Творческая индивидуальность Карена Степаняна

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творческая индивидуальность Карена Степаняна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт гуманитарного образования

Кафедра теории массовых коммуникаций






РЕФЕРАТ

Творческая индивидуальность Карена Степаняна

Исполнитель: Семёнова Елена Дмитриевна

Группа: ФЖЗ-601

Научный руководитель: кандидат

филологических наук, доцент Панова Е. Ю.






Челябинск

Введение

Современные литературные критики, помимо статей о литературных новинках, все чаще и чаще обращаются к огромному багажу классической литературы. Они пытаются перенести героев романов и повестей в наше с Вами время. Трактовать ситуации глазами велики писателей. Пытаются разглядеть пророчества в текстах другого времени или просто найти ответ…

Карен Ашотович Степанян - литературовед, критик, редактор; доктор филологических наук, вице-президент Российского общества Достоевского.

Окончив в 1974 году филологический факультет Ереванского государственного университета, К.А. Степанян в том же году стал аспирантом Института мировой литературы (ИМЛИ) им. А.М. Горького в Москве. С 1978 года работал в «Литературной газете», вначале в отделе литератур народов СССР, затем - редактором и обозревателем отдела литературоведения, лауреат премии ЛГ 1981 г. В 1982 году стал членом Союза Журналистов. С 1988 г. перешел на работу в отдел критики журнала Знамя. В настоящее время - заведующий отделом критики, член редколлегии журнала. Лауреат премии журнала Знамя 1995 г. за статью Армения: конец ХХ века, весна 1995. Пост (№ 7).

Карен Ашотович является автором почти 150 публикаций в книгах, сборниках и центральных периодических изданиях. В том числе многих статей и исследований по творчеству Достоевского, а также статьи по проблемам современной русской и зарубежных литератур, о специфике российского постмодернизма - в Литературной газете, журналах Знамя, Иностранная литература, Новый мир, Октябрь, Литературное обозрение, Вопросы литературы и других.

Творческий портрет К. Степаняна

В 2011 году, который объявлен годом Испании в России, отмечается сразу несколько памятных дат, связанных с именем Ф.М.Достоевского: 505 лет роду Достоевских, 190 лет со дня рождения писателя, 145 лет со дня рождения его жены А.Г.Достоевской, 130 лет со дня смерти Федора Михайловича, 40 лет со дня создания Международного Общества Достоевского, 40 лет Дому-музею Достоевского в Санкт-Петербурге, 30 лет Дому-музею Достоевского в Старой Руссе. Символично, что в столь знаменательный год выходит новая научно-популярная книга вице-президента российского Общества Достоевского, доктора филологических наук Карена Степаняна «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени».

Карен Степанян - литературовед, критик, редактор; доктор филологических наук, вице-президент Российского общества Достоевского, член редколлегии журнала «Знамя», заведующий отделом критики

Родился в Ереване. Отец - Ашот Степанян, государственный служащий, мать - композитор, профессор Ереванской консерватории Гаянэ Чеботарян.

В 1974 г. окончил филологический факультет Ереванского государственного университета, с дипломной работой по повести Ф.М. Достоевского Двойник. В том же году был принят в аспирантуру Института мировой литературы (ИМЛИ) им. А.М. Горького в Москве. В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию Функции повествователей в романах Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера. С 1978 г. работал в Литературной газете, вначале в отделе литератур народов СССР, затем - редактором и обозревателем отдела литературоведения, лауреат премии Литературной газеты 1981 г.

Достоевским он увлекся еще в годы учебы в Ереванском университете. Потом поступил в аспирантуру ИМЛИ, защитил кандидатскую диссертацию по повествователям у Достоевского и Фолкнера, после чего ушел работать в «Литературную газету» и на какое-то время забыл о Достоевском, увлекся критикой. Вспомнил о своей духовной родине, когда «ЛГ» командировала его на открытие музея Достоевского в Старой Руссе в середине 1980-х. Какое-то время ему удавалось совмещать достоевистику и критику, потом он понял, что надо сосредоточиться на чем-то одном. Мир Федора Достоевского ведь имеет некую «космическую» особенность: чем дальше продвигаешься в его изучении, тем все большие перспективы и неизученные области открываются. Повлияло и то, что критика в том формате, в каком была в годы молодости Карена Ашотовича - как осмысление проблем времени и бытия на основе литературных явлений, - практически почти исчезла. «Хотя сейчас», - говорит Степанян, «не скрою, когда читаю статьи нынешнего талантливого поколения молодых критиков (Валерии Пустовой, Елены Погорелой, Льва Оборина, Анны Кузнецовой и других, возрождающих прежние традиции), порой хочется вернуться».

С 1988 г. перешел на работу в отдел критики журнала Знамя. В настоящее время - заведующий отделом критики, член редколлегии журнала. Лауреат премии журнала Знамя 1995 г. за статью Армения: конец ХХ века, весна 1995. Пост (№ 7).

В 1991 г. был одним из создателей российского Общества Достоевского, с 1996 г. - вице-президент этого Общества, с 1993 г. - главный редактор альманаха Достоевский и мировая культура.

Член Академии русской современной словесности (АРСС).

В свои 60 лет Карен Ашотович Степанян достиг многого. Он является литературоведом, критиком, редактором. Он удостоен звания доктора филологических наук, и с 1996 года является вице-президентом Российского общества Достоевского, а также членом редколлегии журнала «Знамя» и заведующим отделом критики). В 1982 году он стал Членом Союза Журналистов, а с 1993 - членом Союза российских писателей. Кроме того, с 1993 года он является главным редактором альманаха «Достоевский и мировая культура».

Участник многих конференций и симпозиумов по творчеству Ф.М. Достоевского в России

Старая Русса

Санкт-Петербург

и за рубежом

Гаминг, Австрия, 1995

Нью-Йорк, США, 1998

Токио, Япония, 2000

Баден-Баден, ФРГ, 2001

Женева, Швейцария, 2004

Барселона, Испания, 2006

Будапешт, Венгрия, 2007

За годы своего творчества он опубликовал более 150 работ в книгах, сборниках и периодических изданиях.

Степанян К. А. Достоевский и язычество (Какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?). - М.; Смоленск, 1992.

Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. - М., 2005.

Степанян К. А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. - СПб.: Крига, 2010. - 400 с.

Карен Ашотович является редактором и составителем сборника научных трудов "Достоевский в конце ХХ века" (М., "Классика плюс", 1996), член редколлегии коллективных трудов "Роман Ф.М. Достоевского "Идиот": современное состояние изучения" (М., "Наследие", 2001), "Достоевский. Дополнения к комментарию" (М. "Наука", 2005), редактор сборника "XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества" (М., 2002).

Он опубликовал статьи по проблемам современной русской и зарубежных литератур, о специфике российского постмодернизма - в Литературной газете, журналах Знамя, Иностранная литература, Новый мир, Октябрь, Литературное обозрение, Вопросы литературы и других.

В своей последней книге, вышедшей в 2011 году, К.Степанян пишет о том, что Достоевского постоянно волновали вопросы о том, какие цели и задачи может ставить перед собой человек, решивший искоренить царящие на земле несправедливость и зло, какие полномочия может он взять на себя при этом и на что дать себе право? Все эти «проклятые вопросы» теперь «обратились в литературу», от которой требуют «положительных типов». Именно от литературы требовали создания образцов и подтверждения своих теорий те, кто претендовал тогда на ореол «мирской святости» и на роль новых апостолов. В романе «Что делать?» Чернышевский назвал их «соль соли земли», а самого Чернышевского Некрасов в стихотворении «Пророк» сравнил со Христом. Ставя своей задачей насильственное переустройство жизни, они называли себя «новыми людьми» своего времени, такими же, какими на заре христианской эры становились ученики Христа. Да и Самого Иисуса они считали всего лишь своим предшественником. Именно этим «новым людям» Достоевский собирался противопоставить «новых людей» в своем понимании - тех, кто начнет дело духовного преображения России и всего мира. Это становится одной из основных тем его творчества, начиная со второй половины 1860-х гг., когда был задуман грандиозный замысел «Житие великого грешника», из которого впоследствии выросли романы «Идиот», «Бесы» и в определенной степени «Подросток».

Но Достоевский видел гораздо дальше и объемнее, чем сторонники и противники «новых людей» по Чернышевскому. Он понимал, что, даже желая помочь ближним, устранить зло и несправедливость из мира самыми высокими религиозными идеалами и оставаясь, по крайней мере внешне, в рамках христианского миропонимания, можно лишь умножить зло и принести много бед этим ближним. И это будет тем трагичнее, что станет неожиданным и для самого спасителя, и для тех, кого он спасает, ибо он будет действовать не путем насилия и жестокости, а на основаниях бескорыстной и самоотверженной любви и братства.

В последние полтора-два десятилетия из всех отраслей отечественного «классического» литературоведения именно достоевсковедение развивается наиболее активно. Карен Ашотович объясняет это следующим образом: «связано с несколькими обстоятельствами. Достоевистика (я предпочитаю именно так называть нашу отрасль науки) на протяжении последних полутора веков накопила богатейший опыт. Критики последней четверти XIX века начали осмысливать произведения Достоевского на уровне важнейших социальных, религиозных и метафизических вопросов, поставленных им. Мыслители Серебряного века осознали, что создания Достоевского следует рассматривать в контексте глобальных проблем мировой философии и культуры и многое сделали в этом направлении; однако недостаток их исследований заключался в том, что в силу уникальности художественного метода Достоевского они воспринимали высказывания его героев-идеологов как разделяемые самим автором. В советское время изучение подлинного содержания произведений Достоевского было по понятным причинам весьма затруднено. Но это компенсировалось достижениями в исследовании его поэтики: работы Михаила Бахтина, Бориса Успенского, Бориса Кормана, Аркадия Долинина, Якова Зунделовича, Валерия Кирпотина и многих других. Сейчас появилась возможность синтеза всех направлений исследования творчества великого русского писателя (социологического, философского, метафизического, поэтологического), что только и дает ключ к подлинному его пониманию. И появилось целое поколение замечательных ученых, моих коллег Татьяны Касаткиной, Анастасии Гачевой, Бориса Тихомирова, Игоря Волгина, Людмилы Сараскиной, Владимира Захарова, которым оказалось по силам взяться за решение этой задачи. Продолжают активно работать наши учителя - Сергей Бочаров, Валентина Ветловская, Нина Буданова, Борис Егоров, Гурий Щенников. Только за неполное последнее десятилетие вышли коллективные труды «Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения» (2001), «Достоевский: дополнения к комментарию» (2005), «Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения» (2007), двухтомник «Достоевский и ХХ век» (2007) (все под редакцией Татьяны Касаткиной и в рамках работы возглавляемой ею Комиссии по изучению творчества Достоевского при ИМЛИ имени А.М.Горького РАН) - здесь в статьях ведущих отечественных и зарубежных ученых переосмыслены многие устоявшиеся стереотипы в изучении Достоевского, значительно расширен взгляд на его творчество, исследованы его связи с выдающимися деятелями мировой культуры. Почти все названные мною выше коллеги опубликовали и собственные интереснейшие монографии. Ежегодно в мае в Старой Руссе и в ноябре в Санкт-Петербурге проходят Международные Достоевские чтения, с каждым годом собирающие все больше исследователей».

Десятки, сотни исследований пишутся и издаются ежегодно в США, Великобритании, Германии, других европейских государствах, Японии.

Карен Степанян говорит: «С 1971г. существует Международное общество Достоевского. Оно было создано западными славистами и раз в три года проводило свои симпозиумы в разных городах Европы. В начале 1990-х удалось создать такое же научное объединение на родине писателя. Сейчас Российское общество Достоевского объединяет около двухсот учёных-достоевистов, наши отделения существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Томске, Коломне, Калининграде, Омске, Ростове-на-Дону и других городах. Мы регулярно проводим Международные Достоевские чтения - в мае в Старой Руссе, в Доме-музее Достоевского (по их материалам ежегодно издаются научные сборники «Достоевский и современность»), и в ноябре - в Санкт-Петербургском мемориальном музее-квартире Достоевского. Кроме того, в апреле в той же Старой Руссе проводятся Юношеские Достоевские чтения, где старшеклассники из Новгородской области (а теперь уже и не только) читают свои доклады по произведениям Достоевского, лучшие из них потом получают возможность выступить на майских «взрослых» чтениях. Уже более десяти лет в Институте мировой литературы работает Комиссия по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН под руководством доктора филологических наук Т. Касаткиной. Комиссия проводит регулярные заседания, издаёт научные труды, среди них - коллективные монографии «Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения», роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения», «Ф.М.Достоевский и ХХ век», куда вошли работы практически всех крупнейших современных достоевистов России и мира. Активную работу ведут и наши региональные отделения: совсем недавно в Омском государственном университете состоялась Международная научная конференция «Ф.М. Достоевский в смене эпох и поколений», проводимая в рамках проекта «Достоевский. Сибирь, ХХI век»; в Зарайске прошли «Третьи летние чтения в Даровом» (там находилось небольшое имение семьи Достоевских, а теперь открыт музей). Регулярные международные симпозиумы проводит созданный И. Волгиным Фонд Достоевского. Мои коллеги В. Захаров и Б. Тихомиров совместно с В. Молчановым (зав. Рукописным отделом РГБ) подготовили и выпустили уникальное издание «Евангелие Достоевского. Исследования. Материалы. Комментарии»: первый том представляет собой факсимиле «каторжного» Евангелия, с которым писатель не расставался всю жизнь, с его многочисленными пометами на полях, большей частью обнаруженными лишь сейчас, с помощью современной техники, а во второй том вошли научные исследования, посвящённые евангельским цитатам и вообще всякого рода «контактам» произведений Достоевского с евангельским текстом»

Международное общество Достоевского каждые три года проводит свои симпозиумы в разных городах мира, куда собираются десятки ученых из разных стран, от Мексики до Новой Зеландии. В 2000 году был организован внеочередной симпозиум в Токио: «XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества».

Достоевский осознал и показал нам те глубины человеческой природы, которые мы до него увидеть не могли или не хотели, - немыслимую и неожиданную для гуманистического сознания бездну зла, в которую может погрузиться человек, если будет жить для себя, для торжества собственного эго - тогда позабывший о Боге ум человеческий «может дойти до удивительных результатов». «Зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, - писал Достоевский, - ни в каком устройстве общества не избегнете зла». И вправду: как показывает наш опыт, «капитализм», «социализм», «демократия» - все это только слова, маскирующие одно и то же: лицемерие, торжество сильного над слабым, обогащение одних за счет других, несправедливость. Но если бы Достоевский показал только это - он не был бы гением и пророком. Но он показал и другое: человек в любой момент своей жизни способен возвратить себе свое первоначальное совершенство, осознав в себе образ Божий, через раскаяние и любовь обрести рай и в собственной душе, и в мироздании. «Жизнь есть рай, - говорит брат старца Зосимы Маркел, - и все мы в раю, да мы не хотим знать того».

Достоевский писал, что человек находится в постоянной борьбе между стремлением «приносить любовью в жертву» себя всем и законом «я», «законом личности». Этот закон «я» - следствие греховной пораженности человеческой природы, и жизнь человека, утверждал Достоевский, есть постоянное противостояние своей «натуре» во имя идеала.

О своем последнем труде «Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени», К.А. Степанян пишет следующее: «Я выявляю культурные и исторические параллели между эпохой Ренессанса и барокко в Испании XVI-XVII веков и пореформенной Россией XIX века, провожу сопоставительный анализ мировоззрения и творчества русского и испанского писателей в контексте истории мировой литературы. Читатель узнает о малоизвестных у нас «Назидательных новеллах» и драматических произведениях Сервантеса, об оценке Достоевским романа Сервантеса, об истории восприятия образа Дон Кихота в мире и в России, об осмыслении его в публицистике Достоевского, в романах «Бесы» и «Подросток». Основное внимание в книге уделено романам «Дон Кихот» и «Идиот», их сюжетным сходствам и различиям, теме любви в них, взаимосвязи образов Дон Кихота, пушкинского «рыцаря бедного» и князя Мышкина. Касаясь современных научных дискуссий о романе «Идиот», я сопоставляю его с романом Сервантеса в русле этих споров, а также рассматриваю творчество продолжателей и преемников Сервантеса и Достоевского в ХХ веке, намечая пути дальнейших исследований. В книге находят отражение такие темы. Как роль и место личности в мироздании в понимании Сервантеса и Достоевского, основные принципы их художественной антропологии, новаторство испанского и русского писателей в изображении мира и человека, их вклад в эволюцию реалистического направления в литературе, специфика их реализма»

Завершающие разделы книги посвящены анализу творческих методов и повествовательной «стратегии» писателей, места их созданий в истории реализма в мировой литературе. Обоих писателей в полной мере можно назвать христианскими писателями. В таком аспекте творческий метод русского и испанского писателей еще не был рассмотрен. Известно, что Достоевский в конце жизни называл себя «реалистом в высшем смысле». Достоевский стремился решить кардинальные вопросы самоопределения человека в мироздании, предельно важные, прежде всего, для них самих и потому, в силу их гениальности, для всех людей.

Заключение

степанян литературовед критик

В свои 60 лет Карен Ашотович Степанян достиг многого. Он является литературоведом, критиком, редактором. Он удостоен звания доктора филологических наук, и с 1996 года является вице-президентом Российского общества Достоевского, а также членом редколлегии журнала «Знамя» и заведующим отделом критики). В 1982 году он стал Членом Союза Журналистов, а с 1993 - членом Союза российских писателей. Кроме того, с 1993 года он является главным редактором альманаха «Достоевский и мировая культура».

Список использованной литературы

1.Достоевский Ф.М. // Русская литература ХIХ века. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч./А.Н. Архангельский и др.; Под ред. А.Н. Архангельского. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.

.Достоевский и Франциск Ассизский // А.М. Панченко и русская культура. Исследования и материалы. СПб: изд-во "Пушкинский Дом", 2008.

.Достоевский и язычество (Какие пророчества Достоевского мы не услышали и почему?) М.: ВБПХЛ, Смоленск: Отделение Бюро пропаганды художественной литературы, 1992. - 96 с.

.Карякин Юрий. Достоевский и Апокалипсис/ Науч. ред. К.Степаняна. - М.: Фолио, 2009. - 700 с.

.К истории повествовательных форм (на материале произведений Ф.М. Достоевского и У. Фолкнера) М.: Наука, 1986

.Сознать и сказать. Реализм в высшем смысле как творческий метод Ф. М. Достоевского М.: Раритет, 2009. - 507 с.

Похожие работы на - Творческая индивидуальность Карена Степаняна

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!