Кроме того, в рамках Единого экономического пространства белорусы могут трудоустроиться в России или Казахстане практически на тех же условиях, что и граждане этих стран. В странах ЕС данный барьер намного выше, так как к нему добавляется необходимость получения рабочей визы. Таким образом, на желание жителей Беларуси трудоустроиться за рубежом влияет в первую очередь "притягивающий" фактор более высокого уровня оплаты труда, возможность карьерного роста и наличие дополнительных социальных и правовых гарантий в случае миграции в развитые страны. Воздействие "выталкивающих" факторов на международную миграцию не столь существенно, особенно в "спокойные" времена. Однако его тоже можно проследить в высокой доле трудовых мигрантов из восточных областей Беларуси, в которых уровень бедности ощутимо выше, чем в других регионах. Относительно высокий процент трудовых мигрантов наблюдается среди жителей малых городов, которые традиционно относятся к социально уязвимым группам из-за проблем на местном рынке труда. Однако утверждать, что бедность толкает людей искать работу за рубежом, нельзя. Социально уязвимые группы в Беларуси - это безработные и экономически неактивное население, которое не может трудоустроиться даже внутри страны. Остальные социально уязвимые группы охватывают людей в нетрудоспособном возрасте. Исключение составляют сельские жители, но они предпочитают переезжать в города, а не ехать за рубеж. Международную трудовую миграцию выбирают относительно состоятельные жители городов, которые таким образом получают дополнительных доход для улучшения своего материального положения, а не для борьбы с бедностью.

2.2 Направления и структуры миграционных потоков

Важную роль в жизни белорусского общества играет миграция. Во второй половине 80-х-начале 90-х гг. в Республике Беларусь произошли кардинальные изменения в объемах, интенсивности и направленности миграционных потоков. Особенно существенно на изменения тенденций миграционных потоков повлияли распад СССР, а также перестройка экономической и политической жизни в республике и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. Межреспубликанская миграция населения бывшего СССР с распадом на независимые государства превратилась в международную. В связи с этим резко уменьшились объемы экономических, родственных и учебных миграций и возросли объемы потоков, вызванных стрессовыми ситуациями. Распад СССР, экономический и политический кризис, возникновение военных конфликтов на территории ряда бывших республик СССР, последствия экологической катастрофы на ЧАЭС и другие причины обусловили широкое распространение репатриационных миграционных потоков, вызвали массовые потоки беженцев и переселенцев, нелегальных мигрантов. Во второй половине 90-х гг. наметились новые изменения в тенденциях основных миграционных потоков. Общий объем всех внутриреспубликанских миграционных потоков начал увеличиваться, возросла их интенсивность и результативность. Для внешней миграции, при продолжающемся снижении ее общего оборота, стал характерен рост результативности.

Все миграционные потоки в стране разделяют на внешнюю и внутреннюю миграцию. Наибольшее количество мигрантов перемещается внутри страны, и их число увеличивается. Наибольший поток мигрантов составили переехавшие из одного района в другой в пределах одной области. В городах потоки внутриобластной и межобластной миграции на протяжении последних трех лет при увеличении численности миграционных потоков сохранили процентное соотношение (48 % - внутриобластная и 45 % - межобластная). Во всех внутриреспубликанских потоках сальдо миграции было положительным для городской местности и отрицательным - для сельской. Поток международной миграции относительно потоков внутри страны значительно уменьшился. Сальдо миграции между Беларусью и другими государствами бывшего Союза в 90-е гг. было положительным как для городов, так и для сельской местности, сальдо миграции со странами дальнего зарубежья - отрицательным как для городов республики, так и для сельской местности.

Внутренняя миграция. В результате социально-экономических и политических трансформаций в 90-е гг. коренным образом изменилась миграция населения между сельской и городской местностью республики. Уже с конца 80-х гг. отмечен резкий спад общего миграционного прироста в городах. Это в значительной степени связано с обострением социально-экономической обстановки, появлением безработицы и трудностями устройства в городах на работу, ростом стоимости частного жилья, отсутствием средств на приобретение своего жилья и т. д. Сказывается также повышенный отток городского населения за пределы республики, в дальнее зарубежье. Практически весь объем эмиграции из Беларуси в дальнее зарубежье идет из городов республики. Начиная с 1995 г. отмечен рост чистой миграции в города (1995 г. - 7,7 тыс. чел., 1996 г. - 16,0, 1997 г. - 28,2, 1998 г. - 38,5, 1999 г. - 34,7 тыс. чел.). Городское население Беларуси растет за счет миграции населения из сельской местности республики, из городов (кроме городов России) и сельской местности других стран СНГ и Балтии. Теряет Беларусь городское население в основном за счет эмиграции в дальнее зарубежье. Рост чистой миграции произошел как за счет внутренней, так и за счет внешней миграции. Следует отметить, что быстрее всех городов растет г. Минск. Он играет аккумулятивную роль в межобластной миграции. Все области в миграционном обмене с г. Минском имеют отрицательное сальдо миграции.

Наиболее разительные перемены в миграционных процессах произошли в сельской местности, где отрицательный прирост, который существовал на протяжении всего послевоенного периода, впервые в 1992 г. сменился на положительный. В 1992 г. он составил +14,2 тыс. чел., в 1993 г. +4,5 тыс. чел. Начиная с 1994 г. сальдо миграции вновь стало отрицательным. Миграционный прирост сельского населения складывался из двух составляющих: внутриреспубликанские потоки и международные потоки.

Сальдо внутриреспубликанской миграции из села в город постоянно оставалось отрицательным, хотя и имело тенденцию к снижению. Начиная с 1995 г. наблюдался стабильный рост отрицательного сальдо миграции.

Сокращение оттока из села в первой половине 90-х гг. в значительной степени было обусловлено сужением демографической базы сельской местности (сокращением численности населения в активных миграционных возрастах). Этому способствовали также: замедление роста городов; более активный, чем в прошлые годы, возврат в село сельских жителей, которые уехали в города республики несколько лет назад и по тем или иным причинам не смогли там прижиться; рост безработицы и вызванные ею трудности с трудоустройством в городах; обострение жилищной проблемы; концентрация мигрантов из удаленных районов и мелких городских поселений вокруг больших городов, особенно вокруг г. Минска. В целом миграционная подвижность сельского населения временно несколько затормозилась, так как люди предпочитали переждать нестабильный период на привычных местах.

В то же время резко возрос приток населения в сельскую местность Беларуси практически из всех республик бывшего СССР. Это связано с распадом СССР и обострением социально-экономической и политической обстановки. Наиболее значительное пополнение сельского населения республика получила из стран Балтии, России и Казахстана. Внутриреспубликанское сальдо миграции по сельской местности Беларуси все эти годы постоянно было отрицательным.

Наиболее активно в миграционном отношении население в возрасте 15-19 лет. Коэффициент интенсивности миграционного оборота в 1999 г. для этой группы составил 14,3 %. Наиболее пассивное (1,7 %) - население в возрасте старше 60 лет.

В среднем по республике коэффициент интенсивности миграционного оборота составил 4,4 % (в городской местности - 4,1 %, в сельской - 5,3 %). За последние три года величина этого коэффициента возросла, особенно в Минской и Витебской областях. Рост абсолютных размеров и интенсивности миграции за 1996-1999 гг. обусловлен повышением территориальной подвижности населения в возрасте 15-19 лет.

Внешняя миграция. В целом миграционный оборот Республики Беларусь с другими странами в 90-е гг. постоянно снижался. Если в 1992 г. 117,7 тыс. человек прибыло в республику и 60,5 тыс. выбыло из нее, т. е. чистый прирост составил 57,2 тыс. человек, то в 1998 г. прибыло 33,2 тыс. человек, а выбыло 13,3 тыс. человек, т. е. прирост составил 19,9 тыс. человек. Внешняя миграция складывалась из двух разных потоков: первый - со странами СНГ и Балтии и второй - с другими странами, не входящими в СНГ и страны Балтии. Если в первом потоке Беларусь на протяжении 90-х гг. постоянно имела положительный чистый прирост, то во втором он постоянно был отрицательным.

Миграционный обмен со странами СНГ и Балтии. В 90-е гг. Беларусь имела положительное сальдо миграции практически со всеми странами СНГ и Балтии. Хотя миграционный оборот Республики Беларусь с этими странами постоянно снижался, результативность этого потока росла. В 1998 г. из Беларуси выехало на 2,3 тыс. человек меньше, а въехало на 1,7 тыс. больше, чем в 1997 г. В результате сальдо миграции по сравнению с 1997 г. выросло на 4,0 тыс. человек.

Динамика миграционных потоков с ближним зарубежьем обусловлена рядом разнонаправленных факторов. Население, которое ранее свободно переезжало по территории СССР, сдерживают не только экономические (разные валютные системы, обнищание населения, отсутствие перспектив приобретения жилья, опасения по поводу возможных трудностей с трудоустройством), но и административные факторы. Люди остерегаются менять место жительства из-за проблем с гражданством, боятся потерять возможность связи с родственниками, опасаются проблем с исчислением стажа работы и получением пенсии и т. д. Сыграло свою роль и разделение Вооруженных Сил.

Активизируют миграционные потоки такие причины, как опасение потерять гражданство той страны, на территории которой люди собираются жить; военные конфликты, возникшие на территории ряда бывших республик СССР, нежелание жить в разных государствах с родственниками.

Прибывшие из государств бывшего СССР в Республику Беларусь в 1999 г. указали три основные причины своего приезда: приезд к родственникам (37,6 %), приезд на работу (22,0 %) и возвращение к прежнему месту жительства (13,7 %). Остальные 25,7 %, приехавшие в республику и прошедшие регистрацию, назвали такие причины, как приезд на учебу (6,9 %), получение, обмен, дарение или покупка жилья (5,8 %), возвращение военнослужащих (0,9 %) и др. Однако в зависимости от страны выбытия в структуре причин наблюдались существенные различия. Так, среди прибывших из стран Средней Азии и Закавказья значительное количество иммигрантов назвали основной причиной приезда вынужденное переселение (беженцы). Среди них доля приезжающих к прежнему месту жительства незначительна, гораздо больше приезжающих к родственникам. Среди прибывших из Закавказья таких 49,8 % , из Средней Азии - 42,9 %, из стран Балтии - 44,8 %, из России - 35,9 %, из Казахстана - 41,2 %. Следует отметить, что с каждым годом уменьшается доля приехавших к прежнему месту жительства и увеличивается количество приезжающих к родственникам.

За 8 лет (1991-1998) наибольшее сальдо миграции отмечено из России (81,6 тыс. человек) и стран Балтии (41,8 тыс. человек). Довольно большой приток был из Казахстана - 24,6, Украины - 24,5, из республик Средней Азии - 19,0, Закавказья - 15,6 и Молдовы - 2,9 тыс. человек. Следует отметить, что из стран Балтии приток начался раньше и к 1990 г. сальдо миграции из этих стран составило уже +4,6 тыс. человек.

3. Мероприятия по регулированию миграционных потоков в Республике Беларусь

Результаты анализа миграционных процессов позволяют отметить многообразие рассматриваемых внешних и внутренних факторов, детерминирующих развитие миграционных процессов, как объективных, так и субъективных, среди которых ключевыми определены экономические. В другом ракурсе факторы дифференцируются на притягивающие, отталкивающие и факторы сети. Глобализационное воздействие является различным по степени и способам на разные страны, что обусловливает разницу в миграционной политике и необходимость ее совершенствования. В исследованиях, документах международных организаций отмечается необходимость разработки новых концепций регулирования миграционных процессов, определения оптимальных иммиграционных критериев, исходя из изменяющихся внешних и внутренних факторов, возможного вклада иммигрантов в развитие страны, условий глобализации.

В настоящее время перед Беларусью стоит задача обеспечения рынка труда трудовыми ресурсами, регулирования миграции в условиях формирования новых региональных сообществ. При этом необходимо учитывать сужающееся их предложение, наличие внешней миграции, нерациональность потоков внутренней миграции, включая экологическую, повышение мобильности рабочей силы и в то же время направленность экономической политики на развитие национальной инновационной системы. Стратегия миграционной политики в условиях глобализации должна обеспечивать защиту прав и социальную интеграцию мигрантов.

Накопленный практический опыт в результате реализации трех миграционных программ в период 1998-2010 гг. в Республике Беларусь, формирования законодательства в сфере миграции позволяет приступить к обоснованию стратегии миграционной политики, ориентированной на долгосрочный результат. Разработка стратегической политики государства дает возможность сформировать обобщающую модель длительных действий, необходимых для достижения поставленных целей, исходя из имеющихся возможностей, и является основой стратегического планирования. Это позволяет определить проблемы, требующие решения, выявить четкие приоритеты, разработать план реализации стратегии, определить четкие критерии, которые будут являться индикаторами для оценки эффективности процесса ее реализации.

Формирование правового поля и системы государственных и общественных институтов, обеспечивающих миграционное регулирование в Республике Беларусь, является ключевой предпосылкой, определяющей возможность разработки и реализации стратегии миграционной политики в стране. На данном этапе, благодаря приобретенному страной за два десятилетия опыту в управлении миграционными потоками, официально разделены функции управления миграцией и определены подходы к координации деятельности институтов миграции.

На основании изучения правового и институционального обеспечения миграционной политики выделим следующие компоненты, являющиеся базисом государственного управления миграцией в стране:

) институциональное обеспечение реализации миграционной политики;

) правовое обеспечение миграционной политики;

) программный подход в управлении миграцией.

Рассматривая направления регулирования миграции, можно выделить следующие основные группы нормативных правовых актов:

·        регулирующие вопросы международного сотрудничества в соответствии с основополагающими требованиями ООН, МОТ, МОМ;

·        регулирующие аспекты регионального сотрудничества и разработки единой миграционной политики в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП и взаимодействия с ЕС;

·        регламентирующие взаимодействие, включая приграничное, с государствами-соседями;

·        устанавливающие нормативные правовые требования к регулированию миграционных процессов в стране, реализации государственной миграционной политики в Республике Беларусь;

·        государственные программные документы, определяющие цели и задачи в области миграции.

Регулирование трудовой миграции осуществляется в рамках соглашений о занятости и социальной защите трудящихся-мигрантов с рядом государств, ратифицированных Беларусью международных конвенций.

Иностранные граждане и лица без гражданства получают доступ на белорусский рынок труда после заключения договора с нанимателем, имеющим лицензию Министерства внутренних дел на осуществление деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы. Трудовой мигрант должен получить в подразделении по гражданству и миграции специальное разрешение на право осуществления трудовой или предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

В Концепции национальной безопасности, утвержденной 9 ноября 2010 г., предусмотрено создание комплексной системы стратегического планирования. Определено, что необходимое внимание будет уделяться оптимизации миграционных процессов, созданию условий для уменьшения эмиграции, сохранения интеллектуального и трудового потенциала республики, а также привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа, продолжится активное противодействие незаконной миграции. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы в главе "Внешняя миграция в интересах развития Республики Беларусь" предусмотрено создание механизма, основанного на избирательном подходе к привлечению иммигрантов с учетом их инвестиционного, образовательного потенциала, возраста; обеспечение финансовой поддержки иностранным семьям и специалистам при переезде и в период обустройства; организация рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов развития регионов; разработка мер адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество; использование возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов.

Ключевым приоритетом, являющимся базисом формирования стратегической политики в области миграции, является направленность на инновационное развитие национальной социально ориентированной экономики, исходя из необходимости обеспечения ресурсами рынка труда страны. Это предполагает сохранение имеющегося трудового потенциала и его развитие, привлечение высококвалифицированных кадров для развития высокотехнологичных отраслей, эффективного развития традиционных отраслей, в том числе, при необходимости, за счет привлечения трудовых мигрантов. Построение рыночной экономики обусловливает необходимость активизации бизнес-связей, привлечения потенциальных инвесторов, создания условий для их деятельности в стране.

Отрицательные демографические тенденции, отмеченные в Беларуси: старение население, снижение его численности, необеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, влияние экологической миграции, ставят задачу принятия ключевых приоритетов в стратегии миграционной политики. Необходимым является принятие ключевого стратегического решения о политике привлечения трудовых мигрантов. При этом необходимо учесть опыт тех стран, которые применяли различные варианты миграционной политики, и возможные результаты. Социоисторический и культурный контекст оказывает влияние на процесс социо-культурной интеграции мигрантов.

Направление миграционных потоков неблагоприятно для Беларуси. Соседство с ЕС является причиной сохранения транзитной миграции, включающей нелегальные потоки. Более высокий уровень социально-экономического развития ряда соседних стран обусловливает значительный отток трудовых ресурсов. Социальная стабильность в стране привлекательна для беженцев и лиц, ищущих убежища, из афроазиатского региона, но в то же время Беларусь не может обеспечить необходимый уровень их защиты без международной помощи. Экономические мигранты также представлены в нелегальных миграционных потоках, что ставит задачу дополнительных контроля и расходов государственных средств.

Внутренние миграционные потоки являются неравномерными, что вызывает недостаток трудовых ресурсов в сельскохозяйственных районах, в том числе экологически загрязненных, где существуют серьезные отклонения в демографической структуре населения (большой удельный вес людей пожилого возраста), отток квалифицированных специалистов.

Разночтения статистических данных, отсутствие единой информационной базы на региональном уровне приводит к искажению фактических показателей, отражающих миграционные тенденции в стране, что приводит к искажениям аналитических результатов и дает неверные предпосылки для анализа и принятия стратегических решений в области миграционной политики.

Глобализационные процессы, которые воздействуют на развитие мировой экономики, обусловливают необходимость объединения государств в региональные союзы. Для Беларуси в начале второго десятилетия XXI в. важным является участие в региональном сотрудничестве в рамках СНГ, что делает актуальным определение приоритетов в разработке и реализации совместной миграционной политики. Создание Союзного государства Беларуси и России, развитие двусторонних связей, формирование единого экономического пространства в рамках таможенного союза Беларуси, России и Казахстана привело к открытию границ и свободному перемещению мигрантов, что ставит дополнительные задачи перед органами внутренних дел, пограничной службой и другими государственными структурами.

Определение дальнейших приоритетов международного сотрудничества также является стратегической задачей, учитывая ряд общих вопросов, которые необходимо решать во взаимодействии. Договоры о реадмиссии являются актуальными для стран ЕС, в то же время для Беларуси принятие дополнительных обязательств должно быть стратегически обоснованно.

Необходимо учитывать, что развитие трудовой, учебной миграции приводит к диффузии иностранцев в структуру белорусского общества, часть мигрантов переходит в категорию постоянно проживающих в стране, что требует участия государства в процессе их адаптации, расширения взаимодействия с диаспоральными сообществами. Отражение негативных тенденций в развитии миграционных процессов в ЕС, России в средствах массовой информации приводит к формированию отрицательного восприятия мигрантов, дискуссиям в общественных, научных кругах, государственных структурах о роли и значении мигрантов, альтернативных вариантах миграционной политики в Беларуси.

Сотрудничество в формировании и реализации миграционной политики Беларуси с международными организациями - МОМ, УВКБ ООН, МОТ, участие в международных программах и проектах, ратификация международных конвенций позволяют реализовать ключевые принципы и механизмы защиты прав мигрантов.

Определение стратегических приоритетов при разработке миграционной политики Беларуси позволит избежать существующей в настоящее время некоторой фрагментарности, сосредоточенности на решении текущих вопросов, которые можно констатировать несмотря на применяемый программный подход к разработке и реализации миграционных программ, комплексно решать поставленные задачи с учетом имеющихся достижений и выявленных недостатков.

В современных условиях в определении проблемного поля государственной миграционной политики для стран с переходной экономикой достаточно важным является опыт стран ОЭСР в области миграции и ключевые направления, обозначенные как результат обобщения длительного опыта регулирования миграционных процессов, приоритеты, которым уделяется особое внимание при разработке стратегии государственной миграционной политики.

Заключение

Миграция рабочей силы представляет собой переселения трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину.

Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся - источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

Список литературы

. Балацкий Е. Государственное регулирование экспорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 8. С.; Международные экономические отношения / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. М., 1997. 2.Акопова E.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов н/Д, 2000.

. Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10.

. Молодикова И. Основные этапы и методы регулирования трудовой миграции // "Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты" // Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. Москва, 2003.

. Супрунович Р. М. Трудовая миграция в мировой экономике / Р.М. Супрунович; под научн. ред. В.Ф. Медведева; Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минстк: Право и экономика, 2006 .

. Бондарева, С. К., Колесова, Д. В. Миграция. Сущность и явления. М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж.

. Миграция населения Республики Беларусь // Республика Беларусь в цифрах. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.

. Миграционная ситуация в странах СНГ. М.: Локид, 1999.

. Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М.: Профиздат, 1996.

. Труд и занятость в России: статистический сборник. М.: Госкомстат России.

. Билсборроу, Р. Е. Статистика международной миграции / Р. Е. Билсборроу, Х. Грэм, А. С. Обераи. М.: Академия, 2001.

. Маркс, К. Вынужденная эмиграция / К. Маркс // Маркс, К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. Т. 8. М.: Просвещение, 1957.

Приложение А



Приложение Б

Уровень образования трудовых мигрантов

·        34% - среднее;

·        30% - среднее-специальное;

·        14% - неполное среднее;

·        13% - высшее;

·        6% - незаконченное высшее;

·        3% - начальное и без образования.

Приложение В

Общие итоги миграции населения Республики Беларусь (человек)

Похожие работы на - Миграция рабочей силы как фактор макроэкономической динамики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!