Французская и русская культура

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Французская и русская культура

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Бурятский Государственный Университет

Педагогический институт









Реферат

По дисциплине: Мировая литература

Выполнила: студентка группы 07200з

Специальность ДПП заочное отделение

Антонова Е.В.

Проверила: Шагдарова Д.Л.








Улан-Удэ 2013г.

Введение

Франция является одной из самых любимых стран у граждан России. В истории Франции и России немало параллелей, наверное, поэтому французская культура и представляет для русских такой интерес. Среди французов тоже встречаются те, кто неравнодушен к России и к её главному богатству - великому и могучему русскому языку.

С Францией Россию связывают давние, пусть и непростые отношения. Недаром, французский язык был какое-то время официальным языком столичного «света», и даже война 1812 года не смогла этого изменить. В Петербурге всегда жило множество французов, французская диаспора оставила свой яркий след в его облике. Со времен Петра I и основания Санкт-Петербурга на невских берегах и вплоть до революции 1917 года, французские архитекторы, художники, ученые, строители, инженеры, промышленники, банкиры принимали активное участие в создании Северной столицы, способствовали ее развитию и процветанию.

Если посмотреть на поведение «языковых реформаторов» в широкой исторической ретроспективе, то настораживают такие временные параллели... В конце 16-го века московская элита, или лучше сказать - «элитчики» (потому что их культурный уровень не выше, чем у лимитчиков недалёкого прошлого), увлекалась польским языком. В начале 17-го века последовало польское вторжения в Россию, захват Москвы, беспредел тушинских «воров», поляков и бандформирований. После победы русских людей под водительством Минина и Пожарского интерес к польскому языку у «элитчиков» пропал.

В конце 18-го века начале 19-го новая аристократическая «элита» до самозабвения увлекалась французским, она даже стеснялась говорить по-русски. Далее, известно, последовало нашествие Наполеона, разорение России и сожжение Москвы. Только после этой трагедии «элитчики» того времени одумались и стали говорить по-русски. Однако, формализованные иностранные языки отучили «элитчиков» от системного мышления и они не смогли вынести из случившегося должного исторического урока. «Элитчики» опять стали раболепствовать перед чужеродным, увлеклись немецкой философией и немецким языком. Понадобились две Отечественные войны с немцами (1914-18 г.г. и 1941-45 г.г.), чтобы «элитные» либералы, революционные демократы, элитчики-лимитчики и марксисты потеряли интерес к немецкому языку.

Похоже, что увлечение «элитчиками» названными языками носило патологический характер. С точки зрения защиты интересов России стране тогда, как и сегодня, нужны люди, знающие языки всех тех стран, с которыми Россия имеет какие-то отношения. Потребности же наук таковы, что должен быть круг лиц, знающих все наречия Земли. Но «элитчики», как тогда, так и сегодня об этом не догадываются. К тому же, такие языки, как древнегреческий, латинский, древнеславянский, церковно-славянский, хинди, санскрит и фарси более развиты и богаче по выразительным возможностям, чем французский, английский и немецкий язык.

Россия за свою историю пережила около 400 войн. Польша нападала на нас не менее 4-х раз. Но из всей этой военной истории поляки помнят одну только Хатынь. Франция участвовала в войнах против России 3 раза. Германия и немецкие княжества нападали на Русь и Россию не менее 5-ти раз. Если исходить из либерального желания видеть вышеназванные параллели случайными и независимыми, то тогда вероятность истинности либерального желания будет ничтожно мала.

Теперь «новые» элитчики и либералы с рыночной страстью обожают и изучают английский язык. Спрашивается, до каких пор? Пока англоязыкие не захватят все Россию без остатка?

Подобные вероятностные оценки можно привести и для обоснования не случайности одновременного удара по русской духовности и русскому языку.

Параллели, повторим, весьма условны, тем более что речь идет о разных исторических реалиях, но невольно сравниваешь схожесть судеб России и Франции, которым после довольно частых войн и революций, необходимо было выстраивать политику обновления.


Остров-гора Мон Сен-Мишель (Франция) и остров-град Свияжск (Россия): удивительные сходства

Возможно ли, чтобы такие далекие и разные, древние монастырские обители Франции и России были столь схожи интересной и насыщенной событиями историей? Попробуем провести параллели. Отметим самые знаковые точки пересечения судеб двух этих удаленных монастырей по пунктам.

Первое сходство наиболее уникально. Крепость Мон Сен-Мишель расположена во Франции, являясь ныне популярным туристическим объектом. Александр Сергеевич Пушкин (правда, несколько веков назад) подарил миру сказочный образ Острова Буяна, увидев остров Свияжск, и вдохновившись им. «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» - по легенде проделанный Пушкиным путь по Волге, который был перенесен в произведение «Сказка о царе Салтане», вместе с прототипом - остров-градом Свияжском.

Остров-гора Мон Сен-Мишель и сам замок - одна из наиболее почитаемых туристами достопримечательностей Франции. Монастырь на скале, которая поднимается прямо из пучины вод, выглядит ошеломляюще. Он поражает необычностью и сказочностью своего вида. Из известных в России древних островных городов-крепостей с ним может сравниться только Свияжск. Также соединенный дамбой с материком, как и Сен-Мишель.

Французский город на острове ведет свою историю с 709 года. Но сегодня там проживает всего 80 жителей.

Остров является гранитным образованием, составляющим около 930 м в диаметре. Его высота - 92 м над уровнем моря. На вершине скалы - 80 метров, поднимаются в небо строения древнего аббатства.

Град Свияжск тоже расположен на высоком холме (за 3 км от устья р. Свияга). Название холма - «Высокая гора». Он омывается двумя реками - Свиягой и Щукой - с двух разных сторон. Находясь от Казани вверх по Волге, приблизительно в 30 км, принимающий экскурсии, Свияжск <#"justify">Свияжск и Мон Сен-Мишель: как две легендарные крепости

Остров полон и других удивительных историй, которые характеризуют его, в основном, в качестве крепости: на этом месте некогда обосновались викинги, а Вильгельм Завоеватель отсюда направлялся на Англию. Многие из королей проживали здесь. Но главное, что в период Столетней войны, в ходе утомительного противостояния Франции и Англии, Мон Сен-Мишель довелось послужить последним оплотом Франции в Нормандии, который никогда не был захвачен врагом. Не был он завоеван ни разу, даже после 30-летней осады. Среди французов этот священный остров удостоен называться самым неприступным замком в истории. Благодушно готов покориться он только восторженным туристам - его посещает сегодня более 3 млн. туристов в год - более популярными остались лишь Париж и Версаль.

Служил крепостью и Свияжск. Сама его история начинается с того, как отступающий от Казани в 1550 году Иван Грозный выбрал на правом берегу Волги место для возведения крепости. Уже в 1551, всего за 4 недели крепость собрали из деталей, сплавленных по Волге из Углича. Срубленный как настоящий город с башнями, стенами, воротами. Заселенный по указу русскими людьми с артиллерийским подкреплением город-крепость назвался Свияжском. Став базой для русских войск во время осады Казани в 1552 г., Свияжская крепость даже превосходила в размерах обороняемой территории кремли Москвы, Новгорода и Пскова.

Создание тюрем в стенах монастырей Мон Сен-Мишеля и Свияжска

В судьбах обеих древних крепостей были и мрачные для духовной жизни времена. В 1790 году благочестивый монастырь Мон Сен-Мишель закрыли, превратив остров в место заключения самых опасных преступников - священный замок на целых полвека стал государственной тюрьмой. За что получил ехидной прозвище «провинциальной Бастилии». Только 1863 г., получив в качестве официальных извинений капитальную реставрацию, он вновь открыл свои Королевские двери, но теперь только для туристов.

Не менее трагичная судьба постигла и Свияжск. Если к 1775 г. он - уездный город с особым гербом, то с установлением Советской власти территорию бывшей Российской империи постигает разруха и страшная доля. К 1940-м г. его разграбленные и взорванные храмы, как и весь остров-град, напоминают призрак цивилизации, некогда имевший удивительную историю, теперь - переродившийся из культового места в место заключения.

Свияжская тюрьма стала местом заключения для уголовных элементов и «политически неблагонадежных» личностей. С 1920-х г. монастырскую тюрьму пополняют представители интеллигенции, писатели, врачи, учителя и т.д., явившие собой оппозицию советской власти.

Только в 1956 г., наконец, Свияжск официально был объявлен памятником российской истории и культуры, а с 1997 г. также и передан Казанской епархии. Сегодня он - один из основных центров высокой экскурсионной активности и туристических маршрутов. На остров-граде проводятся уникальные реставрационные работы (этого требует наличие исторических памятников общероссийского и мирового значения). Все делается для увлекательного и познавательного отдыха, комфорта туристов.

Рациональных, логических объяснений такой взаимной любви между Россией и Францией нет. На самом деле нет более непохожих народов, чем французский и российский. Французы - картезианцы, люди рационального склада ума, а русские, напротив, скорее склонны к эмоционально-идеалистическому восприятию мира. При этом в истории взаимоотношений между Францией и Россией происходили удивительные вещи: после войны 1812 года не было отторжения между народами - как не было его и после Крымской кампании, и после других военных и прочих конфликтов вплоть до XX века. Образно говоря, воевали с Наполеоном, но не с французами. Ни в народах, ни даже во власти не накопилось каких-то взаимных обид, негативной памяти. Во время Крымской кампании, например, против нас воевали и французы, и англичане. Но к англичанам у нас отношение вполне рациональное и объяснимое - как к соперникам, а к французам - нет. Как это объяснить? Это совершенно феноменальная вещь: Франция существует в русском сознании независимо ни от чего. Ну где еще такое встретишь - Rue Lenine (улица Ленина) есть в семи французских городах! Они не меняют названий. Я уже не говорю про мост Александра Третьего, который открывал Николай Второй, или бульвар Сталинград. Понимаете, логического объяснения этому феномену быть не может. И прелесть именно в этом. Это совершенно особый случай с двумя народами, которые на протяжении столетий, несмотря ни на что, тянутся друг к другу. Российскому президенту устроили во Франции удивительно теплый, дружественный прием. Не забудем также, что Франция и Россия - культуроцентричные страны. И мы можем позавидовать и поучиться тому, как французы отстаивают интересы отечественной культуры.

Давно сложилось мнение, что по духовной и общественной жизни Россия и Франция очень близки друг к другу. Французы и россияне с большой симпатией относятся друг к другу. Этому способствуют обширные культурные связи народов двух стран.

Две вершины. Россия - Франция.

БАЛЬЗАК

(1799-1850)

Вершина французского критического реализма - это творчество Оноре Бальзака, крупнейшего мастера реалистического романа на Западе.

Жизнь Бальзака - необычайно яркий пример того, какое положение занимал писатель в буржуазном обществе, превращавшем художника в своего наемного работника.

Он был честолюбив и без веских оснований добавлял к своей фамилии частицу «де», подчеркивая свою принадлежность к дворянству. Оноре де Бальзак родился в городе Туре в семье чиновника, выходца из крестьян. С четырех лет воспитывался в коллеже монахов-преторианцев. После переезда семьи в Париж по настоянию родителей учился в юридической школе и работал в адвокатской конторе. Быть клерком он не собирался; стал посещать лекции по литературе в Сорбонне. В 21 год написал стихотворную трагедию «Кромвель». Она, как и развлекательные романы (под псевдонимами) были очень слабы, и от них он позже отрекся. Первый успех принесли ему очерки, «социологические портреты», публиковавшиеся в газетах, а также исторический роман «Шуаны» (1889). Бальзак постоянно испытывал материальные трудности из-за неумения вести финансовые дела (а вот герои его произведений умеют проворачивать выгодные аферы!) Писатель вдохновился грандиозным замыслом: воссоздать в предельной полноте жизнь общества. Он был мыслителем, исследователем быта и нравов. «Единственная реальность - это мысль!» - считал он. Ему удалось воплотить в жизнь свою идею, создав цикл под названием «Человеческая комедия» - 97 романов и повестей («Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Блеск и нищета куртизанок», «Гобсек», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Крестьяне»...). Ему принадлежат пьесы, очерки, полные юмора «Озорные рассказы».

ДОСТОЕВСКИЙ

(1821-1881)

бальзак достоевский французский культура

В Достоевском достигает вершины русская литература, и в творчестве его выявляется этот мучительный и религиозно серьезный характер русской литературы. В Достоевском сгущается вся тьма русской жизни, русской судьбы, но в тьме этой засветил свет. Скорбный путь русской литературы, преисполненный религиозной болью, религиозным исканием, должен был привести к Достоевскому. Но в Достоевском совершается уже прорыв в иные миры, виден свет

Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в семье врача московской Мариинской больницы для бедных. Получил хорошее образование в пансионе и в Петербургском Главном инженерном училище. В 1834 году был зачислен в Инженерный департамент, но вскоре вышел в отставку и занялся литературным трудом. Первая его повесть «Бедные люди» имела успех. С 1847 года писатель посещал кружок М.В. Петрашевского, увлекаясь идеями утопического социализма. Через год за участие в этом кружке был приговорен к смертной казни. В последние минуты казнь заменили каторгой. Через 9 лет, после каторги и службы рядовым в Семипалатинске, он вернулся в Петербург. Он создал великие произведения: романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Показывая страшные потаенные бездны человеческой души, он раскрывал и величие человека, ориентируясь на высокий идеал: Иисуса Христа.

Бальзак убедительно показал, как страсть к быстрому обогащению калечит души людей, оборачивается трагедией и для личности, и для общества. Ведь в то время процветали финансовые воротилы и авантюристы, казнокрады и спекулянты, а вовсе не те кто занимался конкретным производством в промышленности и сельском хозяйстве. Симпатии Бальзака были на стороне потомственной аристократии, а не хищных охотников за капиталами; искренне сочувствует он униженным и оскорбленным, восхищается героями, борцами за свободу и человеческое достоинство. Он сумел осмыслить и выразить в художественной форме жизнь французского общества и типичных его представителей с необыкновенной проницательностью и выразительностью.

Воссоздание истории не в романтическом ореоле, необычайных событиях и занимательных приключениях, а с предельным реализмом и едва ли не научной точностью, - вот труднейшая задача, которую поставил перед собой Бальзак, сумев справиться с ней поистине титаническим трудом. По словам видного социолога политэкономиста и философа Ф. Энгельса, из «Человеческой комедии» он «даже в смысле экономических деталей узнал больше, чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков того периода, вместе взятых».

Достоевский утверждал, что человеческий разум для подавляющего большинства людей служит прежде всего орудием, средством, помогающим максимально удовлетворять постоянно растущие материальные потребности. Эту проблему писатель исследовал своим излюбленным методом мысленного эксперимента. Он предположил, что было бы с людьми, если б они достигли предельных возможностей в пользование природными богатствами (в «Дневнике писателя» такие возможности предоставляют бесы; для нашей реальности - «нечистые силы» техники, машин). Люди летали бы по воздуху, получали баснословные урожаи и т.п., перестав интересоваться «высшими, глубокими мыслями, всеобщими явлениями». И наступил бы величайший кризис в истории человечества - кризис потребительства, бездуховности бессмысленности бытия. Ощущая пропажу «свободы духа, воли и личности», они в конце концов истребили бы себя «каким-нибудь новым способом, открытым ими вместе со всеми открытиями».

В отличие от подавляющего большинства писателей Достоевский затрагивал в своих художественных произведениях проблемы не только социальные и психологические, но и философские, религиозные, научные. Уровень его идей был очень высок. Такие знаменитые в XX веке ученые, как Эйнштейн и Фрейд, признавали, что в интеллектуальных прозрениях им очень помогли произведения Достоевского. Причина, конечно, не в том, что писатель разрабатывал конкретные научные проблемы, а в обобщающем философском осмыслении бытия. Он, можно сказать, спроецировал неевклидову геометрию на духовный строй личности; раскрыл глубины человеческого самосознания и утверждал мысль о том, что человек не безвольное орудие в руках провидения, что он наделен свободой выбора жизни «по Богу» или «по дьяволу». Подчас человек поступает парадоксальным, «неевклидовым» образом.

А к чему сводится идея всеобщего материального благополучия? К тому, чтобы человеку «совсем уж ничего больше не оставалось делать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории». (От подобной экономической идиллии западного обывателя пришел в ужас и негодование Герцен, когда ему довелось жить в этом обществе.) Но тут и взбунтуется человек, пойдет подчас наперекор очевидности, сделает пусть даже подлость и глупость, однако по собственной прихоти. «Ведь все дело-то человеческое, кажется, и действительно в том и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик!»

Бедные люди

Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии «маленького человека». Фон у Достоевского с самого начала гораздо шире, фабула запутаннее, и в ней участвует большее количество людей; душевный анализ несравненно глубже, события обрисованы ярче, больнее, страдания этих маленьких людей выражены слишком надрывно, уже почти до жестокости. Но это - неотъемлемые свойства его гения, и они не только не мешали прославлению идеалов гуманизма, а наоборот - еще усиливали, углубляли их выражение. «... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому.»
В.Г.Белинский.
«Бедные люди» - это первое произведение Ф. М. Достоевского, которое предопределило будущую литературную судьбу писателя как величайшего психолога, способного глубоко проникнуть во внутренний мир своего героя и передать неуловимые нюансы состояния его души. По словам В. Г. Белинского роман отличается «глубоким пониманием и художественным, в полном смысле слова, воспроизведением трагической стороны жизни». В «Бедных людях», так же как и в гоголевской «Шинели» звучит «вечная тема» российской литературы - тема «маленького человека», ощущающего свое бессилие перед тяготами жизни.
Главный герой романа Макар Алексеевич Девушкин - бедный титулярный советник сорока семи лет, переписывающий за мизерное жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов, берет под свою защиту семнадцатилетнюю сироту Вареньку Доброселову, которую обесчестил богатый помещик Быков. Только помощь Макара может спасти девушку от окончательной «гибели». История их взаимоотношений раскрывается в письмах. Они редко видятся из-за боязни сплетен, однако оба они нуждаются в душевном тепле и сочувствии, которые черпают из почти ежедневной переписки друг с другом. Любовь к Вареньке возвращает Девушкину чувство собственного достоинства и заставляет его по-новому посмотреть на окружающий мир, понять порочность его устройства. Из «маленького ничтожного человека» Макар Девушкин вырастает в глазах читателей в героя, достойного подлинного уважения и сочувствия.
Оригинальность Достоевского заметна уже и в самом типе романа, в некоторых поэтических его особенностях. Обычно о «забитых существованиях» рассказывалось в третьем лице - о них повествовал автор, рассказчик, то есть лицо постороннее. В «Бедных людях» герои говорят о себе сами - Варенька и особенно Макар Алексеевич Девушкин. Стороннего рассказчика вообще нет; все мы узнаем от самих героев. Это значит, что слово передоверено маленькому человеку. Он сам поверяет нам свои переживания и думы, настроения и намерения.

Но это еще не все. Роман почти сплошь состоит из писем героев; лишь небольшой его фрагмент, рассказывающий о прошлом Вареньки, написан в форме ее воспоминаний, но и они приложены к очередному ее письму. «Бедные люди» - роман в письмах. Такой жанр не был изобретением Достоевского. Но заслуга автора заключалась в том, что он решительно поставил этот жанр на службу своей теме - теме маленького человека.

Словосочетание «бедные люди», вынесенное в заглавие романа, играет важную роль в понимании смысла этого произведения. Это обманчивое смирение. «Бедные люди капризны, - это уж так от природы устроено... Он, бедный-то человек, он взыскателен; он и на свет-то божий иначе смотрит, и на каждого прохожего косо глядит, да вокруг себя смущенным взором поводит, да прислушивается к каждому слову, - дескать, не про него ли там говорят?.. И ведомо каждому, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши...»

Перед читателем возникает целая гамма чувств и переживаний в духе той сложной психологии, которая отличает характер самого Девушкина. Становится понятным, почему Достоевский назвал свой роман не «Бедняки», не «Бедные», а именно «Бедные люди», где значимы оба понятия.

Так уже в первом своем произведении писатель приступил к решению той задачи, которую впоследствии определил следующими словами: «При полном реализме открыть человека в человеке».

"Кузина Бетта"

Роман - составная часть дуэта "Бедные родственники". Собственно бедных родственников Бальзак и рассматривает пристально. В "Кузине" он показывает, как легко задеть чувства и достоинство человека уже в какой-то степени униженного обстоятельствами. И как сурова может быть его месть. (Во втором ("Кузен Понс") ситуация обратная: кузен - милашка, но хотя его все считали бедняком и чудаком-собирателем, внезапно оказывается, что у его коллекции очень даже есть цена, что пробуждает в его родне отнюдь не родственные чувства).

А жизнь как раз в то время стала все больше и больше выдвигать на первый плане не титулы и воинскую славу, а "золотого тельца". Что очень хорошо видно в "Кузине". Даже сам выбор способа мести об этом говорит - разорение, а не удар кинжалом. Позор от нищеты и порочности главы семейства ранит не меньше отсутствия средств. Ведь быть бедным в то время было позорным. И кузина это прекрасно понимала. При этом (в отличие, допустим, от Монте-Кристо) ей не нужна была слава мстительницы. Ее радовали беды родственников, но ей важно было продлить свою месть как можно дольше, и она старательно изображала из себя лучшего друга семьи, в чем родня нисколько не сомневалась. Помимо таланта стратега, она обладала еще и актерскими данными. Ей только с внешностью не повезло. А могла бы направить свои усилия совсем в другое русло.

Интересно, что герои у Бальзака здесь все время оказываются в противопоставлении друг другу. Распутный Юло и его жена - праведница. Две куртизанки, которых Юло осыпал милостями и деньгами, противоположны друг другу. Одна не скрывает своих занятий, вторая изображает порядочную женщину. Мать, любящая мужа, не взирая ни на что и все ему прощающая. И ее дочь, порвавшая с мужем при первых признаках измены. Еще стоит обратить внимание, как часто Бальзак характеризует своих героях в цифрах - количестве дохода или расхода. Перефразируя "все вокруг - числа", можно сказать, что в реальности Бальзака - "все вокруг - деньги".

Прошло почти 200 лет, но много ли изменилось? Если не считать технических достижений, то все так же, как и во времена Бальзака. И его герои ходят рядом с нами. И не кажутся нам странным. Плохими или хорошими - да. Но не странными.

Заключение

В XVIII-XIX веке влияние французской культуры в Европе было преобладающим. Французский язык был языком общения знати всех европейских государств.

Франция являлась ориентиром для всех передовых деятелей культуры и искусства.

Занимал французский язык большое место в культурной истории и русского народа, хотя, как отмечал Ш. Лей, «были печальные исторические успокоения и ошибки, но дружба, основанная на общих качествах великодушия и благородства, всегда связывала две великие нации»

Французы также проявляют интерес к России и становятся русофилами. Первыми под влиянием Екатерины II ими становятся философы: Вольтер, Дидро, Д' Аламбер. Французские архитекторы, художники, философы совершали путешествия в Санкт- Петербург, где получали верительные грамоты. Вольтер интересовался Россией и переписывался с Екатериной II и русскими интеллектуалами. В 1746 году его избрали почетным членом Российской Академии наук. Он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», в которой высоко оценил его реформы. В 1782-1783 гг. в Париже выходит пятитомная «История России» Ш. Левека и русская грамматика Модру. Д. Дидро проявлял живой интерес к России и верил в ее светлое будущее. Он следил за прогрессом русской науки, знал работы М.В. Ломоносова и учил русский язык, чтобы иметь возможность читать в подлинниках произведения русских писателей. Г. Берлиоз и К. Дебюсси, давали концерты в России. Большая дружба связывала И. Тургенева с французскими писателями Флобером и Мопассаном, композиторами Ш. Гуно и Сен-Сансом, известной певицей П. Виардо, которая сделала много для популяризации русской музыки во Франции и французской музыки в России.

Роль французской культуры в России, французское влияние высоко оценивали сами французы. «Мы им привили вкус, которого до нас у них не было, научили свободе мысли, внушили любовь к литературе и отвращение ко всему дикому и грубому через книги и не только через них. А сейчас мы видим блестящий расцвет русской мысли сформированный если не нами, то, по крайней мере, вместе с нами».

Источники

·#"justify">·М. Е. Елизарова и другие, "История зарубежной литературы XIX века" Оноре Бальзак (1799-1850)

·ДИАЛОГ КУЛЬТУР РОССИИ И ФРАНЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ М.Н. Ветчинова

·<#"justify">·Баландин Р. Сто великих гениев

·http://tl-ic.kursksu.ru

Похожие работы на - Французская и русская культура

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!