Методы экономической теории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,85 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы экономической теории















Курсовой проект

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Методы экономической теории»

Содержание

Введение

. Субъективистский, неопозитивно-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический подходы к изучению экономических явлений

. Методы экономической теории

. Использование математики в экономической теории. Вклад российских ученых-математиков в экономику (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.)

3.1 Метод экономико-математического моделирования

3.2 Методы теории вероятности и математической статистики

.3 Вклад российских ученых-математиков в экономику (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.)

Заключение

Список литературы

Введение

Экономическая теория относится к разряду общественных наук, поскольку производственные и рыночные процессы осуществляются посредством общественных отношений между людьми.

Экономическая теория изучает общественные отношения между людьми в процессе использования ограниченных ресурсов в целях максимального удовлетворения неограниченных индивидуальных и общественных потребностей, то есть производственные (экономические) отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все проблемы. Это лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.

Владение этим инструментом, знание основ экономической теории могут помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Цель работы: раскрыть содержание методологии и рассмотреть методы экономической теории.

Задачи работы:

. Изучить понятие подходов к изучению экономических явлений.

. Рассмотреть методы экономической теории.

. Рассмотреть использование математики в экономической науке.

экономический математический вероятность статистика

1. Субъективистский, неопозитивно-эмпирический, рационалистический, диалектико-материалистический подходы к изучению экономических явлений

Каждый человек на основе наблюдений за явлениями, происходящими в окружающей его действительности, делает умозаключения. Они являются результатом:

) изучения взаимосвязей, лежащих на поверхности, при этом реализуется экзогенное (поверхностное) мышление;

) исследования взаимосвязей, выявляющих «внутренние закономерности», при этом формируется эндогенное мышление.

Поверхностные представления не всегда достаточны для объективного (независимого от пристрастий) суждения о предмете. В результате возникает необходимость углубленных исследований его внутренних закономерностей, недоступных для внешнего наблюдения.

Научный анализ предполагает изучение закономерностей экономического развития по возможности независимо от имеющихся пристрастий. Это предполагает всесторонние, многоплановые исследования не только внешних, но в значительной мере внутренних закономерностей [10].

Для серьезного изучения экономических проблем первостепенное значение имеют вопросы методологии - науки о методах.

Внимание к методологии в настоящее время значительно возросло. Нельзя не отметить, что для западной экономической мысли второй половины прошлого столетия (ХХ века) характерен так называемый «методологический бум». О чем свидетельствует:

острая дискуссия по проблемам постпозитивизма в современной философии;

образование научного сообщества экономистов-методологов;

появление журналов «Экономическая наука и философия», «Экономическая методология» и др.; монографий под названием Философия экономики (например, Ю. Осипова);

в ведущих университетах Запада читаются курсы по методологии. Вышли учебники: Блауг «Методология экономики» (1994 г.), Калдуэл «Позитивизм: экономическая методология в ХХ в.» и др.;

Морис Алм в книге «Экономика как наука» (1995 г.) писал, что изучение экономики как науки в ее нынешнем состоянии с точки зрения философской науки, видимо, плодотворно, ибо как любая молодая наука, экономика наталкивается на вопросы методологии;

в ВАКе РФ в специальность 08.00.01 - экономическая теория с 2001 года введена область научных исследований - методология экономической теории. Что отражает признание значимости этих проблем для современной экономической науки.

Методология экономической теории - это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений и законов она предполагает применение общего подхода к изучению экономических явлений и процессов, единое понимание действительности, единую философскую основу.

Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить несколько главных подходов:

субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

рационалистический;

диалектико-материлистический;

синергетический [5].

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом их различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику, - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику, - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо). Такой подход позволял признавать деление общества на классы, в отличие от субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход до недавнего времени считался единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, - и в этом диалектика [7].

Начало XXI столетия характеризуется качественным сдвигом в развитии человеческой цивилизации. Нарастает тенденция синтеза культур и цивилизаций, целостности мира. Общим свойством новой экономической теории является то, что она не отбрасывает прежние знания, а интегрирует их. Интересно, что интернационализация хозяйственной жизни на рубеже ХХ и XXI веков постепенно приводит к качественно новому состоянию мира - всесторонней глобализации. Возникает принципиально новый способ ведения хозяйства, основанный на подчинении хозяйственных процессов и в мире, и в отдельных национальных экономиках одним законам. Это, в свою очередь, порождает потребность в обобщающих (глобальных) междисциплинарных подходах, в выходе на новый уровень интегрального взаимодействия различных отраслей научного знания. Откликом на востребованность некоего универсального знания нового типа служит синергетика.

Синергетический подход возник на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин. В центре внимания синергетики находятся качественные изменения в сложных системах с нелинейным многовариантным поведением. Фундаментом и одновременно основным рабочим инструментом синергетического подхода является теория неравновесных процессов, описывающая механизмы самоорганизации сложных систем различной природы: физических, биологических, социальных, экономических и т.д. Термин «синергетика» - (от греч. synergetikos) - был введен немецким физиком - теоретиком Г. Хакеном, чтобы подчеркнуть роль коллективных, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Ученый писал о целесообразности и плодотворности единого подхода к выявлению тенденций развития, возникновения новых качеств пространственно-временных структур.

В настоящее время под синергетикой понимают область научных исследований, целью которых является изучение общих закономерностей в процессах образования, развития и разрушения сложных неравновесных самоорганизующихся систем. Используя современный математический аппарат, ученые подошли к формированию общей теории развития - «универсального эволюционизма».

Идея синергетики, родившиеся в сфере естественно-научного знания, ныне активно проникли в философию, политологию, экологию, образование, а также в экономику, синергетический подход является основой нового мышления ХХI века.

Синергетика привносит в экономическую проблематику новые методы, новые видения проблем. Этот междисциплинарный подход, опирающийся на результаты точных наук, естественно-научных дисциплин, позволяет сделать аргументацию выводов из экономического анализа более точной и доказательной, отделить ключевые факторы от второстепенных.

Значимость синергетики - в ее объединяющей роли. Прогресс каждой отрасли специального знания ныне все более зависит от его «союза» с сознанием философским и общенаучным. Синергетика отличается от традиционных подходов широтой и переходом на более высокий уровень обобщений. Поэтому не случайно данное междисциплинарное направление относят к новому типу научного знания. Синергетика сегодня характеризуется как новая познавательная модель, где анализ перестает быть доминирующим, а господствующим становится синтез. На основе междисциплинарного синтеза обеспечивается целостный, интегрирующий взгляд на проблемы развития человеческой цивилизации.

Именно такой философско-методологический подход может быть применен и современной экономической теории [5].

2. Методы экономической теории

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр. methodos - «путь исследования») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета.

Метод - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается объект. Специфика метода зависит от своеобразия объекта исследования и предмета науки.

Методы, используемые в научно-познавательном процессе, получили название «научные методы познания».

Научные методы познания взаимосвязаны. На основе одних методов появляются другие, которые, в свою очередь, являются основанием для построения новых методов и т.д. Один и тот же метод может включать в себя определенный набор других методов. Таким образом, можно отметить, что совокупность методов, используемых в том или ином познавательном процессе, представляет собой «разряженную матрешку», в оборках платья которой может скрываться еще один, и еще один метод, и еще. В связи с этим в научном познании принято использовать методы комплексно. Правильный выбор методов познания и умение их использования делают исследовательский процесс более результативным и плодотворным.

Классифицировать методы можно по различным основаниям. К наиболее традиционным и чаще всего встречающимся в учебной литературе можно отнести следующие классификации: по широте и уровню применения, по сфере применения, а также по «механизму» получения знаний. Итак, рассмотрим данные классификации.

Классификация первая: с точки зрения широты применения принято выделять общенаучные, частнонаучные и специальные методы исследования.

Общенаучные методы исследования имеют наиболее широкое распространение, являются достаточно доступными и используются одновременно в различных (если не сказать - во всех) науках. Представление об общенаучных методах исследования дает формальная логика - наука о построении научного знания, основателем которой являлся древнегреческий ученый Аристотель. К общенаучным методам исследования могут быть отнесены: анализ, синтез, сравнение, аналогия и др.

Частнонаучные методы исследования характерны для определенной, конкретной науки и, как правило, их использование носит ограниченный характер. К частнонаучным методам могут быть отнесены: методы математического анализа, статистического анализа, социологических исследований и т.п. Эти методы, однако, часто заимствуются другими науками и используются междисциплинарно. Так, математические методы в экономике имеют широкое распространение, особенно в микроанализе экономических проблем. Экономическая статистика является базой для изучения экономических явлений. А для изучения макроэкономических явлений, например, безработицы часто используют социологические опросы. По мере развития любой науки в ней все большую и большую роль начинает приобретать междисциплинарный подход.

Классификация вторая: с точки зрения сферы применения можно выделить эмпирические (лат. эмпирио - опыт) и теоретические методы исследования.

Эмпирические методы служат для воздействия на действительность в целях ее освоения. К ним могут быть отнесены такие методы, как наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др. Эмпирические методы исследования опираются на чувственное восприятие действительности.

Теоретические методы служат для выдвижения, изучения и тестирования теоретических конструктов. К теоретическим методам исследования относятся: обобщение, идеализация, формализация и др. В основе теоретических методов исследования лежит рациональное, т.е. разумное (основанное только на мыслительных процессах) освоение действительности.

Однако деление методов на эмпирические и теоретические является несколько условным. С большей точностью можно было бы говорить о «преимущественно» теоретических и о «преимущественно» эмпирических методах исследования. Так, моделирование может предполагать создание образа объекта как в логически-формальных схемах разума, так и в экспериментальных условиях. В то же время научный эксперимент обычно начинается с формулирования гипотезы. Такие методы, как абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, можно также отнести к условно-теоретическим. Некоторые исследователи называют их смешанными.

Третья классификация: с точки зрения «механизма» получения информации методы научного познания могут быть поделены на эвристические (греч. эврика - находка) и алгоритмические.

Под эвристическими методами подразумевают те, которые позволяют получить знание с определенным допуском вероятности истинности, в основном в процессе «интуитивного прозрения». Такие методы составляют, видимо, большинство, и для получения более точного результата должны применяться вместе с другими методами. К ним могут быть отнесены: индукция, аналогия, статистические методы и др.

Алгоритмические методы позволяют получить более точное знание, сформированное в результате выполнения определенного устоявшегося и отработанного алгоритма. К ним могут быть отнесены методы: анализа, сравнения, измерения и др.

Каждый метод имеет определенные инструменты познания, т.е. средства, используемые для осуществления поставленной цели исследования. На выбор инструментов исследования могут повлиять: степень развитости научного знания, доступность инструмента, особенности изучаемого объекта, период изучения, особенности обработки информации, внешние условия. Конкретизация метода исследования ведет к конкретизации инструмента. Если график, рассматриваемый как инструмент анализа, может использоваться как в статистическом, так и в макро- и микроэкономическом анализе, то, например, график кривой Лоренца - только в макроэкономике при анализе неравенства в распределении доходов населения, а график кривой безразличия (линия равной полезности) - в микроэкономике в разделе «теория потребительского поведения».

Так же как и методы, инструменты находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Причем развитие инструментов исследования идет, видимо, по пути их унификации. Так, кривая Лоренца или коэффициент Джинни (инструмент измерения неравенства доходов населения) могут использоваться и при оценке конвергенции между странами, и при оценке степени концентрации рынка и т.п., а кривая безразличия - в теории производства (линия равного выпуска) [1].

Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода.

Метод экономической теории - это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.

Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1).

Рис.1. Основные методы экономической теории

Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция (от латинскою «абстракцио» отвлечение) как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного [8].

Абстракция исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Чтобы понять этот метод, необходимо представить абстрактную живопись. И будет все ясно. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех форм и красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотического набора фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, т. е. с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.

Экономическая теория - это своего рода модель, абстрактная картина всей экономики или какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны [9].

Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов. Так возникают такие общие понятия, как производство, потребности, распределение, обмен и др.

При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие им законы - законы общественных действий людей или экономические законы. В книге «Философия права» Гегель писал о политэкономии как науке, которая делает «честь мысли», потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность - понятия однородные (однопорядковые) и выражают глубину познания человеком явлений, мира.

Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Чтобы дать определение экономического закона, необходимо вспомнить философское определение закона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явления и как выражение внутренней, сущностной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону. Именно то, что не случайно, а типично, постоянно, выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов, выражает экономические законы. Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

) естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

) естественные законы вечны, экономические законы носят исторический характер;

) открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

) специфические экономические законы;

) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);

) общие экономические законы.

Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования, например законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия, например закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, например закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способы их разрешения.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др. [12].

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез - воссоздание единой целостной картины. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов.

Метод индукции - переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обобщающие выводы и формулирует теоретические положения.

Метод дедукции делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Это метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам.

Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным.

Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве.

Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю, и, соответственно, нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или жизнь, а лишь затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Этот метод имеет недостаток - обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить изучение хозяйства.

Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу [8].

В настоящее время возрастает значение применения количественных методов, математическое выражение сущностных зависимостей и закономерностей, а также экономического эксперимента.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Под экономическим экспериментом понимается искусственное воспроизведение экономического явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться на макро- и микроуровнях. К числу наиболее известных относится эксперимент на микроуровне по проведению безденежного обмена английского экономиста Р. Оуэна (1771-1858). В 1832 г. в Лондоне был создан меновой базар, где в обмен на товары выдавали боны, в которых значилось количество трудового времени, затраченного на производство определенных продуктов. На эти боны можно было приобретать любые представленные на базаре товары. Эксперимент Р. Оуэна потерпел неудачу, и в 1834 г. меновой базар был ликвидирован.

Французский экономист П. Прудон (1809-1865) выдвинул идею о мировом переустройстве общества посредством реформ кредита и обращения. Для осуществления своей идеи он предпринял в 1849 г. попытку основать «народный банк», банк для справедливого обмена.

В начале XX в. широкое распространение в США получил эксперимент Ф. Тейлора - система научной организации труда, который привел к резкому увеличению интенсивности труда рабочих.

В нашей стране к числу наиболее крупных экспериментов на макроуровне относится введение в России в 1918-1920 гг. «военного коммунизма», в результате которого была установлена продразверстка, согласно которой крестьяне должны были сдавать государству все излишки продовольствия и сырья.

В 1921 г. в России был введен НЭП, новая экономическая политика, предусматривавшая широкое использование товарно-денежных отношений, развитие многоукладности в экономике, оживление деятельности частных предприятий при сохранении регулирующей роли государства.

В 1965 г. в СССР была предпринята попытка осуществления крупномасштабной экономической реформы, в соответствии с которой в качестве важнейшего показателя результативности производства должна была выступать прибыль.

Экономические эксперименты проводятся в трех случаях:

Изучаемая хозяйственная система отличается значительными размерами и сложностью, охватить ее макроэкономическим наблюдением невозможно.

Макроэкономические наблюдения не позволяют получить ответа на вопрос о сущности наблюдаемых внутренних закономерностей и процессов.

Экономический процесс плохо изучен, и возможные результаты воздействия на него в реальной действительности могут быть непредсказуемыми.

Ограничения возможностей применения эксперимента:

Многообразие экономических связей в процессе общественного производства исключает изоляцию экономического эксперимента от окружающей обстановки.

В отличие от естественнонаучного объект экономического эксперимента не является пассивным по отношению к вводимым факторам эксперимента, а объект сам активно действует и искажающе влияет на результативность эксперимента.

По объекту воздействия эксперименты подразделяются на три вида: 1. Реальные - опыты в реальной обстановке; 2. Модельные - воздействие оказывается не на сам экономический объект, а на его модель; 3. Человекомодельные - деловые или хозяйственные игры. Они предназначены для обучения хозяйственных руководителей принятию правильных решений.

По цели экономические эксперименты подразделяются на два типа: хозяйственные; исследовательские.

По характеру исследуемых факторов: стимулирующие (дестимулирующие); организационные.

Первые связаны с введением экономических показателей, использованием форм коллективного и индивидуального стимулирования, применением соответствующих нормативов.

Вторые связаны с перестройкой организационных структур, с исследованием различных форм распределения прав и ответственности, методов доведения решений до исполнителей, с выдвижением кадров на руководящие должности.

Экономические эксперименты позволяют на практике отрабатывать рекомендации и программы с целью недопущения крупных просчетов и разрушительного их воздействия на народное хозяйство страны [6].

3. Использование математики в экономической теории. Вклад российских ученых-математиков в экономику (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.)

Экономика как наука об объективных причинах функционирования и развития общества еще со Средних веков пользуется разнообразными количественными характеристиками, а потому вобрала в себя большое число математических методов. Так, современный бухгалтерский учет основан на принципах, изложенных еще в 1494 г. в фундаментальном труде Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», в котором часть I, отдел 9, представляет собой трактат XI «О счетах и записях» [3].

Обычно в качестве исторически первой модели общественного производства называют экономическую таблицу Ф. Кенэ (1694-1774). В 1758 г. он опубликовал первый вариант своей «Экономической таблицы», второй вариант - «Арифметическая формула» - был опубликован в 1766 г.

Современная экономическая наука широко использует математические методы как для решения прикладных, практических задач, так и для теоретического моделирования социально-экономических явлений и процессов. Математические методы стали составной частью методов любой экономической науки, включая экономическую теорию. Ее использование в единстве с обстоятельным экономическим анализом открывает новые возможности для экономической науки и практики.

При проведении экономических исследований в связи с широким использованием ЭВМ появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык - язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономической теории начался ее расцвет, появилось новое дыхание - в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели.

.1 Метод экономико-математического моделирования

Применение методов экономико-математического моделирования существенно расширилось благодаря современному программному обеспечению ПЭВМ, они представляют собой один из наиболее динамично развивающихся разделов прикладной экономической науки.

Метод экономико-математического моделирования, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода и создаются экономические модели (рис.2).

Рис.2. Виды экономических моделей

Экономика - это система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ.

Соответственно экономико-математическая модель - это математическое описание исследуемого экономического процесса или объекта. Эта модель выражает закономерности экономического процесса в абстрактном виде с помощью математических соотношений.

Между моделью и ее прототипом не может существовать взаимно однозначного соответствия, так как модель - это абстракция, связанная с обобщениями и потерей информации. Адекватность реальной действительности - основное требование, предъявляемое к моделям.

Конструктивно каждая математическая модель представляет совокупность взаимосвязанных математических зависимостей, отображающих определенные группы реальных экономических зависимостей.

Параметры, описывающие экономические объекты, выступают в модели в качестве либо известных, либо неизвестных величин. Известные величины рассчитываются вне модели и вводятся в нее в готовом виде, поэтому их называют экзогенными. Эндогенные величины - это величины, которые определяются в результате решения модели.

Классифицируют экономико-математические модели по различным признакам.

По признаку целевого назначения выделяют теоретические и прикладные модели.

Теоретические модели предназначены для изучения общих закономерностей и свойств рассматриваемой экономической системы.

Прикладные модели дают возможность определять и оценивать параметры функционирования конкретных экономических объектов и формулировать рекомендации для принятия хозяйственных практических решений.

По признаку масштаба (величины) изучаемого экономического объекта модели делят на макроэкономические и микроэкономические.

Макроэкономические модели описывают экономику государства как единое целое, связывая между собой укрупненные (агрегированные) материально-вещественные и финансовые показатели: валовый национальный продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное потребление, инвестиции, занятость, инфляцию, процентную ставку, количество денег и т. д.

Микроэкономические модели описывают взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики либо хозяйственное поведение отдельной такой составляющей (отрасль, регион, фирма, потребитель и т. п.).

По признаку характера зависимости от времени модели делят на статические и динамические.

Статические модели - это модели, в которых значения всех параметров относятся к одному кванту (моменту или периоду) времени.

Динамические модели - это модели, у которых параметры изменяются во времени.

По признаку способа отображения времени модели делятся на непрерывные и дискретные.

Непрерывные модели - это те, в которых время рассматривается как непрерывный фактор.

Дискретные - это модели, в которых время квантовано.

По характеру отображения причинно-следственных связей различают детерминированные, стохастические и теоретико-игровые модели.

Детерминированные модели - это модели, в которых предполагаются жесткие функциональные связи.

Стохастические модели допускают наличие случайных воздействий на исследуемые показатели и используют инструментарий теории вероятностей и математической статистики.

Теоретико-игровые модели учитывают воздействие факторов, обладающих более высокой степенью неопределенности, нежели стохастическая.

И, наконец, экономико-математические модели классифицируют по математическому инструменту, применяемому при моделировании.

Наиболее распространенными и эффективными математическими методами, которые нашли как теоретическое, так и практическое приложение в экономических исследованиях, являются: дифференциальное исчисление, математическая статистика, линейная алгебра, математическое программирование, теория графов, теория вероятностей и теория игр [2].

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики [12].

.2 Методы теории вероятности и математической статистики

Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической верификации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-математических моделей и качественных утверждений или гипотез на основе доступных экономических данных с помощью методов теории вероятности и математической статистики, адаптированных к обработке экономических данных.

Статистический анализ - описание экономики на основе количественных показателей. Анализ экономики на основе статистики обеспечивает фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Любое экономическое исследование всегда предполагает использование статистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных количественных данных, характеризующих функционирование исследуемого экономического объекта, невозможно определить практическую значимость экономической модели.

Любые экономические данные представляют собой количественные характеристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся основой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут принимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обуславливать случайность данных, которые они определяют. Статистическая природа экономических данных обуславливает необходимость применения специальных адекватных им статистических методов для их анализа и обработки.

Собранные данные могут быть представлены в различной форме: в виде таблиц, диаграмм, графиков. Одной из главных целей обработки данных является обнаружение и анализ взаимосвязи между экономическими показателями.

На первом этапе исследования для этого может применяться графический метод. Построения графика для временного ряда, где переменная времени отложена на оси абсцисс, а значение показателя - на оси ординат, позволяет на самом общем уровне судить о характере динамики изучаемой переменной: о наличии или отсутствии тренда, регулярных колебаний (циклов), о стабильности динамики и т.д. О связи между двумя показателями можно судить с помощью графика рассеивания, на котором значение одного показателя отложено по оси абсцисс, другого - по оси ординат, а в качестве данных используются перекрестные данные или наблюдения временных рядов.

Визуальный анализ графика позволяет выдвинуть гипотезу о наличии положительной или отрицательной связи между выбранными экономическими показателями, т.е. предположение о том, что рост одного показателя сопровождается, как правило, ростом (снижением) другого [4].

Графическое изображение - познание экономических явлений в двухмерном измерении через систему абсцисс и ординат. График представляет собой изображение зависимости между двумя переменными (например, между количеством осадков в месяц и продажей зонтиков).

Независимая переменная (количество осадков) помещается на горизонтальной оси, а зависимая (продажа зонтиков) - на вертикальной оси.

Когда величины обеих переменных изменяются в одном и том же направлении, между ними существует положительная, или прямая, зависимость. Она изображается на графике в виде восходящей линии. Наклон восходящей линии является положительным, а нисходящей линии - отрицательным. Если с изменением значения независимой переменной значение зависимой не меняется, линия имеет нулевой наклон. Если одному и тому же значению независимой переменной соответствует бесконечное число значений зависимой, то наклон линии равен бесконечности (графики 1-4).

На графиках 1-4 (рис.3) показаны простейшие зависимости, выраженные прямой линией. В действительности зависимости носят более сложный характер и изображаются кривыми (графики 5-6) (рис.4). Наклон функций может меняться, переходя из положительного в отрицательный, и наоборот (графики 7-8) (рис.4).

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в повседневной жизни, и зачастую мы не осознаем этого. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса [12]..

Рис.3. Графическое изображение простейших линейных зависимостей

Рис.4. Определение наклона кривых

3.3 Вклад российских ученых-математиков в экономику (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.)

Одним из важных достижений российской экономической науки следует считать разработку теоретических идей, основанных на применении математических методов в экономических исследованиях. Эта традиция возникла во второй половине XIX в. Она складывалась на основе работ «чистых» математиков, занимавшихся экономическими исследованиями, и на основе разработок профессиональных экономистов, использовавших математику для анализа хозяйственных процессов.

Среди многих работ особое внимание привлекают труды В.К. Дмитриева (1868 - 1913 гг.) и Е.Е. Слуцкого (1880 - 1948 гг.).

Дмитриев разработал методику исчисления затрат труда, исходя из параметров, не зависящих от цены. С этой целью он предложил рассчитывать цены по двум моделям:

) определяя величину реальной заработной платы (в физических единицах);

) рассчитывая количество предметов потребления, приобретаемых рабочими. Заработную плату Дмитриев выразил через произведение количества потребляемого продукта на количество трудозатрат. Уровень прибыли рассчитал, используя технологический показатель, зависимый от «условий производства предметов потребления рабочего класса». Во второй модели все затраты сведены к затратам труда как исходному фактору. В этой модели фактически осуществлено исчисление полной трудоемкости продукта. Известно, что для производства продукции одной отрасли необходимо использование продукции других отраслей. Для расчета смежных затрат было введено понятие «технологических коэффициентов». Технологические коэффициенты отражают количественные соотношения (пропорции) между данной отраслью и смежными отраслями, участвующими в производстве продукции в порядке кооперации - путем поставки оборудования, сырья, топлива, комплектующих - слагаемых затрат (издержек). Чтобы свести технологические коэффициенты к однородным (сравнимым) данным, был использован показатель трудовых затрат. Иными словами, была исчислена полная трудоемкость продукции: затраты труда данной отрасли и соответствующие затраты смежных отраслей. По сути дела, Дмитриев впервые предложил способ исчисления полных (прямых и косвенных) затрат на выпуск продукции. Слуцкий обосновал положение, согласно которому полезность и спрос потребителей формируются под влиянием реальных экономических параметров - изменения цен и доходов. Они обусловливают систему предпочтений потребителей. В итоге принцип полезности получает объективную оценку. При изменении цен и стабильном доходе потребителя возникает эффект, получивший впоследствии название «эффект замещения». При изменении дохода и неизменности цен возникает «эффект спроса» (спрос увеличивается наряду с возрастанием дохода и уменьшается с увеличением цен на товар). Теоретические разработки Слуцкого, по сути, исходные положения теории потребительского спроса, были детально развиты другими экономистами и вошли в качестве неотъемлемого элемента в арсенал экономической науки.

Важнейшей задачей экономической политики в 20 - 30-х гг. являлось обеспечение высоких темпов развития народного хозяйства. Целью экономико-математических исследований было выявление источников и определение стратегии - политики в области экономического роста.

Вариант решения этой проблемы предложил Г.А. Фельдман (1884 -1958 гг.), намного опередив аналогичные западные работы. Исследование динамики он начал с анализа зависимости промышленного производства от капиталоотдачи. Этот анализ позволил ему определить, что наиболее высокий уровень капиталоотдачи присущ легкой промышленности, а наиболее низкий - тяжелой. Однако Фельдман не предложил развивать легкую промышленность как способ увеличить темпы роста народного хозяйства в целом. Он считал, что противоречие между высокой эффективностью легкой промышленности и низкой тяжелой промышленности выражает то, что «интересы завтрашнего дня противоречат интересам сегодняшнего дня». Фельдман считал, что темпы экономического роста зависят от структуры отраслей народного хозяйства и от распределения капиталовложений по отраслям. Поэтому он предложил для достижения высоких темпов развития экономики на длительную перспективу направлять инвестиции в тяжелую промышленность. Основные идеи Фельдмана по проблемам экономического роста изложены в двух статьях: «К теории темпов роста народного дохода», в которой содержится двухсекторная модель экономического роста, и «Аналитический метод построения перспективных планов». Фельдман ставил задачу изучения закономерностей темпов роста всей экономики, ее отдельных секторов, а также динамику потребления. Он считал, что рост потребления будет зависеть от соотношения темпов роста населения, производительности труда и темпов роста народного дохода.

Наиболее значительный вклад в разработку общих вопросов эффективности капитальных вложений внес В.В. Новожилов (1892 - 1970 гг.). Работы В. В. Новожилова, в частности «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании», обосновали решающую роль ценообразования, механизма распределения капиталовложений, согласования хозрасчетных (локальных) и глобальных (народнохозяйственных) интересов в плановой экономике. Поскольку народнохозяйственную эффективность нельзя выразить числом из-за разнородности элементов эффекта, он выдвинул основное условие сравнения вариантов, состоящее в тождестве эффекта. Выбор при этом может быть сделан посредством сравнения затрат на данные варианты. Тождество эффекта должно соблюдаться по объему, месту, времени выпуска продукции и отвечать одним и тем же целям экономической политики. Другими словами, он предложил процедуру приведения вариантов с различным эффектом к общему эффекту. Процедура приведения по объему продукции сводится к следующему: сначала формируется вариант с максимальными из имеющихся в этих вариантах выпусками, затем к каждому из них добавляются определенные объемы ежегодных расходов и капиталовложения, обеспечивающие выпуск той продукции, которая отличает данный вариант от максимального. Таким образом, варианты оказываются соизмеримыми, и их различие состоит в величине ежегодных и капитальных издержек. При разработке этой проблематики Новожилов подошел к проблеме соизмерения «расчетных» и «реальных» затрат, отметив ряд трудностей: наличие обратной зависимости между величинами капитальных и ежегодных затрат, сложность процедуры приведения при больших объемах общего эффекта с учетом комплексности производства продукции и т.п.

Работа Л.В. Канторовича (1912-1986 гг.) «Математические методы организации и планирования производства» (Ленинград, 1939 г.) положила начало новому направлению в математической экономике - методам линейного программирования, методам математического программирования. Его работа «Экономический расчет наилучшего использования ресурсов» вышла двумя изданиями в 1959 и 1960 гг., и была переведена на английский, французский, испанский и другие языки. За разработку метода линейного программирования Л.В. Канторович был (совместно с американским экономистом Т. Купмансом) удостоен Нобелевской премии в области экономики. Заслуга Канторовича состоит в том, что он предложил математический метод поиска оптимального варианта распределения ресурсов. Решая конкретную задачу достижения наибольшей производительности при загрузке оборудования предприятия, производящего фанеру, ученый разработал метод, получивший название метода линейного программирования. Тем самым был открыт новый раздел в математике, получивший распространение в экономической практике, способствовавший развитию и использованию электронно-вычислительной техники.

При непосредственном участии Канторовича и его ближайших коллег - Новожилова (автора идеи продуктово-трудового баланса) и В.С. Немчинова (1894-1964 гг.), обосновавшего глобальный критерий функционирования экономики, - формировалась отечественная экономико-математическая школа [11].

В последнее время в экономических исследованиях активно развиваются направления, связанные с использованием математических аппаратов теории оптимального управления, динамического программирования, теории игр. Характерной чертой современного развития экономической науки является более широкое использование математических методов и моделей как в анализе важнейших теоретических, так и в решении конкретных прикладных задач.

Заключение

Методология теоретической экономики - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыре основных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основным приемам и методам экономического анализа, рассмотрели использование математики в экономической теории и вклад российских ученых-математиков в экономику (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович, В.С. Немчинов и др.). Установили, что при изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть их все вероятные результаты.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.

В настоящее время применение сети Интернет, объединяющей пользователей во всем мире, позволяет не только использовать самые свежие данные в электронных учебных пособиях, которые обновляются по мере поступления информации на сервер, ответственный за хранение этих данных, но и использовать электронную среду для дистанционного обучения экономике.

Открывающиеся новые возможности влекут за собой получение углубленного знания экономической теории.

Список литературы

1. Введение в экономическую теорию: учебное пособие/Е.Б. Бедрина, О.А. Козлова, Т.А. Саламатова, А.В. Толпегин.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.- 210 с.

. Грицюк С.Н. Математические методы и модели в экономике: Учебник / С.Н. Грицюк, Е.В. Мирзоева, В.В. Лысенко - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 348 с.: ил.

. Красс М. С, Чупрынов Б. П. Математика для экономистов. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учебное пособие/ под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.- 832с.

. Методология исследования экономических процессов. Труды д.э.н., профессора Журавлевой Г.П. (в помощь аспирантам). Режим доступа: http://www.rea.ru/

. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд.: ЗАО Издательский дом «Питер»; СПб.; 2006.- 473с.

7. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.-187с.

8. Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. - М.: Рыбари; К.: 2009.- 870 с.

9. Экономическая теория. Носова С.С.- М.: Кнорус, 2008.- 520с.

10. Экономическая теория. Океанова З.К. Учебник. - М.: «Дашков и К0», 2008.-405с.

11. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В.Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. - 2-е изд., стер. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - Ч.1. - 232 с.

. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 714 с

Похожие работы на - Методы экономической теории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!