Государственное регулирование экономики и его эффективность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,13 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики и его эффективность















КУРСОВАЯ РАБОТА

Государственное регулирование экономики и его эффективность

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Центральное место данной работы занимают методологические и теоретические вопросы организации регулирования и планирования экономики в общем и в частности современной России.

В то же время государственному регулированию как экономической категории, уделяется явно недостаточно внимания. Между тем и хозяйственная практика, и потребности развития экономической теории подсказывают иное отношение к этой проблематике. Государственное регулирование способно существенно влиять на организацию и эффективность производства, условия реализации продукции, на воспроизводственные процессы в России в условиях рыночной экономики.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы - осуществить комплексный анализ государственного регулирования экономики в целом и в частности в России. В соответствии с выдвинутой целью в работе ставятся следующие основные задачи:

·определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику, описать основных действующих лиц процесса государственного регулирования и рассмотреть основные экономические теории, объясняющие роль государства в народном хозяйстве;

·раскрыть влияние государственного регулирования на деятельность фирм, процесс их адаптации к вмешательству государства и обратное воздействие на экономическую политику;

·исследовать, основные направления государственного регулирования экономики РФ в условиях рынка.

Структура и объем работы обусловлены характером рассматриваемых вопросов, задачами и методами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Основные аспекты государственного регулирования экономики

1.1 Эволюция взглядов на государственное регулирование экономики

экономика конкурентоспособный национальный

Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Анализ развития теории государственного регулирования экономики позволяет выделить 5 этапов эволюции этой теории.

В период формирования рыночных отношении в XVII-XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появляется классическая школа. Идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Она выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одна из идей учения А. Смита заключалась в том, что экономика будет функционировать эффективнее, если государство перестанет ее регулировать. А. Смит считал, что, поскольку рынок выступает главным регулятором, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Вместе с тем, сторонники классической школы (классической теории занятости) ХIХ в. и начала XX в. до великой депрессии полагали, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике капитализма. Война, перевороты, засухи и другие ненормальные явления уводят экономику с пути полной занятости, но присущая рыночной экономике способность к саморегулированию восстанавливает уровень производства при полной занятости автоматически с помощью таких рычагов регулирования, как цены, заработная плата и ставка банковского процента. Однако мировой экономический кризис и депрессия 30-х гг. XX в. разрушили этот стереотип и показали, что с его помощью не удастся вывести экономику из кризиса. Поэтому взоры ученых обратились к теории Кейнса (Джон Мейнард Кейнс. «Общая теория занятости, процента и денег 1936 г.»).

Главная идея Д.М. Кейнса заключалась в том, что государство после кризиса должно увеличивать расходы, чтобы стимулировать производство и вернуть рабочих на рабочие места.

Кейнсианство - одно из ведущих направлений экономической теории периода общего кризиса капитализма, обосновывающее необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства. В отличие от господствовавшего в конце XIX - 1-й четверти XX в. классического направления буржуазной политической экономии; кейнсианство сделало предметом анализа экономику в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а сама теория - макроэкономика. Центральная проблема кейнсианства - факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода. Эти факторы рассматриваются, прежде всего, с точки зрения реализации продукции, определяющей условия формирования так называемого эффективного спроса. Анализируя основные компоненты эффективного спроса - потребление и накопление (то есть личный и производственный спрос) кейнсианцы приходят к выводу, что их сумма - вследствие возможности несовпадения совокупного предложения товаров и совокупного спроса на них - может быть недостаточна для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной занятости». Отсюда - возможность вынужденной безработицы, депрессии, экономических кризисов и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства. Эта концепция послужила основанием для развития неокейнсианской теории.

В буржуазной политэкономии середины 70-80-х гг. XX в. усилились консервативные тенденции. Последние проявились в резкой критике государства и государственного вмешательства, в восхвалении капитализма, свободной конкуренции, в попытках обосновать такую модель государственно-монополистического регулирования, которая, сводя к минимуму его социальные реформы, обеспечивала бы максимальный простор действию рыночных сил и частичному накоплению капитала. Консерватизм, взяв на вооружение такие теории, как монетаризм, и теория «предложения» оказал в начале 80-х гг. огромное влияние на экономическую политику таких стран, как США и Англия (Рейгономика, Тэтчеризм).

В основе рейгономики лежали элементы экономической теории, ориентированной на предложение. Сторонники теории предложения отмечали, что рост влияния государства вызывал увеличение суммы налоговых платежей страны. В отличие от Кейнса сторонники этой теории были убеждены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предприятия и перекладывается на потребителя в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения инфляции, издержек.

Рейгономика включала в себя следующие 4 направления экономической политики:

) замораживание и сокращение расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборону были, однако, значительно увеличены;

) значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;

) поощрение федеральной резервной системы, сдерживание темпа роста массы денег на уровне, который являлся неинфляционным, хотя и достаточным для обеспечения роста экономики;

) постепенное ступенчатое снижение ставок налогообложения. Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 2.8%. Сокращение налогов было осуществлено администрацией Рейгана в 2 этапа: принятие в 1981 г. «Закона о налогах» в целях экономического оздоровления и «Закона о налоговой реформе» в 1986 г.

Основные положения Закона 1981 г. включали следующие моменты:

-25-процентное сокращение личного подоходного налога в течение трехлетнего периода;

сокращение ставок налога на прирост капитала;

ускоренное списание расходов предпринимателей на новые сооружения и оборудование.

Хотя Закон о налоговой реформе не должен был повлиять на сумму налоговых поступлений, он снизил уровень предельной ставки расходного налога. Для того, чтобы уравновесить это снижение, в Законе о налоговой реформе одновременно расширена налоговая база (закон увеличил общую сумму подлежащего обложению дохода). Все это сметало инфляцию, способствовало увеличению производства и снижало безработицу.

Кризис кейнсианства стимулировал поиски новых возможностей для дальнейшего развития этой теории кейнсианской концепции. Эти поиски идут в основном, по двум направлениям. Первое направление претендует на «новое прочтение» Кейнса, на «реконструкцию» кейнсианского анализа в духе основополагающих идей самого Кейнса, якобы отброшенных или забытых его «недобросовестными» последователями. Второе направление стремится включить Кейнса в более широкую политэкономическую систему на основе развития его левой, радикальной интерпретации. Левое крыло кейнсианства в настоящее время выросло в самостоятельное - посткейнсианское направление политэкономии. Все эти новые процессы показывают, что буржуазная политическая экономия находится на распутье. Старые концепции обесценились. Возникла потребность в существенном обновлении экономической теории.

Несмотря на критику консерватизма теории предложения и рейгономики нельзя не учитывать, что именно эти теории и их воплощение в рейгономике послужили базой расцвета экономики США в последние 15 лет 20 столетия.

Пятой разновидностью теории государственного регулирования экономики является социалистическая - командно-административная система регулирования, сложившаяся начиная с 1917 г. при социалистической системе хозяйствования.

Централизованная командно-административная система планирования и управления имела определенную логику построения и функционирования. Эту систему можно изобразить в виде пирамиды на примере СССР.

Из вершины пирамиды поступали планы, приказы, указания, которые должны были выполнять предприятия и организации. В основании этой пирамиды находились предприятия, организации, учреждения. Информация о произведенных работах и выпущенной продукции поступала наверх на вершину пирамиды и сверху централизованно распространялась, распределялась и перераспределялась продукция, товары и услуги между предприятиями и организациями в основании пирамиды. Указания о структуре хозяйственных связей и порядке взаимодействия организаций также поступали сверху, то есть в системе управления действовали, главным образом, вертикальные связи.

В случае каких-либо нестыковок в деятельности предприятий, организаций, министерств и ведомств в различных регионах партийные органы устраняли эти неувязки и нестыковки, т.е. выступали в роли верховной власти при разрешении конфликтных ситуаций.

Партия является становым хребтом социалистической системы государственного регулирования экономики. Поэтому, когда КПСС в СССР была ликвидирована - это явилось основной причиной краха государства.

Некое промежуточное место между социалистической и капиталистической моделями регулирования экономики занимает китайская модель, где наряду с централизованными государственным регулированием экономики и мощным партийным аппаратом получили широкое развитие рыночные отношения хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило тенденцию сбалансирования деятельности государства и его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция, должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. [13, с. 5-11]

.2 Понятие государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности: отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость государственного регулирования экономики заключается в нарастании проблем, с которыми государственной политике предстояло справиться.

В современных условиях государственное регулирование является основной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта.

В силу разных причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабо развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновение лагеря социализма, затем распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями.

Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на основе частной собственности. [15, с. 231-232]

1.3 Цели, субъекты, объекты государственного регулирования экономики

Основной целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность. От неё отходят частные цели, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти цели неразрывно связаны с объектами управления. Например, цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства - на отраслевую и региональную структуру.

В «древе целей» возможны не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения между самими конкретными целями. Положение показателей на «древе целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач. В условиях кризиса первичной целью является выход из него в узком смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель - оздоровление платёжного баланса и подчиненные ей цели привлечения капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках. [3, с. 12]

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наёмные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах, обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения.

Выразители хозяйственных интересов - это многочисленные союзы, ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, политические партии. Профсоюзы осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Политические партии выражают социально-экономические, политические, религиозные, культурные, экологические, специфически региональные интересы.

Исполнители хозяйственных интересов - органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу. [3, с. 8-10]

Основные объекты государственного регулирования экономики:

·экономический цикл;

·секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

·условия накопления капитала;

·занятость;

·денежное обращение;

·платежный баланс;

·цены;

·НИОКР;

·условия конкуренции;

·социальные отношения;

·подготовка и переподготовка кадров;

·окружающая среда;

Перечисленные объекты носят различный характер; они охватываю макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами, условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. [3, с. 12]

1.4 Методы государственного экономического регулирования

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, меняющихся в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры» для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей.

Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется:

·бюджетная и фискальная политика;

·денежно-кредитная политика;

·программирование;

·прогнозирование и планирование. [16, с. 431-432]

Бюджетная и фискальная политика. Фискальную политику классифицируют:

·по фазам экономического цикла - стимулирующая и сдерживающая; общее правило государственного вмешательства в экономику таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и / или снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъёма, сглаживая таким образом колебания экономического цикла;

·по методам осуществления - дискреционная и недискреционная (на основе встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величины государственных расходов, трансфертных платежей и налогов в результате выполнения решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции. Поскольку государственные расходы предполагают использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, то фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение величин государственных расходов и налогов в результате колебаний экономической коньюнктуры независимо от текущих решений правительства. В период подъёма вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, что сдерживает увеличение совокупного спроса. Одновременно могут снизиться и затраты государства на социальные пособия. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется. Встроенными стабилизаторами также являются изменение реального национального дохода, изменение уровня цен, изменение ставки процента. [5, с. 48-49]

Денежно-кредитная политика - это составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных финансовых условий функционирования рынка. Научные подходы к выработке денежно-кредитной политики в значительной степени связаны с воззрениями Д. Кейнса и М. Фридмена.

Цели денежно-кридитной политики:

-поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

-борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса рубля;

-регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры;

-обеспечение реального сектора экономики дешевыми кредтными ресурсами.

Денежно-кредитная политика проводится посредством регулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и пр. [7, с. 84]

Программирование - процедура разработки и утверждения программ экономического развития. Выявление приоритетных направлений развития экономики страны, обоснование необходимости программного решения данной проблемы, формулировка конкретных целей и подцелей программы (формирование «дерева целей»), разработка набора мероприятий программы, оценка объёмов ресурсов, необходимых для реализации программы, определение эффективности ресурсов.

Прогнозирование и планирование. Методы обоснования системы целевых установок социально-экономического развития: анализ социально-экономической ситуации, выявление проблем и определение приоритетов развития. Разработка «дерева целей» как инструмент взаимной увязки целевых установок развития.

Подходы к экономическому прогнозированию: генетический и нормативный подход. Методы экономического прогнозирования: экстраполяция, факторный анализ и прогноз, нормативно-балансовый подход. [7, с. 107-108]

Прямое вмешательство - это вмешательство через административные средства, которые базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения, принуждения. Косвенное вмешательство - это вмешательство с помощью различных мер экономической политики и ее приоритеты. [3, с. 13]

Таким образом можно сделать вывод о том, что в государственном регулировании экономики нуждается любое общество и любая экономическая система. В современных условиях государственное регулирование является основной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и другие. Ключевой целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, меняющихся в зависимости от экономических задач, материальных возможностей, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные. Большую роль играют экономические методы: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование. Также очень значимым методом государственного регулирования являются налоги, оказывающие большое влияние на экономику страны.

2. Перспективы создания конкурентоспособной экономики России

.1 Задачи, поставленные для формирования конкурентоспособной экономики

В среднесрочной программе социально-экономического развития РФ для формирования конкурентной экономики поставлены следующие задачи.

1.Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, в том числе:

Защита прав собственности. Без надежной и цивилизованной защиты прав собственности, а также их перехода от одних лиц - другим, невозможно эффективное использование институтов рыночной экономики. Недостаточный уровень защиты прав собственности значительно затрудняет привлечение инвестиций в экономику и фактически является главным барьером на пути обеспечения устойчивого и динамичного экономического роста. Важнейшими структурными шагами, направленными на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование правоохранительной и судебной системы, развитие независимых и общественных СМИ, институтов гражданского общества.

Совершенствование корпоративного управления - одно из институциональных условий экономического роста.

Совершенствование корпоративного законодательства, являясь одним из важнейших условий обеспечения защиты прав собственности, должно рассматривается как одно из важнейших институциональных условий экономического роста.

К числу приоритетных направлений совершенствования корпоративного законодательства следует отнести: ужесточение требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний; расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков; введение механизмов привлечения к гражданско-правовой ответственности должностных лиц, директоров и должностных лиц органов контроля акционерных обществ за причинение ущерба акционерному обществу или акционерам.

. Развитие финансовых рынков.

Создание в России мощного финансового центра возможно лишь при объединении усилий финансистов, экономистов, юристов. По мнению разработчиков, одной из ключевых задач текущего момента является аккумулирование и привлечение на финансовый рынок, в том числе в банковский сектор, долгосрочного финансового ресурса. Источниками роста являются: средства государственных фондов, долгосрочные ресурсы, капитализация нефинансовых активов, кратное повышение доступности финансовых услуг, внедрение финансовых инноваций, снятие избыточных административных барьеров, повышение роли национальной валюты, тесная координация планов по развитию рынка капиталов (ценных бумаг) и банковского сектора, отказ от практики масштабного вывоза капитала с последующим трансграничным оказанием финансовых услуг различным группам российских клиентов.

3. Развитие банковского и страхового секторов.

Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

Пакет антикризисных мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по семи направлениям.

1. Монетарные меры. Поддержание адекватного курса рубля и обеспечение его стабильности.

2. Повышение капитализации банковской системы. Введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора. Предоставление капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка.

обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб.;

страхование средств юридических лиц в банках;

законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;

предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;

обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных гарантий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования;

включения 30 - 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса.

6. Упорядочение рынка проблемных активов. Было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России. Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы.

Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

установление для 30 - 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

введение дифференцированной системы надзора за банками;

передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

переход на электронный формат подачи отчетности банков;

совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

Антикризисные меры для реального сектора экономики

Не должен остаться без внимания и нефинансовый сектор - реальная экономика. В качестве приоритетных мер следует отметить:

снижение налоговой нагрузки;

сдерживание и по возможности снижение тарифов естественных монополий;

финансирование инфраструктурных проектов;

реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

Правильная и целенаправленная реализация антикризисных мер, определение единой стратегии развития банковского сектора дают основание полагать, что идея создания международного финансового центра в России станет достижимой целью. Такое развитие ситуации позволит включить Россию в список стран, в которых осуществляется торговля мировыми финансовыми активами, и превратить рубль в валюту международных расчетов. Это даст дальнейший импульс для увеличения объемов реальных инвестиций в российскую экономику, позволит увеличить стабильность доходов и уровень благосостояния населения России, развивать финансовые, банковские, страховые услуги на уровне мировых стандартов. [1, с. 3-8]

Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости является обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Основными результатами реализации государственной политики должны стать: вовлечение в гражданский оборот земли и иной недвижимости; обеспечение государственной зашиты прав на недвижимость и баланса интересов субъектов правоотношений; становление и развитие системы ипотечного кредитования и привлечение инвестиций под обеспечение недвижимостью; обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; функционирование эффективной системы правового регулирования рынка недвижимости.

Возможность выбора для граждан и инвесторов может быть обеспечена только при условии демонополизации рынка недвижимости, развития на нем конкуренции. Особенность сложившегося сегодня положения в том, что главным монополистом на рынке земли является само государство. Главным препятствием для защиты интересов граждан и предпринимателей является несовершенство законов, в большей степени отражающих интересы государственных ведомств, чем общества.

Реализации поставленных целей будет способствовать новый Земельный кодекс.

Для достижения стратегической цели государственная политика должна быть сфокусирована на следующих основных направлениях:

реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость (разгосударствление земли, обеспечение правовой защиты собственников и владельцев недвижимости):

стимулирование эффективного использования, создания объектов недвижимости и их гражданского оборота;

институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.

Главной целью проводимого в стране реформирования отношений собственности на землю и иную недвижимость является ликвидация государственной монополии на землю. Государство как собственник должно иметь в своем распоряжении земли, обеспечившие стратегические интересы государства и удовлетворение государственных нужд, а также те земли, которые не представляют интереса для частного сектора и муниципальных образований. Такой подход обеспечит передачу подавляющего большинства объектов недвижимости в руки юридических и физических лиц и позволит с использованием рыночных механизмов обеспечить их эффективное использование.

5. Совершенствование антимонопольной политики.

Основная цель контроля и надзора в сфере конкуренции - создание условий для равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию экономики.

Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения её воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления.

6. Сокращение нерыночного сектора экономики.

В российской экономике сохраняется значительная доля нерыночного

сектора, в том числе в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, охрана законности и правопорядка и другие), в газовой промышленности -

в части поставок на внутренний рынок по регулируемым ценам, электроэнергетике, на железнодорожном транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также частично в отрасли связи.

Кроме того, в указанный сектор входят предприятия других отраслей, осуществляющие деятельность не только за счет собственных доходов, но и за счет получаемых дотаций, субсидий и иных льгот.

Наличие столь значительного сектора экономики, в котором рыночные отношения в одних случаях объективно ограничены, а в других действуют в деформированном виде, влечет за собой ряд негативных последствий, в том числе:

неэффективное распределение ресурсов;

отсутствие стимулов для экономии материальных и финансовых ресурсов, роста производительности труда;

ослабление мотивации к энергосбережению, внедрение новых технологий, привлечение инвестиций в модернизацию производства.

Государство последовательно проводит политику, направленную на сокращение нерыночного сектора. Определены основные направления реформирования субъектов естественных монополий, которые предусматривают создание системы государственного регулирования указанных субъектов естественных монополий, их эффективное функционирование, а также достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

7. Реформирование науки и стимулирование инноваций.

Конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках определяется темпами внедрения инноваций и развития наукоемких производств. Для обеспечения инновационного развития страны необходимо:

наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки;

эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии и услуги и включающей совокупность хозяйствующих субъектов, институциональную базу инновационной деятельности, инфраструктуру и ресурсы;

использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.

В научном секторе существуют следующие основные проблемы:

недостаточная эффективность большого числа научных исследований и разработок вследствие недостаточной ориентации сектора на потребности экономики и общества;

сохранение барьеров между наукой и образованием и, как следствие, отсутствие синергетического эффекта от научно-образовательной деятельности.

Для решения поставленных задач требуется реализация следующих мер:

реформирование государственного сектора науки и системы финансирования фундаментальных исследований мирового уровня, в том числе модернизация структуры и механизмов финансирования Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус;

повышение бюджетной обеспеченности научных сотрудников государственного сектора науки, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники;

дальнейшая интеграция науки и образования путем создания нормативной правовой базы, необходимой для формирования научно-образовательных структур.

8. Развитие малого предпринимательства.

Основными целями развития малого предпринимательства являются:

- поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;

создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;

создание необходимой системы безопасности.

Государственная концепция поддержки малого, среднего и мельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в Основном законе о малых и средних предприятиях, который был введен в действие в декабре 2000 года. В 2011 г. на поддержку малого бизнеса выделено в бюджете 20,8 млрд. Основное направление - гранты на развитие бизнеса - 300 тыс. руб., при этом не более 10% грантов выдается торговым организациям.
В 67 регионах выдаются микрозаймы до 1 млн руб. через Фонды кредитования. [18]
Все эти меры, безусловно, полезны и создают часть базы и инфраструктуры для формирования инновационной экономики. Конкурентоспособной экономикой и может быть по определению только инновационная экономика. Ну а для создания реальных предпосылок формирования инновационной экономики, включая венчурный бизнес, как отмечалось выше, необходимо решить проблемы декриминализации страны и экономики и создать условия для устойчивого роста, уровня и качества российского человеческого капитала.

2.2 Национальные мегапроекты

Для создания конкурентоспособной экономики необходимо реализовать три национальных мегапроекта, включающие частные проекты, программы и стратегии:

) мегапроект по декриминализации страны;

) мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала;

) мегапроект диверсификации экономики и создания эффективных национальной инновационной системы и инновационной экономики или экономики знаний.

Мегапроект по декриминализации страны

Решение проблемы декриминализации российского общества и государства должно быть системным и комплексным и тесно связано с развитием национального человеческого капитала. Главная трудность этой проблемы связана с отсутствием твердой и не криминализированной «точки опоры», той мощной организации, того слоя общества, которые способны эффективно руководить процессом декриминализации российского государства и осуществлять его на практике. Элита народа, общества, государства является составляющей национального человеческого капитала, отсюда следует тесная взаимосвязь решения проблем декриминализации страны, роста качества ЧК и создания современной экономики (инновационной экономики).

В результате криминализации страны и криминально-бюрократического уклада экономики мы имеем на современном этапе следующее: теневая экономика, коррупция, нелегальность бизнеса, контрафактная продукция, относительная экономическая свобода.

Рыночная экономика базируется на свободе выбора решений и свободной конкуренции во всех сферах в рамках Закона. Криминал лишает предпринимателя экономической свободы и права выбора, а рынки - свободной конкуренции. И посему проблема декриминализации страны - наиглавнейшая проблема, без решения которой невозможны решения всех других проблем, невозможен подъем качества и, особенно, безопасности жизни населения.

Мегапроект по выходу на траекторию устойчивого роста уровня и качества национального человеческого капитала

В проекте «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» поставлены грандиозные задачи по росту выпуска инновационной продукции и опережающему развитию человеческого капитала (ЧК), однако финансированием обеспечены эти благие цели и задачи крайне недостаточно. А исходные позиции для инновационного рывка весьма незавидны. В проекте стратегии российский ЧК приводится в качестве конкурентного преимущества. На самом деле в силу его деградации по причине крайне низкого инвестирования он превратился в конкурентный недостаток.

На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация - самые высокие.

В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8 - 4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте из 186 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП.

Неблагополучно в России и с инвестициями в здравоохранение. Если, по данным, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8,7% ВВП, то в РФ - 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место.

Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в РФ. В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения - на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. По приросту населения РФ на 222-м месте из 233.

К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина - деградация ЧК, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В стране практически отсутствуют конкурентные рынки - основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4% в 2009 году, около 10% - за последние 10 лет) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии 47%, в Германии - 73%, в Греции - 35%.

В рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-м месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на 201-м месте из 212.

Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.

Уровень и качество национального ЧК определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального ЧК до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда запрыгнуть в инновационную экономику и тем более в экономику знаний невозможно.

Русский народ фактически уничтожается захлестнувшей страну наркоманией. По данным Росстата, ежегодно в стране умирают от наркотиков более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 млрд долларов своих инвестиций в воспитание и образование, не считая упущенные выгоды от потерь работников.

Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать за счет повышения инвестиционной привлекательности России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход - необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и в качество жизни.

Главной причиной полисистемного кризиса в России, торможения ее развития и модернизации является низкое качество российского человеческого капитала, в котором велика отрицательная составляющая в виде оборотней в погонах, криминала, коррупционеров, непрофессионалов, разного рода проходимцев и мошенников, наркоманов, пьяниц, бомжей. Необходимо резкое и приоритетное увеличение инвестиций в ЧК, но только при условии ослабления криминально-коррупционной удавки на горле России. [4]

Мегапроект создания инновационной экономики

В решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики.

Чего же нет в современной России для успешного развития инноваций? По мнению некоторых экспертов в России нет последовательной государственной инновационной политики в сфере экономики. А ведь задача развития отечественной науки и технологий отнесена к числу высших приоритетов Российского государства.

Научные круги России считают, что главным игроком на инновационном рынке должны стать крупные предприятия. Роль государства, должна проявиться в налоговых льготах инвесторам и государственном страховании инвестиций в наукоемкие технологии.

Так, вице-премьер Сергей Иванов к направлениям создания инновационной экономики в России отнес: реализацию организациями ОПК проектов по созданию и производству высокотехнологичной продукции, освоению нанотехнологий. По заявлению Иванова, необходимо, чтобы хотя бы 15-20% технических решений, рождающихся в ОПК, находили широкое гражданское применение. Иванов также заявил, что до 2015 года в России на базе ОПК будет создано около 40 государственных холдингов. Уже сформированы и работают авиационный и судостроительный холдинги. На очереди - радиоэлектроника и оптико-механическая отрасль.

Таким образом, инновационная экономика в России должна носить государственный характер, функционировать «над рынком». При этом необходимо, чтобы некоторая часть инноваций и инновационных технологий имела хождение и на рынке.

Перспективы создания конкурентоспособной экономики России стали предметно обсуждаться в связи с ростом экономики, ВВП, уровня жизни населения, стабилизации рубля, быстрого роста валютных резервов, инвестиций (табл.).

Показатель2007200820092010Объем ВВП (в рыночных ценах), млрд. руб.33247,541264,938797,244491,4В % к предыдущему году108,5105,292,2104,0Доходы федерального бюджета, млрд. руб.7781,19274,17336,88303,8Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году106,8100,690,7108,2Объем продукции с/х, в % к предыдущему году103,4110,8101,488,1Оборот розничной торговли, в % к предыдущему периоду115,9113,595,1104,4Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему периоду122,7109,983,8106,0Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему периоду112,1102,3102,1104,1Уровень безработицы, в % к экономически активному населению6,16,48,47,5Средний номинальный курс доллара США к рублю за период, руб./долл.25,624,831,730,4Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду111,9113,3108,8108,8

3. Концепция долгосрочного развития РФ до 2020 в контексте формирования конкурентоспособной экономики

.1 Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года

Основной идеей проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.

В последнее время необходимость формирования системы стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.

Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:

·развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;

·балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);

·четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;

·обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Комплексная система государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации - это и есть упорядоченный набор таких инструментов.

Целями создания системы являются:

·определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития к желаемому состоянию;

·концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных, кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

·укрепление усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций, структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации.

Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:

·определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;

·определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;

·выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;

·формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;

·определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;

·координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;

·осуществление стратегического контроля;

·научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования социально-экономического развития.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.

Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.

Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.

Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.

Последствиями принятия законопроекта станут:

·создание условий для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;

·повышение эффективности использования имеющихся ресурсов в рамках достижения целей;

·увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;

·повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников процесса государственного стратегического планирования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

·основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

·стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

·формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

·цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

·цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

·параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Период 2009-2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этот период во многом определяет успех в достижении долгосрочной стратегической цели - выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

За четыре года экономика России должна стать инновационной, инвестиционно привлекательной, социально ориентированной и эффективной. В этом состоит ответ России на глобальные вызовы.

Предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это проекты в области:

·либерализации экономических институтов и усиления конкурентности предпринимательской среды;

·повсеместного распространения инноваций, ускоренного развития науки, технологий и высокотехнологических производств;

·построения информационного общества, модернизации информационных процессов и качественного развития средств массовых коммуникаций;

·повышения эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда;

·модернизации базовых промышленных производств и сельского хозяйства, качественного обновления транспортной и энергетической инфраструктуры, развития ресурсной базы экономики;

·обеспечения сбалансированного регионального развития и создания новых региональных центров экономического роста.

При этом важнейшими стратегическими факторами обеспечения устойчивости социально-экономического развития остаются поддержание макроэкономической сбалансированности и снижение уровня инфляции.

Ключевым условием успеха в решении этих задач является повышение качества работы системы государственного управления и местного самоуправления. При этом основной акцент делается на конечной результативности и эффективности исполнения функций и полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на мотивациях государственных и муниципальных служащих в достижении поставленных целей.

Инструментом реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации являются проекты. Каждый из проектов представляет из себя отдельное направление деятельности государства и включает в себя цели и задачи проекта, показатели деятельности, измеряющие степень реализации проекта, мероприятия, а также объемы финансирования, которые потребуются для успешной реализации проекта.

Основными задачами Министерства в данном направлении является:

·развитие нормативно провой базы регламентирующей порядок реализации проектов;

·экспертиза разработанных, проектов;

·мониторинг хода исполнения проектов;

·подготовка сводных докладов о ходе реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. [18]

Заключение

В рамках государственного регулирования экономики перед государством стоят следующие задачи:

структурная перестройка экономики;

инвестиционная политика государства;

регулирование внешнеэкономической деятельности;

денежное регулирование;

приватизация собственности;

размещение производительных сил;

социальное обеспечение населения;

финансовая, налоговая политика;

научно-технический прогресс;

охрана окружающей среды;

правовое обеспечение.

В рамках решения каждой отдельно взятой проблемы государство осуществляет специальные мероприятия в целях регулирования процессов в той или иной сфере. Но все они в совокупности направлены на осуществление главной цели: экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения, утверждение международного авторитета России. Основными направлениями деятельности государства в области регулирования экономики, которые смогут обеспечить экономический прорыв России в XXI веке, являются:

.Стимулирование динамичного экономического роста.

.Проведение активной промышленной политики.

.Осуществление рациональной структурной политики.

.Рациональное регулирование деятельности естественных монополий.

.Формирование эффективной финансовой системы, цивилизованных финансовых и фондовых рынков, способных стать инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов.

.Активизация внешнеэкономической деятельности, интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры.

.Проведение современной аграрной политики.

.Усиление мер государственной поддержки науки, образования, культуры и здравоохранения.

.Разработка новой политики в области доходов, которая должна быть нацелена на обеспечение устойчивого роста благосостояния населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан, уменьшение дифференциации уровня доходов населения, снижение социальной напряженности.

.Продолжение государственной политики в сфере охраны окружающей среды, совершенствование законодательной базы, касающейся этой области.

Требуется восстановление социального контакта между властью и народом. В любом демократическом обществе и в нашей стране, в том числе в соответствии с ее Конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он лишь передает власти свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом и основана сила власти - на кредите доверия к ней. А последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.

И, наконец, необходимо четкое законодательное, правовое регулирование всех социально-экономических процессов - формирование целой системы взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного регулирования экономики.

Список литературы

экономика конкурентоспособный национальный

1.Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития/Д.Н. Ананьев // Деньги и кредит №3. - М, 2009.

2.Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Под общ. ред. С.С. Сулакшина. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», «Научный эксперт», 2007.

3.Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие/под ред. Э.Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005. - 272 с.

4.Корчагин Ю. ЧК дремлет // Российская Бизнес-газета. - 2011. - Янв. (№785 (3))

.Лысенко М.В. Экономика: Раздел III. Макроэкономика. Курс лекции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. - 87 с.

.Макаров С.П. Ведение государством национальной экономики // Экономическая теория в XXI веке - 3 (10): Проблемы пореформенной экономики / Под ред. Ю.М. Осипова, В.С. Сизова, Е.С. Зотовой. М.: «Экономистъ», 2005.

.Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие./В.П. Орешин - М.: ИНФРА-М, 2001. - 124 с.

.По пути к возрождению: перспективы развития российской экономики: Научный труд Российской научно-практической конфиренции/под ред. А.Н. Асаул. - СПб.: Наука, 2006. - 397 с.

.Популярная экономическая энциклопедия/под ред. А.Д. Некипелова - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 367 с.

.Румянцева Е.Е. Стратегия преодоления бедности./ Е.Е. Румянцева - Минск.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.-288 с.

.Социально-экономическое положение Тюменской области в январе-июле 2010 года: Стат. Доклад/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2010. - 326 с.

.Тамбовцев В.Л. Теории государственного регулирования экономики: Учебное пособие./В.Л. Тамбовцев - М.:ИНФРА-М, 2010. - 158 с.

.Цыпин И.С. Стратегия государственного регулирования экономики: Учебное пособие./И.С. Цыпин - М.:МГИУ, 2007. - 136 с.

.Экономика: Учебник/А.И. Архипов [и др.]. - М.: Проспект,
2006. - 840 с.
.Экономика: Учебник/под ред. А.С. Булатова - М.: БЕК, 1995 - 632 с.

.Экономическая теория. Учебник для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. - 544 с.

.Эксперт, №35 (481), 19 сентября 2005

.#"justify">.#"justify">.http://www.gks.ru

Похожие работы на - Государственное регулирование экономики и его эффективность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!