Система платежей за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,41 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система платежей за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации

Содержание

Введение

. Окружающая среда. Виды загрязнений

. Платежи: налоговые и неналоговые

. Виды платежей за загрязнение окружающей среды. Общее положение

. Расходы на восстановление окружающей среды

. Анализ доходной и расходной части

. Анализ действующей в России системы платежей за загрязнения окружающей среды и пути ее совершенствования

Заключение

Список литературы

Введение

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово "экология", но вряд ли можно считать, что все понимают под ним одно и то же.

Термин "экология" (от греческих "ойкос" - дом, место обитания, и "логос" - наука) был придуман в 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем, который ввел его в обиход для обозначения "общей науки об отношениях организмов к окружающей среде", куда мы относим в широком смысле все "условия существования". Это понятие, первоначально довольно узкое, в дальнейшем расширялось, какое-то время и экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем - популяций, видов, сообществ - и их взаимодействий друг с другом и с окружающей средой.

Но сейчас понятие "экология" уже далеко вышло за рамки того, что вкладывалось в него Эрнстом Геккелем и что указывается в справочниках и энциклопедиях. Теперь это уже самостоятельная наука об окружающей среде (с точки зрения ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми). Ее питает не только и не столько биология, но и почти все науки о Земле - метеорология, гидрология, океанология, климатология, география, геология с необходимыми для них физико-математическими и химическими методами, а также социология, психология и экономика. Такого расширения содержания экологии и смещения в нем наук потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете (ядерная катастрофа, возможный парниковый эффект и тому подобное), уже столкнулось в своей практике с ограниченностью природных ресурсов (в том числе энергетических) и воочию увидело губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду - экологические катастрофы, как Чернобыль и Арал.

Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.

Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 г. №2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г.) «Об охране окружающей природной среды» платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде.

Актуальность темы данной курсовой работы связана с необходимостью, в условиях коренного преобразования всей эколого-экономической системы в нашей стране, корректировки нормативно правовых документов, обеспечивающих расчет, сбор и поступление платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный и региональные бюджеты.

Предмет исследования - методика исчисления и порядок уплаты природопользователями платежей за загрязнение окружающей среды.

Целью исследования является анализ действующей системы экологических платежей и формулирование предложений по повышению ее эффективности, позволяющих увеличить доходную часть бюджета и получить дополнительные средства для реализации государственной политики в области охраны окружающей среды.

В настоящей работе мы попробуем решить следующие задачи:

·дадим понятие видов платежей;

·раскроем порядок предоставления расчета, механизм перечисления платежей и контроля их поступления;

·определим направления реформирования и дальнейшие перспективы совершенствования системы экологических платежей в условиях преобразования бюджетного и налогового законодательства.

Источником работы являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

При написании работы использовались такие научные методы, как анализ и системный подход.

1. Окружающая среда. Виды загрязнений

окружающая среда загрязнение платеж

Окружающая среда - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое <#"justify">Составляющие окружающей среды:

·Атмосфера (воздушная оболочка Земли);

·Гидросфера (водная оболочка Земли);

·Литосфера (земная оболочка Земли);

·Биосфера (оболочка Земли, заселенная живыми организмами).

Загрязнение окружающей среды - это процесс привнесения в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, оказывающих негативное воздействие.

Основными видами загрязнения являются:

·Химическое (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений);

·Физическое (тепловое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное);

·Биологическое (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).

Биологическое - это появление в экосистеме не характерных для неё видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность. Одной из форм биологического загрязнения является микробиологическое, которое связано с массовым размножением микроорганизмов.

Физическое загрязнение - это проявления в отклонениях от норм в температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств. Разновидностями этого вида загрязнения являются:

Тепловое - характеризуется постоянным или периодическим повышением температуры окружающей среды выше естественного уровня.

Световое - связано с периодическим или продолжительным превышением уровня естественной освещённости местности, за счёт электричества.

Шумовое - характеризуется превышением естественного шумового фона, что приводит к утомляемости человека, стрессовому состоянию, развитию нервно-психических заболеваний.

Радиоактивное - характеризуется увеличением в окружающей среде радиоактивных элементов и веществ.

Электромагнитное - данный вид загрязнений связан с нарушением электромагнитных свойств окружающей среды. Основные источники загрязнения - это линии электропередач, теле и радиоустановки.

Биотическое - это превышение биогенов в окружающей среде, основные источники загрязнения - это смыв в водоёмы минеральных и органических удобрений, накопление в окружающей среде нечистот, отмерших организмов, поступление искусственно синтезированных органических веществ.

Механическое - это загрязнение относительно инертными в физико-химическом отношении бытовыми и производственными отходами

Каждый тип загрязнения имеет характерный и специфичный для него источник загрязнения - природный или хозяйственный объект, являющийся началом поступления вещества-загрязнителя в окружающую среду.

Источники загрязнения:

·Природные (пыльные бури, вулканическая деятельность, селевые потоки);

·Антропогенные (промышленные предприятия - химические, металлургические, целлюлозно-бумажные, строительных материалов), теплоэнергетика, транспорт, сельскохозяйственное производств).

2. Платежи: налоговые и неналоговые

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст.6).

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений (ст.41). В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (ст.41).

В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

-налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (налог на добавленную стоимость; акцизы; лицензионные и регистрационные сборы);

-налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);

-платежи за пользование природными ресурсами (платежи за пользование недрами; платежи за проведение поисковых и разведочных работ; платежи за пользование недрами территориального моря и континентальным шельфом; платежи за пользование минеральными ресурсами и прочее);

-прочие налоги, пошлины и сборы (государственная пошлина; прочие федеральные налоги; налоги субъектов РФ; местные налоги и сборы).

К неналоговым доходам бюджетов относятся (ст.41):

-доходы от использования имущества, находящегося в собственности государства <#"justify">-доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-доходы от платных услуг <#"justify">Неналоговые доходы подлежат в большей степени управлению региональными и местными властями.

В формировании доходов государства и муниципальных образований важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов при влечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований, - это поступающие в их распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов, неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. В частности, на добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т.п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

3. Виды платежей за загрязнение окружающей среды. Общее положение

Платежи за пользование природными ресурсами в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отнесены к федеральным налогам (п. «и» ст. 19). Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, установленная Законом РСФСР от 19.12.91 г. №2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г.) «Об охране окружающей природной среды» (далее - Закон №2060-1) и введенная на территории Российской Федерации с 1991 г., относится к указанным платежам, а значит, к федеральным налогам.

Согласно Закону №2060-1 и постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. №632 (с изменениями на 27.12.94 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» платежи вносят организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на природную среду.

Платежи за загрязнение окружающей среды представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации. Платежи предназначены для:

·возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

·стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов;

·стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов взимается с природопользователей, т.е. с предприятий, учреждений, организаций, российских и иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

) за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;

) за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов. Источником платы за допустимые выбросы и сбросы являются прибыль, плата за счет сверхлимитных выбросов и сбросы - хозрасчетный доход предприятия;

) за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды (при загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя).

Плата с природопользователей взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

1.Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

2.Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

.Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;

.

Похожие работы на - Система платежей за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!