Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,85 Мб
  • Опубликовано:
    2014-03-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность

Содержание

Введение

1. Занятость населения, ее виды и показатели

1.1 Понятие занятости, ее формы и виды

1.2 Сущность государственного регулирования рынка труда

2. ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ : СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА, ПРОБЛЕМЫ        

2.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе

2.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь 

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ       

.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости

3.2 Организационно-правового основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь

3.3 Развитие белорусской государственной кадровой политики

3.4 Основные направления совершенствования развития рынка труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ


Введение

государственное регулирование труд занятость

Проводимые социально-экономические преобразования в современной Беларуси (становление рыночных отношений, расширение многообразия существующих форм собственности и хозяйствования, изменение места и роли государства в экономической жизни, смена приоритетов и методов государственного регулирования экономики) обусловили принятие существенных дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь, в связи с чем, многие более ранние исследования в определенной степени утрачивают свою актуальность.

Проблемы занятости и трудоустройства должны быть в центре внимания любого современного гражданского общества и социально-правового государства. Их решение находится не только в сфере правового регулирования, для этого требуется формирование целостного государственного механизма, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, информационные, кадровые и иные компоненты. Отсутствие такого механизма приведет к увеличению скрытых форм занятости, росту социального напряжения, массовому распространению бедности и другим негативным последствиям. В условиях экономического кризиса, сокращения числа рабочих мест, снижения спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда поиск работы становится все более трудной задачей.

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что даже при благоприятной экономической ситуации на рынке труда существуют категории граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому меры государственной политики, направленные на решение проблем с занятостью должны состоять не только в улучшении функционирования рынка труда в целом, но и в поддержке граждан с особыми потребностями.

Кроме того меры по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы имеют огромное значение, поскольку даже частичное включение этих граждан в число занятых, дает возможность им самим обеспечивать себя материально, соответственно уменьшаются и материальные затраты на них, как на иждивенцев общества.

Таким образом, влияние отношений занятости практически на все стороны жизни общества, их практическая значимость предопределили выбор темы курсового исследования и обусловили его цели и основные задачи.

Цель данной работы заключается в том, чтобы, на основе анализа теоретического материала и действующего законодательства, во-первых, исследовать отдельные теоретические и практические вопросы занятости в целом (в частности дать общую характеристику отношений занятости), и во-вторых, изучить положение в сфере государственной политики занятости белорусского населения, чтобы выявить и разработать предложения по его совершенствованию.

Реализация поставленных целей потребовала решения следующих задач:

изучить и обобщить методологические подходы к исследованию, дать комплексный научный анализ теоретико-правовых вопросов, связанных с понятием таких категорий, как занятость и рынок труда;

проанализировать занятость и рынок труда в Республике Беларусь;

охарактеризовать основные элементы политики белорусского государства в области занятости;

рассмотреть организационно-правововые основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь;

выявить проблемы в сфере регулирования рассматриваемых отношений, сформулировать и научно обосновать предложения по совершенствованию занятости населения в Беларуси.

Методологической основой исследования являются методы общенаучного и частно-научного познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, диалектический и системно-структурный и др.

Основой практического исследования послужили Конвенции и Рекомендации Международной организации труда, Конституция Республики Беларусь, законы и иные нормативно правовые акты Республики Беларусь и нормативно-правовые акты субъектов Республики Беларусь в области занятости и трудоустройства, а также нормотворческая и правоприменительная деятельность службы по труду и занятости.

В основе информационной базы работы лежат статистические данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, и заключения. К ней прилагается список нормативных правовых актов и использованной литературы.

1. Роль занятости населения в социально-экономическом развитии государства

.1 Понятие занятости, ее формы и виды

Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Она показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

Занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая доход [6, c. 30]. Общественно полезным признается труд не только на государственных предприятиях, но и в личном подсобном, крестьянском и другом трудовом хозяйстве, садоводстве, огородничестве, индивидуальная и другая хозяйственная деятельность, базирующаяся на праве свободного распоряжения своей способностью к труду и праве собственности на средства производства для выполнения этих работ.

К числу занятых относятся [7, c. 627]:

граждане, работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного либо неполного рабочего дня (недели), а также имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);

граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, членов производственных кооперативов, фермеров и членов их семей, участвующих в производстве;

граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

военнослужащие, проходящие службу в армии, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

работающие граждане других государств, временно пребывающие на территории нашей страны и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных посольств и миссий;

учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный).

По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

По роду деятельности всех занятых можно классифицировать на три большие группы: занятые в экономике; военнослужащие (по мере перехода на контрактную форму службы военнослужащие будут приближаться по статусу к занятым в экономике); учащиеся с отрывом от производства.

По способу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике можно разделить на следующие группы: наемные работники; работодатели; самозанятые (лица, работающие за свой счет, члены производственных кооперативов, не использующие наемную силу на постоянной основе).

Среди форм занятости населения выделяют полную, эффективную, рациональную и др.

Полную занятость следует рассматривать не как поголовную, а такую, при которой предложение рабочей силы соответствует спросу на нее. Полная занятость связана с созданием материально-технических и социально-экономических условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность участвовать в общественно полезном труде в государственном, частном, кооперативном секторах, личном подсобном хозяйстве, кустарно-ремесленных промыслах и прочих видах индивидуальной трудовой деятельности.

Эффективная занятость предполагает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени добиться наибольшего прироста материальных и духовных благ, и следовательно, эффективного использования в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи: создается достаточное количество рабочих мест и обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации. Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая - интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости - задача хозяйственных единиц, полной - функция государства.

Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость. Ее критериями служат: оптимальная структура народного хозяйства, необходимое количество производимых благ и услуг, повышение качества жизни, уровень производственного использования достижений НТП, доля информационного типа занятости. Последний показатель характеризует удельный вес работников, занятых производством, обработкой и хранением информации на базе использования компьютерных технологий.

В целях более глубокого изучения процессов занятости используют такие понятия, как виды и формы занятости.

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости, имеющую определенную внутреннюю организацию.

Виды занятости выделяют по следующим признакам [7, c. 629]:

) по характеру деятельности (степени охвата различных сфер деятельности): работа на предприятиях всех видов (государственных, кооперативных, арендных, акционерных) и в общественных организациях, учреждениях и т.д.; работа за рубежом, на совместных предприятиях; исполнение государственных и общественных обязанностей; служба в армии; индивидуальная трудовая деятельность; занятость в личном подсобном хозяйстве.

В качестве альтернативы признаются следующие виды занятости: учеба в общеобразовательных школах, очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, другие виды очного обучения; ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, уход за больными, инвалидами, престарелыми; иные виды деятельности, установленные законодательством;

) по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою - рабочие, инженерно-технические работники и служащие, управленческий персонал, предприниматели (менеджеры, коммерсанты, снабженцы, торговцы, фермеры, кооператоры, арендаторы);

) по межотраслевым и внутриотраслевым пропорциям в распределении трудовых ресурсов - между численностью занятых в материальном производстве и непроизводственной сфере, в отдельных крупных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.); внутри этих крупных отраслей по суботраслям (черная металлургия, машиностроение и др.), внутри суботраслей по отраслям (в машиностроении: приборостроение, станкостроение, тракторостроение и т.д.), внутри отраслей по подотраслям (в текстильной промышленности: хлопчатобумажная, шерстяная, льняная и пр.);

) по территориальному разрезу (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим районам, административно-хозяйственным единицам, городам разной величины и т.д.);

) по уровню урбанизации (соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села);

) по профессионально-квалификационному уровню (распределение работников по профессиональным группам или квалификационным признакам, уровню образования, стажу работы, степени механизации труда и т.д.);

) по половозрастному признаку (соотношение мужчин и женщин, а также отдельных возрастных групп, характеризующих основные границы трудовой деятельности людей, связанной с возрастом (начало трудовой деятельности, периоды образования семьи, обретение профессии, навыков, время активной трудовой деятельности и т.п.);

) по формам организации труда (индивидуальная и коллективная);

) по видам собственности (структура численности работников, занятых на предприятиях и в организациях, относящихся к различным видам собственности).

.2 Сущность государственного регулирования рынка труда

Организация труда и заработной платы в условиях рыночной экономики существенно зависит от функционирования рынка труда. Его воздействие может быть не только положительным, но и негативным. Рынок труда усиливает расслоение общества, не обеспечивает социальную защиту; ослабляет восприимчивость к инновациям и научным исследованиям; вызывает стремление к монополизации и поглощению крупными предприятиями мелких и средних; не в полной мере обеспечивает оптимизацию структурных сдвигов в народном хозяйстве; не решает долгосрочных проблем развития производственной и социальной инфраструктуры; не всегда содействует реализации функций государства.

Все перечисленные негативные последствия рынка труда отрицательно сказываются на уровне организации труда и заработной платы. Поэтому рыночный механизм регулирования рынка труда на основе взаимодействия спроса, предложения и заработной платы дополняется государственным регулированием. Государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов [6, c. 411]. Государственное регулирование экономики направлено на стабилизацию производства (налоговая и инвестиционная политика), финансирование научно-технических программ, дотирование нерыночных секторов экономики (обороны, транспорта, образования, науки, здравоохранения), поддержку конкуренции (политика демонополизации), стабилизацию денежной системы (финансовая политика), преодоление чрезмерной имущественной и социальной дифференциации населения.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.

Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы. В соответствии с задачами регулирования выделяются [6, c. 412]:

макропропорции - достижение соответствия между совокупными величинами спроса и предложением рабочей силы при выполнении задач по обеспечению роста доходов населения;

мезопропорции - достижение соответствия между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отраслей, регионов;

микропропорции - достижение соответствия между спросом и предложением рабочей силы как на предприятиях в целом, так и в разрезе отдельных профессий, специальностей при обеспечении роста заработной платы.

В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.

Рынок труда как объект управления включает три взаимосвязанных элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. В результате регулирования их динамики происходит снижение, рост или стабилизация уровня занятости.

Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.

Подводя итог первой главы курсовой работы еще раз отметим, что формы и виды занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающихся нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня; регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях, на дому), статусом деятельности.

Формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков: формы организации рабочего времени и значимости для рабочего (статус деятельности), стабильности, формы правового регулирования рабочей силы.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу.


2. Анализ тенденций и государственной политики занятости в Республике Беларусь

.1 Динамика занятости населения Республики Беларусь на современном этапе

На современном этапе наиболее важными являются вопросы сохранения контролируемой и управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности государственной политики в области занятости, позволяющей сохранить высококвалифицированный кадровый потенциал и повысить конкурентоспособность рабочей силы. Реализация па практике данных постулатов базируется па действенных механизмах государственного регулирования занятости населения и рынка труда, обеспечивающих последовательное и полное выполнение государством взятых на себя обязательств по повышению эффективности использования трудовых ресурсов и соблюдению социальных гарантий в социально-трудовой сфере, в том числе в области социальной запиты населения от безработицы.

Ситуация па рынке труда Беларуси в 2005-2009 гг. характеризовалась позитивной динамикой ослабления напряженности и улучшения его конъюнктуры, обусловленной ростом спроса на рабочую силу при снижении се предложения.

В соответствии с национальной системой статистического учета, объем предложения рабочей силы определяется численностью граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве. Согласно официальным данным, он увеличился с 297,7 тыс. в 2005 г. до 335.2 тыс. чел. в 2009 г. (рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Динамика спроса и предложения рабочей силы на рынке труда

Примечание. Источник: [3, c. 4]

Ситуация на рынке труда в 2010 г. оставалась стабильной и управляемой. Численность занятых в экономике в январе-декабре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличилась на 9,5 тыс. чел. (0,2%) и составила 4653,4 тыс. чел. при прогнозе 4740 тыс., что обусловлено недостаточно активным процессом создания новых рабочих мест, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы.

Ускорение темпов роста объемов производства вызвало заметное повышение эффективности использования рабочей силы на производстве. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости сократилась в 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 56,7% и составила 154,5 тыс. чел. Соответственно уменьшились на 69,0% численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, и численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, -65,6%.

В результате реализации активных мер на рынке труда и содействию в трудоустройстве численность регистрируемых безработных сократилась с начала 2010 г. с 40,3 тыс. до 33,1 тыс. чел., или на 17,9%, что составляет 0,7% от экономически активного населения при прогнозе на конец 2010 г. 1,2-1,5%. Заявленная организациями потребность в работниках увеличилась с 34,5 тыс. чел. на начало 2010 г. до 48,8 тыс. чел. на конец года, или на 41,4% [14, с. 49].

Благодаря принимаемым мерам коэффициент напряженности на рынке труда удерживался на низком уровне - 0,7 безработного на одно свободное рабочее место. Вследствие неравномерного экономического развития и низкой территориальной мобильности рабочей силы сохраняется значительная дифференциация напряженности на рынке труда регионов, которая на конец 2010 г. варьирует от 0,2 в Минске до 1,2 безработного на одно рабочее место в Гомельской области.

Основными проблемами рынка труда являлась низкая эффективность использования рабочей силы, значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

В первом полугодии 2011 г. ситуация в сфере занятости населения в целом оставалась стабильной. Сохранилась тенденция роста численности занятых в экономике до 4663 тыс. чел., или на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Официально регистрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах - на начало июля 2011 г. она составила 0,7% экономически активного населения при прогнозируемом целевом параметре 1,2-1,5%. Вместе с тем вследствие неравномерного социально-экономического развития регионов и низкой территориальной мобильности трудоспособного населения уровень безработицы варьировал от 0,3% в г. Минске до 0,9% от экономически активного населения в Гомельской области [15, c. 50].

Значительно повысилась эффективность использования рабочей силы на производстве. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в июне 2011 г. по сравнению с уровнем аналогичного периода предыдущего года сократилась на 51,0% и составила 11,6 тыс. чел. При этом численность работников, переведенных на режим неполного рабочего времени, сократилась до 6,7 тыс. чел, а численность отправленных в административные отпуска -до 4,9 тыс. чел. (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Изменение численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь

Примечание - Источник: [15, c. 50]

Увеличение спроса на рабочую силу обусловило сокращение безработицы. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты, уменьшилась на конец июня 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 21,3% и составила 30,6 тыс. чел. Число свободных рабочих мест, заявленных организациями в органы по труду, занятости и социальной защиты, в сравнении с таким периодом предыдущего года увеличилось на конец июня 2011 г. на 13,7 % и достигло 63,1 тыс. (рис. 2.3).

В целях усиления социальной поддержки безработных, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников организаций, принято решение о повышении размера стипендий безработным гражданам, направленным на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 г. в январе-июне было оказано содействие в трудоустройстве на вновь созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 103,8 тыс. чел., из них - 66,8 тыс. безработным; привлечено на оплачиваемые общественные работы - 41,3 тыс. чел., в том числе 25,1 тыс. безработных.

Рисунок 2.3 - Динамика численности зарегистрированных безработных и заявленной организациями потребности в работниках

Примечание - Источник: [15, c. 51]

Снизилась напряженность на рынке труда. В настоящее время количество заявленных вакансий превышает число зарегистрированных безработных (на 1 июля 2011 г. - 63,1 тыс. вакансий и 30,6 тыс. безработных соответственно). Коэффициент напряженности на рынке труда, отражающий численность безработных на одно свободное рабочее место, снизился до 0,5 безработного на конец июня против 0,7 в аналогичный период предыдущего года (рис. 2.4).

Рисунок 2.4 - Изменение коэффициента напряженности на рынке труда Республики Беларусь

Примечание - Источник: [15, c. 50]

Вместе с тем на рынке труда по-прежнему сохраняются значительный профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочих мест, низкая мобильность рабочей силы.

Приоритетным направлением политики занятости выступает согласование потребности рынка труда в рабочей силе по профессионально-квалификационному составу со структурой рабочих мест в общественном производстве и системой профессиональной подготовки кадров. Его реализация обусловливает необходимость активизации процессов перераспределения работников по видам экономической деятельности и регионам страны в интересах структурных преобразований экономики и роста эффективности труда.

.2 Проблемы занятости населения Республики Беларусь

егодня основные проблемы концентрируются непосредственно на внутренних рынках труда организаций. Речь идет о сохранении неэффективных рабочих мест с вредными, тяжелыми условиями труда, о наличии излишней численности персонала, высокой текучести кадров, "гибриде" одновременного дефицита и избытка кадров. Проблемой остается слабое взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда. Программой предусмотрены меры, направленные на содействие в структурной перестройке предприятий в связи с модернизацией, реструктуризацией производства. Особое внимание уделено превентивным мерам по снижению социальных издержек при оптимизации численности работников.  Также прорабатывается вопрос о ведении мониторинга трудоустройства и распределения выпускников образовательных учреждений всех уровней, в том числе обратившихся в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве, а также состоящих на учете в качестве безработных. Кроме того, готовятся меры, направленные на опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Это позволит решить проблему их трудоустройства без выхода на свободный рынок труда. Особую значимость приобретает формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики. В качестве основного исполнителя будет привлечена система образования. Разрабатываются меры, направленные на совершенствование национальной системы квалификаций, разработку квалификационных требований к уровню подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда. Планируется корректировка объемов, профилей и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения кадрами модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест. Безусловно, важным фактором является организация информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий.

Особая роль отводится расширению частно-государственного партнерства в сфере профподготовки кадров и участия нанимателей в разработке отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов. В ближайшее время Минтруда и соцзащиты совместно с Министерством образования направит на места практические рекомендации по организации непрерывного обучения по рабочим профессиям на производстве. Это будет способствовать подготовке необходимых предприятию работников, а также их закреплению на производстве. Среди приоритетов программы - вовлечение в экономическую деятельность незанятого населения, легализация занятости, стимулирование экономической активности и рост занятости населения.  Предусматривается расширение возможностей использования гибких форм занятости, а также совершенствование мер, направленных на стимулирование работодателей в приеме на работу граждан, испытывающих трудности в устройстве на работу. С введением в эксплуатацию во втором полугодии 2013 года портала Минтруда и соцзащиты обеспечен полный доступ граждан к получению информации о положении на рынке труда и наличии вакантных рабочих мест. Таким образом, любой желающий может получить интересующую его информацию и различные справочные материалы о возможностях трудоустройства. Предусматривается также совершенствование механизма определения потребности в привлечении иностранной рабочей силы. Здесь будут учитываться перспективные потребности экономики в трудовых ресурсах, а главным принципом станет приоритетное использование национальных кадров. В результате будет обеспечен дифференцированный подход к привлечению иностранных работников в зависимости от профессии, квалификации.

Программой предусматриваются меры, направленные на совершенствование регулирования региональных рынков труда, особенно в моногородах. Продолжена практика по включению в мероприятия программы наиболее сложных регионов с конкретными мерами по стабилизации их рынков труда. В качестве приоритетных также выделяются направления, связанные с содействием в трудоустройстве тех категорий граждан, которым государство предоставляет дополнительные гарантии занятости (инвалиды, женщины, люди предпенсионного возраста, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы и т.д.). Продолжится содействие развитию предпринимательства и самозанятости населения. Мероприятия, предусматриваемые госпрограммой занятости, в совокупности с другими мерами, принимаемыми правительством по социально-экономическому развитию страны на 2013 год, способствуют удержанию безработицы в социально допустимых пределах. Уровень зарегистрированной безработицы не превышает 1,5%".

3. Пути совершенствования белорусского рынка труда и занятости в условиях развития рыночных отношений

.1 Основные характеристики политики белорусского государства в области занятости

Рыночный механизм регулирования рынка труда на основе взаимодействия спроса, предложения и заработной платы дополняется государственным регулированием. Государство стремится не подавлять положительные функции рынка, применять преимущественно экономические рычаги как наиболее соответствующие природе рыночных отношений. Такими рычагами могут быть налоги, проценты за кредит, установление минимальной заработной платы и др. В итоге рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга, достигая положительных результатов [6, c. 411].

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в целях обеспечения соответствия между спросом и предложением рабочей силы, как по объему, так и по структуре, то есть не только для достижения эффективной сбалансированности спроса и предложения, но и для установления рыночной цены на рабочую силу. Так как сбалансированность понимается как динамичный процесс, то в пределах определенного периода допустимы некоторые отклонения как в сторону дефицита, так и избытка рабочей силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие повторяющихся и долговременных значительных отклонений.

Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы, изменение которых должно приводить к соответствующей динамике заработной платы.

В условиях рыночных отношений любые диспропорции в подготовке и использовании квалифицированных рабочих и специалистов ведут к нарушению макро-, мезо- и микропропорций рынка труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого и профессионального перераспределения трудовых ресурсов.

Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна обеспечивать регулирование мезо- и микропропорций, а также выполнять маркетинговые функции. К ним относятся стратегическое (индикативное) планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства.

Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными актами о занятости населения при осуществлении государственной политики занятости необходимо руководствоваться следующими принципами [6, c. 426]:

обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит доход, обеспечивающий условия жизни человека; является экономически целесообразной и производительной;

добровольность труда;

содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа обусловлено развитием сложившейся системы общеобразовательной и профессиональной подготовки, новыми требованиями к работникам в условиях рыночной экономики, а также формированием в психологии людей ориентации на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее подходящей сферы для приложения своих способностей, готовностью к переобучению в случае необходимости;

обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции; сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении занятости с централизованными мероприятиями;

участие профсоюзов и ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

международное сотрудничество в решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

На основе данных принципов а Республики Беларусь разрабатываются государственные национальные и региональные программы занятости, которые предусматривают [6, c. 427]:

содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;

совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением эффективности использования трудовых ресурсов;

обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;

повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;

совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Особую значимость имеет формирование и разработка региональных кадровых программ.

Для определения приоритетных задач кадрового обеспечения регионов представляется необходимой оценка региональных особенностей и условий функционирования соответствующих сфер деятельности. Для этих целей используются статистические показатели (стоимостные и натуральные), отражающие уровень производства товаров и услуг, структуру хозяйства и ее соответствие местным условиям, наличие перспективных или неперспективных производств.

Анализ и оценка выявленных кадровых проблем в отрасли, регионе позволяют сформулировать основные направления развития кадровой политики в области занятости - как часть общегосударственной кадровой политики, связанной с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами в регионе.

В условиях переходного периода формирования рыночных отношений для прогнозирования обеспеченности кадрами всех сфер жизнедеятельности целесообразно использовать укрупненные расчеты.

Прогнозы общей и дополнительной потребности в рабочей силе рассчитываются по отраслям экономики, сферам деятельности в разрезе основных профессиональных групп.

При прогнозировании численности работников по категориям персонала (рабочие, руководители, главные специалисты и прочие служащие) и профессиональному составу в разрезе отдельных отраслей и сфер деятельности региона целесообразно использовать экспертную оценку (опрос руководителей предприятий и организаций), в процессе которой уточняются программные и прогнозные показатели развития отраслей.

При формулировке целей кадровой политики государством рассматриваются различные варианты их достижения:

оптимизация численности и структуры персонала;

структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда;

улучшение условий труда;

оптимизация структуры рабочего времени;

социальные услуги как средство мотивации, стабилизации коллектива;

подбор необходимой рабочей силы и др.

Осуществляя постоянный мониторинг кадрового обеспечения, корректируя исполнение кадровых программ с учетом внешних и внутренних факторов, субъекты кадровой политики имеют возможность предупреждать кризисные ситуации и разрабатывать антикризисные кадровые программы.

В ближайшей перспективе главной задачей на рынке труда является сохранение контролируемой ситуации и удержание уровня регистрируемой безработицы в социально допустимых пределах.

Для предотвращения негативного влияния глобального финансового кризиса на рынок труда необходимы следующие мероприятия упреждающего характера [15, c. 27]:

опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения по профессиям, востребованным на рынке труда:

разработка программ развития общественных и временных работ для временно безработных граждан; направление высвобождающихся из производства на работу по ремонту и модернизации социальной инфраструктуры, в первую очередь, жилищно-коммунального хозяйства и жилья, благоустройству территорий малых городов и сельских поселков;

осуществление постоянного мониторинга ситуации на рынке труда; введение обязанности нанимателей заблаговременно сообщать в органы по труду, занятости и социальной защите о переходе на режим вынужденной неполной занятости или временной приостановке производства в связи с последствиями мирового финансового кризиса;

ограничение использования иностранной рабочей силы в случае обострения ситуации на рынке труда;

стимулирование развития малого бизнеса и самозанятости населения, развитие народных промыслов и ремесел;

разработка специальных программ обеспечения занятости граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

усиление материальной поддержки высвобождаемых работников и безработных граждан, в том числе повышение размера пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума, предоставление права на получение пособия лицам, уволенным по собственному желанию, наравне с другими категориями безработных граждан.

Перспективные тенденции роста занятости населения будет во многом предопределять политика по стимулированию создания новых рабочих мест, повышению отраслевой и социально-профессиональной мобильности рабочей силы, ускорению развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Обновление и рост производства, ввод в действие новых производственных мощностей, расширение объемов инвестиций на создание новых рабочих мест, повышение потребительского спроса обеспечат реальные условия для роста спроса на труд.

.2 Организационно-правового основы государственного регулирования занятости в Республики Беларусь

Правовые, организационные и социальные условия обеспечения занятости и трудоустройства населения определяются комплексом нормативных актов, устанавливающих гарантии реализации права на труд. Основой для создания и развития законодательства о занятости является ст. 41 Конституции, гарантирующая гражданам право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, а также помощь государства лицам, потерявшим работу по не зависящим от них причинам.

Непосредственно правовое регулирование занятости и трудоустройства граждан осуществляется следующими нормативными актами:

Трудовым кодексом Республики Беларусь;

Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями);

Положением о порядке регистрации безработных граждан в Республике Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 г. № 236);

Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 апреля 1993 г. № 236);

Положением о порядке организации и условиях проведения общественных работ в Республике Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 1997 г. № 513);

Положением о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим срочной службы, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1998 г. № 487);

Положением об организации профессионального обучения безработных (утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 20 апреля 2000 г. № 66);

Инструкцией о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости Республики Беларусь (утверждена постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 июня 1996 г. № 51, в редакции от 20 июля 2004 г. № 91) и др.

В качестве источников международного права следует назвать Конвенцию МОТ № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.), Конвенцию МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1959 г.), Конвенцию МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) и др.

Для правильного применения правовых норм о занятости важное значение имеет определение таких понятий, как «занятость», «безработный», «подходящая работа» и др. Легальное определение этих понятий содержится в Законе от 30 мая 1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь». В данном законодательном акте сказано, что занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход. Такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также в виде предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности.

Таким образом, занятость как категория и занятость как предмет правового регулирования не одно и тоже, хотя их взаимосвязь очевидна. Объектом государственной политики должна быть не сама занятость, а совокупность отношений по поводу создания условий для вовлечения граждан в общественно - полезную деятельность.

Отдельно стоит отметить Государственную программу содействия занятости населения Республики Беларусь утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (далее - Государственная программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В Государственной программе определены основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения.

В рамках реализации Государственной программы предполагается решение следующих задач [11]:

содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;

интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;

обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;

обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2 - 1,5 процента от численности экономически активного населения.

Одним из важнейших приоритетов Государственной программы является оказание органами по труду, занятости и социальной защите содействия нанимателям в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и развития малого предпринимательства в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах - 25,2 тыс., в сельской местности - 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее - Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных смогут получить финансовую поддержку в виде субсидии из средств Фонда для организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства инвалидов нанимателям установлена броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов - по конкретным заказам предприятий.

Для обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов мониторинга и анализа проблем региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов.

В полном объеме будет обеспечена предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Планируется также совершенствование работы института социального партнерства по содействию модернизации экономики и обеспечению социальной поддержки работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией производств.

Дальнейшее развитие единой информационно-вычислительной системы государственной службы занятости населения (далее - ИВС ГСЗ) позволит обеспечить функционирование автоматизированной информационной системы ”Общереспубликанский банк вакансий“ в сети Интернет, создать систему защиты информации ИВС ГСЗ, будет способствовать развитию и обслуживанию сети передачи данных на базе существующих сетей и каналов связи, развитию и обслуживанию корпоративной системы электронной почты.

На выполнение мероприятий Государственной программы в 2011 году будет выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда - 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей - 15 341 266 тыс. рублей.

На реализацию Государственной программы будет направлено 171 171 621 тыс.рублей, из них средств Фонда 121 565 555 - тыс. рублей (в бюджеты областей и г.Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средств местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) - 34 264 800 тыс.рублей, собственных средств нанимателей - 15 341 266 тыс. рублей. При этом основная сумма средств будет направлена на финансирование мероприятий, связанных с реализацией активных мер политики занятости населения [11].

Реализация Государственной программы будет способствовать повышению эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики, вовлечению в экономическую деятельность незанятых граждан, стимулированию роста занятости в сфере услуг, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижению остроты проблемы занятости граждан целевых групп, обеспечению занятости населения, проживающего в малых городах и сельской местности, сохранению контролируемой и управляемой ситуацию на рынке труда.

В условиях структурных изменений национальной экономики и перехода на инновационный путь развития, а также прогнозируемого уменьшения трудового потенциала страны приоритеты в политике занятости смещаются в сторону повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, а также профессионального обучения и ориентации, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий. Будет совершенствоваться система содействия трудовой занятости учащихся и студентов в свободное от учебы время.

Предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости населения в сельской местности, в малых городах.

На основе мониторинга рынка труда малых городов и предложений облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов.

Кроме того, в Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2011 - 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), предусмотрены меры по обеспечению занятости населения еще в 7 регионах: в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области [11].

Продолжится работа по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения, направленного на повышение экономической активности незанятого населения, стимулирование нанимателей, создающих рабочие места, а также усиление социальной защиты граждан, потерявших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности работников, граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Выполнение мероприятий Государственной программы позволит:

обеспечить трудоустройство на вновь созданные рабочие места 175 тыс. человек, в том числе 25,2 тыс. человек в малых городах, 17 тыс. - в сельской местности, 2,5 тыс. человек на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд;

оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу 199,8 тыс. незанятых граждан, в том числе 128,1 тыс. безработных, из них в счет установленной брони 25 тыс. граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

организовать оплачиваемые общественные работы (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием в них 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных;

направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 24,7 тыс. безработных, в том числе не менее 45 процентов по заявкам нанимателей;

оказать содействие в организации предпринимательской деятельности 3 тыс. безработным с предоставлением финансовой поддержки из средств Фонда;

оказать социальную поддержку 126 тыс. безработным в период поиска работы;

повысить экономическую активность незанятого населения;

сохранить контролируемую и управляемую ситуацию на рынке рабочей силы, повысить ее качество и конкурентоспособность;

повысить сбалансированность между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационной и территориальной структуре.

.3 Развитие белорусской государственной кадровой политики

Кадровая политика Республики Беларусь имеет свою объективную логику, отражая уровень развития, потребности и возможности общества и государства, реальное состояние кадров, уровень их профессионализма и закономерности развития кадровых процессов, их зависимость от характера и уровня общественного, политического и экономического строя.

К числу основных приоритетов кадровой политики Беларуси по формированию качественного трудового потенциала страны, в условиях рыночной адаптации, можно отнести следующие:

создание отраслевых систем мониторинга кадрового потенциала и прогнозирования потребности в кадрах, в том числе негосударственного сектора, подготовка в этих целях соответствующих методик;

разработка и реализация государственных краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ кадрового обеспечения отраслей экономики, которые должны стать основой соответствующего государственного заказа на подготовку кадров;

приведение структуры подготовки специалистов в соответствие с потребностью в них отраслей экономики на основе использования контрактной формы подготовки кадров для социально значимых отраслей;

формирование экономического механизма государственного регулирования рынка труда с целью оптимизации численности занятых в отраслях экономики;

совершенствование механизма закрепления молодых специалистов в соответствии с потребностями в них отраслей экономики, введение с этой целью мониторинга их распределения, трудоустройства и использования;

расширение целевой подготовки специалистов для агропромышленного комплекса и перестройка экономического механизма, обеспечивающего мотивацию их труда;

развитие системы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров предприятий всех отраслей реального сектора экономики на основе государственного заказа;

обеспечение возможности передачи функций руководителей государственных предприятий как по вертикали, так и по горизонтали, включая передачу в трастовое управление;

разработка механизма выявления лидерских качеств выпускников высших учебных заведений, молодых специалистов в целях формирования резерва руководящих кадров.

Стратегической целью государственной кадровой политики является создание кадрового потенциала Республики Беларусь, как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса общества, обеспечивающего социально-экономическое развитие страны, ее конкурентоспособность в международном разделении труда.

К числу важнейших функций управления кадровым потенциалом страны, отдельных ее регионов, отраслей экономики и других сфер деятельности относятся:

формирование требований к кадрам, соответствующих настоящим и перспективным задачам общества в целом и конкретной сферы деятельности;

определение потребности в кадрах для различных сфер деятельности;

подбор кадров, соответствующих по своим профессионально-деловым и личностным качествам определенным видам деятельности;

создание условий для эффективной работы кадров - экономических (включая совершенствование оплаты и материального стимулирования труда работников), организационно-технических, социальных, социально - психологических, психофизиологических;

оценка и аттестация кадров, относящиеся как к результатам их деятельности, так и к личностным качествам;

организация обучения кадров - их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

планирование профессионального развития кадров (в том числе их обучения), направленного на рост их профессионализма, творческой и инновационной активности.

Прогнозирование формирования кадрового потенциала должно осуществляться в соответствии с основами конституционного строя, и с учетом смены ценностей и социальных приоритетов, масштабной экономической трансформации.

Первостепенное значение приобретает разработка отраслевых и региональных прогнозов потребности в кадрах в разрезе укрупненных профессиональных групп специалистов и рабочих массовых профессий. Перспективная потребность в кадрах должна быть ориентирована на обеспечение прогнозных показателей программы социально-экономического развития страны и учитывать экологические факторы, структурные преобразования в экономике, процессы реструктуризации предприятий, создание новых наукоемких экспортоориентируемых и импортозамещающих производств и другие требования устойчивого развития экономики страны.

Планы и программы обеспечения кадрами отраслей и сфер деятельности в разрезе профессиональных групп должны быть ориентированы на прогнозные ситуации национального рынка труда, учитывать особенности его конъюнктуры в территориальном разрезе, а также характерные черты: несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, преобладание на предприятиях численности выбывающих работников над численностью принятых на работу, наличие скрытой безработицы и скрытой занятости, низкую стоимость рабочей силы, увеличение в структуре безработных доли молодежи со средним образованием, выпускников ПТУ, техникумов (колледжей), вузов.

Успешное решение прогнозных и плановых задач по формированию и развитию кадрового потенциала, обеспечение адекватности его структуры тенденциям социально-экономического развития страны основывается на следующих условиях: принятие комплекса правовых актов, призванных обеспечить концептуальные направления, принципы и средства работы с персоналом, необходимость государственного контроля за реализацией кадровой политики; создание эффективной системы профессионального образования, включающей государственные и негосударственные учебные заведения и образовательные центры, обеспечивающие непрерывность подготовки, переподготовки и повышения квалификации как с отрывом, так и без отрыва от производства; создание инфраструктуры государственной кадровой политики: рекрутинговых и информационных агентств, центров оценки персонала и служб занятости, гарантирующих соответствие структуры профессионального образования потребностям территорий и региональных рынков труда и т.д.; наличие эффективных механизмов регулирования рынка труда, гарантирующих равные права при найме на работу и увольнении по установленным юридическим основаниям, исключающие дискриминацию граждан, предусматривающие экономическую заинтересованность работодателя в высоких профессиональных качествах персонала и т.д.

Результативность механизмов обеспечения этих характеристик определяется уровнем политической, правовой и организационной культуры субъектов кадровой политики и их ответственностью перед будущими поколениями.

.4 Основные направления совершенствования развития рынка труда

Сегодня по-прежнему важными остаются вопросы сохранения управляемой ситуации па рынке труда, повышения эффективности мер государственной политики но обеспечению занятости населения и противодействию безработице. Построение эффективной системы создания и сохранения перспективных рабочих мест обусловливает необходимость определения потребности в них па среднесрочную перспективу. Для этого следует:

осуществить па основе аттестации рабочих мест оценку общей и дополнительной потребности в них па среднесрочный период с учетом отраслевых и региональных особенностей)

разрабатывать на каждом предприятии (в организации) план-прогноз профессионально-квалификационной структуры кадров е последующим согласованием потребности производства в работниках с возможностью профподготовки в рамках системы профессионального образования, а также профессионального обучения непосредственно на производстве;

на основе данных организации о потребностях в рабочих местах разрабатывать отраслевые и региональные программы их создания, которые будут учитываться при разработке государственных программ социально-экономического развития страны, а также прогнозов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Не менее важны следующие направления деятельности:

создание на основе аккумулирования различных источников финансирования системы временных рабочих мест па базе общественных работ, включая перепрофилирование неконкурентоспособных предприятий (по опыту США, Китая, Украины, России);

формирование каталога общественных работ с учетом региональной специфики в целях расширения сферы применения и повышения их социального статуса (по опыту Украины);

широкое внедрение нетрадиционных форм и видов трудовых отношений (телекомпъютинг, лизинг персонала, аутсорсинг и др.).

Стратегически важным направлением является содействие развитию малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, которое обеспечивает более эффективное использование рабочей силы в условиях постоянно меняющегося спроса производства на рабочие места, позволяет вовлечь в него высвобождаемые ресурсы труда, а также часть граждан из неформального сектора.

Как показал анализ одним из наиболее эффективных направлений политики на рынке труда является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочей силы.

Не менее важная задача-расширение связей субъектов хозяйствования с местными образовательными учреждениями всех уровнен в целях привлечения инвестиций в развитие последних, совершенствования профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей региональных рынков труда па основе принципов самофинансирования.

Особую роль в повышении профессиональной мобильности рабочей силы играет восстановление системы внутрипроизводственного обучения персонала, в том числе на рабочих местах. Для этого необходимо разработать нормативы затрат нанимателей па подготовку и переподготовку персонала, в том числе на опережающее обучение высвобождаемых работников. В связи с этим назрела необходимость установления в законодательном порядке обязанностей нанимателей по финансированию расходов (в процентном отношении к фонду оплаты труда в зависимости от отраслевой принадлежности) на подготовку квалифицированных кадров в соответствии с требованиями конкретного производства Достижению этой цели будет способствовать прямое бюджетное целевое финансирование создания и функционирования центров профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров па предприятиях.

Необходимо также разработать действенные механизмы стимулирования предприятии к осуществлению профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, непосредственно на производстве с целью их последующего трудоустройства па вновь создоваемые или свободные рабочие места, в том числе в других организациях.

Для сокращения безработицы среди выпускников системы профессионального образования необходимо восстановить связь между профессиональной и трудовой сферами для согласования планов приема по тем или иным специальностям.

В целях организации трудоустройства выпускников учебных заведений требуется:

создать информационные площадки для нетрудоустроившихся выпускников и организовать краткосрочные курсы их переподготовки в профессиональных учебных заведениях либо дистанционные формы переобучения;

организовать стажировку студентов старших курсов учреждений профессионального образования всех типов на основе договоров с предприятиями сроком до 6 месяцев. При этом установить доплаты работникам за наставничество с компенсацией нанимателям этих затрат за счет Фонда социальной защиты населения или местных бюджетов (опыт России);

сформировать на основе сведений, имеющихся в органах по труду, занятости и социальной защите, банк вакантных должностей для трудоустройства выпускников высших учебных заведений, ищущих работу впервые (опыт Украины):

подготовить сведения о количестве рабочих мест, созданных в 2010 г. для обеспечения временной занятости молодежи в летний период с указанием объемов и условий труда, увеличить число молодежно-студенческих отрядов, в том числе на строительстве спортивных и иных объектов в Минске и других городах республики (по опыту России).

Для усиления социальной поддержки безработных граждан необходимо:

предоставить льготы по выплатам в Фонд социальной защиты предприятиям, заключившим трудовые контракты с безработными по направлениям службы занятости (при условии, что контракт заключен минимум на год);

предусмотреть дополнительную выплату субъектам малого бизнеса в размере четырех БПМ за каждое созданное рабочее место и трудоустройство па пего безработного по направлению службы занятости;

увеличить срок выплаты пособия по безработице до 52 недель всем категориям безработных;

повысить размер пособия по безработице до бюджета прожиточного минимума в зависимости от категории безработного (опыт большинства стран ЕС):

расширить критерии подходящей работы в зависимости от категории безработных (профессионально-квалификационного и половозрастного состава). Определить критерии приемлемой работы для граждан, которые до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите более 6 месяцев были заняты в личном хозяйстве, для граждан с ограниченными возможностями, для лиц без профессии, которые впервые ищут работу, для граждан, которые пребывают па учете как безработные более 12 месяцев (опыт России);

создать систему обязательного государственного страхования граждан на случай безработицы.

Заключение

В заключение курсовой работы подведем итог и сделаем общие выводы.

. Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход. Такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также в виде предпринимательской и другой не запрещенной законом деятельности.

. Поскольку единообразного понимания видов и форм занятости не сложилось, автор полагает, что в тех случаях, когда речь идет о формах занятости, прежде всего, имеются в виду ее экономические характеристики, отражающие в целом направление государственной политики в области занятости. Применительно же к конкретному гражданину большее практическое значение имеет деление занятости на виды. При этом, в Законе о занятости сущность занятости (а, следовательно, и направления государственной политики) раскрывается только с экономической точки зрения и не содержит социальной составляющей. Восполнить этот пробел могло бы упоминание о том, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, обеспечивающую достойный уровень жизни.

. Рынок труда Республики Беларусь, сегодня по прежнему, нуждается в его государственном регулировании, так как подвергается воздействию ряда специфических факторов, оказывающих негативное влияние на занятость населения, устранить которые можно как экономическими методами, так средствами правового регулирования, в том числе и с помощью норм трудового права. Особенно нуждаются в государственной защите те категории граждан, которые при любой экономической ситуации испытывают трудности в поиске работы.

Меры по обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы имеют огромное значение, поскольку даже частичное включение этих граждан в число занятых, дает возможность им самим обеспечивать себя материально, соответственно уменьшаются и материальные затраты на них, как на иждивенцев общества.

. Начиная примерно с 2003 года ситуация на белорусском рынке труда характеризуется устойчивой тенденцией роста спроса на рабочую силу при снижении ее предложения, что позволило существенно уменьшить напряженность занятости.

Наряду с положительными тенденциями есть, конечно, и проблемы. В целом, на белорусском рынке труда сегодня можно говорить о следующих основных проблемах:

сохранение неэффективной и избыточной занятости на производстве;

несоответствие профессионально-квалификационной структуры спроса структуре предложения рабочей силы;

низкая трудовая и территориальная мобильность рабочей силы:

недостаточный уровень развития малого бизнеса и самозанятости населения, различных промыслов и ремесел;

высокий уровень безработицы в ряде районов, средних и малых городских поселений;

значительные масштабы неформальной занятости и незарегистрированной безработицы;

высокий уровень молодежной безработицы, особенно из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД; граждан, имеющих длительный перерыв в работе.

. В перспективе политика белорусского государства должна быть ориентирована на расширение активных мер обеспечения занятости. При этом, одной из самых эффективных мер является квотирование. Однако на федеральном уровне, обязательное квотирование установлено только в отношении инвалидов, что касается иных категорий граждан из числа, испытывающих трудности в поиске работы, то установление для них квот зависит от возможностей конкретного субъекта.

Список использованных источников

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0.

Трудовой Кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст по состоянию на 14 марта 2007 г. Мн: Амалфея, 2007. - 269 с.

Баравик М.С. Политика рынка труда в Беларуси: состояние и перспективы. Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь. 2010. №6. С. 4-12.

Баровик Л.С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые диспропорции. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики. № 9. 2008. С. 74 - 86.

Гайдук К. Рынок труда в Беларуси (общий обзор). Мн.: ИПМ , 2006, -16 с.

Головачев А.С. Организация, нормирование и оплата труда: Учеб. пособие/ А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун и др.; Под общ. ред. А.С. Головачева. - М.: Новое знание, 2004. - 496 с.

Государственное регулирование экономики. Курс лекций. /Под ред. Антоновой Н. Б., Мн., 2003. - 778 с.

Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. По состоянию на 1.01.2003г. / Под общ. ред. Г.А. Василевича. - 2-е изд. перераб. и доп. - Мн.: «Амалфея», 2003.

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011: Крат. стат. сб. Мн.: Минстат Республики Беларусь, 2010.- 600 с.

Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. - Мн. 2006. - 845 с.

Официальный интернет сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь. Электронный ресурс. Режим доступа: #"703869.files/image005.gif">

Уровень безработицы

Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2013 г. составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в 2012 году - 0,6 процента).

На 01.10.2013 из 129 регионов республики в 127 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 2 регионах - 1,1.

Спрос и предложение рабочей силы

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизился.

На 01.10.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 67,2 тыс. вакансий, что составило 95,2 процента к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,4 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (80,5 процента в 2012 году). В городе Минске на 1 безработного приходится 13 вакансий.

Напряженность на рынке труда

Напряженность на рынке труда варьируется от 0,6 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,1 безработного на 1 вакансию в г. Минске.

Область

Коэффициент напряженности на 01.10.2013

Брестская

0,5

Витебская

0,5

Гомельская

0,6

Гродненская

0,3

г. Минск

0,1

Минская

0,3

Могилевская

0,3

Республика Беларусь

0,3


Состав безработных по полу, возрасту и образованию

На 1 октября 2013 г. более половины всех состоящих на учете безработных - мужчины (58 процентов), молодежь в возрасте 16 - 30 лет составляет 35,8 процента.

На конец сентября 2012 г.

На конец сентября 2013 г.

Численность безработных - всего

человек

%

Численность безработных - всего

человек

%


26257

100


20945

100

из них женщин

13086

49,8

из них женщин

8804

42,0

Мужчин

13171

50,2

мужчин

58,0

молодежь 16-29 лет

10426

39,7

молодежь 16-29 лет

7491

35,8


Состав безработных по образованию

На конец июня 2012 г.

На конец июня 2013 г.

Численность безработныхвсего

28 192 человек

100 %

Численность безработных всего

22 590 человек

100 %

Распределение общей численности безработных по образованию:



Распределение общей численности безработных по образованию:



- общее базовое

3411

12,2

- общее базовое

2914

12,9

- общее среднее

10648

38,2

- общее среднее

8501

37,6

- профессионально- техническое

7064

25,4

- профессионально- техническое

6116

27,1

- среднее специальное

3821

13,7

- среднее специальное

2876

12,7

- высшее

2892

10,4

- высшее

2173

9,6

- послевузовское

18

0,06

- послевузовское

10

0,04


Состав безработных по возрастным группам

На конец июня 2012 г.

На конец июня 2013 г.

Численность безработных Всего

27 854 человек

100 %

Численность безработных всего

22 590 человек

100 %

Распределение общей численности безработных по возрасту:



Распределение общей численности безработных по возрасту:



16-17 лет

605

2,2

16-17 лет

418

1,9

18-19

1172

4,2

18-19

777

3,4

20-24

4478

16,1

20-24

3311

14,7

25-29

4065

14,6

25-29

3150

13,9

30-34

3377

12,1

30-34

2770

12,3

35-39

2905

10,4

35-39

2626

11,6

40-44

2978

10,7

40-44

2443

10,8

45-49

2952

10,6

45-49

2429

10,8

50-54

3731

13,4

50-54

3134

13,9

55-59

1588

5,7

55-59

1527

6,8

60 и старше

3

0,01

60 и старше

5

0,02


Состав безработных по категориям

В январе-сентябре 2013 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 17,2 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-сентябре 2012 года - 20,6 процента).

Состав безработных по категориям На 01.10.2013 представлен на диаграмме:


Продолжительность безработицы

Средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,3 месяца и на конец июня 2013 г. составила 3,4 месяца против 3,7 месяца на конец июня 2012 года.

Средняя продолжительность безработицы на конец июня 2012 г., мес.

Средняя продолжительность безработицы на конец июня 2013 г., мес.

3,7

3,4


Период трудоустройства

В январе-июне 2013 г. средний период трудоустройства безработных остался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он более длительный - 1,8 месяца (у мужчин - 1,2 месяца, молодежи - 1,3 месяца).

Годы

Средний период трудоустройства, мес.


Всего по Республике Беларусь

мужчин

женщин

молодежи

2012 г. январь-июнь

1,4

1,2

2,0

1,3

2013 г. январь-июнь

1,

1,2

1,8

1,3


Движение рабочей силы и использование

рабочего времени на производстве

Списочная численность работников в январе-сентябре 2013 г. уменьшилась на 64,3 тыс. человек и составила 3310,5 тыс. человек или 98,1 процента от показателя за январь-сентябрь 2012 года.

Прием работников восполнил их выбытие в январе-сентябре 2013 г. на 92,6 процента, в то время в аналогичном периоде 2012 г. - на 94,8 процента.Принято на работу на 53 тыс. человек меньше, чем уволено (принято 664,3 тыс. человек, уволено 717,3 тыс. человек).

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-сентябре 2013 года составила 80,9 тыс. человек или 2,4 процента от списочной численности работников (в январе-сентябре 2012 года 77,1 тыс. человек или 2,3 процента).

Справочно: численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 29,3 тыс. человек, или122,6 процента к январю-сентябрю 2012 года (23,9 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 51,5 тыс. человек, или 96,9 процента к январю-сентябрю 2012 года (53,2 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 11,6 тыс. человек или 22,5 процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-сентябре 2012 года - 20,3 тыс. человек или 38,1 процента).

Численность населения, занятого в экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2013 г.

Численность занятых в экономике в январе-сентябре 2013 г. составила 4526,5 тыс. человек. Численность занятых в сентябре 2013 г. составила 4509 тыс. человек.

Области

Численность занятого населения в сентябре 2013 г.

Численность занятого населения в январе-сентябре 2013 г.

Брестская

616,9

619,8

Витебская

531,0

534,8

Гомельская

631,3

634,4

Гродненская

493,5

494,4

г. Минск

1076,1

1077,7

Минская

678,6

681,6

Могилевская

481,6

484,1

Республика Беларусь

4 509,0

4 526,5


Похожие работы на - Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!