Технология работы вокзального комплекса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,03 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технология работы вокзального комплекса

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ»

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине

«ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛОВ И ПАССАЖИРСКИХ СТАНЦИЙ»




Выполнил студент Амелин А.С.

гр. УПЛ-903

Проверил доцент Аль-Шумари А.С.






Санкт-Петербург - 2013 г.

 

ВВЕДЕНИЕ


Одним из основных видов деятельности железнодорожного транспорта являются пассажирские перевозки. Основной задачей управления пассажирскими перевозками является достижение максимальной эффективности функционирования пассажирского транспорта, обеспечение полного и качественного удовлетворения спроса платёжеспособного населения на перевозки с минимальными издержками.

В условиях рыночной экономики усиливается конкурентная борьба между различными видами транспорта за привлечение пассажиропотока. При этом определяющим факторам в выборе способа передвижения становится уровень качества транспортного обслуживания населения.

Важная роль в качестве пассажирских перевозок и уровне культуры обслуживания пассажиров отводится работе вокзалов. Сегодня на сети дорог РФ функционирует более 800 вокзалов и их число с каждым годом продолжает увеличиваться.

В настоящее время в работе железнодорожных вокзалов наблюдаются значительные перемены:

·        проводятся работы по реконструкции пассажирских устройств;

·        модернизация оборудования вокзалов;

·        внедрение прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов;

·        расширение перечня услуг, оказываемых пассажирам на вокзале.

1.       ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА


Технологический процесс работы вокзала - основа функционирования и взаимодействия его подсистем и структурных подразделений. Технологический процесс включает в себя:

)        техническую характеристику и генеральный план вокзала со всеми его помещениями, перронными путями, платформами, постройками и устройствами;

)        производственную характеристику с указанием количества прибывающих и отправляющихся дальних, пригородных поездов, числа прибывающих и отправляемых с этими поездами пассажиров, объёмов переработки багажа и ручной клади, пропускной и перерабатывающей способности всех вспомогательных и вокзальных цехов;

)        порядок обслуживания прибывающих и отправляющихся пассажиров;

)        организацию продажи билетов по видам сообщения;

)        технологию работы багажных отделений и камер хранения;

)        справочно-информационное обеспечение;

)        организацию бытового обслуживания пассажиров и уборки вокзала;

)        оперативное планирование работы вокзала.

Технологический процесс работы конкретного вокзала ежегодно дополняется сведениями о новых технологических процессах и их изменениях. Не реже одного раза в три года технологический процесс пересматривается.

В целях совершенствования технологии работы отдельных подразделений вокзала периодически проводятся исследования отдельных процессов и разрабатываются нормативы затрат времени на выполнение операций (продажа билетов, информационно-справочное обслуживание, работа камер хранения, багажные операций, предоставление платных услуг и др.). Кроме того, необходимо проводить маркетинговые исследования потребительского спроса и требований к качеству и номенклатуре услуг, оказываемых пассажирам, для формирования соответствующих адресных пакетов услуг и повышения привлекательности пассажирских железнодорожных перевозок на конкурентном рынке.

1.1     СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВОКЗАЛОМ


Руководство вокзалом осуществляет начальник вокзала, имеющий нескольких заместителей. Производственно-технические подразделения находятся в ведении главного инженера. От исправной работы сложного комплекса инженерных сооружений вокзала зависит его нормальное функционирование, поэтому организации обслуживания системы отопления, вентиляции, освещения, приборов канализации, водопровода уделяется особое внимание.

Заместитель начальника вокзала по хозяйственным вопросам отвечает за работу камер хранения, комнат отдыха и комнат матери и ребенка. Под руководством начальника вокзала находится также дежурный помощник начальника вокзала, который отвечает за работу носильщиков, станционных рабочих, уборщиков производственных помещений в течение смены.

1.2     ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОКЗАЛА


Пассажирский вокзал оказывает услуги, связанные с начальными и конечными операциями по перевозке пассажиров.

В соотношении с установленными размерами движения пассажирских поездов составляется суточный план-график работы вокзала в целом по обслуживанию всех прибывающих и отправляющихся в течение суток составов. Может быть составлен план-график только для периодов наиболее интенсивного подхода пассажиров и поездов. При этом рассматриваются следующие операции:

)        непосредственно связанные с отправлением (или прибытием) пассажиров данного поезда, выполняемые в строго определённое время относительно момента отправления (или прибытия) поезда, например, технологические операции на пассажирских платформах;

)        частично связанные с временем отправления (или прибытия) поездов, например, выдача пассажирам багажа из камеры хранения перед отправлением поезда;

)        не связанные с прибытием (отправлением) поездов, например, работа билетных касс, где одновременно продаются билеты на поезда независимо от времени их отправления.

Операции по подвозу к вагонам почты, багажа для уборки в складские помещения с указанием маршрутов движения транспортных средств отражаются в плане-графике в тех случаях, когда они по времени совпадают с проходом или посадкой (высадкой) пассажиров. Время на выполнение отдельных операций устанавливается в результате расчетов с учетом местных условий и особенностей работы.

2.     

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРОПОТОКОВ

Потоки пассажиров на вокзалах разделяют на:

)        пассажиров прибытия, которые стремятся проити кратчайшим путём с платформы на привокзальную площадь, к остановкам местного транспорта; часть пассажиров пользуется камерами хранения, санитарно-бытовыми помещениями, справочными бюро;

)        пассажиров транзитных, находящихся на вокзале наиболее длительное время и пользующихся всеми пассажирскими помещениями;

)        пассажиров проходящих поездов дальнего следования, которые пользуются вокзальными помещениями сравнительно редко и кратковременно.

Схема движения пассажиров приведена на рисунке 1. Направление пассажиропотоков указывают на схематическом плане вокзала. (Рисунок 2)

Рис. 1 Схема движения пассажиров по прибытию (а) и по отправлению (б)

Основные требования, предъявляемые к организации движения потоков пассажиров на вокзалах:

·        возможно полное разделение по категориям (дальние и пригородные) и направлениям движения (отправление и прибытие) на привокзальной площади, в пассажирских зданиях на вокзальных переходах и пассажирских платформах;

·        пути следования потоков должны быть безопасными, удобными и возможно короткими, без пересечений и встречных движений в одном уровне;

·        минимизация излишних подъёмов и спусков;

·        устройства и помещения вокзала располагают с учетом рациональной технологической последовательности совершаемых пассажирских операций, исключающей возвратные движения и чрезмерное сосредоточение пассажиров в отдельных местах вокзала;

·        чёткое зонирование и отделение шумных операционных помещений от более тихих и спокойных помещений.

3.       РАСЧЁТЫ ПАРАМЕТРОВ ВОКЗАЛА


Нормирование вокзала идёт в зависимости от расчетного годового потока пассажиров отправления Прасч.год. и расчётной вместимости вокзала Nрасч.год., которые определяются отдельно для дальних и пригородных пассажиропотоков.

.1 СУТОЧНЫЙ ПАССАЖИРОПОТОК ПО ВИДАМ СООБЩЕНИЯ

1)      Дальнее сообщение:. Прибытие в дальнем сообщении своего формирования:

.        Отправление в дальнем сообщении своего формирования:

.        Прибытие и отправление в дальнем сообщении своего формирования в год:


где

 - коэффициент населенности поезда;

а - населённость поезда с заданным количеством вагонов;

 - количество поездов в сутки.

2)      Пригородное сообщение:.  Прибытие в пригородном сообщении своего формирования:

.        Отправление в пригородном сообщении своего формирования:

с

где

с - населённость вагона электропоезда;

, - число прибывающих и отправляющихся пригородных электропоездов;

b - количество вагонов в одном электропоезде.

Для вокзала, обслуживающего дальних пассажиров, расчетный поток определяют за расчетные сутки:



где

 - коэффициент сезонной неравномерности, учитывающий изменение среднесуточных потоков пассажиров за три наиболее нагруженных месяца года;

С - среднесуточный годовой поток пассажиров на отправление с вокзала;

 - коэффициент, учитывающий пассажиров прибытия, а также встречающих и провожающих;

 - коэффициент суточной неравномерности, учитывающий изменение суточных потоков пассажиров по двум наиболее загруженным дням недели по сравнению со среднесуточным потоком;

 - коэффициент часовой неравномерности, учитывающий колебания пригородного пассажиропотока отправления в течение суток;

Расчётная вместимость вокзала для пассажиров дальнего следования определяется по формуле:


Расчётная вместимость вокзала для пассажиров пригородного движения:


где

Н - норма расчётной вместимости вокзала.

В зависимости от расчетной вместимости вокзалы, обслуживающие дальних пассажиров, подразделяются:

.        Малые - расчётной вместимостью 50, 100, 150 или 200 пасс;

.        Средние - от 200 до 700;

.        Большие - от 900 до 1500;

.        Особо большие - более 1500.

Исходя из расчётов, можно сказать, что данный вокзал будет относиться к классу особо больших вокзалов.

.2 РАСЧЁТ ПЛОЩАДИ ПРИВОКЗАЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Площади пассажирских помещений определяются по формуле:


где- площадь рассчитываемого помещения,

γ - норма усреднённого распределения пассажиров по помещениям;

 - единичная норма площади помещения на одного пассажира;

 - расчётная вместимость вокзала.

Расчеты полученных площадей сведем в таблицу:

№ п/п

Наименование помещений

, %

, м2 на расч. пасс.

Площадь помещения

1

Вестибюль, распределительный зал, кассовый зал.

0,44

1,3

1580

2

Зал ожидания

0,4

1,7

1879

3

Торговые предприятия общественного питания

0,07

-

194

4

Камеры хранения ручной клади

0,04

-

111

5

Прочие помещения кратковременного пребывания

0,05

-

139

Общая площадь помещений получилась равной примерно S = 3900 м2

В зависимости от годового расчётного потока пассажиров и площади вокзальных помещений вокзалы подразделяются на внеклассные и классные трёх (I, II, III класс).

Теперь, зная, что общая площадь помещений S = 3900 м2 и расчетная вместимость вокзала составляет Н = 2763 пасс. - вокзал можно считать внеклассным.

.3 РАСЧЁТ ПОТРЕБНОГО ЧИСЛА ОТДЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ВОКЗАЛА

3.3.1 Определение необходимого количества билетных касс

Число билетных касс рассчитывается для обеспечения полного и своевременного обслуживания пассажиров, приобретающих проездные документы.

Системы массового обслуживания в билетно-кассовых операциях характеризуются следующими элементами: входящим потоком заявок, очередью, производственными характеристиками обслуживающего обустройства, выходящим потоком реализации запросов.

Интенсивность обращения пассажиров в кассы суточной продажи билетов, соответствующая максимальному уровню загрузки вокзала, представляет собой отношение числа обращений в кассы в период «пик» к времени работы касс в течение рабочего дня:


где

- коэффициент неравномерности;

- суточный максимальный пассажиропоток.

Принимая распределение времени обслуживания пассажира по показательному закону, минимально необходимое число билетных касс на вокзале определяется из условия, что для обеспечения нормальной работы кассы коэффициент загрузки кассира не должен превышать значение:


Среднее время, затраченное на приобретение билета:


Коэффициент загрузки кассира:


Средняя интенсивность обслуживания пассажиров:


Среднее время ожидания в очереди:

Требуемое число касс на вокзале определяется как минимальное целое положительное решение этого неравенства:


Число билетных касс на вокзале = 13 касс.

Среднее число пассажиров на вокзале, которые ожидают билеты:


Средняя длина очереди:


3.3.2 Расчёт числа автоматов для продажи пригородных билетов

Требующееся число автоматов (Б) для продажи пригородных билетов рассчитывают по формуле:


где

 - максимальный общий пригородный пассажиропоток, обслуживаемый за день максимальных перевозок, чел.,

 - часть пригородных пассажиров, приобретающих билеты через автоматы;

 - коэффициент для доли разовых билетов;

- производительность автомата.

Коэффициент  зависит от особенностей пассажиропотока по конкретному вокзалу. Коэффициент ар, кроме того, зависит от сезона (зимой ар меньше), дня недели (в воскресенье больше) и даже времени суток (в часы «пик» меньше среднесуточного).


Максимальная интенсивность пригородного пассажиропотока, обслуживаемого через автоматы:


где

 - интенсивность обращения пассажиропотока (мин.);

- число пассажиров отправления за пиковый период в сутки максимальных перевозок;

 - длительность пикового периода.

Средняя интенсивность обслуживания пассажира автоматом:


Коэффициент загрузки автомата:


Среднее время обслуживания пассажира автоматом:


Для используемых в настоящее время автоматов интенсивность обслуживания в среднем составляет 15 с. Минимально необходимое число автоматов на вокзале определяется в условия, что коэффициент загрузки автомата не должен превышать единицы.

Среднее время ожидания пассажира в очереди к автомату:

 

Среднее время, затраченное на приобретение билета:

 

 

3.3.3 Организация работы автоматических камер хранения и камер хранения ручной клади

Автоматические камеры хранения и камеры хранения ручной клади негабаритных грузов размещаются, как правило, в цокольном этаже вокзала по пути следования пассажиров от поезда в город. Автоматические камеры хранения самообслуживания (АКХС) предназначены для временного хранения ручной клади и работают но принципу самообслуживания. Пассажир имеет право занять одну или несколько свободных ячеек. Срок хранения одни сутки.

Для камер хранения обычно выделяют подвальные помещения пассажирского здания, однако желательно их размещение вблизи от билетных касс и залов ожидания, чтобы пассажир при сдаче и получении вещей затрачивал как можно меньше времени на проход к этим камерам. Расположение камер хранения в подвальных или цокольных этажах вокзалов целесообразно в тех случаях, когда из этих этажей имеются специальные тоннельные или другие проходы на посадочные платформы.

При наличии подъемников или лифтов камеры хранения могут располагаться комплексно на нескольких этажах. Например, окна приема и выдачи ручной клади на первом этаже, а кладовые в цокольном или подвальном.

На многих вокзалах помимо обычных устройств хранения ручной клади могут устанавливаться индивидуальные камеры хранения с автоматическими замками. Применение автоматических ячеек камер хранения позволяет уменьшить время, необходимое на прием и сдачу багажа, и обеспечивает дополнительные удобства для пассажиров, которым не приходится стоять в очереди. Они могут воспользоваться автоматическими камерами хранения в любое время суток.

Число ячеек камеры хранения:


где

 - коэффициент ожидаемого прироста;

 - число мест принятых в месяц максим. перевозок;

 - средний срок хранения ручной клади;

 - число суток максимальной работы (31 день);

Число багажной стойки:


где

 - на производство одной багажной операции;

 - длина стойки - 1,5…2 м.

Требующееся количество окон для приема или выдачи багажа:


3.3.4 Справочно-информационное обслуживание

Справочно-информационные услуги - важнейшая составная часть организации обслуживания пассажиров на вокзалах. Цель справочно-информационного обслуживания состоит в предоставлении пассажирам необходимой им информации для быстрой ориентации на вокзале и привокзальной площади, об отправляющихся и прибывающих поездах.

Справочная информация классифицируется по способам отображениям и используемым для ее отражения техническим средствам. Так, по способам отображения информация подразделяется на:

·        визуальную с постоянным изображением;

·        визуальную с переменным изображением;

·        передаваемую с помощью громкой связи;

·        передаваемую с помощью индивидуальных консультаций.

Визуально-справочная информация разделяется на:

ü  статическую (указатели, расписания, информационные стенды, таблички);

ü  динамическую (информационные панели, платформенный указатель, часы).

Платформенные указатели устанавливаются на платформах с целью информации пассажиров о времени прибытия и отправления поездов и их станциях назначения. Различают платформенные указатели механические (с перекидными лепестками) и электронные с использованием светодиодов или блинкеров. Электронные указатели получают все больше распространения вследствие низкого потребления электроэнергии (не нуждаются в подсветке вспомогательными светильниками).

Информационные панели устанавливаются в пунктах продажи билетов на станциях, платформах, вокзалах. На таких панелях отображается информация об отправлении и прибытии поездов, наличии мест, примерное время опоздания поездов. Панели с переменной информацией автоматизированы и управляются ЗВМ.

Радиоинформация используется на станциях, вокзалах, крупных пунктах продажи билетов для информирования пассажиров о прибытии и отправлении поездов, номере платформы и пути, номере и назначении поезда, порядке посадки пассажиров, нумерации вагонов состава и других объявлений.

Телеинформация предоставляется с помощью телеэкранов, кассовых залах используют панели коллективного пользования о наличии мест в поездах. В залах ожидания вокзалов устанавливают телевизоры с большим экраном. Развитие технических средств позволило широко применять большие плазменные экраны, управления персональными компьютерами.

3.3.5 Время прибытия пассажиров в каждой группе на вокзале

·        За полтора часа до отправления дальнего поезда на вокзале накапливается 50% пассажиров;

·        На станции формирования путь освобождается на 30-40 минут до отправления поезда;

·        40-50% прибывающих пассажирских дальнего следования задерживаются на вокзале на 30-40 минут.

·        Среднее время накопления отправления пригородных пассажиров зависит от частоты движения поездов (за 15-5 минут).

·        Количество пассажиров, которые посещают вокзал, помещения во время остановки транзитных поездов может быть определено:


где  - населенность поездов различных категорий;

 - размер движения пассажирский поездов различных категорий;

- доля входящих пассажиров из поездов различных категорий.:

Для расчетов доли выходящих пассажиров во время стоянки:

o   днём, t = 15 мин,  = 20 % ;

o   обеденное время , t = 15 мин,  = 60 % ;

o   днём , t = 5 мин,  = 10 % ;

o   ночью, t = 5 мин,  = 2 %

Количество пассажиров, находящихся одновременно на перроне во время остановки дальних и местных поездов:


1)      

2)      

3)      

4)      

Теперь, зная долю выходящих пассажиров во время стоянки можно определить количество пассажиров находящихся одновременно на перроне во время остановки дальних и местных поездов:

1)     

2)     

3)     

4)     

4.       ПОСТРОЕНИЕ СУТОЧНОГО ПЛАНА-ГРАФИКА РАБОТЫ ПАССАЖИРСКОЙ СТАНЦИИ

вокзал пассажиропоток планирование

Для обеспечения правильной организации работы пассажирской станции по действующему графику движения поездов составляется суточный план-график работы станции. Порядок составления плана-графика работы станции следующий. Вначале собираются необходимые исходные материалы:

§  данные о специализации парков, путей станции;

§  нормы времени на занятие горловин и путей станции при поездных и маневровых передвижениях;

§  технологический процесс обработки составов и вагонов на собственно пассажирской и технической станциях, включая нормы времени на операции по обработке транзитных поездов, формированию поездов;

§  нормы времени на операции по экипировке составов;

§  расписание прибытия и отправления поездов;

§  график оборота составов дальних, местных и пригородных поездов.

После этого на бланк плана-графика наносятся прием, отправление и пропуск транзитных поездов, обработка составов, а затем уже все другие маневровые передвижения. План-график работы станции является основным документом для определения эксплуатационных показателей работы станции.

По суточному плану графику рассчитываем показатели загрузки устройств:

Коэффициент загрузки:


1)      для горловины: для платформы:

Коэффициент загрузки маневрового локомотива:

Похожие работы на - Технология работы вокзального комплекса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!