Семиотика удмуртских частушек советского периода

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Семиотика удмуртских частушек советского периода

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологии и журналистики







КУРСОВАЯ РАБОТА

СЕМИОТИКА УДМУРТСКИХ ЧАСТУШЕК СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

(Дисциплина «Лингвистика и семиотика»)


Выполнила студентка III курса

Гуманитарного факультета

(специальность «Культурология»)

Баженова Елена Сергеевна




КИРОВ 2013

Содержание

Введение

Глава I. Удмуртская частушка советского периода

1.1 Исторические особенности развития Удмуртии в советский период Политические события

1.2     Удмуртская частушка, как средство отображения удмуртского мировоззрения

Глава II. Традиционные и не традиционные символы в удмуртской частушке советского периода

.1 Традиционные символы в удмуртской частушке советского периода

.2 Нетрадиционные символы в удмуртской частушке советского периода

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Устное народное творчество того или иного народа всегда содержит особенности мировосприятия человека. Интересными в этом плане являются частушки. Частушки - это фольклорный жанр, короткая народная песня, чаще всего юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе. По предположению Алексея Александровича Шахматова - известного русского филолога и историка, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки», другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

Особенное развитие устное народное творчества приобретает в областях, запрещённых цензурой. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Сама по себе частушка возникла в последней трети XIX века, как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие она получила после становления советской власти.

В Удмуртской Автономной Советской Социалистической республике частушки так же пользовались огромной популярностью. Но именно удмуртские частушки советского периода мало изучены. Отсутствует их чёткая систематизация. Удмуртский фольклор планомерно стал изучаться и собираться в конце XIX столетия. Но интерес к условиям жизни, быта, обычаям удмуртского народа, как и других народов царской России, среди различных ученых путешественников появляется: значительно раньше. Он начинает наблюдаться со второй половины XVII века, продолжается в XIX веке и особенно усиливается после отмены крепостного права. В путевых записках и работах ученых путешественников а, также в трудах и художественных произведениях революционных демократов и прогрессивных писателей А.Н. Радищева, А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко и других деятелей русской культуры содержится много этнографических, фольклорных и других сведений об удмуртском народе. Огромный вклад в изучение удмуртского фольклора внес Григорий Егорович Верещагин, российский и советский писатель, просветитель-демократ и этнограф. Необходимо отметить, что в работу по собиранию и публикации произведений удмуртского фольклора активно включились члены Казанского и Вятского православных миссионерских обществ, работники просвещения, историки, этнографы, лингвисты.

Актуальность исследования заключается в том, что частушки наиболее ярко развиваются именно в советскую эпоху. Удмуртские частушки были выбраны в связи с современными условиями и процессами глобализации, в результате которой рамки и границы удмуртского этноса становятся более стёртыми, нечёткими.

Источниковой базой исследования стали следующие источники:

1.       Теоретические источники: во-первых, книга Буртина Ю. «О частушках», где раскрывается история возникновения частушки, особенности её исполнения, тематика. Во-вторых, энциклопедия «Удмуртская республика», которая стала источником многих исторических событий, повлиявших на развитие удмуртской культуры; труд Шкляева Г. К. «Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа», который описывает влияние различных культур на становление удмуртской государственности, а так же на её культуру, быт удмуртского этноса.

2.       Первоисточники: песенные частушки фольклорного ансамбля «Чебершур», материалы интервью с участниками коллектива «Чебершур».

Цель данного исследования состоит в определении особенностей удмуртских частушек советского периода, определении их тематики. А так же основной целью работы стал выход на мировоззрение удмурта советского периода через образы, чаще всего встречающиеся в частушках. (Целью данного исследования является определение особенностей удмуртской частушки советского периода, а так же через образы и символы, которые можно выделить в частушке, определить какое мировоззрение является доминирующим: традиционное или всё таки существовал отход от национальных устоев и принятие мировоззрения социалистических и коммунистических взглядов).

Задачи исследования:

.        Охарактеризовать этнополитическую ситуацию, сложившуюся в Удмуртии Советского периода.

.        Дать определение частушки, как фольклорного жанра.

.        Определить особенности удмуртских частушек советского периода.

.        Выявить традиционные символы в удмуртской частушке советского периода.

.        Выявить традиционные символы в удмуртской частушке советского периода.

В исследовании были применены следующие методы:

.        Общие: .     Анализ. Была проанализирована информация, характеризующая политическую ситуацию СССР; информация, описывающая этнополитическую ситуацию в Удмуртской Автономной Социалистической Республике. .        Дедукция. Были получены причины формирования тематики удмуртских частушек.

.        Специальные: .    Социологический опрос. Был произведён опрос ансамбля «Чебершур», в результате которого удалось получить сборники песен и частушек советского времени..   Контент-анализ. Основанием для контент-анализа послужила гипотеза: «В удмуртских частушках советского периода значительную часть составляют символы советской власти». Анализ был проведён на основе материалов песенников фольклорного ансамбля «Чебершур».

Глава I. Удмуртская частушка советского периода

.1 Исторические особенности развития Удмуртии в советский период Политические события

Двадцатые годы в истории Удмуртии богаты событиями значимыми и драматичными. Главное из них - юридическое и фактическое оформление государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года. Председатель СНК В.И. Ленин и председатель ВЦИК РСФСР М.И. Калинин подписали Декрет об образовании Вотской автономной области, документ, призванный реализовать право удмуртского народа на самоопределение. Но ВАО была создана по принципу «единого по общему плану регулируемого пролетариатом всех наций, хозяйства и политического устройства», что породило немало проблем с первых же шагов существования государственности. Один из создателей и руководитель удмуртской государственности Т.К. Борисов планировал построить её на базе идеи образования Прикамской губернии с центром в городе Сарапул, в котором в 1919 - 1920 годах был размещён Удмуртский комиссариат, созданы различные организации, связанные с будущей автономией.

«Сарапул являлся одновременно и портовым городом, и железнодорожной станцией. Здесь были банковские и торговые службы, склады, развитая промышленность. Будучи уездным центром, Сарапул поддерживал административные, экономические и культурные связи с городами: Ижевск, Воткинск, Бондюга, Елабуга. Учитывая эти обстоятельства, Т.К. Борисов планировал объединить вокруг центра удмуртов, проживающих в пяти губерниях: Вятской, Казанской, Самарской, Пермской, Уфимской. Но в таком обустройстве удмуртской государственности не были заинтересованы ни в Вятской губернии, ни в Сарапульском уездном центре, а также в высших органах власти РФ». В результате ВАО была создана на небольшой территории. В неё не вошли такие города как Сарапул, Воткинск, Елабуга, Бондюга, Кизнерский район. Удмуртия лишилась судоходной реки Камы с её пристанями, Вятки и Кильмези - основных артерий для лесосплава.

То есть, можно сказать, что в этот период происходило становление и развитие удмуртской государственности, драматическая борьба за выживание удмуртского народа, неоднократная смена политических и экономических направлений, были заложены основы индустриализации и коллективизации, активно осуществлялась культурная революция. Но всё это происходило в условиях утверждающейся авторитарной власти, последствия которой отразились более драматическими событиями в 1930х годах.

«28 декабря 1934 года постановлением ВЦИК была образована Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика (УАССР). В 1935 году <#"703942.files/image001.gif">

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что 80% символов, которые встречаются в частушках - это традиционные символы. 20% это символы духовности. К таким относятся: крылья, мёд, звезда, дым, правая рука, синий цвет, серебро. Причём, крылья у удмуртов трактуются как обретение духовности, облегчения, освобождения. А мёд является символом духовности, в то время, как в большинстве культур мёд ассоциируется с изобилием. Удмурты же придают мёду сакральное значение - он является спутником важнейших задушевных разговоров, которые происходят за чашкой чая. Кроме того, удмуртов отличает трактовка образа звезды, если в советскую эпоху звезда чаще всего ассоциировалась с пятиконечной звездой на флаге СССР или значком комсомола, то у удмуртов она, прежде всего знак надежды и веры в благополучное будущее. Это можно заметить на следующей частушке: Кин со оти туж жог лыктэ? // Оло туганэ, лэся! // Кымес азяз маке пиштэ ,// оло кизили лэся! (Кто там быстро так идёт? // Наверное мой любимый! // На лбу что то ярко горит, // наверное это звезда!) Это говорит о том, что главная героиня, смотря на мужчину видит в нём опору и надежду, а звезда символизирует её духовное отношение к нему, состояние влюблённости. К серебру у удмуртов тоже сложилось весьма сложное отношение. Считалось, что через серебряный предмет легче всего передаётся порча, сглаз. Но, не смотря на этот факт, серебро ценилось больше чем золото: наличие серебряных монет на монисто говорило о достатке женщины.

Распространёнными традиционными символами стали образы жизни: Кони, смола, сердце, яйцо, дорога. Интересен тот факт, что существует разная интерпретация образа коня - и негативная, и позитивная. У удмуртов встречается лишь положительная: конь - это друг человека, символизирует так же интеллект, мудрость, ум, рассудок. Конь - это символ мощи, жизненной силы. С конём связаны все тяготы жизни удмуртов, конь был помощником в сельскохозяйственных работах, на нём пахали, перевозили тяжёлый груз, убирали сено. Часто встречается образ дороги, традиционно, дорога - символ жизненного пути. У удмуртов же дорога ассоциировалась с неприятными историческими событиями, так например проходивший через Удмуртию Сибирский тракт был наглядным примером того, как дорога вела людей к тяготам. Поэтому часто образ дороги рассматривался как пути души в загробный мир, как место, где проявляется судьба, доля, удача человека.

Конечно же, особое положение занимает образ женщины и материнства. Удмуртским девушкам и женщинам нравился боевой настрой частушечной героини, готовой преодолеть любые препятствия, вставшие на ее пути к цели. Не случайно в их репертуаре много частушек о боевых людях, не унывающих ни при каких обстоятельствах. Героини частушек рассчитывают только на свои силы и возможности. Они уверены, что найдут выход из любой самой трудной ситуации и добьются успеха. Такой решительности, находчивости и отчаянности могла позавидовать любая девушка любой национальности, тем более той, где семейный гнет был особенно ощутимым. Раскрепощенность чувств и поведения лирической героини гиперболизируются. Она одновременно любит троих: одного утром, другого - днем, третьего - ночью с огоньком. Ее не смущают существующие традиции, привычки и ограничения. Она пытается их разрушить, хотя иногда тень сомнения в правильности действий закрадывается в ее душу. У нее такие же, как и она, подружки.

Основная масса воспринятых удмуртами частушек связана с бытовой тематикой. «Особое место частушки о любви со всеми ее проявлениями: желание познакомиться, ожидание встречи с любимым, свидание, неудачная любовь, неразделенная любовь, неравная любовь, любовь до гробовой доски, всепоглощающая любовь, ревность, соперничество, измена, предательство подружек, временная разлука, расставание, препятствия на пути к любимому человеку, решительность в достижении поставленной цели, желание выйти замуж или жениться, ветреность любимого человека, непостоянство, отсутствие возлюбленного, замужество (женитьба), взаимоотношения в новой семье, жизнь на чужбине, взаимоотношения между мужем и женой, женой, зятем и тещей, противопоставление жизни в замужестве девичеству и тому подобные. Данное явление не требует особых пояснений. Любовь со всеми ее нюансами - основа жизни любой национальности. И башкирка, и татарка, и мордовка, и марийка, и чувашка, и удмуртка, и русские девушки и женщины находились в сходных условиях и переживали одни и те же чувства, оказавшись в одинаковых или почти одинаковых ситуациях. Каждой из них было знакомо чувство разделенной или неразделенной любви, от которой, говоря языком частушки, сердце болит, волнуется, ноет, разрывается на мелкие осколочки, горит, пылает огнем, тает, леденеет, становится каменным. Каждая из них хотела и хочет любить и быть любимой. Каждая заботилась о своей внешности, чтобы быть привлекательной, похожей на лирических героинь частушек: молодых, чернобровеньких, беляночек, у которых «… щечки, как листочки, // Глазки, что смородинки», которые пляшут славно и потому кажутся красавицами, от которых «…все парнишки без ума». Естественно, что они мечтали и добивались достойной пары. А мужские достоинства в частушках выражаются эпитетом «настоящий» и подчеркиванием черных бровей, черных усов, волнистых волос, веселости, разговорчивости, смелости, обновленной одежды (новая белая рубашка, широкий ремень и т.п.)». Если парни не обращали на девушек должного внимания, то в разноязычной женской среде к ним высказывалось практически одинаковое отношение. Такие парни - «треповатые», с полудурью, кривоноги, они «не поют, а квакают», половина из них - «трепачи, // Остальные - воры».

Образ матери в частушке олицетворяют цветок, берёза, печь, чаша, лес, платок. Берёза рассматривалась как дерево, которое способно связаться с душами предков, в то время как лес был символом - символ земли, связанный с женским началом, противопоставляемый власти солнца. Это место возможной опасности, подвластное демонам, духам. Знак социальных и умственных заблуждений. Это говорит о том, что если в частушках данный символ встречается довольно-таки часто, то в советский период сознание удмуртов испытывало влияние советской власти, которая по своей сути пыталась перестроить удмуртское общество под сложившуюся коммунистическую систему. Удмурты были подвержены многим потрясениям в социальной, политической и экономической сферах. Что безусловно нашло отклик и в частушках.

Реже встречаются образы очищения, такие как баня, берёза, берёзовые ветви, ива, число 7. Баня стала образом, во-первых, очищения, так как именно в ней смывались все грехи, а во-вторых, она оставалась грязным местом, скопищем негативной энергии.

Изобилие в контексте событий Советской эпохи встречается значительно реже. Это связано с тем, что дефицит продуктов и товаров был нормой. Но, не смотря на это, широко используется образ вина, опьянения. Выпивка считалась ответственным занятием. Ещё большую актуальность образ вина в частушках приобретает в то время, когда начинается антиалкогольная кампания.

Особое Внимание стоит уделить религиозности. Встречается довольно-таки мало образов, которые отражали бы отношение к религии. Но особенное место занимает образ дуба. Он является символом идолопоклонства. В контексте советской эпохи можно говорить о том что религия была почти запрещённой. Главной религией стал коммунизм. А приверженность христианству расценивалась как язычество, идолопоклонство. Но и в такое трудное время удмурты в тайне крестили детей, учили их читать молитвы.

Таким образом, традиционные для удмуртского мировоззрения образы стали доминирующими, в частушках советского периода. Это говорит о том, что несмотря на влияние советской власти и идеологии, на стремление сделать из человека приверженца коммунистических взглядов, удмурты всё же оставались народом, мыслящим в традиционных категориях.

2.2 Нетрадиционные символы в удмуртской частушке советского периода

Безусловно, несмотря на тот факт, что традиционные образы доминируют в частушке советского периода, присутствуют и иные символы. В большинстве своём это символы советской эпохи. Согласно исследованию, они занимают 20% от объёма всех чаще всего встречающихся образов и символов. Так же в результате анализа было выявлено их отображение и интерпретация в удмуртской частушке советского периода.

Например, одним из таких символов было спиртное. А в частности в советские годы было популярно «Советское шампанское». Пик его производства пришёлся на послевоенный период. Именно тогда ученик Фролова-Багреева профессор Г.Г. Агабальянц усовершенствовал метод акратофорной шампанизации и предложил способ получения игристых вин в непрерывном потоке в системе соединённых между собой резервуаров. Это дало новый толчок развитию производства шампанского в СССР. Было открыто несколько новых заводов, сделано немало открытий и изобретений в области технологии производства шампанского, по этой теме было опубликовано более 5000 работ. Конечно, если опять же строго подходить к традиционному определению шампанского, то игристые вина, производившиеся в СССР по ускоренной технологии, под это определение не подходят. Но подавляющему большинству покупателей, в общем-то, всё равно, по какой технологии производится игристое вино. Главное - его вкус и аромат, а с этим-то у «Советского шампанского» всегда был полный порядок, о чём свидетельствует популярность вин из СССР во всём мире, а также 230 медалей, в том числе 103 золотые, полученные советскими «шампанистами» на самых представительных международных конкурсах. Не зря французские виноделы снова попытались ограничить использование брэнда «шампанское», хотя советские игристые вина за границей и так продавались под торговыми марками «Sovjetische sekt» и «Soviet sparkling wine». Качественный товар всегда остаётся качественным товаром, как его ни называй. «Советское шампанское», несмотря на все «козни» французов, продолжало триумфально завоёвывать мир. Казалось, ничто не могло помешать игристому напитку из СССР на равных конкурировать с лучшими торговыми марками мира, но тут в середине 80-х грянула печально известная антиалкогольная кампания. Алкоголь был под строжайшим запретом. Но частушка как нельзя точно отражала события в УАССР: периодически проводились проверки рабочих мест на наличие спиртных напитков и присутствие нетрезвого персонала. Отражение данному событию можно встретить в частушке:

Райполэн предэз Педор,

Базарлэн завез Сидор,

Сторожзы пересь Макар,

Шедьтиллям шуныт пузкар.

Педорлэн яра арбуз,

Сидорлы ыль курегпуз,

Макарлы - курыт вина

Ма кулэ на со сяна?

Педор шудэ графинэн

Сидор экте Макарен.

Тырттэм вина ящикъёс!

Шодтэм шорысь отчы

Ревизор вуэ татчы

Педормы шуиз: «Бырим!

Капканэ шедим, братъёс!»

ПЕРЕВОД:

Председатель РАЙПО Педор,

Заведующий рынком Сидор,

Старый сторож Макар

Нашли уютное местечко.

Педору нравятся арбузы,

Сидору - сырые яйца,

Макару - крепкое вино,

Что ещё нужно кроме этого?

Педор играет на графине,

Сидор пляшет с Макаром.

На полке - зрители:

Пустые ящики из под вина.

Вдруг откуда ни возьмись

Ревизор зашёл туда.

Педор сказал: «Пропали!

В капкан мы, братцы, попали!»

Этот пример позволяет оценить ситуацию в УАССР во время антиалкогольной кампании. Даже во время запрета алкогольной продукции удмуртское население не отказывалось от употребления спиртных напитков. Народ не шёл на поводу у власти, образ спиртного приобретает совершенно иную окраску - теперь это что-то недоступное, запретное, тайное.

Помимо этого, предпочтительными цветами советской эпохи были красный, жёлтый (золотой). Об этом говорит Советский флаг: 18 апреля 1924 года ЦИК СССР окончательно утвердил рисунок флага, который с небольшими изменениями просуществовал вплоть до распада Советского Союза. Кумачевое знамя стало символом достижений и побед социалистического строя и наполняло гордостью советских людей, вплоть до начала 80-х годов, когда «эпоха застоя» вошла в свою завершающую стадию. С красным цветом связано и название парфюма «Красная Москва». Однако в УАССР предпочтительными цветами оставались чёрный, белый, синий. Чёрный цвет является символом земли и стабильности, Белый означает "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты нравственных устоев, святости, вечности. Синий или голубой цвет так же символизирует небо. К красному же цвету у удмуртов сложилось больше негативное отношение: красный - цвет солнца, символ борьбы, крови и братства. А красный цвет в символике флага СССР означает Красный цвет флага - символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%BF_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82> означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР - символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара". Жёлтый цвет так же не был принят удмуртами. Возможно, это связано с тем, что жёлтый цвет чужд для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще. То есть, можно сделать вывод, что отношение к цветам у удмуртов было отличное, нежели у русского народа. А это ещё раз доказывает, что удмурты иначе воспринимали мир и события, происходящие в мире.

Немаловажным фактором, повлиявшим на мировоззрение советского удмурта, был культ личности В.И. Ленина и И.В. Сталина Вокруг имени Ленина в Советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи прославлялись в СССР <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0> так же, как и Октябрьская революция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F>. Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественый ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, Заводы, колхозы, военная техника. Его имя употреблялось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. В печатных изданиях появляются произведения, восхваляющие И.В. Сталина. 1 января 1936 года в «Известиях»появляются первые два стихотворения, прославляющие И.В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе. Тема Сталина в изобилии появлялась и в публикациях фольклора практически всех народов СССР. Однако, в удмуртских частушках, занесённых в песенники коллектива «Чебершур», частушек о Сталине обнаружено не было. Как объясняют это сами участницы коллектива, это связано с тем, что удмурты боялись лишний раз упоминать о власти, они боялись ссылок и наказаний, которые могли бы последовать после упоминания Сталина в частушке.

Конечно же, не стоит забывать и об отношении к агрессии. Удмурты считаются мирным, гостеприимным и скромным народом. Этим объясняется мирное присоединение Удмуртов к России. Но в то же время, удмуртский народ мужественный - во время Войны народ УАССР многое сделал для фронта, в пользу победы. С первых дней проводилась мобилизация людей на фронт. Сформированы тринадцать стрелковых, 9 артилерийских, 8 авиационных, 12 транспортных частей. Шёл набор курсантов в военные училища. Многие из ушедших на фронт проявили себя патриотами и храбрыми солдатами. В их числе и Татьяна Барамзина - Герой Советского Союза, снайпер и телефонист стрелкового батальона, ефрейтор. Отношение к мужеству выразилось в частушке в основном через образы петуха, сердца. Петух - знак искренности и прямоты. У язычников петух был эмблемой Меркурия, колесницу которого он вёз. У удмуртов петух символизировал драчливость и агрессию, которые не приветствовались в удмуртском обществе - удмуртский этнос характеризуется покладистым характером, они никогда первыми не проявили бы агрессию. Поэтому образ петуха - это двояко трактуемый символ.

Символом советской эпохи стала и железная дорога, которая ассоциируется с советской эпохой: поезд - символ ярких побед над временем и пространством, символ лишений и бесконечного человеческого терпения. Но с другой стороны, строительство железной дороги унесло много жизней, потребовало нечеловеческих усилий от советского народа. Одним из трудных участков железных дорог стал участок Ижевск - Балезино. Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября <http://ru.wikipedia.org/wiki/25_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1941 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1941_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября <http://ru.wikipedia.org/wiki/30_%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1941 года. Целью строительства было сокращение времени транспортировки угля и древесины с севера на оборонные заводы. Так как к началу строительства большинство мужчин было призвано в армию, дорогу строили в основном женщины и подростки.

В СССР проводились различные реформы, в их числе экономические занимают лидирующее положение (Косыгинская реформа). Кроме того проводились всевозможные кампании, направленные на изменение общества (антиалкогольная кампания). В связи с огромным количеством нововведений, можно сказать что слово «реформа» стало своеобразным символом Советской эпохи.

Ещё одним таким символом стали дискотеки. Именно в советский период волна дискотечного движения докатывается до Советского Союза <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA>. А именно, когда в середине семидесятых <http://ru.wikipedia.org/wiki/1970-%D0%B5> годов XX века в моду входит танцевальный жанр диско <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE> и соответствующее направление молодёжной моды. Если сначала в удмуртском обществе были лишь посиделки и чаепития, то теперь организовываются дискотеки. Первые дискотеки проводятся в домах культуры на территории прибалтийских республик под эгидой местных комсомольских и студенческих организаций.  <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B>

Коммунизм, как главная идеология, тоже находит отображение в частушке. Идея построения коммунизма стала главным смыслом советской эпохи. Советские люди, под руководством партии большевиков, с огромным энтузиазмом взялись за построение «светлого будущего». Само это будущее виделось всеми как некое общество, достигшее невиданного материального изобилия и высочайшей нравственности, и коммунизм стал воплощением идеального общества, примером, своеобразным ориентиром.

Символом советской эпохи являлся и сам Советский Союз. Это страна, существовавшая с 1922 по 1991 год. СССР занимал шестую часть суши с населением почти в триста миллионов человек, являлся второй сверхдержавой в мире, первым социалистическим государством. В Конституции 1977 года говорилось о появлении новой общности - советском народе, состоящем из более полутора сотен национальностей. Это была страна, в которой «вольно дышит человек», страна, где люди уверенно смотрели в завтрашний день, где воспевалась «дружба народов», братство, взаимопомощь.

Итак, нет сомнений в том, что советская эпоха оставила отпечаток на мировоззрении удмуртского народа. Не прошли бесследно процессы насаждения коммунистического мировоззрения, процессы изменения структуры общества, реформы в социальной, экономической, политической сферах. УАССР была задействована во всех перечисленных процессах, следовательно, это не могло не отразится на формировании человека как личности, не могло не повлиять на его картину мира.

Заключение

Итак, удмуртское устное народное творчество советского периода составляет важнейшую область духовной культуры удмуртского народа, в которой воплощены национальные традиции и национальное самосознание. Частушка наиболее ярко и в особой форме способна выразить взгляд человека на то или иное явление в его жизни.

Именно такими являются удмуртские частушки советского периода: они позволяют выразить мысли о том, что запрещено цензурой с минимальным риском. Частушка - это меткая реакция народа на злободневные темы. Являясь малым жанром, частушка несёт в себе помимо задора, веселья, юмора, данные о субъективном мировосприятии человека. В советскую эпоху Удмуртская Социалистическая Республика испытала на себе влияние советской власти, которое выражалось в указе об оформлении государственности удмуртского народа 4 ноября 1920 года, начале Великой Отечественной войны, социально-экономических реформах, и многих других изменениях советского общества. В том числе изменения были и прогрессирущего характера: для Удмуртии 1930 годы явились периодом небывалых взлётов, преобразований и кризисов во всех областях жизни. Особенно большие изменения произошли в промышленности. Руководство СССР, предвидя будущие международные события, возможность войны, решило превратить Удмуртию в «опорный край державы» и взяло курс на создание здесь военно-промышленного комплекса. Соответственно удмуртскому народу пришлось пережить значительные изменения в политической, экономической, социальной, духовной сферах жизни.

Исходя из данных, полученных в результате контент-анализа, можно говорить о том, что тема духовности и признаки советской эпохи занимают лидирующее положение в удмуртских частушках. Это говорит о том, что Советский Союз и советская власть оставили отпечаток не только на экономике, политике Удмуртской Социалистической Республики, но и на духовной жизни и культуре удмуртов.

Кроме того, основными темами в частушках стали следующие:

·        Жизнь, жизненная сила, энергия. К таким образам относятся: Кони, смола, сердце, яйцо, дорога.

·        Женское начало. То есть материнская символика: цветок, берёза, печь, чаша, лес, платок.

·        Мужское начало: Конь, петух, дуб.

·        Духовность: крылья, мёд, звезда, дым, правая рука, синий цвет, серебро,

·        Очищение; изгнание нечистой силы (дьявола) - баня, берёза, берёзовые ветви, ива, число 7.

·        Изобилие: вино, сундук, земля;

·        Скорбь, печаль, конец: чёрный цвет;

·        Советская эпоха: Железная дорога, реформа, дискотека, коммунизм, бригада, союз, трактор.

Отличительными особенностями удмуртских частушек стали:

·        Широкое применение (помимо развлекательных целей частушки исполнялись в знаменательные события - на свадьбу, на проводы в армию);

·        Наличие бессловесных частушек;

·        Наличие заимствований из других языков;

·        Свободный характер формирования куплетов (авторы не ограничивались четверостишьями);

·        Наличие серийных частушек;

·        Динамичный («боевой») характер образа женщины;

·        Раскрепощённость чувств и эмоциональность;

Таким образом, можно говорить о частушке не только как о средстве развлечения, но и как о важном аспекте духовной культуры удмуртов, как о средстве выражения мировоззренческих позиций, индивидуальном восприятии исторической эпохи. Изучая смысл частушки, интерпретируя образы, встречающиеся в частушках можно выйти на особенности мировоззрения народа, его субъективных взглядов на исторические вехи.

Библиографический список

1.  Удмуртская Республика: Энциклопедия. [Текст] Ижевск: «Удмуртия», 2000. - 163 с.

2.       Очерки истории Удмуртской АССР; Т. 2. [Текст] Ижевск: «Удмуртия», 1962. - 142 с.

.        Шкляев Г.К. Межэтнические отношения в Удмуртии: Опыт историко-психологического анализа. [Текст] / Г.К. Шкляев. - Ижевск: Удмуртия, 1998. - 121 с.

.        Гришкина М.В. Народное образование в Удмуртии в XVIII - первой половине XIXв. Вопросы социально-экономического и культурного развития Удмуртии в XVII - первой половине XX вв. [Текст] / Ижевск: Удмуртия, 1981. - 56 с.

.        Литературный энциклопедический словарь, М., «Советская энциклопедия» [Текст]. - М.: Прогресс, 1987. - 493 с.

.        Аникин В.П. «Русское народное поэтическое творчество» [Текст] / В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов Л.: «Просвещение», 1983. - 73 с.

.        Буртин Ю.С. «О частушках» [Текст] / Ю. С. Буртин. - М.: «Просвещение»,1998. - 132 с.

8.  Лихачев Д.С. «Поэтика художественного времени. Русская фольклористика. Хрестоматия» [Текст] / Д.С. Лихачёв, М., «Высшая школа», 1971, с. 246.

9.       Гаврилов Б.Г. Произведения народной словесности, обряды и поверья вотяков Казанской и Вятской губерний [Текст] / Б.Г. Гаврилов, Казань:Логос, 1880. - 189 с.

.        Емельянов А.И. Курс по этнографии вотяков. [Текст] / А. И. Емельянов, Казань: Логос, 1921. - 98 с.

.        Татаринцева А.Г. Русский фольклор Удмуртии: Песни, сказки, частушки [Текст] / А.Г. Татаринцева, Ижевск: Удмуртия, 1977. - 217 с.

.        Долганова Л.Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность [Текст] / Л.Н. Долганова, И.А. Морозов, Е.Н. Минасенко, Ижевск: Удмуртия, 1995. - 341 с.

.        Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики [Текст] / Т.Г. Владыкина, Ижевск: Удмуртия, 1998. - 267 с.

.        Владыкина Т.Г. Литературный энциклопедический словарь «Советская энциклопедия» [Текст] / Т.Г. Владыкина, М.: Наука, 1987. - 493 с.

.        Емельянов А.И. Удмуртия в Великой Отечественной войне. 1941-1945 [Текст] / А.И. Емельянов, Ижевск: Удмуртия, 1995. - 179 с.

.        Христолюбова Л.С. Удмурт литература [Текст] / Л.С. Христолюбова, Ижевск: Удмуртия, 1966. - 208 с.

.        История удмуртской советской литературы: В 2 т. Т. 1. Устинов, 1986; Т. 2. Ижевск, 1987.

.        Культурное строительство в Удмуртии (1917-1940). Ижевск, 1970.

20.   История и культура Вятского края: в 2 т. [Текст] / ред. кол.: И.Ю. Трушкова [и др.]. - М.: Академический Проект, 2005. - Т. 1-2.

.   Гартик В.О. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов и народного творчества удмуртской АССР. Под ред. К.М. Климова [Текст] / В.О. Гартик, Ижевск: Удмуртия,1983. - 160 с.: ил.

22.     Владыкин В.Е. Здравствуйте! Мы - удмурты! [Текст] / В.Е. Владыкин, Удмурты. Сост. З. А. Богомолова. - М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2005. - 50 с.

.        Верещагин Е.М. Язык и культура [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, М.: Наука, 1990. - 120 с.

24.   Институт; история и современность: К 70-летию Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН: Сб. статей - Ижевск, 2001. - 424 с.

25.     Куликов К.И. Вашкалаысен - туннэозь [Текст] / К.И. Куликов Вордскем кыл. - 2000. - № 5. - С.15-21.

.        Иванова М.Г. Вашкала осконъёс [Текст] // М.Г. Иванова, Молот. 1987. № 12. С. 39-42.

Приложение 1

Сводная таблица «Образы, наиболее часто встречающиеся в удмуртских частушках советского периода»

Цитата (перевод)

Символ

Значение по словарю символов и знаков

1.Эркын ветлись валъёс сямен (как вольные кони)

Конь (лошадь)

Конь - это символ мощи, жизненной силы, а также красоты и мужества. Лошадь - символ грации, мужества, а так же вожделения.

2. Сяська форма сяська вань, со но возез шулдыртэ (красивый цветок украшает поле)

Цветок

Цветок означает развитие духовного потенциала человека. Олицетворяет женское начало, некую форму вместилища, чашу цветка.

3. Ой шаль кышет , тодьы шаль кышет (Ой, шаль-платочек, белая шаль!)

Платок

Платок - символ нравственности, женского начала и материнства.

4. Сизьым ини дереме но тямыс ини айшетэ(У меня уже семь платьев, но уже восемь фартуков)

Число 7

Основные значения числа 7: девственность, совершенство, гармония, очищение, покаяние, Вселенная, победы, является символом упорядоченности.

5. Тырмоз ини, тырмоз ини, сьод нюлэсэз кораны! (Хватит уже, хватит уже тёмный (букв.- чёрный) лес вырубать!)

Чёрный цвет, лес

Лес - символ земли, связанный с женским началом, противопоставляемый власти солнца; чёрный цвет - антипод белого, символ смерти, хаоса, мрака, ночи, траура.

6. Педорлэн яра арбуз,Сидорлы - ыль курегпуз, Макарлы - курыт вина. Ма кулэ на со сяна? (Педору нравятся арбузы, Сидору - сырые яйца, Макару - крепкое вино, Что ещё нужно кроме этого?)

Яйцо, Вино

Яйцо - символ происхождения всего живого, и знак промежуточности, воплотивший в себя целый спектр всевозможных представлений о мире. Яйцо рождает 4 основных стихии - землю, воду, воздух, огонь, - достраивая их до пятой - эфира. Это так же первоначальная клетка существа. Вино - это символ изобилия, так же это символ познания, источником дионисийской энергетики и опьянения.

7. Тыпыр тыпыр ой эктыны  Тыпы выж пулъёс кулэ! (Чтобы очень хорошо танцевать  Нужны крепкие дубовые доски!)

Дуб

Дуб - символ власти и славы,у греков считался священным деревом Аполлона ( у римлян - Юпитера). Символизирует твёрдость духа, является знаком долговечности и даже бессмертия. В христианской семиотике - символ идолопоклонства. Мужское начало.

8. Корка да корка (дом на доме)

Дом

Символизирует центр мира, убежище; отождествляется с родом, храмом. В целом связывается с женским началом, материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище родовой мудрости человечества, традиции. Выступает образом макро и микрокосмоса. Отождествляется с отчизной, Отечеством. Дом связан с идеей священного пространства и очага.

9. Гур вылысен сандырае, Чугун сюрес медло вал, Мон кадь азьтэм кышноослы Нунал праздник медло вал (на печи стоит сундук, принесли его с железнодорожной станции, а для таких ленивых девушек как я - каждый день как праздник и выходной)

Печь, сундук, дорога

Печь - это материнский символ. Символизирует женскую силу, чрево и рождение.  Сундук - символ богатства, изобилия. Дорога - означает жизненный путь, границу между чужим и своим.

10. Азбар шорын атас чоръя Бурдъёссэ лопыръяса, Мынам туган коркась корка ветлэ чарка люкаса (во дворе петух поёт - крылышками бьёт, а мой муж ходит по домам - просит наполнить рюмку)

Петух, рюмка (как чаша), крылья

Петух - древнейший символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою. Символ мужественности, мужского начала. Чаша - это важный символ емкости, материальное выражение хранилища. Крылья являются образом обретения духовности, облегчения, освобождения.

11. Тини чын, тини, тини чын, тини автомашина! (виден дым, виден дым, а вот и автомобиль!)

Дым

Дым символизирует благотворную силу: он наделяется магической способностью предотвращать несчастья, нависшие над людьми, животными и растениями. Намёк на кратковременность жизни ( в христианстве). Означает вознесение молитв или благочестивых душ, очищенных огнем .

12. Кымес азяз маке пиштэ, оло кизили лэся! ( На лбу что то светится, возможно это звезда!)

Звезда

Символизирует поток мыслей, моральое воздействие идеи на форму, новое видение. Является знаком надежды, верности, возрождения, успеха в любом предприятии. Может означать творческое вдохновение. Служит символом оптимистического мировосприятия окружающей действительности.

13. Вай, туганэ, бур кидэ но Ку адзом на мон тонэ? (Дай, дорогая, правую руку, когда ещё увидимся мы с тобой?)

Рука, правая рука

Рука - распространённый во многих культурах символ Божественной активности. Правая рука символизирует искренность, логику

14. Дися дэрем кашемирзэ, Инвожо кадь чылкытсэ, быртты гадяд орденъёстэ, нош мон азвесь медальёсме. (надевай кашемировый платок, чистый как смола. Повесь на грудь ордена, а я - серебряные медали)

Смола, серебро

Смола - неумирающая душа деревьев-долгожителей, таких, как кипарис, что она способна обеспечить жизнь после смерти, является символом бессмертия.  Серебро - символизирует определенный уровень богатства. Символ защиты от порочных взглядов, мыслей и поступков. Символ верности, дружбы и любви

15. Ойдо, эше, чош пукомы, Чечыен чай юыса. (Давай, друг вместе посидим, попьём чайку с мёдом).

Мёд

Мёд - символ изобилия, благоденствия и золотого века человечества. Символ бессмертия, инициации и возрождения. Знак духовности. Считалось, что мед придает мужественность, плодовитость и силу.

16. Котырак трос кызьпуос, Одиг гинэ пужымед.(вокруг много берёз, но всего лишь одна сосна).

Берёза

Берёза - дерево, символизирующее весну и воскресение, символизирует девичество, побуждение к любви, супружество, невинность, девственность, чистоту, эргоцизм (изгнание дьявола).

17. Сюлмам люкам такмакъёсме Я жильды ваньзэ туннэ! ( В сердце накопившиеся частушки давай все споём сегодня!).

Сердце

Сердце - символ человеческих взаимоотношений, любви между представителями различных полов, жизни вообще - как в физеологическом, так и в духовном плане. Кроме того, сердце может означать воспоминания, книгу, настроение, нечто памятное, а также мужество, отвагу, смелость, правду, добро и зло, свободу.

18. Вал али гинэ пичи, бадьпу ньор кадь туж векчи! (Кажется только что была маленькая, коротенькая как ивовый кустик!)

Ива

Ива символизирует запретные удовольствия; в европейской традиции означает смирение, рвение. А так же ива символизирует скорбь и печаль.

19. Яратисько канаваысь лыз сясськаостэ бичаны (нравится собирать на пригорках синие цветочки).

Синий цвет - символ всего духовного в большинстве мифологических систем ассоциируется с божеством. Это также первоначальная простота и бесконечное пространство. Символизирует свободу, преданность, верность, непорочность, чистые побуждения, небо.

20. Кинлэн кыче мунчоез, мынам веськрес но пулэсь!(у кого какая баня, а у меня стройная, бревенчатая!)

Баня

Баня означает символическое действие, олицетворяющее очищения.

21. Сьод музъем мусо сямен, туж яратоно потэ. (Чёрную землю, как милого моего, хочется полюбить)

Земля

Земля олицетворяет материнские силы, является символом плодородия и возрождения, святости, женского начала.

22. Чугун сюрес медло вал (нужно было проложить железную дорогу)

Железная дорога

Железная дорога ассоциируется с советской эпохой: поезд - символ ярких побед над временем и пространством, символ лишений и бесконечного человеческого терпения.

23. Мар ай со сыче реформа - Зеч улон, коньдон, жильдон? (Что это за реформа - хорошая жизнь, деньги, процветание?)

Реформа

В СССР проводились различные реформы, в их числе экономические занимают лидирующее положение (Косыгинская реформа). Кроме того проводились всевозможные кампании, направленные на изменение общества (антиалкогольная кампания). В связи с огромным количеством нововведений, можно сказать что слово «реформа» стало своеобразным символом Советской эпохи.

23. Дискотека шуонэз нокин но оз тодылы

Дискотека

Именно в советский период волна дискотечного движения докатывается до Советского Союза <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA>. А именно, когда в середине семидесятых <http://ru.wikipedia.org/wiki/1970-%D0%B5> годов XX века в моду входит танцевальный жанр диско <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE> и, кроме того, соответствующее направление молодёжной моды. Первые дискотеки проводятся в домах культуры. на территории прибалтийских республик под эгидой местных комсомольских и студенческих организаций.  <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B>

24. Ми лэсьтомы коммунизм выль бригадаосын (Мы построим коммунизм новыми бригадами)

Коммунизм, бригада

 Идея построения коммунизма стала главным смыслом советской эпохи. Советские люди, под руководством партии большевиков, с огромным энтузиазмом взялись за построение «светлого будущего». Само это будущее виделось всеми как некое общество, достигшее невиданного материального изобилия и высочайшей нравственности, и коммунизм стал воплощением идеального общества, примером, своеобразным ориентиром.

25. Мынам туганэ юэ трос, Союзэ дыр яра шуоз! (Мой милёнок много пьёт, говорит о Союзе!)

Союз

Советский Союз - основной признак советской эпохи, это то, на чём строилось общество.


Похожие работы на - Семиотика удмуртских частушек советского периода

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!