Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    294,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической политики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике




Студент

ФМ 2 курса группы ЗКЭ-23 Кулеш Ю.А.





МИНСК 2013

Реферат

 

Курсовая работа: ___ с., ___ источников, ___ приложений

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ФОРМЫ ДОХОДОВ, ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, БЕДНОСТЬ, ГОСУДАРСТВО И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Объект исследования - доходы населения.

Предметом исследования является изучение формирования доходов населения и политики их распределения.

Цель работы - изучение теоретических основ формирования доходов населения и роли политики перераспределения доходов в социальной политике государства

При выполнении работы использованы табличный метод, графический метод, метод сравнений.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемых процессов, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

Abstract

 

Term paper: ___ p.,___ source, ____ enclosureOF THE POPULATION, FORM OF THE INCOME, SOURCES OF THE INCOME OF THE POPULATION, DISTRIBUTION OF THE INCOME OF THE POPULATION, LORENTZ'S CURVE, SOCIAL INEQUALITY, POVERTY, STATE AND REDISTRIBUTION.of research - the population income.of research is studying of formation of the income of the population and policy of their distribution.work purpose - studying of theoretical bases of formation of the income of the population and a role of policy of redistribution of the income in social policy of the state.performing work the tabular method, a graphic method, a method of comparisons are used.author of work confirms that the settlement and analytical material given in it correctly and objectively reflects a condition of studied processes, and all borrowed of literary and other sources theoretical and methodological provisions are accompanied by links to their authors.

Содержание

 

Введение

1. Доходы населения, формы и факторы, определяющие их

1.1 Общая характеристика доходов

1.2 Формы доходов и источники их формирования

2. Распределение доходов населения и проблема социального неравенства

2.1 Функциональное и персональное распределение

2.2 Показатели неравенства в распределении

2.3 Проблема социального неравенства и бедность

3. Политика государства по регулированию доходов населения

3.1 Основы политики государственного регулирования доходов населения

3.2 Социальные ориентиры и направления развития политики доходов в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Важнейшим приоритетом оценки эффективности социально - экономической политики государства является уровень доходов и качество жизни населения.

Исследование проблем оценки уровня и качества жизни населения занимаются ученые и государственные деятели на протяжении многих лет. Ею занимались еще в XIX веке Д.П. Журавский, Ф. А, Щербин, А.В. Чаянов и другие. Все они выявляли отдельные методологические принципы и заложили основы социальной статистики в нашей стране, которая в то время имела достаточно объективный и достоверный характер.

В настоящее время по протяжении веков уровень и качество жизни населения, сущностная сторона этих категорий, а также вопросы их измерения и оценки, практическая реализация как на уровне государства, так и регионов, предприятий, процессом, домохозяйств требующим остается постоянно и развивающимся системного исследования последующего уточнения.

Понятие доходов, качество жизни в современной научной литературе трактуются по-разному, в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Это понятие часто отождествляют с близкими ему по значению категориями "народное благосостояние", "удовлетворение материальных и духовных запросов населения" и др.

Население в Республике Беларусь живет по-разному. Доходы и качество жизни в стране измерить достаточно сложно. Существующие методики требуют обновления и учета специфики определенного периода развития специфики определенного периода развития экономики страны, региона, что, несомненно, свидетельствует о большой актуальности выбранной для исследования темы.

Различные аспекты теории и практики уровня и качества жизни населения нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Такие ученые как Менгер К., Госсен П., Гелбрейт Дж., Маркс К., Риккардо Д., Кейнс Дж., Гобсон Дж. в свое время рассуждали о доходах населения. Ученые делали попытки сформулировать отдельные понятия доходов, человеческого капитала, исследовали личное потребление, личные и общественные потребности. Это Струмилин С Мочалов Б., Римашевская Н., Чернявский У., Вальтух К. и другие.

В современный период проблемами доходов и качества жизни посвяшают свои труды: Бобков В., Глазьев С., Федоренко А., Древноский Я., Скотт В., Голуб Н. и другие.

Цель курсовой работы проанализировать доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

Предмет исследования является изучение формирования доходов населения и политики их распределения.

Объект исследования является - доходы населения.

Эта цель требует решения следующих задач:

Дать общую характеристику доходов;

Показать формы доходы и источники их формирования;

Поанализировать распределение доход населения и проблема социального неравенства;

Показать политику государства по регулированию доходов населения;

Выявить проблемы социального неравенства и бедности;

Определить социальные ориентиры и направления развития политики доходов в Республике Беларусь.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды классиков мировой экономической мысли, концепции, положения и выводы в научных работах отечественных и зарубежных экономистов, представляющих различные школы и направления, а также директивные и нормативные документы по трудовым отношениям в Республике Беларусь.

В курсовой работе применяются всеобщие и специфические научные методы: анализа и синтеза, статистический и социологический.

1. Доходы населения, формы и факторы, определяющие их


1.1 Общая характеристика доходов


Доход в самом общем виде - это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям) в течение определенного времени, обычно одного года.

В микроэкономике термин "доход" используется исключительно для обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин "национальный доход", включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т.д.). С точки зрения домашнего хозяйства (или отдельного человека) любые деньги, полученные им и идущие на удовлетворение его потребностей, можно считать доходом. Именно такой доход - важный фактор, определяющий покупательную способность, социальную обеспеченность и благосостояние граждан.

Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размеры зависят от конкурентных условий.

Предельная производительность не является единственным критерием распределения в экономике, поскольку есть индивидов, которые не владеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики [3, c.98].

Источниками доходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия в теневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Следовательно, личный (персональный) доход может быть значительно больше факторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.

Основными каналами поступления доходов являются:

трудовые доходы работников - оплата рабочей силы как фактора производства, применяемого в производственном процессе;

предпринимательский доход - доход, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью с образованием или без образования юридического лица, после возмещения понесенных материальных затрат и выплаты процентов;

доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и др.;

социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (выплаты из общественных фондов потребления; трансфертные платежи, поступающие от государства, - пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.);

доходы от теневой экономики, т.е. от совокупности неучтенных и противоправных или к ним приравненных видов экономической деятельности [1, c.87].

доход население распределение источник

В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые нетрудовые доходы, приобретенные на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.). Особенностью последнего десятилетия является быстрый рост нетрудовых доходов, чему способствует многократное увеличение числа держателей акций среди различных слоев населения. В совокупности такие доходы представляют собой оплату тех факторов производства, которые задействованы в производстве.

 

1.2 Формы доходов и источники их формирования


Доходы населения - это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы - это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.

Денежные доходы населения - это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых [1, c.90].

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потребление и сбережения.

Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

РД = (НД - НП) *1|I (1)

где РД - реальные доходы, р.; НД - номинальные доходы, р.; НП - налоги и обязательные платежи, р.; I - индекс потребительских цен. [8, c.287]

Реальные доходы населения можно определить через показатель покупательной способности денег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной их группы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственное регулирование цен. Если эти условия соблюдаются, то покупательная способность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точно характеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемый период. Рост реального дохода будет в том случае, если денежный доход растет быстрее, чем цены, или когда они вообще не изменяются.

В зависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются на получаемые:

) до участия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);

) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;

) временно неработающими (безработными, беженцами и т.д.);

) после завершения трудовой деятельности (например, пенсионерами) [4, c.12].

С юридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными (нелегальными). К незаконным относятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или же имеющие криминальное происхождение и т.п.

В странах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являются выборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на баланс денежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.

По мере развития рыночной экономики усиливается дифференциация доходов и материального положения населения. Это связано с возрастанием роли факторов, обусловливающих различия в доходах населения, и борьбой субъектов хозяйствования за повышение эффективности производства. Те, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату, будет заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальную несправедливость.

В период трансформации экономики происходит определенное разрушение функционировавшей до этого системы доходов и формирование новой структуры доходов населения

Это находит проявление в распространении новых форм доходов:

доходы от акций и других ценных бумаг;

процентные поступления от валютных депозитов;

арендные поступления;

рентные поступления;

доходы теневого бизнеса;

доходы от предпринимательской деятельности [2, c.35].

Отмечают следующие особенности формирования и распределения доходов период трансформации экономики:

.        доля доходов, получаемых в теневой экономике, на отдельных этапах развития возрастает до 50-60%;

2.       снижение доли социальных трансфертных поступлений;

.        все большей концентрации доходов у небольшой части общества;

.        в переходной период происходит падение доли заработной платы в общих денежных доходах населения и резкое снижение ее стимулирующего значения, что ведет к утрате материальной заинтересованности в повышении трудовой активности и ее результатов;

.        нарастающее увеличение доли населения с доходами, находящимися ниже черты бедности, что требует срочных и существенно значимых мер государства по их социальной защите.

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения (Приложение А)

В приложениях Б, В, представлена структура доходов населения Республики Беларусь.

Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения представлена в Приложении Г.

Денежные доходы распределяются между населением неравномерно - это характерно для всех стран мира. Данное явление известно в экономической теории как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения. Соотношение 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политической и экономической ситуации в стране.

На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия.

Выделим некоторые из них:

1.      социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов;

2.      демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей;

3.      профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы;

4.      статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии;

5.      социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

6.      географические факторы, в странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

7.      экологический фактор, актуален для Республики Беларусь - связан с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов [8, c.288].

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Индивиды, обладающие более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать "интеллектуальную ренту". Важным аспектом является работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью.

2. Распределение доходов населения и проблема социального неравенства


2.1 Функциональное и персональное распределение


Распределение дохода является важной социально-экономической проблемой. Выделяют функциональное и персональное или как его ещё называют - распределение дохода по величине.

Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведенного совокупного дохода общества между факторами производства. Иначе говоря, функциональное распределение дохода свидетельствует о том. какая доля национального дохода присваивается соответствующим факторам производства. В результате функционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.

В приложении Д приведены изменение реальных денежных доходов населения по областям и г. Минску

Поскольку в современных условиях в системе факторов производства главное место занимают труд и капитал, то для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Вместе с тем из такого распределения доходов не следует, что владельцы собственности не имеют трудовых доходов, а те, кто живет на доходы от продажи своей рабочей силы, не получают процентов и дивидендов на вложенный капитал.

Проблема взаимодействия труда и капитала явно или скрыто является центральной в любом из направлений экономической теории. Альтернативные направления в экономической теории различаются в трактовке конечного основания доходов. Основой различий в объяснении источника доходов служат альтернативные теории стоимости. В соответствии с теорией трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) единственным источником стоимости является живой труд в материальном производстве, создающий новую стоимость. Марксистская теория доходов основана на теории прибавочной стоимости. Последняя понимается как часть новой стоимости, созданная трудом наемных рабочих и безвозмездно присвоенная капиталистами. Трудовая теория стоимости, идеи которой сформулированы классиками политэкономии, развита Марксом и использована как основание теории эксплуатации и всех с этим связанных выводов. Марксистская теория прибавочной стоимости в качестве инструмента анализа использует соотношение между долями капитала и труда в новой стоимости, называя его нормой прибавочной стоимости. Характерно, что этот показатель используется для измерения степени эксплуатации труда капиталом и зависит от продолжительности рабочего дня и производительности труда [8, c.344].

Современная экономическая теория также анализирует тенденции долей дохода капитала и труда. Господствующее в современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования доходов основано на теории факторов и их предельной производительности. Теория предельной производительности акцентирована на анализе функциональных связей между различными частями дохода. Различные направления экономической теории по-разному объясняют источники доходов, но едины в том, что каждый производственный фактор связан с определенным доходом, что дает возможность интегрировать различные представления. Трактовка основных проблем теории доходов в современных условиях значительно отличается от представлений прошлого. Рост национального благосостояния и создание систем социального регулирования если и не снимают, то значительно сглаживают проблемы классового противостояния. Тем не менее анализ соотношения долей труда и капитала в совокупных доходах признается общезначимым и широко используется в современном экономическом анализе.

Функциональное распределение дохода отражает реальное его распределение среди граждан в условиях, когда возможна однозначная идентификация социального статуса как лица наемного труда, так и собственника вещественного капитала. В современных условиях налицо размывание социального статуса, выражающееся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес. Если около 90 % населения учитывается национальной статистикой как лица наемного труда и вместе с тем доля собственников (с учетом членов семьи) доходит до 50 %, то налицо диверсификация социального статуса, которая если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.

Функциональное распределение доходов, как видим, не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами. Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями (условимся, что семья может состоять и из 1 человека).

По мере развития рыночной экономики усиливается дифференциация доходов и материального положения населения. Это связано с возрастанием роли факторов, обусловливающих различия в доходах населения, и борьбой субъектов хозяйствования за повышение эффективности производства. Те, кто обладает большей собственностью, получает более высокую заработную плату, будет заинтересован в повышении эффективности производства, увеличении доходов. Повышение эффективности производства, вызывая неравенство в доходах, вновь и вновь воспроизводит социальную несправедливость.

Поэтому общество должно учитывать проблемы социального равенства и справедливости. Социальное равенство предполагает равенство в отношении не только к средствам производства, равные возможности охраны здоровья, получения образования, но и в получении социальных благ индивидом пропорционально его трудовому вкладу. Как показывает исторический опыт, уравнительное распределение приводит к равенству в нищете. Поэтому в условиях формирования рыночной экономики общество должно выявлять и стимулировать способности человека, создавать условия каждому трудоспособному гражданину для определения своего личного благосостояния. Государство, вторгаясь в сферу распределения доходов, не должно добиваться их уравнивания. Равенство означает не уравнительное распределение доходов, а их дифференциацию в зависимости от способностей человека. В то же время общество должно поддерживать социальную справедливость. Решение этой задачи предполагает контроль над доходами и прогрессивное налогообложение крупных доходов, наследств, ликвидацию всех видов привилегий, создание новой системы налогообложения [8, c.347].

Персональное распределение дохода. В рыночном обществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода, т.е. распределение дохода по его величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

Обычно статистические ведомства стран разбивают все население на группы по величине получаемого дохода и затем высчитывают процентное соотношение каждой группы к общему числу домохозяйств. В приложении В приведен пример динамика основных показателей реальных эпизодов населения в сопоставимых ценах.

Персональное распределение дохода в характеризуется значительной неравномерностью. Однако неравенство в доходах характерно для всех стран с той лишь разницей, что степень неравенства может быть различной в разных странах. Вместе с тем за десятилетие в большинстве стран наблюдалась общая тенденция увеличения неравенства доходов. Среди причин этого явления экономисты называют:

а) снижение ставок подоходного налогообложения для высокооплачиваемых категорий граждан;

б) значительное увеличение численности рабочей силы за счет низко-квалифицированных работников, родившихся в период "бэби-бума";

в) усиление конкуренции с импортными товарами, которое привело к резкому сокращению спроса на менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую рабочую силу в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), и как следствие - снижение средней заработной платы менее квалифицированных рабочих;

г) рост спроса на высококвалифицированную рабочую силу в таких секторах экономики, как консалтинг, биотехнологии, здравоохранение, программирование.

 

2.2 Показатели неравенства в распределении


Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов, для количественной оценки которой применяются различные показатели. Данные показатели позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает процесс дифференциации доходов.

Для этого применяют прием ранжирования: семьи распределяют в порядке возрастания доходов и делят на группы.

Различают:

а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа - составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая - 20 % с небольшим уровнем доходов;

б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10 %).

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) - это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1):


Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

В Республике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в странах-соседях - России, Украине, Литве и Польше - соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8 [19].

1.      Децильный коэффициент - отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения.

2.      квинтильный коэффициент - отношение совокупного дохода 20% богатейшего населения к совокупному доходу 20% беднейшего населения.

3.      квартальный коэффициент, - отношение совокупного дохода 25% богатейшего населения к совокупному доходу 25% беднейшего населения.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца.

На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат - кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е.1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения - 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Рисунок 2 - Кривая Лоренца [8, с.290]

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. Однако считается, что его значение, большее 0,4, отражает высокую степень расслоения общества. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27-0,33 [8, с.291].

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом "полюсе" находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини - 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

 

2.3 Проблема социального неравенства и бедность


С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. В это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, вызванное отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

В общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения.

Бедность является многоаспектным социально-экономическое явлением, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Бедность может иметь различные формы. Существует два общепринятых определения бедности: абсолютная бедность и относительная бедность.

Черта абсолютной бедности представляет такой уровень дохода, при котором семья не в состоянии поддерживать потребление пиши и других предметов первой необходимости на рассчитываемом особым образом минимально необходимом уровне. Официальное определение абсолютной бедности в США было предложено в 1960-х гг. Семья считается бедной, если ее доход менее чем в 3 раза превосходит уровень, определяемый Министерством сельского хозяйства в качестве издержек на ее "нормальное продовольственное обеспечение".

В отличие от абсолютной бедности категория относительной бедности отражает более сложное явление. Ее определение основывается на таком понятии, как качество жизни, в которое входят не только представления об уровне питания, здравоохранения, жилищных условий и т.п., достаточных для физического выживания, но также необходимость для человека не испытывать моральных страданий в результате низкого доходного статуса. Например, в США черта относительной бедности принимается на уровне, в 2 раза меньшем, чем величина дохода средней семьи.

Уровень относительной бедности в развитых странах далек от той нищеты, которая существует во многих отсталых государствах и которая зачастую граничит с угрозой голодной смерти. Вместе с тем в богатых странах немало людей, которые живут за чертой бедности

Объективная бедность - состояние, оцененное по принятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или на основании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективной бедности определяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.

Основным инструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница бедности. Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимум уровня жизни. Обычно официальная черта бедности определяется соответствующими правительственными органами (в США - Министерством торговли) исходя не только из необходимых объективных потребностей человека, но и из достигнутого уровня экономического развития. Поэтому черта бедности в разных странах неодинакова: в развитых странах она значительно выше, чем в развивающихся государствах и в странах с переходной экономикой. В целом же в современном мире за чертой бедности проживает свыше 1.5 млрд. человек, и в ближайшие годы, по прогнозам, эта цифра превысит 2 млрд. человек. Самый низкий уровень жизни отмечается в Эфиопии, где ВВП в расчете на душу населения составляет менее 100 долл. в год.

В Беларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также для количественной оценки бедности.

Прожиточный минимум - это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе [15, c.23].

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических факторов и более подвижен, чем черта бедности. Черта бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Законом Республики Беларусь "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 974 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2012 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 г.:

в среднем на душу населения - 880 030 рублей;

для трудоспособного населения - 963 130 рублей;

для пенсионеров - 727 250 рублей;

для детей-студентов - 884 100 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 994 850 рублей;

для детей в возрасте от 3 до 6 лет - 916 310 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет - 749 950 рублей.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2012 года по статьям расходов:

продукты питания - 58,0 %;

жилищно-коммунальные услуги - 7,6 %;

предметы гардероба - 20,54 %;

бытовые и транспортные услуги - 4,95 %;

товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6 %;

взносы и платежи - 1,8 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,5 %.

[22].

Бюджет прожиточного минимума - стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей. Схема формирования минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума представлена в приложении Е.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин.

Потребительская корзина - это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала.

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета [5, c.69].

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Во всех странах борьба с бедностью считается важной целью государственной политики. Поскольку бедность может быть вызвана многими причинами, то борьба с ней предполагает прежде всего определение се источников и типов. Бедность может быть обусловлена безработицей, массовым переселением людей (Северный Кавказ в России, Карабах в Азербайджане. Косово в Югославии, Абхазия в Грузии и т.д.), многодетностью, низким уровнем пенсионного обеспечения, дискриминацией по полу, цвету кожи, национальности, проживанием в экономически неблагоприятном районе, материальными трудностями родителей, которые не могут оказывать необходимую поддержку своим детям-студентам, и рядом других факторов и обстоятельств. Государственная политика призвана учитывать существующие категории бедности и содержать соответствующие меры по ее ликвидации или сокращению.

3. Политика государства по регулированию доходов населения


3.1 Основы политики государственного регулирования доходов населения


Система рыночных отношений не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.

Идея перераспределения доходов появилась вследствие того, что одним гражданам достается слишком мало средств существования, другим - слишком много. Для богатого определенная потеря дохода будет значить меньше, чем соответствующий прирост дохода для бедного.

Данный вывод имеет научное объяснение и основывается на теории убывающей предельной полезности, в соответствии с которой в процессе обмена каждая сторона отказывается от "последних"' долей товара, которого у него много, чтобы приобрести "первые" доли товара, которого у нее нет. В этом случае обмен максимизирует общую степень удовлетворенности (полезности) индивидов. Смысл максимизации заключается в том, что два набора товаров а и b, первоначально сосредоточенных в разных руках, возрастают в стоимости в процессе обмена, поскольку последние доли товара а, малополезные для индивида А, переходят в руки индивида B, для которого они имеют большую полезность, в то время как индивид A приобретает у индивида В последние доли товара b, которые более ценны для него, чем для предыдущего их владельца.

Данная теория, появившаяся в XIX в. и относящаяся к экономическим благам, со временем была распространена и на доходы. Одним из авторов убывающей полезности дохода был А. Пигу, который писал: "Очевидно, что любое перемещение доходов от относительно богатого человека к относительно бедному. должно увеличить общую сумму удовлетворенности, поскольку это обеспечивает удовлетворение более насущных потребностей за счет менее насущных". Другой сторонник этой концепции, А. Лернер, отмечал; "Общая удовлетворенность максимизируется таким распределением доходов, которое уравнивает предельные полезности доходов всех членов общества". Однако в этих двух высказываниях есть свои нюансы. Утверждение А. Пигу означает, что передача 10 долл. из одних рук в другие оправданна, если новому владельцу эта сумма принесет больше пользы, чем предыдущему. Сказанное же А. Лернером необходимо понимать таким образом, что доходы хорошо распределены, если потеря 10 долл. будет одинаково переживаться всеми членами общества. Отсюда следует вывод о том, что общая удовлетворенность максимизируется при равномерном распределении доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.

Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.

Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений (в том числе неправительственных).

Концептуальная основа государственного регулирования - это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

Распределение доходов в обществе осуществляется на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение доходов - результат их перераспределения, которое, в свою очередь, осуществляется государством. Через перераспределение доходов государство вовлекается в широкомасштабную деятельность по осуществлению социальных функций.

Основной инструмент перераспределения доходов - государственный бюджет. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т.д.

Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне - и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Перераспределительная деятельность в области доходов населения имеет своей конечной целью обеспечение социальной справедливости. Для этого в распоряжении государства находится мощный арсенал средств. Важнейшее место среди них занимает налоговая политика, инструментами которой являются дифференциация налоговых ставок, изменение системы налогообложения и предоставление налоговых льгот.

Так, для смягчения дифференциации личных доходов в мировой практике применяются:

пропорциональное налогообложение с минимальной ставкой (10-30 %);

прогрессивное налогообложение с максимальной ставкой (40-50 %) [12].

Кроме того, с этой же целью устанавливаются налоги на имущество, наследство, на социальное страхование и фонд заработной платы и др. Тем самым государство определяет, кто, в каких объемах и через какие каналы реализует стабилизирующую функцию социальной политики. При этом наиважнейшими проблемами являются нахождение объективного критерия предоставления налоговых льгот и определение оптимального уровня налоговой нагрузки.

С одной стороны, государство аккумулирует через бюджет необходимые средства, с другой, реализуя социальную политику, осуществляет социальные выплаты. Следовательно, его активность в этой сфере ограничивается объемами бюджетных поступлений, которые, в свою очередь, не должны снижать трудовую мотивацию и предпринимательскую активность. Кроме того, существуют определенные границы прироста ВВП. Это предполагает, что объемы социальных выплат должны быть скорреллированы с экономическими возможностями государства. В противном случае может возникнуть дефицит бюджета и спровоцированная им инфляция.

Одним из направлений перераспределения доходов также является государственная ценовая политика. Все мероприятия в этой области базируются на наблюдении за динамикой цен в целях выяснения ее влияния на стоимость жизни. Для этого исчисляются индексы потребительских цен (ИПЦ) и затем, по необходимости, осуществляется индексация или компенсация доходов населения.

Индексация - это установленный государством механизм повышения доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в результате инфляции. Она осуществляется путем увеличения доходов на определенный процент один раз в год или в квартал либо корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. При этом используются корректирующие коэффициенты, шкалы и другие нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации. Задача индексирования доходов состоит в сохранении определенного уровня жизни населения в том или ином периоде.

Компенсация - это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением цен на группы товаров массового спроса. Компенсируется лишь определенная норма потребления, т.е. компенсация носит дифференцированный характер и в отличие от индексации не предусматривает постоянной систематической поддержки людей.

При фиксировании роста цен на социально значимые товары государство поддерживает определенный уровень реальных доходов малообеспеченных слоев населения. В рамках денежно-кредитной политики оно осуществляет льготное кредитование отдельных групп граждан, косвенно регулируя тем самым их доходы.

Одной из важнейших составляющих социальной политики является социальная защита населения - система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании и регулировании условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается событие в жизни человека, наступление которого приводит к утрате его способности к труду (полностью или частично) и, как следствие, заработка как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят, материнство беременность и роды, содержание детей, болезнь инвалидность, старость, потерю работы, кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.

Социальная защита реализуется при выплате различных пособий, пенсий и т.д. Бесплатные школьные завтраки и обеды, обеспечение бесплатной одеждой детских домов представляют собой натуральную форму социальной защиты.

Основными направлениями социальной защиты являются социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание.

Социальное страхование - это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Она основана на взносах работодателей, работников, а иногда и государства и распространяется только на осуществлявших страховые отчисления. Взносы застрахованных - это специально устанавливаемый налог, который не зависит от величины заработка. Отчисления нанимателей на эти цели относятся последними на издержки и возмещаются в последующем за счет более высокой цены товаров или услуг. Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи). При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Расходы средств социального страхования могут осуществляться в виде пенсий, пособий и выплат. Наиболее важным направлением является пенсионное обеспечение. В мире существуют два основных вида пенсионных систем:

) основанные по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих; таким образом работающее население финансирует потребности пенсионеров;

) системы накопительного характера, при которых работающее население вкладывает средства в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возраста.

В Республике Беларусь используется система первого типа. В соответствии с ней пенсии делятся на:

а) трудовые (страховые), финансируемые из фонда социальной защиты населения. Это пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и особые заслуги. Право их получения приобретают лица, имеющие трудовой стаж работы;

б) социальные пенсии, выплачиваемые лицам, не имеющим права на трудовые пенсии. Эти выплаты производятся, как правило, за счет госбюджета.

Пособия - это гарантированные денежные выплаты при временном перерыве трудовой деятельности или для компенсации дополнительных расходов в определенных случаях. Пособия выплачиваются в случае беременности и родов, временной нетрудоспособности, для ухода за ребенком, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием и т.д.

Особое место занимают пособия по безработице, основное назначение которых состоит в недопущении резкого падения доходов временно незанятых работников. Финансирование выплат осуществляется из средств государственного бюджета и Государственного фонда содействия занятости.

Социальная помощь (общественное вспомоществование) представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования. Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на получение помощи. В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов и может иметь и денежную, и натуральную форму (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, которые финансируются за счет правительственных средств [13, c.52].

Эффективные системы адресной социальной помощи, по подсчетам экономистов, в состоянии обеспечить до 10-15 % населения. В нашей стране адресная социальная помощь оказывается, если совокупный среднемесячный доход семьи за три последних месяца не превышает 60 % бюджета прожиточного минимума в среднем на одного человека.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции - компенсирующую и стимулирующую. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалидов, сирот). Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное, обслуживание - это создание условий для социальной адаптации людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания социальной поддержки, предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг. Реализация социального обслуживания основывается на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости, доступности, конфиденциальности и добровольности. Его услуги предоставляются как государственными, так и частными организациями: центрами социального обслуживания, социальными приютами, отделениями социальной помощи на дому, домами-интернатами и пр. Малообеспеченным и одиноким пенсионерам социальные услуги предоставляются бесплатно, остальным - на условиях частичной оплаты. К числу социальных услуг относятся оказание помощи в ведении домашнего хозяйства (закупка продуктов, ремонт жилья, обработка приусадебных участков), решение бытовых проблем, психологическая помощь. В крупных городах открыты приюты для бездомных, беженцев, незаконных мигрантов, жертв торговли людьми.

3.2 Социальные ориентиры и направления развития политики доходов в Республике Беларусь


В соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012-2015 гг. основная цель социальной политики в предстоящем пятилетии - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать [22]:

усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики,

обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения,

уменьшение количества малообеспеченных граждан,

недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики [22].

Установлены следующие ориентиры:

Продолжится рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Планируется обеспечить за пятилетие рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Закладываемые высокие темпы роста реальной заработной платы (в 1,8-1,9 раза) обусловлены в том числе необходимостью недопущения оттока высококвалифицированных кадров из страны, повышения внутреннего потребительского спроса, приближения средней заработной платы в 2015 году к ее уровню в сопредельных европейских странах.;

поэтапное повышение уровня минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета, размеров социальных пособий - до величины бюджета прожиточного минимума;

предотвращение необоснованной дифференциации населения по уровню доходов (не более 1: 6);

социальная поддержка малообеспеченных категорий населения, дальнейшее совершенствование государственной адресной социальной помощи;

совершенствование системы пенсионного обеспечения (повышение реального значения пенсии по возрасту в 1,52 раза);

обеспечение в 2012 - 2015 годах сокращения уровня малообеспеченности в два раза;

дальнейшее совершенствование системы поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Повышение реальных денежных доходов населения будет осуществляться путем приоритетной поддержки экономически активных групп населения, создания условий для усиления трудовой мотивации работников, содействия развитию малого предпринимательства. Важным направлением будет обеспечение существенного роста доходов сельского населения на основе повышения размеров оплаты их труда.

Предотвращению необоснованной дифференциации населения по уровню доходов будет способствовать дальнейшее совершенствование государственного регулирования оплаты труда по сферам и отраслям экономики.

Важнейшим направлением политики доходов является снижение уровня малообеспеченности на основе роста среднедушевых доходов, повышения всех видов гарантированных минимальных доходов. Выполнение прогнозных параметров роста денежных доходов населения при более быстрых темпах роста доходов малообеспеченных групп позволит в 2012 - 2015 годах обеспечить сокращение уровня малообеспеченности населения в два раза к предыдущему периоду. Для этой категории населения будут предусмотрены социальные гарантии.

За 2006-2011 гг. количество граждан с доходами ниже бюджета прожиточного минимума уменьшилось в 2 раза. Следовательно можно говорить о положительной тенденции в уменьшении числа малообеспеченных граждан. Своевременно и в полном объеме выплачивается пенсия, постоянно осуществляется ее перерасчет, предоставляется широкий перечень бесплатных и качественных социальных услуг [20].

В настоящее время в Белоруссии более четверти населения составляют пенсионеры, из них около трети работают. Среди последних инициатив чиновников Белоруссии - снижение налогов с работающих пенсионеров и повышение размеров пособия по безработице, которое в настоящее время составляет 15 (пятнадцать) долл. США в эквиваленте.

Реализация намеченных мер по росту ВВП и реальным возможностям его использования позволит обеспечить в прогнозируемом периоде прирост реальных денежных доходов населения на 49 - 56 процентов.

Существенное повышение уровня денежных доходов будет способствовать расширению платежеспособного спроса, росту сбережений населения и их инвестированию в экономику, развитию сферы услуг. Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников.

Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использовании в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Для этого необходимо обеспечить:

создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В целях недопущения необоснованной межотраслевой дифференциации в оплате труда необходимо сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников организаций всех отраслей экономики на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь; определить размеры выплат стимулирующего характера при включении их в затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг), учитываемых при ценообразовании и налогообложении; а также установить ограничения в повышении оплаты труда работников при наличии задолженности по платежам в бюджет, заработной плате, получении налоговых льгот и иных преференций.

В реальном секторе экономики политика государства по повышению заработной платы должна реализовываться путем повышения государственных минимальных гарантий оплаты труда, совершенствования налоговой системы, повышения эффективности социального партнерства.

Предусматривается восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, повышение реальной заработной платы в 1,52 - 1,58 раза.

Заключение


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Доход в самом общем виде - это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям) в течение определенного времени, обычно одного года.

Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется по принципу функционального распределения в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства. Результатом распределения выступают факторные доходы, основными формами которых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента.

Основными каналами поступления доходов являются: трудовые доходы, предпринимательский доход, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты, социализированные доходы, трансфертные платежи, доходы от теневой экономики.

Доходы можно классифицировать по различным признакам. Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального доходов.

На величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия:

социально-политические;

демографические;

профессиональные;

статусные;

социально-экономические;

экологические факторы.

Распределение дохода является важной социально-экономической проблемой. Выделяют функциональное и персональное распределение дохода. Функциональное распределение дохода характеризует распределение произведенного совокупного дохода общества между факторами производства. Персональное распределение - это распределение дохода по его величине между семьями.

Для определения интенсивности процессов дифференциации доходов и степени дифференциации доходов используют децильные, квинтильные, квартальные коэффициенты, коэффициент дифференциации фондов. Для более детального изучения дифференциации доходов строят кривую Лоренца, рассчитывают коэффициент Джинни.

Бедность является многоаспектным социально-экономическое явлением, связанное с низким уровнем потребления, нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабыми возможностями эффективной реализации трудового потенциала.

Для изучения проблем неравенства в распределении доходов используют такие понятия как черта бедности, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума. Во всех странах борьба с бедностью является одной из важнейших целей социальной политики государства.

Система рыночных отношений не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.

Государственный бюджет является основным инструментом перераспределения доходов населения. Система государственного бюджета включает сбор налогов, осуществление трансфертных платежей (в денежной и натуральной формах), формирование механизма социального обеспечения и страхования и т.д.

Важнейшими составляющими социальной политики в области регулирования доходов населения являются налоговая и ценовая политики, различные формы социальной защиты населения.

Основная цель социальной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения.

Список использованных источников


1.       Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 3-е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2006.

.         Анализ денежных доходов и уровня жизни населения РБ / Бухгалтерский учет и анализ 2012 №2, с.35-37

.         Головачев А.С., Головачева И.В. Макроэкономика. Курс лекций. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002.

4.       Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2010.

5.       Ивашковский С.Н. макроэкономика: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2006. - 472с.

6.       Кузнецова Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование / Экономист 2006 №4, с.46-53

7.       Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992.

.         Макроэкономика: Учеб. Пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 543с.

9.       Никитин С.М. Личные доходы населения (на примере развитых стран) / Мирвая экономика и международные отношения 2007 №2, с.16-23

.        Основы экономической теории (макроэкономика): Учебное пособие / Г.Ф. Кравцова, Н.И. Цветков, Т.И. Островская - Хабаровск, 2001

11.     Полоник С. Социальное развитие - приоритет деятельности государства / Белорусская думка 2007 №9, с.5-13

.        Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 - 2015 годы.

.        Роик В. Какую модель рампределительной политики выбрать. Человек и труд 2002 №10, с.52-55

14.     Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, 2007

15.     Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. - Мн.: Новое знание, 2008.

.        Экономическая теория / Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов.3-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, Изд-во "Питер", 2006.

17.     Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред.Н.И. Базылева, С.П. Гурко.3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 752 с.

18.     Электронный ресурс / Режим доступа: #"704085.files/image002.gif">

Примечание: Источник - [18]

 

 

Приложение В

 

Покупательная способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения1)  <#"704085.files/image003.gif">

Примечание - Источник: [17, с.625]

Похожие работы на - Доходы населения и принципы их распределения в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!