Издержки и эффективность производства в рыночных условиях (на примере ОАО 'Ламзурь')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Издержки и эффективность производства в рыночных условиях (на примере ОАО 'Ламзурь')

Содержание

Введение

1. Экономическое содержание и значение издержек и эффективности производства

1.1 Экономическая сущность издержек, основные их виды

1.2 Себестоимость ее сущность и виды

1.3 Система показателей оценки производства

2. Анализ эффективности производственной деятельности для ОАО "Ламзурь"

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ состава и структуры издержек

2.3 Оценка эффективности экономической деятельности предприятия

3. Основные направления сокращения издержек и повышение эффективности производства ОАО "Ламзурь"

3.1 Пути повышения экономической эффективности производства

3.2 Предложения по использованию зарубежного опыта в отечественной практике

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что предприятие как коммерческую организацию, прежде всего, характеризует деятельность, направленная на минимизацию издержек и максимизацию прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки - это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Кроме того, проблема снижения издержек очень актуальна в современных экономических условиях, так как ее решение позволяет каждому конкретному предприятию выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, построить крепкое и сильное предприятие, которое будет иметь хороший экономический потенциал. Таким образом, понятие сути и классификации издержек как экономической категории способствует правильному подходу к максимизации прибыли предприятия, что является актуальной задачей.

Сопоставление затрат и результатов деятельности - суть экономики предприятия. В рыночных условиях основной целью деятельности предприятия является достижение максимального экономического результата - прибыли. В этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Таким образом, тема курсовой работы является особенно своевременной и актуальной.

Серьезный вклад в становление и развитие методологии и практики управления издержками внесли исследования отечественных ученых: Ананькиной Е.А., Аникина Б.А., Гаджинского A. M., Залмановой М.Е., Миневского А.И., Неруша Ю.М., Новикова О.А., Сергеева В.И., Федорова Л.С. Сущность затрат, методы их учета и анализа рассматривают зарубежные авторы: К. Друри, Г. Мюллер, Х. Гернон, Г. Минк, А. Томпсон, Р. Каплан, А. Стрикленд, Ч. Хорнгрен, Дж. Фостер и др.

Предмет исследования - учет и анализ издержек предприятия.

Объектом исследования является ОАО "Ламзурь", производящий весь ассортимент кондитерских изделий мучных и сахаристых. Вся продукция подкреплена сертификатом качества.

Цель курсовой работы - исследовать сущность издержек производства, себестоимости продукции, их структуру и способы минимизации, а также практику расчетов показателей эффективности производства предприятия и выявить возможные пути повышения эффективности производства на примере ОАО "Ламзурь".

Для реализации этой цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

         рассмотрение теоретических вопросов, касающихся сущности понятий издержки, себестоимость продукции, эффективность производства;

         проведение экономического анализа основных показателей в целом по предприятию, а также их изменения;

-        выявление резервов и выработка путей снижения издержек и себестоимости продукции предприятия и повышения эффективности его деятельности.

Курсовая работа состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении сформулированы актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования. В основной части анализируется поставленная проблема, проводится анализ хозяйственной деятельности предприятия и на основании полученных результатов даются рекомендации по повышению эффективности производства и снижению издержек и себестоимости продукции. В заключении приведены основные результаты курсового исследования.

1. Экономическое содержание и значение издержек и эффективности производства

1.1 Экономическая сущность издержек, основные их виды


Издержки - это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей [39, с.116]. Следует различать понятия "затраты" и "издержки", что связано с различием соответственно расходуемых на производство ресурсов (материальных, природных, трудовых, информационных и пр.) и их стоимостной оценки. Поэтому издержки - это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму.

Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции. Поэтому понятия "затраты на производство" и "издержки производства" могут рассматриваться как идентичные только в определенных условиях. [20, с.15]

В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:

         непосредственным производством продукции, обусловленные

технологией и организацией производства;

         использованием природного сырья;

-        подготовкой и освоением производства;

         совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);

         изобретательством и рационализацией, проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов, выплатой авторских вознаграждений и т.п.;

         обслуживанием производственного процесса;

         обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;

         управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг и т.п.;

         подготовкой и переподготовкой кадров;

         отчислениями на социальное страхование и пенсионное обеспечение, по обязательному медицинскому страхованию и др. [48, с.545]

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должно понести предприятие с целью создания товаров и последующего получения прибыли [7, с.281]. К ним относятся затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержек обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости.

издержка показатель оценка эффективность

Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.

Постоянные издержки (FC) не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство продукции на какое-то время полностью остановлено. К стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции.

Переменные издержки (VC) зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует совокупные (валовые) издержки (TC) - сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции.

Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки (ATC) равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки (AFC) определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки (AVC) образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

Отдельную группу представляют предельные издержки (MC), отражающие прирост совокупных издержек, вызванный увеличением объема выпуска на единицу продукции.

Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки - это денежные платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В их число входит зарплата персонала, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и мн. др. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм представляют собой альтернативные издержки использования ресурсов, находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности [46, c.152].

Понятие "экономические издержки" является общепринятым, бухгалтерские - исчисляются на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Производство любого вида продукта или оказание услуг требует определенных ресурсов. Издержки по выпуску продукции зависят от количества используемых ресурсов и цен на факторы производства. Например, издержки, обусловленные затратами труда, выражаются в заработной плате, выплачиваемой персоналу. Издержки, связанные с потребленными в процессе производства сырьем, материалами, покупными изделиями и полуфабрикатами, определяются материальными затратами. Перечисленные издержки называются издержками производства.

Кроме затрат, связанных с производством продукции, предприятие несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынок. К ним относятся расходы по транспортировке изделий потребителям, проведению маркетинговых исследований, организации рекламы и др. Выраженные в денежной форме, они представляют издержки реализации продукции (издержки обращения).

Наряду с издержками производства и реализации продукции предприятие платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые и внебюджетные фонды, которые также относятся на издержки реализации продукции (издержки обращения). Сумма издержек производства и реализации, налогов, сборов и обязательных отчислений в целевые и внебюджетные фонды образует издержки производства и реализации. [7, c.283]

Существует множество признаков, по которым проводится разделение издержек на различные виды. Выделим некоторые из них, употребляемые в отечественной и зарубежной практике (таблица 1.1) [22, с.156].

Таблица 1.1 - Классификация издержек производства

Признак классификации

Подразделение издержек производства на виды

По отношению к производственному (технологическому) процессу По отношению к объему производства По единству состава По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции По участию в производственном процессе По эффективности По отражению в бизнес-плане По периодичности возникновения

Основные и накладные Переменные и постоянные Одноэлементные и комплексные Прямые и косвенные Производственные и внепроизводственные Производительные и непроизводительные Планируемые и непланируемые Текущие и единовременные


К основным относятся издержки производства, непосредственно связанные с производственным (технологическим) процессом изготовления продукции (выполнения работ или оказания услуг). В любом производстве они составляют важнейшую часть затрат предприятия, достигая в отдельных отраслях 90% себестоимости. Накладные издержки производства образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Одноэлементными считаются издержки производства, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Комплексные издержки производства состоят из нескольких экономических элементов.

Важнейшую роль в организации учета издержек производства играет их подразделение на прямые и косвенные. Прямыми называются издержки производства, которые можно прямо отнести на соответствующий вид изготовляемой продукции. К ним чаще всего относят расходы на сырье, основные материалы, топливо и энергию, на технологические цели, оплату труда производственных рабочих. Косвенные - это издержки производства, непосредственно связанные с одновременным изготовлением нескольких видов продукции.

В производственные издержки включаются все расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг и образующие их производственную себестоимость. Внепроизводственные издержки (расходы на продажу) связаны со сбытом продукции потребителям. К ним относятся транспортные и сбытовые расходы. Производственные издержки и расходы на продажу формируют полную себестоимость продукции.

По эффективности различают производительные издержки производства, к которым относятся целесообразные для данного производства расходы, и непроизводительные издержки, которые образуются по причинам, свидетельствующим о недостатках в технологии и организации производства (брак продукции, потери от простоев и др.). В случае идеальной организации производства и труда все расходы должны быть только производительными.

Следующая классификация подразделяет издержки производства по возможности охвата бизнес-планом (сметой). Планируемыми (сметными) являются производительные издержки для соответствующих бизнес-плану условий производства, когда составляется смета расходов, а затем рассчитывается плановая (сметная) себестоимость продукции. В непланируемые издержки производства включаются расходы, которые отражаются только в фактической себестоимости продукции.

Текущие издержки производства - это постоянно возникающие и повторяющиеся расходы при осуществлении производственного процесса в соответствии с технологическим регламентом. Единовременные издержки производства - это расходы, возникающие редко, но необходимые для поддержания производства, переналадки технологического оборудования или освоения выпуска новой продукции.

Таким образом, знание того, какими бывают затраты и каковы тенденции их изменений, способствует принятию мер по повышению эффективности и снижению расходов. Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: оценки факторов рентабельности, определения будущих направлений деятельности предприятия, распределения и минимизации затрат и т.д.

1.2 Себестоимость ее сущность и виды


Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширения производства.

Под себестоимостью продукции понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется законодательством, а методы калькулирования - самими организациями [15, с.52].

Как экономическая категория себестоимость выполняет две важнейшие функции:

         учетную - обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;

-        расчетную - служит базой для формирования отпускной цены на продукцию предприятия, определения прибыли и рентабельности, обоснования целесообразности принимаемых экономических решений.

В России состав издержек, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость". В себестоимость продукции включают все затраты, связанные с выполнением производственных процессов, а также затраты на обслуживание производства и содержание линейного и центрального аппаратов управления.

В настоящее время основными признаками, по которым проводится классификация затрат, служат:

         их однородность по экономическому содержанию,

-        общность производственного назначения и места возникновения.

В соответствие с этими признаками все затраты, включаемые в себестоимость, классифицируются по экономически однородным элементам и по калькуляционным статьям расходов.

Калькулирование (от лат. calculatio - счет, подсчет) - это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции.

Процесс калькулирования себестоимости продукции включает разграничение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством, исчисление затрат на забракованную продукцию, оценку отходов производства и побочной продукции, распределение затрат между видами продукции, расчет себестоимости единицы продукции, определение суммы расходов, относящихся к готовым изделиям.

В современной экономической литературе выделяют несколько видов себестоимости в зависимости от состава затрат, включаемых в себестоимость продукции:

         цеховая себестоимость - представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции (зарплата рабочих, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение и др.);

-        производственная себестоимость - помимо затрат цехов включает общепроизводственные расходы (затраты аппарата управления, содержания здания, территории, транспорта, вычислительного центра и прочих, имеющих общехозяйственное назначение);

         полная себестоимость - отражает все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Для экономического анализа себестоимости продукции и выявления направлений ее снижения необходимо знать структуру себестоимости, под которой понимается выраженное в процентах соотношение отдельных видов затрат к общей сумме затрат в каждый данный момент. Структура себестоимости в разных отраслях различна и зависит от специфики отрасли, технологии и организации производства. В зависимости от удельного веса отдельных видов затрат в издержках производства выделяют трудоемкие (с наибольшим удельным весом затрат на заработную плату), материалоемкие (с наибольшим удельным весом материальных затрат), металлоемкие (с наибольшим удельным весом затрат на металлы) энерго - и топливоемкие (с наибольшим удельным весом затрат на энергию и топливо), фондоемкие (с наибольшим удельным весом амортизации) и смешанные (со значительным удельным весом материальных затрат и заработной платы) производства.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализованной продукции, затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещений.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Исчисление себестоимости варьируется под воздействием многих факторов, например:

в зависимости от степени готовности продукции и ее реализации различают себестоимость валовой, товарной, отгруженной и реализованной продукции;

в зависимости от количества продукции - себестоимость единицы продукции, всего объема выпущенной продукции;

в зависимости от полноты включения текущих затрат - полная и ограниченная себестоимость;

в зависимости от способа просчета - плановая, нормативная и фактическая себестоимость. Плановая себестоимость определяется по плановым нормам расхода и плановым ценам и тарифам. Нормативная себестоимость определяется по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам. Фактическая себестоимость отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на производство и сбыт.

в зависимости от длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

в зависимости от характера данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

в зависимости от масштабов охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п. [34, с.123]

Таким образом, в себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов, уровень организации труда, степень использования производственных мощностей, экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

1.3 Система показателей оценки производства


Термин "эффективность" универсален. Его применяют во всех сферах человеческой деятельности: экономике, политике, науке, культуре и т.д.

В смысловом отношении эффективность связывается, во-первых, с результативностью работы или действия, а во-вторых, с экономичностью, то есть минимальным объемом затрат для выполнения данной работы или действия. В самом общем виде под эффективностью понимается результативность производственной и коммерческой деятельности предприятия, степень использования ресурсов и отдача затрат.

Эффективность производства - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда. Критерием экономической эффективности производства на уровне предприятия является максимизация прибыли на единицу используемых производственных ресурсов.

Показатели экономической эффективности представляют собой результат сопоставления полученного результата (эффекта) от производства с ресурсами или текущими затратами, связанными с получением этого результата (эффекта). Основные виды эффективности приведены в таблице 1.2 [7, с.644]

Таблица 1.2 - Виды эффективности

Признак

Вид

Содержание

Экономическая и социальная

Сфера проявления

Народнохозяйственная и хозрасчетная

Охват объекта оценки

Полная и локальная

Целевое назначение

Плановая, фактическая, нормативная (проектная)

Метод расчета

Абсолютная и сравнительная

Уровень обобщения

Экономика в целом, отрасль, предприятие, структурное подразделение предприятия, рабочее место

Объект оценки

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия; Хозяйственные процессы (производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, НИОКР, сбыт); Элементы хозяйственных процессов (операции, процедуры, контракты, соглашения и т.п.); Отдельные решения в сфере производства и управления


Для количественной оценки экономической эффективности производства могут применяться как натуральные, трудовые, стоимостные, так и относительные (коэффициенты, индексы) показатели. Содержание и выбор показателей зависит от цели производства и управления. Для расчета обобщающих показателей применяется, как правило, стоимостное выражение затрат и результатов.

В зависимости от объекта и способа оценки методы определения и система показателей экономической эффективности могут существенно различаться. Так, выделяют методы определения экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных хозяйственных процессов (производства, маркетинга, сбыта), управления предприятием, инноваций (нововведений) и т.п. Методика расчетов экономической эффективности зависит также от отраслевой специфики предприятия.

В настоящее время общепринятая система показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия отсутствует. Для измерения эффективности одних и тех же мероприятий применяются разные методики, дающие различные результаты. Это затрудняет комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятий и не позволяет осуществлять системный анализ различных сторон его функционирования.

На рисунке 1.1 изображена система показателей эффективности деятельности предприятия, в наибольшей мере отражающая рассмотренные требования [7, с.652-653].

Рисунок 1.1: Система показателей экономической эффективности

 

Дифференцированные показатели характеризуют эффективность затрат и рассчитываются как отношение выпуска продукции к отдельным видам затрат или ресурсов или наоборот - затрат или ресурсов к выпуску продукции.

К дифференцированным показателям относятся:

         показатели использования трудовых ресурсов: темпы роста производительности труда, зарплатоемкость продукции (зарплатоотдача), трудоемкость продукции, работ, услуг (трудоотдача) и т.д.;

-        показатели использования основных фондов: фондоемкость продукции (фондоотдача), относительная экономия основных производственных фондов;

         показатели использования оборотных фондов: оборотная фондоемкость продукции (оборотная фондоотдача), относительная экономия оборотных фондов, материалоемкость продукции (материалоотдача) и т.д.;

         показатели использования инвестиций: капиталоемкость продукции (капиталоотдача), относительная экономия инвестиций.

Для расчета дифференцированных показателей используются два метода: ресурсный и затратный. Затратные показатели - показатели эффективности производства, характеризующие отдачу текущих затрат. Ресурсные показатели - показатели эффективности производства, при расчете которых используются ресурсы (основные и оборотные средства, трудовые и интеллектуальные ресурсы).

В таблице 1.3 приведена система дифференцированных традиционных показателей экономической эффективности использования отдельных видов ресурсов [11, с.217-218].

В наибольшей мере требованиям оценки экономической эффективности отвечает такой показатель, как производительность труда. Из таблицы видно, что производительность труда определяется двумя показателями: выработкой произведенной (реализованной) продукции на одного работающего и трудоемкостью произведенной продукции.

Таблица 1.3 - Дифференцированные показатели экономической эффективности

Вид ресурса

Показатель эффективности по ресурсам

Показатель эффективности по затратам

Трудовые

Производительность труда (ПТ) Выработка (Впр. п.) по: произведенной продукции (Vпр. п), р. Впр. п. = Vпр. п: ЧППП произведенной продукции в натуральном измерении (Vнатур.) Впр. п. = Vнатур.: ЧППП реализованной продукции (Vр. п.), р. Впр. п. = Vр. п.: ЧППП Трудоемкость произведенной продукции (Те), часы на единицу продукции Те= Т: Vнатур.

Зарплатоотдача (ЗПо), р. ЗПо = Vпр. п: ФЗП Зарплатоемкость (ЗПе), р. ЗПе = ФЗП: Vпр. п.

Основной капитал               Фондоотдача (Фо) по: произведенной продукции (Vпр. п), р. Фо = Vпр. п: Фос реализованной продукции (Vр. п.), р. Фо = Vр. п.: Фос Фондоемкость (Фе) по: произведенной продукции (Vпр. п), р. Фе = Фос: Vпр. п реализованной продукции (Vр. п.), р. Фе = Фос: Vр. п         Капиталоотдача (Ко), р. Ко =

Капиталоемкость (Ке), р.

Ке =

 

Оборотный капитал (фонды)

Обортная фондоотдача (ОбФо), р. ОбФо = Vпр. п: ОбФ Оборотная фондоемкость (ОбФе), р. ОбФе = ОбФ: Vпр. п

Материалоотдача (Мо) по: произведенной продукции (Vпр. п), р. Мо = Vпр. п: М реализованной продукции (Vр. п.), р. Мо = Vр. п.: М Материалоемкость (Ме) по: произведенной продукции (Vпр. п), р. Ме = М: Vпр. п реализованной продукции (Vр. п.), р. Ме = М: Vр. п.


Однако при всей важности дифференцированных показателей они не решают проблему комплексности оценки. На практике они могут изменяться не в одинаковой мере, а иногда в противоположном направлении. Поэтому дифференцированные показатели чаще применяются при оценке локальной эффективности.

Для характеристики конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия применяется система обобщающих показателей экономической эффективности. Эти показатели позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эффективности.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли, размера затрат и применяемых ресурсов.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль в условиях рынка - это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

При оценке величины прибыли различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, чистую (расчетную) прибыль.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи продукции и ее себестоимостью.

Прибыль от продаж рассчитывается как валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется как разность между балансовой прибылью или прибылью от реализации за вычетом арендной платы, налогов и процентов за долгосрочный кредит.

Комплексным, интегральным показателем экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает рентабельность. Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Рентабельность выражает абсолютный или относительный (в процентах) размер полученной прибыли на 1 рубль текущих затрат или на 1 рубль используемых ресурсов (основных производственных фондов, оборотных средств, собственного и заемного капитала). Расчет выполняется по формуле:

Р = 100, (1)

где Р - рентабельность,

П - прибыль,

З - размер текущих затрат или используемых ресурсов.

Различают различные виды рентабельности, выступающие в качестве показателей эффективности: общая рентабельность (рентабельность предприятия); рентабельность собственного (заемного) капитала; рентабельность продаж; рентабельность оборота и др.

Общая рентабельность определяется как отношение балансовой (валовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Общая рентабельность является наиболее важным параметром конкурентоспособности предприятия. При ее расчете могут применяться разные подходы: использоваться как балансовая, так и чистая прибыль, восстановительная или остаточная стоимость основных фондов и т.п.

Производственная рентабельность - отношение прибыли от реализации произведенной продукции к ее полной себестоимости.

Рентабельность собственного (заемного) капитала определяется отношением чистой прибыли к величине собственного (заемного) капитала. Первый показатель показывает способность предприятия возмещать капитал, второй - эффективность использования заемных средств.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции и показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

Рентабельность оборота рассчитывается как отношение прибыли к объему реализованной продукции за конкретный период.

Кроме прибыли и рентабельности в теории и практике оценки экономической эффективности встречаются другие менее распространенные обобщающие показатели. К ним относятся затраты на одну денежную единицу продукции, которые показывают величину текущих затрат, приходящихся на одну денежную единицу проданной продукции (работ, услуг) за период.

К числу итоговых показателей общей экономической эффективности относятся следующие:

относительная экономия затрат живого труда (времени и др.)

относительная экономия материальных затрат;

относительная экономия производственных фондов.

относительная экономия инвестиций.

К показателям сравнительной экономической эффективности относятся:

экономия приведенных затрат;

годовой экономический эффект (чистый дисконтированный доход);

срок окупаемости инвестиций (капитальных вложений) и др.

В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов - за счет заемных средств, важной аналитической характеристикой является ликвидность предприятия.

Под ликвидностью предприятия понимается его способность покрыть свои краткосрочные обязательства активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Для характеристики степени ликвидности рассчитывается ряд коэффициентов: текущей, быстрой и абсолютной ликвидности [30, с.526].

Наиболее распространенным является коэффициент текущей ликвидности, который рассчитывается отношением текущих активов к текущим пассивам:

Ктл = , (2)

где Ктл - коэффициент текущей ликвидности;

ДС - денежные средства;

КФВ - краткосрочные финансовые вложения;

ДЗ - дебиторская задолженность;

З - запасы;

КК - краткосрочные кредиты и займы;

КЗ - кредиторская задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень покрытия текущими активами текущих обязательств предприятия. Чем выше значение этого коэффициента, тем большее доверие вызывает предприятие у кредиторов.

Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается отношением денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств предприятия:

Кбл = . (3)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:

Каб. л = . (4)

Таким образом, различные показатели ликвидности не только дают разностороннюю характеристику устойчивости финансового состояния предприятия при разной степени учета ликвидных средств, но и отвечают интересам внешних пользователей аналитической информации.

Анализ показателей экономической эффективности и методов их расчета позволяет сделать вывод, что в экономической науке и практике существует множество подходов к ее оценке. Это свидетельствует о важности и непроработанности данной проблемы. Переход к рыночным методам хозяйствования требует выбрать такие методы оценки эффективности, которые были бы достаточно просты в расчете и однозначно характеризовали вектор развития предприятия в рыночной экономике.

2. Анализ эффективности производственной деятельности для ОАО "Ламзурь"

2.1 Общая характеристика предприятия


Фабрика "Ламзурь" создана в результате преобразования Государственного Предприятия - Кондитерский комбинат "Саранский", на основании Приказа №68-ПР Государственного комитета Мордовской ССР по управлению государственным имущество от 12.08.1992 года. Общество зарегистрировано Решением №1028 Исполкома Саранского городского Совета народных депутатов от 18.08.1992 года.

Полное наименование - Открытое акционерное общество "Ламзурь". Место нахождения общества - Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Невского, 67.

ОАО "Ламзурь" выпускает более 300 наименований кондитерских изделий: карамель, ирис, драже, восточные сладости, печенье, вафли, торты, зефир, мармелад, пралиновые и помадные конфеты.

На сегодняшний день является одним из крупнейших кондитерских предприятий в Поволжье, представляет собой высокотехнологическое предприятие с объемами выпуска 30 000 тонн кондитерских изделий в год. Всего на предприятии трудятся около 1500 человек.

Продукция Общества реализуется в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья.

Внешнеэкономическая деятельность предприятием ведется в двух направлениях:

         импорт оборудования, технологии и запасных частей для производства кондитерских изделий;

-        экспорт кондитерской продукции. Ламзурь экспортирует свою продукцию в 14 стран: Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия, Абхазия, Казахстан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан и Монголия.

Доля экспорта в общем объеме выручки предприятия варьируется от 8 до 12%.

ОАО "Ламзурь" прочно занимает лидирующие позиции в объемах производства и реализации региональных кондитерских компаний России.

Многие разработки "Ламзури" не имеют аналогов в России. Продукция "Ламзури" отправляется в 43 региона страны.

Ежегодно ассортимент обновляется на 10-15%.

Основные виды деятельности Общества:

         производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий;

-        оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад;

         розничная торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад.

Основные задачи Общества:

1.       производство и реализация кондитерских изделий с целью получения прибыли;

2.       контроль качества сырья и исполнения требований на всех стадиях технологического процесса;

.        загрузка доступных производственных мощностей Общества на 100% (сто процентов);

.        исключение перепроизводства продукции, не пользующейся спросом;

.        индивидуальный подход к поставщикам сырья и потребителям кондитерских изделий;

.        изучение спроса и активное продвижение кондитерских изделий на региональном рынке;

.        инвестиции во вспомогательные производства, способные увеличить эффективность основной деятельности Общества.

К 2011 году на предприятии "Ламзурь" был значительно расширен реестр видов предлагаемой продукции, а также проведена проверка и улучшения качества продукции, вследствие чего прибыль от продаж в отчетном году возросла на 42%. В связи с этим, соответственно, увеличились показатели рентабельности продаж: на 7,69% и рентабельности капитала: на 24,53%.

В целом финансовое положение предприятия устойчиво. Решение поставленных руководством на 2014г. задач должно способствовать развитию предприятия и быть направлено на улучшение его финансового положения.

2.2 Анализ состава и структуры издержек


Рассмотрим основные показатели производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Ламзурь" за 2009-2011 гг. (таблица 2.1) и определим факторы, влияющие на изменение себестоимости и издержек производства.

Таблица 2.1 - Основные показатели работы ОАО "Ламзурь" за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

Произведенная продукция, тыс. р.

264698

290847

335732

115,4%

Реализованная продукция, тыс. р.

2221960

2089773

2408375

115,3%

Численность работающих в т. ч. производственный персонал, чел.

389 312

416 325

451 350

108,4% 108%

Фонд оплаты труда, тыс. р.

68371,9

73923,6

99512

134,6%

Среднемесячная заработная плата, р.

14650

14808

18387

124,2%

Материальные затраты, тыс. р.

400595

503 115

56 488

11,2%

Основные производственные фонды, тыс. р.

147358

163196

214206

131,3%

Капитальные вложения, тыс. р.

66468

77836

89070

114,4%

Себестоимость продукции, тыс. р.

2081452

1826822

2124581

116,2%


Фонд оплаты труда на протяжении трех лет растет (что, конечно, необходимо для работника в условиях рыночной экономики в целях обеспечения нормального уровня жизни) в связи с увеличением минимального размера оплаты труда, инфляцией и другими факторами. Также растет и среднемесячная заработная плата.

В 2010 году показатель себестоимости уменьшается на 12,3%, однако, в 2011 году он увеличивается на 16,2%.

В 2011 году ОАО "Ламзурь" резко сокращает материальные затраты на 88,8%.

В 2011 году увеличивается стоимость основных производственных фондов, что положительно влияет на рост объемов производства и реализации продукции.

При рассмотрении численности работающих можно отметить, что количество рабочих постоянно увеличивается, как и численность работников предприятия в целом.

Эффективность работы повышается, возрастает такой показатель, как производительность труда, что отражено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Расчет качественных показателей использования затрат на ОАО "Ламзурь" за 2009-2011 гг.

Показатель

2009 г.

2010г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

Производительность труда, р.

848,39

894,91

959,23

107,2%

Фондоотдача, р.

1,79

1,78

1,56

87,6%

Капиталоотдача, р.

3,98

3,73

3,76

100,8%

Зарплатоотдача, р.

3,87

3,93

3,37

85,7%

Материалоотдача, р.

0,66

0,58

5,94

1024,1%

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р.

0,94

0,87

0,88

101,2%

Затраты на 1 рубль произведенной продукции, р.

7,86

6,28

6,33

100,8%


Увеличение показателя производительности труда в 2011 году по сравнению с 2010 годом означает, что выпуск продукции на одного работника, занятого в производстве, увеличился на 7,2%.

Показатель фондоотдачи означает, какую отдачу в производстве дает 1 р. основных производственных фондов. Значение показателя фондоотдачи сокращается на протяжении ряда лет и в 2011 году составило 1,56 р. или 87,6% от уровня 2010 года.

Капиталоотдача показывает величину прироста объема произведенной продукции, приходящегося на единицу капитальных вложений, вызвавших этот прирост. Если рассматривать данный показатель в динамике, то мы видим его незначительное увеличение - на 0,8% по сравнению с предыдущим годом.

Материалоотдача составляет 5,94 р. в 2011 году против 0,58 р. в 2010 году и 0,66 р. в 2009 году. На основе данных таблицы мы можем видеть, что в 2011 году величина производства продукции на 1 рубль материальных затрат резко увеличивается.

Полученные данные показывают, что показатели очень разняться. Мы видим незначительное увеличение производительности труда и капиталоотдачи, снижение показателей фондоотдачи и зарплатоотдачи, и скачек вверх материалоотдачи.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль продукции, который определяется отношением себестоимости произведенной продукции в действующих ценах к общей сумме затрат на производство и реализацию продукции.

По данным таблицы 2.1 видно, что в течение анализируемого периода наблюдается рост себестоимости продукции, причем темп роста себестоимости больше темпа роста произведенной и реализованной продукции. Темп роста показателей 2011 года по отношению к предыдущему составил: себестоимости 116,2%, объемов реализованной и произведенной продукции 115,4% и 115,3% соответственно. В данном случае имеем улучшение показателей в отчетном году по сравнению с прошлым годом (87,8%, 94,1% и 109,9% соответственно).

Таким образом, в 2011 году наблюдаем увеличение затрат на рубль реализованной и произведенной продукции в силу превышающего темпа роста себестоимости продукции над темпом объемов производства и реализации работ.

Следовательно, вывод следующий - имеется ухудшение соотношения показателей себестоимости и объема работ в течение 2011 года. При дальнейшем совершенствовании хозяйственной деятельности предприятие сможет улучшить данные показатели.

В итоге затраты на 1 рубль произведенной продукции за период 2009-2011 гг. уменьшились на 1 рубль 61 копейку. В то же время в 2011 году по отношению к прошлому году затраты на 1 р. работ увеличились на 0,05 копеек.

В процентном выражении данные таблицы 2.2 говорят о том, что себестоимость затрат на 1 рубль произведенной продукции в 2011 году сложилась ниже уровня 2009 года на 19,5% и составила 6,33 р. против 7,86 р., и выше уровня 2010 года на 0,8 %, который составлял 6,28 р.

Таким образом, себестоимость на 1 рубль произведенной продукции имеет тенденцию к увеличению благодаря опережающему росту затрат над ростом доходов.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что, несмотря на увеличение издержек производства и себестоимости продукции в абсолютном выражении, качественное использование затрат в течение рассматриваемого периода меняется незначительно, что свидетельствует об их недостаточно эффективном использовании на предприятии.

2.3 Оценка эффективности экономической деятельности предприятия


На основе имеющейся информации в таблице 2.3 выполним анализ ликвидности исследуемого предприятия.

Оценка данного показателя позволяет определить финансовую устойчивость предприятия, т.е. такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого риска.

Таблица 2.3 - Аналитический баланс ОАО "Ламзурь" за 2011 г.

 Актив

На начало года

На конец года

 Пассив

На начало года

На конец года







Оборотные активы - всего, тыс. р. в т. ч.: Запасы, тыс. р. Дебиторская задолженность (со сроком погашения до 12 месяцев), тыс. р. Краткосрочные финансовые вложения, тыс. р. Денежные средства, тыс. р.

880637 342542 446943 89088 2064

1199643 322878 455633 17946 403186

Краткосрочные обязательства - всего, тыс. р. в т. ч. Кредиты и займы, тыс. р. Кредиторская задолженность, тыс. р.

961853 277245 684608


Рассматривая коэффициенты ликвидности на 2011 год, можно наблюдать картину увеличения их значений по сравнению с 2009 годом (таблица 2.4).

Таблица 2.4 - Динамика коэффициентов ликвидности ОАО "Ламзурь" в 2009-2011 гг.

Коэффициент

Рекомендуемое значение

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2-0,25

0,001

0,003

0,4

Коэффициент быстрой ликвидности

0,7-0,8

0,7

0,7

0,9

Коэффициент текущей ликвидности

1,5-2,5

0,95

1,10

1,25


На начало периода коэффициент абсолютной ликвидности значительно ниже рекомендуемого (0,001 в 2009 году), на конец периода - выше (0,4 в 2011 году).

Коэффициент быстрой ликвидности на протяжении всего времени был в пределах уровня, т.е. у предприятия есть денежные средства и дебиторская задолженность для расчетов по своим краткосрочным обязательствам.

Что касается достаточности всех оборотных активов для погашения краткосрочных обязательств и одновременного осуществления деятельности, то их недостаточно в течение всего рассматриваемого периода, о чем свидетельствуют значения коэффициентов текущей ликвидности.

Таким образом, в течение всего периода коэффициенты ликвидности имеют удовлетворительные значения.

Очень важным является анализ прибыли и рентабельности (таблица 2.5). Эти показатели не имеют нормативных значений и зависят от множества факторов, в связи с чем необходим их анализ в динамике.

Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативных качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организаций перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

Динамика величины полученной прибыли на предприятии в 2009-2011 гг. была положительной. Это не удивительно, если исходить из того, насколько ОАО "Ламзурь" расширило в этот период свою производственную деятельность. На конец отчетного периода выручка от реализации увеличилась на 1,08% к уровню 2009 года и на 15,3% к 2010 году.

Темп роста прибыли от продаж в 2011 г. составил 114% к 2009 г. По сравнению с 2010 г. уровень данного показателя увеличился на 110%, на что в значительной степени повлияло увеличение управленческих и коммерческих затрат.

Абсолютное выражение чистой прибыли в динамике 2009-2011 гг. составило 3424 млн. рублей - этот показатель в 9,5 раз выше уровня 2009 года, и на 24,5% выше чистой прибыли 2010 года.

Таблица 2.5 - Динамика показателей прибыли и рентабельности ОАО "Ламзурь" в 2009-2011 гг.

Наименование работ

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

Выручка от реализации продукции, тыс. р.

2221960

2089773

2408375

115,3%

Себестоимость продукции, тыс. р.

2081452

1826822

2124581

116,2%

Коммерческие затраты, тыс. р.

91761

106598

148102

138,9%

Управленческие затраты, тыс. р.

87350

101610

127963

125,9%

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. р.

147358

163196

214206

131,3%

Среднегодовая стоимость капитала, тыс. р.

48433

51183

54607

106,7%

Валовая (балансовая) прибыль, тыс. р.

140508

262951

283794

107,9%

Прибыль от продаж, тыс. р.

839667

870124

957177

110%

Чистая прибыль, тыс. р.

361

 2750

 3424

124,5%

Общая рентабельность, %

95,4

161,1

132,5

82,3%

Производственная рентабельность, %

40,3

47,6

45,1

94,8%

Рентабельность продаж, %

37,8

41,6

39,7

95,4%

Рентабельность собственного капитала, %

0,7

5,4

6,3

116,7%

Рентабельность оборота, %

6,3

12,6

11,8

93,6

Начислено налогов, тыс. р.

25888,7

30683,2

35783,8

116,6%


Окончательные результаты хозяйствования предприятия характеризуют показатели рентабельности. Они проводят анализ более полно, чем прибыль, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Рассмотрим динамику показателей рентабельности ОАО "Ламзурь" за 2009-2011 гг.

Рентабельность продаж в изучаемом периоде достигает максимального значения в 2010 году, что на 4,6% выше аналогичного показателя в 2011 году. Это свидетельствует о значительном снижении затрат, сбавляющих в свою очередь темпы роста прибыли.

Уменьшение коэффициента общей рентабельности в 2011 году свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия и понижении эффективности использования основных производственных фондов на предприятии. Так, если в 2010 году на 1 рубль прибыли приходился 1 рубль 61 копейка основных средств, то в 2011 году - 1 рубль 32 копейки.

Снижение произошло и в уровне коэффициента производственной рентабельности, а также рентабельности оборота. Рентабельность собственного капитала в 2009-2011 гг. демонстрировала рост. В 2011 году значение этого показателя возросло на 16,7% от уровня предыдущего года, т.е. прибыль, приходящаяся на 1 р. собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов, в 2011 г. составила 6,3 копейки, в 2010 г. - 5,4 копейки.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в 2009-2011 гг. эффективность производства ОАО "Ламзурь" в динамике повысилась. Снижение показателей рентабельности позволяет сказать о понижающейся эффективности хозяйственной деятельности организации в этот период. Увеличение показателей ликвидности говорит о платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

3. Основные направления сокращения издержек и повышение эффективности производства ОАО "Ламзурь"

3.1 Пути повышения экономической эффективности производства


Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие на первоочередное использование качественных факторов экономического роста: увеличение объемов производства продукции на основе повышения экономической эффективности производства путем обеспечения роста рентабельности продукции, прироста производительности труда, экономного расходования материальных ресурсов, рационального использования основных средств, природных ресурсов прежде всего за счет активизации инновационно-инвестиционной деятельности и обеспечения конкурентоспособности товаров.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции предприятия имеет соблюдение режима экономии на всех участках его производственно-хозяйственной деятельности. Это проявляется, прежде всего, в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов на обслуживание производства и управление, различных непроизводительных расходов.

Материальные затраты занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Основным условием снижения материальных затрат на производство единицы продукции является совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Очевидно, что экспортоориентированное производство в условиях жесткой конкуренции и меняющейся конъюнктуры на рынке требует постоянной смены ассортимента и улучшения качества производимой продукции. А это можно обеспечить, модернизируя предприятие и внедряя новые технологии. Поэтому в связи с возрастающим спросом на продукцию ОАО "Ламзурь" в 2012 году планируется расширение ассортимента продукции. Для этого в начале года планируется ввод в действие новых технологических линий.

ОАО "Ламзурь" имеет современную организацию продвижения продукции, которая будет совершенствоваться в течение 2012 г. (продажа через выделенные микс команды дистрибуторов), что максимально быстро и результативно доведет до потребителей новинки. Стройная дистрибуция использует эффективные инструменты: рекламные кампании, федеральные акции - это позволяет выйти на новый уровень продвижения, занять необходимое полочное пространство для выкладки приоритетной продукции, привлечь покупателей инновационной продукцией.

Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной экономики, в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления производством. Служба маркетинга решает весь комплекс проблем, связанных с позиционированием, продвижением товара на рынок. Таким образом, считаю нужным рекомендовать предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на внешнем рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

Реклама. Так как продукция предприятия является довольно высококачественной, то ее реклама по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит укрепить имидж ОАО "Ламзурь" как производителя высококачественного продукта.

Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции.

Поиск новых поставщиков и партнеров. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков и партнеров также влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Для этих целей предприятие может поместить информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этого сайте и связь с ним будет возможна в течение нескольких секунд.

Важно обеспечить поступление сырья от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие, которые по своим свойствам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевое сырье, не снижая в то же время качество продукции.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого можно, совершенствуя структуру аппарата управления предприятия, а также работу управленческого персонала.

Для совершенствования структуры аппарата управления необходимо создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

По совершенствованию работы управленческого персонала на предприятии предлагается для более эффективных и быстрых расчетов внедрить более совершенное компьютерное обеспечение. Повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий позволит максимизировать эффективность управления. Это в конечном итоге поможет уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, что, в свою очередь, приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

Кроме того, масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции и повышения эффективности ее производства во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

Итак, в общем плане программа по снижению издержек производства ОАО "Ламзурь" должна включать:

         комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;

-        мероприятия, связанные с модернизацией производственных процессов и внедрением новых технологий;

         мероприятия, связанные с маркетингом и улучшением сбытовой политики;

         мероприятия, связанные с сокращением затрат на обслуживание производства и управление;

         мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

3.2 Предложения по использованию зарубежного опыта в отечественной практике


Совершенствование управления затратами с целью их снижения и повышения эффективности производства предполагает тщательное изучение зарубежного опыта.

Одним из способов является аутсорсинг. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче третьей стороне не только отдельных производственных процессов, но так же полномочии, ответственности и рисков на основании контракта.

Помимо таких преимуществ от применения аутсорсинга, как высвобождение денежных средств и концентрация на основной деятельности, существуют определенные недостатки - это наличие риска убытков и риска утечки информации. Объектами аутсорсинга являются процессы несвязанные с основной деятельностью. Требующие определенного оборудования и квалификации персонала, а так же занимающие много рабочего времени. Существуют следующие тенденции передачи бизнес-процессов - чем дальше бизнес-процесс находится от основной деятельности, тем меньше рисков при его передаче на аутсорсинг.

Большой интерес, представляет система АВС, широко применяемая как в Европе, так и в США. АВС позволяет учитывать динамику накладных расходов и определить источники возникновения данного вида затрат, а также порядок их отнесения на готовую продукцию. Использование метода АВС позволяет выявлять и другие факторы, не связанные с объемом производства (например, сложность и комплексность производства, ассортимент продукции), которые иногда оказывают более существенное влияние на затраты производства и не учитываются на предприятии. АВС позволяет подробно анализировать накладные расходы, что очень важно для управленческого учета.

Особенности европейской концепции управления издержками наиболее ярко представлены германской моделью. Ее специфика заключается главным образом во внедрении системы контроллинга. По определению немецких ученых она представляет собой "обеспечение менеджмента через целенаправленное структурирование его различных подсистем". При этом контроллинг рассматривается ими не изолированно, а в качестве одного из элементов менеджмента, которому предшествуют планирование и учет. Конечную его цель они видят в повышении эффективности деятельности менеджеров, чья задача - создание необходимых условий для получения максимальной прибыли при минимальных затратах.

Также одним из направлений является планирование затрат. Оно связано с разработкой статистического и гибкого бюджетов расхода ресурсов. Статистический бюджет составляет, исходя из стабильного объема производства, предусмотренного производственной программой фирмы на планируемый период. Величина зафиксированных в нем затрат, прежде всего переменных расходов, может быть изменена лишь при установлении бюджета на следующий период, обычно в результате корректировки на данном отрезке времени количества изготовляемых фирмой изделий и изменения других условий ее деятельности. Гибкий бюджет предполагает динамику объема производства, рассчитывается в соответствии с различными показателями выпуска и реализации продукции и широко употребляется для динамического сравнения реальных и статично зафиксированных плановых затрат. В процессе

формирования гибкого бюджета корректировке подвергаются только переменные расходы.

Использование зарубежного опыта необходимо в отечественной практике - это сделает предприятия более эффективными, а значит и конкурентоспособными, и выведет их на новый уровень.

Заключение


В теоретической части работы была раскрыта сущность издержек производства, себестоимости продукции предприятия и эффективности его деятельности, рассмотрены их классификации, структура. Также были изучены показатели себестоимости продукции и эффективности производства и методы их расчета.

Анализ издержек выявляет различные виды затрат, определяет пути их регулирования. Он позволяет выяснить, какие затраты какими решениями обусловлены, определить динамику затрат (каким именно образом она воздействует на себестоимость вообще и на себестоимость единицы продукции в частности в зависимости от объема производства). Анализ издержек необходим для решения многих вопросов: оценки факторов рентабельности, определения будущих направлений деятельности предприятия, оценки производственных запасов, распределения и минимизации затрат и т.д.

Себестоимость продукции как экономическая категория дает экономическое обоснование принятия любых управленческих решений, учитывает и контролирует все затраты на выпуск и реализацию продукции, а также служит базой для вычисления прибыли и рентабельности. Как качественный показатель себестоимость характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

Эффективность производства - важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства.

В настоящей работе исследованы методы и практика расчетов показателей эффективности производства предприятия. Здесь даются их характеристики, которые необходимо применять при оценке эффективности производства предприятия.

В работе проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия, и на основании полученных результатов даны рекомендации по совершенствованию управления производством предприятия так, чтобы на каждую единицу ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции.

ОАО "Ламзурь" - открытое акционерное общество Республики Мордовия.

Саранская кондитерская фабрика "Ламзурь" на сегодняшний день является одним из крупнейших кондитерских предприятий в Поволжье, представляет собой высокотехнологическое предприятие с объемами выпуска 30 000 тонн кондитерских изделий в год.

Проведенный анализ основных экономических показателей свидетельствует о наличии положительной тенденции роста общего объема производства и реализации продукции на предприятии.

Произошло также увеличение качественных показателей использования затрат. Так, увеличение производительности труда в 2011 году по сравнению с 2009 годом составило 13,1 раз. Кроме того, имеется улучшение соотношения показателей себестоимости и объема работ в течение анализируемого периода.

Анализ коэффициентов ликвидности позволяет сказать о достаточности у предприятия средств для расчетов по своим обязательствам.

Положительная динамика показателей прибыли также свидетельствует об увеличении эффективности работы предприятия за исследуемый период. Однако, мы наблюдаем снижение рентабельности, что говорит о понижении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, в ходе данной работы на основе проведенного анализа, а также отчетных документов ОАО "Ламзурь" были рассчитаны основные показатели его деятельности, по которым можно сказать, что предприятие на данный момент является прибыльным, однако, его рентабельность низкая из-за непокрытых расходов.

Для снижения издержек производства и повышения его эффективности были предложены примеры зарубежного опыта.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что снижение издержек производства, рациональное использование материальных ресурсов, достижение более высоких экономических показателей и, прежде всего, повышение производительности труда, эффективности производства, и на этой базе снижение себестоимости - наиболее важные и актуальные задачи предприятий в рыночных условиях.

Список использованных источников


1.       Абрюмова М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие / М.С. Абрюмова, А.В. Грачев. - Изд.2-е, исправленное. - М.: "Дело и Сервис", 2002. - 346 с.

2.       Адамов, В.Е. Статистическое изучение экономической эффективности производства / В.Е. Адамов. - М.: МЭСИ, 2004. - 282 с.

.        Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 471 с.

.        Аносов, В. О резервах роста рентабельности на современном этапе / В. Аносов // Финансы. Учет. Аудит / М. - 2005. - 267 с.

.        Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Г.Л. Багиев, Асаул А. Н.; под ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231с.

.        Баканов, И.Т. Теория анализа хозяйственной деятельности / И.Т. Баканов, А.Д. Шеремет. - Изд 4-е. - М.: "Финансы и статистика", 2003. - 538 с.

.        Волков, В.П. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; под общ. ред.А.И. Ильина, В.П. Волкова - М.: Новое знание, 2003. - 677 с.

.        Выварец, А.Д. Экономика предприятия / А.Д. Выварец. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 634 с.

.        Гальперин, В.М. Микроэкономика: в 2 т. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Экон. шк., 2006. - 1 т. - 352 с.

.        Глазов, М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.М. Глазов. - СПб.: РГГМУ, 2004. - 315 с.

.        Головачев, А.С. Экономика предприятия: в 2 ч. - Мн: Выш. шк., 2008. - 447 с. - 1 ч.

.        Головачев, А.С. Экономика. Финансы. Управление / А.С. Головачев. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 538 с.

.        Гончарова, Э.А. Резервы снижения себестоимости: учеб. пособие / Э.А. Гончарова - СПб: ЛФЭИ, 2003. - 374с.

.        Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.П. Грузинов, К.К. Максимов, Н.Д. Эриашвили; под ред. проф.В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 535с.

.        Гудушаури, Г.В. Управление современным предприятием: Маркетинг. Менеджмент. Интегрированные системы управления / Г.В. Гудушаури, Б.Г. Литвак - М.: ЭКМОС, 2002. - 336 с.

.        Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия / Н.Л. Зайцев. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 336с.

.        Кондрашова, В.К. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.К. Кондрашова, О.Г. Исаева. - М.: МГУП, 2004.

.        Крейкина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки / М.Н. Крейкина. - М.: ИКИ "ДИС", 1997. - 224 с.

.        Любимов, Л.Л. Экономика предприятий / Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева. - М: Вита-пресс, 2000. - 381 с.

.        Максимова, В.Ф. Микроэкономика / В.Ф. Максимова; Моск. гос. ун-т экон., стат. и инф. - М.: 2003. - 380 с.

.        Максютов, А.А. Экономика предприятия / А.А. Максютов. - М.: Альфа-Пресс, - 2005. - 367 с.

.        Марканьян, Э.А. Финансовый анализ / Э.А. Марканьян, Г.П. Герасименко. - М.: ПРИОР, 1999. - 448 с.

.        Мартынчук, Н.И. Управленческий учет: учеб. пособие / Н.И. Мартынчук, В.И. Зайцева, Н.В. Харченко. - Кемерово: КузГТУ, 2006. - 485 с.

.        Осмоловский, В.В. Теория анализа хозяйственной деятельности / В.В. Осмоловский, Л.И. Кравченко и др. - Мн.: Новое знание, 2001. - 374 с.

.        Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 536с.

.        Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов / Л.В. Прыкина. - Изд.2-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 407с.

.        Пузанкевич, О. Анализ финансового состояния предприятия: основные подходы / О. Пузанкевич // Финансы. Учет. Аудит. / М. - 2004. - 267 с.

.        Романенко, И.В. Экономика предприятия / И.В. Романенко. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 208 с.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400с.

.        Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.В. Сергеев. - Изд.3-е. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.

.        Симунина, Т.А. Экономика предприятия: учеб. пособие / Т.А. Симунина. - Изд.3-е. - М.: КНОРУС, 2008. - 415 с.

.        Скляренко, В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников - М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с.

.        Ско, К.К. Управленческая экономика: учебник для вузов / К.К. Ско. - Изд.7-е. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 572 с.

.        Соломатов, В.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.И. Соломатов. - М.: МИИГАиК, 2007. - 341 с.

.        Титов, В.И. Экономика предприятия / В.И. Титов. - М.: Эксмо. - 2008. - 416 с.

.        Трофимова, Г.К. Экономика: учеб. пособие / Г.К. Трофимова. - М.: РГОТУПС, 2004. - 356 с.

.        Управление организацией: учебник / под ред.А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. - М.: Инфра-М, 2002. - 669с.

.        Феодоритов, В.Ф. Технический прогресс и эффективность производства / В.Ф. Феодоритов. - М.: Юнити, 2004. - 373 с.

.        Чуев, И.Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - Изд.5-е. - М.: Изд. - торг. корпорация "Дашков и Ко", 2008. - 326 с.

.        Шакиров, Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства / Ф.К. Шакиров. - М.: Колосс, 2003. - 254 с.

.        Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих предприятий / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 237с.

.        Ширенбек, Х. Экономика предприятия / Х. Ширенбек. - Изд.15-е. - СПб: Питер, 2005. - 428 с.

.        Шишкин, А.К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях / А.К. Шишкин, С.С. Вартанян, В.А. Микрюков - М.: Инфра-М, 2000. - 374 с.

.        Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Юристь, 2001. - 896 с.

.        Экономика и организация промышленного производства: учеб. пособие / под ред. М.Н. Тимохина. - М.: Мысль, 2004. - 336с.

.        Экономика организации (предприятия) / под ред. проф. Н.А. Софронова - М.: "Экономистъ", 2007. - 584 с.

.        Экономика организаций (предприятий) / под ред. д. э. н. проф.В.И. Сергеева. - Изд.3-е. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 623 с.

.        Экономика предприятия / под ред. проф.В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандера. - Изд.4-е. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.

.        Экономика предприятия / под ред.А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - М. ИНФРА-М, 2001. - 565 с.

.        Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.А. Зайцева и др.; под общ. ред.Л.Н. Нехорошевой. - Мн.: Выш. шк., 2006. - 383 с.

.        Экономико-статистический анализ: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 215 с.

Похожие работы на - Издержки и эффективность производства в рыночных условиях (на примере ОАО 'Ламзурь')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!