Отражение в греческой трагедии мифа об Эдипе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Отражение в греческой трагедии мифа об Эдипе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского

Факультет иностранной филологии

Кафедра романской и классической филологии









РЕФЕРАТ

На тему: «Отражение в греческой трагедии мифа об Эдипе»


Выполнила:

Семенко Анастасия Валерьевна

Преподаватель:

Татаренко Е. Н.




Симферополь-2013

Содержание

Введение

. Мифология как наука

.1 Понятие мифа

. Древнегреческая трагедия

.1 Мифологические сюжеты в древнегреческой литературе

.2 Миф об Эдипе

Заключение

Список использованной литературы


Данная работа посвящена вопросу отражения в греческой трагедии мифа об Эдипе на примере трагедий Софокла, Эсхила, Еврипида и поэмы Гомера «Одиссея».

Актуальность исследования. Миф об Эдипе учит людей принимать на себя ответственность за свои поступки, даже, если они были совершены против воли человека.

Вся повседневная жизнь современного человека наполнена многочисленными мифами, постоянно культивируемыми СМИ, не говоря уже о том, что мифотворчество охотно используется профессиональными идеологами для манипуляции массовым сознанием. Мифология - выдающееся достояние человеческой культуры и ценнейший материал жизни. На основе мифологии были созданы многие произведения литературы, живописи, скульптуры и других видов искусства. Из мифологии в речь пришли многие крылатые выражения, имена мифологических существ и богов стали нарицательными. Мифологические сюжеты служили даже для создания научных концепций, например, Эдипов комплекс у Фрейда.

Древнегреческая трагедия - одна из древнейших форм трагедии, которая имела большое влияние на формирование культуры других народов.

Данную тему ранее рассматривали: В.Н. Ярхо, В. Пимонов, Е. Славутин, С.С. Аверинцев и др.

древнегреческий литература трагедия эдип

1.Мифология как наука

Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, рассказ) - 1) Фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации. 2) В узком смысле слова - вид устного народного творчества. 3) Наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала, решения проблемы отношения рационального знания к мифологическому повествованию предпринимались уже в античности. Господствующим было аллегорическое толкование мифов (у софистов, у стоиков, видевших в богах персонификацию их функций; у эпикурейцев, считавших, что мифы, созданные на основе естественных фактов, предназначались для откровенной поддержки жрецов и правителей, и др.). Платон противопоставил народной мифологии философско-символическую интерпретацию мифов. Интерес к античной мифологии пробудился в эпоху Возрождения. Обращаясь к античной мифологии, гуманисты эпохи Возрождения видели в ней выражение чувств и страстей человеческой личности. Античная мифология трактовалась в качестве моральных поэтических аллегорий. Аллегорическое толкование мифов оставалось преобладающим (трактат Боккаччо, позднее сочинения Бэкона и др.).

Мифология - это самоценная, завершенная форма сознания, неотъемлемый культурный генофонд народа, санкционирующий и воспроизводящий традиционные для данного сообщества нормы поведения и духовные ценности.

Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на все окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись такому человеку в виде универсальной родовой общины, в которой все существующие предметы мыслились не только как одушевленные, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В мифологии эти представления получают форму обобщений. Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всем его развитии и со всеми его историческими судьбами, мыслится в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникают мифологические образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: славянский Велес (Волос) или кельтская Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греческая Афина Паллада (богиня прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и мн. др.

.1 Понятие мифа

Глубокую философию мифа создал итальянский учёный Дж. Вико, автор сочинения «Основания новой науки» (1725). Дж. Вико указал на 4 ступени развития мифологии: очеловечение и обожествление природы (напр., море - Посейдон), начало ее покорения и переделывания (символами покорения природы являлись, напр., Гефест и Деметра), общественно-политическое толкование богов (напр., Юнона - покровительница браков), очеловечение богов и потеря ими аллегорического смысла (Гомер).

Миф (от греч. mythos) - предание, сказание о чем-либо, т.е. это устное народное творчество; в последствие в греческом языке начал означать сказание о богах и героях.

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни.

.Древнегреческая трагедия

Древнегреческая трагедия - древнейшая из известных форм трагедии. Происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса - сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисий (празднеств в честь Диониса).

Три крупнейших трагика Греции - Эсхил, Софокл и Еврипид - последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития.

Особенно много нового для театра придумал поэт Эсхил, живший во время греко-персидских войн. В представлениях стали изображать не только мифы, но и события недавнего времени. Для оживления театра Эсхил придумал выводить второго актера. Чтобы актеры могли свободнее двигаться и все-таки быть выше хора, Эсхил снабдил их высокими деревянными каблуками или привязными скамеечками. Эсхил устроил и первую декорацию. Актеры у него должны были играть ближе к палатке: ее переднюю стенку стали раскрашивать, придавая ей, смотря по пьесе, вид алтаря, скалы, переднего фасада дома с дверью посредине и т. д. Если в пьесе надо было представить и людей, и богов, то боги входили на плоскую крышу палатки, чтобы казаться выше людей.

Основной мотив трагедии Эсхила - идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Ничто не может поколебать общественный порядок, установленный сверхчеловеческими силами, даже титаны.

В драмах Софокла действие разнообразилось живыми картинами. В его пьесе "Аякс" представлен герой троянской войны, впавший в дикое безумство, когда доспехи убитого Ахилла присудили не ему, а Одиссею; жена Аякса сообщает хору его товарищей, что Аякс в бешенстве и ослеплении перебил стадо баранов, приняв их за Одиссея и его воинов; во время этих слов широко распахиваются двери сценической палатки: из них выезжает на колесах помост и на нем несчастный, потерявшийся Аякс среди фигур перебитых им животных; через несколько минут эту подвижную сцену укатывают назад, и действие продолжается.

И, наконец, Еврипид - сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией - уже отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии.

Еврипид выбирал по обыкновению содержание из мифов, но под видом героев изображал современных ему людей. В драмах Еврипида несчастия и гибель человека представлены, как следствия его характера и ошибок, которые он совершил. В разговорах действующих лиц поднимаются разные вопросы: сила или правда торжествуют на свете, можно ли верить в богов и др. Эти беседы напоминают иногда споры и доказательства в афинском суде.

Греческая трагедия была отчасти похожа на нашу оперу: хор исполнял несколько песен; действующие лица, помимо обыкновенного разговора, еще мерно читали нараспев стихи.

В греческом театре только сцена была крытая. Зрители толпились или рассаживались кругом открытой орхестры. Чтобы дать им больше места, вокруг орхестры строили каменные уступы, поднимавшиеся кверху все более широкими кругами. Внизу, ближе к сцене, помещали главных лиц в городе, начальников, членов совета и почетных гостей из других городов.

На греческую трагедию большое влияние оказал гомеровский эпос. Трагики заимствовали из него много сказаний. Действующие лица часто употребляли выражения, заимствованные из «Илиады».

.1 Мифологические сюжеты в древнегреческой литературе

По ходу изложения в «Одиссее» затрагивается целый ряд мифологических сюжетов, литературная судьба которых прослеживается на протяжении всей истории античной литературы, от 8 в. до н. э. вплоть до 5-6 в.в. н. э., и при том в обеих ее ветвях - греческой и римской. Некоторые из этих мотивов получили отражение, наряду с «Одиссеей», также в циклических поэмах. Ни одна из них не сохранилась, но по немногочисленным фрагментам и особенно из прозаического пересказа поэм Троянского цикла мы можем понять, о чем шла речь в каждой из них и как это соотносится с изложением в «Одиссее». Хотя все эти поэмы были созданы, скорее всего, в то время, когда «Одиссея» уже существовала, при ее формировании автор мог рассчитывать на то, что изложенные в них мифы были знакомы его аудитории, так как содержание их составляли сказания, известные из достаточно распространенного репертуара рапсодов. Следовательно, автор «Одиссеи» мог в своем изложении варьировать объем информации о них: от более обширной, когда этого требовала его художественная задача, до одного намека или упоминания какого-нибудь персонажа.

В дальнейшем эти сюжеты получают развитие, видоизменение и переосмысление в древнегреческой лирике 7-5 вв. (Сапфо, Алкей, Стесихор, Пиндар), в афинской трагедии 5 в. (Эсхил, Софокл, Еврипид), затем - у эллинистических поэтов 3 в. (Феокрит, Аполлоний Родосский), с тем чтобы снова возродиться в творчестве последних представителей древнегреческого эпоса: в большой поэме Квинта Смирнского, которая так и называлась «После Гомера», и в небольшой - «Взятие Илиона» Трифиодора (3 в. н. э.).

Одновременно с развитием мифологических сюжетов в художественной литературе сравнительно рано (не позже 4 в.) стали появляться специальные исследования об употреблении мифов у Гомера и других классических авторов, а по меньшей мере со времен эллинизма начали составлять всякие словари и справочники по мифологии, предназначенные для нужд школы и ориентированные на достаточно широкую публику. С накоплением различного материала встал вопрос о необходимости привести в систему разбросанные всюду сведения. Из произведений такого рода до нас дошли собрания мифологических сюжетов, известные под именами Аполлодора и Гигина (первый датируется предположительно 2 в. н. э.), притом, что совершенно неизвестно, кто скрывается под этими именами. К ним можно прибавить возникший примерно в то же время более скромный по объему труд - «Метаморфозы» некоего Антонина Либерала. В самом конце античности возникает фиктивный «Дневник Троянской войны», дошедший под именем не менее загадочного Диктиса Критского.

Еще одним источником наших знаний о судьбе того или иного мифа являются схолии - античные и более поздние примечания, которыми обычно сопровождались издания классических авторов от Гомера до Аполлония Родосского, а впоследствии - тех же Вергилия и Стация. Немалое место в схолиях занимали и всякие сведения по мифологии, в том числе - и заимствованные из уже названных выше пособий.

.2 Миф об Эдипе

Эдип - фиванский царь, сын Лая и Иокасты (в «Одиссее» - Эпикасты). Наиболее известный вариант мифа об Эдипе, восходящий к трагедии Софокла «Царь Эдип», сводится к следующему: Лаю было предсказано, что, если у него родится сын, он станет убийцей отца. Поэтому новорожденному младенцу Лай пронзил сухожилия на ногах и велел бросить его на горе Киферон. Однако ребенок был спасен и попал к бездетной царской чете в Коринфе, которая его усыновила, назвав Эдипом (имя Οίδίπους сближают с глаголом οίδάω «опухать» и существительным πούς «нога») Выросши, Эдип получил в Дельфах пророчество, что ему суждено убить отца и сойтись с матерью. Считая своими родителями коринфскую чету, он не вернулся домой, а отправился искать себе другого пристанища. В дорожной ссоре с повстречавшимся ему Лаем, Эдип убил его, не ведая, с кем имеет дело. Подойдя к Фивам, он освободил их от зловещей полуженщины, полульвицы Сфинкс и получил в награду царский престол и руку овдовевшей царицы, т. е. собственной матери. Все это составляет предысторию трагедии Софокла, в ходе действия которой выявляются все преступления, совершенные по неведению Эдипом. Иокаста кончает с собой, а Эдип ослепляет себя и готовится к изгнанию.

Эта сюжетная ситуация сложилась, однако, в литературной традиции далеко не сразу: в Одиссее сообщается, что боги вскоре раскрыли тайну нечестивого брака Эдипа, вследствие чего Эпикаста повесилась, Эдип же продолжал царствовать в Фивах, не помышляя о самоослеплении. Из Илиады известно, также, что некогда состоялись надгробные игры по павшему Эдипу, - вероятно, он погиб, защищая свою землю и свои стада от врагов. Ни о каком трагическом повороте в его судьбе здесь речи нет. Дальнейшее развитие миф получил в киклических «Эдиподии» и «Фиваиде», от которых дошло очень немного. Нет, однако, достаточных оснований утверждать, что уже в этих поэмах Эдип лишал себя зрения.

Важно отметить, что в ранних версиях только Лаю было дано пророчество о возможной гибели от руки сына; сам Эдип, до тех пор пока он не стал героем Софокла, не получал никаких предупреждений о встрече с отцом и тем более - о браке с собственной матерью. Также Иокаста даже у Софокла ничего не знает о грозящем ей соединении с родным сыном. Из сказанного следует, что первоначальным содержанием мифа об Эдипе был широко распространенный фольклорный мотив битвы отца с сыном, а женитьба Эдипа на собственной матери оказывается вариантом сюжетного хода богатырской сказки: спасителю царства вручается рука царевны или незамужней царицы.

Наряду с Софоклом, к мифу об Эдипе обращались Эсхил и Еврипид, а также еще более десяти их современников и последователей - товарищей по древнегреческому театру. Ни одно из этих произведений не сохранилось, как и трагедия Юлия Цезаря «Эдип». Единственный автор, кроме Софокла, чья трагедия «Эдип» уцелела до наших дней, - Сенека. В ней ничто не напоминает о величии того бескомпромиссного анализа, который с трагической неизбежностью вел Эдипа к выявлению истины у Софокла, поскольку у Сенеки Эдип заранее знает о грозящих ему бедствиях, и жуткие картины пророчеств способны только усилить его страх перед будущим.

Концу жизни Эдипа была посвящена другая трагедия Софокла - «Эдип в Колоне» (поставлена в 401 г.). Здесь изгнанный из Фив Эдип получил вечное успокоение в Земле Аттики, в которой его могила должна служить защитой от врагов и залогом благополучия. В трагедиях Эсхила «Семеро против Фив» и Еврипида «Финикиянки», содержание которых составляет братоубийственная распря сыновей Эдипа, и сам он, и Иокаста изображены ещё живущими в своем дворце, хотя их трагическое прошлое уже стало известно. Иокасте не удается предотвратить поединок между ее сыновьями, и она кончает с собой на поле боя над трупами братьев-врагов. Эдип после этого отправляется в изгнание в сопровождении верной дочери Антигоны. Контаминацию двух названных трагедий представляли собой «Финикиянки» Сенеки, сохранившиеся только в отрывках.

Заключение

В ходе данной работы были прочитаны и проанализированы трагедии Софокла «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», Эсхила «Семеро против Фив» и Еврепида «Финикиянка», в которых можно проследить сохранившийся сюжет мифа об Эдипе.

Мифология - неотъемлемый культурный генофонд народа, санкционирующий и воспроизводящий нормы поведения и духовные ценности человека.

Эдип должен быть постоянно начеку, не давая вырваться тем поистине страшным способностям, которые в нём заключены. Но он принял всё буквально и не увидел этой истины. И только в самый последний момент, в момент духовного прозрения он понимает, каким слепцом он был тогда, и в знак этого выкалывает себе глаза. Тем самым он выражает главную идею трагедии: не боги вершат судьбу человека, но он сам. Рок, неотвратимость - ничто по сравнению с человеком, понимающим и осознающим свою нравственную и духовную сущность.

Список использованной литературы

1.Блакуэлл К.У. Мифология для «чайников» (Mythology For Dummies) / Блакуэлл К.У., Блакуэлл Э.Х. - М.: Диалектика, 2006. - 368 с.

.Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / [ред. и сост. В.И. Новиков]. - М.: Олимп: ACT, 1997. - 848 с.

3.Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах / В.Д. Гладкий - М.: Центрполиграф, 1998. - 478 с.

.Гомер. Одиссея / [пер. В.А. Жуковский]. - М.: Наука, 1935. - 535 с.

.Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун - Ташкент: Ёш гвардия, 1986. - 464 с.

.Радциг С.И. История древнегреческой литературы / С.И. Радциг - М.: Наука, 1940. - 403 с.

7.Советская историческая энциклопедия / [ред. Е.М. Жуков]. - М.: Советская энциклопедия, 1973-1982. - 508 с.

.Тронский И.М. История античной литературы / И.М. Тронский - Л.: Учпедгиз, 1946. - 496 с.

9.Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии / М.Н. Бычков // Литературные памятники. - М.: Наука, 1999 - С. 13-16

10.Ярхо В.Н. Словарь мифологических сюжетов // Жуковский В.А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. / Редкол. И.А. Айзикова, Н.Ж. Ветшева, Э.М. Жилякова, Ф.З. Канунова, В.С. Киселев, О.Б. Лебедева, И.А. Поплавская, А.В. Петров, Н.Б. Реморова, А.С. Янушкевич (гл. ред.). - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - С. 597-692.

Похожие работы на - Отражение в греческой трагедии мифа об Эдипе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!