Методология англо-американской школы маржинализма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методология англо-американской школы маржинализма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ




РЕФЕРАТ

МЕТОДОЛОГИЯ АНГЛО-АМЕРИКАНСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИЗМА

Выполнила

студентка 1 курса

группы 36Эм134,

Габескелиани Н.А.

Проверила

д.э.н., профессор

Мильчакова Н.Н.


Тюмень - 2013г.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Теория полезности Джевонса, теория обмена Джевонса, теория предложения труда Джевонса, «Закон Кларка».

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Теория полезности Джевонса. Джевонс утверждает, что основной проблемой экономической науки является «максимизация удовольствия». Термин «полезность» означает абстрактное свойство объекта соответствовать нашим целям, то есть «все, что доставляет нам удовольствия или избавляет от страданий, может обладать полезностью». Общая полезность имеющихся у нас единиц блага зависит от его количества.

Теорию обмена Джевонс вывел из своей же теории полезности. Теория обмена стала также и теорией ценности. По словам Джевонса, следует использовать слово «ценность» для понятия меновой ценности. Меновая ценность - это пропорция при обмене разнородных благ (одного на другое). Она способна стать меновой пропорцией на открытом рынке, где все и всем доступно.

«Закон Кларка» состоит в том, что полезность товара распадается на составные элементы («пучок полезностей»), после этого ценность блага определяется суммой предельных полезностей всех его свойств.

3. ИСТОРИЯ В ПЕРСОНАЛИЯХ

3.1 Уильям Стэнли Джевонс

Уильям Стэнли Джевонс - английский экономист, статистик и философ-логик.

Главную проблему экономической науки видел в изучении потребления, основным законом которого считал закон убывающей предельной полезности. Одним из первых попытался применить математические средства к экономическому анализу. Продолжал разработку математической логики. Связал теорию логической индукции с теорией вероятностей.

С 1863 по 1876 г. Джевонс преподавал в Манчестере, а с 1876 по 1880 г. - в Лондонском университетском колледже. В 1871 и 1874 гг. соответственно выходят в свет его самые знаменитые книги: «Теория политической экономии» и «Принципы науки - трактат о логике и научном методе».

Джевонс был одним из самых разносторонних экономистов своего времени: его в равной степени увлекали теоретические проблемы экономической науки, прикладной анализ (например, рынков угля и золота), статистические исследования (Джевонс внес большой вклад в разработку теории индексов, а также попытался создать теорию экономического цикла, основанную на периодичности солнечной активности), и вопросы логики и методологии науки (здесь Джевонс продемонстрировал необычайно широкий кругозор, выходящий за рамки экономической теории, заложив основы современной логики). Хотя Джевонс не оставил специальных трудов по истории экономической мысли, ему принадлежит наиболее подробное для своего времени и наиболее уважительное к своим предшественникам и современникам описание исторического развития математической теории предельной полезности.

В историю экономической мысли Джевонс вошел в первую очередь как автор книги «Теория политической экономии», выход которой одновременно с основными трудами Менгера и Вальраса ознаменовал начало маржиналистской революции.

В предисловии Джевонс формулирует свой знаменитый тезис о том, что «наша наука должна быть математической хотя бы потому, что имеет дело с количествами». Хотя экономические зависимости можно описать и словами, но математический язык более точен и легче воспринимается. Чтобы экономическая наука действительно стала точной, она нуждается в расширении и совершенствовании статистатистических данных, которые позволят дать формулам количественную определенность. Свою же теорию Джевонс характеризует как «механику полезности и собственного интереса».

Методология экономического анализа.

У.С. Джевонсу, в противоположность его австрийским единомышленникам, не удалось создать собственной школы - настолько сильны были на его родине позиции классической школы. Возможно, та или иная школа во многом носит национальный характер. Не случайно главные представители классической политической экономии происходили из Великобритании. Наверное, это и помешало образованию там особой субъективной школы.

Цель экономической науки, по мнению У.С.Джевонса, состоит в том, чтобы показать, как можно максимизировать счастье. Человек в своей жизни стремится к удовольствию и пытается избежать боли. Задача, таким образом, заключается в том, чтобы получить удовольствие ценой как можно меньшей боли (тягости).

Человеческие ощущения (положительные и отрицательные) могут быть количественно измерены. Каждое ощущение характеризуется продолжительностью и интенсивностью (силой). Ощущение можно представить как произведение его продолжительности на интенсивность. Боль - это то же удовольствие, только с обратным знаком. Следовательно, различные ощущения можно суммировать. Отсюда задача максимизации удовольствия превращается в математическую задачу сложения боли и удовольствия с тем, чтобы получить как можно больший чистый положительный результат.

По мнению Джевонса, экономическая наука должна быть еще и математической, поскольку в ней достаточно цифр. Математический подход помогает сделать экономическую теорию более точной наукой. Эту науку следует основывать на статистических данных.

Теория полезности.

Полезность - это абстрактное качество, благодаря которому та или иная вещь может служить нашим целям, т. е. приносить удовольствие или избавлять от боли. Полезность не есть нечто внутренне присущее вещи. Она - лишь оценка, которую человек дает вещи, исходя из своих потребностей в ней.

Необходимо различать общую полезность вещи и полезность какой-то отдельной ее части. Для иллюстрации этого отличия мы можем привести пример с пищей. Пища как таковая обладает бесконечной полезностью для человека, ибо без нее мы не можем существовать. Однако если от дневного рациона человека отнять одну десятую, он вряд ли заметит потерю. Если же отнять еще одну десятую, потом еще одну, то уменьшение пищи станет гораздо более ощутимым и будет нарастать с сокращением рациона на каждую последующую десятую часть. И наоборот, если мы будем увеличивать рацион на небольшие добавки, то полезность каждой дополнительной части, с точки зрения данного человека, будет все меньше и меньше.

С другой стороны, то же общее количество пищи мы можем разделить на большее количество порций, размер которых соответственно будет меньше.

Из физиологических особенностей человека можно вывести общий закон последней степени полезности каждого блага: с ростом количества блага в распоряжении индивида последняя степень полезности этого блага убывает.

Таким образом, именно У. С. Джевонс заложил традиции использования методов дифференциального и интегрального исчисления в экономической науке. Теория труда

Чем больше работник трудится, тем больше он производит, следовательно, Произведенный продукт представляет для работника некоторую полезность, последняя степень которой с увеличением запаса продукта падает. С другой стороны, чем дольше трудится работник, тем больше для него тягость труда. Следовательно, в процессе труда переплетаются две противоположные тенденции: увеличение удовольствия от производимого блага и рост тягости от самого труда.

Теория обмена.

Чтобы решить проблему обмена, т. е. найти равновесные количества обмениваемых благ, У.С. Джевонс строит модель обмена. В основе этой модели лежит ряд следующих предпосылок.

. Обмен происходит на рынке. Рынок - это два индивида или более, обменивающие между собой два или более вида благ; причем величина запасов этих благ у каждого индивида и намерения этих индивидов известны всем остальным. Кроме того, все знают те пропорции, в которых совершают обмен между собой любые два участника рыночного процесса.

. Каждый участник осуществляет обмен исключительно в собственных интересах.

. Конкуренция на рынке носит совершенно свободный характер, так что каждый индивид моментально идет на обмен, когда какой-то другой участник рыночного процесса предлагает чуть более выгодные условия обмена.

. Обращающиеся на рынке блага совершенно однородны по своим качествам, т. е. абсолютно неотличимы друг от друга. Следствием из этой последней предпосылки является то, что можно назвать принципом единой цены: на одном и том же рынке в любой момент времени у любого блага может быть только одна цена.

Легко видеть, что эти предпосылки - совершенная информированность, отсутствие сговора, однородность продукции - представляют собой характеристики совершенной конкуренции. Таким образом, У. С. Джевонс был едва ли не первым среди маржиналистов, заложившим основы концепции совершенной конкуренции.

Недостатком теории обмена У. С. Джевонса является то, что он не показал процесс достижения равновесной цены, которая алгебраически находится посредством решения системы уравнений. Этот недостаток попытался исправить выдающийся английский экономист Ф. И. Эджуорт.
3.2. Ф. И. Эджуорт как последователь У. С. Джевонса
Ф.И. Эджуорту принадлежит заслуга развития и уточнения предложенной У. С. Джевонсом модели обмена (и соответственно, концепции совершенной конкуренции). Развитие состояло в том, что он смог продемонстрировать процесс достижения равновесной цены, обнаруженной У. С. Джевонсом только алгебраически.

Для достижения этой цели Ф. И. Эджуорт в своей работе «Математическая психология» [«Mathematical Psychics»] (1881) дополнил джевонсовскую модель обмена еще одной предпосылкой. Он допустил, что на рынке существует бесконечное количество продавцов и покупателей. Тем самым он в еще большей степени, чем сам У. С. Джевонс, приблизил эту модель к совершенно-конкурентным условиям.

При анализе самого процесса достижения равновесной цены Ф. И. Эджуорт вслед за У. С. Джевонсом (который здесь опирался еще на Г. Г. Госсена) предполагал, что участники рынка (торгующие лица) не воспринимают рыночную цену как данность. В этом принципиальное отличие подхода к определению равновесной цены на рынке Госсена - Джевонса - Эджуорта от подхода Курно - Вальраса (см. разделы 2.1 и 5.4). Процесс функционирования рынка описывается Ф. И. Эджуортом как процесс непрерывного перезаключения контрактов [recontracting]. Этот процесс состоит в том, что участники рынка заключают друг с другом сделки, но, если обнаруживают более выгодные условия покупки или продажи товаров, немедленно перезаключают их. Такое перезаключение происходит до тех пор, пока на рынке не установится система относительных цен, устраивающая всех его участников. Именно с помощью этой идеи Ф. И. Эджуорт дополнил недостающее звено в теории обмена У. С. Джевонса.

Недостаток концепции перезаключения контрактов Ф. И. Эджуорта состоит в том, что в рыночной экономике реального мира заключение контрактов предполагает их обязательное выполнение; процедура перезаключения контрактов невозможна. Поэтому можно говорить о том, что концепция Ф. Эджуорта (впрочем, отнюдь не в меньшей степени, чем концепция Л. Вальраса) в значительной мере нереалистична и может рассматриваться лишь как первое приближение к исследованию реалий ценообразования в рыночной экономике.

3.3 Джон Бейтс Кларк

полезность обмен благо труд

Профессор Колумбийского университета (США) Джон Бейтс Кларк (1847 -1938) является основателем американской школы маржинализма. Основными его работами являются <Философия богатства> (1886) и <Распределение богатства> (1899).

Вкладом Дж. Б.Кларка в экономическую науку является то, что он подразделил последнюю на три основных направления: универсальная экономика, социально-экономическая статика и социально-экономическая динамика. При этом он считал, что универсальная экономика должна заниматься исследованием общих законов экономической деятельности, таких, как закон народонаселения, закон убывающей производительности труда и капитала, закон убывающей полезности. В социально-экономической статике необходимо рассматривать проблемы равновесного состояния экономических систем, абстрагируясь от их генезиса. Социально-экономическая динамика исследует развитие экономических систем, причем здесь должны изучаться внешние по отношению к экономической системе факторы, которые обуславливают специфику функционирования последней.

Дж. Кларк активно использовал графический метод. Исходной предпосылкой его теории является закон убывающей предельной производительности факторов производства (убывающей отдачи). Это не позволяет распространить выводы на ситуацию, когда из-за внедрения новых технологий растет предельная производительность капитала.

В своих исследованиях Дж. Кларк ограничился решением статических задач, оставив теорию экономической динамики последующим исследователям.

Анализируя функционирование капиталистических экономических систем, Дж. Б.Кларк предложил два основных вида равновесия: статическое и динамическое. В первом случае наблюдается ситуация, когда цены равняются предельным издержкам производства, прибыль и прибавочный продукт равны нулю, доход владельцев капитала составляет вознаграждение за услуги капитала. Причем рассматриваются не конкретные экономические ситуации, а абстрактная экономическая модель, в которой исключены все факторы внешнего воздействия. При этом становится возможным выявление основных факторов, обуславливающих установление равновесия в экономических системах.

Во втором случае происходит рост предельной производительности того или иного фактора в результате реализации различных усовершенствований. Здесь отмечается такая ситуация, при которой заработная плата растет только после роста предельной производительности труда, а прибыль образуется только спустя определенный промежуток времени, пока экономическая система не достигнет состояния статического равновесия.

Развивая концепцию предельной производительности, Дж. Б.Кларк исходит из того, что экономическая оценка благ и их полезности дается не отдельными индивидами, а большими группами покупателей (по Кларку - классами покупателей). При этом каждый класс покупателей определяет цену конкретного товара. Исходя из этого, предельную полезность Дж.Б.Кларк определяет как полезность такого блага, которое отдельный класс покупателей приобретает на последнюю имеющуюся у отдельного представителя денежную единицу.

Дж. Б.Кларк является автором известного экономического закона убывающей предельной производительности, заключающегося в том; что когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, то дополнительное приращение других факторов будет приводить к убывающему росту продукции. При этом каждый фактор производства (земля, труд и капитал) является носителем определенной производительности и способствует созданию определенного дохода, часть которого достается собственнику конкретного фактора производства. Как дальнейшее развитие данного закона был сформулирован так называемый закон Кларка, который гласит, что ценность (стоимость) продукта определяется суммой предельных полезностей его свойств, при этом каждая предельная полезность относится к отдельному классу потребителей.

Исходя из собственной трактовки факторов производства, Дж. Б.Кларк считал, что заработная плата выступает предельной производительностью труда конфетного работника. При этом в условиях неизменности количества капитала достигается определенный предел, так называемая <зона безразличия>, когда даже при увеличении числа работников происходит уменьшение производительности труда каждого вновь нанятого работника. Поэтому Дж.Б.Кпарк считал, что величина заработной платы обратно пропорциональна величине производительности труда и уровню занятости наемных работников или при росте занятости падают производительность труда и размер заработной платы.

При достижении состояния равновесия каждый фактор производства оплачивается исходя из его предельной производительности, которая соответствует изменению выпуска продукции в условиях прироста данного фактора на одну условную единицу при неизменности величин других факторов. Поэтому предельная производительность труда определяется тем продуктом, который создается за единицу времени таким работником, использование труда которого еще приносит прибыль. Вследствие этого заработная плата равняется предельной производительности труда. Предельная производительность капитала - это величина его последней условной единицы, использование которой еще способствует получению прибыли, а доход владельцев капитала составляет его предельную производительность.

Особенности методологического подхода англо-американской школы

. Методологический индивидуализм. Маржиналисты придерживались методологического индивидуализма, т.е. объясняли экономические явления поведением отдельных индивидов. Общество в целом представлялось маржиналистам как совокупность атомистических индивидов.

. Статический подход. Маржиналистов интересовал не динамический, а статический аспект экономической системы, , не то, как изменяется экономика, а то, к она устроена.

. Экономическая рациональность. Состояние индивида является равновесным, если оно для него в данных условиях наиболее выгодно по сравнению с возможными альтернативами, т.е. оптимально.

. Предельный анализ. Центральное место в аналитическом арсенале занимают предельные (marginal) величины, характеризующие дополнительное единичное или бесконечно малое приращение благ, доходов, трудовых усилий и т.д.

. Математизация. Принцип максимизации позволил трактовать экономические проблемы как задачи на нахождение условного экстремума и применять дифференциальное исчисление и другие математические инструменты анализа.

ВОПРОСЫ

·В чем состоит основное отличие маржиналисткого подхода от классического?

·Как, согласно воззрениям Джевонса, меняется восприятие труда индивидом, при увеличении времени работы?

·Исходя из каких предпосылок, Джевонс обосновывал применение математических методов в экономике?

·В чем состоит цель экономической науки по Джевонсу?

·Приведите пример, иллюстрирующий закон убывающей предельной полезности.

·Ситуация, когда цены равняются предельным издержкам производства, прибыль и прибавочный продукт равны, иллюстрирует статичное или динамическое равновесие экономики?

·Что Дж.Б. Кларк понимал под «зоной безразличия»?

·Основные закономерности обеспечения экономического равновесия, по мнению Кларка, рассматриваются в статистике или динамике?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 471 с.

3. Костакова Т.А. История экономических учений, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"justify">4. Лабудин А.В., Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В. и др. История экономической мысли: Предмет и методы; Эволюция экономических учений; Теория глобализации: Учебное пособие для вузов (под ред. Круглова В.В., Балахоновой Е.В.), 2008г. - СПб: Питер, 240c.

. Методы экономических исследований. А.М. Орехов: учебное пособие. - М: ИНФРА-М, 2009. - 392 с.

Маевский В. Об инструментах экономической политики / В.Маевский, Э. Захаров // Вопросы экономики. - 2007. - N 10. - С.28.

.Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 288 с.

Похожие работы на - Методология англо-американской школы маржинализма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!